Трактор ДТ-20: технические характеристики, устройство, двигатель, коробка
Трактор ДТ-20 — компактная сельскохозяйственная машина 0,6 тягового класса, выпуском которой занимался Харьковский тракторный завод. Спецтехника давно не производится, но до сих пор эксплуатируется. О характеристиках, устройстве, преимуществах и недостатках трактора Д-20 расскажем далее.
История производства
Легкий трактор ДТ-20 тягового класса 0,6 выпускался на заводе в советском городе Харькове вплоть до 69 года прошлого века. Трактор собирался для перевозки грузов и проведения сельскохозяйственных мероприятий с прицепом и дополнительным оборудованием.
В настоящее время трактор ДТ-20 является раритетной моделью — экспонатом, выставленным в целом ряде музеев России, ближнего и дальнего зарубежья. Учитывая солидный возраст модели, оставшихся на ходу и по-прежнему работающих в сельском хозяйстве тракторов данной марки немного. На Украине и в Молдавии, в среднеазиатских республиках и в Прибалтике продолжают эксплуатироваться и выполнять свои функции немногочисленные тракторы ДТ-20.
В общей же сложности за все годы производства с конвейера ХТЗ сошло почти 248, 5 тыс. тракторов ДТ-20. Интересно, что немалая их часть была поставлена за границу. Причём не только в бывшие «братские страны», но и в государства капиталистические. «ДТ-20» славно потрудились и на виноградниках Франции, и в садоводческих хозяйствах Голландии, и в ряде других стран «дальнего зарубежья».
Колесный трактор ДТ-20 стал продуктом комплексной переработки модели ДТ-14Б. Были пересмотрены:
- мощность двигателя;
- количество зубьев на шестернях передач;
- конструкция кузовных деталей;
- устройство картера основной передачи.
Для повышения трудоспособности трактора ДТ-20 была добавлена педаль, одновременно включающая оба тормоза.
Ключевые отличия
В сравнении с прототипом ДТ-14Б более раннего года выпуска у колесного трактора ДТ-20 более широкие крылья и измененные тентовые стойки. Конструктивно улучшен картер основной передач, встроена педаль для подключения сразу двух тормозов.
Важная в работе конструктивная особенность трактора ДТ-20 – это возможность изменения его колеи. Чтобы изменить колею заднего моста, нужно было переставлять диски и обод колеса. С управляемыми колёсами всё было намного проще: конструкторы ДТ-20 предусмотрели для этой цели телескопическую переднюю ось.
Трактор ДТ-20 легко было перестроить под использование задним ходом. Интересной особенностью данной сельхозмашины является то, что руль, педали и сиденья можно было развернуть и переставить, а колёса – не только поставить на другую ширину колеи, но и поменять местами.
Устройство трактора
Заднеприводный трактор ДТ-20 относится к типу «классика» с единственным ведущим мостом. В спецтехнике использованы задние расширенные покрышки со сниженным давлением и углубленным протектором. Шины переднего моста обладают меньшим диаметром.
Приспособить трактор ДТ-20 к самой разной деятельности позволяли регулируемые параметры ходовой части. На уровень производительности и величину динамических характеристик влияет колесная колея, а также клиренс, продольная база и вес со сцепкой.
ДТ-20 обладает важной особенностью: колеса можно поменять местами и переставить сиденье, педали и рулевое колесо.
Тормозная система колесного трактора ДТ-20 оснащена педальным управлением. Используются навесная гидросистема и система для оборудования, зависимый вал, отбирающий мощность, и сменяемый шкив. С установленным навесом нагрузка на колесную базу изменяется.
Для советского времени трактор ДТ-20 отличался максимально эффективной работой и минимальным комфортом для механизатора. Редкие модели колесных тракторов имели тент, а кабина отсутствовала полностью, как и рама, в отличие от современных моделей.
Задние колеса ДТ-20 являются ведущими, а к переднему мосту пара крепко прикреплена. В управлении участвуют педальные тормоза ленточного типа с разделенными функциями.
Трактор ДТ-20 обладает возможностью регулирования дорожного просвета и сопряжения с навесным оборудованием и прицепами.
Трактор ДТ 20 способен выполнять большой спектр сельскохозяйственных работ благодаря навесному оборудованию, так, к примеру:
- может использовать 2- и 3-контурные плуги для увеличения разового захвата поверхности;
- работает с сегментными и роторными вариантами косилок;
- с окучниками обрабатывает сельскохозяйственные культуры;
- с отвалом-лопатой применяется для уборки снега или выравнивания песчано-гравийных смесей;
- для посадки и сбора картофеля ДТ-20 агрегатируется с картофелекопалкой и картофелесажалкой;
- благодаря прицепу ДТ-20 способен транспортировать грузы весом до полутора тонны.
Преимущества
В пятидесятилетнем возрасте трактор ДТ-20 обладает преимуществами перед аналогичной современной техникой. Эффективная водяная система охлаждения мотора не позволяет трактору перегреваться при самой активной работе и высокой наружной температуре. Простая конструкция с применением цельных элементов, уменьшающих риск аварий, использование прочного чугуна и стали, возможность быстрого восстановления.
Модификации колесного трактора ДТ-20
На основе базового трактора ДТ-20 были разработаны различные модификации, предназначающиеся для выполнения специализированных задач. Наиболее удачными версиями ДТ-20 стали такие модели:
- ДТ-20В на гусеничном движителе, нашел свое применение в овощеводческих и виноградарских хозяйствах;
- ДТ-20-С1, применение — культивация почвы, размеры колес 8-32;
- ДТ-20-С2, универсал, предназначенный для всех типов сельхозработ, колеса 10-28;
- ДТ-20-С3, изготовлялась на экспорт, была оснащена всевозможной электроникой, фарами, задним фонарем, размер колес 10-28;
- ДТ-20-С4, на экспорт, расширено оперение, имеются фары, розетка для сигнализации навесок, задний фонарь и т. д.;
- ДТ-20-С5 — экспортная модель, оснащенная вентилятором, стоп сигналами, фарами и другой электроникой;
- ДТ-20-С6 — больше возможностей при работе с функциональным оборудованием, дополнительная электроника;
- ДТ-20У — узкий клиренс, идеальный помощник в теплицах и на животноводческих фермах;
- ДТ-20К — дорожная колея более двух метров, клиренс 1,5 метра, идеальный трактор для выращивания высокорослых технических культур.
Несмотря на наличие модификаций, к базовому трактору ДТ-20 поставлялись всевозможные плуги и сенокосилки, опрыскиватели и окучиватели, бороны и тележки, транспортировщики и другие приспособления.
Технические характеристики
Компактные габариты трактора ДТ-20 определяют возможность его эксплуатации на небольших площадях и в помещениях животноводческих и парниковых комплексов.
Трактор ДТ-20 весом в 2 неполных тонны характеризуется:
- длиной — 2,82, шириной — 1,3 и высотой 1,44 метра;
- регулируемым в пределах 31-52 см агротехническим клиренсом;
- минимальным для своего класса радиусом поворота.
Размеры и вес ДТ-20
Колесный трактор ДТ-20 выпускался в 2-х вариантах. Габаритные размеры и вес отличаются в зависимости от версии:
- Вес снаряженной машины – 1 560 кг;
- Ширина по наружным краям крыльев – 131 сантиметр;
- Длина от решетки радиатора до заднего края прицепного устройства – от 2.818 до 3.038 м;
- Высота от почвы до верхнего края капота – от 1.231 до 1.438 м;
- База (расстояние между передней и задней осью) – от 1.423 до 1.837 м;
- Колея (расстояние между центрами колес одной оси) – регулируемая от 1 100 до 1 400 мм. Установка необходимого размера колеи осуществляется переворачиванием колесных дисков;
- Клиренс – зависит от модификации и составляет от 308 до 515 мм.
Важно: Дополнительно на трактор ДТ 20 мог устанавливаться козырек. Он защищал оператора от солнечных лучей и атмосферных осадков. Рама козырька крепилась при помощи специализированных кронштейнов, расположенных на крыльях машины.
Колесный трактор ДТ-20 выпускалась в двух модификациях. Низкий вариант с просветом 30,8 см высотой до 1,8 м создан для полевых нужд. Высокая модель с просветом 51,5 см высотой 1,231 м разработана для садовых мероприятий.
На базе агрегата весом 1.560 кг сконструированы модели ДТ-75 и ДТ-25.
На трактор ДТ-20 монтировали навесную систему с длинным козырьком (до 3 м) для защиты механизатора от дождя и палящего солнца. Рама закреплялась на двух крыльях специальными кронштейнами.
Характеристики двигателя ДТ-20
Одноцилиндровый 4-тактный мотор маркируется символами Д-20 и является доработанной версией надежного двигателя Д-14В. В связи с установкой кривошипа коленвала с другими параметрами изменена форма боковых стен картера. Расширены отверстия для установки подшипников в связи с увеличенными оборотами мотора.
В сравнении с предыдущим мотором трактор Д-20 получил:
- новые боковые стенки картера. Пересмотреть конструкцию этой детали пришлось из-за измененного размера кривошипного механизма коленчатого вала;
- новую головку и картер цилиндров. В картере увеличились габариты расточек под подшипники равновесия. Изменения были внесены из-за увеличенных оборотов двигателя, которые требовали новой конструкции прочих сопряженных деталей;
- резиновый клапан сапуна.
Внесенные изменения повлияли на некоторые существенные характеристики мотора трактора ДТ-20. Так, увеличился коэффициент наполнения двигателя и эффективность использования воздуха в поршнях. Увеличенная в процессе модернизации камера поршня положительно повлияла на характеристики работы силового агрегата. Также повысилась эффективность использования топлива на тракторе ДТ-20, что в свою очередь позволило оптимизировать его расход.
Из-за увеличения числа оборотов двигателя трактора ДТ-20 были расширены габариты расточек под подшипники для уравновешивающего механизма. Головка и картер цилиндра были увеличены. Изменили конструкцию сапуна. Резиновым аналогом был заменён его клапан. Ход поршня был увеличен со 125-ти до 140 миллиметров.
В двигателе трактора ДТ-20 используется впрыск дизеля в камеру сгорания, эффективно действует система водяного охлаждения. Диапазон хода поршня между нижней и верхней точками расширили до 14 см, форма сапуна изменилась, увеличилась головка цилиндра, расширен картер.
В ДТ-20 равномернее распределяется топливо по внутренней поршневой камере, увеличился индекс наполнения, а в рабочем цилиндре лучше используется воздух. При снижении расхода топлива выросло эффективное давление.
При вращении коленвала 1600 оборотов за минуту мощность мотора ДТ-20 достигает 18 л.с. и составляет 13,2 кВт (20 л.с.) при частоте 1800.
Среди важных технических характеристик двигателя колесного трактора ДТ-20 необходимо назвать:
- 200 мл топлива расходуется каждый час в перерасчете на 1 л.с.,
- объем топливного бака – 45 л,
- 14 см составляет ход поршня,
- смазка выполняется разбрызгиванием и под давлением,
- вертикальное расположение цилиндров d 125 мм,
- шестереночный насос нагнетает масло,
- коленвал вращается со скоростью 1800 оборотов в мин.
Оснащение трактора ДТ-20 3х-ступенчатой системой очищения воздуха увеличило время работы комплектующих двигателя, не особенно требовательного к условиям работы и качеству дизтоплива.
Важно: Существует возможность запустить двигатель трактора ДТ-20 вручную, принудительно раскрутив коленчатый вал. Для этого предусмотрен специализированный рычаг.
Двигатель трактора ДТ-20 имеет следующие технические характеристики:
- Марка силовой установки – ДТ 20
- Расположение цилиндра – вертикальное;
- Диаметр цилиндра – 125 миллиметров;
- Ход поршня от верхней до нижней мертвой точки – 140 мм;
- Система смазки – комбинированная;
- Механизм нагнетания масла – насос шестеренчатого типа;
- Частота вращения коленчатого вала – 1800 оборотов в минуту;
- Расход топлива – 200 г/л. с. за один час работы;
- Объем емкости для топлива – 45 литров.
Двигатель ДТ-20 нечувствителен к качеству дизельного топлива и условиям использования. Мотор оснащен трехступенчатой системой очистки воздуха. Это увеличивает срок эксплуатации поршневой группы и других комплектующих двигателя.
Расход топлива
Очень экономичный мотор с одним цилиндром расходует каждый час 0,2 кг на каждую лошадиную силу. Полный 45-литровый бак опустошается за 12,5 рабочих часов.
Кабина
Инженеры решили сэкономить на стеклах и металлической конструкции, поэтому уменьшили нагрузку на трассу отсутствием кабины. Вместо нее механизатора на тракторе ДТ-20 защищает тент. Вместо неудобного кресла, намертво закрепленного в раме, для водителя установлено сидение.
Ходовая часть
Амортизация ходовой части трактора ДТ-20 достигнута благодаря передним колесам, жестко соединённым с одноименным мостом, балансирующим вертикально. Для управления трансмиссией с дисковой фрикционной муфтой встроен механический рычаг. С включенным реверсом зеркально управляемый трактор движется назад со скоростью 16 км/ч.
Гидравлика
Для сопряжения и перевода в рабочее положение других машин и оборудования трактор ДТ-20 оборудован раздельно-агрегатной гидравлической навесной системой, состоящей из гидропривода и рычажного механизма. К элементам конструкции гидравлического привода относятся:
- шестереночный насос, смонтированный на моторе и вращающийся от вала уравновешивающего механизма,
- силовой цилиндр, смонтированный в задней части,
- масляный бак,
- золотниковый распределитель рядом с сиденьем оператора.
Для соединения агрегатов гидропривода на тракторе ДТ-20 использованы резиновые и металлические трубопроводы.
Трансмиссия
В механической КПП трактора ДТ-20 4 передачи предназначены для езды вперед, а 3 включают реверс дистанционно, из кабины механизатора. Трактор движется с максимальной скоростью 17,6 км/ч. К коробке передач от двигателя крутящий момент передается за счет постоянно включенного сухого однодискового сцепления с механическим приводом. Оно выключается при давлении на педаль в кабине тракториста.
Трактор ДТ 20 имеет механическую коробку переключения передач.
Она имеет 4 передачи для движения вперед. Для 3х передач возможно включение реверса. Максимальная скорость движения колесного тракторе ДТ-20 составляет 17,6 км/час. Переключение передач осуществляется дистанционно из кабины оператора.
Крутящий момент от силового агрегата к КПП передается при помощи однодискового сцепления сухого типа. Нормальное положение сцепления – постоянно включенное. Выключение сцепления выполняется воздействием на педаль в кабине оператора. Сцепление имеет механический привод.
Трактор ДТ 20 имеет задний ведущий мост. Он оснащен межколесным дифференциалом. При развороте внутреннее колесо практически стоит на месте. В совокупности с системой раздельного тормоза дифференциал делает машину маневренной.
Тормозная система
Ведущий задний мост трактора ДТ-20 обладает 2хсателлитными межколесными коническими дифференциалами, оставляющими внутреннее колесо на месте во время выполнения разворота. Маневренность техники увеличивается благодаря системе раздельных тормозов в совокупности с дифференциалом.
1 — рукав тормоза; 2—тормозной шкив; 3—шпонка; 4—пружинное стопорное кольцо; 5—тормозная лента; б—накладка тормозной ленты; 7—заклепка; 8 и 9—тяги тормозной ленты; 10—рычаг блокировки; 11 и 12—винты; 13—регулировочная вилка; 14—тяга блокировки; 15, 19, 21 и 23—пальцы; 16—защелка; 17—вилка тяги; 18—педаль блокировки; 20—педаль тогмоза 22—крышка рукава; 24—возвратная пружина; 25—оттяжная пружина; 26—болт; 27—ушко возвратной пружины; 28—втулка; 29—вал блокировки; 30—войлочный сальник; 31—упорная шайба; 32—установочный винт; 33—конусная пробка.
Управление
Управление трактором ДТ-20 производится посредством рулевого колеса. На полу расположены педали:
- Акселератора. Позволяет устанавливать необходимые обороты силового агрегата;
- Сцепления. При нажатии педали выключается муфта сцепления;
- 2 педали тормоза. На тракторе ДТ 20 установлен раздельный тормоз. Это дает возможность разворачивать машину на одном месте.
На полу трактора ДТ-20 находится рычаг управления коробкой переключения передач. На передней панели размещен гидрораспределитель с рычагами управления гидравликой.
За рулевым колесом трактора ДТ-20 установлен щиток приборов. Он дает возможность оператору следить за работой систем. На щитке расположены:
- Прибор давления масла в системе смазки силового агрегата;
- Прибор температуры охлаждающей жидкости;
- Амперметр.
Важно: Элементы управления трактором и гидравлической системой расположены рядом с сидением оператора. Это исключает необходимость тянуться к элементам управления во время движения машины.
Электрооборудование
Трактор ДТ-20 имеет бортовую сеть питания. Напряжение бортовой сети составляет 12 Вольт. электрооборудование подключено по однопроводной схеме. Минусовые контакты потребителей подключаются к корпусу трактора.
Питание осуществляется от одной аккумуляторной батареи напряжением 12 Вольт и генератором постоянного тока. Генератор и аккумулятор трактора ДТ-20 включены в электрическую цепь параллельно. Аккумуляторная батарея применяется для включения электростартера. После запуска силовой установки питание электрооборудования и заряд аккумуляторной батареи осуществляется от генератора. Генератор имеет ременной привод.
Навесное оборудование ДТ-20
Заводское навесное оборудование трактора ДТ-20 ориентировано для виноградарства, но допускается навешивать и другие агрегаты.
Из навесных орудий для трактора ДТ-20 были доступны:
- лозоподборщик ЛВН-1,5;
- АВН-0,5 для вывоза собранного винограда винных сортов;
- опыливатель-опрыскиватель ОНК-Б;
- платформа для погрузки и вывоза винограда;
- опрыскиватель для виноградников ОВПН «Заря»;
- волокуша для винограда;
- агрегат для перевозки лозы; опыливатель ОШУ-50;
- льноподборщик-молотилка (опционально).
Техническое обслуживание
Бесперебойное и долгое функционирование трактора ДТ-20 обеспечивается своевременным и качественным выполнением техосмотров и процедурам по уходу. Машина очищается от грязи, заправляется горючим и смазывается. Состояние систем и агрегатов регулярно проверяется, устраняются обнаруженные дефекты.
В правилах технического обслуживания ДТ-20 предусмотрены:
- периодические мероприятия по уходу, проводимые через определенные периоды работы (длительность рассчитывается по количеству потраченного горючего и по длительности работы двигателя),
- ежесменный уход выполняется в начале и в перерывах бригады.
Уход за работающим с трактором оборудованием регулярно выполняется по правилам руководства по эксплуатации.
Таблица. Регулярность технического обслуживания трактора ДТ-20
Консервация
Зимой трактор ДТ-20 использовать нецелесообразно. Процедура консервации двигателя заключается в сливе масла, горючего и отработанного топлива. Очищается и промывается вся машина, просушиваются и смазываются механизмы и элементы.
Частые неисправности и способы устранения
Не заводится двигатель:
- низкое качество или отсутствие топлива и масла,
- засорился топливный или воздушный фильтр,
- не работает топливный насос.
На тракторе ДТ-20 не работает гидравлическая система:
- недостаточно масла,
- гидравлический насос отключен,
- заклинивает предохранительный клапан.
На тракторе ДТ-20 не работает стартер:
- слабый контакт магнитного переключателя,
- разряжен аккумулятор,
- обрыв провода,
- короткое замыкание.
При отказе тормозной системы трактора ДТ-20 нужно заменить диски или уменьшить ход педалей.
Двигатель не заводится: | Недостаток масла или дизеля; Засорение воздушных или топливных фильтров; Проблемы с системой зажигания; |
Не срабатывают тормоза: | Увеличился свободный ход педали (отрегулируйте ее положение); Износился тормозной диск или колодка (замените соответствующие детали). |
Если перегревается коробка передач: | Малый зазор шестерни или подшипника (отрегулировать); Недостаток масла или его низкое качество (добавить до необходимого уровня масло которое подходит под данную модель); |
Если гидросистема не поднимает навесное оборудование: | Недостаточно масла в гидравлике (необходимо довести его до нужной отметки); Насос гидросистемы находится в выключенном состоянии (следует включить его); Заедает предохранительный клапан (нужно разобрать его и почистить). |
Не работает стартер: | Обрыв или плохой контакт провода (запаять или сцепить его); Слабая зарядка аккумулятора (зарядить его); Короткое замыкание (почистить поверхность коллектора или заменить щетки); Плохой контакт магнитного переключателя (подкрутить ход переключателя на 2-3 оборота). |
Аналоги ДТ-20
Мощность трактора ДТ-20 восполняют современные мини-трактора и мотоблоки. Российские производители конструируют такие механизмы на основе советских наработок. ДТ-20 — один из первых агрегатов, который заменил ручной труд на полях, ставший достойным раритетом промышленности СССР.
Вместо трактора ДТ-20 начался выпуск аналогичной по набору функций модели Т-25. Технические характеристики нового трактора значительно превзошли показатели прототипа.
Источник https://alltraktor.ru/traktor-dt-20-tehnicheskie-harakteristiki-ustrojstvo-dvigatel-korobka/