Все нюансы замены масла в вариаторе
Своевременная замена трансмиссионной жидкости – залог бесперебойной и стабильной работы вариаторной коробки (на англ. Continuously Variable Transmission). Хотя ряд скептиков утверждает, что CVT необслуживаемый, всё-таки специалисты рекомендуют не пускать ситуацию на самотёк и посетить сервисный центр, особенно если смазка помутнела и, соответственно, потеряла свои эксплуатационные свойства. Ведь ГСМ склонен терять свои качества с пробегом и загрязняться углеродистыми веществами, которые образуются в результате перегрева масла и срабатывания присадок.
Замена смазки в вариаторе: когда нужно менять и почему
В сравнении с «классическими» трансмиссиями автомат, устройство CVT обеспечивает улучшенные динамические показатели, комфорт при использовании, а также является более экономичным. Это бесступенчатая коробка переключения передач. Все конструктивные элементы вариатора, которые вращаются и подвергаются трению, нуждаются в эффективной смазке качественным горюче-смазочным материалом. В противном случае – они будут срабатывать довольно быстро.
Как проверить в вариаторе уровень масла
Контроль ГСМ в CVT выполняется с помощью специального щупа, расположенного чаще всего рядом с заливной горловиной. При этом следует выставить авто на ровную поверхность. Алгоритм проверки достаточно прост:
- после прогрева ДВС (чтобы прогнать масло по коробке, занимает 5-10 минут), заглушить мотор, после этого вынимаем щуп и тщательно его вытираем салфеткой (без ворса);
- вставляем в заливную горловину;
- вынимаем и смотрим на результат.
Как проверить, сколько масла в вариаторе должно быть для эффективной работы его конструктивных элементов? Оптимальным считается уровень, находящийся между рисками, обозначенными min и max (к примеру, как в Nissan QASHQAI) или на отметке Normal (как в Mitsubishi Outlander).
Важно! Перед тем, как проверять уровень ГСМ в CVT, необходимо слегка прогреть трансмиссионную смазку. Как это сделать правильно? Достаточно проехать на авто 15-20 км. Непрогретый ГСМ отличается густой консистенцией, поэтому проверить его уровень будет сложно.
Когда нужно менять масло в вариаторе, как понять
Снижать рабочие характеристики ГСМ могут углеродистые отложения, которые образовываются в процессе его эксплуатации. Дело в том, что эта жидкость обеспечивает смазку конструктивных элементов, подвергающихся трению в условиях повышенных температур. Ухудшение состояния масла (помутнение, изменение консистенции) – первый сигнал о том, что нужно его поменять. Второй критерий – это пробег авто (то есть учитывается сколько прошло ТС с предыдущей замены смазывающего материала).
Интересно! Качественный продукт для CVT включает в своей основе различные добавки, благодаря которым он имеет синий, красноватый или зелёный оттенок.
Через какой пробег нужно менять масло в вариаторе
Владельцев новых ТС, приобретённых в салоне, редко волнует вопрос, через сколько менять ГСМ в CVT. Дело в том, что все необходимые процедуры по обслуживании авто выполняются во время планового ТО. Обычно, как часто менять ГСМ в CVT указано в руководстве по эксплуатации ТС.
Если срок гарантийного обслуживания автомобиля истёк, то ответственность за техническое состояние ТС лежит только на владельце. Учитывая суровые условия использования машины (в городском цикле, в регионах с повышенной влажностью, при езде по пересечённой или гористой местности, при длительном простое в жаркий сезон, буксировке прицепа), заменить масло в вариаторе стоит, когда цифра пробега достигнет 30-35 000 км. При эксплуатации ТС в нормальных условиях сливать отработку и заливать свежий ГСМ рекомендовано, когда авто прошёл 40-50 000 км.
Определение состояния ГСМ в CVT
Если авто куплено с рук, владелец, как правило, не располагает достоверной информацией о том, сколько ТС прошло километров с предыдущей замены масла. Ему ничего не остаётся, как определить состояние трансмиссионной смазки визуально. Масло с нормальными эксплуатационными свойствами светлого цвета. Помутнение ГСМ или приобретение им выраженного чёрного оттенка свидетельствует о том, что при первой же возможности следует удалить отработанную смазку. Затем заливают свежую трансмиссионную жидкость.
Внимание! Сменив ГСМ в CVT, водитель сразу ощутит, как изменится к лучшему динамичность автомобиля.
Как провести замену масла в вариаторе
Выделяют частичную (доливку) и полную замену ГСМ в CVT. В первом случае с работой можно справиться, не привлекая специалистов сервис, то есть самостоятельно. Для проведения этой процедуры понадобится специальный инструмент (ключ для пробки картера CVT), свежая трансмиссионная жидкость, новые фильтрующие элементы и ёмкость для слива отработки, а также ремонтная эстакада (яма). В крайнем случае – можно обойтись и подъёмником. Замену горюче-смазочного материала в коробке вариатора производят при условии нагрева последнего до рабочего температурного показателя. Для этого достаточно проехать на авто 10-15 км.
Итак, как менять ГСМ в коробке вариатора? При частичной замене горюче-смазочного материала (доливке) в CVT алгоритм действий следующий:
- установка ТС на ремонтную эстакаду;
- запуск двигателя (пока не включится вентилирующее устройство, после чего заглушите мотор);
- удаление отработанной жидкости (добравшись до поддона CVT, открутите сливную пробку). Когда отработка, загрязнённая углеродистыми отложениями, вытечет из коробки передач, отверстие закрывается. При этом примерно 30-40% смазки останется в радиаторе, внутри муфт и валов. В вариаторе находиться около трёх литров смазки;
- заполнение коробки CVT свежей трансмиссионной жидкостью. Заливать ГСМ следует через отверстие, где установлен щуп. Чтобы выполнить процедуру аккуратно и не пролить смазку, важно использовать в работе воронку;
- установка новых фильтров.
Заключающий этап – проверка уровня горюче-смазочного материала в CVT (обязательно после прогрева) с помощью щупа. В зависимости от полученного результата, нужно будет либо немного слить, либо долить недостающее количество жидкости.
Что будет, если перелить смазку в CVT? Если масла в коробке вариатора больше нормы, то водитель сразу это ощутит – возникнут трудности при переключении передач.
Если недолить смазку в CVT, то ДВС на холостом ходу начнёт издавать вибрации, а в начале движения транспортной средство будет плохо разгоняться и дёргаться.
Полная замена масла
Эту процедуру проводят только на СТО. Чтобы полностью удалить отработанный смазочный материал из вариаторной коробки, просто открутить сливную пробку в поддоне недостаточно – всегда остаётся остаток (примерно 500 г). Полная замена ГСМ предусматривает подключение к системе специального устройства, работающего в условиях высокого давления, которое «выгоняет» старую смазку з каналов и заменяет её на свежую жидкость.
Важно! Чтобы удалить со стенок трущихся конструктивных элементов CVT углеродистые отложения, перед тем, как лить новое масло, следует провести промывку специальным составом всей системы.
Сколько стоит замена ГСМ в вариаторной коробке? Эта процедура относительно недорогая. Сама работа обходится примерно в 1000 рублей. Но если учесть цену новой смазки, плюс не исключено, что в процессе замены ГСМ в CVT могут понадобится сопутствующие услуги (к примеру, промывка системы), стоимость услуги возрастает в несколько раз.
Трансмиссионная жидкость и фильтры для вариаторных КПП
Чтобы CVT работал стабильно хорошо, важно заливать в коробку оригинальные смазывающие материалы, рекомендованные заводом изготовителем ТС. При этом учитывается эксплуатационный класс трансмиссионной жидкости. Исключение составляют только аварийные ситуации, когда под руками нужно масла нет, но необходимо как-то доехать до СТО.
Для защиты конструктивных элементов вариатора от различных загрязняющих частиц в его конструкции предусмотрена установка металлической сетки для грубой очистки и бумажного фильтрующего элемента. Последний заменяется одновременно с заливкой свежей смазки в систему. Сетку обычно только промывают. Но если она плотно забита клеем фрикционных накладок или углеродистыми отложениями, то механической очистки будет недостаточно. В таком случае заменяют и этот фильтрующий элемент.
Источник https://oil2go.com.ua/articles/vse-nyuansy-zameny-masla-v-variatore