Sw-motors.ru

Автомобильный журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

РХХ: что это такое

РХХ: что это такое

Сегодня, героем нашего повествования станет еще один незаметный и скромный компонент системы автомобиля, который называется регулятор холостого хода, или РХХ. Что такое РХХ, зачем нужно регулировать холостой ход, какими бывают подобные устройства и какие проблемы с ними возникают, обо всем об этом, мы и поговорим.

Для чего нужен РХХ

Каждый раз, когда вы выключаете передачу и отпускаете педаль газа, по логике вещей, двигатель должен бы остановиться, но этого не происходит. Более того, мотор продолжает работать на определенных оборотах, самостоятельно поддерживая их. Если вам захочется включить печку, что-либо из электрооборудования машины на холостом ходу, то обороты двигателя будут автоматически увеличены. А педаль-то газа никто не трогает. Следовательно, подача воздуха в двигатель осуществляется в обход дроссельной заслонки. Вот за эту подачу, как раз и отвечает РХХ. И хотя это устройство характерно для двигателей с непосредственным впрыском топлива, у карбюраторных систем существует отдаленный аналог. Он называется электромагнитный клапан. Вот только регулирует этот клапан подачу топлива через канал холостого хода. А подача воздуха на холостом ходу в карбюраторных автомобилях регулируется руками, при помощи специальных винтов на карбюраторе. И для этой процедуры нужно дополнительное оборудование, ну и необходимые знания, конечно.

Как выглядит РХХ для Лада Калина

Помимо поддержания стабильности работы двигателя на холостом ходу, РХХ отвечает за прогревочные обороты мотора. Так, если двигатель холодный, то он на холостом ходу работает на более высоких оборотах, благодаря чему, осуществляется быстрый прогрев системы, а значит, вы быстрее сможете ехать. Кроме того, регулятор холостого хода включается в работу, когда вы бросаете педаль газа, чтобы нажать на тормоз. Именно благодаря РХХ, двигатель не глохнет в подобных ситуациях.

Еще одна важная функция регулятора холостого хода заключается в том, что с его помощью электроника предотвращает работу мотора на обедненной смеси. Что очень вредно как для самого двигателя, так и негативно сказывается на расходе топлива. Вот таковы в общих чертах, функции регулятора холостого хода.

Виды регуляторов холостого хода

По своей сути, регулятор холостого хода, это клапан который открывает или закрывает подачу воздуха в систему, по так называемому, «байпасному каналу». Название происходит от английского bypass – идти в обход. В данном случае, воздух подается в обход дроссельной заслонки. Собственно разновидности РХХ, это различные способы открывания и закрывания такого клапана. Сам клапан представляет собой конусообразную иголку, которая входит в отверстие, перекрывая его, или же напротив выходит из отверстия, соответственно открывая доступ воздуху.

Как выглядит РХХ на Chevrolet Lanos

В современных автомобилях в основном применяются три типа регуляторов холостого хода:

  • соленоидный;
  • шаговый;
  • роторный;

Соленоидные РХХ, имеют достаточно простое устройство и принцип работы. Когда на соленоид подается рабочее напряжение, его сердечник втягивается, тем самым, открывая канал подачи воздуха. При отключении соленоида сердечник возвращается на место, перекрывая bypass канал. Но такие устройства имеют лишь два положения – открыто и закрыто. А потому, для тонкой регулировки подачи воздуха в них используется изменение частоты подачи управляющих импульсов. Сердечник с высокой скоростью двигается вперед и назад, тем самым обеспечивая нужное количество воздуха.

В роторных РХХ для открывания и закрывания клапана применяется ротор. Для тонкой регулировки подачи воздуха, здесь так же используют частотно-импульсный тип управления. Просто, вместо соленоида клапан приводит в движение, вращающийся ротор.

Ну а шаговый регулятор холостого хода в своей конструкции имеет кольцевой магнит и четыре обмотки. Вот на эти-то обмотки поочередно и подается напряжение, благодаря чему, вращается управляющий ротор. Собственно, шаговый электродвигатель известен давно и широко применяется в различной технике.

В принципе, нельзя однозначно сказать, какой из типов РХХ лучше или хуже. Это часть сложной и вариативной системы, а потому, оценивать стоит именно надежность и эффективность всей системы, а не отдельного ее элемента.

Читайте также: Что такое датчик массового расхода воздуха и зачем он нужен.

Почему машина глохнет на холостом ходу и что делать?

Владельцы автомобилей часто попадают в ситуацию, когда неожиданно глохнет мотор – неважно едет машина или работает на холостом ходу. Из данной статьи вы узнаете о причинах остановки мотора, методах диагностики, способах ремонта.

Причины остановки двигателя на холостом ходу

Владельцы автомобилей и рабочие станций техобслуживания сходятся во мнении, что причинами глушения мотора могут быть:

  • неполадки в работе датчика холостого хода, либо частичная его неисправность;
  • неисправность датчика положения заслонки дросселя;
  • наличие засора в дроссельной заслонке;
  • засорение карбюратора или инжектора (зависит от типа автомобиля).

Бывает, что проблема может заключаться в низком качестве топлива или его отсутствии в баке, а также в других неисправностях. Если поломка серьезнее, чем кажется, то лучше обратиться на станцию техобслуживания.

Карбюраторный двигатель

Карбюратор – узел системы питания ДВС, предназначенный для смешивания горючей жидкости с воздухом и подачи ее в цилиндры двигателя. Принцип работы такого двигателя состоит в том, что горючее, сжатое в камере сгорания, поджигается электрической искрой. По количеству тактов цикличности карбюраторы делятся на четырехтактные, двухтактные и четырехтактные с полуоборотом коленчатого вала. В карбюраторных двигателях проблемы в остановке холостого хода случаются, в основном, из-за механической неисправности или банального загрязнения деталей мотора.

Читать еще:  Что управляем клапанами двигателя

Причины неисправностей в карбюраторном двигателе из-за которых глохнет мотор:

  • неисправность регулятора холостого хода – двигатель либо заглохнет сразу после поворота ключа в замке зажигания, либо обороты будут то увеличиваться, то уменьшаться (сбоить). Шток датчика запирает проход воздуха – двигатель останавливается;
  • загрязненность заслонки дроссельного узла – заслонка не перекрывает канал подачи воздуха. Причиной может быть образование налета, попадающего через систему вентиляции топливовоздушной смеси, использование топлива низкого качества, грязный воздушный фильтр;
  • отказ электроклапана холостого хода, обрыв питания – не втягивает внутрь жиклер, который перекрывает канал холостого хода. Эта же ситуация повторяется в самом жиклере, если засоряются его отверстия;
  • заклинивание поплавка в карбюраторе, перекрывание иглы запорного клапана – прекращается подача топлива, двигатель останавливается. Эта проблема возникает из-за скопления налета, мелкого мусора в топливном фильтре;
  • неисправность топливных форсунок провоцирует перебои или отсутствие холостого хода;
  • бензонасос не подает топливо в необходимом количестве в карбюратор – мотор не получает необходимого количества бензина;
  • загрязненность фильтров (воздушного и топливного) меняет качественный состав топлива – мотор сбоит и может заглохнуть;
  • грязные каналы системы вентиляции картера увеличивают давление сгораемой топливовоздушной смеси, которая агрессивно действует на двигатель.

Инжекторный двигатель

Инжектор – система подачи топлива, основной принцип которой, заключается в подаче горючего (жидкости или газа) в цилиндр принудительно. Есть два вида впрыскивания – центральный (одна впрыскивающая форсунка) и распределенный (много форсунок, подающие горючее каждая в один цилиндр). Чтобы понять причину остановки инжекторного двигателя на холостом ходу, необходимо разобраться какие функции выполняют его элементы:

  • управляет работой системы всего двигателя электронный блок управления (ЭБУ), который получает данные из внешней среды, а также о работе двигателя. Полученные данные передают на панель приборов;
  • регулятор давления отвечает за постоянное давление в форсунках;
  • подают топливо в цилиндры форсунки (электромагнитные, пьезоэлектрические, электрогидравлические);
  • за подачу горючего в топливный бак отвечает бензонасос;
  • чтобы вся система функционировала слаженно – работают несколько видов датчиков (детонации, положения дроссельной заслонки, фаз напряжения, расхода воздуха, положения коленвала).

Наиболее распространенные причины падения оборотов и остановки двигателя:

  • регулятор холостого хода находится в неисправном состоянии;
  • уровень давления горючей смеси или подсос воздуха – недостаточный;
  • электронная система авто в неисправна;
  • датчики расхода системы воздуха дают сбой в работе;
  • свечи зажигания не работают.

Дизель не держит холостые обороты

Чтобы понять, из-за чего происходит остановка двигателя на холостых оборотах, необходимо немного изучить принцип работы данной системы. Дизельный двигатель работает так: под высоким давлением топливо впрыскивается в цилиндр, воздух при этом в цилиндре сжимается в 16-25 раз. Высокая температура способствует сжатию мелких частиц дизельного топлива, от чего эти частицы воспламеняются и происходит горение дизельного топлива. Газы расширяют поршень, он опускается вниз, то есть совершает возвратно-поступательные движения. Причинами остановки дизельного двигателя на холостом ходу могут быть:

  • не поступление горючего в топливный насос высокого давления;
  • отсутствие сигнала работы датчиков положения коленвала, поступающего в блок управления.
  • нет возможности регулировать высокое давление в заданных пределах (наиболее частая причина остановки двигателя).
  • разгерметизация системы высокого давления – элементы форсунки изнашиваются и топливо, которое сбрасывается в обратку, увеличивается. Оно достигает объемов, при которых система не в состоянии поддерживать необходимое давление в рейке;
  • механический износ деталей топливного двигателя высокого давления;
  • попадание мусора в фильтр клапана внутреннего давления.

Остановка классического двигателя, работающего на дизельном топливе, происходит по тем же причинам, что и в современных моторах.

Последовательность диагностики

Точных рекомендаций по последовательности диагностики нет. Если двигатель глохнет периодически, то лучше выждать немного времени и постараться выяснить в чем проблема. Определить неисправность в работе двигателя внутреннего сгорания несложно – электронные системы диагностики позволяют электронному блоку управления записывать неполадки. Следует помнить о методах проверки, основанных на визуальных и слуховых наблюдениях. Наличие посторонних шумов, изменение цвета выхлопов газа и других признаков – указывают на сбой в работе двигателя. Автовладельцы с большим опытом вождения авто знают, что мелкие неисправности приводят к большим проблемам – капитальному ремонту двигателя либо полной его замене. Избежать таких проблем помогают периодические осмотры деталей и узлов агрегата, которые рекомендуется проводить один раз в неделю:

  • проверять уровень масла в двигателе, антифриза;
  • проводить осмотр на наличие повреждений и разрывов наконечников, разъемов, шлангов;
  • следить за работой прокладок и сальников.

Чтобы определить причину остановку мотора на холостом ходу, необходимо:

  1. Сначала тщательно исследовать мотор и пространство под капотом (особое внимание уделить осмотру деталей проводки).
  2. Далее проверить состояние воздушного и топливного фильтров (вместе с этим проверяется уровень жидкостей в системах охлаждения, вентиляции).
  3. Затем прогреть двигатель до высокой температуры, надавить на педать газа – изменение цвета выхлопных газов на белый, серый, сизый или синий, говорит о наличии проблем в ДВС.

Не помешает проверка работы двигателя на наличие разных шумов. Для этого лучше использовать стетоскоп или обычное приспособление, изготовленное из деревянной палки с закрепленной на конце металлической или пластмассовой емкостью небольшого размера. Это поможет услышать как работает двигатель. В процессе исследования звука не лишним будет определить как звучит мотор – звонко или глухо.

В случаях, когда самостоятельно решить проблему не удается, то автомобиль лучше отправить на станцию техобслуживания.

Устранение неисправностей

Часто нет принципиальной разницы какой двигатель установлен на автомобильном транспорте – причины того, что двигатель глохнет, будут одинаковыми. В двигателях карбюраторного типа частой причиной остановки мотора на холостом ходу может быть не отрегулированный привод, загрязненный игольчатый клапан и другие неполадки. Для устранения таких неисправностей и улучшения работы двигателя регулярно меняют топливный фильтр. Если выходит из строя электромагнитный клапан – подергиваются или совсем падают обороты.

Читать еще:  Электро датчик температуры двигателя

Когда при подключении не слышен характерный щелкающий звук, то клапан лучше заменить. В дизельных двигателях основную роль играет топливный насос высокого давления. При выходе из строя этого узла проверяется качество топлива, состояние электрической проводки, свечей накаливания и других деталей, меняется топливный фильтр. В инжекторных двигателях сначала очищают воздушный фильтр, не исключено, что его придется заменить. Если на холостых оборотах ощущается вибрация, то рекомендуется заменить прокладку. Также, для устранения причин остановки двигателя, промываются форсунки на двигателе или на специальном приборе.

Заключение

Итак, чтобы избежать остановки двигателя на холостом ходу, требуется тщательно следить за автомобилем. Регулярное прохождение технического осмотра, своевременная диагностика позволят вовремя найти неисправности, устранить их, увеличить срок службы автомобиля.

Режим холостого хода (ХХ) карбюраторного двигателя автомобиля

Для точной диагностики неисправностей, приводящих к нестабильной работе двигателя автомобиля на холостом ходу необходимо иметь представление о том, как работает карбюраторный двигатель на этом режиме.

На стабильные обороты холостого хода влияют несколько систем двигателя. Это – топливная включающая карбюратор и бензонасос, система зажигания, система ГРМ (газораспределительного механизма). При этом так же стоит учитывать состояние самого двигателя. Его цилиндро-поршневой группы.

Что такое холостой ход карбюраторного двигателя?

Это работа двигателя без нагрузки с минимальными оборотами коленчатого вала при закрытых дроссельных заслонках обеих камер карбюратора.

Частота вращения коленчатого вала на ХХ (минимальные обороты)

Для карбюраторных двигателей 2108, 21081, 21083 – 750-800 об/мин, для двигателей 2101, 2103, 2105, 2107 – 850-900 об/мин. Частота вращения задается заранее выставленным определенным углом опережения зажигания и определенным объемом топливной смеси, приготовляемой карбюратором.

Работа системы зажигания на холостом ходу

В первую очередь это угол опережения зажигания, необходимый для обеспечения холостого хода двигателя.

На режиме холостого хода для двигателей 2108, 21081, 21083 требуется угол опережения зажигания – 0 — 5º , для 2101, 2103, 2105, 2107 — 5º. См. «Установка угла 2108, 2109, 21099», «Установка угла 2105, 2107».

Регулируется угол опережения зажигания вращением трамблера.

Корректировка угла трамблером, автомобиль ВАЗ 2108

Помимо угла опережения на стабильность оборотов ХХ влияют: исправность свечей зажигания, центробежного регулятора опережения зажигания, высоковольтных проводов, катушки зажигания, датчика Холла и т.д. См. «Неустойчивый ХХ, причины связанные с системой зажигания».

Работа карбюратора на холостом ходу

Для обеспечения работы двигателя автомобиля на холостом ходу в карбюраторе (Солекс, Озон) имеется встроенная в первую камеру система холостого хода. Она состоит из воздушного, топливного и эмульсионного каналов, выходных отверстий за дроссельной заслонкой и регулировочных винтов «количества» и «качества» топливной смеси. Воздух и топливо из поплавковой камеры, за счет разрежения создаваемого движущимися поршнями в цилиндрах, поступают в эмульсионный канал, где смешиваются, образуя топливно-воздушную смесь (эмульсию), попадающую через выходные отверстия под дроссельной заслонкой во впускной коллектор и далее в цилиндры. Количество топливной смеси регулируется винтом «количества», качество (объем бензина в смеси) — винтом «качества». См. «Регулировка оборотов ХХ Солекс», «Регулировка оборотов Озон».

Схема работы карбюратора Солекс на холостом ходу
Схема работы карбюратора Озон на холостом ходу

Помимо карбюратора на холостой ход двигателя влияют: исправность бензонасоса, топливных магистралей и фильтров. Подробнее «Неустойчивый ХХ, причины, связанные с карбюратором».

Примечания и дополнения

— Изношенная цилиндро-поршневая группа, прогоревший клапан, неправильные зазоры в клапанном механизме, перескочивший на зуб-другой ремень ГРМ или вытянувшаяся цепь – дополнительные факторы влияющие на холостой ход карбюраторного двигателя автомобиля, которые следует учитывать при диагностике неисправностей влияющих на ХХ.

Почему у двигателя неустойчивые обороты на холостом ходу

Для безаварийной работы двигателя после запуска автомобиля происходит прогрев. За это время стрелка тахометра показывает почти 2,5 тысячи оборотов в минуту, после прогрева обороты уменьшаются. После этого нормальная работа силового агрегата характеризуется тем, что стрелка тахометра находится на уровне от 750 до 800 оборотов в минуту.

Если есть проблема — плавающие обороты на холодном двигателе, это может означать только одно — в двигателе автомобиля серьезные неисправности, что делает его нестабильным.

При отсутствии этого устройства нарушения можно определить по звуку, исходящему из генераторного отсека: ощущаются шумы и вибрации двигателя в виде попеременного подъема и падения. Чаще всего скачет оборотов двигателя на холостом ходу.

Происхождения перебоев оборотов инжекторного движка

Автомобили с форсунками особенно склонны к нерегулярной работе двигателя на холостом ходу. Нестабильная работа вызвана следующими причинами:

  • Наличие лишнего воздуха в цилиндрах.
  • Неисправен регулятор холостого хода (РХХ).
  • Повреждение клапана вентиляции масляного картера.
  • Повреждение датчика массового расхода воздуха в картере (LMDA).
  • Ход дроссельной заслонки заблокирован.
Читать еще:  Двигатель y20dth технические характеристики

Описание дефектов, вызывающих неравномерную работу мотора

При добавлении избыточной воздушной массы электронный блок управления (ЭБУ) посылает сигнал, предписывающий сбалансировать воздушную массу с горючей жидкостью для образования воздушно-топливной смеси. Дополнительный расход топлива увеличивает обороты. Соответственно, чтобы не перекармливать топливо, автоматически снижаются обороты и появляются заметные скачки.

Отказы RCA могут быть вызваны перебоями в непрерывности электрических цепей или отказом регуляторов из-за использования топливных смесей низкого качества. В случае выхода из строя выхлопной трубы двигатель автомобиля работает нестабильно, частота вращения скачков и увеличивается или уменьшается случайным образом.

Картерные газы обогащают топливно-воздушную смесь во впускном коллекторе. Если их поток в коллектор прерывается, частота вращения двигателя при холодном запуске падает до 750 вместо 1200 об / мин. Воздушный клапан заблокирован из-за чрезмерного отложения масла на стенках картера.

Выход из строя датчика массового расхода в картере может быть вызван чрезмерным слоем отработанного масла. Отказ системы ДМВР также может произойти из-за отказа термоанемометра, контролирующего воздух в цилиндрах. Электронный блок управления получает искаженные данные, в камеру сгорания подается дополнительный воздух, что вызывает нестабильные обороты двигателя.

Дроссельная заслонка может заклинивать из-за скопления отработанного масла, препятствующего его закрытию и открытию, а также из-за выхода из строя приводного механизма. Эта неисправность также наиболее часто встречается на карбюраторных автомобилях. У них также наблюдается нерегулярная работа двигателя на холостом ходу.

Перебои в работе карбюраторных и дизельных движков

Почему в карбюраторных автомобилях частота вращения двигателя не меняется? Нестабильная работа может быть вызвана следующими причинами:

  • Ошибка регулировки холостого хода.
  • Неисправность электромагнитного клапана двигателя карбюратора.
  • Чрезмерное скопление продуктов сгорания в сопле.

В дизельных двигателях наблюдаются скачки и провалы показаний приборов в промежуточном и холостом режимах. В таких случаях говорят, что вращение дизельного двигателя плавное. Это связано с тем, что ржавчина образуется на крыльчатке топливного насоса высокого давления. Вода в дизельном топливе вызывает коррозию.

Последствия нестабильной работы двигателя

Все вышеперечисленные причины нерегулярной работы двигателя вызываютряд негативных последствий:

  • повышенный расход бензина или дизельного топлива;
  • загрязнение окружающей среды выхлопными газами, содержащими повышенное количество вредных газов
  • повышенный износ узлов и деталей силового агрегата.

Чтобы неисправности в двигателе внутреннего сгорания не повлияли отрицательно на работу всех систем автомобиля, необходимо регулярно проверять все датчики и компоненты в автомобиле.

Во избежание негативного влияния нарушений стабильности ДВС на работу всех систем автомобиля необходимо регулярно проверять все датчики и узлы машины.

Перечень мероприятий по устранению плавающих оборотов

Чтобы восстановить стабильность на холостом ходу, выполните следующие действия:

  • Восстановление функции вентиляции в цилиндрах двигателя.
  • Проверка и возможная замена дроссельной заслонки.
  • Очистка вентиляционного клапана.
  • Диагностика термоанемометра и его дальнейшая замена.
  • Чистка и восстановление дроссельной заслонки.
  • Регулировка режимов холостого хода.
  • Замена электромагнитного клапана карбюратора.
  • Очистка форсунок.
  • Удаление ржавчины с рабочего колеса ТНВД.

Описание действий по устранению нестабильности оборотов

При выполнении работ, направленных на восстановление всасывания воздуха, проверьте герметичность магистралей подачи воздуха к коллектору. Каждую трубку снимают и продувают насосом или компрессором. Дополнительно используется WD 40. Если жидкость быстро испаряется, целостность линии нарушается, и в этом случае шланг необходимо заменить новым образцом.

Для диагностики регулятора холостого хода измерить его сопротивление мультиметром. При значении сопротивления 40-80 Ом заменить регулятор.

Картер разбирается, чтобы удалить деаэрацию клапанов, а затем промывается керосином для удаления масляных отложений. После тщательного высыхания клапан снова вводят в систему вентиляции.

В случае выхода из строя датчика массового расхода воздуха его необходимо заменить на новый.

Для очистки демпфера используются специальные спреи, щетки, тряпки. Эту процедуру можно проводить непосредственно на двигателе, после его прогрева или после того, как он был снят с силового агрегата. Появление белого дыма свидетельствует об удалении масляных отложений. После завершения промывки и установки сальника его необходимо перепрограммировать, чтобы установить номинальный зазор открытия.

Регулировка оборотов двигателя на холостом ходу осуществляется с помощью набора отверток для регулировки винта вращения.

Выход из строя электромагнитного клапана способствует возникновению скачков оборотов двигателя. Этот элемент ремонту не подлежит, его необходимо заменить.

Рычаг очищается специальной жидкостью, используемой для мытья карбюраторов. Средство заливается в форсунку, через пять минут очищающая жидкость удаляется сжатым воздухом.

За крыльчаткой ТНВД ухаживают специальным чистящим средством, удаляющим следы коррозии. Его распыляют прямо в горло перед заправкой. Этим средством очищается внутренняя часть резервуара. Для предотвращения коррозии в топливный бак заливается 200 граммов моторного масла для защиты лопастей.

Если двигатель начинает прыгать на холостом ходу, при прогреве двигателя нарушаются обороты, необходимо провести диагностику на одной СТО для проверки и восстановления целостности агрегатов и деталей систем силовых агрегатов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector