15 лучших производителей тормозных дисков
*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.
Тормозные диски, наряду с колодками, являются основным атрибутом безопасного вождения, поскольку воспринимают на себя нагрузку блокировки ведущих колёс при вращении, замедляя или вовсе останавливая транспортное средство.
Не стоит лишний раз упоминать, что от правильности выбора тормозных дисков напрямую зависит аспект личной сохранности, а, значит, отнестись к данному процессу следует со всей ответственностью. Команда журнала Expertology отобрала 14 самых лучших производителей тормозных дисков, представленных на внутрироссийском рынке, продукция которых удовлетворяет критериям качества, надёжности и стоимости. Основными критериями оценивания номинантов в рейтинге были приняты отзывы пользователей и заключения штатных экспертов.
Как выбрать тормозные диски
Подбор тормозных дисков по критерию оригинал/аналог – лишь начальный этап «погружения» во все тонкости нелёгкой задачи. Зачастую для новичков принять взвешенное решение без посторонней помощи не получается, однако даже частичная зависимость от чужого мнения может сыграть злую шутку. В связи с этим журнал Expertology выбрал 6 наиболее важных аспектов, которые следует учитывать при самостоятельном подборе идеального комплекта тормозных дисков:
Вид тормозного привода. Данная информация прописывается в сервисной книжке автомобиля, и предполагает различие следующего порядка:
- в подавляющем большинстве случаев автомобили легкового типа оборудованы гидравлическим приводом, который позволяет снизить нагрузку на тормозную систему в пропорции, достаточной для равномерного износа дисков и колодок по мере эксплуатации в легковом транспорте;
- грузовые автомобили и внедорожники чаще всего оснащаются пневматической или комбинированной системой привода. Облегчение торможения в данному случае ещё более эффективно, но нивелируется заведомо большей массой автомобилей.
Исполнение тормозного диска. В рамках данной характеристики мы подразумеваем разделение моделей на две большие группы:
- стандартные – диски, выполненные из сплошного металла, обладающие высокой устойчивостью к термическому деформированию. Ведут себя такие диски достаточно предсказуемо, однако ввиду худшей теплоотдачи могут терять эффективность торможения при езде в режиме «старт/стоп» на довольно высоких скоростях;
- вентилируемые – диски с вентиляционными отверстиями, чрезвычайно устойчивые к сохранению рабочих функций при смене скоростных режимов и резких торможениях. Такое исполнение позволяет лучше отводить тепло, а также снизить вес диска вплоть до 20%, что положительно сказывается на динамической составляющей движения авто.
Диаметр диска. Параметр, напрямую влияющий на эффективность торможения. Чем больше диаметр элемента, тем больше идущие в паре к нему тормозные колодки. Следовательно, при прочих равных условиях увеличенное пятно контакта колодок с диском будут давать лучшие условия торможения и значительный прирост эффективности.
Перфорация на рабочей части. Небольшие отверстия на поверхности тормозного диска – деталь достаточно любопытная. Их наличие позволяет гораздо лучше удалять образующуюся в зоне трения газовую подушку, а также отводить влагу. Кроме того, несплошность положительно сказывается на теплоотдаче, правда, при сильном разогреве металл может испытать микродеформации, которые, в свою очередь, будут приводить к интенсификации процессов износа материала колодок.
Устойчивость к коррозии. Крайне важно при выборе дисков учитывать их способность к сопротивлению процессам окисления. Помимо универсальных составов с применением хрома, титана и прочих нержавеющих металлов, некоторые производители обеспечивают дополнительную обработку поверхности специальными антикоррозионными составами. Они активно противостоят фрикционному износу и обеспечивают защиту дисков на срок до 2-3 лет.
Наличие канавок. Так называемые радиальные насечки – тренд последних лет, позволивший увеличить рабочий ресурс колодок и самих дисков. Благодаря внедрению канавки в рабочее пространство удалось добиться повышения эффективности отвода отработанного материала (частиц фрикционного состава накладок колодки и грязи), а также обеспечить равномерный износ накладки с течением времени.
Рейтинг лучших производителей тормозных дисков
Номинация | Место | Наименование | Рейтинг |
Рейтинг лучших производителей тормозных дисков | 1 | ATE | 5.0 |
2 | Brembo | 4.9 | |
3 | Otto Zimmerman | 4.8 | |
4 | EBC | 4.7 | |
5 | Nibk | 4.6 | |
6 | Lucas | 4.5 | |
7 | Ashika | 4.4 | |
8 | MASUMA | 4.3 | |
9 | Schneider | 4.3 | |
10 | TRW | 4.3 | |
11 | Ferodo | 4.2 | |
12 | Blue Print | 4.2 | |
13 | Bosch | 4.1 | |
14 | Remsa | 4.0 | |
15 | Textar | 3.9 |
ATE
Первая позиция в рейтинге достаётся, пожалуй, ведущему производителю элементов подвески и тормозных частей в европейской части мира, который входит в состав корпорации CAS (Continental Automotive Systems). Согласно статистике за 2018 год, Ate имеет более 10 официальных договоров о поставке тормозных дисков на сборочные конвейеры немецкого, французского, японского и американского рынков – показатель, недостижимый для других представителей данного сегмента. Немаловажен и факт того, что компания активно снабжает деталями и вторичный рынок, заявляя, что могут комплектовать до 98% европейских автомобилей.
По традиции, дадим краткую характеристику двум представителям компании:
- Original ATE – огромнейший класс оригинальных дисков со всевозможными модернизациями типа обработки антикором, перфорацией, выточками, двухсекционным составным профилем, встроенным подшипником и т.д. Сюда же относятся разработки, сделанные специально для Mercedes-Benz. Описать однозначно их характеристики не представляется возможным, поскольку каждое конструктивное исполнение носит уникальный оттенок.
- ATE PowerDisc – диски с перфорацией, разработанные специально под сложные условия эксплуатации. Несмотря на видовое разнообразие, ничем не уступающее серии Original, здесь имеется чёткий набор характеристик и выдержанных показателей: жёсткий контроль износа, высокая производительность и абсолютная безопасность эксплуатации. Довершает идеальное техническое состояние и спортивный внешний вид, как бы намекающий на их истинное предназначение.
Brembo
Вторая строчка рейтинга досталась итальянскому производителю Brembo, основная специализация которого – выпуск тормозных дисков для автомобилей представительного класса и спорткаров. В ассортименте компании более сотни различных моделей дисков, которые подразделяются на три большие группы:
- Classic – произведённые с соблюдением мировых стандартов качества и предписаниями ряда спецификаций, они пригодны для использования в автомобилях большой серии. Имеют точечные улучшения в виде канавок и модернизации химического состава, но в целом ничего глобального в сегмент не привносят;
- Max – специальная серия окрашенных дисков, содержащая перфорацию для значительного улучшения процессов отвода газов и пыли, а также усиленной вентиляции во избежание перегревов;
- Easy Check – аналогично Max, представляют собой серию специально окрашенных металлических дисков с нанесёнными индикаторами износа. Благодаря такому нововведению пользователь может самостоятельно оценивать степень износа и принимать решение о замене.
В последнее время в Brembo появилось новое веяние: вентилируемые диски. Серия развивается и уже начинает активно пользовать керамическое нанесение, сочетая его с уникальной геометрией рабочей части и другими разработками компании. Вся продукция стоит достаточно дорого, однако высшее качество полностью нивелирует уровень затрат.
Otto Zimmerman
Титульный поставщик тормозного оборудования на конвейеры VAG-группы, Otto Zimmerman по праву входит в число лучших производителей тормозных дисков всего мира. Колоссальное влияние компании на внутренний рынок строилось десятилетиями – и плодами этого закономерно стала распространённость в более чем 60 странах. Что же до модельного ряда, то на 2016 год в активе немецкого гранда числилось более 500 различных типов и типоразмеров тормозных дисков, среди которых большая часть предназначалась именно для пользования подопечным Volkswagen Group.
Несмотря на большое количество расхождений по открытых источниках, в ассортименте Otto Zimmerman можно выделить 4 большие группы дисков:
- Standard – классические тормозные элементы, опорой для создания которых служил сборник мировых стандартов;
- Sport – целый подкласс дисков, заточенных под условия жёсткой спортивной езды. Как правило, имеют перфорацию (серия Sport Z) или слотирование (Black Z) для увеличения теплоотдачи в воздух;
- Fusion Formula – облегчённые биметаллические диски, предназначенные для уменьшения массы транспортного средства. Кроме того, увеличенная теплоотдача значительно снижает риск коробления детали при переходе критической температуры;
- Coat Z – выделяется как отдельная серия, но выступает, скорее, в качестве дополнения к вышеназванным группам. Основное отличие от оригинальных дисков заключается в нанесении специального антикоррозионного состава, который в значительной степени увеличивает срок службы элемента.
EBC
Британская фирма с очень дорогим ассортиментом, «выезжающая» на поддержании исключительно высокого качества каждого изготовленного продукта. За длительное время существования на рынке EBC зарекомендовала себя, прежде всего, как производитель тормозного оборудования для спорткаров, и, во вторую очередь, для серийных автомобилей производства Японии (Subaru, Honda, Lexus, Nissan) и Европы в целом.
Из-за обилия серий представить всё в одной статье не получится. Однако мы постараемся сосредоточить внимание на самых главных и интересных вариантах в ассортименте EBC:
- Ultimax – серия перфорированных дисков с керамическим напылением и разнообразием химического состава, разработанная специально для спорткаров (о чём мы упоминали выше);
- TurboGroove – более бюджетная серия перфорированных и облегчённых дисков для любителей динамичной езды. Отличаются повышенным (относительно классики) рабочим ресурсом и эффективностью торможения;
- Огромное разнообразие слотированных (Ultimax), перфорированных (GD) и насечённых (Blade Disc) дисков для замены штатных элементов, позволяющие ощутить больше отзывчивости от педали тормоза;
- Premium – название в данном случае говорит само за себя. Это великолепная альтернатива штатным тормозным дискам с большой ценой и высоким качеством. Элитно, дорого, надёжно.
Nibk
Достаточно молодой представитель японских производителей тормозного оборудования, деятельность которого получила активное развитие в 1990-х годах. Как показывают отчёты экспертов, более 45% мирового продукта, идущего на вторичный рынок, сосредотачивается в России на правах самого активного потребителя. Причём отечественных пользователей не смущает ни ориентированность японской компании на разработку спортивных дисков (переквалификация произошла на исходе 2010-го года), ни достаточно высокая цена.
В целом, в практике изготовления тормозных дисков Nibk придерживается политики максимальной отдачи – при этом не важно, как долго прослужит расходный элемент. Абсолютно вся продукция компании основывается на данном правиле, и каких-либо изменений в последнее время не предвидится. Из наиболее интересных вариантов исполнения можно выделить следующие серии:
- комбинация «перфорация/насечка» – довольно интересный тип тормозных дисков, позволяющий минимизировать затраты и получить двойной рабочий эффект;
- двойная перфорация – уникальная формула облегчения диска с параллельным повышением характеристик теплоотдачи и эффективности вывода продуктов износа;
- двойная насечка – то же самое, что и двойная перфорация, однако со своей спецификой работы.
По денежным запросам Nibk оказывается значительно скромнее ведущих конкурентов, однако нельзя сказать, что в качественном отношении наблюдается такая же просадка. Всё на высоком уровне, и это достойно похвалы.
Lucas
Lucas – бренд, находящийся во владении именитой компании TRW для реализации продукции на рынках Европы и России. Как и в случае с ATE, тормозные диски фирмы охватывают 98% европейских авто, но при этом в отзывах о них наблюдается немногим большее количество негатива. Связано это, прежде всего, с объёмами выпуска предприятия – ежегодно 12 миллионов деталей уходит только на конвейеры известных производителей (не считая дисков, уходящих на вторичку – это примерно те же 12 миллионов копий), и обеспечить идеальное качество даже в рамках случайно взятой выборки крайне сложно.
Если же говорить о модельном ряде, в рыночном ассортименте от Lucas можно встретить в основном классические тормозные диски, отличающиеся от заводских оригинальным химическим составом и наличием радиальных выточек для облегчения вывода пыли и газов. Чуть реже встречаются спортивные диски с перфорацией и насечками, которые показывают лучшие результаты по теплоотводу, но в силу причин быстрого износа не могут прослужить более 60 тысяч километров. В целом, мнение о бренде складывается положительное: несмотря на некоторые пробелы в качестве отдельно взятых образцов, уровень стоимости и не претендует на превышение морального уровня, что и сподвигает автовладельцев на совершение покупки.
Ashika
В отличие от MASUMA компания Ashika базируется на территории Японии, ежегодно поставляя на рынок пусть и не самый большой, но качественный объём продукции. В отношении первого можно сказать особенно много: данный бренд буквально «повёрнут» на соблюдении соответствия деталей эталонным меркам. Каждая стадия производства подразумевает постоперационный контроль по нескольким направлениям (линейные размеры и отклонения, чистота поверхности и пр.), с обязательной проверкой детали на брак после завершения технологического процесса. После внедрения такой системы контроля уровень брака удалось сократить с 3 до 0,5% – результат в условиях предприятия просто великолепный.
Реальные показатели тормозных дисков от Ashika также впечатляют: стандартные версии стальных и чугунных моделей без особых проблем выезжают за 40 тысяч километров, а при модификациях способны показать и куда лучшие результаты. Имеются и диски серии Sport с отводящими желобами, которые, за счёт улучшения химического состава, увереннее противостоят перегреву и благодаря этому могут «проживать» в среднем 70-80 тысяч километров. Особняком стоит отметить любовь компании к антикоррозионной обработке прямиком с завода – это обязательное условие отпуска дисков (если они оригинальные) в продажу. Единственный нюанс – встречаются на отечественном рынке они крайне редко, ввиду чего появляется необходимость их поиска по каталогам или заказ напрямую от производителя.
MASUMA
Один из представителей так называемых «теневых» брендов, продукция которого имеет хорошие отзывы, но о ней мало кто слышал. MASUMA – типичный представитель номинально японского производства, отданного на аутсорсинг то ли европейским, то ли американским компаниям уровнем ниже. На отечественном рынке встречаются только классические варианты тормозных дисков со сплошным основанием без перфораций и других дополнительных элементов. Но, как отмечают пользователи, качество весьма впечатляющее: никаких вибраций в ходе эксплуатации не появляется (тест на 30 тысячах километров), а также наблюдается высокая устойчивость к перегреву.
Поговаривают, что через каталоги запчастей можно найти и строго лимитированные тормозные диски от MASUMA, заточенные под премиум и спорт. В них, как, впрочем, и во всех других конкурентных моделях, присутствует слотирование, выточки и перфорация, причём в различных исполнениях – на пробу. В качестве одного из представителей серии можно выделить стандартные диски под Honda Civic или Accord: MASUMA BD-5205. Сказать что-то более конкретное по фирме нельзя: есть объективное мнение пользователей, единодушное одобрение экспертов, хорошие эксплуатационные качества и невысокая цена.
Schneider
Девятая строчка рейтинга достаётся немецкой компании Schneider, 85% продукции которого – диски повышенного рабочего ресурса для экстремальной езды. Если в бюджетном сегменте (те самые 15%) превалируют в основном модели стандартного вида, то основа ассортимента уже давно пользует перфорацию и слотирование во всевозможных сочетаниях. Своевременный отказ от «катания» однотипной продукции позволили бренду выстрелить сначала на европейском, а после и на отечественном рынке. И всё было бы гораздо лучше, если бы барьером к совершению покупки не стала высокая цена.
Как отмечают многие эксперты (и это имеет под собой основание), тормозные диски Schneider показывают удивительную эффективность работы в паре с колодками от Ferodo, даже лучшую, чем со своими собственными. Ну и, конечно же, не обошлось здесь и без некоей модернизации составной конструкции, которая вылилась в «выпрямление» соединительных рёбер. Как показала практика, такой вариант исполнения позволяет значительно улучшить прямую продувку диска и обеспечить возможность немногим большего температурного нагружения. Средний ресурс работы комплектов по ассортименту составляет 50 тысяч километров, но, как уже было сказано выше, вопрос стоимости сильно влияет на активность потребителей в отношении этих дисков.
TRW
Мировой лидер производит системы активной и пассивной безопасности для грузовых и легковых автомобилей, где большою роль играют тормозные диски, системы ABS, ESP, TC. Концерн имеет производственные площадки в 24 странах мира, в которых трудится свыше 66000 человек. Кроме новой продукции, поставляемой на конвейеры некоторых автозаводов, фирма занимается восстановлением запчастей для вторичного рынка. Это позволило снизить стоимость деталей и сохранить высокое качество. В каталоге производителя есть диски для всех европейских, корейских, китайских и российских марок автомобилей. Стандартная толщина тормозных вентилируемых элементов находится в пределах 25-28 мм, обеспечивая длительное истирание. В отзывах водители отмечают отличное качество металла диска. Его редко ведет даже при нагреве и резком охлаждении в луже.
В отличие от большинства производителей, выпускающих широкий ассортимент запчастей к автомобилям, эта фирма имеет узкую специализацию и занимается в основном изготовлением деталей тормозных систем и рулевого управления. Это позволило им потратить больше средств и времени именно на разработку оптимального состава металла тормозного диска, экспериментировать с конфигурацией поверхности и разным сечением, чтобы предоставлять своим клиентам лучшее.
Достоинства
- хорошая толщина дисков 25-28 мм;
- прочный металл, сопротивляющийся деформации;
- легко купить в России;
- есть товары для автомобилей всех марок;
- в продаже присутствуют вентилируемые и невентилируемые модели.
Недостатки
- хуже работают при агрессивной манере вождения.
Ferodo
Почётную десятку рейтинга замыкает один из топовых производителей европейского сегмента автомобильных запчастей – британская компания Ferodo. Всецело принадлежащая концерну Federal Mogul, она охватывает практически 95% рынка Европы, уступая по этому показателю только ATE и Otto Zimmerman (98%). Одним из ключевых достоинств компании является то, что она сосредоточена исключительно на производстве деталей тормозных систем и подвески, что позволяет поддерживать марку качества на высоком уровне.
В частности, Ferodo стала первой фирмой, которая решилась на исправление проблемы торможения в классе легкосплавных дисков. Это стало возможным благодаря внедрению в производство специальной серии Coat+, которая впоследствии была удачно освоена и конкурентами из Otto Zimmerman (и получила название Coat Z). Особенность этих дисков заключалась в обработке специальным антикоррозионным составом с модификаторами тепла, которые повышали способность пары «диск/колодка» к торможению при перегреве. Впрочем, прогресс не стоит на месте, и сейчас компания продолжает развивать концепцию нелинейного производства, стабильно пополняя уже имеющиеся серии новой и весьма дорогой (к большому сожалению потребителей) продукцией.
Blue Print
Очередная строчка рейтинга достаётся компании-упаковщику, на благо существования которой трудится целая «россыпь» японских предприятий. Поэтому тормозные диски Blue Print – это продукт разработки более скромных фирм Nishioka и Kashiyama, которые вынуждены «прозябать» в середняках японского рынка во благо крупной корпорации. Всё дело в избранной политике Blue Print – по сути, эта торговая марка является японской только номинально, и принадлежит английскому гранду ADL (Automotive Distributions Limited). Работает исключительно по заказу, поэтому появление продукции на вторичном рынке – явление достаточно ситуативное.
Впрочем, продажи имеют место быть, а, следовательно, наш выбор в пользу бренда полностью легитимен. Качественно тормозные диски Blue Print ничем не проигрывают тем же моделям от MASUMA и Nibk: финансирование позволяет вовремя реагировать на смену тенденций в данной нише, поставляя на рынок перфорированные и слотированные расходники для обеспечения уверенного торможения. В среднем ресурса одного комплекта хватает на 40 тысяч километров пробега, что при достаточно низком уровне стоимости – хороший результат. Однако ввиду малой распространённости на рынке и необходимости заказывать диски в лучшем случае через каталоги, а также за какой-никакой, но обман (судьба всех упаковщиков), включить торговую марку в десятку лучших мы не можем.
Bosch
Компания-производитель всего и вся, одно из подразделений которого занимается производством запчастей для автомобилей. В частности, речь идёт и о тормозных дисках, основная часть которых отгружается на конвейеры европейских автоконцернов (преимущественно на автомобили массового производства). Основным заказчиком, как и в большинстве случаев здесь выступает VAG-группа – количество моделей машин, выпускаемых под ведомством этой корпорации очень велико.
Параллельно с отгрузкой на конвейер Bosch активно снабжает дисками и вторичный рынок, причём самый излюбленный потребителями бюджетный сегмент. Этим и компенсируется те небольшие огрехи и условности, которые так или иначе проявляются при использовании данного продукта. В частности, речь идёт о том, что абсолютное большинство сплошных и перфорированных дисков в ассортименте «любят» спокойную и размеренную езду. Резкое торможение, равно как и длительные поездки в агрессивной манере значительно снижают рабочий ресурс до 25-30 тысяч километров, что несколько снижает выгоду от фактора низкой цены. В целом, пользователи благодушны в своём мнении относительно компании, если не считать того процента, который любит от души «насиловать» ходовую часть.
Remsa
Испанская компания, основание которой пришлось на 1975 год, оставалась малоизвестной ровно до того момента, пока не получила возможность выйти на мировой рынок благодаря сотрудничеству с компанией TRW. В России известна хорошо, но является объектом частой фальсификаций, из-за чего пользователи разделились во мнении в соотношении 72% против 28% (довольных и недовольных соответственно).
В оригинальном виде диски Remsa по-прежнему поставляются из Испании и США, а их разнообразие в ассортименте достигает поистине колоссальных масштабов: порядка 1600 моделей, и число продолжает постоянно возрастать. Принципы производства можно назвать жёсткими (и в какой-то мере даже жестокими): по словам инженеров, вся реализуемая продукция проходит контроль качества, который включает в себя 50 тестовых испытаний. А началось всё с резкого скачка вперёд в технологическом плане: внедрение технологии Protecno (позаимствованной у TRW и впоследствии адаптированной) позволило увеличить восприятие температур у бюджетных моделей до 500 градусов Цельсия. Это в свою очередь, позволило добиться меньшего тормозного пути за счёт возможности более плотного и длительного контакта диска с колодкой. Сейчас же пути развития Remsa сопоставимы с намеченными у конкурентов, и первое на очереди – усиленная работа по борьбе с фальсификацией.
Textar
Хотя Textar и является не самой популярной компанией в России, не упомянуть её в рейтинге было бы сродни преступлению. Входящая в состав Nisshinbo Holdings Inc., фирма является чуть ли не самым ярым последователем концепции жёсткого контроля за производством на всех его этапах. Во многом именно такой подход позволил ей добиться многообразия равных по качеству тормозных дисков, а большие финансовые вливания в исследования лишь закрепляют локальный успех внедрением новых способов доведения структуры и конструкции до оптимума.
Очень нагляден путь, проделанный Textar от выпуска серии PRO до PRO+. Серия точечных улучшений, связанных со внедрением большего количества углерода и легированием медью (не более 0,7%) позволила значительно уменьшить вибрации, а также наделить диски лучшими показателями теплоотвода. Присовокупим к этому минимальное количество брака (0,3 – 0,5% от общего числа изделий), средний пробег в районе 50 тысяч километров, и получим великолепный итоговый результат. По уровню стоимости данные тормозные диски можно считать представителями среднего и премиального ценовых сегментов, но размен качества эксплуатации на деньги в таком случае будет весьма достойным. Да и найти продукт не так сложно, как кажется на первый взгляд.
Источник https://expertology.ru/14-luchshikh-proizvoditeley-tormoznykh-diskov/