Дизель ЯМЗ-534
Дизель ЯМЗ-534
Дизель «ЯМЗ-534» технические характеристики
«ЯМЗ-534» — это принципиально новая конструкция, с использованием самых актуальных и передовых решений, права на которую принадлежат «Группе ГАЗ» (в состав данного холдинга последние годы входит Ярославский моторный завод).
Для серийного производства дизелей 530-го семейства был построен и запущен совершенно новый завод в составе ЯМЗ — ОАО «Автодизель». Это новое предприятие находится на нынешней окраине города, как говорят местные — «за Волгой», примерно в двадцати минутах езды от старого завода. Это самое современное производство дизельных двигателей не только в России, но и во всей Восточной Европе. Среди поставщиков отдельных узлов и компонентов нового ярославского 4х-цилиндровика — такие маститые производственные компании с многолетней и безупречной репутацией, как«Bosch», «Z.F.», «FederalMogul», «BorgWarner», «MannHummel», «Behr», «Knorr/Bremse» и другие.
Фотография двигателя «ЯМЗ-534»
Однако новые ярославские четырёхцилиндровые дизели вовсе не полностью состоят из импортных комплектующих и компонентов, как это может показаться. К примеру, топливная аппаратура «CommonRail» — российского производства, от Ярославского завода дизельной аппаратуры.
Электронный блок управления и программное обеспечение к нему — были разработаны питерской компанией «АБИТ», а производство самого ЭБУ освоено на Старооскольском заводе автотракторного электрооборудования.
Производство электронно-управляемых топливных форсунок, обеспечивающих повышенное давление распыла и многофазный впрыск (тремя порциями), налажено на Алтайском заводе прецизионных изделий, в городе Барнауле.
В арсенале Ярославского моторного завода значатся девять модификаций «ЯМЗ-534», в мощностном диапазоне от 136 до 190 лошадиных сил. Выделяется в особом порядке газовый двигатель «ЯМЗ-534/CNG», ставший плодом сотрудничества с канадской производственной компанией «WestPort».
Фотография двигателя «ЯМЗ-534»
Возможности, двигателя «ЯМЗ-534» являются весьма универсальными. Эти моторы эффективным образом выполняют функции силовых агрегатов на разнообразной технике массой до 12-ти тонн, вместе с грузом; либо на автопоездах с массой до 21-й тонны. Допускается использование данных двигателей на автомобилях с количеством колес от 4-х до 6ти, с ведущими двумя или же четырьмя колёсами.
Изначально, дизельные двигатели «ЯМЗ-534», все их модификации и комплектации были предназначены для установки на грузовые автомобили «МАЗ», «Урал» (нового образца), «ГАЗ» и «ГАЗонNext»(на газовом топливе), а также на автобусы малой и средней вместимости марки «ПАЗ».
Ключевые различия между отдельными модификациями заключаются, в первую очередь, в настройках ЭБУ — электронной системы подачи топлива, оптимизированной под конкретные задачи.
Обзор модификаций дизеля «ЯМЗ-534»
«ЯМЗ-5340» — базовая модификация, используемая в качестве силового агрегата для грузовых машин, самосвалов, шасси, тягачей с колёсной формулой «4х2», «4х4», «6х2», «6х4», с полной массой до 12 тонн, автопоездов на их базе до 21 тонн — Минского автомобильного завода «МАЗ». Имеются также три дополнительные модификации: с подготовкой под установку компрессора кондиционера («ЯМЗ-5340/01»), с вентилятором («ЯМЗ-5340/02»), с вентилятором +подготовкой под установку компрессора кондиционера («ЯМЗ-5340/03»).
«ЯМЗ-53402» — разработан для грузовых автомобилей «Урал-432065» и прочие автомобили марки «Урал», в том числе и повышенной проходимости с колёсной формулой 4х4, с полной массой до 13-ти тонн, для автопоездов на их базе до 24-х тонн массой. Отдельная специальная модификация «ЯМЗ-53402-10» применяется в составе гусеничного снегоболотохода «ЗЗГТ».
«ЯМЗ-5341» — этот двигатель используется в качестве силового агрегата для следующей техники марки «МАЗ»: средне-тоннажных автомобилей, на шасси автомобильных с колёсной формулой «4х2» и полной массой до 6-ти тонн, для автопоездов на их базе до 10 тонн, и для автобусов.
«ЯМЗ-5342» — применяется в качестве силового агрегата для автобусов моделей «ПАЗ-320402», «ПАЗ-4234», «ПАЗ-3237», с полной массой до 11 т.
«ЯМЗ-5344-10» — вариант дизельного двигателя специально для средне-тоннажных грузовых автомобилей семейства «ГАЗ-3308» («Садко») и «ГАЗ-3309».
«ЯМЗ-53442» — специальная модификация, предназначенная для средне-тоннажных грузовых автомобилей повышенной проходимости семейства «ГАЗ-3308» и их шасси.
«ЯМЗ-534/CNG» — самая новая и «многообещающая» модификация, запущенная в производство лишь в конце 2015-го года. Работает на газе. Ей вначале будут комплектоваться новые версии ГАЗовских грузовиков, а в скорой перспективе — самый широкий спектр всевозможной техники разного назначения.
Инновации дизеля «ЯМЗ-534»
Все указанные модификации новых четырёхцилиндровых дизелей максимально унифицированы между собой и закрывают диапазон мощности от 136-ти до 215-ти лошадиных сил. При этом показатель минимального удельного расхода топлива составляет, по данным производителя, 145 г/л.с.ч. И это число является весьма хорошим, по современным меркам показателем, соответствуя самым актуальным нормам топливной эффективности.
Благодаря наличию инновационной аккумуляторной топливной системы непосредственного впрыска «CommonRail», снабжённой ЭБУ — электронным блоком управления, достигается точные параметры калибровки подачи топлива, для целого ряда разноплановых режимов работы. Это позволяет одновременно обеспечивать как снижение расхода горючего, так и повышение коэффициента полезного действия двигателя.
«ЯМЗ-534» технические характеристики дизеля
Индекс двигателя | «ЯМЗ-534» |
Производитель | ЯМЗ — ОАО «Автодизель» |
Требования экологичности | EURO-4 |
Габариты двигателя | |
Длина | 972 мм. |
Ширина | 712 мм. |
Высота | 836 мм. |
Вес в незаправленном состоянии | 480 кг. |
Тип | дизельный |
Система питания | непосредственный впрыск CR |
Количество/расположение цилиндров | 4 / «L» |
Диаметр цилинров | 105 мм. |
Ход поршня | 128 мм. |
Рабочий объём | 4430 см 3 |
Максимальная мощность | 136 л.с. при 2300 об/мин |
Максимальный крутящий момент | 735 Нм (75 кг/с.м) |
Частота вращения при максимальном крутящем моменте | 1300-1600 об/мин. |
Степень сжатия | 17,5 |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Высота оси коленчатового вала | 300 мм. |
Тип привода ГРМ | зубчатый ремень |
Масса двигателя | 109,7 кг. |
Система зажигания | Электронная, бесконтактная, с микропроцессорным управлением |
Показатель расхода масла на угар составляет не более 0,1% от расхода солярки, что соответствует самым передовым образцам подобной техники от ведущих мировых производителей.
В январе 1970 года или о прообразе первого камазовского двигателя
В конце 1960-х и начале 1970-х годов в связи со строительством КАМАЗа активная работа была развёрнута не только на строительной площадке в Набережных Челнах, не только на московском заводе имени Лихачева (ЗИЛ), но и в Ярославле.
50 лет назад на Ярославском моторном заводе были изготовлены 18 опытных образцов двигателей с нижним расположением распределительного вала.
Затем была предложена конструкция модели двигателя с верхним расположением.
Этот прототип и был взят за основу.
Кстати, работы над камазовским двигателем начались в далёком 1966 году, когда ещё никто и не слышал о КАМАЗе.
Именно тогда на Ярославский моторный завод пришло техническое задание из Министерства автомобильной промышленности СССР.
Дизельный двигатель должен был обеспечить перевозку 30-титонного автопоезда со скоростью 100 километров час независимо от профиля дороги – в гору ли или под гору…
К тому же двигатель должен был обладать моторесурсом в 8 000 часов.
Между прочим, Форд и Бош имели в то время моторы с ресурсом в 6 000 часов.
Прообразом камазовского двигателя стала модель двигателя ЯМЗ-641, размерность цилиндров 115 мм.
Ярославские конструкторы поменяли размерность цилиндров до 120 мм и существенно переработали конструкцию мотора.
В октябре 1970 года разработчики камазовского мотора увеличили рабочий объем двигателя с 9,5 до 10 литров, а в декабре 1970 года объем двигателя увеличили до 10,85 литров.
Тогда же изменилась общая компоновка двигателя, изменились габариты по высоте и длине, вырос вес (с 640 до 730 кг).
В начале 1971 года была создана экспертная комиссия под руководством доктора технических наук Ханина Н.С.
В неё входили представители заводов и институтов машиностроительной отрасли.
Комиссия утвердила решение о размерности цилиндров, конструктивных особенностях, компоновке нового двигателя.
Для проработки и заказа оборудования по изготовлению камазовского двигателя требовалась конструкторская документация.
А в её разработке и выдаче, обратите внимание, принимали специалисты из службы двигателистов УГК КАМАЗа, находившиеся уже в то время в Ярославле – Модин А.И., Зиганшин Р.В., Гатиатуллин З.Н. – выпускники Казанского авиационного института.
Руководил тогда этим процессом Ахтареев Рамиль Мухаметнурович – заместитель главного конструктора УГК КАМАЗа по двигателям, который уже имел к тому времени опыт конструкторской работы на УРАЛАЗе.
Новому двигателю был присвоен индекс ЯМЗ-740, который с середины 1970-х годов стал называться КАМАЗ-740.
Первый экземпляр мотора собрали и поставили на испытания в бокс 15 марта 1971 года.
Вот как об этом сообщает заметка в газете «Известия» от 31 марта 1971 года.
В Музее КАМАЗа хранятся документы, в которых главный конструктор ЯМЗ Чернышев Георгий Дмитриевич (внизу на фотографии) регулярно информировал Министерство автомобильной промышленности СССР о ходе стендовых испытаний.
К началу 1973 года были проведены все приёмочные испытания двигателя и о мотор пошёл на подготовку к производству.
Как хорошо известно, первый двигатель на заводе двигателей был собран 4 декабря 1975 года.
Но о том, какая работа над камазовским мотором в период с 1973 года, расскажу чуть позже.
Подробные технические характеристики двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238
- Описание
Дизельные двигатели ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 Ярославского моторного завода, хоть и уступают импортным аналогам дизельных двигателей жидкостного охдаждения по некоторым технико-потребительским характеристикам, но могут быть рассмотрены в качестве альтернативы современным, надёжным и экономичным дизельным двигателям LOMBARDINI итальянского производителя и дизельным двигателям Perkins английского производства. На сегодняшний день продукцию моторного завода ЯМЗ можно сравнить с китайскими дизельными двигателями Kipor. Но в отношении цена/качество по данной продукции существуют разные мнения.
Технические характеристики дизельных двигателей ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238
Тип двигателя | Дизельный двигатель размерности DxS=130×140 мм, 4х-тактный, с V-образным расположением цилиндров, шести- и восьмицилиндровый, с турбонаддувом и без него, с непосредственным впрыском топлива и жидкостным охлаждением |
Число цилиндров: | 6/8 |
Расположение цилиндров: | двухрядное под углом 90 грд. |
Диаметр х Ход поршня, мм | 130 х 140 |
Рабочий обьём цилиндров, мм | 11.15/14.86 |
Степень сжатия: | 16.5 |
Номинальное число оборотов, об./мин. | 2100 |
Максимальный крутящий моммент, кГм | 67-90/80 |
Число оборотов при макс. крут. моменте в минуту, не более | 1500 |
Минимальный удельный расход, г/л.с.ч. | 175 |
Число оборотов холостого хода, об./мин. | 450-550(мин.) / 2225-2275(макс.) |
Направление вращения кол. вала( вид со стороны вентилятора): | правое ( по часовой стрелке) |
Способ смесеобразования: | непосредственный впрыск топлива |
Камера сгорания: | однополостная в поршне |
Фазы газораспределения: | |
впускной клапан: | открытие — 20грд./закрытие — 56грд. |
выпукной клапан: | открытие — 56 грд./ закрытие — 20 грд. |
Число клапанов на цилиндр: | впускных-1/выпускных-1 |
Диаметр тарелки клапана, мм | впускного-61.5 / выпускного-48 |
Привод распределительного вала: | шестерёнчатый |
Топливоподающая арматура: | топливный насос высокого давления и форсунки |
Регулятор числа оборотов: | механический, всережимный |
Топливные фильтры: | 1) грубой очистки(50-70 мкм), 2) тонкой очистки(4-5 мкм) |
Воздушный фильтр: | с масляной ванной и контактным элементом |
Масло для смазки двигателя: | дизельное со специальными вкладками |
Система охлаждения: | жидкостная с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости |
Водяной насос: | центробежного типа |
Вентилятор: | осевой, с шестирёнчатым приводом |
Пусковое устройство: | электрический стартер(24 В) |
Генератор: | постоянного тока, марки Г-105Б (не экранированный) или Г-107Б (экранированный), мощность 500 Вт, номинальное напряжение 24 вольт |
Материалы и конструктивное исполнение двигателя ЯМЗ-236 и ЯМЗ-238 дизельного:
- Материал блока цилиндров- чугун серый, специальный.
- Гильзы цилиндров- мокрые, отлиты из специального чугуна.
- Головки цилиндров- две, по одной на каждый ряд цилиндров, отлиты из серого специального чугуна.
- Коленчатый вал- стальной кованый, с противовесами. Поверхности коренных и шатунных шеек закалены с нагревом токами высокой частоты. Число опор коленчатого вала: 4-5.
- Коренные и шатунные подшипники коленчатого вала- скольжения, вкладыши сменные стальные с антифрикционным слоем из свинцовой бронзы.
- Материал поршня- алюминиевый сплав.
- Число поршневых колец на поршне:
- 1) компрессионных- 3,
- 2) маслосъемных- 2.
- Поршневые пальцы- плавающего типа, осевое перемещение ограничивается стопорными кольцами.
- Шатуны- стальные кованые с косым разъемом нижней головки.
- Маховик- чугунный со стальным зубчатым венцом для пуска двигателя стартером.
- Оттяжные рычаги- стальные штампованные (4 штуки), установлены на игольчатых подшипниках.
- Передаточное отношение рычагов 1 : 5,4.
- Нажимные пружины- витые из стальной проволоки, цилиндрические (28 штук).
- Средний ведущий диск- литой из чугуна, связан с маховиком шипами.
- Ведомый диск- штампованный из листовой стали. Фрикционные накладки приклепаны по обе стороны ведомого диска. У сцепления ЯМЗ-236 ведомый диск снабжен демпферным устройством.
- Нажимной подшипник- шариковый упорный, с постоянной смазкой.
- Муфта выключения сцепления- литая из чугуна, смазывается через пресс-масленку и гибкий
- шланг.
- Картер сцепления- литой из чугуна, крепится болтами с одной стороны к картеру маховика, с другой — к картеру коробки передач.
- Габаритные размеры двигателя (мм):
- длина без коробки передач и сцепления: 1020-1222,
- длина с коробкой передач и сцеплением: 1796-2069,
- ширина: 1006,
- высота: 1195.
- Вес незаправленного двигателя (сухой вес) в кг:
- без вспомогательного оборудования: 820-1010,
- с комплектом вспомогательного оборудования: 880-1070,
- с комплектом вспомогательного оборудования, сцеплением и коробкой передач: 1170-1385,
- Заправочные емкости (литры):
- система смазки двигателя (без масляного радиатора): 24-32,
- система охлаждения (без радиатора): 17-20,
- воздушный фильтр: 1,6-1,4,
- топливный насос: 0,15-0,2,
- регулятор: 0,15-0,15,
- коробка передач: 5,5,
- механизм дистанционного управления коробки передач: 0,16.
- сравнимы с китайскими дизельными двигателями Kipor
Двигатель ямз 536: технические характеристики дизеля
Двигатели нового поколения ЯМЗ
Модель ЯМЗ-536 стала основой для ряда модификаций:
- ЯМЗ-536-10 (-30, -40);
- ЯМЗ-5361 (62, 63, 64).
Конструкция модифицированных двигателей выполнена по базовой модели. Изменения коснулись параметров топливной аппаратуры. Линейка двигателей ЯМЗ по техническому регламенту соответствует экологическому классу Евро-4.
Двигатель ЯМЗ-534
Выбросы вредных и загрязняющих веществ снижены за счёт рециркуляции отработанных газов (система EGR), каталитического нейтрализатора со сменным картриджем. Дизельные двигатели ЯМЗ-536 разработаны в содружестве с австрийскими инженерами.
Старт серии в начале 2000-годов дал 4-цилиндровый ЯМЗ-534. Двигатель ЯМЗ-536 Оказался на голову выше. Показатели снижения расхода топлива, шумовой нагрузки отвечали общемировым требованиям.
Три года ушли на испытания и доработки. С 2012 г. моторостроительное предприятие с проектной мощностью 50 тыс. двигателей в год обеспечивает автомобили, автобусы и спецтехнику дизельными моторами. Существуют варианты экономичного исполнения под сжиженный газ.
- Городские автобусы ЛИАЗ;
- Автомобили «МАЗ», «Урал»;
- Тракторы «Кировец»;
- Грейдеры ДЗ-98;
- Мотовозы МТГ ремонта и восстановления ж/д путей.
Развитие производства дизелей
В первое время после создания моторный завод продолжил выпуск двухтактных двигателей моделей 204 и 206. Одновременно с этим шла разработка новых перспективных дизельных агрегатов. Результатом такой работы стала серия двигателей ЯМЗ-236, 238, 240.
Новые моторы на начало выпуска считались современными и обладали высокими техническими характеристиками, которые обеспечили широкое применение указанным агрегатам. Они устанавливались на грузовики МАЗ, КРАЗ, ЗИЛ, УРАЛ, на бульдозеры, трактора, военную и строительную технику.
Главной особенностью указанных моторов считалось возрастание мощности за счет увеличения количества цилиндров. При этом существовала значительная унификация двигателей, обеспечивающая высокую ремонтопригодность указанных силовых агрегатов. В настоящее время после большого количества модернизаций предприятие продолжает выпуск данных двигателей практически в трехстах вариантах комплектации.
В начале семидесятых годов на предприятии было разработано и выпускалось семейство сверхмощных двигателей серии ЯМЗ-840 для автомобилей БЕЛАЗ, МоАЗ и спецтехники. В дальнейшем производство этих моторов было передано на Тутаевский завод.
Особенности конструкции дизеля ЯМЗ-536
На стадии проектирования заложен запас прочности для последующего усиления двигателя. Резерв давления не выработан. При пиковых нагрузках — запланированные 210 бар. Поршневой группой не вырабатываются.
Схема расположения узлов двигателя ЯМЗ-536
Комплекс устройств охлаждения и система смазки имеют резерв потенциала форсирования, рассчитан на 40 кВт. Уровень вибрации и шумовой нагрузки доведены до европейских стандартов. Газоотводная система картерных газов не требует вмешательства, относится к необслуживаемым.
Корпус двигателя обработан из отливок. Блок цилиндров силового агрегата ЯМЗ-536 отлит из серого чугуна. Гильзы цилиндра запрессовываются в жёсткий силовой пояс оребрения водяной рубашки. Блок головки цилиндров крепится болтами с постоянной фиксацией силы затяжки. Система охлаждения жидкостная, объединяет проточные полости головки и блока цилиндров.
Коленчатый вал цельнокованый, изготовлен из стали. Проводится стендовая динамическая балансировка. Посадочные места шатунных и коренных шеек упрочнены закалкой ТВЧ. Смазка коренных подшипников ведётся через сверления в шейках коленвала.
Чугунный маховик крепится к тыльному торцу коленчатого вала, оснащён зубчатым венцом для запуска двигателя стартером. Гаситель крутильных колебаний – жидкостный демпфер, призван гасить избыток вибрации.
Схема расположения узлов двигателя
Схема двигателя ЯМЗ-536. Вид справа
Схема двигателя ЯМЗ-536. Вид спереди
Схема двигателя ЯМЗ-536. Вид слева
Шатунно-поршневая группа моторов ЯМЗ-536
Схема установки поршневых колец ЯМЗ-536
Поршни цельнолитые, выполнены 3 проточки под кольца. Для установки верхнего кольца предусмотрена чугунная жаропрочная вставка. Для охлаждения поршня в головке предусмотрена система циркуляции масла.
Масло из магистрали подают стационарные форсунки. Впрыски цикличны, происходят при каждом возврате. Подача и отвод охладителя идёт по 2 вертикальным каналам. Сменные кольца разрезные, изготовлены из чугуна.
Шатун изготовлен из стали, выполнен в форме двутавра. Несущая способность увеличена за счёт ступенчатого исполнения верхней головки. Тонкостенные вкладыши коренных подшипников сменные, с нанесением антифрикционного слоя бронзы на металлическое основание.
Масла для двигателей без турбонаддува (Группа масел ЯМЗ-1-97)
ЯМЗ-236М2, ЯМЗ-238М2
Марка масла | Номер стандарта | Предприятие-изготовитель |
М-10-Г2(к) М-8-Г2(к) | ГОСТ 8581-78 | ООО «ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез», ОАО «Норси», ОАО «Рязанский НПЗ», ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез», ОАО «Ярославский НПЗ им. Менделеева», ООО «ЛУКойл-Волгограднефтепереработка», ОАО «Ангарская нефтехимическая ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез» |
М-6з/10-В | ГОСТ 10541-78 | ОАО «Норси», ОАО «УфаНефтехим» |
М-6з/12-Г | ТУ 0253-011-00151742-95 | АО «Кременчугский НПЗ» |
Славол М-3042У (М-10-Г2у) Славол М-2042У (М-8-Г2у) | ТУ У 13932946.015-96 | НПП «Присадки» |
Лукойл Стандарт SAE 10W-30, АР SF/CC | ТУ 0253-072-00148636-95 изм. 1-8 | ООО «ЛУКойл-Пермнефтеоргсинтез» |
Примечание
: Для двигателей без турбонаддува допускается использование масел групп ЯМЗ-2-97 — ЯМЗ-5-06 с увеличенным в два раза сроком смены.
Система смазки двигателя ЯМЗ-536
Дизель ЯМЗ-536 обладает смешанной системой смазки. Масляный насос забирает масло из картера двигателя, нагнетает во встроенный жидкостно-масляный теплообменник, где отбирается избыток температуры.
После охлаждения следует очистка в масляном фильтре. Возрастание давления в канале нагнетания до 9 МПа включает действие установленного на блоке цилиндров редукционного клапана. Избыток масла сливается в картер.
Масляный насос ЯМЗ-536
Модификации двигателя «ЯMЗ-5З6»
«ЯMЗ-5З6» – это модель базовая для современных ярославских 6-цилиндровых моторов. Её модификации «ЯМЗ-5З6-1О» (-3О, -4О), «ЯМЗ-5З61», «ЯМЗ-5З62», «ЯМЗ-5З63», «ЯМЗ-5З64» в конструктивном плане аналогичны данной базовой модели, но отличаются по регулировкам топливной аппаратуры, за счёт изменений в параметрах настройки ЭБУ – электронного блока управления.
ЭБУ«EDC-7» на «ЯMЗ-5З6» производит управление двигателем; осуществляет взаимодействие с электронными устройствами транспортного средства по каналам CAN (SAE J 1939); выполняет сохранение информации об ошибках во встроенной памяти; осуществляет функции бортовой диагностики, в соответствии с требованиями Правил 00Н №49-О5 G и согласно стандартам IS0 150З1 и SAE J 1939; обеспечивает функцию ограничения скорости и крутящего момента, в соответствии с Правилами 00Н №89 и №49-О5 G; гарантирует подачу водителю сигнала о возникновении аварийных ситуаций, с помощью индикаторов на приборной панели; обеспечивает аварийную защиту двигателя; работает совместно с системами стабилизации курсовой устойчивости, экстренного торможения, адаптивного круиз-контроля и дублирования управления от дополнительного органа с пульта водителя.
Охлаждение мотора ЯМЗ-536
Циркуляционная жидкостная система охлаждения состоит из помпы, теплообменника, водяного радиатора, вентилятора, рециркулятора отработанных газов, воздушного охладителя наддувочного воздуха. Центробежный насос обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости.
Усиление подачи сжатого воздуха в камеры сгорания двигателя обеспечивает турбокомпрессор. Наддув рабочих полостей обеспечивается за счёт энергии газов выхлопа. Обогащение горючей смеси обилием воздуха стабилизирует параметры энергоотдачи.
Наддув обеспечивает полноту сгорания рабочей смеси в цилиндрах. Эффективность работы турбокомпрессора сказывается на повышении мощности силового агрегата за счёт впрыска большей порции топлива.
Двигатели ЯМЗ 530
Дизельные двигатели ЯМЗ 530-серии оборудованы турбокомпрессорами, оснащёнными радиальной центростремительной турбиной вкупе с центробежным компрессором и перепускным клапаном.
Воздушная смесь наддува турбокомпрессором мотора ЯМЗ-536 требует охлаждения со 1600С до максимума в 50–600С. Увеличивается плотность подачи, оптимизируется тепловая напряжённость. Полнота сгорания топлива взаимосвязана с качеством потока выхлопных газов.
Рециркуляция отработанных газов основывается на теплоёмкости выхлопных газов. Пятая часть выхлопа возвращается в цилиндр и отнимает температуру вспышки топлива. Процесс подачи и объём газа контролируется микропроцессорным блоком управления посредством пневмоэлектрического привода.
Эксплуатация и обслуживание двигателя
Для поддержания технических характеристик при эксплуатации двигателя, надежной и длительной работы необходимо соблюдать установленные производителем правила и нормы обслуживания силового агрегата. Документом, регламентирующим данные работы, является руководство ЯМЗ-536 по эксплуатации. Его можно разделить на следующие крупные разделы, которые описывают:
- Технические характеристики мотора.
- Принципы работы и основное устройство двигателя.
- Применяемые технологические материалы и жидкости.
- Правила выполнения рабочих процессов при эксплуатации ЯМЗ-536 (пуск, работа, остановка).
- Требования по ТО и периодичность его проведения.
- Порядок выполнения диагностики неисправностей и способы их устранения.
- Различную справочную информацию.
Знание и выполнение требований завода-изготовителя гарантирует надежную эксплуатацию двигателя.
Основные технические характеристики ЯМЗ-536
Рядный 4-хтактный 6-цилиндровый дизельный двигатель с задним приводом рабочих агрегатов, турбонаддувом, жидкостной системой охлаждения:
- Объём цилиндров рабочий – 6,65 л;
- Мощность паспортная – 229 кВт;
- Крутящий момент – 1226 Н м;
- Моторесурс – 1 млн км;
- Масса снаряжённая – 0,64 т.
Двигатель ЯМЗ-536 с турбонаддувом
Об истории модели
Дизельные двигатели семейства «ЯMЗ-5З0» стали итогом сотрудничества Ярославского моторного завода с австрийскими специалистами. В результате которого в начале 2ООО-х годов были разработаны и созданы четырёх- («ЯМЗ-5З4») и шестицилиндровые («ЯМЗ-5З6») дизели, не уступающие современным зарубежным аналогам по показателям экономичности, шумности, экологичности. А также – их варианты, работающие на сжиженном газе.
К 2ОО9 году была выпущена опытная партия двигателей 5З0-го семейства для произведения стендовых и дорожных испытаний, завершалось строительство нового «завода в заводе» для выпуска именно этих современных двигателей. Открытие данного завода состоялось в конце 2О11 года, а с 2О12 года моторами «ЯMЗ-5З6» начали комплектовать новые автомобили и автобусы. Проектная мощность нового завода по производству двигателей «ЯMЗ-5З6» составляет 5О тысяч моторов в год.
Отзывы водителей
Двигатель экономичен, тяговит, легок и тихий (сильно портит картину когда крутиш двигатель на месте 1200-1400 щелкает клапан EGR). Начал работать с этим ДВС в конце февраля- начале марта прошлого года установленный на МАЗ 6501, сейчас встречаю уже 5 по счету двигатель установленный на автомобиль все 536. У двигателя есть детский болезни которые оперативно лечат (это не исправления косяка с подводом-отводом масла в ТНВД или масло отделитель выполняющий декоративную функцию на 656, 658). Больше половины запчастей импортного производства. Отсюда и качество и цена на запчасти. Автомобиль не всегда получится подчинить при помощи молотка, ключа на 32 и какой то матери. Это движение к европейским стандартам, но в суровой Российской действительностью что не каждых 20 километров есть сервис и зимой очень холодно. Хозяин самосвала гордится проходимостью, двигатель легче примерно на 400 кг из за чего где останавливались мазы с V- образными двигателями он проезжал.