Трактор ДТ-20: технические характеристики, устройство, двигатель, коробка

Трактор ДТ-20: технические характеристики, устройство, двигатель, коробка

Трактор ДТ-20: технические характеристики, устройство, двигатель, коробка

Трактор ДТ-20 — компактная сельскохозяйственная машина 0,6 тягового класса, выпуском которой занимался Харьковский тракторный завод. Спецтехника давно не производится, но до сих пор эксплуатируется. О характеристиках, устройстве, преимуществах и недостатках трактора Д-20 расскажем далее.

История производства

Трактор ДТ-20: технические характеристики, устройство, двигатель, коробка

Легкий трактор ДТ-20 тягового класса 0,6 выпускался на заводе в советском городе Харькове вплоть до 69 года прошлого века. Трактор собирался для перевозки грузов и проведения сельскохозяйственных мероприятий с прицепом и дополнительным оборудованием.

В настоящее время трактор ДТ-20 является раритетной моделью — экспонатом, выставленным в целом ряде музеев России, ближнего и дальнего зарубежья. Учитывая солидный возраст модели, оставшихся на ходу и по-прежнему работающих в сельском хозяйстве тракторов данной марки немного. На Украине и в Молдавии, в среднеазиатских республиках и в Прибалтике продолжают эксплуатироваться и выполнять свои функции немногочисленные тракторы ДТ-20.

В общей же сложности за все годы производства с конвейера ХТЗ сошло почти 248, 5 тыс. тракторов ДТ-20. Интересно, что немалая их часть была поставлена за границу. Причём не только в бывшие «братские страны», но и в государства капиталистические. «ДТ-20» славно потрудились и на виноградниках Франции, и в садоводческих хозяйствах Голландии, и в ряде других стран «дальнего зарубежья».

Колесный трактор ДТ-20 стал продуктом комплексной переработки модели ДТ-14Б. Были пересмотрены:

  • мощность двигателя;
  • количество зубьев на шестернях передач;
  • конструкция кузовных деталей;
  • устройство картера основной передачи.

Для повышения трудоспособности трактора ДТ-20 была добавлена педаль, одновременно включающая оба тормоза.

Ключевые отличия

Трактор ДТ-20: технические характеристики, устройство, двигатель, коробка

В сравнении с прототипом ДТ-14Б более раннего года выпуска у колесного трактора ДТ-20 более широкие крылья и измененные тентовые стойки. Конструктивно улучшен картер основной передач, встроена педаль для подключения сразу двух тормозов.

Важная в работе конструктивная особенность трактора ДТ-20 – это возможность изменения его колеи. Чтобы изменить колею заднего моста, нужно было переставлять диски и обод колеса. С управляемыми колёсами всё было намного проще: конструкторы ДТ-20 предусмотрели для этой цели телескопическую переднюю ось.

Трактор ДТ-20 легко было перестроить под использование задним ходом. Интересной особенностью данной сельхозмашины является то, что руль, педали и сиденья можно было развернуть и переставить, а колёса – не только поставить на другую ширину колеи, но и поменять местами.

Устройство трактора

Трактор ДТ-20: технические характеристики, устройство, двигатель, коробка

Заднеприводный трактор ДТ-20 относится к типу «классика» с единственным ведущим мостом. В спецтехнике использованы задние расширенные покрышки со сниженным давлением и углубленным протектором. Шины переднего моста обладают меньшим диаметром.

Приспособить трактор ДТ-20 к самой разной деятельности позволяли регулируемые параметры ходовой части. На уровень производительности и величину динамических характеристик влияет колесная колея, а также клиренс, продольная база и вес со сцепкой.

ДТ-20 обладает важной особенностью: колеса можно поменять местами и переставить сиденье, педали и рулевое колесо.

Тормозная система колесного трактора ДТ-20 оснащена педальным управлением. Используются навесная гидросистема и система для оборудования, зависимый вал, отбирающий мощность, и сменяемый шкив. С установленным навесом нагрузка на колесную базу изменяется.

Для советского времени трактор ДТ-20 отличался максимально эффективной работой и минимальным комфортом для механизатора. Редкие модели колесных тракторов имели тент, а кабина отсутствовала полностью, как и рама, в отличие от современных моделей.

Трактор ДТ-20: технические характеристики, устройство, двигатель, коробка

Задние колеса ДТ-20 являются ведущими, а к переднему мосту пара крепко прикреплена. В управлении участвуют педальные тормоза ленточного типа с разделенными функциями.

Трактор ДТ-20 обладает возможностью регулирования дорожного просвета и сопряжения с навесным оборудованием и прицепами.

Трактор ДТ 20 способен выполнять большой спектр сельскохозяйственных работ благодаря навесному оборудованию, так, к примеру:

  • может использовать 2- и 3-контурные плуги для увеличения разового захвата поверхности;
  • работает с сегментными и роторными вариантами косилок;
  • с окучниками обрабатывает сельскохозяйственные культуры;
  • с отвалом-лопатой применяется для уборки снега или выравнивания песчано-гравийных смесей;
  • для посадки и сбора картофеля ДТ-20 агрегатируется с картофелекопалкой и картофелесажалкой;
  • благодаря прицепу ДТ-20 способен транспортировать грузы весом до полутора тонны.
Читать далее  Цена шиномонтажа: сколько стоит подкачать, заклеить, сменить колесо

Преимущества

Трактор ДТ-20: технические характеристики, устройство, двигатель, коробка

В пятидесятилетнем возрасте трактор ДТ-20 обладает преимуществами перед аналогичной современной техникой. Эффективная водяная система охлаждения мотора не позволяет трактору перегреваться при самой активной работе и высокой наружной температуре. Простая конструкция с применением цельных элементов, уменьшающих риск аварий, использование прочного чугуна и стали, возможность быстрого восстановления.

Модификации колесного трактора ДТ-20

На основе базового трактора ДТ-20 были разработаны различные модификации, предназначающиеся для выполнения специализированных задач. Наиболее удачными версиями ДТ-20 стали такие модели:

  • ДТ-20В на гусеничном движителе, нашел свое применение в овощеводческих и виноградарских хозяйствах;
  • ДТ-20-С1, применение — культивация почвы, размеры колес 8-32;
  • ДТ-20-С2, универсал, предназначенный для всех типов сельхозработ, колеса 10-28;
  • ДТ-20-С3, изготовлялась на экспорт, была оснащена всевозможной электроникой, фарами, задним фонарем, размер колес 10-28;
  • ДТ-20-С4, на экспорт, расширено оперение, имеются фары, розетка для сигнализации навесок, задний фонарь и т. д.;
  • ДТ-20-С5 — экспортная модель, оснащенная вентилятором, стоп сигналами, фарами и другой электроникой;
  • ДТ-20-С6 — больше возможностей при работе с функциональным оборудованием, дополнительная электроника;
  • ДТ-20У — узкий клиренс, идеальный помощник в теплицах и на животноводческих фермах;
  • ДТ-20К — дорожная колея более двух метров, клиренс 1,5 метра, идеальный трактор для выращивания высокорослых технических культур.

Трактор ДТ-20: технические характеристики, устройство, двигатель, коробка

Несмотря на наличие модификаций, к базовому трактору ДТ-20 поставлялись всевозможные плуги и сенокосилки, опрыскиватели и окучиватели, бороны и тележки, транспортировщики и другие приспособления.

Технические характеристики

Компактные габариты трактора ДТ-20 определяют возможность его эксплуатации на небольших площадях и в помещениях животноводческих и парниковых комплексов.

Трактор ДТ-20 весом в 2 неполных тонны характеризуется:

  • длиной — 2,82, шириной — 1,3 и высотой 1,44 метра;
  • регулируемым в пределах 31-52 см агротехническим клиренсом;
  • минимальным для своего класса радиусом поворота.

Размеры и вес ДТ-20

Трактор ДТ-20: технические характеристики, устройство, двигатель, коробка

Колесный трактор ДТ-20 выпускался в 2-х вариантах. Габаритные размеры и вес отличаются в зависимости от версии:

  • Вес снаряженной машины – 1 560 кг;
  • Ширина по наружным краям крыльев – 131 сантиметр;
  • Длина от решетки радиатора до заднего края прицепного устройства – от 2.818 до 3.038 м;
  • Высота от почвы до верхнего края капота – от 1.231 до 1.438 м;
  • База (расстояние между передней и задней осью) – от 1.423 до 1.837 м;
  • Колея (расстояние между центрами колес одной оси) – регулируемая от 1 100 до 1 400 мм. Установка необходимого размера колеи осуществляется переворачиванием колесных дисков;
  • Клиренс – зависит от модификации и составляет от 308 до 515 мм.

Важно: Дополнительно на трактор ДТ 20 мог устанавливаться козырек. Он защищал оператора от солнечных лучей и атмосферных осадков. Рама козырька крепилась при помощи специализированных кронштейнов, расположенных на крыльях машины.

Колесный трактор ДТ-20 выпускалась в двух модификациях. Низкий вариант с просветом 30,8 см высотой до 1,8 м создан для полевых нужд. Высокая модель с просветом 51,5 см высотой 1,231 м разработана для садовых мероприятий.

На базе агрегата весом 1.560 кг сконструированы модели ДТ-75 и ДТ-25.

На трактор ДТ-20 монтировали навесную систему с длинным козырьком (до 3 м) для защиты механизатора от дождя и палящего солнца. Рама закреплялась на двух крыльях специальными кронштейнами.

Характеристики двигателя ДТ-20

Трактор ДТ-20: технические характеристики, устройство, двигатель, коробка

Одноцилиндровый 4-тактный мотор маркируется символами Д-20 и является доработанной версией надежного двигателя Д-14В. В связи с установкой кривошипа коленвала с другими параметрами изменена форма боковых стен картера. Расширены отверстия для установки подшипников в связи с увеличенными оборотами мотора.

В сравнении с предыдущим мотором трактор Д-20 получил:

  • новые боковые стенки картера. Пересмотреть конструкцию этой детали пришлось из-за измененного размера кривошипного механизма коленчатого вала;
  • новую головку и картер цилиндров. В картере увеличились габариты расточек под подшипники равновесия. Изменения были внесены из-за увеличенных оборотов двигателя, которые требовали новой конструкции прочих сопряженных деталей;
  • резиновый клапан сапуна.

Внесенные изменения повлияли на некоторые существенные характеристики мотора трактора ДТ-20. Так, увеличился коэффициент наполнения двигателя и эффективность использования воздуха в поршнях. Увеличенная в процессе модернизации камера поршня положительно повлияла на характеристики работы силового агрегата. Также повысилась эффективность использования топлива на тракторе ДТ-20, что в свою очередь позволило оптимизировать его расход.

Трактор ДТ-20: технические характеристики, устройство, двигатель, коробка

Из-за увеличения числа оборотов двигателя трактора ДТ-20 были расширены габариты расточек под подшипники для уравновешивающего механизма. Головка и картер цилиндра были увеличены. Изменили конструкцию сапуна. Резиновым аналогом был заменён его клапан. Ход поршня был увеличен со 125-ти до 140 миллиметров.

Читать далее  Диагностика ходовой части автомобиля: обо всем по порядку

В двигателе трактора ДТ-20 используется впрыск дизеля в камеру сгорания, эффективно действует система водяного охлаждения. Диапазон хода поршня между нижней и верхней точками расширили до 14 см, форма сапуна изменилась, увеличилась головка цилиндра, расширен картер.

В ДТ-20 равномернее распределяется топливо по внутренней поршневой камере, увеличился индекс наполнения, а в рабочем цилиндре лучше используется воздух. При снижении расхода топлива выросло эффективное давление.

При вращении коленвала 1600 оборотов за минуту мощность мотора ДТ-20 достигает 18 л.с. и составляет 13,2 кВт (20 л.с.) при частоте 1800.

Среди важных технических характеристик двигателя колесного трактора ДТ-20 необходимо назвать:

  • 200 мл топлива расходуется каждый час в перерасчете на 1 л.с.,
  • объем топливного бака – 45 л,
  • 14 см составляет ход поршня,
  • смазка выполняется разбрызгиванием и под давлением,
  • вертикальное расположение цилиндров d 125 мм,
  • шестереночный насос нагнетает масло,
  • коленвал вращается со скоростью 1800 оборотов в мин.

Трактор ДТ-20: технические характеристики, устройство, двигатель, коробка

Оснащение трактора ДТ-20 3х-ступенчатой системой очищения воздуха увеличило время работы комплектующих двигателя, не особенно требовательного к условиям работы и качеству дизтоплива.

Важно: Существует возможность запустить двигатель трактора ДТ-20 вручную, принудительно раскрутив коленчатый вал. Для этого предусмотрен специализированный рычаг.

Двигатель трактора ДТ-20 имеет следующие технические характеристики:

  1. Марка силовой установки – ДТ 20
  2. Расположение цилиндра – вертикальное;
  3. Диаметр цилиндра – 125 миллиметров;
  4. Ход поршня от верхней до нижней мертвой точки – 140 мм;
  5. Система смазки – комбинированная;
  6. Механизм нагнетания масла – насос шестеренчатого типа;
  7. Частота вращения коленчатого вала – 1800 оборотов в минуту;
  8. Расход топлива – 200 г/л. с. за один час работы;
  9. Объем емкости для топлива – 45 литров.

Двигатель ДТ-20 нечувствителен к качеству дизельного топлива и условиям использования. Мотор оснащен трехступенчатой системой очистки воздуха. Это увеличивает срок эксплуатации поршневой группы и других комплектующих двигателя.

Расход топлива

Очень экономичный мотор с одним цилиндром расходует каждый час 0,2 кг на каждую лошадиную силу. Полный 45-литровый бак опустошается за 12,5 рабочих часов.

Кабина

Трактор ДТ-20: технические характеристики, устройство, двигатель, коробка

Инженеры решили сэкономить на стеклах и металлической конструкции, поэтому уменьшили нагрузку на трассу отсутствием кабины. Вместо нее механизатора на тракторе ДТ-20 защищает тент. Вместо неудобного кресла, намертво закрепленного в раме, для водителя установлено сидение.

Ходовая часть

Амортизация ходовой части трактора ДТ-20 достигнута благодаря передним колесам, жестко соединённым с одноименным мостом, балансирующим вертикально. Для управления трансмиссией с дисковой фрикционной муфтой встроен механический рычаг. С включенным реверсом зеркально управляемый трактор движется назад со скоростью 16 км/ч.

Гидравлика

Для сопряжения и перевода в рабочее положение других машин и оборудования трактор ДТ-20 оборудован раздельно-агрегатной гидравлической навесной системой, состоящей из гидропривода и рычажного механизма. К элементам конструкции гидравлического привода относятся:

  • шестереночный насос, смонтированный на моторе и вращающийся от вала уравновешивающего механизма,
  • силовой цилиндр, смонтированный в задней части,
  • масляный бак,
  • золотниковый распределитель рядом с сиденьем оператора.

Для соединения агрегатов гидропривода на тракторе ДТ-20 использованы резиновые и металлические трубопроводы.

Трансмиссия

Трактор ДТ-20: технические характеристики, устройство, двигатель, коробка

В механической КПП трактора ДТ-20 4 передачи предназначены для езды вперед, а 3 включают реверс дистанционно, из кабины механизатора. Трактор движется с максимальной скоростью 17,6 км/ч. К коробке передач от двигателя крутящий момент передается за счет постоянно включенного сухого однодискового сцепления с механическим приводом. Оно выключается при давлении на педаль в кабине тракториста.

Трактор ДТ 20 имеет механическую коробку переключения передач.

Она имеет 4 передачи для движения вперед. Для 3х передач возможно включение реверса. Максимальная скорость движения колесного тракторе ДТ-20 составляет 17,6 км/час. Переключение передач осуществляется дистанционно из кабины оператора.

Крутящий момент от силового агрегата к КПП передается при помощи однодискового сцепления сухого типа. Нормальное положение сцепления – постоянно включенное. Выключение сцепления выполняется воздействием на педаль в кабине оператора. Сцепление имеет механический привод.

Трактор ДТ 20 имеет задний ведущий мост. Он оснащен межколесным дифференциалом. При развороте внутреннее колесо практически стоит на месте. В совокупности с системой раздельного тормоза дифференциал делает машину маневренной.

Тормозная система

Ведущий задний мост трактора ДТ-20 обладает 2хсателлитными межколесными коническими дифференциалами, оставляющими внутреннее колесо на месте во время выполнения разворота. Маневренность техники увеличивается благодаря системе раздельных тормозов в совокупности с дифференциалом.

Трактор ДТ-20: технические характеристики, устройство, двигатель, коробка

1 — рукав тормоза; 2—тормозной шкив; 3—шпонка; 4—пружинное стопорное кольцо; 5—тормозная лента; б—накладка тормозной ленты; 7—заклепка; 8 и 9—тяги тормозной ленты; 10—рычаг блокировки; 11 и 12—винты; 13—регулировочная вилка; 14—тяга блокировки; 15, 19, 21 и 23—пальцы; 16—защелка; 17—вилка тяги; 18—педаль блокировки; 20—педаль тогмоза 22—крышка рукава; 24—возвратная пружина; 25—оттяжная пружина; 26—болт; 27—ушко возвратной пружины; 28—втулка; 29—вал блокировки; 30—войлочный сальник; 31—упорная шайба; 32—установочный винт; 33—конусная пробка.

Читать далее  Самостоятельная диагностика и ремонт ходовой части автомобиля

Управление

Трактор ДТ-20: технические характеристики, устройство, двигатель, коробка

Управление трактором ДТ-20 производится посредством рулевого колеса. На полу расположены педали:

  • Акселератора. Позволяет устанавливать необходимые обороты силового агрегата;
  • Сцепления. При нажатии педали выключается муфта сцепления;
  • 2 педали тормоза. На тракторе ДТ 20 установлен раздельный тормоз. Это дает возможность разворачивать машину на одном месте.

На полу трактора ДТ-20 находится рычаг управления коробкой переключения передач. На передней панели размещен гидрораспределитель с рычагами управления гидравликой.

Трактор ДТ-20: технические характеристики, устройство, двигатель, коробка

За рулевым колесом трактора ДТ-20 установлен щиток приборов. Он дает возможность оператору следить за работой систем. На щитке расположены:

  • Прибор давления масла в системе смазки силового агрегата;
  • Прибор температуры охлаждающей жидкости;
  • Амперметр.

Важно: Элементы управления трактором и гидравлической системой расположены рядом с сидением оператора. Это исключает необходимость тянуться к элементам управления во время движения машины.

Электрооборудование

Трактор ДТ-20 имеет бортовую сеть питания. Напряжение бортовой сети составляет 12 Вольт. электрооборудование подключено по однопроводной схеме. Минусовые контакты потребителей подключаются к корпусу трактора.

Питание осуществляется от одной аккумуляторной батареи напряжением 12 Вольт и генератором постоянного тока. Генератор и аккумулятор трактора ДТ-20 включены в электрическую цепь параллельно. Аккумуляторная батарея применяется для включения электростартера. После запуска силовой установки питание электрооборудования и заряд аккумуляторной батареи осуществляется от генератора. Генератор имеет ременной привод.

Навесное оборудование ДТ-20

Трактор ДТ-20: технические характеристики, устройство, двигатель, коробка

Заводское навесное оборудование трактора ДТ-20 ориентировано для виноградарства, но допускается навешивать и другие агрегаты.

Из навесных орудий для трактора ДТ-20 были доступны:

  • лозоподборщик ЛВН-1,5;
  • АВН-0,5 для вывоза собранного винограда винных сортов;
  • опыливатель-опрыскиватель ОНК-Б;
  • платформа для погрузки и вывоза винограда;
  • опрыскиватель для виноградников ОВПН «Заря»;
  • волокуша для винограда;
  • агрегат для перевозки лозы; опыливатель ОШУ-50;
  • льноподборщик-молотилка (опционально).

Техническое обслуживание

Бесперебойное и долгое функционирование трактора ДТ-20 обеспечивается своевременным и качественным выполнением техосмотров и процедурам по уходу. Машина очищается от грязи, заправляется горючим и смазывается. Состояние систем и агрегатов регулярно проверяется, устраняются обнаруженные дефекты.

Трактор ДТ-20: технические характеристики, устройство, двигатель, коробка

В правилах технического обслуживания ДТ-20 предусмотрены:

  • периодические мероприятия по уходу, проводимые через определенные периоды работы (длительность рассчитывается по количеству потраченного горючего и по длительности работы двигателя),
  • ежесменный уход выполняется в начале и в перерывах бригады.

Уход за работающим с трактором оборудованием регулярно выполняется по правилам руководства по эксплуатации.

Таблица. Регулярность технического обслуживания трактора ДТ-20

Трактор ДТ-20: технические характеристики, устройство, двигатель, коробка

Консервация

Зимой трактор ДТ-20 использовать нецелесообразно. Процедура консервации двигателя заключается в сливе масла, горючего и отработанного топлива. Очищается и промывается вся машина, просушиваются и смазываются механизмы и элементы.

Частые неисправности и способы устранения

Трактор ДТ-20: технические характеристики, устройство, двигатель, коробка

Не заводится двигатель:

  • низкое качество или отсутствие топлива и масла,
  • засорился топливный или воздушный фильтр,
  • не работает топливный насос.

На тракторе ДТ-20 не работает гидравлическая система:

  • недостаточно масла,
  • гидравлический насос отключен,
  • заклинивает предохранительный клапан.

На тракторе ДТ-20 не работает стартер:

  • слабый контакт магнитного переключателя,
  • разряжен аккумулятор,
  • обрыв провода,
  • короткое замыкание.

При отказе тормозной системы трактора ДТ-20 нужно заменить диски или уменьшить ход педалей.

Двигатель не заводится: Недостаток масла или дизеля;
Засорение воздушных или топливных фильтров;
Проблемы с системой зажигания;
Не срабатывают тормоза: Увеличился свободный ход педали (отрегулируйте ее положение);
Износился тормозной диск или колодка (замените соответствующие детали).
Если перегревается коробка передач: Малый зазор шестерни или подшипника (отрегулировать);
Недостаток масла или его низкое качество (добавить до необходимого уровня масло которое подходит под данную модель);
Если гидросистема не поднимает навесное оборудование: Недостаточно масла в гидравлике (необходимо довести его до нужной отметки);
Насос гидросистемы находится в выключенном состоянии (следует включить его);
Заедает предохранительный клапан (нужно разобрать его и почистить).
Не работает стартер: Обрыв или плохой контакт провода (запаять или сцепить его);
Слабая зарядка аккумулятора (зарядить его);
Короткое замыкание (почистить поверхность коллектора или заменить щетки);
Плохой контакт магнитного переключателя (подкрутить ход переключателя на 2-3 оборота).

Аналоги ДТ-20

Трактор ДТ-20: технические характеристики, устройство, двигатель, коробка

Мощность трактора ДТ-20 восполняют современные мини-трактора и мотоблоки. Российские производители конструируют такие механизмы на основе советских наработок. ДТ-20 — один из первых агрегатов, который заменил ручной труд на полях, ставший достойным раритетом промышленности СССР.

Вместо трактора ДТ-20 начался выпуск аналогичной по набору функций модели Т-25. Технические характеристики нового трактора значительно превзошли показатели прототипа.

Источник https://alltraktor.ru/traktor-dt-20-tehnicheskie-harakteristiki-ustrojstvo-dvigatel-korobka/