Компьютеры на колесах: Автомобильная электроника

Компьютеры на колесах: Автомобильная электроника

1. Система контроля за давлением в шинах 2. Регулировка положения кузова с пневмоприводом 3. Динамическая система контроля управления 4. Электронная регулировка жесткости амортизаторов 5. Электронный стояночный тормоз 6. Цифровая электроника управления двигателем 7. Активный круиз-контроль 8. Система динамической стабилизации 9. Система переключения передач, расположенная на руле

Садясь за руль современного автомобиля, большинство водителей даже не представляют, насколько их ощущения от вождения не соответствуют действительности. Вы давите на газ и ощущаете приятное сопротивление педали, вращаете руль — и чувствуете, как проворачиваете колеса, давите на тормоз — и кажется, что именно ваша нога продавливает тормозную жидкость к суппортам, сдавливающим тормозные диски. Однако вы заблуждаетесь — в новейших автомобилях все это делают сервомоторы, управляемые электроникой, а кажущееся сопротивление в руле, рычагах и педалях создают другие сервомоторы. С заносом сражается не мастерство водителя, а специальные компьютерные системы. Они же управляют двигателем, следят за стеклоочистителями, воздухом и температурой в салоне, сцеплением с дорогой, расходом горючего и так далее. Насколько современный автомобиль стал компьютером? Доктор Клаус Бенглер, возглавляющий в компании BMW отдел взаимодействия человека и автомобиля, немного приоткрыл завесу тайны над этой проблемой.

Автомобильный закон Мура

Уже сейчас до 40% стоимости современного автомобиля определяется электронными компонентами и программным обеспечением. 90% всех нововведений, появляющихся в вашем автомобиле, связаны именно с электронными системами. При создании электронных систем нового автомобиля от 50% до 70% расходов приходится на программное обеспечение. В современных машинах премиум-класса можно насчитать до 70 процессоров, объединенных пятью системными шинами. И процесс развивается лавинообразно.

Как заметил доктор Бенглер, на автомобили целиком распространяется знаменитый закон, впервые высказанный основателем компании Intel Гордоном Муром: вычислительная мощность удваивается каждые 18 месяцев. Каждые четыре года оперативная память вашего компьютера увеличивается примерно в десять раз. То же самое происходит и с автомобилем! Единственная разница состоит в том, что автомобили опаздывают от компьютеров примерно на семь лет. Вы только что купили себе домашнюю систему с четвертым Пентиумом? Будьте уверены, через семь лет ваш новый BMW будет с легкостью обсчитывать те же задачи. По существу, современный автомобиль — это тот же компьютер, только на колесах, заметил Бенглер.

О чем думает автомобиль

С компьютерами все ясно — каждая новая версия Doom требует полной замены системы. А автомобилям это зачем? Сначала владельцам авто разонравилось копаться во внутренностях машины, и всю диагностику взяли на себя компьютерные системы. Сегодня автовладелец должен только заливать в машину бензин, масло и стеклоомыватель. В случае неисправности автомобиль сам сообщит вам об этом и подскажет, можно ли самостоятельно доехать до сервиса или пора вызывать эвакуатор. Потом выросли мощность и скорость: в середине прошлого века безопасно управлять на скоростях в 150−200 километров в час могли только профессиональные гонщики, а сейчас это доступно даже старушке-пенсионерке. Вернее, она лишь крутит руль и давит на педаль газа, все остальное делают бортовые компьютеры.

А аварийно-спасательные системы автомобиля в случае аварии будут активно бороться за ее жизнь.

Помимо этих жизненно необходимых систем автомобили стали обзаводиться. как бы помягче сказать? — аксессуарами: вентиляцией и сервоприводами сидений, адаптивными системами освещения салона, телевизорами, игровыми приставками, массажерами В итоге количество дисплеев и управляющих клавиш вплотную приблизилось к оборудованию пилотской кабины. Лучшие умы в автомобильных исследовательских центрах брошены как раз на решение этой проблемы — уже сейчас в разных машинах появились джойстикоподобные системы навигации по информационным дисплеям. Пример — I-Drive у BMW. На стадии испытания находятся системы, способные распознавать жесты, направление взгляда и даже эмоции водителя. Если, например, вам не нравится, как ведет себя ваша машина, вы сможете на нее закричать и замахать руками. Она исправится. И извинится приятным женским голосом. Я сам это пробовал. Пока, правда, ругаться придется на немецком.

Читать далее  Электрооборудование автомобиля. Устройство и работа. Особенности

Вам будет интересно Рейтинг электромобилей с топ запасом хода: ТОП-10

Без Microsoft не обошлось

В большинстве дорогих автомобилей, не поверите, стоит всем хорошо знакомая операционная система Microsoft Windows — правда, специальная автомобильная версия. Однако не беспокойтесь, ей доверяют исключительно мультимедийные функции, интернет и иногда системы навигации. Так что если в вашем автомобиле вдруг перестала играть музыка, не спешите сразу же ехать в сервис-центр, сначала попробуйте просто заглушить двигатель и вновь завести его — вполне возможно, это был просто программный сбой. А вот жизненно важные функции — управление двигателем, тормозами, рулевым управлением, системами безопасности — обслуживают специализированные отказоустойчивые операционные системы реального времени. Это невидимые герои — их названия мало кому знакомы, но именно они несут ответственность за вашу жизнь.

АвтоТехно: эволюция автомобильных систем мультимедиа

Поделитесь в соцсетях:

  • Нажмите, чтобы поделиться на Twitter (Открывается в новом окне)
  • Нажмите здесь, чтобы поделиться контентом на Facebook. (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться на LinkedIn (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться записями на Pocket (Открывается в новом окне)
  • Нажмите, чтобы поделиться в Telegram (Открывается в новом окне)

112_0801_09z+2009_audi_a4+mmi_interface

В статье о Peugeot 2008 мы затронули тему системы мультимедиа, которая вызвала бурное обсуждение. Этот материал был подготовлен для того, чтобы коротко прояснить ситуацию с системами мультимедиа в автомобилях: в прошлом, настоящем, будущем. Итак…

Прошлое

Примерно 20 лет назад появились первые автомобильные навигационные системы в их современном понимании (да, мы знаем, что первый прообраз навигации был у Honda и еще в 1981 году). Подчас навигация из «середины 90-х» являла собой одноцветный графический пиксельный дисплей, который рисовал стрелку в стиле «вам направо через 300 м»: никакой цветной карты, прорисовки маршрута, детализации. Но прогресс не остановить – уже в конце 90-х навигация обрела привычную форму: аккуратная карта на большом цветном дисплее.

Тогда возникла идея объединения всех составляющих мультимедиа в единый комплекс: радио, CD/DVD-проигрыватель, телефон и гарнитура, навигация, позже добавились камеры заднего вида и/или кругового обзора. Также, в зависимости от системы, она могла отвечать за частичный или полный контроль климата.

Примером подобного подхода могут быть популярные «топовые» модели конца 90-х и начала 2000-х годов. В данном случае представлен салон первого Infiniti FX – машины «не бедной», но и отнюдь не максимальной для своего времени.

фото 1

Просто постарайтесь сосчитать количество кнопок. Уверен, что счет пойдет на десятки…

Одной из вершин развития подобных систем того времени можно назвать систему Command в премиум-седане Mercedes S W220. Эта система включала в себя крупный цветной дисплей, кнопки выбора режимов его работы (TV, навигация, аудио, телефон), центральный джойстик управления, «телефонную клавиатуру». Здесь важен факт использования многозадачного управления: т.е. от подхода «одна кнопка – одна функция» мы переходим к подходу «единого управляющего элемента» (как компьютерная мышка), который меняет свою функцию в зависимости от текущего режима работы системы.

Читать далее  Как проверить потери тока на автомобиле

Вам будет интересно Ремонт платы управления стиральной машины от 2500 руб! | РемБытТех

фото 2

Центральная консоль: система Command – одна из первых целенаправленных попыток объединить все дополнительные функции воедино

Настоящее

Настоящее наступило вместе с дебютом BMW 7 E65, и имя «настоящего» было iDrive. Это система, которая завязала все вспомогательные функции на единый дисплей и единую шайбу управления. Причем количество этих функций было, пожалуй, побольше, чем в упомянутом выше S-классе W220, а вот количество клавиш было на порядок меньше. Клиенты испугались непривычного управления, долго привыкали к iDrive, для традиционалистов оставили часть органов управления климатической системы и пару кнопок аудиосистемы. Но все равно iDrive совершила революцию.

фото 3

Чистота передней панели при максимуме дополнительных функций и настроек – вот, что сделала система iDrive

Именно после появления iDrive каждый премиальный, а потом и массовый авто-производитель старался создать свой вариант подобной системы. У автомобилей Audi – это система MMI, у Lexux – Remote Touch, у Mercedes – дальнейшее развитие Command с использованием шайбы, похожей на iDrive. Каждая из систем не стоит на месте, а двигается вперед и развивается, некоторые насчитывают уже 2-3-е поколение: появляется сенсорная панель для начертания букв (удобно при вводе адреса в навигатор), существуют системы с голосовым управлением (к примеру, Linguatronic от Mercedes, SYNC от Ford). Да и сама родоначальница iDrive обрела дополнительные кнопки для доступа к часто-испльзуемым функциям, позаимствовав эту идею у системы MMI от Audi.

И вся фишка в том, что системы мультимедиа также опускаются вниз по автомобильным классам, как и прочие другие системы в автомобильном мире («ксенон», подушки безопасности, ABS и ESP). Сегодня идея связать все дополнительные функции в едином блоке и в едином центре управления уже пришла в средние, и даже нижние классы автомобильной иерархии. Причем количество функций, завязанных на этих системах, порой не уступает количеству функций в люкс-седанах 10-летней давности. Для примера, рассмотрим Citroen C4 Picasso, который был у нас на тесте.

FOTO-1-1-650x367

Здесь на едином дисплее собраны: магнитола и радио; навигация; телефон и гарнитура; климат-контроль; бортовой компьютер, вспомогательные системы, настойка автомобиля. Пойдем чуть глубже. В магнитоле и радио у нас есть кнопки смены трека, память радиостанций, кнопка выбора источника сигнала. В навигации есть полноформатная клавиатура для ввода адреса и несколько кнопок управления картой. В гарнитуре есть «телефонная клавиатура», адресная книга, и пр. В «климате» есть выбор температуры, интенсивности и направления обдува, рециркуляции, и т.д. А теперь рассмотрим вспомогательные функции и настройки автомобиля – здесь собрано следующее: включение/отключение системы мониторинга слепых зон зеркал; включение/отключения парктроника; включение системы помощи при парковке (при наличии); настройка высоты подъема задней двери электроприводом (при наличии); включение камер кругового обзора (при наличии); настройка складывания зеркал при закрытии автомобиля; настройка опускания зеркал при включении заднего хода; введение в память скорости круиз-контроля; включение/отключение заднего дворника при движении задним ходом. И это далеко не все – представьте, сколько нужно традиционных кнопок, регуляторов, переключателей! Причем мы сейчас говорим просто о добротном современном минивэне среднего класса, даже не премиум, где нет настроек параметров шасси или интенсивность вентиляции кресел.

Будущее

Будущее берет начало в прошлом. Причем в данном случае – в очень глубоком прошлом. Автомобильные системы мультимедиа отстают от рынка смартфонов и планшетов лет на 5-10. Возьмем, к примеру, уже знакомую Acura MDX…

Читать далее  Автомобильная электроника из Китая – обзор китайской автоэлектроники

Вам будет интересно Правильный уход за аккумулятором автомобиля

P8170588-650x352

Здесь достойная техника (мотор, привод, радарный круиз) соседствует с откровенно устаревшей системой мультимедиа: слабая графика и разрешение, дублирование управления на сенсорном дисплее и кнопках. Причем «железо» этой системы не подкачало – есть и круговой обзор, и продвинутая аудиосистема, и коррекция климата по положению солнца. Проблема именно в «софте»: в слабой картинке и не слишком непродуманном управлении.

Но флагманские смартфоны обновляются каждый год, почему нельзя обновить систему мультимедиа в автомобиле? Во-первых, потому, что это не первоочередная задача. Первоочередная задача для производителя автомобиля – это безопасность, мощность, нормы токсичности, управляемость и комфорт… Словом, очень много проблем и вопросов, которые нужно решать при плановых обновлениях модели. И мультимедиа здесь далеко не в первой строке. Во-вторых, потому, что электроника – это не профильное направление авто-производителя. Обычно выбирается готовое решение от «электронной компании», подписывается контракт на пару лет, и вперед, на конвейер.

Сегодня, осознавая, что рынок электроники шагнул далеко вперед, производители автомобилей пытаются его не просто догнать, а догнать в один миг. Так и появляются разработки от Apple и Google для автомобилей, которые будут тесно связаны с родственными ОС. Кстати, Microsoft здесь тоже присутствует: компания принимала участие в разработке уже упоминавшейся системы SYNC для Ford. Но, похоже, что будущее именно за парой iOS+Android и смартфонами, построенными на данных ОС. Косвенно на это указывает и появление новых технологий, позволяющих дублировать данные с дисплея смартфона на дисплей в салоне автомобиля. Гениальная задумка! Теперь весь «мир», к которому привык пользователь смартфона, оказывается на дисплее автомобиля: аналогичная логика управления, аналогичные функции и приложения, аналогичный вид карты навигации, аналогичные песни и любимые плей-листы. При этом никаких претензий или лицензионных платежей от самого авто-производителя!

Но это подход для «обычных» автомобилей. А для автомобилей класса «премиум», похоже, все будет несколько иначе. Во-первых, потому, что продвинутая система мультимедиа может статьи еще одной отличительной особенностью для каждого производителя: своя графика, свои органы управления, свои возможности настройки и т.д. Во-вторых, потому, что премиум-марки часто предлагают такие функции, которые обычно не востребованы.

фото 6

Это салон нового Mercedes S W222, в данном случае – настройки типа и интенсивности массажа. Как подобное реализовать через кнопки?

Что мы имеем в итоге?

Во-первых, мы имеем постепенное увеличение количества вспомогательных функций в автомобилях среднего и даже компактного класса, что требует изменения привычного управления «одна кнопка – одна функция» на управление многофункциональным органом. Иначе с ростом количества функций передняя панель будет просто усыпана кнопками.

Во-вторых, этим органом может выступать либо дисплей + джойстик, либо сенсорный дисплей, на которой прорисовываются нужные, в данный момент, кнопки. Уже сейчас понятной, что авто-производители выбрали второй путь: так проще, технологичнее, привычнее для современных пользователей. Скорее всего, что в ближайшие 5 лет мы увидим засилье систем, построенных на ОС Android или iOS, что пользователям только в плюс: максимальная интеграция со смартфоном, привычная логика, возможно тесная интеграция с приложениями под эти ОС. Размер дисплея также будет расти – уже доказано Tesla S и новым Volvo XC90.

Третье – премиум-марки будут и дальше развивать собственные системы, как один из элементов самоидентификации: графика и логика управления (внешний вид и управляющие элементы), настройки специфических функций (шасси, выхлопная система, отзывчивость мотора и руля, массаж и вентиляция кресел, и пр.).

Источник https://aboutmycar.ru/obsluzhivanie-avtomobilya/elektrika-i-elektronika/kompjutery-na-kolesah-avtomobilnaya-elektronika/