«Наблюдалки», «догонялки» и «Черный доктор»: уникальные машины спецслужб СССР
В советские времена никто даже предположить не мог, что в редком автомобильном движении рядом с вами едут легковые машины, абсолютно ничем не отличающиеся от себе подобных, но наделенные моторами в пару сотен лошадиных сил и способные, сорвавшись с места, за считанные секунды развить скорость в пару сотен километров в час. Такие сверхмощные, быстроходные и неприметные автомобили с секретной аппаратурой, закамуфлированные под обычные легковушки, несли скрытую службу в системе Комитета государственной безопасности.
На заглавной фотографии — мощный спецавтомобиль ЗИЛ-41072 Скорпион для сопровождения и охраны кортежа Президента СССР (фото А. Барашкова)
В их обязанности входили наружное наблюдение за окружающей обстановкой, диссидентами или иностранцами, преследование подозрительных машин и сопровождение автомобилей высших советских и партийных работников. К этой же засекреченной категории относились специальные санитарные автомобили для оказания экстренной медицинской помощи обитателям лимузинов из правительственных кортежей.
ГАЗ М-20Г (1955–1958 гг.)
Достаточно совершенная легковая Победа с четырехцилиндровым двигателем в 50 л. с. привлекала внимание не только военных, но и сотрудников КГБ. В середине 1950-х по заказу столь солидного ведомства Горьковский автозавод приступил к сборке более мощного и быстроходного спецавтомобиля М-20Г, внешне не отличавшегося от серийных вариантов М-20 и М-20В. Его оборудовали шестицилиндровым мотором мощностью 90 л. с. с масляным радиатором, гидромеханической трансмиссией, задним мостом от автомобиля ГАЗ-12 (ЗИМ) и 100-литровым топливным баком. В комплектацию машины входили средства радиосвязи и специальные звуковые сигналы.
Первый советский спецавтомобиль М-20Г на базе Победы М-20 | Машина наблюдения М-20Г на шасси М-20В (из архива И. Падерина) |
На деле вариант М-20Г оказался слишком тяжелым и плохо управляемым, зато его скорость возросла до 132 км/ч, а время разгона с места до 100 км/ч составляло 30 секунд. Таких машин изготовили порядка 100 единиц.
ГАЗ-23 (1962–1970 гг.)
Этот малоизвестный индекс носил второй горьковский спецавтомобиль, созданный на базе серийной 75-сильной модели ГАЗ-21М Волга. На нем установили 195-сильный двигатель V8 и автоматическую трансмиссию от представительской Чайки ГАЗ-13. По сравнению с обычной Волгой на модели ГАЗ-23 были существенно усилены кузов и ходовая часть, применялись стекла из триплекса, тормозные накладки из жаропрочного материала, литые чугунные тормозные барабаны и устройство запирания капота из салона. Увеличение снаряженной массы до 1 780 кг привело к существенному повышению расхода топлива, зато время разгона с места до «сотни» сократилось вдвое (до 16 секунд), а максимальная скорость достигла 160 км/ч.
На модели ГАЗ-23А сохранилась механическая коробка передач, а ГАЗ-23Б для эскортирования важных персон отличался хромированной облицовкой окон и левого зеркала. До 1970 года машин 23-й серии собрали 603 экземпляра.
Спецавтомобили семейства ГАЗ-24 (1972–1997 гг.)
В начале 1970-х годов на базе новых серийных легковушек ГАЗ-24 Волга Горьковский автозавод приступил к сборке двух «специализированных» вариантов для КГБ СССР. Первый автомобиль ГАЗ-24-24 для внешнего слежения получил прозвище «наблюдалка». Обычно его окрашивали в неяркие цвета, чтобы машина терялась в автомобильном потоке. В обязанности второй модели ГАЗ-24-25 черного цвета с улучшенной отделкой салона и сдвоенной выхлопной трубой входило сопровождение правительственных кортежей, за что ее прозвали «догонялкой».
Как и ГАЗ-23, эти автомобили также получили основные агрегаты от первой Чайки, но дополнительно снабжались усиленными кузовами и узлами ходовой части. К немногим внешним отличиям второй машины относились дополнительные прямоугольные сигнально-предупредительные фары на бампере, спецсигналы за радиаторной решеткой, высокая антенна на правом крыле для мощного радиооборудования, особый запор капота и характерные номерные знаки. Машина со снаряженной массой 1 750 кг разгонялась с места до 100 км/ч всего за 15 секунд. Ее максимальная скорость возросла до 190 км/ч. В 1972–1988 годах собрали 1 034 автомобиля этой серии.
С выпуском модернизированного седана ГАЗ-24-10 на его базе собирали спецавтомобиль ГАЗ-24-34 с 220-сильным мотором V8 от новой Чайки ГАЗ-14, дисковыми тормозами и встроенными в переднюю облицовку противотуманными фарами. По заказам на них монтировали кондиционер, особую обивку и даже механизм с тремя сменными номерными знаками. В 1985–1993 годах завод выпустил 245 таких машин.
Пробные образцы будущих спецавтомобилей появились в 1979 году в рамках конструкторской и стилевой разработки опытной 120-сильной модели ГАЗ-3101 с прямоугольными фарами, преобразованной затем в ГАЗ-3102.
С началом серийного производства модернизированной Волги ГАЗ-3102 на ее основе началась сборка двух спецмашин, укомплектованных по требованиям КГБ, а затем и ФСБ. По уже отработанной схеме первой из них была обычная «наблюдалка» ГАЗ-31012 с 195-сильным двигателем и трансмиссией от первой Чайки, внешне ничем не отличавшаяся от серийной модели ГАЗ-3102. Распознать ее можно было только по форме ручки управления автоматической трансмиссией, похожей на рычаг для механической коробки передач.
Наиболее интересной стала особо прочная и совершенно секретная эскортная машина ГАЗ-31013 с характерной низкой посадкой, которая до сих пор считается лучшим, наиболее мощным и надежным советским спецавтомобилем. Полных сведений о нем не сохранилось.
Силовой агрегат модели 31013 представлял собой дефорсированный до 200 л. с. мотор от новой Чайки ГАЗ-14. Другими особенностями являлись усиленный кузов с мощной звукоизоляцией, дополнительные световые приборы под бампером и телескопические антенны в центральной части крыши или на крыльях, два выхлопных патрубка и незамаскированная рукоятка «автомата». В период с 1986-го по 1996 год таких машин собрали 283 и 19 единиц соответственно.
Спецавтомобили серии Чайка (1973–1982 гг.)
С началом выпуска автомобиля ГАЗ-13 Чайка с 5,5-литровым двигателем V8 в 195 л. с. и автоматической трансмиссией в системе КГБ места ему не нашлось. К единичным образцам спецмашин на этой базе относились доработанные в социалистических странах эскортные Чайки с убиравшимися подножками и поручнями вдоль обеих сторон крыши с люком.
Благодаря мягкой подвеске и бесступенчатой трансмиссии, в 1973 году по заказу 4-го Главного управления Министерства здравоохранения СССР Чайка стала базой неизвестного до тех пор конструктивного направления – создание вместительных скоростных автомобилей медицинской службы. Они замыкали правительственные кортежи и служили для оказания важным персонам среднего ранга первой помощи в пути следования и оперативной доставки их в стационары.
Так в серии ГАЗ-13 появилась «скорая помощь» с продольными носилками и медицинским оборудованием, для которой застекленные кузова с повышенным расположением крыши собирал Рижский автобусный завод. Результатом этого сотрудничества стали машины ГАЗ-13С-РАФ, окрашенные в черный цвет и получившие прозвище «Черная докторша». Их максимальная скорость достигала 160 км/ч. До 1982 года было собрано порядка 20 экземпляров, из которых несколько машин служили похоронными катафалками.
В 1980-е годы на новом 220-сильном шасси ГАЗ-14-02 Чайка по заказу Минздрава Рижский завод построил пять санитарных машин ГАЗ-РАФ-3920 с высокими кузовами со стеклянными перегородками. В них монтировали съемные носилки для лежачего пациента, поворотные места для врачей и медицинские принадлежности. После пробной эксплуатации автомобили признали слишком тяжелыми, громоздкими и дорогими.
К созданию спецмашин для КГБ и Минздрава СССР Московский автозавод имени И. А. Лихачева пришел лишь в 1970-е годы, а потом завершил свою деятельность целым семейством лимузинов высшего класса для государственной и партийной верхушки Советского Союза и спецтехники для сопровождения, охраны и оперативного медобслуживания.
ЗИЛ-114ЕА (1975–1979 гг.)
Первые спецавтомобили Московского автозавода появились благодаря созданию удлиненного лимузина ЗИЛ-114 с двигателем V8 мощностью 275 л. с. и автоматической трансмиссией. Первой на его базе стала машина спецсвязи ЗИЛ-114Е с экранированным электрооборудованием, которая в 1975 году послужила основой двух автомобилей медицинской службы ЗИЛ-114ЕА для Минздрава СССР.
Они служили для оказания экстренной помощи высшим советским руководителям из правительственных кортежей и доставки их в Центральную кремлевскую больницу (ЦКБ). Машины оборудовали четырьмя рядами боковых окон, повышенной крышей, задней откидной дверью, ложементом для носилок и местами для персонала.
В 1979-м, после их успешной эксплуатации, завод собрал еще несколько санитарных машин ЗИЛ-114НА с усеченной над местом водителя крышей, собранных на шасси отслуживших свой срок лимузинов.
Спецавтомобили семейства ЗИЛ-4104 (1976–2000 гг.)
Базой следующих спецмашин стал семиместный 315-сильный лимузин ЗИЛ-4104 (в прежней маркировке – ЗИЛ-115), вручную собиравшийся с 1976 года в единичных образцах. Впоследствии новыми базовыми автомобилями стали сходные модели ЗИЛ-41045 и ЗИЛ-41047 второй и третьей модернизации. До 2000 года на них собрали 12 специальных версий: машины сопровождения, связи, охраны и медицинской службы.
Самой известной спецмашиной в семействе ЗИЛ-4104 являлась так называемая кремлевская скорая – эффектный черный универсал ЗИЛ-41042 (ЗИЛ-115А) с высоким остекленным кузовом, получивший прозвище «Черный доктор». Как и предшественники, он служил для оказания первой помощи и комфортной доставки элитных пациентов в ЦКБ.
В просторном санитарном отсеке находились носилки из натуральной кожи и места для трех врачей. Вместительный кузов с цельной или двухстворчатой задней дверью и запасным колесом за фальшивой левой боковой дверью можно было преобразовать в фургон или катафалк. К другим особенностям относились шины с жесткими боковинами, позволявшие передвигаться без замены колеса. Машина имела снаряженную массу около четырех тонн и развивала скорость 190 км/ч.
В 1986 году на базе лимузина ЗИЛ-41045 собрали три автомобиля ЗИЛ-41042, затем на шасси ЗИЛ-41047 построили еще четыре машины.
В 1980-е на базе «санитарки» ЗИЛ-41042 был собран автомобиль спецсвязи ЗИЛ-41043 с экранированной защитой и параболической антенной. За ним последовал экранированный вариант ЗИЛ-41046 на основе лимузина ЗИЛ-4104 с радиотелефонной системой правительственной связи «Кавказ». В 2000 году две последние машины спецсвязи ЗИЛ-41049 базировались на автомобиле ЗИЛ-41047.
ЗИЛ-41072 Скорпион (1989/1999 гг.)
В 1987 году завод приступил к сборке бронированного лимузина ЗИЛ-41052 для Президента СССР. Через год на его базе появилась машина спецсвязи ЗИЛ-4107. В 1989-м они послужили основой трех пятиместных автомобилей сопровождения и охраны ЗИЛ-41072 Скорпион конструкции А. Н. Горчакова, которым сразу же присвоили второе неофициальное название «Телохранитель». Через 10 лет были изготовлены еще три образца для спецподразделений и служб охраны Российской Федерации.
Скорпион играл роль так называемого автомобиля-чистильщика, обычно возглавлявшего или замыкавшего скоростные кортежи первых персон государства. Он мог с ходу, не сбавляя скорости, отбрасывать в сторону посторонние машины или препятствия, которые, по мнению охраны, создавали опасность сопровождаемым лицам.
Источник https://www.kolesa.ru/article/nablyudalki-dogonyalki-i-chernyj-doktor-unikalnye-spetsmashiny-dlya-sovetskih-spetssluzhb