Sw-motors.ru

Автомобильный журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Время работы двигателя ракеты град

Время работы двигателя ракеты град

КОРАБЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС НЕУПРАВЛЯЕМОГО РЕАКТИВНОГО ОРУЖИЯ А-215 «ГРАД-М»

SHIP COMPLEX UNGUIDED WEAPONS A-215 «GRAD-M»

В связи с подготовкой программы строительства крупных десантных кораблей в систему вооружения которых предполагалось включать оружие способное поддерживать высадку десантов начались исследовательские работы пол определению облика такого оружия. К тому времени сухопутные войска уже обладали достаточно эффективным оружием способным в сжатые сроки подавить сопротивление противника на тактической глубине боя – РСЗО «Град».
В морском варианте тоже предложили использовать эти системы доработанные для установки на корабли.
Разработка сухопутной системы была официально задана намного раньше морского варианта Постановлением СМ от 30 мая 1960 года №578-236. Тактико-технические требования (ТТТ) ГРАУ на РСЗО под №0010044 были утверждены 10 октября 1960 года. Головным разработчиком системы «Град» был определен НИИ-147, главным конструктором системы и снаряда был назначен А.Н.Ганичев. К тому времени, когда начались работы по морскому варианту «Град-М», сухопутный уже был отработан, с 1964 году запущен в серийное производство и имел некоторый опыт эксплуатации.
Тактико-техническое задание на разработку комплекса было утверждено зам. Главкома ВМФ 12 января 1966 года. Для стрельбы из системы предполагалось использовать «сухопутные» реактивные снаряды типа М-21ОФ (9М22) РСЗО «Град». Морской вариант РСЗО получил обозначение «Град-М».

122-мм корабельный комплекс неуправляемого реактивного оружия А-215 «Град-М» предназначен для вооружения надводных кораблей военно-морского флота с целью огневой поддержки высадки десанта и обеспечивает: -поражение площадных целей, живой силы и техники в прибрежной зоне; -поражение надводных целей. Комплекс создан для обеспечения эффективной огневой поддержки морского десанта непосредственно с больших десантных кораблей.
Пусковая установка МС-73 создана в ГКБ компрессорного машиностроения Минавиапрома (руководитель А.И.Яскин, в н.в. НПП «Старт»). Она предназначена для комплектования корабельной РСЗО «Град-М».

ПУ вмещает в барабане 8 пусковых пакетов по 20 реактивных снарядов в каждом. В бою пакеты попарно подаются на пусковые направляющие, это позволяет вести залповый огонь с интервалом схода снарядов 0,5 секунды. После залпа пустые пакеты опускаются в барабан, а на направляющие подается следующая пара пакетов.

От РСЗО БМ-21 корабельная пусковая установка отличалась возможностью быстрого (в течение двух минут) перезаряжания и высокими скоростями вертикального и горизонтального наведения — 26° в секунду и 29° в секунду (соответственно), что позволило во взаимодействии с обеспечивающей ее применение системой управления стрельбой «Гроза-1171» стабилизировать пусковую установку и вести эффективную стрельбу с интервалом между выстрелами 0,8 секунды при волнении моря до 6 баллов.
Реактивный снаряд М-21ОФ (9М22), массой в 66 кг и длиной 2855 мм, создан в НИИ-147 и первоначально изготовлялся на заводе №176 Приокского совнархоза (завод «Штамп») для РСЗО «Град». Снаряд М-21ОФ предназначен для уничтожения и подавления живой силы и боевой техники противника в районах сосредоточения, артиллерийских и минометных батарей, для разрушения укреплений, опорных пунктов и узлов сопротивления противника.
Реактивный снаряд М-21ОФ состоит из головной части, ракетной части и взрывателя МРВ (9Э210). Корпус реактивного снаряда изготовляется не точением, как до этого было принято при производстве РС, а раскаткой или вытяжкой из стального листа.
Ракетная часть снаряда имела корпус, сопловой блок и пороховой заряд. Корпус двигателя имел большое удлинение, по этому он был выполнен из двух цилиндрических секций объединенных резьбовым соединением. Внутренняя поверхность корпуса имело теплозащитное покрытие В-58 толщиной около 0,3 мм. Сопловой блок состоял из центрального и шести периферийных сопел.
Заряд РС был создан в НИИ-6 под руководством Б.Н.Фомина, его производство было организовано на пермском заводе №98. Заряд состоял из двух полузарядов (цилиндрических шашек) пороха РСИ-12М (разработчик В.С.Лернов) несколько отличающихся друг от друга. Между полузарядами размещался воспламенитель с 80 г крупнозернистого дымного пороха КЗДП-1 и 2 г пороха ДРП-1, каждый в своем мешочке. Там же размещался электрозапал МБ-2Н, провода на который проходили через центральное сопло и канал заряда.
На снаряде М-21ОФ применен головной взрыватель ударного действия МРВ (МРВ-У), созданный в железнодорожном СКБ-604 (НИТИ), с тремя установками на действие и с дальним взведением. При стрельбе снарядами используются три установки взрывателя: мгновенного действия, малого и большого замедления. Предохранительный механизм взрывателя представляет собой колебательную сис-тему, состоящую из тела, движущегося под действием осевой силы инерции и приводящего в колебательное движение массу. Благодаря этому удалось при малой перегрузке обеспечить надежное взведение взрывателя. Некоторые элементы конструкции взрывателя МРВ были унифицированы с взрывателем ВД-20 реактивного снаряда 1950-х годов МД-20Ф.
В дальнейшем заводом имени Масленникова были разработаны более технологичные, упрощенные взрыватели полупредохранительного типа, взводящиеся по концу активного участка полета: МРВ-У без инерционного ударного механизма, с установками на мгновенное и два замедлительных действия; МРВ-У1 мгновенного и инерционного действия.

Первый опытный образец ПУ МС-73 для вооружения кораблей был изготовлен в 1969 году на пермском машиностроительном заводе им. В.И.Ленина (в н.в. «Мотовилиха»), в том же году на заводе она прошла первые испытания. Дальнейший комплекс испытания проводился на полигоне.
В 1970 году был изготовлен второй экземпляр МС-73. К тому времени волгоградский завод «Баррикады» изготовил устройство заряжания и хранения реактивных снарядов. Успешные наземные испытания ПУ позволили перейти к морской части испытаний.

Морские испытания проводились на БДК пр. 1171(зав. N 300, БДК-104) с 20.03 72 по 7.05 72 г. на Балтийском море, было выполнено 300 выстрелов. По их завершению РСЗО «Град-М» была принята в эксплуатацию ВМФ, основным носителем РСЗО «Град-М» стали большие десантные корабли проектов 1171, 1174 и 775. На которые для управления РСЗО на корабле устанавливается система «Гроза-1171″.
По осколочному и фугасному действию РС М-21ОФ был в 1,7-2 раза эффективнее 140-мм снаряда М-14ОФ.
Позднее ЦНИИАГ МОП и ЛОМО (Ленинградское оптико-механическое объединение) разработали схему автономной косвенной стабилизации. На ее основе в 1977 году было создано новое дальномерное визирное устройство ДВУ-2. Система А-215 с ДВУ-2 была принята на вооружение в 1978 году.
В состав комплекса А-215 «Град-М» входят:
• палубная пусковая установка МС-73 (МС-73М) с подпалубным заряжающим устройством,
• лазерное дальномерное визирное устройство ДВУ-2,
• система управления стрельбой ПС-73 “Гроза”,
• 122-мм неуправляемые реактивные снаряды (НУРС).
В 1980-е годы проводились работы по модернизации РСЗО «Град-М», новая система получила обозначение А-215М «Град-Прима». Число направляющих в системе было сохранено, однако повышение эффективности предлагалось достичь за счет применения новых снарядов массой до 70 кг с увеличенной дальностью стрельб до 25 км. Одновременно с этой ПУ можно было использовать штатные РС системы «Град».
К установки на корабли прорабатываласть220-мм РСЗО «Ураган-М» с 16 направляющими трубами. Она разрабатывалась на базе сухопутной системы «Ураган». При массе снаряда 270-280 кг дальность стрельбы могла достигнуть 35-40 км. Масса корабельной пусковой установки оценивалась в 15 тонн.
В те же годы исследовалась возможность использования на кораблях ВМФ РСЗО большой дальности «Смерч», которая в сухопутных войсках относилась к системе РГВК. Систем получила обозначение «Смерч-М». Ее 300-мм реактивные снаряды массой в 800 кг должны были поражать цели на дальности до 100 км. Масса корабельной пусковой установки с устройствами заряжания могла быть около 30 тонн.

В 1987 года на ленинградском заводе «Большевик» было восстановлено производство пусковых установок МС-73М.
Модернизированная РСЗО А-215 «Град-М» входит в состав вооружения малых артиллерийских кораблей проекта 21630 серии «Буян». Головной корабль пр.21630 был заложен 30 января 2004 года в Санкт-Петербурге на судоверфи ОАО «Алмаз» и получил название «Астрахань» (з/н 701). 7 октября 2005 г. корабль был спущен на воду, а в 2006 г. вошёл в строй. До 2010 г. на верфи завода «Алмаз» планируется построить 7 кораблей этой серии (по другим данным – 10 кораблей до 2015 г.).
Сегодня сухопутный «Град» может применять снаряды различного назначения, в том числе 9М22, 9М23, М-210Ф, 9М22У, 9М22С, 9М42, 9М43, 3М16, 9М519-1-7 и др.
В РСЗО А-215 могут применяться также новые типы реактивных снарядов:
— А3-ТС-48 с термобарической головной частью;
— А3-ДС-48 повышенной мощности.
Научно-производственное предприятие «Старт», входящее в концерн «Технодинамика», ведет разработку новой корабельной пусковой установки, которая заменит корабельные реактивные системы залпового огня (РСЗО) «Град-М», сообщил 7 июля 2015 года генеральный директор концерна Максим Кузюк.
Морская версия РСЗО «Град», производящаяся в настоящее время на НПП «Старт», была разработана в 1969 году. «Град-М» устанавливаются на десантные корабли для поражения живой силы и техники противника на берегу и поддержки действий морской пехоты.
«На «Старте» прорабатывается возможность создания на базе РСЗО «Град-М» (морской) с пусковой установкой МС-73М — универсальной пусковой установки для ракет различных калибров и назначений. Предварительные работы уже проведены», — сказал Кузюк.

Читать еще:  Датчик температуры для мото двигателя

Тип снаряда М-210Ф(9М22) и др.
Корабль-носитель: БДК пр. 1171, 1174
Кораб. система управления «Гроза-1171″
Дальномер:
— тип лазерный ДВУ(ДВУ-2)
— разработчик ЛОМО
Типы реактивных снарядов М-21ОФ
Начальная скорость, м/с 50
Максимальная скорость, м/с 690
Дальность стрельбы, км 5-20,1 (20,8)
Вес ВВ, кг 6,4
Число ступеней
Длина собранной ракеты, мм 2855
Максимальный диаметр корпуса, м 122
Стартовый вес, кг 66-70
Волнение моря, балл до 6

Пусковая установка:
— разработчик ГКБКМ (Свердловское НПП «Старт»)
— тип МС-73, МС-73М
— изготовитель Завод «Большевик», Завод «Арсенал»
— длина в походном
положении без пакетов, мм 2400
— ширина пусковой установки в походном
положении без пакетов, мм 1710
— высота пусковой установки в походном положении без пакетов, мм 2100
Радиус обметания, мм 1500
— вес, т 31
Количество пакетов на пусковой установке 2
Количество направляющих в пакете 203
Число пакетов на ПУ 2
— число ракет на ПУ 40
— тип заряжания автоматизированное
Число пакетов в заряжающем устройстве 83
Тип заряжающего устройства барабанное3
— число ракет в погребе 160
Габариты погреба, мм 4500х4000х38003
— время перезаряжания, с 1203
— время залпа, с 7,3
— интервал пуска, с 0,5
— расчет, чел 2
— УВН, град. -6/+93
— УГН, град +/-164
— скорость наведения, град/с:
– ВН 15-25 (26,4)
– ГН 29
— вес ПУ, кг 6000
— вес ПУ с устройством хранения и подачи, т 15,031-165003
— вес комплекса без снарядов и ЗИП, т 20,727

Время работы двигателя ракеты град

Приоритет России в создании реактивных систем залпового огня (PCЗО/MLRS) не вызывает сомнений у специалистов. Кроме ошеломившего гитлеровскую армию залпа «Катюш» под Оршей, имеется и официальный документ, подтверждающий такой приоритет. Это патент, выданный в 1938 году трем конструкторам — Гваю, Костикову и Клейменову на многоствольную установку для стрельбы реактивными зарядами.

Им первым удалось добиться высокого для того времени уровня боевой эффективности неуправляемого ракетного оружия, и сделали они это за счет его залпового применения. Одиночные ракеты в 40-х годах не могли конкурировать со снарядами ствольной артиллерии по точности и кучности стрельбы. Стрельба же боевой многоствольной установки (на БМ-13 было 16 направляющих), которая производила залп за 7-10 сек., давала вполне удовлетворительные результаты.

В годы войны в СССР был разработан целый ряд реактивных минометов (так называли РСЗО). Среди них, кроме уже упомянутой Катюши (БМ-13), были БМ-8-36, БМ-8-24, БМ-13-Н, БМ-31-12, БМ-13СН. Гвардейские минометные части, вооруженные ими, внесли огромный вклад в достижение победы над Германией.

В послевоенный период работы над реактивными системами продолжались. В 50-х годах были созданы две системы: БМ-14 (калибр 140 мм, дальность 9,8 км) и БМ-24 (калибр 140 мм и дальность 16,8 км). Их турбореактивные снаряды для повышения кучности в полете совершали вращение. Следует отметить, что в конце 50-х годов большинство зарубежных специалистов к дальнейшим перспективам РСЗО относилось весьма скептически. По их мнению, достигнутый к тому времени уровень боевой эффективности оружия был предельным и не мог обеспечить ему ведущее место в системе ракетно-артиллерийского вооружения сухопутных войск.

Однако в нашей стране, работы по созданию РСЗО продолжались, и в результате в 1963 году на вооружение Советской Армии была принята РСЗО «Град», которая стала базовой системой для межвидового реактивного оружия Советского Союза, не имеющей себе равных в мире, по уровню технологичности.

Работы по полевой дивизионной реактивной системе «Град» начались по постановлению № 578-236 Совета Министров СССР от 30 мая 1960 г. Головным исполнителем системы было назначено НИИ-147 (впоследствии — знаменитое ГНПП Сплав) во главе с Александром Никитовичем Ганичевым исключительный природный ум, и целеустремленность которого, позволили за сравнительно короткий срок найти новый подход и оригинальное техническое решение для создания неуправляемых реактивных снарядов, двигателей и боевых частей (БЧ) создаваемой системы. СКБ-203 делало пусковую установку, НИИ-6 — твердотопливные заряды, ГСКБ-47 — снаряжение боевых частей.

РСЗО «Град» проектировалась взамен БМ-14. Её 122-мм осколочно-фугасный снаряд М-21-ОФ (9М22) предназначался для уничтожения и подавления живой силы и боевой техники противника в районах сосредоточения; для уничтожения и подавления артиллерийских и минометных батарей; для разрушения укреплений, опорных пунктов и узлов сопротивления противника.

Две опытные установки «Град» успешно прошли заводские испытания в конце 1961 года. 31 декабря 1961 года разработчиками были предъявлены ГРАУ 500 снарядов и две пусковые установки системы «Град». 1 марта 1962 года в Ленинградском военном округе начались государственные полигонно-войсковые испытания комплекса «Град», было запланировано 663 пуска и 10 тысяч километров пробега. Однако установка 2Б5 прошла только 3380 км пробега, после чего произошла поломка левого лонжерона шасси рамы, и испытания были приостановлены. После этого были поданы новые шасси. Вскоре на новом шасси произошли прогибы заднего и среднего мостов и изгиб карданного вала от соударения об ось балансира.

Тем не менее, система «Град» была принята на вооружение постановлением Совета Министров от 28 марта 1963 года. Сдача серийных образцов «Града» началась в 1964 году.

Серийное производство установок БМ-21 велось на заводе № 172 в г. Пермь. В 1970 году было изготовлено 646 боевых машин. В 1971 году — 497 боевых машин, из которых 124 пошло на экспорт. В первом полугодии 1972 года изготовлено 255 боевых машин, из них 60 — на экспорт. К 1995 году в 50 стран мира было поставлено свыше двух тысяч боевых машин БМ-21.

Серийное производство реактивных снарядов 9М22 было начато на заводе № 176 Приокского совнархоза. Планом 1964 года было предусмотрено изготовить 10 тысяч снарядов, в том числе в первом полугодии 5 тысяч. Первоначально производство снарядов существенно отставало от графика. В первом квартале 1964 года было изготовлено только 642 ракетные части и 350 боевых частей.

РСЗО БМ-21 состоит из пусковой установки на базе шасси автомобиля Урал-375Д, 122-мм неуправляемых реактивных снарядов, системы управления огнем и транспортно-заряжающей машины. Для подготовки данных для стрельбы в составе батареи РСЗО БМ-21 имеется машина управления 1В110 «Береза» на шасси автомобиля ТАЗ-66.

Артиллерийская часть пусковой установки служит для наведения снарядов на цель и запуска их реактивного двигателя и состоит из 40 направляющих трубчатого типа, образующих так называемый пакет: четыре ряда по 10 труб в каждом. Направляющие имеют длину 3 м, внутренний диаметр гладкого канала ствола составляет 122,4 мм. Для придания снаряду вращательного движения во время его движения по каналу ствола в направляющей сделан винтовой П-образный паз, по которому скользит ведущий штифт снаряда. Наведение пакета труб в вертикальной и горизонтальной плоскостях производится с помощью электропривода и вручную.

Подъемный механизм расположен в центре основания, его коренная шестерня входит в зацепление с зубчатым сектором люльки. При наведении электроприводом или вручную коренная шестерня вращает зубчатый сектор, и качающейся части боевой машины придаются углы возвышения. Поворотный механизм расположен в левой стороне основания. Его коренная шестерня входит в зацепление с неподвижным внутренним кольцом погона.

При наведении боевой машины электроприводом или вручную коренная шестерня обкатывается по неподвижному внутреннему кольцу и тем самым приводит во вращение поворотную часть боевой машины. Механизмы наведения позволяют наводить пакет направляющих в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до +55°. Угол горизонтального обстрела равен 172° (102° влево от автомобиля и 70° вправо). Основной способ наведения от электропривода.

Читать еще:  L200 расход топлива дизельного двигателя

Уравновешивающий механизм служит для частичного уравновешивания качающейся части боевой машины и расположен в люльке. Он состоит из двух одинаковых торсионов — пакетов стальных пластин, работающих на кручение. Один конец торсиона заделан в люльке, а второй конец системой рычагов соединяется с основанием.

Прицельные приспособления состоят из механического прицела, панорамы ПГ-1М и коллиматора К-1.

Первоначально, для РСЗО БМ-21 был разработан 122-мм осколочно-фугасный неуправляемый реактивный снаряд 9М22 (М-21-ОФ) с взрывателем МРВ (9Э210), конструкция которого оказала революционное действие на развитие послевоенной реактивной артиллерии. По предложению главного конструктора НИИ-147 А. Н. Ганичева корпус снаряда изготавливается не традиционной обработкой резанием из стальной болванки, а высокопроизводительным методом раскатки и вытяжки из стального листа. Такой способ используется при производстве гильз артиллерийских боеприпасов. Другой особенностью реактивного снаряда РСЗО БМ-21 является складывающиеся плоскости стабилизатора, которые в закрытом положении удерживаются специальным кольцом и не выходят за габариты снаряда. Стабилизация снаряда в полете обеспечивается как с помощью стабилизатора, так и за счет вращения снаряда вокруг его продольной оси. Начальное вращение, полученное в результате взаимодействия ведущего штифта снаряда и винтового П-образного паза направляющей, поддерживается в полете с помощью лопастей стабилизатора, расположенных под углом 1° к продольной оси снаряда.

Длина снаряда 2870 мм, а полный вес 66 кг. Головная часть весом 18,4 кг содержала 6,4 кг взрывчатки. По осколочному действию снаряд 9М22 был в два раза эффективнее снаряда М-14-ОФ, а по фугасному — в 1,7 раза.

Воспламенение порохового заряда снаряда производится пирозапалами, срабатывающими под воздействием импульсов тока от токораспределителя системы управления огнем. Ракетный пороховой заряд состоит из двух цилиндрических шашек — головной и хвостовой общим весом 20,45 кг.

Снаряд 9М22 оснащался головными взрывателями ударного действия с дальним взведением МРВ и МРВ-У. Взрыватели имеют три установки: на мгновенное действие, на малое замедление и на большое замедление. Взведение взрывателя производится после схода с направляющей на расстоянии 150-450 м от боевой машины.

Снаряд 9М22 имеет баллистический индекс ТС-74. Максимальная дальность стрельбы 9М22 — 20,4 км, а минимальная дальность фактически превышает 5 км. Теоретически можно стрелять и на 1,5 км, но при этом рассеивание снарядов составляет многие сотни метров. При максимальной дальности рассеивание по дальности составляло 1/130, а боковое — 1/200.

Скорость схода снаряда с направляющих составляет 50 м/с, а максимальная скорость — 715 м/с.

Для стрельбы на меньшую дальность были предусмотрены оригинальные приспособления — малые и большие тормозные кольца. Для улучшения кучности при стрельбе на дистанции от 12 до 15,9 км на снаряд 9М22 надевается малое тормозное кольцо, а при стрельбе до 12 км — большое тормозное кольцо.

Залпом из 40 таких снарядов обеспечивается поражение открыто расположенной живой силы на площади 1046 кв. м, небронированной техники — на площади 840 кв. м.

На базе снаряда 9М22 (с сохранением его двигателя и баллистики) в 1963 году был создан специальный осколочно-химический снаряд 9М23 «Лейка». Работы по нему были начаты в НИИ-147 по договору от И августа 1961 года. Этот снаряд имеет одинаковые весога-баритные характеристики со снарядом 9М22 и ту же баллистику.

«Лейка» снаряжается 3,11 кг химического вещества Р-35 или 2,83 кг химического вещества Р-33. Кроме того, в боевой части снаряда находится 1,8 кг взрывчатого вещества при снаряжении веществом «Р-35» или 1,39 кг при снаряжении веществом «Р-33».

Снаряд «Лейка» имеет в 1,5 раза большую площадь поражения, чем химические 140-мм снаряды типа М-14.

Снаряд 9М23 снабжается механическим взрывателем МРВ (9Э210) и радиолокационным взрывателем 9Э310, который срабатывает на заранее заданной высоте от поверхности (1,6-30 м). Воздушный взрыв существенно увеличивает зону поражения осколками и отравляющим веществом. «Лейка» дает 760 «полезных» осколков со средним весом 14,7 г. Дальность стрельбы с радиолокационным взрывателем несколько уменьшилась (с 20,4 до 18,8 км).


    Экипаж — 6 человек.
    Калибр — 122 мм.
    Количество направляющих — 40.
    Вес в боевом положении — 13700 кг.
    Масса снаряда (НУР) — 66 кг.
    Дальность стрельбы (max) — 21 км.
    Площадь поражения одним залпом :
    — около 20 га.
    Время полного залпа — около 20 сек.
    Боекомплект:
    — штатный — 3 залпа.

  1. Назначение
  2. Боевая машина БМ-21
  3. Снаряды комплекса «Град»

Назначение

БМ-21 при стрельбе ОФ снарядами М-21ОФ предназначена:

  • для уничтожения и подавления живой силы и боевой техники противника в районах сосредоточения;
  • для уничтожения и подавления артиллерийских и минометных батарей;
  • для разрушения укреплений, опорных пунктов и узлов сопротивления противника.

Полевая 122-мм дивизионная реактивная система залпового огня БМ-21 «Град» на протяжении трех десятилетий является наиболее массовой боевой машиной данного класса отечественного производства. Предназначена для поражения открытой и укрытой живой силы, небронированной техники и бронетранспортеров в районе сосредоточения, артиллерийских и минометных батарей, командных пунктов и других целей. Разработка системы началась 30 мая 1960 года. Головным исполнителем системы было назначено НИИ-147; СКБ-203 делало пусковую установку; НИИ-6 твердотопливные заряды; ГСКБ-47 снаряжение боевых частей. С самого начала перед конструкторами стояла задача создания простого в изготовлении и использовании комплекса, не уступавшего зарубежным аналогам по своим техническим характеристикам.В качестве ходовой части было выбрано шасси высокой проходимости «Урал 4320» производства Уральского автомобильного завода. Для упрощения конструкции направляющих они были изготовлены трубчатыми. В первоначальном варианте штатное положение пакета направляющих для стрельбы было поперёк продольной оси автомобиля. Первые испытательные пуски показали полную непригодность такой схемы по причине сильного раскачивания платформы после старта первых снарядов и снижения точности стрельбы.

Кроме поворота направляющих была усилена подвеска и приняты меры для стабилизации кузова. Теперь стрельба (как одиночными снарядами, так и залпом) стала возможна не только строго по продольной оси автомобиля, но и под острым углом к ней. Две опытные установки «Град» прошли заводские испытания в конце 1961 года. С 1 марта по 1 мая 1962 года в Ленинградском Военном округе прошли Государственные полигонно-войсковые испытания комплекса «Град». Система «Град» была принята на вооружение 28 марта 1963 г. Сдача серийных образцов «Града» была начата в 1964 году. В 90-х годах к «Граду» были созданы принципиально новые образцы боеприпасов. Кроме того, ведутся работы по модернизации боевой машины БМ-21. Наиболее важное направление ее модернизации замена пакета направляющих труб из металла на два моноблока одноразовых транспортно-пусковых контейнеров (ТПК), изготавливаемых из полимерных композитных материалов.Они устанавливаются на боевую машину с помощью специальной дополнительной переходной рамы. В этом случае перезаряжание боевых машин производится с помощью грузоподъемных средств. Время заряжания сокращается до 5 минут.

Состав БМ-21 состоит из: ПУ, Шасси — Урал-375, Артиллерийская часть состоит из 40 направляющих,образующих пакет: четыре ряда по 10 труб в каждом. Труба предназначена для направления полета снаряда, а также для его транспортировки. Калибр трубы 122,4 мм, длина 3 м. Наведение пакета труб в вертикальной и горизонтальной плоскостях производится с помощью электропривода. Старт всех 40 снарядов проходит в течении 20 секунд.Cнаряд имеет предохранитель, взводящий взрыватель после удаления выстеленного снаряда на 150-400 м. Установка имеет возможность дистанционного управления наведением и стрельбой с выносного пульта на расстоянии до 50 метров. Перевод системы из походного положения в боевое занимает 3,5 минуты. Наведение в вертикальной и горизонтальной плоскости производится с помощью электропривода и прицела по типу артиллерийского. Запуск сорока снарядов занимает двадцать секунд. Стабилизация снарядов в полете комбинированная: как за счет стабилизаторов, складывающихся при установке в направляющие, так и за счет гироскопического эффекта, возникающего при вращении снаряда во время полета к цели. Лопасти стабилизатора, расположенные в хвосте снаряда, установлены под углом к направлению полёта. Они выполнены складывающимися. Для инициирования вращения снаряда на корпусе выполнен штифт, продвигающийся по спиральному пазу в направляющей.

Читать еще:  X20xev двигатель расход масла

Основными типами боеприпасов являются: осколочно-фугасный снаряд 9М21ОФ, осколочно-фугасный снаряд 9М28Ф или 9М22У, комплект из семи снарядов 9М519-1…7 для создания радиопомех, снаряд с кассетной головной частью 3М16 для дистанционной постановки противопехотных мин, снаряд с кассетной головной частью 9М28К для дистанционной постановки противотанковых мин. Возможна также стрельба химическими снарядами 9M21, реактивными дымовыми снарядами массой 66 кг на дальность до 20,6 км, а также осветительными снарядами, освещающими на местности круг диаметром 1 000 м с высоты 450-500 м в течение 90 секунд. Высокие динамические качества и проходимость позволяют эффективно использовать комплекс «Град» совместно с бронетанковой техникой как на марше, так и на передовых позициях во время проведения боевых операций. Дизельный двигатель мощностью 176 кВт, шины повышенной проходимости с центральной системой регулировки давления позволяют этой системе залпового огня не только не уступать в мобильности другим войсковым транспортным средствам и боевым машинам, но и превосходить их. Без преувеличения можно сказать, что и сегодня «Град» является самой эффективной системой залпового огня для комплексов калибра 100-152 см.

Испытания и эксплуатация. Также была создана легкая установка ракетной системы залпового огня БМ-21В на шасси автомобиля ГАЗ-66Б, в которой число 122-мм труб было уменьшено с 40 до 12, по сравнению с РСЗО «Град» на шасси «Урала-375». В 1966 году началось проектирование корабельного варианта «Града». Корабельный комплекс получил название «Град-М» А-215. Он включает в себя пусковую установку, приборы управления стрельбой и дальномерное визирное устройство с лазерным дальномером. Пакет с 40 направляющими был полностью унифицирован с армейской боевой машиной БМ-21. Корабельные испытания комплекса А-215 были проведены на Балтике с 20 марта по 7 мая 1972 года на большом десантном корабле БДК-104 (проект 1171). Испытания выявили ряд конструктивных недостатков в системах заряжания и наведения, в лазерном дальномере и др. После нескольких этапов доработки и испытания комплекс А-215 в 1978 году был принят на вооружение десантных кораблей.

В 80-х годах «Град» модифицировали для борьбы с подводными диверсантами (боевыми пловцами) и сверхмалыми подводными лодками. Для защиты входов в военно-морские базы и охраны морской границы на базе комплекса «Град» был создан комплекс «Дамба», в состав которого вошла боевая машина БМ-21ПД, транспортная машина 95ТМ и реактивный снаряд ПРС-60. В арабских странах артиллерийскую часть «Града», сократив число труб до 30, устанавливали на различные шасси — от советских автомобилей ЗИЛ-131 до японских ISUZU. В 70-90 гг комплекс «Град» успешно применялся в самых различных климатических условиях: в Азии. Африке и Латинской Америке, а также в России во время боевых действий в Чечне, причем в последнем случае с обеих сторон.

Система «Град»: что это такое, применение, технические характеристики

В войнах на территории Южной Осетии и Донбасса широко применялась система «Град». Что это превосходная система для пуска реактивных снарядов, знают военные в более чем полусотне стран мира. Производство этих машин уже давно прекращено, но они переживут еще не одно военное столкновение в разных концах планеты.

«Град»: система залпового огня

Под названием «Град» известна советская машина для стрельбы реактивными снарядами. Составляющими частями системы являются:

  • Грузовой автомобиль для передвижения установки;
  • Механизм для запуска снарядов;
  • Система управления.

К месту учений или боевых действий снаряды подвозятся как обыкновенными гражданскими транспортными средствами повышенной грузоподъемности, так и специализированными военными грузовиками.

Боеприпасы, применяемые в «Граде», имеют чрезвычайно высокое осколочное действие, из-за чего достигается значительная степень поражения живой силы противника. Заряд всегда один, но объем его может регулироваться.

Система «Град»: технические характеристики

Боевая машина состоит на вооружении многих стран мира вот уже более 50 лет – и в первую очередь благодаря впечатляющим техническим показателям:

  • Для передвижения применяется грузовик «Урал» повышенной проходимости. Шасси его построено по формуле «6 на 6», благодаря чему ему не страшны ни грязь, ни песок, ни снег, ни крутые спуски и подъемы. Известны также его высокие качества по преодолению достаточно глубоких водных преград.
  • Двигатель располагает почти 200 л. с., что позволяет машине развивать на хорошей дороге до 75 км/ч.
  • Максимальный снаряженная масса боеприпасов достигает рекордных 11 тонн, а в боевом положении показатель увеличивается еще на 3 тонны.
  • Размеры системы, в сравнении с аналогами, достаточно компактны: длина около 7 м, ширина – 2,5 м, высота – немногим более 3 м. Все это делает машину чрезвычайно маневренной и без преувеличения юркой, что очень важно в условиях боевых действий.
  • Наконец, самое главное – качество стрельбы. А оно у «Града» выше всяких похвал. За несколько минут грузовое средство передвижения превращается в мощное боевое орудие. Для поражения пехоты и боевой техники используются снаряды 122 калибра, вылетающие каждые полминуты. Дальность стрельбы (в зависимости от модификации) колеблется от 4 до 45 км. Площадь возможного поражения пехоты залповым огнем достигает 14,5 гектар.

Далее кадры военных учений под Челябинском, в которых применялась система «Град»:

Историческая справка

Данный шедевр военно-технической мысли обязан своим появлением уральскому научно-исследовательскому институту под кодовым номером 147. В 1957 году возникла потребность создания нового типа боевой машины, которая сочетала бы преимущества полноприводного вездехода и маневренной залповой установки.

Выбор пал на группу ученых под руководством тогдашнего светила инженерного дела Александра Ганичева. Именно им удалось разработать такой снаряд, который имел следующие преимущества:

  • Наличие уникальных по тому времени складных лопастей, что позволило размещать на установке несколько десятков снарядов;
  • Новый метод изготовления корпуса путем вытяжки под воздействием высоких температур;
  • Движение каждой пущенной «ракеты» стабилизируется путем вращения (придается во время запуска) и благодаря отменным аэродинамическим характеристикам (обеспечиваются наличием крыльев).
  • Пороховой заряд также отмечен новаторскими идеями и разрабатывался сразу несколькими отечественными НИИ.

Полученная машина встала в строй вместо устаревшей БМ-14.

Боеприпасы для «Града»

В «Граде» применяются боеприпасы, которые состоят из трех основных частей:

  • Боевая составляющая – активная взрывающая часть, которая предназначена для поражения сил противника.
  • Двигатель – построен по реактивному принципу (так же, как и любой космический корабль). В свою очередь, состоит из емкости с горючим и устройств для «зажигания» и отвода горящих газов.
  • Стабилизатор – для лучшего качества и дальности полета.

Конвейерное производство боеприпасов было налажено в 1960-е. С тех пор советские инженеры создавали их многочисленные разновидности с различными полезными качествами:

  • Поражение химическими веществами;
  • Создание массивной дымовой завесы, фактически «ослепляющей» противника;
  • Нарушение радиосвязи;
  • Уничтожение противотанковых бомб.

Модификации оружия

Производство «Градов» велось на протяжении 28 лет – почти до самого развала СССР. За несколько десятков лет в первоначальное изобретение уральских ученых было привнесено немало доработок.

На базе исходной 21-й боевой машины были созданы:

  • Машина с уменьшенным весом для использования в воздушно-десантных войсках:
  • Версия для морских пехотных войск;
  • Вездеходный вариант с «гусеницей» вместо колесной базы;
  • Усовершенствованные машины с повышенной дальностью и огневой мощью;
  • В начале нового тысячелетия уже российские инженеры сделали возможным ведение огня с применением технологий спутникового позиционирования;
  • Система для поражения вражеских субмарин «Дамба» производилась специально для охраны водных рубежей России;
  • Модификация с 50 ракетами на борту (имела кодовое название «Прима», но так и не вышла за пределы конструкторских бюро ввиду развала Советского Союза).

Более полувека на страже границ России стоит система «Град». Что это мощнейшая установка, способная остановить даже самого грозного супостата, не секрет, пожалуй, ни для кого. Но не стоит забывать и о том, что это еще одно замечательное изобретение советских ученых, которое значительно продвинуло военную промышленность.

Видео: как стреляет СЗО «Град»

В это видео будет показано, как работает и производит выстрелы система «Град», история ее изобретения:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector