Sw-motors.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Насос шестеренчатый МАЗ; технические характеристики НШ 32

Насос шестеренчатый МАЗ — технические характеристики НШ 32

Насосы НШ-32

Изучая наиболее характерные особенности, которыми обладает насос НШ 32, необходимо прежде всего упомянуть, что он относится к шестереночной разновидности, является одним из предметов гидравлического оснащения. Изделие чаще всего применяется в конструкциях различной сельскохозяйственной и тракторной техники, преимущественно в старых её образцах.

При этом несмотря на давний год выпуска подобные приспособления по-прежнему пользуются стабильно высоким спросом, что обусловлено их превосходными эксплуатационными характеристиками. Отчасти этому способствует цена насоса НШ 32, которая значительно ниже, чем у большинства отечественных и зарубежных аналогов.

Устройство используется для работы с навесным оборудованием исключительно в вертикальной плоскости, что необходимо учитывать при использовании модели. Насос повсеместно используется в:

  • бульдозерах;
  • отвалах;
  • грейдерах;
  • ковшевых навесах;
  • привод стрел/захватов.


Шестеренчатый насос
Для осуществления работ в горизонтальном положении используется другая модель — НШ 10. Модификация НШ 32 относится к шестереночному типу, что обусловлено её конструкцией. Принцип работы предполагает, что за счет правильного расположения шестеренок, удается добиться эффективной циркуляции масла в системе.

Устройство не только отличается низкой стоимостью, но и доступными расценками на запчасти, например, фланец НШ 32. Это позволяет значительно сократить затраты на обслуживание и при необходимости выполнять ремонт нужного узла самостоятельно. С этой целью также крайне удобно использовать специальный ремкомплект, включающий все необходимое для устранения самых распространенных неисправностей.

Варианты исполнения

Прежде чем более подробно ознакомиться с рабочими параметрами подобного устройства, необходимо изучить варианты его исполнения. Поскольку завод-изготовитель данной продукции выпускает множество наименований аналогичных устройств с различными техническими характеристиками, возникла необходимость их маркировки.

Устройства данной модели выпускаются сразу 2 видов — левый и правый, в зависимости от направления вращения шестереночного механизма. Узнать более подробную информацию о конкретном приборе с помощью маркировки можно по следующей схеме:

  • НШ — насос шестереночный;
  • последующие цифры — рабочий объем изделия;
  • буква — серия устройств;
  • следующая цифра — исполнение по давлению;
  • далее следует буква Л для устройств с левым направлением вращения. Для правых аналогов буквенное обозначение не используется;
  • последняя буква отражает климатическое исполнение — пустое поле означает умеренный климат, а буква Т тропический.

Маркировка дает пользователю исчерпывающее понятие о рассматриваемом приборе, его типе, а также эксплуатационных характеристиках, что делает её крайне важной.

Технические характеристики

Планируя ознакомиться с внутренним устройством данной модели, необходимо изучить его ключевые технические характеристики, которые во многом определяют популярность этого прибора среди потребителей.


Схема НШ-32

К числу наиболее значимых показателей следует отнести:

  • рабочий объем — 32 куб.см;
  • номинальная частота вращения — 40;
  • интенсивность подачи — 68,6л;
  • давление на выходе — 16-20МПа, в зависимости от конкретной модификации;
  • коэффициент подачи — 0,94;
  • КПД — 0,83;
  • масса изделия — 3,52-6,4кг;
  • мощность — 26,6-33,2 кВт.

Устройства способны успешно конкурировать со многими современными аналогами, поскольку при умеренных рабочих показателях они обладают малой стоимостью, что делает их крайне привлекательными для потребителей.

Эксплуатационно-технические характеристики шестеренчатых насосных устройств

Основными технико-эксплуатационными параметрами насосных устройств шестеренчатого типа являются:

  • Зависящий от геометрических размеров шестеренчатых колес рабочий объем;
  • Направление вращательного движения вала – левое или правое;
  • Давление рабочей жидкости на выходе устройства;
  • Измеряемая в оборотах в единицу времени скорость вращения вала;
  • Давление поступающего в насос масла;
  • Скорость перекачки рабочей жидкости;
  • Коэффициент полезного действия;
  • Мощность устройства;
  • Масса и габариты механизма.

Устройство насоса НШ-32

Конструкция приборов этой серии практически идентична и предусматривает наличие нескольких ключевых элементов. Главным из них представляется шестереночный механизм, за счет которого и осуществляется перекачка жидкости в системе. Упоминания заслуживают и другие важные узлы:

  • корпус, изготовленный из высокопрочного сплава;
  • прокладка, опорное, уплотнительное и стопорное кольца;
  • вал привода, втулки;
  • поджимная, подшипниковая обойма и прочие элементы.

Необходимо помнить о соблюдении правил эксплуатации, поскольку, в противном случае, многие элементы могут быстро прийти в негодность. Например, учитывая размер сальника, необходимо использовать только качественное масло установленной категории, а также исключить возможность появления загрязнений в гидросистеме.

Основные неисправности шестеренных насосов и их устранение

Неисправность, ее признаки и проявленияВозможная причинаВариант устранения
Низкое давление на выходе насоса.1.Недостаточный объем рабочей жидкости в емкости для ее хранения. 2.Нарушение герметичности уплотнительных элементов ведущего ротора.1.Пополнить емкость для хранения рабочей жидкости маслом. 2.Сменить манжетные уплотнители рабочего ротора.
Выходящая через горловину емкости для хранения рабочей жидкости пена.Поступление воздуха в систему через уплотнитель ведущего ротора или уплотнительные элементы соединения трубопровода всасывающей магистрали.Проверить надежность креплений уплотнительных элементов и при необходимости сменить манжетный уплотнитель ротора или уплотнительное кольцо трубопроводной магистрали.
Выделение масла в месте соединения крышки и корпуса насоса.Ослабление фиксирующих крышку крепежных элементов.Подтянуть соединяющие крышку с корпусом болты.
Повышение температуры емкости для хранения рабочей жидкости и насоса.Протекание масла через щели, заклинивание золотника или перепускного клапана распределительного устройства.Проверить герметичность трубопроводов и распределителя, устранить неисправности золотника и клапана или сменить их.
Повышенный уровень шума во время работы устройства.Недостаточный уровень масла в емкости для его хранения, вызванный возможным нарушением герметичности элементов гидросистемы.Проверить герметичность узлов и трубопроводных сетей гидросистемы и долить масло в емкость для его хранения.

Как изменить направление вращения НШ

Маркировка насосов шестеренчатого типа

Маркировочные обозначения на корпуса шестеренчатых насосов наносятся с соблюдением требований стандарта 19027-89, в соответствии с которым насосные устройства, предназначенные для работы в гидросистемах машин, обозначаются буквенно-цифровым рядом, в состав которого входят следующие один за другим символы:

  • НШ – обозначающие вид устройства буквы – насос шестеренчатый;
  • Цифры, указывающие на рабочий объем насоса в кубических сантиметрах;
  • Буква, условно обозначающая предприятие, которое изготовило насос;
  • Значение номинального давления масла, подаваемого насосом в гидросистему, обозначаемое буквой З, если составляет 16 МПа
  • Буква Л, обозначающая насос с вращающимся против часовой стрелки при взгляде со стороны привода ротором. Правое направление вращения не обозначается.

Так, надпись на корпусе НШ32У-3 Л означает, что насос относится к устройствам шестеренчатого типа, используемым в машиностроительных гидравлических системах, имеет рабочий объем 32 кубических сантиметра, изготовлен обозначенным буквой У производителем, имеет номинальное значение давления подаваемой в систему жидкости 16 МПа и оснащен вращающимся против часовой стрелки ведущим ротором.

Читать еще:  Эфиры для быстрого запуска двигателя

Насос шестеренный НШ 32 Д-3 правый, плоский, ВЗТА (Винница)

Принцип работы достаточно прост: шлицевой вал насоса получает вращательный момент от специального ВОМ трактора, автомобиля или другой с/х техники. Внутри корпуса, на этому валу, установлена ведущая шестерня, которая входит в зацепление с ведомой шестерней, также внутри корпуса. Вращаются эти шестерни в направлении от центра, тем самым в камере А создается разряжение, жидкость вместе с впадинами зубьев шестерен перемещается по внутренним стенкам корпуса и в камере Б создается избыточное давление, жидкость выталкивается и тем самым создается напор в системе.

Из чего состоит НШ-32Д-3

Присоединительные размеры гидронасосов НШ-32Д-3

Обозначение размераЗначение в мм
Размер А138
Размер С76
Размер Е46
Размер D (вход)28
Размер D1 (выход)28
Размер Z x hminМ8 х 14

Функциональные зависимости

Так же стоит отметить, что шестеренчатые насосы выпускаются как правые (вращение вала по часовой стрелке, если смотреть от привода), так и левые (вращение вала против часовой стрелки, если смотреть от привода). В данном случае гидронасос: Если Вы перепутали направление вращения насоса и подключили не верно, практически сразу выдавит уплотнительный сальник и узел работать не будет. Подробно о том, как определить направление вращение вала, смотрите ниже.

Как самому определить направление вращения вала насоса НШ?

Если Вы по каким либо причинам не можете увидеть маркировку насоса то можете самостоятельно определить направление вращение ведущего вала.

1) Располагаем НШ валом вверх, как на фото сверху.

2) Входное отверстие ( отверстие, через которое происходит подача рабочей жидкости) располагаем на себя.

3) Если вал находится со смещением от центра в левую сторон, то НШ правого вращения (если смотреть от привода то вращается по часовой стрелке), если вал находится справа от центра тогда НШ левого вращения (если смотреть от привода то вал вращается против часовой стрелки).

Принцип работы шестеренных насосов НШ32

Нагнетание рабочей жидкости в шестеренном насосе НШ-32 осуществляется при помощи ведущей и ведомой шестерен, расположенных между подшипниковой и поджимной обоймами и пластинками. Подшипниковая обойма с установленными на ней антифрикционными вкладышами служит единой опорой для всех цапф шестерен. Поджимная обойма под действием давления рабочей жидкости в полости манжеты уплотняет по периферии зубья шестерен со стороны зоны высокого давления. Опорная пластина служит для перекрытия зазора между корпусом и поджимной обоймой. Боковые поверхности шестерен уплотняются двумя пластинками под действием давления жидкости в полостях с торцевыми манжетами, . Рабочие кромки торцевых манжет предохранены от выдавливания в торцевые зазорами пластинами, кольцами, и предохранительными прокладками. Ведущий вал насоса уплотняется манжетами, которые фиксируются опорным и пружинным кольцами. Центрирование ведущего вала качающего узла относительно установочного бурта корпуса обеспечивается агулкой. Крышка присоединяется к корпусу болтами герметичность по плоскости разъема корпус-крышка достигается установкой резинового уплотнительного кольца. При транспортировке входное и выходное отверстия насоса закрываются пробками и.

Насос НШ 32У-3 полностью взаимозаменяем с аналогичными насосами других производителей — НШ 32В-3, НШ 32УК-3, НШ 32УЖ-3

Как устроен масляный насос двигателя

В современных автомобилях смазка основных узлов двигателя осуществляется преимущественно под давлением. Для создания последнего на требуемом уровне в конструкции системы предусмотрен масляный насос. Он выполняет цикличную подачу масла, обеспечивая непрерывность процесса. От точности работы маслонасоса зависит долговечность деталей двигателя, расход топлива (механические потери энергии) и уровень вредных выбросов.

  1. Виды и устройство насосов
  2. Шестеренчатые насосы
  3. Роторные насосы для перекачки моторного масла
  4. Пластинчатые или шиберные маслонасосы
  5. Особенности эксплуатации и неисправности маслонасосов

Виды и устройство насосов

Основной принцип работы всех масляных насосов двигателей схож: всасывание моторного масла из поддона картера (масляного бака) и нагнетание в магистрали системы смазки. Конструктивно это могут быть шестеренчатые, роторные и пластинчатые насосы с возможностью принудительной регулировки уровня давления или без таковой. Отличается и способ приведения их в действие.

Шестеренчатые насосы

Этот тип механизмов относится к нерегулируемым. Привод такого масляного насоса осуществляется от коленчатого вала двигателя. На практике это означает, что уровень давления напрямую зависит от оборотов мотора. Чтобы при этом давление масла в нагнетательной магистрали системы смазки было постоянным и не превышало критических значений, такие масляные насосы всегда дополняются редукционным клапаном.

Шестеренчатый масляный насос с внешним зацеплением

Конструктивно шестеренчатый насос состоит из следующих элементов:

  • Ведущая шестерня, соединенная с коленвалом.
  • Ведомая шестерня, приводимая в движение ведущей шестерней.
  • Герметичный корпус с нагнетательным и всасывающим каналами.
  • Редукционный клапан масляного насоса – он представляет собой плунжер с пружиной, который при повышении давления отжимается, открывая канал сброса масла.
  • Уплотнители (сальники).

Шестеренчатые насосы могут быть:

  • С внешним зацеплением – шестерни располагаются рядом и имеют внешние зубья. Недостатком данного типа является сложность достижения высокого уровня сжатия, поскольку это провоцирует рост удельных давлений в зоне зацепления зубьев. И хотя благодаря применению специального разгрузочного паза проблему можно решить, насосы с подобным пазом неэффективны для широкого спектра частот вращения и на малых оборотах производительность будет очень мала.
  • С внутренним зацеплением – ведущая шестерня имеет внешние зубья и расположена внутри ведомой, зубья которой направлены внутрь. Шестерни не имеют общей оси и образуют полукруглый зазор (полость). Такой маслонасос имеет более компактные размеры.

Шестеренчатый маслонасос с внутренним зацеплением

Принцип работы шестеренчатого насоса очень прост: смазка поступает внутрь через всасывающий канал, где сжимается шестернями и выталкивается под давлением в нагнетательный канал. Маслонасосы с внутренним зацеплением также могут оснащаться разделительным серпом (серповидной перегородкой). Он устанавливается между зубьями роторов в зоне из максимального удаления друг от друга. Благодаря этому происходит уплотнение полостей нагнетания и обеспечивается более высокое рабочее давление.

Масляные насосы автомобильных двигателей всегда приводятся в движение от мотора. Передача при этом может осуществляться посредством зубчатого зацепления, приводных цепей или ремней.

Роторные насосы для перекачки моторного масла

Маслонасосы роторного типа сходны с шестеренчатыми внутреннего зацепления. Однако вместо шестерней сжатие масла осуществляется при помощи неподвижного статора (большего диаметра) и подвижного ротора (расположенного внутри статора). Такие насосы могут быть нерегулируемыми (с редукционным клапаном) и регулируемые.

Роторный маслонасос ДВС

Нерегулируемые роторные масляные насосы имеют привод от коленвала и создают уровень давления пропорционально его вращению. Избыточное давление так же как и в шестеренчатых масляных насосах сбрасывается редукционным клапаном.

Читать еще:  Что щелкает при работе двигателя

Отличием регулируемых роторных насосов является наличие подвижного статора и специальной регулировочной пружины. Сам процесс регулировки основан на принципе изменения объема рабочей полости (зазор между роторами), что осуществляется поворотом статора. Так, если частота вращения коленчатого вала повышается, двигатель потребляет больше масла, что приводит к снижению давления.

Пружина реагирует на это и перемещает статор, изменяя позицию ведомого ротора и изменяя рабочую полость насоса. Увеличивается производительность маслонасоса. Регулируемый маслонасос позволяет поддерживать стабильный уровень давления независимо от режима работы двигателя.

Пластинчатые или шиберные маслонасосы

Для некоторых типов двигателей может быть использован пластинчатый или шиберный масляный насос. Такая конструкция позволяет регулировать производительность исходя из оборотов двигателя.

Состоит шиберный насос из корпуса, внутри которого находятся ротор и статор. Их оси смещены, благодаря чему в нижней части образуется серповидный зазор. Ротор также оснащен подвижными пластинами, вставленными в специальные пазы. Под действием центробежной силы на участке зазора между ротором и статором они выдвигаются и образуют отдельные камеры сжатия масла. При вращении ротора объем камер постоянно изменяется. Когда объем увеличивается, создается разрежение и происходит всасывание масла. Когда камера уменьшается, давление возрастает и выполняется нагнетание.

Особенности эксплуатации и неисправности маслонасосов

В системах смазки с мокрым картером (масло находится в поддоне двигателя) маслонасос располагается между маслоприемником и фильтром в передней части двигателя. Для систем с сухим картером (резерв смазки находится в специальном баке) насос находится между масляным баком и очищающим фильтром. В некоторых моделях авто он также может находиться возле дополнительного масляного радиатора системы воздушного охлаждения. Его легко найти, ориентируясь на передачу привода масляного насоса, соединенную с коленвалом.

Ресурс насосов достаточно большой – несколько сотен тысяч километров пробега. Основными требованиями правильной эксплуатации этого узла является использование качественного масла, регулярная очистка фильтра, а также своевременная доливка и замена. Негативное влияние может оказать некорректный запуск двигателя, особенно в условиях пониженных температур, а также попадание в масло охлаждающей жидкости.

Наиболее распространенными проблемами являются:

  • Износ зубьев шестерен или поверхности роторов.
  • Увеличение зазоров между основными рабочими элементами и корпусом.
  • Коррозия поверхностей.
  • Поломка редукционного клапана (заклинивание, несвоевременное срабатывание).
  • Неисправности привода масляного насоса.

Поломки масляного насоса приводят к нарушению режимов подачи смазки к основным узлам двигателя. При этом негативными для мотора являются как слишком высокое, так и низкое давление. В случае обнаружения неисправностей в маслонасосе в большинстве случаев его полностью меняют на новый.

Шестеренчатый насос: конструкция и ограничения устройства

Шестеренный или же шестеренчатый насос – это агрегат объемного типа, что причисляется к группе роторных. Шестеренный насос выделяется среди других устройств качеством, надёжностью и универсальностью, потому как дает возможность транспортировки не только простой, чистой жидкости, но и паст вязкой консистенции с наличием различных абразивных частиц.

Как работает оборудование шестеренного типа

Шестереночный насос пользуется большим спросом в гидроприводах авто из-за несложной и надёжной конструкции.

Принцип действия шестеренного насоса заключается в переносе двумя шестеренками – ведущей, а также ведомой, жидкости из полости всасывания в так называемую полость нагнетания. Прибор незаменим при производстве, а также может выполнять не только перекачивающие функции, но и смазочные. Объемный коэффициент полезного действия в первую очередь зависит от наличия зазоров, через которые рабочая жидкость может просачиваться. Такие повреждения могут, нанесены зубьями шестерен или их торцевыми поверхностями.

Отступ между корпусом и двумя шестернями делается настолько небольшим, насколько это возможно. Такое решение призвано, максимально уменьшить возможность возникновения радиальных утечек, тем самым сохраняя рабочую жидкость. Для уменьшения торцевых утечек, боковые стенки корпуса благодаря водному ресурсу под давлением прижимаются к торцевым поверхностям шестеренок. Максимальный коэффициент полезного действия шестеренного насоса, варьируется в пределах 0,76 – 0,93.

Разновидности: устройство и составляющие прибора

Шестеренный насос бывает с зацеплением внутренним или же внешним. По принципу работы они практически не отличаются. Особенностью шестеренного насоса с внутренним зацеплением является то, что он подходит для перекачки жидкости с практически любой вязкостью. Помимо этого, устройство с внутренним зацеплением может транспортировать воду даже при завышенных температурах вплоть – до 410 градусов по Цельсию. Достичь такого результата позволяет, возможность регулировки промежутка между корпусом и зубьями шестерен.

Шестереночный агрегат с внутренним зацеплением состоит из 6 конструкционных деталей, основными из которых являются ротор и ведомое колесо. Они работают по так называемому принципу «шестеренка внутри шестеренки». В конструкции прибора, также следуют выделить и остальные детали:

  • Ранее упомянутый ротор и ведомая шестеренка;
  • Предохранительный клапан;
  • Всасывающая, а также нагнетательная зоны;
  • Система вального утепления.

Плюсы и минусы оборудования

Шестеренный насос внутреннего зацепления, как и любой другой прибор, обладает определенным перечнем преимуществ и недостатков. В данном случае, преимуществ на порядок больше, это доказывает, что спрос на этот вид насосов полностью оправданный.

Более подробно о насосах: сферы применения, достоинства

Шестеренчатый насос с внутренним зацеплением преимущества:

  • наличие в конструкции лишь двух подвижные запчастей;
  • Возможность перекачиваться высоковязкие жидкости;
  • Работа шестеренного насоса происходит без пульсации;
  • Зазор между зубьев и корпусов может быть отрегулирован;
  • Небольшой NPSHr;
  • Простая и быстрая эксплуатация прибора;
  • Агрегат возвратный.

Конечно, имеются и плохие стороны:

  • В самой среде, которая перекачивается расположены подшипники упора;
  • На вал насоса воздействует из вне радиальная нагрузка.

Конструкция шестеренчатого насоса с внутренним зацеплением DESMI ROTAN (Дания)

Основными агрегатами, определяющими надежность и ресурс работы всей гидравлической системы, являются насосы. Требования, предъявляемые к насосам гидравлических систем, сводятся к обеспечению заданных требований по производительности при минимальном весе и габаритах, максимального КПД, минимальной трудоемкости изготовления, простоты обслуживания, надежности работы, увеличения ресурса.

Типы шестеренчатых насосов. Преимущества и недостатки

Шестеренчатые (шестеренные насосы) существуют двух типов: внешнего и внутреннего зацепления. Наибольшее распространение получили насосы первого типа, которые состоят из пары зацепляющихся цилиндрических шестерен, помещенных в плотно обхватывающий их корпус, имеющий каналы в местах входа в зацепление и выхода из него, через которые осуществляется всасывание и нагнетание жидкости.

Однако шестеренные насосы с внешним зацеплением имеют ряд недостатков, а именно: высокие шумовые характеристики и большие массогабаритные размеры по сравнению с насосами внутреннего зацепления. Поэтому большой практический интерес представляют насосы с внутренним зацеплением.

Читать еще:  Все для тюнинга двигателя москвича

Ярким представителем данного класса является оборудование DESMI ROTAN (Дания), которое широко представлено на сайте «Промышленный импорт». По сравнению с шестернями внешнего зацепления они отличаются компактностью и малыми габаритами. Преимуществом этих насосов является также симметричное расположение приводного вала относительно корпуса.

Устройство и принцип действия насосов с внутренним зацеплением

Принцип действия шестеренчатых насосов с внутренним зацеплением такой же, как и насосов с шестернями внешнего зацепления. Жидкость, заполняющая межзубовые впадины шестерен, переносится в полость нагнетания, где и выдавливается. Вопросы профилирования шестерен, а также проектирования и расчета шестеренных насосов с внутренним зацеплением в научно-технической литературе практически не освещены. Имеются лишь некоторые рекомендации.

Насос с внутренним зацеплением роторов является гидравлической машиной объёмного принципа действия. Перекачка и повышение давления жидкости (масла) в насосе осуществляется путём одновременного совместного вращения ротора и внутренней шестерни, находящихся во взаимном зацеплении. Конструктивная схема шестеренного насоса DESMI представлена на рис. 1.

Рис. 1 — Конструктивная схема маслонасоса: 1 – внутренняя шестерня; 2 – наружная шестерня; 3 – серповидный сегмент; А – перевальный объем.

Наружная шестерня ротора имеет 11 зубьев, а внутренняя шестерня 8. Наружная и внутренняя шестерня имеют зубья, находящиеся во взаимном зацеплении. Единовременно в зацеплении находится не более двух пар зубьев в теоретическом и одной пары в действительном профилях. Это объясняется потребностью в занижении координат действительного профиля и принудительному введению профильных зазоров с целью компенсации производственных погрешностей изготовления, а также тепловых деформаций шестерен в процессе работы насоса.

Исследованная конструкция маслонасоса по принципу действия является машиной внешнего сжатия. Перевальный объём, в котором жидкость переносится со стороны всасывания на сторону нагнетания, образован пространством А, заключённым между зубьями наружной шестерни ротора 2 и внутренней шестерни 1. Всасывание происходит в момент образования перевального объема при выходе зубьев из зацепления. Прирост давления в перевальном объёме происходит в момент его сообщения с полостью нагнетания. При входе зубьев в зацепление перевальный объем А начинает уменьшаться, вследствие чего происходит выдавливание из него нагнетаемой жидкости (масла).

Для изолирования стороны нагнетания от стороны всасывания в конструкции маслонасоса предусмотрен серповидный сегмент 3, верхняя часть которого очерчивается по выступам внутренней шестерни, а нижняя по впадинам наружной шестерни ротора с учётом эксцентриситета е осей вращения роторов. Ротор 5 является ведущим звеном (см. рис. 2) и опирается в корпусе 3 на подшипник скольжения 6 и подшипник качения 10. Внутренняя шестерня 4 вращается на оси 2, которая запрессована в крышке 1 с эксцентриситетом. В пару трения: ось – закаленная втулка, запрессованная во внутреннюю шестерню, постоянно подается масло.

При вращении ротора 5 насоса через упругую муфту от электродвигателя приводится во вращение и внутренняя шестерня 4. Масло из полости всасывания попадает в пространство между зубьев наружной шестерни ротора 5 и внутренней шестерни 4 и переносится в полость нагнетания с некоторым избыточным давлением. На валу ротора расположено торцовое уплотнение 11. Для охлаждения и смазки уплотнения, а также для циркуляции масла в верхней части корпуса имеется штуцер 14, который соединен со всасывающим трубопроводом. Всасывающая и нагнетательная полости заканчиваются фланцами, к которым присоединены соответствующие трубопроводы.

Рис. 2 — Насос внутреннего зацепления: 1- передняя крышка; 2 – ось; – корпус; 4 – внутренняя шестерня; 5 – ротор; 6 — подшипник скольжения; 7– корпус подшипников качения; 8 – задняя крышка; 9 – манжета; 10 – подшипники качения; 11 – уплотнение; 12,14 – штуцер; 13 – основание

Основной задачей проектирования и совершенствования шестеренных насосов является задача профилирования рабочих поверхностей его роторов. Ниже представлена инженерная методика расчета координат сопряженных профилей, основанная на теореме зацепления.

При профилировании шестерен один из профилей принимается исходным для расчёта координат ответного профиля. В качестве исходного принят профиль внутренней шестерни, поверхность контакта которой образована отрезком прямой ГД (см. рис. 1). Данное конструктивное решение также продиктовано необходимостью облегчения технологии изготовления шестерен, т.к. в этом случае координатной поверхностью является только поверхность ответной шестерни.

На рис. 1 приняты следующие обозначения: da1 наружный диаметр вершин зубьев, df1 диаметр впадин, d1 делительный диаметр. Точка Р полюс зацепления. Его координаты определяются исходя из следующих соотношений – число зубьев наружной шестерни; ZB – число зубьев внутренней шестерни.шестерен; i передаточное отношение i=ZH/ZB; ZH Делительный диаметр определяется исходя из эксцентриситета делительных окружностей роторов и передаточного отношения .Профиль внутренней шестерни задается ко-ординатами крайних точек отрезка ГД: (XГYГ);(XГYГ). Ответный теоретический профиль наружной шестерни является огибающим к профилю внутренней шестерни и для его нахождения используется метод профильных нормалей.Положение точек Г и Д при любом угле поворота внутренней шестерни определяется следующими соотношениями Уравнение прямой, проходящей через две заданные точки для данного угла поворота, примет вид: X( ) X К ( )•cos(- ) (Y ( ) e)•sin(- ). Уравнение (6) представляет собой семейство нормалей к прямой. Искомая нормаль проходит через полюс зацепления (т.е. проходит через точку, удовлетворяющую условию (1)). Координаты точки контакта [ХК( );YК( )] (точки, одновременно принадлежащей паре зубьев шестерен) находятся путем совместного решения уравнений (5) и (6). Найденные значения находятся в системе координат внутренней шестерни. Их пересчёт в систему координат наружной шестерни осуществляется по следующим зависимостям i К i (7)) (Y ( ) e)•cos(Y( ) -X К ( )•sin(-i К i Система уравнений (7) позволяет получить массив точек X и Y, соответствующих различным значениям угла поворота внутренней шестерни, при этом условия ограничения поиска примут вид df1 X2 Yd (8)К Ка1 . По изложенной методике был выполнен расчёт координат теоретического профиля зубьев ротора, обкатываемого внутренней шестерней, конструкция которого представлена на рис. 3

Рис. 3 — Расчётная схема внутренней шестерни. При расчёте принималось передаточное от-ношение i= 118 , расчётный участок профиля представлен на рис. 4.

Рис. 4 — Расчётный участок сопряженного профиля зуба.

Данный метод позволяет получить как теоретический, так и действительный профили. Действительные профили отличаются по своим размерам от теоретических в связи с необходимостью иметь гарантированные зазоры между роторами. Исходными для построения действительных профилей, как правило, являются профили теоретические.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector