Какой срок службы коробки автомат и как его увеличить?
Легендарная автоматическая коробка передач продолжает собирать вокруг себя обсуждения. Кто-то говорит, что это ненадежный механизм и выбирает механику, а кто-то убежден в обратном. Что ж, на самом деле коробка коробке — рознь. Есть неудачные модели АКПП, которые уже после полсотни тысяч километров потребуют капитального ремонта, а есть те, которые едут полмиллиона километров и целехонькие. На срок службы коробки-автомат влияет большое количество факторов: начиная с качества сборки, заканчивая манерой эксплуатации. В этой статье будем разбираться, какой реальный срок службы коробки-автомат, как его увеличить и что нужно для этого делать.
Какие факторы влияют на сроки службы автоматических коробок передач
Начнем с того, что автоматическая коробка передач — это механизм. Как и все механизмы, ежедневно интенсивно работающие, она требует должного ухода и обслуживания. Необходимо постоянно контролировать состояние АКПП, систематически проводить техническое обслуживание, менять масло, проверять маслоприемник и радиатор, проводить диагностику. В таком случае можно быть уверенным, что коробка откатает свой отведенный срок и даже больше.
Производители автоматических коробок передач указывает о периодичности замены масла, виде трансмиссионной жидкости, которую нужно использовать. Не всегда периодичность указана точно, ведь в реальности условия эксплуатации автомобиля по нашим дорогам гораздо жестче, чем в Европе или Азии. Тем не менее, важно придерживаться данных рекомендаций, в том числе:
- проводить замену масла и расходников;
- перед началом движения прогревать коробку, как минимум, несколько минут.
О периодичности замены масла подскажет мастер СТО. Она зависит от вида и возраста коробки. Чаще всего, это раз в 30-60 тысяч километров пробега.
Но есть коробки, которые нуждаются в замене масла реже — раз в 70-100 тысяч километров. Все зависит от качества сборки коробки. Ведь рынок предлагает, как бюджетные варианты, так и высококачественные и дорогостоящие. Поэтому, решив купить автомобиль с АКПП на борту, не лишним будет прочитать о ней подробнее, ознакомиться с отзывами на специализированных площадках или проконсультироваться со специалистом.
Реалии сроков службы АКПП
Однозначно говорить о реальном сроке службы автоматической коробки передач невозможно. На это есть несколько причин. Во-первых, сегодня большинство гребет все виды коробок под одну, думая, что вариатор и робот — это та же АКПП, хотя это в корне неправильно. АКПП, вариатор и роботизированная коробка передач — принципиально разные виды коробок передач со своими особенностями и реальными сроками службы.
Даже если брать в пример два автомата, то и у них может быть разный срок службы. Потому что имеет огромное значение качество обслуживания, способ и частота эксплуатации, даже качество самой коробки. Логично, что если коробка дорогая и надежная (например, в дорогостоящих автомобилях люксового уровня), она ежегодно проходит ТО и используется раз в несколько дней на короткие расстояния, то агрегат проживет гораздо дольше. Ну, а если авто используется в качестве такси, да и сама модель коробки неудачная, а о замене масла владелец слышал только по телевизору, то через 50 000 км пробега можно уже задуматься о полной замене АКПП .
Мы же рассмотрим срок эксплуатации каждого вида коробки передач.
Надежность и ресурс АКПП классической конструкции
В прошлом автоматическая коробка передач была далека от идеала. В то время механика, действительно, была лидером, прославляя надежность и долговечность. Сегодня же автоматы настолько хорошо проработаны, что их ресурс может составлять 500 000 километров пробега и даже больше при условии правильного и качественного обслуживания.
И, снова-таки, не забываем о способе эксплуатации. Невозможно сравнить срок службы АКПП двух автомобилей, если они эксплуатируются по-разному.
Классическая автоматическая коробка передач по праву считается самой надежной конструкцией по сравнению со своими новыми собратьями. Она более простая с конструктивной точки зрения, поддается обслуживанию, а ремонт АКПП финансово доступен и выполняется многими СТО. Поэтому, думая о длительном сроке эксплуатации, без сомнения автомат — лидер этого вопроса.
Ресурс вариатора
Хоть вариаторная коробка передач и считается вторым видом по надежности после АКПП, с ней в нашей стране дела обстоят хуже.
Вариатор представляет собой принципиально другой конструктив. Да, в нем предусмотрен гидротрансформатор, но работает он за счет двух шкивов и металлического ремня, натянутого между ними. Во время работы ремень трется о металл, вырабатывает стружку и протирается, что сказывается на общий ресурс вариатора. И уже через 90 — 100 тысяч километров пробега требует замены. Сегодня выпускаются новые модификации вариатора со сроком службы более длительным — 100-150 000 км пробега. Тем не менее, замена ремня остается вынужденной процедурой, помимо классической замены масла и расходников.
И здесь уже начинается интересная история. В отличие от АКПП, ремонт вариатора — вопрос сложный. В Украине очень мало специалистов, да и вообще СТО, которые занимаются им. Обусловлено тем, что вариаторная коробка у нас не распространена и мало популярна. Да и технически она представляет собой сложный агрегат. Более того, ремонт вариаторной коробки — дорогостоящее удовольствие и не всегда по карману.
Тем не менее, с должным ТО вариатора коробка раскроет свои яркие преимущества — невероятное удобство вождения и прекрасную динамику, сочетаемую с отличной экономичностью в расходе топлива.
Реальные сроки службы роботизированных коробок
Из всех видов коробок передач — робот по праву считается самой ненадежной. Ее ресурс составляет не более 200 000 км. Почему так мало? Потому что со временем появятся проблемы с приводами или с дисками сцеплений, или с программным обеспечением.
И все было бы гораздо проще, ведь робот, по сути, это классическая механика с электронным сердцем и мозгом, если бы производитель не добавил сервомеханизмы и дополнительный узел сцепления. Результатом стало появление двух разных видов робота.
Ресурс АТМ
Автоматизированная механика — совокупность сервопривода и исполнительных механизмов, отвечающие за сцепление и переключение скоростей. Сервопривод считается проблемной зоной коробки, потому что перед тем, как дать сигнал об изменении передачи, он считывает показатели температуры, скорости и оборотов двигателя. Взаимосвязь между ними не налажена еще с завода. Некоторые модели робота АТМ по комфорту уступают даже АКПП — во время переключения передачи водитель чувствует толчки и рывки.
Ресурс АТМ составляет около 100 000 км максимум. И это при условии постоянного контроля коробки и ее обслуживания. После выработки придется либо капиталить, либо менять коробку полностью.
Ресурс DSG 6/7
ДСГ состоит из двух дисков, которые отвечают за четные и нечетные передачи. Благодаря этому исключены толчки и рывки во время переключения передачи. DSG — привилегия концерна VAG. Автомобили Volkswagen выпускаются с данным видом коробки передач. Она удобна в эксплуатации, дарит мягкую и плавную динамику, неплохую мощность.
Ресурс ДСГ — 200 000 км. После этого нередко летит мехатроник (аналог гидротрансформатора), появляются проблемы в ПО.
Вышеприведенные цифры пробега — условные. Невозможно наверняка сказать, что тот же ДСГ уже через 200 000 км пробега выйдет из строя. Все зависит от качества коробки, манере эксплуатации, обслуживания.
Есть ли заговор производителей?
Автовладельцы обожают твердить о заговоре производителей, которые намеренно занижают срок службы коробки передач. С одной стороны, понять можно. Ведь если будет существовать коробка, способная пройти миллион километров, то выгода производителей значительно снижается.
С другой стороны, “заговор” может быть правдой. Ведь сейчас все чаще выпускаются автоматические коробки передач, которые, по словам производителя, не требуют обслуживания, а масло залито на весь период службы. Только нет оговорки, что подразумеваемый период службы — не более 5 лет. Автовладелец совсем не беспокоится, масло не меняет, не обслуживает коробку, а потом БАЦ и она умирает. И выхода нет: либо капиталить, либо менять. А это баснословные суммы.
Отметим: необслуживаемых коробок не существует. Это не более, чем хороший маркетинговый ход. Масло нужно менять в любом виде коробки. Не забывайте о качестве наших дорог, возможном перепаде температуры, качестве обслуживания, наконец. Поэтому, независимо от того, с какой коробкой на борту вы берете автомобиль, ориентируйтесь на обязательную периодическую замену масла и расходников. Разница только в самой периодичности. Где-то чаще, где-то реже. И если соблюдать эти простейшие рекомендации, то и о заговоре можно забыть.
Как продлить жизнь АКПП
Многие автовладельцы задают вопрос о продлении ресурса коробок передач. Сделать это вполне возможно. Достаточно лишь менять масло и расходники, своевременно обслуживать коробку и контролировать состояние радиатора. К слову, о последнем. Именно на качестве охлаждения держится вся система. Ведь перегрев коробки равносилен ее смерти. Поэтому каждые 20 тысяч километров не ленитесь, заезжайте в СТО и диагностируйте радиатор, держа его в надлежащем состоянии. При необходимости промывайте его и используйте вакуумное оборудование.
Также есть смысл сказать об используемом масле и его качестве. Масло в АКПП — важнейший компонент, поэтому оно должно быть высококачественным и оригинальным. Вид масла рекомендуется производителем и указан в техническом мануале. В Украине не всегда можно найти конкретную марку масла. Но оно должно полностью совпадать по составу и сезонности, рекомендуемой производителем. Также ориентируйтесь на стоимость продукта. Недорогое масло — повод усомниться в его качестве. Надежнее будет, если вы проконсультируетесь с опытным и доброжелательным мастером.
Не стоить экономить на опыте мастеров и СТО. Если некоторые работы можно сделать самостоятельно (например, проверить уровень масла и его цвет, если конструктив коробки это позволяет), то ремонт АКПП лучше проводить в условиях мастерской. И чем надежнее исполнитель, тем выше вероятность того, что ресурс коробки будет продлен. А вот любые манипуляции с вариатором или роботом следует и вовсе доверить специалисту, так как данные виды коробок технически сложные. И самостоятельное вмешательство может повлечь за собой серьезные проблемы.
Как проверить исправность АКПП при первичном осмотре
Не полагайтесь только на пробег. Есть масса умельцев, которые удачно скручивают его и преподносят побегавшую АКПП, как новую. Поэтому при первичном осмотре автоматической коробки передач следует провести две несложных манипуляции.
Проверяем уровень масла
Нельзя допустить масляное голодание или его избыток. Уровень масла должен быть всегда на рекомендуемом уровне. Это важно.
Проверить масло можно самостоятельно. Для этого:
- прогреваем коробку в течение 10 минут. Масло должно быть горячим, только в такой среде уровень масла будет достоверным;
- с помощью щупа проверяем уровень. Он должен быть на уровне надписи HOT, указанной на щупе.
Также анализируем цвет масла.
Если в масле наблюдаются частицы стружки, это говорит о необходимости замены фильтра и масла. Стружка или мусор негативно воздействуют на всю систему коробки, так как вместе с маслом оседают на ее компоненты.
Оцениваем качество коробки при езде
Полноценно коробка передач раскрывает себя только на горячую. И большинство проблем образовываются, когда автомат уже разогрет. Поэтому необходимо проехать не менее 15 километров и послушать — нет ли посторонних звуков, вибрации, рывков. Это типичные симптомы неисправности.
Как определить, что коробка неисправна?
Неисправность коробки-автомат проявляет себя теми или иными симптомами:
- масляная течь (видимые подтеки на днище, масляное пятно на асфальте после простоя авто);
- любое нетипичное поведение авто во время езды — толчки, стуки, вибрация, посторонний запах гари пластика, выпадание/залипание передачи, полный отказ автомобиля в езде в определенных режимах;
- загорелся чек на приборной панели;
- ощутимое затруднение движение кулисы переключения передач.
Однозначно определить поломку самостоятельно невозможно. Нужна визуальная и компьютерная диагностика, а иногда и полная разборка коробки. Поэтому необходимо обратиться в СТО, как только появились первые симптомы неисправности.
Подведем итоги
Автоматическая коробка передач по праву считается надежной и “стрессоустойчивой”. Она может прослужить длительное время. Но требует должного ухода и обслуживания.
Совет. Не предпринимайте попытки самостоятельного ремонта без должных условий, оборудования и опыта. Ремонт автоматической коробки передач требует знаний и скрупулезности. Любая допущенная ошибка в ходе самостоятельного ремонта может привести к сокрушительным последствиям.
Используйте оригинальное или высококачественное масло-аналог. Всегда контролируйте состояние радиатора и масляного насоса, своевременно меняя их или обслуживая. Консультируйтесь со специалистами по периодичности замены масла и прохождения ТО, диагностики.
Только в этом случае коробка не только пройдет весь свой заложенный ресурс, отведенный ей, но и сможет прослужить гораздо дольше.
Источник https://akpp1.com.ua/blog/kakoj-srok-sluzhbyi-korobki-avtomat