Sw-motors.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бензовозы на базе популярных грузовиков ГАЗ

Бензовозы на базе популярных грузовиков ГАЗ

Для перевозки бензина и дизельного топлива как в Советском Союзе, так в России часто применялись и применяются всевозможные бензовозы на базе различных грузовых авто. Каждый бензовоз состоял из закрытой емкости для перевозки бензина, установленной на шасси грузового авто. В качестве шасси выступали и выступают автомобили ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ. Для каждого из грузовиков предусматривалась емкость определенного объема.

Бензовозы на базе ГАЗ

Так, бензовозы на базе автомобилей ГАЗ выпускались Горьковским автозаводом в разные года, относились они к спецтранспорту. Практически с каждым появлением нового поколения грузовиков ГАЗ, на его платформе выпускали и бензовоз.

Предназначался он для перевозки бензина и дизтоплива на короткие и средние расстояния. Объем емкости был небольшим, однако эти авто часто применялись, особенно в сельском хозяйстве, поскольку они оснащались насосами для откачки топлива из емкости, что позволяло производить подвозку и заправку техники прямо на поля.

К недостаткам бензовозов на базе автомобилей ГАЗ можно отнести разве что не особо большой объем емкости.

Устройство

Платформа

Как уже сказано, платформой для бензовозов выступали автомобили ГАЗ разных годов производства. Он практически не отличался от обычного грузовика. Единственное, на раму был установлена цистерна. Перерабатывалась у авто, предназначенных для перевозки топлива, только выхлопная система. Ее у этих авто не проводили под рамой, а выводили выхлопную трубу под передний бампер. Саму ее оснащали искрогасителем. Часто чтобы не возникало статического электричества к кузову прицепляли цепь, которая касалась земли и выполняла роль заземления.

Цистерна

Конструктивно цистерны, устанавливающиеся на автомобили ГАЗ очень схожи, но объемы их отличаются. Состояла цистерна из емкости, сделанной в овальной форме. Внутри емкости были сделаны волнорезы, не дающие топливу сильно двигаться внутри ее.

Сверху размещалась горловина с крышкой. В эту крышку были вмонтированы горловина для закачки топлива, перепускной клапан, поддерживающий определенное давление внутри цистерны, сзади размещалась горловина для слива топлива самотеком, а спереди цистерны был установлен насос с приводом от коробки передач. Этот насос позволял выполнять как закачку топлива в цистерну, так и дозированный слив его.

По бокам цистерны обычно размещались круглые пеналы для шлангов, которые подсоединялись либо к сливной горловине, либо к насосу, и через которые производилась закачка и слив топлива. Для контроля количества топлива имелись смотровое окно и мерная линейка.

Технические характеристики

Производство бензовозов на базе автомобилей ГАЗ началось с появления модели ГАЗ-51. Выпускались они и на базе следующего поколения этих среднетоннажных грузовиков – ГАЗ-52. Самое массовое количество бензовозов было выпущено на базе ГАЗ-53, поскольку это был самый массовый грузовик и выпускался он длительное время. Топливная цистерна 806 устанавливалась на многие модификации этого шасси – ГАЗ-53А, ГАЗ-5312.

Фото бензовоза ГАЗ-52

Бензовоз строился и на базе полноприводной модели ГАЗ-66. Но в основном этот бензовоз использовался у военных, а также в геологических экспедициях, поскольку этот автомобиль отличался высокими показателями проходимости по бездорожью.

Что касается современных бензовозов ГАЗ, то производятся они на базе таких моделей, как ГАЗ-3307 и ГАЗ-474120.

А по поводу цистерн – то отличаются они вместительностью и некоторыми конструктивными особенностями, к примеру, разные производительности насосов, наличие дополнительного оборудования, такого как счетчик расхода топлива, пистолета для заправки и т.д.
Фото бензовоза ГАЗ-3307

Технические характеристики бензовозов на базе автомобилей ГАЗ

МодельТип двигателяРабочий объем, лМощность, л.с.Объем цистерны, м.куб.НасосТрубопроводы
ГАЗ-516-цил., рядный3,4902естьесть
ГАЗ-526-цил., рядный3,4902естьесть
ГАЗ-53А8-цил., V-обр.4,251252,5естьесть
ГАЗ-53128-цил., V-обр.4,251252,5естьесть
ГАЗ-668-цил., V-обр.4,251202,5естьесть
ГАЗ-33078-цил., V-обр.4,751254,6естьесть
ГАЗ-474120ГАЗ-4741204,251204,7естьесть

Видео обзор бензовоза ГАЗ-53:

ГАЗ 5312: специфические особенности конструкции

Грузовой автомобиль ГАЗ 53 производился Горьковским автозаводом на протяжении более 30 лет. За годы производства машина пережила несколько модернизаций, в ходе которых росла мощность двигателя и грузоподъёмность. Внешний вид оставался практически неизменным, как и конструкция основных узлов и агрегатов.

Модернизация 1983 года

Версия грузовика под обозначением ГАЗ 53А производилась с 1965 года, и к началу 80-х годов устарела по многим показателям. Поскольку перспективные модели грузовиков были только в разработке, то у конструкторов не было другого выхода, кроме очередной доработки старой модели, которая стала обозначаться ГАЗ 5312.

Модернизация коснулась двигателя, который оснастили головками с измененными каналами впускных клапанов и увеличенной степенью сжатия. Каналы получили иную форму стенок, которая позволяла более полноценно направлять поток рабочей смеси в цилиндры. Для приготовления рабочей смеси применялся усовершенствованный карбюратор К 135.

На двигателе ГАЗ 5312 применили масляный поддон и клапанные крышки измененной формы, более надежные маслоотражательные колпачки и сцепление.

Благодаря таким доработкам изменились основные характеристики ГАЗ 5312 – грузоподъёмность выросла до 4,5 тонны и немного снизился расход топлива (на 1,5-2 литра). Для компенсации выросшей нагрузки в задние основные рессоры было добавлено по одному листу.

Модификации

Автомобиль оставался универсальным, и его выпускали в самых различных вариантах. Шасси ГАЗ 5312 применялось для самосвалов, автобусов, пожарной и коммунальной техники. Отдельные версии шли на экспорт и для нужд армии.

Для нужд автобусных заводов изготовлялось удлиненное шасси ГАЗ 5312, отличавшееся более мягкой подвеской. Автобусное шасси было в двух исполнениях – для нормальной и северной климатических зон. Почти все варианты могли быть поставлены с газобаллонной установкой. Газобаллонная бортовая версия 5319 оснащалась 105-сильным двигателем, специально доработанным для работы на газе.

Изменения в ходе производства

Конструкция грузового автомобиля ГАЗ 5312 постоянно дорабатывалась и улучшалась. Многие изменения были мелкими и незначительными. Ниже перечислены только основные доработки.

  • Ранние машины имели решетку радиатора с жабрами вентиляции радиатора старого образца и только с 1984 года стали применять новую (на фото выше показана пожарная машина с установленной старой решеткой).
  • Постоянно шла борьба за сокращение веса машины – с 1985 года его удалось снизить на 50 кг.
  • В том же 1985 году машину стали комплектовать главной парой с передаточным числом 6,17.
  • В 1986 году кардинально изменили тормозную систему автомобиля и ввели кнопку аварийной сигнализации в кабине. Грузовик оснастили светотехникой, соответствующей международным стандартам.
  • В 1988 году доработали двигатель путем внедрения новых головок.
  • В 1990 году изменили пол бортовой платформы.

Как снизить расход топлива на ГАЗ-53

Средний расход топлива на ГАЗ-53 зависит от года выпуска машины и типа установленного силового агрегата. Грузовики оснащались бензиновыми карбюраторными моторами с 6 и 8 цилиндрами, которые совершенствовались в процессе производства. Автомобиль не отличается высокой экономичностью, но благодаря крепкой и простой конструкции часто используется для доставки грузов в сельской местности.

Читать еще:  Что такое закоксованный двигатель

Описание и характеристики ГАЗ-53

Разработка нового среднетоннажного грузовика началась на заводе ГАЗ в 50-е гг. XX в. под руководством главного конструктора А.Д. Просвирина. Параллельно создавалась модификация ГАЗ-52, которая предназначалась для замены ГАЗ-51А.

Технические характеристики

Грузовик базируется на рамном шасси, отличающемся большим запасом прочности. Места водителя и пассажира находятся в цельнометаллической кабине с панорамным лобовым стеклом. Имеется система вентиляции и отопления, рулевая колонка жестко закреплена на каркасе панели приборов. Гидравлический усилитель руля не предусматривался, тормозная система барабанного типа с вакуумным блоком, снижающим нагрузку на водителя.

Основные параметры бортовой модификации:

  • длина — 6394 мм;
  • ширина (без зеркал) — 2020 мм;
  • высота — 2220 мм;
  • снаряженный вес — 3200 кг;
  • грузоподъемность — до 4500 кг;
  • максимальная скорость — 90 км/ч.

Двигатель и ходовая часть

На классическом ГАЗ-53 использован двигатель с V-образным 8-цилиндровым блоком, оборудованный системой принудительного жидкостного охлаждения. В состав трансмиссии входят 4-скоростная коробка, муфта сцепления сухого типа, карданный вал с промежуточной опорой и главная пара с шестернями, имеющими гипоидное зацепление. Передний мост установлен на листовых рессорах с гидравлическими телескопическими амортизаторами, сзади применены дополнительные рессоры (начинают работать при полной загрузке кузова машины).

Модификации ГАЗ-53

Завод производил несколько модификаций грузовика, которые отличались оформлением передней части кабины, мощностью силового агрегата, конструкцией элементов трансмиссии и светотехникой. Стандартный 90-литровый топливный бак по умолчанию находился в нише под кабиной, горловина выведена на боковину позади двери водителя.

На части машин использовался дополнительный резервуар вместимостью 105 л, расположенный на лонжероне рамы.

ГАЗ-53Ф

Первые образцы грузовика, получившего обозначение ГАЗ-53Ф, были отгружены в конце 1961 г. Под капотом располагался 6-цилиндровый нижнеклапанный мотор мощностью 82 л. с. (форсированная версия агрегата от ГАЗ-51А). Машина отличалась оформлением передка, фары располагались над габаритными огнями. Грузовик сохранил задний мост разъемной конструкции, передние рессоры устанавливались в резиновых опорах, что снизило трудоемкость обслуживания. Автомобиль сняли с конвейера в начале 1967 г., на январь 2021 г. сохранившихся экземпляров не обнаружено.

ГАЗ-53А

Модификация с 8-цилиндровым двигателем мощностью 115 л. с. и грузоподъемностью 4000 кг начала выпускаться с лета 1965 г. Грузовик отличался оформлением передка, стоял задний мост типа «банджо» с гипоидной главной парой. Завод выпускал шасси для установки специальных надстроек (например, платформ для перевозки мусора), на коробке предусматривалось окно для монтажа насоса гидравлической системы.

Существовало специальное шасси 53-02 для постройки самосвала (под марками ГАЗ-САЗ-53Б).

ГАЗ-53-12

Модель 53-12 отличалась повышенной до 4500 кг грузоподъемностью и 120-сильным мотором с винтовыми каналами впуска. Задняя подвеска имела усиленные рессоры, в коробке отсутствовали синхронизаторы. Модернизация позволила снизить расход горючего на 7%, грузовик продержался на конвейере до 1992 г.

ГАЗ-5327

Эта модель выпускалась всего 8 лет и последняя машина сошла с конвейера в 1992 году. Двигатель, выдававший мощность в 100 л.с., был рассчитан на заправку пропаном.

Другие модификации

Завод предлагал более 100 модификаций ГАЗ-53, рассчитанных на различные условия эксплуатации. Например, в 80-х гг. прошлого века производился бортовой 53-19 с мотором, рассчитанным на использование бензина и сжиженного нефтяного газа. Для нужд предприятий КаВЗ, СаРЗ и ТаРЗ собиралось автобусное шасси с амортизаторами для заднего моста и улучшенной тормозной системой. Завод ГАЗ предлагал технику в тропическом исполнении или рассчитанную на эксплуатацию на Крайнем Севере.

Официальный и реальный расход топлива ГАЗ-53

Производитель не публиковал официальных данных о расходе топлива на 100 километров пробега. Для списания ГСМ использовались нормы, учитывавшие условия работы машины (зимой или летом) и тип установленного оборудования. В нормативах предусматривался запас, позволявший водителям экономить бензин, который затем использовался для заправки частного транспорта.

Исправный грузовик, эксплуатирующийся с расчетной загрузкой, вписывается в заявленные заводом рамки без затруднений.

Бензин

Линейная базовая норма расхода топлива на ГАЗ 53 с V-образным мотором установлена на уровне 25 л на «сотню» для летнего периода. Зимой из-за необходимости прогрева и пробуксовки ведущих колес введен поправочный коэффициент, расход составляет 27,5 л. Владельцы бортовой техники отмечают, что при движении по ровному загородному шоссе машина укладывается в 20-22 л, в городе параметр достигает 25-26 л. При эксплуатации по грунтовым дорогам после дождя расход топлива ГАЗ-53 этой модели доходят до 35-37 л на 100 км пробега.

Расход топлива на модификации ГАЗ-53Ф с грузоподъемностью до 3,5 т с максимальной скоростью — 75км/ч составлял 22-25 л/100 км. Сейчас вы вряд ли встретите на ходу автомобиль этой серии. Последние его экземпляры сошли с конвейера в 1967 году.

Поколение ГАЗ-53А — самое массовое производство этого семейства. Завод его выпускал с 1964 по 1983 годы. Расход топлива ГАЗ-53А составлял 25-28 л/100км. Это при показателе максимальной загрузки в 4 тоны и скорости 85 км/ч.

Расход топлива ГАЗ-5312 доходил до 30 л/100км. Это не только самая «прожорливая» модель в семействе ГАЗ-53, но и самая мощная (120 л.с. при грузоподъемности — 4,5 т) .

Дизель

Завод ГАЗ никогда не устанавливал на серийные грузовики 53-го семейства дизельные моторы. Двигатели с воспламенением от сжатия появились на поколении 3307, унифицированном по раме и ряду деталей шасси с предшественником. Многие владельцы устанавливают дизели ММЗ Д-245 (автомобильная модификация тракторного агрегата) на грузовики, средний расход топлива при движении по трассе составляет 14-16 л, в городских условиях параметр доходит до 20-22 л, а на бездорожье требуется 27-30 л горючего на 100 км пробега.

Что влияет на расход горючего

Факторы, негативно влияющие на экономичность грузового автомобиля:

  • перегрузка платформы или эксплуатация с прицепом;
  • пониженное давление в шинах или использование покрышек с изношенным протектором;
  • установка фургона (рост лобового сопротивления увеличивает расход топлива на 10-15%);
  • использование топлива с низким качеством;
  • неисправность тормозной системы, постоянный контакт между колодкой и барабаном приводит к увеличению сопротивления качению;
  • движение с резкими разгонами до срабатывания ограничителя оборотов;
  • эксплуатация с короткими поездками на расстояние 2-3 км;
  • длительная работа двигателя в режиме холостого хода.

Как можно снизить потребление топлива

Для повышения экономичности необходимо:

  • своевременно обслуживать двигатель и воздушный фильтр;
  • применять моторные масла с повышенной текучестью;
  • контролировать давление в камерах перед каждым выездом;
  • передвигаться по загородным трассам со стабильной скоростью, избегая резких ускорений;
  • плавно снижать скорость перед заторами либо светофорами (с соблюдением правил дорожного движения);
  • периодически настраивать и обслуживать карбюратор;
  • проводить периодическую настройку распределителя и устанавливать новые свечи и провода высокого напряжения;
  • поддерживать нормативный вес и избегать перевозки балласта.
Читать еще:  Что означает двигатель 1zz

Проверка воздушного фильтра

Для очистки моторного масла на всех моторах использован инерционно-масляный узел с многоразовым элементом из капрона.

Частицы пыли, отделенные от воздуха, оседали в масле и на поверхности вставки. По мере загрязнения падает эффективность очистки, но сопротивление потоку не сказывается на экономичности. Некоторые владельцы устанавливают кассеты с элементом сухого типа (от автобусов марки КаВЗ), в этом случае при загрязнении сменного фильтра увеличивается сопротивление, что приводит к росту расхода горючего и провалам при резком нажатии на акселератор.

Использование легких моторных масел

Двигатели рассчитаны на использование минерального масла марок АС8 или М8Б, теряющего текучесть при температуре воздуха ниже -10°С. Для обеспечения легкого пуска и снижения потерь на трение в картер можно заправлять синтетическое или полусинтетическое масло. На двигателях с пробегом возможно появление течи через сальники или прокладки, связанное с высокой текучестью материала.

Рекомендуется проводить замену масла через каждые 6-8 тыс. км пробега (в зависимости от состояния поршневой группы и условий эксплуатации).

Проверка давления в покрышках

Давление воздуха в шинах оказывает влияние на экономичность и безопасность эксплуатации. Перед выездом следует проверять параметр манометром и доводить давление до нормативного значения. При движении на частично надутых покрышках потребление бензина возрастает на 10-15% при одновременном ухудшении управляемости. Перекачивать шины не следует, поскольку камера может лопнуть при попадании колеса в яму.

Поддержание стабильной скорости

Водитель может уменьшить затраты топлива поддержанием равномерной скорости при движении по шоссе и использованием инерционного наката. Глушить двигатель на затяжных спусках запрещено, поскольку отключается вакуумный усилитель тормозов и экстренно остановить грузовик не удастся. После старта необходимо плавно разогнаться до скорости 65-70 км/ч с переключением передач вверх и поддерживать темп частичным нажатием на акселератор.

Мягкое торможение

Плавное снижение скорости позволяет снизить затраты бензина на 5-7%. При приближении к светофору необходимо плавно нажимать на педаль тормоза, к моменту включения зеленого сигнала машина будет катиться и для разгона потребуется меньшая порция топлива. Использование методики в плотном городском трафике затруднительно, поскольку легковые автомобили будут обгонять грузовик и вклиниваться в идущий впереди поток.

Экономичный карбюратор

На машине используется карбюратор с 2 камерами (на 4 цилиндра каждая) и падающим потоком, предусмотрены экономайзер холостого хода и ускорительный насос, подающий дополнительную порцию бензина при резком разгоне. Для снижения затрат топлива необходимо регулировать качество смеси и настраивать уровень горючего в поплавковой камере. Следует периодически очищать узел от налета масла и нагара, проверять герметичность прокладок и настраивать минимальные обороты холостого хода.

Уменьшение использования электроники

На борту грузовиков ГАЗ-53 отсутствует электроника и используется минимальное количество потребителей электроэнергии (внешнее освещение, система зажигания, подсветка приборов и мотор вентилятора отопителя). Пытаться сэкономить топливо путем отключения фар или габаритных огней бессмысленно, двигатель будет расходовать на 200-250 мл бензина меньше, но одновременно снизится безопасность движения.

Проверка системы зажигания

Автомобиль оборудован искровой системой зажигания с распределителем и катушкой зажигания. Водителю необходимо проверять зазор между контактами и устанавливать корректный угол опережения подачи искры. При ошибочной настройке или пробое высоковольтных проводов мотор плохо заводится и работает с перебоями. При разгоне требуется подача дополнительной порции горючего, которая заливает контакты свечей и ухудшает условия работы системы зажигания. Расход увеличивается на 4-5 л на 100 км пути, одновременно происходит ускоренный износ поршневой группы.

Уменьшение веса авто

Нагрузка оказывает прямое влияние на экономичность силового агрегата, при перевозке избыточного веса возможно разрушение бортовой платформы, появление трещин на лонжеронах рамы или чулках мостов, поломка листов рессор или подушек. Одновременно не следует убирать узлы, необходимые для нормальной эксплуатации (например, запасное колесо или дополнительный бак для горючего).

Установка ГБО на ГАЗ-53

Поскольку одним из недостатков грузовика является большой расход бензина, то практикуется установка газобаллонного оборудования с внесением изменений в документы. Под капотом находится редуктор для снижения давления газа, баллоны располагают под бортовой платформой или по бокам от лонжеронов рамы. На двигателе сохраняется карбюратор, бензин используют в момент пуска и прогрева силового агрегата.

Как снизить расход газового топлива

При эксплуатации ГБО необходимо регулярно обслуживать и промывать редуктор (в соответствии с рекомендациями изготовителя). Следует следить за состоянием воздушного фильтра и свечей зажигания, устранять забор воздуха через щели (например, в карбюраторе) и регулировать зазор в газораспределительном механизме. При температуре воздуха ниже -5°С требуется прогревать мотор на бензине до +40°С, а затем переключать на газ. Холодный редуктор не обеспечивает снижение давления газа, что приводит к обогащению смеси и увеличению расхода на 3-4 л на 100 км пути.

ГАЗ-53: технические характеристики, разновидности, особенности эксплуатации

В 60-х годах прошедшего века завод, именуемый сегодня «Группа ГАЗ», приступил к производству среднетоннажных грузовых автомобилей.

На грузовики устанавливались новые силовые агрегаты, механизмы трансмиссии, кабина и кузов, органы управления.

Модели серий 52, 53, 66 образовали линейку универсальных грузовиков, которые в интересах народного хозяйства обеспечивали перевозку в промышленности, для сельскохозяйственных и строительных нужд.

Модификации и история выпуска

Автомобиль являлся самым массовым грузовиком союзных республик. На дорогах страны работало 4 млн машин в обычном, самосвальном и специализированном исполнении.

В 1961-1967 гг. производился ГАЗ-53Ф. Шестицилиндровый на 82 л. с. мотор ГАЗ-11 с четырехступенчатой коробкой переключения скоростей обеспечивали перевозку 3 500 кг груза, потребляя на пробег в 100 км 24 литра низкооктанового бензина.

К планируемому времени выпуска модели не было в производстве V-образного восьмицилиндрового силового агрегата.

Для 53Ф форсировали шестицилиндровый ГАЗ-11, увеличив сжатие смеси. Не было готового гипоидного заднего моста, поэтому поставили механизм с коническими шестернями от модели 51A (автомобиль изображен на фото).

Объективно, по своим техническим характеристикам, автомобиль ГАЗ-53Ф являлся переходной моделью между серией 51A (с нагрузкой 2 500 кг) и серией САЗ-53Б (с грузоподъемностью на тонну больше), что достигалось увеличенной до 3,7 м базой и новыми шинами 8,25-20, монтируемыми на стальные диски.

Автомобиль использовали не только в качестве самосвала, но также была распространена ассенизаторская машина, бензовозы и молоковозы.

ГАЗ-53 не являлся законченной конструкцией, из-за частых выходов из строя деталей и механизмов не имел популярности среди водителей и работников ремонтных служб автотранспортных предприятий. Грузовик с явно слабым мотором и ненадежным мостом выпускался до 1967 года.

С 1964 по 1983 год на дороги выходили модели серий 53 и 53А с грузовой нагрузкой 3 500 и 4 000 кг. Более мощный силовой агрегат ЗМЗ-53 на 115 л. с. обеспечил увеличение скоростного параметра до 85 км/ч при потреблении бензина 25 литров на 100 км.

Читать еще:  Что такое эффективный кпд двигателя

А вот здесь можно найти описание ЗИЛ-131 КУНГ.

Отличия линейки 53А от 53

Модели автомобиля имеют следующие отличия:

  • усиленная передняя ось;
  • новая конструкция кардана;
  • более надежная конструкция рулевого привода;
  • новая решетка радиатора;
  • сигналы поворота дублируются повторителями на крыльях кабины;
  • наличие стеклоочистителей с электроприводом;
  • отопление кабины.

В 1973 г. модель 53А отметили Государственным знаком качества СССР.
Расширяя функциональные возможности машины, было налажено изготовление шасси 53 01 под крытые кузова и спецоборудование.

Шасси 53 02 являлось платформой для применения кузова самосвального типа и оборудовалось устройством снятия мощности для гидравлического насоса.

На экспорт шли грузовики моделей 53 50 и 53 70. Машины охотно приобретались в Бельгии, Финляндии, в соцстранах. В Болгарии и на Кубе осуществлялась сборка грузовиков из комплектов, поступающих с ГАЗа.

Модель 53 12 производилась с 1983 по 1992 год, как дальнейшее развитие 53-й линейки. В грузовик был установлен восьмицилиндровый мотор ЗМЗ-511.

Мощностной параметр в 120 л. с. позволил довести нагрузку до 4,5 т, а скоростной показатель – до 90 км/ч.

Потребление бензина повысилось до 30 литров, но была предусмотрена возможность установки оборудования для заправки сжиженным или сжатым газом.

Технические характеристики базового бортового автомобиля ГАЗ-53:

Показатель

Ед. изм.

Значение

6 395, 2 380, 2 220

один диск, сухого типа, с рычажным приводом

на четыре ступени

одинарная, коническая, гипоидная

червяк глобоидной формы и ролик на три гребня

механизм барабанного типа по всем осям, с гидравлическим приводом

Дизельный двигатель автомобиля

Двигатель на грузовике ГАЗ-53 (ЗМЗ-53) V-образный, восьмицилиндровый (два ряда по четыре цилиндра), карбюраторного типа, работает по четырехтактному циклу.


Рабочий объем цилиндров ДВС автомобиля ГАЗ-53 – 4,25 л (при размере цилиндров в поперечном сечении 92 мм и ходах поршня 80 мм).

Технические характеристики по мощности 115 л. с. Запуск мотора ГАЗ-53 осуществляется при помощи стартера.

Номинальные обороты коленчатого вала в минуту – 3 200. Степень сжатия смеси – 6,7.

Системы и механизмы

Блок цилиндров выполнен литьем из сплава Ал-4, после отливки герметизирован термической обработкой и пропиткой синтетической смолой. Это моноблочная конструкция V-образной формы с углом по осям цилиндров 90 градусов.

Полости блока и чугунные гильзы под поршни формируют рубашку водяного охлаждения двигателя. Предусмотрена возможность ремонтной замены гильз (5 групп с буквенными обозначениями). С торца блока резьбовыми шпильками закреплен картер механизма сцепления.

Поршни делятся на 5 ремонтных групп по собственному диаметру (буквенная маркировка) и на 4 группы по диаметру отверстия поршневого пальца (цветовая маркировка).

Головки блоков выполнены из сплава Ал-4. Седла клапанов из чугуна, направляющие втулки – из медно-графитовой керамики. Блок и головки цилиндров соединяются резьбовыми шпильками через прокладки из асбокартона, армированного сталью.

Коленчатый вал отлит из чугуна, на нем сформированы шейки шатунов, опоры и противовесы. Вал проходит динамическую и статическую балансировку.

Осевое перемещение коленвала исключают две шайбы, установленные по обе стороны от опоры первой шейки. Герметизируется в блоке маслосгонными канавками, сальниками и асбестовой набивкой.

Механизм газораспределения с верхней установкой клапанов обеспечивает впуск в цилиндры рабочей смеси и выпуск отработанного газа.

Устройство состоит из: распределительных валов и шестерен, толкателей, коромысел, штанг, клапанов, направляющих втулок и пружин.

Распределительный вал куется из стали. Имеет пять шеек опоры, кулачки, шестеренчатый привод маслонасоса и распределителя зажигания.

В систему питания входят: бензобак на 90 л, трубопроводы, диафрагменный насос с механическим приводом, фильтрующие устройства очистки топлива и двухкамерный карбюратор К-126 – устройство для приготовления бензовоздушной смеси.

Система смазки подает масло к трущимся деталям под давлением и самотеком. Маслонасос шестеренчатый с приводом от распредвала, масляный фильтр полнопоточный, обслуживаемый.

Фильтр подготовки воздуха обслуживаемый, инерционный, с оседанием загрязняющих частиц в масляной ванне.

Система охлаждения с водяной помпой, закрытого типа, жидкостная. Она состоит из водяной рубашки блока цилиндров, радиатора, помпы, термостата, жалюзи, вентилятора, его кожуха, пробки радиатора и соединительных шлангов. Емкость – 22 литра. Система зажигания контактная.

Модель 53 12

Грузовик предназначен для транспортировки грузов весом до 4 500 кг по асфальту и грунтовым дорогам. Машина допускала эксплуатацию при температуре от +40 до -40º C.

Вариант 53 12 является глубокой модернизацией модели 53А с лучшими показателями по экономии горючего, ремонтным регламентам и безопасности.

Повышение мощности силовой установки, применение новых радиальных шин позволило увеличить динамику и проходимость машины.

Автомобили серий 53 27 и 53 19 работали на сжатом и сжиженном газе.

Силовой агрегат ЗМЗ-53-11 получил секционный маслонасос, полнопоточное фильтрующее устройство, новые головки цилиндров с повышенным параметром сжатия, вентиляция картера была переведена на закрытую схему.

У автомобиля были усилены: рессорная подвеска, рамные элементы, поперечина (балка) оси. Удалось на 19% уменьшить токсичность выхлопа.

В дальнейшем автомобиль оборудуется триплексом переднего обзора, бесконтактной системой зажигания, новой светотехникой, аварийными сигналами, гидровакуумным усилителем с распределением давления торможения по осям.

В этом обзоре рассмотрена базовая модель и разновидности УАЗ-3303.

Самосвал

Грузовик выпускался для транспортировки сыпучих грузов в интересах сельского хозяйства и промышленности. За счет гидравлической системы механизировался процесс разгрузки.

Емкость цельнометаллической кузовной платформы – 5 кубометров. Специальный механизм допускает механическую выгрузку на одну из рабочих сторон.

Производился самосвал на шасси ГАЗ-53 02 с укороченной в задней части на 270 мм рамой. Колесная база при этом оставалась прежней. Оборудовался валом отбора мощности.

Платформа комплектовалась гидронасосом шестеренчатого типа, который через систему управляющих клапанов обеспечивал работу трех звеньевого гидроцилиндра подъема кузова.

Задние сцепное и буксировочное устройства были перемещены на боковые части рамы.

Проблемные вопросы всей серии

Серия автомобилей имеет следующие недостатки:

  • малый ресурс сцепления и тормозной системы;
  • значительный расход топлива;
  • ненадежные: соединение частей карданной передачи, распределитель и вариатор катушки зажигания;
  • течь сальника заднего коренного подшипника двигателя.

Среднетоннажный грузовик 53-й серии показал себя технически простым, надежным автомобилем, легким в управлении. Долговечные, с неброским дизайном автомобили можно и сейчас встретить на сельских дорогах регионов.

При замене масла и фильтрующих элементов в регламентные сроки ресурс двигателя до капремонта может превысить 400 тыс. км.

И в заключении посмотрим видео тест-драйва грузовика ГАЗ-53, а также узнаем мнение экспертов о технических характеристиках автомобиля:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector