Почему машина глохнет на ходу, потом заводится и едет дальше
Если машина глохнет на ходу, потом заводится, то неисправность системы зажигания связана с плохим контактом, который время от времени исчезает, при этом все основные элементы системы исправны. Чтобы проверить систему зажигания, сразу же после самопроизвольной остановки двигателя попытайтесь его завести 20–30 секунд, причем, выполняйте запуск мотора как обычно.
Любой опытный водитель хотя бы раз сталкивался ситуацией, когда машина глохнет на ходу, потом заводится, причем, это не обязательно происходило с его автомобилем. Поэтому каждому автовладельцу важно понимать, почему это происходит и что делать в такой ситуации.
Как работают двигатель и топливная система
Чтобы разобраться в столь странном поведении транспортного средства, необходимо понимать, как функционирует его мотор. Вне зависимости от вида горючего, принцип работы силового агрегата всегда одинаков – топливовоздушная смесь вспыхивает в цилиндрах, создавая высокое давление за счет выделения продуктов горения. Это увеличившееся давление толкает поршень в сторону коленвала, заставляя последний поворачиваться в нужную сторону. Последовательная работа всех цилиндров, а также большой вес коленчатого вала и маховика обеспечивают плавную работу мотора. Более подробно эти вопросы мы разбирали тут (глохнет машина на холостом ходу и малых оборотах).
Основные причины отказа двигателя во время движения
Автомобильный мотор – это очень сложный агрегат, работу которого обеспечивают различные системы и устройства, поэтому причиной самопроизвольной остановки почти всегда является отказ или неправильное функционирование дополнительного оборудования. Ведь повредить детали самого двигателя довольно сложно, а когда это происходит, его работа сильно нарушается.
Поэтому причиной, по которой машина глохнет на ходу, являются неправильная работа дополнительных устройств или ошибка водителя.
Закончилось топливо
Опытный или даже просто ответственный водитель постоянно отслеживает уровень горючего в баке, поэтому топливо может закончится только в результате форс-мажора, то есть обстоятельств непреодолимой силы. Например, попав зимой в пробку, возникшую из-за аварии на трассе, водитель будет вынужден греть салон за счет работы двигателя. Если причину прекращения движения быстро уберут, то горючего хватит, чтобы добраться до ближайшей заправки. Однако в тех случаях, когда по различным причинам, освободить дорогу быстро невозможно, расход топлива резко возрастет и до заправки его может не хватить.
Индикатор топлива в авто
Неопытные водители нередко забывают контролировать количество топлива в машине, поэтому оно заканчивается в самом неожиданном месте. Хорошо, если это произойдет неподалеку от заправки или оживленной трассы, где можно попросить помощи у других участников дорожного движения. Хуже, если бензин или другое горючее закончится далеко от обжитых мест.
Единственным плюсом этой причины является то, что после заправки достаточно прокачать топливную систему (на современных машинах этот процесс автоматизирован, а вот на старых придется качать горючее вручную) и можно продолжать движение.
Чтобы избежать ситуаций, в которых машина глохнет на ходу по причине нехватки горючего, возите с собой запас бензина или дизельного топлива, тогда вы сможете самостоятельно заправить транспортное средство и продолжить путь.
Сломался топливный насос
Топливный насос подает горючее карбюратору или форсункам, поэтому его поломка приводит к остановке двигателя. Существует 2 вида таких насосов:
- механические;
- электрические.
Механическими оснащали карбюраторные и сильно устаревшие дизельные машины, причем на первых он работал от распределительного вала головки блока цилиндров (ГБЦ), а на вторых от отдельного привода, соединяющего агрегат со шкивом коленчатого вала. Из-за отличий в конструкции разными были и причины выхода из строя.
Схема работы топливного насоса
У насосов карбюраторных двигателей наиболее частыми причинами выхода агрегата из строя были:
- заклинивший обратный клапан;
- поврежденная мембрана;
- изношенный шток.
У насосов дизельных моторов чаще всего причинами поломки были:
- изношенная плунжерная пара;
- растянувшийся или порванный ремень.
У электрических топливных насосов наиболее частыми причинами прекращения работы являются:
- окисленные или грязные контакты;
- проблемы с проводкой или реле;
- поврежденная обмотка.
В полевых условиях определить причину выхода из строя этого агрегата довольно сложно, однако существует несколько признаков, указывающих на конкретные дефекты. Если оснащенная инжекторным мотором машина глохнет на ходу, потом заводится и едет дальше, то скорее всего, причина в грязных/окисленных контактах, а также проводке или реле, из-за которых насос не всегда получает достаточные для работы напряжение и ток. Если же оснащенная карбюраторным двигателем машина глохнет и не держит обороты, но карбюратор точно исправен, то определить проблему можно с помощью масляного щупа – если он пахнет бензином, то порвана мембрана, если же нет, то либо сточен шток, либо западает клапан.
Неисправный топливный насос
Любая неисправность топливного насоса на автомобилях с инжекторными или дизельными двигателями означает полную невозможность двигаться дальше, однако владельцы карбюраторных машин могут продолжить поездку даже без замены агрегата. Для этого потребуется небольшая маслостойкая емкость и топливный шланг. Если вы владелец карбюраторной машины и оказались в такой ситуации, то поступайте следующим образом:
- налейте в маслостойкую емкость бензин из бака;
- установите ее так, чтобы она была чуть-чуть выше карбюратора;
- отсоедините подающий шланг от насоса и подключите к этой емкости;
- отсоедините обратный шланг от трубопровода и заглушите болтом или любым другим удобным и надежным способом.
Каждая заправка емкости бензином из бака позволит вам проехать несколько сотен метров или километров, в зависимости от объема тары. Такой способ движения неудобен, зато вы сможете своим ходом добраться до ближайшего автомагазина или автосервиса.
Забит топливный фильтр или передавлена топливная магистраль
Если во время езды в гору или транспортировки груза падают обороты и машина глохнет, а потом заводится и какое-то время без проблем едет дальше, то причина, скорее всего, в забитом фильтре или передавленной магистрали. На карбюраторных и старых инжекторных автомобилях устранить этот эффект несложно, ведь фильтр расположен в подкапотном пространстве или под днищем, а для их замены потребуются отвертка или пара гаечных ключей.
Чтобы заменить фильтр на машине с карбюратором, поступайте так:
- открутите хомуты с обеих сторон дефектной детали;
- запомните направление стрелки, указывающий правильное движение топлива;
- снимите шланги с наконечников детали;
- установите новый фильтр;
- подкачайте топливо насосом, чтобы заполнить фильтр и карбюратор.
Забитый топливный фильтр
Чтобы заменить фильтрующий элемент на инжекторной машине, поступайте так:
- поставьте автомобиль на нейтралку и ручной тормоз;
- отключите клеммы топливного насоса;
- заведите двигатель;
- дождитесь, когда он заглохнет, выработав все горючее, это необходимо для снижения давления в магистрали и рампе;
- приподнимите заднюю часть автомобиля домкратом (это необходимо лишь в том случае, если фильтр стоит под днищем);
- зафиксируйте кузов подпорками, если их нет, снимите колесо с поднятой стороны, а также достаньте из багажника запаску и подложите их под кузов, если же по каким-то причинам отсутствует запаска, то положите заднее колесо под тормозной диск или барабан;
- подложите коврик;
- залезьте под машину;
- ключами открутите гайки фильтра, если он закреплен хомутами, то открутите их отверткой;
- снимите старый фильтр и установите на место новый фильтр;
- затяните гайки или хомуты;
- установите на место колесо;
- снимите машину с домкрата.
Помните: фильтр забивается постепенно. Поэтому обнаружив первые признаки или при достижении регламентного пробега (5–15 тысяч км, зависит от качества топлива и состояния бака), замените его в гараже или обратитесь в автосервис.
Магистраль подачи топлива
Если замена фильтра не помогла, машина все равно глохнет на ходу и через некоторое время заводится, то скорее всего повреждена магистраль подачи топлива (медная, алюминиевая или стальная трубка, проходящая под днищем автомобиля). Если у вас яма или подъемник, а также удлинитель с яркой лампой, то вы сможете самостоятельно найти поврежденную трубку. Если же этого оборудования у вас нет, а также для замены магистрали, обратитесь в автосервис.
Помните, главная причина повреждения топливной магистрали – быстрая езда по неровным территориям, где машина может днищем удариться о крупный камень. Если такое произошло, проверьте авто, даже если нет никаких признаков деформации магистрали.
Неисправна электропроводка
Проявляется такая проблема следующим образом – автомобиль вдруг полностью отключается и не реагирует ни на какие действия, включая поворот ключа зажигания или манипуляции с брелоком сигнализации, причем, не горит даже панель приборов. Через какое-то время машина вдруг сама по себе оживает и снова нормально работает до следующего отключения. Если у вас такое произошло, знайте – в электропроводке транспортного средства появился скрытый дефект, который проявляется лишь в определенных условиях, которые вам, скорее всего, не известны.
У карбюраторных машин электропроводка отличалась простотой, и содержала минимум блоков и систем, однако появление инжекторных двигателей и новой элементной базы привело к сильному усложнению электрической части транспортного средства. Появлялись новые системы, а уже существующие начинали выполнять несвойственные ранее функции. Объединяет все эти системы одно – они получают питание от аккумуляторной батареи (АКБ) и генератора. Вот наиболее частые неисправности проводки, которые приводят к тому, что машина глохнет на ходу потом заводится:
- плохая «земля»;
- плохой контакт клемм с ножками АКБ;
- поврежден плюсовой провод;
- повреждена контактная группа замка зажигания;
- не поступает напряжение заряда с генератора;
- повреждены контакты монтажного блока или электронного блока управления двигателем (ЭБУ).
Все эти дефекты объединяет одно – они появляются неожиданно, затем исчезают. Это связано с тем, что даже окисленный контакт клеммы или переломленная жила кабеля передают электричество, но, при возникновении каких-то условий их проводимость нарушается, а без электроэнергии не может работать ни одна система автомобиля. Причем, условием, приводящим к появлению такой проблемы, может стать что угодно, от определенной температуры, до вибрации или возросшего электрического тока.
Чтобы найти проблему, необходимы глубокие знания в области автоэлектрики и большой опыт выполнения таких работ, а также различное оборудование, поэтому мы рекомендуем сразу же обратиться в хорошую автомастерскую, где есть опытный электрик и диагност.
Исключение составляет плохой контакт клеем с ножками АКБ, в этом случае достаточно подтянуть гайки, если же ножки покрыты белым налетом, то почистить все контакты наждачной бумагой.
Неисправна система зажигания
Несмотря на то, что система зажигания является частью электрооборудования машины, она является отдельным «царством», ведь в ней по проводам подают не только низкое (12 вольт) или сигнальное, но и высокое (десятки киловольт) напряжение. Кроме того, эта система потребляет гораздо меньше энергии, чем стартер или фары, а также способна работать даже при неработающем генераторе и почти севшем аккумуляторе.
Система зажигания автомобиля
Принцип работы системы зажигания инжекторных и карбюраторных машин одинаков – по сигналу датчика (вне зависимости от его типа), формируется импульс низкого напряжения, который через провода поступает на катушку зажигания. Пройдя через катушку, напряжение импульса возрастает в сотни раз при таком же падении тока, затем, через высоковольтные провода, этот импульс приходит на свечу зажигания и пробивает тонкий слой воздуха между электродами, формируя искру. Дизельные автомобили лишены этой системы, ведь топливо в них поджигает раскаленный от высокого давления воздух.
Если машина глохнет на ходу, потом заводится, то неисправность системы зажигания связана с плохим контактом, который время от времени исчезает, при этом все основные элементы системы исправны. Чтобы проверить систему зажигания, сразу же после самопроизвольной остановки двигателя попытайтесь его завести 20–30 секунд, причем, выполняйте запуск мотора как обычно. Даже если он завелся, сразу же заглушите и выкрутите свечи – если хоть одна мокрая, проблема точно в системе зажигания.
Просушите свечу сжатым воздухом, или замените на новую, затем вкрутите в мотор и заведите двигатель, а через минуту заглушите. Если все свечи сухие, то внезапно проявляющийся дефект системы зажигания подтвержден.
Чтобы найти причину такого поведения системы зажигания, внимательно проверьте все провода и контакты, относящиеся к ней, возможно, какой-то провод переломился и, он время от времени перестает передавать электричество. Также возможно замыкание оголенных (со стертой или поврежденной изоляцией) на массу или какие-то другие провода. Изредка причиной такого дефекта является окисленная или грязная клемма, которая плохо пропускает электрический ток, поэтому удалите с них грязь или ржавчину любым очистителем контактов.
Если своими силами устранить проблему не удалось, машина все равно глохнет на ходу, потом заводится и едет дальше, а причины такого поведения не установлены, обратитесь к автоэлектрику, чтобы он полностью проверил систему зажигания.
Неправильно работает система подготовки топливовоздушной смеси
Эффективная работа двигателя возможна лишь в том случае, когда соотношение топлива и воздуха, поступающих в цилиндры, соответствует режиму работы силового агрегата и нагрузке на него. Чем сильней отклонение от оптимального соотношения, причем в любую сторону, тем хуже функционирует двигатель, вплоть до:
- нестабильной работы;
- сильной вибрации;
- остановки.
Вне зависимости от того, чем вызван неправильный состав топливовоздушной смеси, результат всегда одинаков. Машина глохнет на ходу, потом заводится и едет дальше, а причиной является неоптимальный состав смеси, из-за чего двигатель не выдает ожидаемой мощности и глохнет даже от незначительной нагрузки.
Карбюраторная
В карбюраторных моторах соотношение топлива и бензина в смеси зависит от установленных жиклеров, поэтому серьезное изменение этого параметра без разборки карбюратора не предусмотрено. Однако даже на таких автомобилях бывают ситуации, когда машина глохнет и не держит обороты, хотя жиклеры карбюратора никто не менял.
Принцип работы карбюратора
Вот основные причины такого поведения:
- непредусмотренный конструкцией подсос воздуха;
- грязный воздушный фильтр;
- засорение жиклеров;
- неправильный уровень топлива в поплавковой камере.
Причиной подсоса воздуха чаще всего становятся:
- деформация подошвы карбюратора;
- ослабление затяжки гаек, фиксирующих карбюратор;
- прогорание прокладок карбюратора;
- повреждение шланга, переходника, клапана или мембраны вакуумного усилителя тормозов (ВУТ).
Определить подсос воздуха несложно – о нем говорят нестабильные, вплоть до остановки, холостые обороты, которые выравниваются после вытаскивания ручки подсоса. Чтобы устранить подсос, достаточно:
- заменить прокладки карбюратора (мы рекомендуем делать это даже в том случае, когда старые выглядят нормальными);
- подтянуть гайки с указанным в мануале усилием (обычно 1,3–1,6 кгс•м);
- заменить поврежденный шланг;
- отремонтировать ВУТ.
Нередко одновременно встречается несколько причин подсоса воздуха, поэтому тщательно проверяйте все элементы системы, даже если уже что-то обнаружили.
Чтобы определить состояние воздушного фильтра, снимите с него крышку и осмотрите, если он не белый или желтый, замените его. Чтобы проверить карбюратор на остальные неисправности, а также устранить их, обратитесь к опытному мотористу, топливщику или карбюраторщику.
Корпус воздушного фильтра
Более подробную информацию о неисправностях карбюраторных моторов и причинах, по которым они самопроизвольно глохнут, вы найдете тут (почему карбюраторная машина глохнет).
Инжекторная
Образование смеси с оптимальным соотношением топлива и воздуха зависит от правильной работы:
- всех датчиков;
- ЭБУ;
- топливного насоса и клапана, регулирующего давление в рампе;
- газораспределительного механизма;
- системы зажигания;
- эффективного распыления горючего форсунками.
Большинство таких автомобилей самостоятельно определяют неправильную работу любого элемента или системы, после чего загорается индикатор неисправности, который называют «чек» (от английского «Check engine»).
Индикатор неисправности двигателя
Однако для более точной диагностики необходимы сканер (подойдет ноутбук с соответствующими программами и кабелем-адаптером) и опыт, поэтому мы рекомендуем обращаться к специалисту компьютерной диагностики.
Механические повреждения двигателя
К механическим повреждениям или неисправностям силового агрегата относят:
- неправильный зазор клапанов;
- перескочивший ремень или цепь газораспределительного механизма (ГРМ);
- низкая компрессия.
Неправильный зазор клапанов
После запуска двигателя клапаны, как и остальные элементы газораспределительного механизма постепенно нагреваются, причем, по мере роста температуры увеличиваются их физические размеры, а значит, сокращается расстояние между толкателем клапана и кулачком распределительного вала. Зазор между кулачком и толкателем называют зазором клапанов и для нормальной работы силового агрегата размер этого зазора должен быть выдержан с точностью до пяти сотых долей миллиметра.
Его увеличение приведет к неполному открытию клапанов, то есть цилиндры будут заполняться меньшим количеством воздуха или смеси, а уменьшение приведет к неполному закрытию клапанов после прогрева мотора. В этом случае не только упадет компрессия, но и часть смеси будет сгорать внутри ГБЦ, что приведет к перегреву и быстрой поломке мотора.
Зазоры клапанов двигателя
Чаще всего эта проблема встречается на карбюраторных моторах и инжекторных двигателях, не оснащенных гидрокомпенсаторами. Главными признаками неправильного зазора являются:
- заметное снижение мощности мотора;
- сильный нагрев силового агрегата;
- нестабильная работа на холостых оборотах, вплоть до остановки.
Уменьшение зазора до опасного значения происходит не быстро (несколько тысяч, а то и десятков тысяч км), поэтому нет никакой необходимости устранять проблему в пути, достаточно следить за машиной и вовремя настраивать или ремонтировать клапанный механизм.
Сильное увеличение зазора возможно только в результате неправильного ремонта ГБЦ или настройки клапанного механизма, чтобы устранить такой дефект, обратитесь к любому опытному мотористу или автомеханику.
Перескочивший ремень или цепь газораспределительного механизма
ГРМ образован двумя или больше (зависит от типа и конструкции двигателя) валами, один из которых (коленчатый), соединен через шатуны со всеми поршнями, а остальные (распределительные) приводят в действие клапанный механизм. Благодаря зубчатым шестерням и ремню или цепи, вращение всех валов синхронизировано и за один оборот распределительного вала коленчатый делает ровно два оборота. Кулачки распределительных валов размещены так, что открывают и закрывают клапаны, когда соответствующие поршни достигнут определенных точек. Таким образом осуществляется цикл газораспределения.
Если ремень/цепь недостаточно натянуты (в том числе растянулись), или из-под сальников валов бежит масло, то при резком нажатии на газ или экстренном торможении двигателем могут перескочить на один или несколько зубцов, что нарушит весь цикл газораспределения. В результате мотор резко теряет мощность, а также часто глохнет на холостых или малых оборотах. Еще одним крайне неприятным последствием перескока цели или вала может стать загиб клапанов, это происходит из-за того, что они открываются не вовремя и врезаются в поднимающийся цилиндр.
Если клапаны не загнуло, то достаточно правильно установить ремень или цепь (при условии, что их меняли недавно) или поставить новые, а также проверить и, при необходимости отремонтировать узел натяжения. Чтобы избежать перескока:
- следите за состоянием ремня и цепи, меняя их немного раньше, чем положено по регламенту;
- проверяйте и своевременно ремонтируйте систему натяжения;
- проверяйте состояние сальников всех валов и при даже незначительной протечке меняйте их.
Эти проверки выполняйте во время каждого обслуживания автомобиля, будь то замена масла или плановое ТО.
Низкая компрессия
Компрессия – то есть давление в камере сгорания при достижении поршнем верхней мертвой точки, зависит от многих параметров, но главным является состояние мотора. Чем компрессия меньше, тем хуже функционирует мотор, вплоть до нестабильной работы или самопроизвольной остановки. Наиболее частыми причинами низкой компрессии являются:
- прогар клапанов или поршней;
- износ или повреждение поршневых колец;
- пробой прокладки ГБЦ;
- ослабление болтов ГБЦ.
Единственным способом определения низкой компрессии является ее измерение с помощью компрессометра, причем допустимые минимальные значения, при которых двигатель еще функционирует нормально, зависят от вида топлива, на котором должен работать мотор:
- АИ-76 8 атм;
- АИ-92 10 атм;
- АИ-95 12 атм;
- АИ-98 13 атм;
- солярка 25 атм.
Помните: это нижний порог компрессии, после которого нарушается стабильная работа мотора, но для эффективного функционирования агрегата показатели должны быть на 2–5 единиц выше. Чтобы определить причину снижения компрессии необходимы глубокие знания и большой опыт, поэтому мы рекомендуем для проведения диагностики обращаться к мотористу или механику с хорошей репутацией.
Ошибки водителя
Если транспортное средство полностью исправно, но машина все равно глохнет на ходу, не важно, дизель это или бензиновый мотор, причины всегда связаны с поведением водителя. КПД автомобильного мотора в первую очередь зависит от оборотов, наибольшая эффективность достигается между пиками крутящего момента и мощности (в среднем 3,5–5 тысяч об/мин для бензиновых и 2–4 тысячи для дизелей). Если транспортное средство движется в гору, да еще и груженое, а водитель выбрал неправильную передачу, из-за чего обороты оказались ниже оптимальных, то велик шанс того, что мотор заглохнет, не справившись с нагрузкой.
Оптимальные показатели оборотов двигателя
Еще одной причиной является неправильная работа педалями газа и сцепления во время начала движения, если водитель недостаточно нажал на газ, но при этом резко бросил сцепление, силовой агрегат заглохнет.
Владельцы транспортных средств с любыми типами автоматических трансмиссий избавлены от этой проблемы, зато они не могут самостоятельно включить пониженную передачу, чтобы помочь мотору при сильной нагрузке. Ведь функция кикдауна на большинстве трансмиссий работает не очень эффективно, а возможность ручного переключения скоростей есть не на каждой АКПП, то есть коробке-автомат.
Как избежать таких ситуаций
Чтобы автомобиль никогда не подводил вас, помните главное правило – если водитель правильно управляет автомобилем, то машина глохнет на ходу по причине какой-то неисправности, которая появилась раньше, но почему-то себя до сих пор не проявляла. Поэтому не пренебрегайте техническим обслуживанием и при первых же признаках неисправности сразу же проводите диагностику и устраняйте проблему. Если вы не можете самостоятельно разобраться, от чего глохнет машина на ходу, обращайтесь в автосервис с хорошей репутацией, там быстро определят причину и произведут необходимый ремонт.
Кроме того, мы рекомендуем внимательно прочитать следующие статьи:
Читайте также: Замена рулевой рейки «Иж Ода 2126» своими руками
- машина глохнет на горячую;
- Машина заводится и сразу глохнет на холодную — в чем могут быть причины ;
- Почему машина дергается, троит и глохнет — наиболее частые причины ;
- При нажатии на педаль газа машина с инжектором глохнет — в чем причины неполадки .
В них вы найдете много полезной информации и рекомендаций, которые помогут вам правильно и безопасно эксплуатировать свое транспортное средство.
Заключение
Внезапная остановка двигателя машины во время движения представляет серьезную опасность и может создать аварийную ситуацию. Чтобы избежать такого развития событий, тщательно следите за техническим состоянием вашего транспортного средства и учитесь правильно управлять им. Если же проблема уже возникла, постарайтесь сразу же определить ее причину, а затем провести необходимый ремонт.
Источник https://avtoshark.com/article/repairs/engine-repairs/mashina-glohnet-na-hodu/