Известные изобретения немцев
Немец Карл Бенц стал человеком, подарившим миру автомобиль — величайшее изобретение, которым пользуются в повседневной жизни миллионы людей.
Сын машиниста поезда родился в городке Мюльбург — пригороде Карлсруэ 25 ноября 1844 года. Рано потеряв мужа (заболев пневмонией, Иоганн Георг Бенц умер в 1846), фрау Бенц осталась одна. Она усердно работала, чтобы единственный ребёнок не голодал и получил образование. После начальной школы мальчик посещал лицей Карлсруэ, окончив который в 1860 в 15 лет поступил в Polytechnikum Karlsruhe (нынешнее название — Karlsruher Institut für Technologie), где изучал машиностроение.
Начало работы над автомобилем
После успешного окончания учёбы в 1864 Карл устраивается конструктором на завод в Маннхайме. Но не оставляет мыслей об открытии собственной компании. Голова полна идей, главная из которых — создание двигателя внутреннего сгорания.
В 1871 совместно с Августом Риттером открывает мастерскую по изготовлению запчастей для паровозов и повозок. Неуёмный Бенц каждую свободную минуту посвящает экспериментам с механикой. Напарник не разделяет его увлечения, и на этой почве у компаньонов возникают разногласия, что приводит к банкротству.
Выкупив долю партнёра, Карл днём трудится в мастерской, а по вечерам занимается экспериментами. Деньги одолжил отец Берты Рингер, будущей жены инженера. Так тесть инвестировал средства в талант зятя и благополучие дочери. Берта оказалась не только хранительницей семейного очага, но и преданной соратницей супруга.
Первый в мире бензиновый автомобиль изобрёл немецкий инженер Карл Бенц.
Первые успехи
Карл Бенц мечтал сконструировать такое транспортное средство, которое бы двигалось за счёт собственной мощности и без использования рельсов. В 1879 создал двухтактный мотор мощностью 0,9 лошадиных сил. Новый двигатель пошёл в производство, так как четырехтактный мотор запатентовал Николаус Аугуст Отто.
В 1880 Бенц основал акционерное общество, в котором владел 5% акций. Оказавшийся к его услугам капитал позволил проводить дальнейшие разработки. Конструкция нового двигателя обладала мощностью 4 лошадиных силы.
Одновременно инженер создаёт карбюратор, акселератор, сцепление, коробку передач, системы охлаждения и зажигания. Изобретения открывают новую эру автомобилестроения, «виновником» которой становится Карл Бенц!
Начало производства автомобилей в Германии
Вскоре возникли разногласия с акционерами по поводу технических аспектов. Бенц в 1883 покидает АО и открывает новое предприятие «Benz & Cie. Rheinische Gasmotorenfabrik» в Маннхайме. Изобретатель продолжил доработки двигателя Отто. Основной проблемой, которую предстояло решить, оказалась большая масса двигателей.
В 1885 удалось завершить создание одноцилиндрового четырёхтактного бензинового мотора с электрическим зажиганием, радиатором и карбюратором, который экспериментатор установил на деревянное шасси. Получилось первое транспортное средство, в котором двигатель и рама стали единым целым.
Вскоре Бенц представил первый в мире автомобиль с дифференциальной коробкой передач для равномерного распределения мощности и твёрдыми резиновыми шинами.
Копия первого запатентованного автомобиля Карла Бенца. Экспонат частной коллекции в музее автомобилестроения города Альтлуссхайм (Altlußheim).
29 января 1886 Бенц вписал своё имя в историю немецкой промышленности, получив Германский императорский патент № 37435 на первый «Автомобиль». В 1888 на выставке «Силовых и производственных машин» в Мюнхене Бенц демонстрировал два часа в день Motorwagen, высоко оценённый прессой. Оргкомитет выставки наградил изобретение золотой медалью за выдающиеся инновации.
Но в Германии встретили «Motorwagen» прохладно — сказался консерватизм бюргеров. С интересом наблюдая за задорно бегающей тележкой, немцы в очередь за покупкой не становились. Насмешники называли устройство «повозкой без лошади».
На помощь конструктору пришла супруга, решив с сыновьями-подростками на автомобиле мужа навестить матушку, живущую в соседнем городке.
Путешествие длиной в 104 километра заняло 13 часов. Потребовалось несколько раз заезжать в аптеку за бензином, который в то время продавался, как растворитель. Чинить приводные ремни и тормоз пришлось у шорника — специалиста по конным упряжкам. В гору поднимались, подталкивая авто сзади. Так Берта Бенц вошла в историю автомобилестроения вместе с мужем, совершим первую в мире поездку на машине с бензиновым двигателем.
По возвращении с всемирной выставки в Париже в 1889 последовали первые заказы. Одновременно продолжается работа над конструкцией четырёхколёсного автомобиля. Усовершенствованная и более дешёвая модель «Victoria» имела 4 колеса, 2 передачи и мотор мощностью в 3 лошадиных силы. В начале 1893 получен патент на улучшенную конструкцию рулевого управления.
Не останавливаясь на достигнутом, инженер продолжает исследования. В 1894 выходит модель «Velo», первый грузовик и автобус. А в 1896 Бенц построил первый двухцилиндровый двигатель. Так как рост производства продолжался, компания в 1899 преобразовалась в акционерное общество «Benz & Cie. AG», в котором Бенцу принадлежала треть акций.
В 1900 предприятие Бенца предлагало 600 конструкций автомобилей, как стандартных, так и спортивных модификаций. В 60 лет Карл Бенц отошёл от управления компанией, продолжая оставаться акционером с правом голоса.
В 1926 произошло слияние «Benz & Cie. AG» с компанией Готтлиба Даймлера «Daimler-Motoren Aktiengesellschaft». Новое предприятие называлось «Daimler-Benz AG». Автомобили концерна стали называться Mercedes-Benz, а фирменный логотип — звезда с 3 лучами — символизирует надёжность и качество немецкого автопрома и сегодня.
Объединённое предприятие дало дорогу другим выдающимся немецким инженерам-изобретателям: Фердинанд Порше, Вильгельм Майбах, Макс Заллер.
Телефон Филиппа Райса
Сейчас просто невозможно себе представить жизнь без мобильного телефона. А кто же его изобрел? Лавры принадлежат Александру Беллу — первому, получившему патент на изобретение. Но задолго до него простой немецкий учитель физики и математики Иоганн Филипп Райс представил широкой публике электрический аппарат, способный передавать звук на целых 100 метров! Сегодня изобретение называется его именем — телефон Райса.
Событие произошло осенью 1861 году во Франкфурте-на-Майне в Физическом обществе. Райс доказал, что аппарат способен передавать звук на расстоянии.
Первая фраза, которая была передана по электрическим проводам, звучала так: «Лошадь не ест салат из огурцов».
Как обычно бывает, пророка из Райса не получилось. Учёные мужи, оценивающие новшество, с любопытством рассматривали изобретение и с сомнением переглядывались. Людей, которые вместе с экспериментатором бросили бы взор в совсем недалекое будущее, не нашлось. Да ещё и постоянные подтрунивания, насмешки и сомнения подтачивали доверие к самому изобретателю. Ведь Филипп Райс был простым учителем, его считали дилетантом.
Когда телефон был никому не нужен
Сказать, что честолюбивый молодой человек был огорчён — ничего не сказать. До публичной демонстрации он пытался вынести свои наработки, подробно описывающие результаты экспериментальной деятельности, на суд профессора Берлинского института, знаменитого физика Иоганна Христиана Поггендорффа. Но получил отказ — именитый учёный просто не верил в возможность передачи голосовых сообщений на расстоянии.
Неудача не отбила у Райса охоты к работе, и уже через год, в 1862, а потом и в 63 он снова представляет доработанную модель на суд Физического общества. Но тщетно. И в знак протеста Райс покинул сообщество физиков, в котором он состоял с 1851 года.
Кстати, немецкий учёный и крупный промышленник Вернер фон Сименс, славившийся своей прозорливостью в отношении изобретений, не нашёл в телефоне Райса ничего примечательного. Тогда он бросил слова: «С этим прибором ничего нельзя сделать». За которые позже называл себя «ослом».
Изобретение предка всех телефонов — аппарата Филиппа Райса (Philipp Reis), первого устройства, передающего звук на расстоянии.
Посмертное признание
На свои деньги Рейс выпустил 15 экземпляров телефонов. Их купили как игрушки для малышей.
Он не имел цели обогатиться и показывал чертежи всем интересующимся. В том числе и Беллу, который считается создателем телефона. Это произошло в марте 1875 в Смитсоновском институте, где демонстрировалась третья, самая усовершенствованная модель из трёх созданных.
Образованнейший и умнейший человек был разочарован в реакции публики. Ведь изобретение не просто было предположением, требующим каких-либо доказательств, — оно реально работало! И неизвестно, как дело пошло бы дальше, если бы не преждевременная смерть от туберкулеза в январе 1874. Филипп Райс прожил всего 40 лет.
Уже через 15 лет Белл получил патент на изобретение телефона. Теперь совершенно ясно, что разговаривать можно и на значительном расстоянии от собеседника. Гениальная находка Райса была признана членами Физического общества.
В 1878 на могиле Райса появился обелиск из красного песчаника, который был оплачен тем самым сообществом физиков из Франкфурта. Так они признали свою неправоту и приносили своеобразные извинения.
Радиоволны Генриха Герца
Благодаря любознательности и научной пытливости великого немецкого физика Генриха Герца современный мир выглядит совсем по-другому. Без него человечество никогда бы не узнало, что такое телевидение, радио, интернет, мобильный телефон.
Ещё каких-то 100 лет назад люди и представить не могли, что возможно общаться друг с другом удалённо, искать информацию не только в книгах, заказывать товары, не выходя из дома. Благодаря научному обоснованию принципов действия электромагнитных волн учёным в мире появились блага, делающие жизнь насыщеннее и комфортнее.
Начало научного пути
Физик-экспериментатор родился в Гамбурге 22 февраля 1857 в семье юриста. Уже в детском возрасте стали проявляться способности к математике. Но вначале идёт стопам отца — начинает изучать юриспруденцию. Потом решает получить специальность «Строительный инженер». Но вовремя поняв, что это не его, посвящает себя физике и математике.
По окончании Мюнхенского университета Герц уезжает в Берлин и приступает к работе ассистентом в лаборатории известного немецкого учёного Германа Гельмгольца. В 23 года Генрих успешно защитил кандидатскую диссертацию о вращении металлических шаров в магнитном поле.
Исследовательская деятельность приносит радость и успех, но Герц всё чаще сомневается в ценности теоретических работ. Учёного все сильнее влекут эксперименты. Он продолжает дальнейшее служение физике опытным путем.
(Не)великое открытие
К 28 годам талантливый физик служил профессором в Университете Карлсруэ, оснащённом лучшим лабораторным оборудованием. Заинтересовавшись прочитанной в научном журнале статьёй об исследованиях Максвелла и Кельвина, обнаруживших существование электромагнитных волн, он решил путём экспериментов опровергнуть эту теорию. Генрих Герц стремился доказать, что электромагнитная теория, не имеющая признания в учёном мире того времени, ошибочна.
Но в ходе исследований он неожиданно для себя подтвердил, что волны, состоящие из электрического и магнитного полей, движущиеся со скоростью света, вполне реальны!
В 1886 учёный обнаруживает удивительную вещь: энергия магнитного и электрического поля передаётся по воздуху от радиопередатчика к радиоприемнику не по проводам. Получено научное доказательство того, что электромагнитные и световые волны обладают идентичными свойствами. Настоящий прорыв в науке того времени!
В 1888 году опубликована его известная научная работа «Об электродинамических волнах в воздухе и их отражении«.
Герц весьма сдержанно отнёсся к восторгам, сказав, что такое явление существует, но его практическое применение вряд ли возможно. Знал бы он, что принесло его открытие в будущем!
В ходе опытов Герц открыл ещё и фотоэффект — новейшее и неизведанное явление в физике, за теоретическое и практическое обоснование которого впоследствии Альберт Эйнштейн получил Нобелевскую премию.
Биография немецкого учёного-физика Генриха Герца примечательна открытием электро-магнитных волн.
1 Герц
Прожил Генрих Герц всего 36 лет. Оставшуюся недописанной работу «Принципы механики, изложенные в новой связи» закончил и опубликовал его наставник Гермгольц.
Волны Герца, впервые сгенерированные в ноябре 1886, быстро стали покорять мир. Уже в 1896 Гульельмо Маркони получает патент на использование беспроводной связи, а в 1901 с помощью генератора Герца и прибора Александра Попова передаёт сигнал через Атлантический океан из Англии в Канаду.
В 1930 в честь великого немецкого учёного Генриха Герца по решению Международной Электротехнической Комиссии введена новая единица измерения — 1 герц (Гц). В 1933 она уже была закреплена как единица системы СИ и служила для обозначения частоты колебаний. 1 герц — это одно колебание в секунду.
Дюбели и фотовспышка Артура Фишера
Достижения Артура Фишера в развитии немецкой промышленности сравнимы разве что с регалиями американца Томаса Эдисона, хотя немец далеко не так известен за пределами страны. Но плодами его деятельности пользуется абсолютно весь цивилизованный мир.
Фотовспышка
Родился Артур 31 декабря 1919 в семье портного. Окончил школу, затем получил профессию слесаря, ушёл воевать. После войны Артур вернулся в родной Тумлинген. В 1948 решил позвать фотографа, чтобы сделать фото новорождённой дочери.
Переживая из-за магниевой лампы, которая горела настолько сильно, что создавала серьёзную опасность пожара, Артур додумался до простой мысли: столь яркий свет нужен лишь в мгновение, когда делается снимок. А значит, контакт вспышки надо синхронизировать с затвором фотоаппарата — и тогда работа фотографа станет куда менее пожароопасной! Рыночные перспективы идеи были мгновенно оценены фирмой AGFA.
Дюбели
Несколько лет спустя Фишер додумался ещё до одной простой идеи, которая до сих пор активно используется всеми, кто хоть раз вешал на стены полки или шкафчики.
Сам дюбель, как и фотовспышка, был изобретён задолго до появления на свет Артура Фишера. Просто он усовершенствовал деталь.
Сначала дюбели делали из мягкого свинца, но их было тяжело носить и использовать. Потом стали применять дерево, но это тоже был неудобный материал, который быстро отсыревал. В пятидесятых годах прошлого века дюбели начали производить из алюминия. Но применять с полной уверенностью их можно было только в стенах не из полого кирпича. Иначе был риск, что деталь выскочит из отверстия при нагрузке или понижении температуры.
Фишер понял, что нужен материал лёгкий, хорошо деформируемый и не подверженный влиянию низких температур и влаги, — пластик. Но главное, он придумал такую форму дюбеля, которая позволяла бы легко вкручивать в него шурупы — раздвоенный конец, — и при этом прочно держала бы его в отверстии — усики по бокам.
Так появился знакомый нам всем пластмассовый дюбель. На этот раз путь к рынку стал нелёгким. Пластик был тогда довольно дорогим материалом.
Но постепенно преимущества нового дюбеля пробили дорогу. Сейчас на фабрике Фишера в Тумлингене производится 7 миллионов пластмассовых дюбелей в год.
Сотни других изобретений в области строительства, медицины, фотографии и детских игрушек, 1136 патентов и, наконец, группа промышленных предприятий с годовым оборотом на полмиллиарда евро — таков вклад Артура Фишера в экономику Германии.
Артур Фишер со своим главным изобретением — пластмассовым дюбелем
Зубная паста Майенбурга
Для человека нет более обыденного действия, чем чистка зубов. Но ещё в начале XX века культура регулярного ухода за полостью рта попросту отсутствовала!
Конец XVIII века ознаменовался появлением первых разновидностей зубного порошка. Но он не отличался удобством, был малоэффективен, а лечебными свойствами вовсе не обладал.
Идеи превратить порошок в пасту появились во второй половине XIX века. В Америке в 1892 появились первые пастообразные составыа. Но американские пасты выпускались как средство для освежения дыхания и не обладали профилактическими и лечебными свойствами.
Немецкая зубная паста
Первая паста, которая обладала привычным нам профилактически-лечебным эффектом, появилась в Германии.
Создателем стал Оттомар Хайнсиус фон Майенбург – сотрудник немецкой аптеки. Но «простым сотрудником» он был в далеком 1907, когда начинал свои первые эксперименты над формулой средства на чердаке заведения, в котором работал, в Дрездене.
Воплощённая в жизнь, идея Майенбурга стала настоящим переворотом в стоматологии, принесла автору богатство, известность. А зубную пасту сделала обязательным элементом любой ванной комнаты.
Начиналось всё с цели сделать использование порошка комфортным и максимально эффективным. На тот момент использование средств для ухода за полостью рта не носило в Европе системный характер. Зубной порошок или полоскания назначались стоматологами как лечение при болезнях дёсен и зубов.
Оттомар Хайнсиус фон Майенбург очень тщательно подошёл к разработке идеи. Он слышал об американских пастах, освежающих дыхание. Но не видел смысла использовать несколько средств: одно для свежести, другое – очищения зубов, третье – профилактики и лечения кариеса. Зачем такие сложности, если можно создать нечто универсальное, обеспечивающее комплексный уход?
Зубная паста задумывалась эффективным решением сразу нескольких проблем:
- Пастообразная форма делает процедуру чистки более комфортной — можно забыть о рассыпающемся порошке.
- Тюбик позволяет выдавливать необходимую дозу средства.
- Состав качественно очищает зубы, что снижает риск развития кариеса, одновременно освежая дыхание, благодаря добавлению ароматных масел.
Важный момент — применение зубной пасты минимум два раза в день. Значит, необходима масштабная рекламная кампания, которой Оттомар уделил пристальное внимание.
Рекламируя средства, Майенбург пропагандировал регулярную гигиену ротовой полости, которая гарантировала заявленный эффект.
Развитие бизнеса
Оттомар Хайнсиус создал настоящую империю по производству зубной пасты с мировым именем.
Название продукта он придумал ещё на чердаке дрезденской аптеки, когда собственноручно заполнял тюбики. Вскоре вся Германия узнала о зубной пасте «Хлородонт».
Всего через 4 года после появления первых образцов паста получила золотую медаль на международной выставке достижений в области гигиены в Дрездене.
Аптека, где Оттомар начинал работу, стала его собственностью, но масштабы спроса и производства продукта переросли обычную аптечную лабораторию. В 1917 количество лаборантов достигло 60 человек, а производство превратилось в настоящую фабрику.
Фабрике удалось стать европейским лидером среди производителей и приобрести независимость от поставщиков сырья. Оттомар купил землю, чтобы самостоятельно выращивать мяту, и построил завод для изготовления тюбиков.
Не ослабевала и рекламная кампания, которая вышла за пределы Германии. Плакаты, пропагандирующие использование пасты, переводились на десятки языков.
В результате к 25-летнему юбилею зубной пасты «Хлородонт» количество сотрудников на дрезденской фабрике достигло 1500 человек. Фирма открыла 20 филиалов в разных странах.
Рекламные тумбы Литфаса
При возможности прогуляйтесь по улице Мюнцштрассе в Берлине — поблизости от площади Александерплац стоит уникальная афишная тумба из бронзы. На ней никогда не бывает плакатов, а единственное украшение – выбитый портрет импозантного мужчины с пышными усами.
Изображённый человек – Эрнст Теодор Амандус Литфас. А знаменит он тем, что изобрёл рекламные тумбы, спася тем самым Берлин в XIX веке от хаотичного расклеивания плакатов.
Памятник первой рекламной тумбе в мире — Берлин.
Ошибочно считается, что создателем рекламных тумб является француз Габриэль Моррис – парижский печатник, который в 1868 с разрешения городских властей заставил Париж такими столбами. В результате конструкции стали называть «тумба Морриса», что вводит многих в заблуждение.
Истинный изобретатель рекламных тумб — немец Эрнст Литфас. В Германии их называют Litfaßsäule – столбы Литфаса. Он впервые презентовал своё детище в 1855, на целых 13 лет раньше Морриса.
В течение первого года в Берлине установили 100 рекламных тумб, а затем ещё 50.
Зарождение идеи
Родился Эрнст Теодор Амандус Литфас в Берлине в 1816. Отец занимался книгопечатным делом. К сожалению, он умер спустя 8 дней после рождения сына. Вскоре мать Литфаса вновь вышла замуж. Отчимом стал другой книгопечатник — Леопольд Вильгельм Краузе.
Эрнст в юности не интересовался делами книгопечатной фирмы отчима, хотя и получил образование букиниста. Юношу влекли театральные подмостки. Он основал собственный театр, в котором ставил спектакли. Однако, жизнь совершила крутой поворот в 1846, когда умер отчим. Эрнсту в 30 лет как наследнику пришлось возглавить книгопечатную фабрику.
У Литфаса обнаружилась деловая жилка. Но его по-прежнему не привлекало книгоиздательство. Он начал экспериментировать в направлении творчества и театрального искусства. Эрнст первым придумал печатать афиши — собирать на одном листе анонсы культурных мероприятий.Он первым в Германии начал активную модернизацию фабрики с целью развития цветной печати.
Один нюанс беспокоил и волновал Литфаса. В то время различные рекламные плакаты и анонсы представлений расклеивались где попало – на стенах учреждений, домов, деревьях и т.д. Они совсем не украшали Берлин.
Изобретение рекламных тумб стало настоящим новшеством. Они заняли достойное место на берлинских улицах, а в скором времени распространились по Германии и остальному миру.
Признание изобретения
«Тумбы Литфаса» получили признание со стороны рекламодателей и горожан: одни получили место для размещения информации, а другим стало удобно узнавать свежие новости, и не только культурные.
Во время войн — Австро-прусско-итальянской 1866 и Франко-прусской 1870-1871 — на тумбах размещали оперативные сводки с фронта. За публикацию и расклейку 192 депеш с фронта Эрнста Литфаса наградили одной из самых высоких наград — прусским Орденом Короны.
Изобретатель стал известным и богатым. Литфас получил на 10 лет единоличное право обклеивать плакатами и афишами установленные в Берлине тумбы.
На месте, где когда-то было печатное издательство Литфаса, сегодня находится фирма Ernst Litfaß`s Erben, принадлежащая его потомкам.
В Берлине, помимо бронзового памятника на Мюнцштрассе, есть также площадь Литфаса с белой тумбой с золоченой крышей. Ещё одно напоминание об известном берлинце – печатная школа Ernst-Litfaß-Schule.
01-06-2023, Соня Шевченко, Саша Александрова, Юрий Савранский, Екатерина Щукина
Источник https://www.tupa-germania.ru/zhizn/nemetskie-izobreteniya.html