Sw-motors.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Неисправности газораспределительного механизма ВАЗ

Неисправности газораспределительного механизма ВАЗ

Своевременное поступление в цилиндры горючей смеси и отвод отработанных газов обеспечивает механизм газораспределения (ГРМ). Конструктивно механизм состоит из нескольких элементов: привода, распределительного вала с шестерней, привода клапанов, клапанов с направляющими втулками и пружинами.

Эксплуатация автомобиля приводит к износу деталей механизма газораспределения. Двигатель перегревается, стержни клапанов клинит во втулках, трущиеся поверхности деталей изнашиваются под воздействием ударов, газов, нагарные отложения нарушают плотность прилегания клапанов к седлам. КПД двигателя резко падает, воздух поступает в смесь, снижается компрессия, клапана издают стук.

К основным неисправностям механизма газораспределения ВАЗ относятся:

  • Потеря упругости и усадка клапанной пружины. В итоге посадка клапана на седло происходит с перекосом.
  • Истирание направляющих втулок и толкателя также приводит к перекосу посадки клапана.
  • Износ шеек и кулачков распредвала, его подшипников и зубьев шестерен.
  • Осевое смещение распредвала.
  • Износ втулок и осей кормысел.
  • Изменение теплового зазора в клапанах.

Об увеличении теплового зазора судят по металлическому стуку клапанов на низких холостых оборотах вала двигателя. Значительно изнашиваются торцы стержней клапанов, снижается мощность двигателя. Это происходит из-за того, что в открытом положении клапаны находятся меньше времени, ухудшается наполнение и очистка цилиндров.

В случае малого теплового зазора между клапаном и коромыслом или его полного отсутствия появляются хлопки. У выпускных клапанов – из глушителя, у впускных – еще и под карбюратором. В результате клапан неплотно закрывается, что влечет снижение мощности и обгорание фасок на тарелках клапанов.

Предупредить подобные неисправности можно своевременной регулировкой тепловых зазоров при холодном двигателе. Плановый осмотр производят через 30 тыс. км пробега, а возможно и раньше.

  • Износ цепей и звездочек. Истирание шарнирных соединений звеньев цепи привода распределительного вала приводит к удлинению ремня (цепи), что вызывает вибрации и шум при работе. В таких случаях нужно отрегулировать натяжное устройство. Регулировку цепного привода необходимо производить через каждые 10 тыс. км пробега.
  • Вытягивание зубчатого ремня (у ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107). Если при внешнем осмотре ремня не выявлено дефектов, то регулируют его натяжение. Складки, трещины, расслоения ремня являются следствием износа и могут привести к разрыву ремня. Поэтому при появлении таких признаков требуется произвести замену ремня. Ресурс работы приводного ремня составляет 60 тыс. км пробега. При выявлении засаленных мест ремень протирают ветошью, смоченной в бензине.

Способы устранения неисправностей

Наслоения нагара на клапанах и гнездах отмачивают в керосине, а потом удаляют с помощью шабера.

Изношенные оси, втулки, пружины, шарики поворотного механизма, погнутые стержни, сдеформированные головки клапанов и др. мелкие детали со следами износа подлежат замене.

Незначительные царапины или раковины на поверхностях клапанов и гнезд притирают. Под тарелку клапана устанавливают пружину с меньшей упругостью, чтобы клапан был приподнят над гнездом. Очищают рабочие поверхности и наносят на них притирочную пасту ГОИ. При ее отсутствии можно использовать смесь мелко истолченного стекла или другого абразива с моторным маслом. Смесь должна быть пастообразной. Клапану придают возвратно-поступательное движение коловоротом или дрелью. Операцию проводят до появления сплошной матовой фаски на тарелке клапана. Или наносят карандашом равномерно расположенные на фаске клапана три метки. Клапан опускают в гнездо, делают несколько притирочных движений, вынимают и смотрят результат. Отсутствие метки указывает на то, что клапан притерт. Контрольная проверка – после полной сборки клапана с рабочей пружиной и крепежными сухарями. Заливают керосин в любой из каналов, оставляют на время. При качественной притирке керосин не должен притекать. При протечках процедуру повторяют.

Регулировка теплового зазора между стержнем клапана и толкателем производится при остывшем двигателе, не ранее 30 мин после отключения. Работы проводят согласно инструкции завода-изготовителя. С клапанов откручивают крышку, а коленвал устанавливают в положение конца такта сжатия. Это положение, когда коромысло может свободно поворачиваться на осях за счет зазора. Фактическую величину зазора контролируют щупом между клапаном и носком коромысла. Регулировка выполняется регулировочным винтом при ослабленной контргайке. После выстановки необходимого зазора, положение винта фиксируют контргайкой. Измеряют зазор.

Пластина щупа, равная величине зазора должна проходить плотно. Остальные клапаны регулируются аналогично. В конструкциях с нижним расположением клапанов регилировка выполняется в той же последовательности, но при настройке зазора регулировочным винтом придерживают толкатель за лыски.

Натяжение цепи привода механизма газораспределения для автомобилей ВАЗ осуществляют регулировкой натяжителя. Ослабляют колпачковую гайку и поворачивают карданный вал на 1-1,5 оборота. Пружины натяжителя должны надавить на башмаки и автоматически отрегулировать натяжение. Зафиксировать колпачковую гайку.

У автомобилей ВАЗ-2105 сначала снимают защитную крышку, а затем ослабляют болты на натяжном ролике. Делают 2-3 оборота коленвала и пружина сама натягивает приводной ремень. Затягиваем болты и ставим крышку на место.

Бесперебойную работу механизма газораспределения можно обеспечить проведением регулярного технического обслуживания. Сюда входит проверка и затяжка болтов крепления цилиндров, стоек коромысел и др. деталей, контроль зазоров декомпрессионного механизма, контроль состояния пружин, герметичности прилегания пары клапан-седло, внешний осмотр цепей и ремней.

Читать еще:  Шаговый двигатель регулировка оборотов

Неисправности ГРМ и методы их устранения

Стоит помнить, что неисправности газораспределительного механизма могут привести к полному выводу двигателя из строя. В связи с этим нужно периодически проводить диагностику всех элементов данной системы и незамедлительно устранять все выявленные поломки и дефекты.

Далее разобраны основные признаки и причины неисправности газораспределительного механизма, а также способы их устранения.

Двигатель недостаточно приемист и не может развить полную мощность.

a) нарушены зазоры между кулачками распредвала и толкателями;

b) впускные и выпускные клапана плохо прилегают к седлам;

a) отрегулировать зазоры в приводе клапанов;

b) заменить поврежденные клапана;

c) отшлифовать седла.

Двигатель работает не устойчиво или глохнет на холостом ходу.

a) нарушены зазоры между кулачками распредвала и толкателями;

b) клапаны обгорели или деформировались.

a) отрегулировать зазоры в приводе клапанов;

b) заменить поврежденные клапана;

Повышенный расход масла.

a) изношены или повреждены прокладки стержней клапанов;

b) сильно изношены клапаны;

c) сильно изношены направляющие втулки клапанов.

a) заменить прокладки стержней клапанов;

b) заменить клапаны;

c) заменить изношенные направляющие втулки.

a) увеличен зазор между рычагами привода клапанов и кулачками распредвала;

b) сломана клапанная пружина;

c) увеличен зазор между направляющим клапаном и стержнем;

d) изношены кулачки распределительного вала;

e) ослаблены контргайки регулировочного болта.

a) отрегулировать зазор между рычагами привода клапанов и кулачками распредвала;

b) заменить клапанную пружину;

c) заменить изношенные детали и отремонтировать головку блока цилиндров;

d) заменить распределительный вал и регулировочные шайбы.

Если после регулировки зазоров стук клапанов не исчезает, то это значит, что клапаны деформированы из-за ударов о днище поршней. Это происходит обычно при превышении предельно допустимых частот вращения коленчатого вала (примерно 7000 об/мин). Клапаны в таком случае не подлежат восстановлению и их необходимо заменить.

Повышенный шум цепи или ремня привода распределительного вала.

a) слабое натяжение ремня или цепи привода;

b) поломка или износ башмака натяжения;

c) износ цепи или ремня привода распределительного вала;

d) заедание штока плунжера натяжителя;

e) поломка сухарика натяжителя;

a) отрегулировать натяжение ремня или цепи привода;

b) заменить башмак натяжителя;

c) заменить цепь;

d) устранить заедание штока плунжера натяжителя;

e) заменить сухарик натяжителя.

Повышенный шум распределительного вала.

a) износ рычагов и кулачков распределительного вала;

b) износ опорных поверхностей на корпусе подшипников распределительного вала.

a) заменить распределительный вал и рычаги;

b) заменить корпус подшипников.

Низкая компрессия в цилиндрах двигателя.

a) обгорание рабочей поверхности клапанов;

b) впускные и выпускные клапана плохо прилегают к седлам.

a) заменить клапаны;

b) отшлифовать клапаны и седла.

Неисправности газораспределительного механизма достаточно сложно диагностировать. Одни и те же признаки могут являться следствием сразу нескольких поломок или дефектов. Зачастую для того чтобы выявить неисправность приходиться перебирать всю головку блока двигателя. Делать это в гаражных условиях трудно, и поэтому при отсутствии необходимых навыков и инструмента проверку и ремонт ГРМ рекомендуется доверять только квалифицированным специалистам на станциях технического обслуживания

Расчёт нормативов ТО и ремонта ПАЗ- 672 при эксплуатации в конкретных условиях
Нормативы, регламентирующие ТО и ремонт автомобилей корректируются с помощью результирующего коэффициента определяемого по формуле : К = К1· К2· К3· К4· К5· К6· К7 Где : К1 – коэффициент корректирования нормативов в зависимости от условий эксплуатации; К2 — коэффициент .

Требования, предъявляемые к турбохолодильникам
Основными требованиями, предъявляемыми ко всем агрегатам авиационных систем, являются минимальные масса и габаритные размеры агрегата, высокий КПД, заданный уровень надёжности и живучести, производственная и эксплуатационная технологичность, максимальное использование стандартных, нормализованных и .

Требования к составу и чистоте воздуха герметической кабины
Воздух в кабинах летательных аппаратов должен удовлетворять определенным санитарно-гигиеническим требованиям, в частности по содержанию вредных газовых примесей. Согласно Единым нормам лётной годности гражданских самолётов (ЕНЛГС) [5] концентрация вредных веществ в воздухе кабины пассажирского само .

Неисправности газораспределительного механизма (подробное описание)

В процессе эксплуатации двигателя трущиеся поверхности деталей механизма газораспределения изнашиваются, зазоры в сопряжениях увеличиваются. Воздействие горячих газов, ударных нагрузок, отложение нагара нарушают герметичное прилегание клапанов к седлам.

Характерными дефектами деталей механизма газораспределения являются следующие: износ и выгорание фасок клапана и его седла; износ стержня клапана по диаметру и в торце; износ бойка коромысла, направляющих втулок клапана и толкателя; потеря упругости и уменьшение длины пружины клапана; износ стержня толкателя по диаметру, толкателя по поверхности сопряжения с кулачком распределительного вала и гнезда под штангу по глубине; износ кулачков и шеек распределительного вала, подшипников распределительного вала и зубьев распределительных шестерен.

Перечисленные дефекты сопровождаются уменьшением мощности и экономичности двигателя, подсасыванием воздуха и обеднением смеси, прорывом отработавших газов, стуком клапанов. Для обеспечения нормальной работы механизма газораспределения нужно периодически в соответствии с правилами технического обслуживания (ГОСТ. 20793-..- 75) проверять и подтягивать крепления головки цилиндров, стоек валиков коромысел и других деталей механизма; проверять и регулировать зазоры у клапанов и декомпрессионного механизма, а также осевое перемещение распределительного вала. Кроме того, необходимо контролировать герметичность прилегания клапанов к гнездам и упругость пружин.

Читать еще:  Что шелестит на дизельном двигателе

Регулировка зазора в клапанах. Своевременность открытия и закрытия клапанов может быть нарушена из-за неправильного зазора между стержнем клапана и бойком коромысла или толкателем. Слишком большой или малый зазор в клапанах снижает мощность двигателя и увеличивает удельный расход топлива. Малый зазор и обусловленная этим неплотная посадка клапанов в их седлах приводят к быстрому выгоранию фасок клапанов и седел. Работа двигателя при больших зазорах в клапанах сопровождается металлическим стуком в зоне расположения клапанов.

У двигателей с боковым расположением клапанов зазор регулируют следующим образом. Вращая пусковой рукояткой коленчатый вал, устанавливают распределительный вал в такое положение, при котором первый выпускной клапан полностью открыт. В этом положении щупом проверяют и при необходимости регулируют зазоры у второго, третьего и шестого выпускных и у первого, третьего и пятого впускных клапанов. Для регулировки зазора отпускают контргайку и, поворачивая ключом регулировочный болт, посредством щупа устанавливают нормальный зазор. Затем, удерживая одним ключом регулировочный болт, другим затягивают контргайку и после этого вторично проверяют зазор. Далее поворачивают коленчатый вал на один полный оборот и при полном открытии шестого выпускного клапана проверяют и регулируют зазоры у остальных клапанов.

У двигателей с подвесным расположением клапанов зазор регулируют в такой последовательности. Проверяют затяжку гаек шпилек головки цилиндров и стоек коромысел и при необходимости подтягивают их. Включают декомпрессионный механизм и наблюдают за коромыслами клапанов первого цилиндра, медленно вращая коленчатый вал до тех пор, пока выпускной и впускной клапаны откроются и закроются.

Поршень первого цилиндра устанавливают в верхнюю мертвую точку при такте сжатия. Для этого, вывинтив шпильку из картера маховика, вставляют ее в это же отверстие ненарезанной частью и, слегка нажимая на шпильку, продолжают вращать коленчатый вал до тех пор, пока она не войдет в углубление на ободе маховика. Затем выключают декомлрессионный механизм. Действительный зазор у впускного и выпускного клапанов первого цилиндра проверяют щупом.

Неисправности КШМ и газораспределительного механизма

Основными причинами неисправности КШМ являются:

• изнашивание, заклинивание, разрушение вкладышей;

• деформация постелей в блоке;

• деформация коленчатого вала;

• деформация и изнашивание отверстий нижней головки шатуна;

• обрыв шатуна или шатунных болтов;

• изнашивание втулки верхней головки шатуна;

• изнашивание подшипников балансирных валов;

• заклинивание или разрушение подшипников балансирных валов.

Признаками неисправностей КШМ являются различные сту­ки, которые прослушиваются с помощью стетоскопа (см. рис. 11.2).

При прослушивании карбюраторных двигателей минималь­ная частота вращения коленчатого вала на холостом ходу должна быть 400 мин -1 , а для дизеля — 500 мин -1 .

Для того чтобы на слух определить причину неисправности, необходимо знать характер стуков при различных неисправно­стях.

Неисправность поршней характеризуется глухим щелкающим звуком, который прослушивается выше плоскости разъема кар­тера при резком уменьшении частоты вращения коленчатого вала сразу после пуска холодного двигателя.

На неисправность коренных подшипников указывает сильный глухой низкий звук, который прослушивается в плоскости разъе­ма картера двигателя при резком изменении частоты вращения коленчатого вала.

Стук шатунных подшипников более резкий и звонкий по сравнению со стуком коренных подшипников, прослушивается в зоне вращения кривошипа соответствующего цилиндра. Исчез­новение или заметное уменьшение стука при выключении зажи­гания или форсунки в этом цилиндре свидетельствует о неис­правности подшипника.

При неисправности поршневого пальца слышен резкий звон­кий высокий звук в зоне верхнего и нижнего положения порш­невого пальца при изменении частоты вращения коленчатого вала двигателя. Не путать с детонационными стуками, которые появляются при большом угле опережения зажигания и исчеза­ют при его уменьшении.

Причинами могут быть — изнашивание деталей или недоста­ток смазочного материала.

Причиной нарушения нормальной работы двигателя может стать сильная детонация, которая приводит к прогоранию порш­ней, обрыву шатунов, поломке коленчатого вала и т. д. Провора­чивание вкладышей подшипников обычно приводит к заклини­ванию двигателя. Неправильное размораживание двигателя при низких температурах окружающей среды может вызвать разрыв рубашки охлаждения и привести к полному разрушению дви­гателя.

Значительное снижение мощности двигателя происходит из-за увеличенного износа рабочих поверхностей деталей цилиндропоршневой группы — поршня, гильзы цилиндра, компрессион­ных колец, а также неплотного прилегания клапанов к седлам, повреждения прокладки головки блока цилиндров или ослабления крепления головки блока цилиндров. Эти неисправности вызывают потерю компрессии, снижение давления в цилиндре в конце такта сжатия.

Нормальное давление сжатия в цилиндрах должно быть не менее 3,0 МПа при частоте вращения коленчатого вала 500 мин -1 для дизелей КамАЗ-740, ЯМЗ-236, ЯМЗ-238. Разница компрес­сии в цилиндрах не должна превышать 0,2 МПа.

При провертывании коленчатого вала с помощью стартера на 12—15 оборотов давление в цилиндрах двигателя ЗИЛ-130 из­меряется на 0,75—0,85 МПа, двигателя Урал-375 — 0,7 МПа, ЗМЗ-53 — 0,75-0,78 МПа. Разница в компрессии в цилиндрах допускается не больше 0,05 МПа.

Читать еще:  Что такое форсировка синхронных двигателей

Снижение компрессии в цилиндрах происходит в результате изнашивания цилиндропоршневой группы, которое приводит к увеличению зазора, а это способствует прорыву газов из камеры сгорания. Кроме того, изменяется форма цилиндров, так как в разных зонах различные условия работы, например, в верхней части цилиндра температура выше, смазывание хуже (часть сма­зочного материала смывается неиспарившимся топливом, часть выгорает). Разрушение или залегание компрессионных колец в канавках поршня является следствием перегрева двигателя, или использования масла, не предусмотренного заводом-изготовите­лем, или длительной работы двигателя под нагрузкой при низ­ких температурах охлаждающей жидкости.

При несвоевременной замене масла или использовании мас­ла с большим содержанием лаков и смол в камере сгорания на стенках цилиндра, поршне, головках клапанов откладывается нагар. Это происходит и вследствие изнашивания поршневых колец и цилиндров, при повышенном уровне масла в картере. Все это приводит к засорению канавок и пригоранию колец, ко­торые перестают пружинить и сдерживать прорывающиеся газы, а их острые кромки начинают царапать зеркало цилиндров.

Неисправности газораспределительного механизма (ГРМ)(рис. 12.2), который обеспечивает впуск свежего заряда воздуха горячей смеси в цилиндры двигателя и выпуск отработавших га­зов, уменьшают мощность и ухудшают экономичность двигателя.

Основными причинами неисправности ГРМ являются:

• нарушение тепловых зазоров между стержнями клапанов и носками коромысел;

• подгорание рабочих фасок клапанов и седел;

• потеря упругости или поломка пружин клапанов;

• повышенное изнашивание толкателей, штанг, коромысел, направляющих втулок клапанов, опорных шеек, втулок и кулачков распределительного вала, его упорного фланца и зубьев распределительного зубчатого колеса.

Нарушение тепловых зазоров между стержнями клапанов и носками коромысел приводит к снижению эффективной мощно­сти двигателя.

Тепловой зазор в клапанном механизме двигателя обеспечива­ет необходимую посадку клапана на седло и компенсирует теп­ловое расширение деталей механизма.

Характерным признаком при увеличенном тепловом зазоре при работе двигателя с малой частотой вращения коленчатого вала без нагрузки прослушивается резкий звонкий стук. При этом уменьшается высота подъема и проходное сечение клапана.

Если в клапанном механизме тепловой зазор увеличен (рис. 12.3), то носок коромысла 6 уже не будет амортизировать клапан при его закрытии, процесс будет слишком резким, что вызовет наклеп головки клапана и седла и может привести к разрушению их рабочих поверхностей. Причинами увеличения теплового зазора являются, изнашивание торцевой части деталей привода и кулачка, развальцовка от значительных знакопере­менных нагрузок торцевой части привода и самого клапана.

Увеличение теплового зазора приводит к ухудшению очистки цилиндра от отработавших газов, в результате чего уменьшается наполнение цилиндра свежим зарядом воздуха горючей смеси, что ухудшает процесс сгорания.

При уменьшенном тепловом зазоре нарушается его посадка в седло, подгорают фаски клапанов и их седла, двигатель работает с перебоями.

Если размер теплового зазора меньше требуемого, то клапан 17 нагревается, удлиняется и может коснуться носка коромысла 6. Кроме того, привод, состоящий из кулачка распределительно­го вала 1, толкателя 2 и штанги 4, также нагревается и удлиняет­ся и воздействует на коромысло, вследствие чего тепловой зазор А уменьшается. В результате клапан не сможет закрыться в нуж­ный момент из-за чего компрессия в цилиндре резко снижается.

Признаками уменьшенного теплового зазора являются пе­риодические хлопки в впускном или выпускном трубопроводах. У карбюраторных двигателей при уменьшенных тепловых зазо­рах впускных клапанов возникают хлопки в карбюраторе, а вы­пускных клапанов — в глушителе.

Тепловые зазоры между стержнями клапанов и носками ко­ромысел следует периодически проверять. Их значения устанав­ливает завод-изготовитель (табл. 12.1).

Таблица 12.1. Значения тепловых зазоров в клапанных механизмах различных автомобилей, мм

АвтомобилиКлапаны
впускныевыпускные
ЗИЛ-4333, ЗИЛ-43140,25-0,30
Икарус-260.18,ЛАЗ-695Н0,200,25
ГАЗ-53, ГАЗ-66-01, ПАЗ-6720,25-0,30
КамАЗ-53200,25-0,300,35-0,40
МАЗ-500 А, МАЗ-5335, КрАЗ-256-61, КрАЗ-25761, ЗИЛ-133ЯГ0,25-0,30
ЗИЛ -43310,40-0,45
ГАЗ-3102«Волга»0,40-0,45

На рис. 12.4 приведен ГРМ двигателя ЗМЗ-4062, а в табл. 12.2 значения тепловых зазоров.

Таблица 12.2. Значения тепловых зазоров в клапанных механизмах двигателя ЗМЗ-4062

ЦилиндрКлапан
впускнойвыпускной
Первый0,40-0,450,35-0,40
ВторойТоже0,40-0,45
ТретийТожеТоже
ЧетвертыйТоже0,35-0,40

В нижней части головки блока цилиндров находится камера сгорания, в верхней части расположены опоры распределитель­ных валов. На опорах установлены алюминиевые крышки. Пе­редняя крышка является общей для опор впускного 1 и выпуск­ного 4 распределительных валов. В крышке установлены упорные пластмассовые фланцы, которые входят в проточки на шейках распределительных валов. Крышки растачиваются вместе с головкой блока цилиндров, поэтому их нельзя менять местами.

Распределительные валы 1 и 4 отлиты из чугуна. Профили кулачков впускного и выпускного валов одинаковые. Кулачки смещены на 1 мм относительно оси гидравлических толкателей 5, что при работе двигателя заставляет их вращаться. Это умень­шает изнашивание поверхности гидравлических толкателей и де­лает его равномерным.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector