Sw-motors.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Обзор условных обозначений в электрических схемах и автосхемы своими руками

Обзор условных обозначений в электрических схемах и автосхемы своими руками

Для подключения или ремонта электрооборудования начинающему электрику или автоэлектрику необходимо графическое исполнение устройства. Чтобы понять условные обозначения в электрических схемах, нужно опираться на нормативную базу.

Виды и типы схем в электрике

Графические обозначения в электрических схемах

Изучение электросхем автомобилей

Что следует учитывать?

Советы для начинающих

Электрические схемы для авто своими руками

Видео «Правила чтения электросхемы»

Комментарии и Отзывы

Нормативная база

Для облегчения чтения и ориентира применяются документы ГОСТ.

НомерЗначение
21.614Изображения графические электрооборудования и проводок в оригинале
2-755-87Обозначения условные графические в схемах. Устройства коммутационные и контактные соединения
2.279-68Обозначения условные графические в схемах. Приборы электроизмерительные
2-702-2011Правила выполнения электрических схем
2.273-68Обозначения условные графические в схемах. Катушки индуктивности, дроссели, трансформаторы, автотрансформаторы и магнитные усилители

Виды и типы схем в электрике

В электрических схемах и чертежах насчитывается сотни символов, которые разделяются на:

  • принципиальные;
  • принципиально-монтажные;
  • монтажные.

В электрике и автоэлектрике широкое применение имеют электрические схемы для различных целей:

  • плановое техническое обслуживание;
  • переоборудование авто (установка дополнительного оборудования, к примеру, газового);
  • устранение дефектов при работе сети освещения, сигнализации, систем безопасности.

Электросхемы классифицируются следующим образом:

  1. Структурная. Дает представление о принципе работы электроустановки автомобильного агрегата. По направлению стрелок определяется последовательность работы узла в целом.
  2. Функциональная. Показывает не только принцип устройства, но и указывает какие элементы установлены.
  3. Принципиальная. Поясняет принцип работы распределительных сетей, автомобильной сети, систем безопасности.
  4. Монтажная. Показывает схематичность установки и размещения оборудования (розеток, выключателей, светильников, систем освещения автомобиля и т. д.).
  5. Объединенная (принципиально-монтажная). В данной схеме описывается место установки и принцип работы оборудования.

Графические обозначения в электрических схемах

Графические обозначения применяются чаще, чем буквенные. Они используются в быту, основаны на ГОСТ 2.702-2011. Все символы изображены простыми геометрическими фигурами, которые представлены в виде окружностей, а также линий и треугольников.

Благодаря большому количеству элементов любой специалист в области инжиниринга может создавать схемы различного назначения. При изображении символов необходимо учитывать размеры элементов, толщину линий. В отличие от буквенных графические можно найти как на принципиальной, так и на монтажной, структурной, а также объединенной схеме.

Буквенные обозначения

Для расшифровки электросхем, в том числе автомобилей, применяются также буквенные обозначения. Они классифицируются на одно-, двух- и многобуквенные. Буквенные обозначения ссылаются на ГОСТ 2.710-81.

Буквенные и двухбуквенные обозначения представлены в таблицах ниже.

Изучение электросхем автомобилей

Минимального понятия о действии электрического тока достаточно для того, чтобы разобраться, как устроена электрическая цепь в автомобиле, на даче или производстве. В книге по ремонту авто обычно обозначения прописаны после главной схемы, там же есть цифровые сноски для удобства и быстрого ориентира.

При изучении схемы необходимо иметь мультиметр.

Он должен измерять такие величины, как:

  • напряжение;
  • ток;
  • сопротивление.

На каждом датчике машины при работе должны быть определенные параметры, если они не совпадают, электрооборудование будет работать некорректно.

Электронная схема состоит из:

  • источника питания — это может быть АКБ или генератор — начинать читать схему нужно от них;
  • электрические цепи, производящие передачу тока;
  • приборы управления, выполняющие замыкание проводки или ее размыкание;
  • потребители электротока.

К аппаратуре управления относятся:

  • релейный механизм;
  • переключатели;
  • концевые элементы;
  • замок зажигания.

Основными потребителями электрической энергии в машине является:

  • осветительная сеть;
  • обогрев (сидений, стекол, зеркал);
  • приборная панель;
  • система безопасности автомобиля.

Образец чтения схемы своими руками, если не заводится автомобиль:

  1. По схеме определяем цвет и маркировку проводников по системе зажигания.
  2. Ставим ключ зажигания во включенное положение и замеряем мультиметром значение напряжения на блоке зажигания. Если напряжение есть — неисправен сам блок управления, когда значение на приборе 0, то причина в подходящем проводе.

После устранения причин необходимо выполнить повторные измерения.

Что следует учитывать?

На схеме, прилагающейся к автомобилю, цветовое обозначение проводов обычно совпадает с цветом электроцепей машины.

При расшифровке схемы нужно учитывать некоторые моменты:

  1. Проводник может иметь один или два цвета (быть основным или дополнительным). Основные цвета черный «-» и красный «+». На дополнительных наносятся поперечные или продольные штрихи.
  2. Когда два или более кабелей размещены на одном жгуте и имеют одинаковую маркировку, это означает, что у них гальваническое соединение.
  3. Если проводник входит в жгут, он должен иметь небольшой наклон в сторону, где он находится.
  4. Провода с черным цветом предназначены для соединения с массой.
  5. На электроцепях есть обозначения, благодаря которым определяется место подключения к приборам.
  6. Номера на механизмах должны соответствовать цифрам в схеме.
  7. Числа, указанные в кружках, означают соединение кабеля с «минусом». Сочетание цифр и букв должно соответствовать разъемным соединениям.

На видео показаны графические буквенные обозначения. Снято каналом chipdip.

Советы для начинающих

Главное правило — это соблюдение техники безопасности. При работе с приборами измерений необходимо заранее учитывать измеряемый предел, производя замеры значений, не замыкая щупы прибора.

Электрические схемы для авто своими руками

В каждом автомобиле завод изготовитель оставляет недоработки, которые обнаруживаются в течение времени. Основным недостатком машин является отсутствие контроля бортовой сети.

Есть 2 варианта решения проблемы:

  1. Купить радиокомпоненты и собрать автосхему контроля бортовой сети самостоятельно.
  2. Купить готовый прибор, установить в приборную панель и правильно подключить к бортовой сети. Индикатор подсоединяется согласно приведенной схеме. Понадобится несколько метров монтажного провода и инструмент.

Контроль бортовой сети автомобиля

Также к доработке можно отнести схему подключения противотуманных фар, которая довольна проста для начинающего автоэлектрика:

  1. В первую очередь необходимо установить сами фары.
  2. Установить кнопку включения на панели управления, а также релейную аппаратуру.
  3. Выполнить монтаж согласно схеме, соблюдая полярность подключения, которое следует производить при отключенной клемме аккумулятора. Обязательно необходимо установить предохранитель согласно указанной схеме.

Видео «Правила чтения электросхемы»

На видео показаны правила чтения условных обозначений в электрических схемах. Снято каналом MR. BORODA.

Как читать электросхемы

Электрические схемы должны оформляться в соответствии с ГОСТ 2.702-75. В коде схемы ее вид обозначается буквой Э (электрическая). Тип схемы обозначается цифрами:

  • 0 — объединенная
  • 1 — структурная
  • 2 — функциональная
  • 3 — принципиальная
  • 4 — монтажная
  • 5 — подключений
  • 6 — общая
  • 7 — расположения

Получается, что в коде электрической принципиальной схемы должно находится обозначение — Э3.

Для того чтобы научиться читать принципиальные схемы необходимо понимать обозначения отдельных элементов, и научиться представлять как будет работать система в целом. Рассмотрим основные элементы и принципы построения принципиальных электрических схем.

Обозначение линий связи на электрических схемах

Отдельные элементы на электрических схемах соединяют сплошными линиями, которые могут символизировать различные кабели, каналы, шины, провода.

Пересечение не соединенных проводов изображается следующим образом:

В местах соединения линий связи ставят точку.

Нулевой провод обознается буквой N, а заземление — значком:

Контакты

Важным элементом электросхем являются переключающие контакты, или как их называют ключи. Наиболее распространены замыкающие, размыкающие и переключающие контакты, их обозначение показано на рисунке.

Для того, чтобы понять как будет работать система при переключении контакта необходимо мысленно переместить элемент контакта, от одной линии связи к другой.

Читать еще:  Шумная работа двигателя опель астра

Элементы управления

Реле применяется во многих электрических приводах.

При прохождении тока через обмотку реле, происходит переключение контакта, связь между реле управления и контактом может изображаться пунктирной линией.

Также связанные реле и контакт могут иметь одинаковое буквенное обозначение.

Реле времени по переднему и по заднему фронту обозначаются:

Геркон — переключающий контакт, срабатывающий при воздействии магнитного поля имеет следующую электрическую схему:

Исполнительные механизмы

Электродвигатели и электромагниты наиболее распространенные исполнительные механизмы в электрических системах:

Источники энергии

Обозначение генератора — устройства, преобразующего механическую энергию в электрическую показано на рисунке.

Другие источники питания показаны на следующей картинке.

Сигнальные устройства

На электрических схемах достаточно часто обозначаются сигнальные устройства — лампы, светодиоды. Изображают эти устройства следующих образом:

Измерительные приборы

Наиболее часто на электрических схемах встречаются обозначения амперметра, вольтметра, или обобщенное обозначение измерительного прибора.

Общие элементы

Немногие схемы обходятся без таких элементов как резистор, конденсатор, диод. Обозначение этих устройств показано на следующей иллюстрации.

Обозначение тиристоров и операционных усилителей показано на рисунке.

Обозначение транзисторов на схеме

Электрическая схема транзисторов — элементов электрической системы способных управлять током в выходной цепи при воздействий входного сигнала, показана на рисунке.

Логические элементы

На электрических схемах можно встретить два способа обозначения логических элементов «И», «ИЛИ», «ДА», «НЕ».

Порядок чтения электросхемы

  1. Провести общее ознакомление с электрической схемой, прочитать все примечания, технические требования.
  2. Сопоставить обозначения элементов на электросхеме с перечнем элементов.
  3. Найти на схеме источники питания, определить род тока.
  4. Найти на электрической схеме электродвигатели, определить их систему питания.
  5. Определить аппараты защиты электросистемы плавкие предохранители, автоматический выключатели и т.п., выявить область их работы.
  6. Выделить на электросхемесхеме элементы управления, определить какие цепи задействуются, или отключатся, коммутируются при переключении каждого узла управления.
  7. Провести анализ работы каждой электрической цепи электросхемы, выявить на ней основные и вспомогательные аппараты, определить условия их работы, при необходимости ознакомиться с технической документацией на электрические приборы.
  8. На основе анализа работы отдельных электрических цепей, сделать выводы о работе электрической системы в целом.

Мы рассмотрели основные обозначения элементов электропривода, зная которые вы сможете научиться читать некоторые электрические схемы. Безусловно, что для понимания работы сложных электросистем по схемам вам предстоит изучить и другие обозначения. Вы можете рассказать о том, какие обозначения вы хотели бы увидеть в комментариях к статье.

Электрическая схема

Электри́ческая схе́ма — это документ, составленный в виде условных изображений или обозначений составных частей изделия, действующих при помощи электрической энергии, и их взаимосвязей. Электрические схемы являются разновидностью схем изделия и обозначаются в шифре основной надписи буквой Э.

Правила выполнения всех типов электрических схем установлены ГОСТ 2.702-75 (не действителен, заменён на 2.702-2011), при выполнении схем цифровой вычислительной техники руководствуются ГОСТ 2.708-81.

Содержание

  • 1 Структурные электрические схемы
  • 2 Функциональные электрические схемы
  • 3 Принципиальные электрические схемы
  • 4 Монтажные схемы
  • 5 Кабельные планы
  • 6 Топологические электрические схемы
  • 7 Мнемонические схемы
  • 8 Ссылки

Структурные электрические схемы [ править | править код ]

Разрабатываются на первом этапе проектирования. На структурных схемах отображаются основные элементы (трансформаторы, линии электропередачи, распределительные устройства — в виде прямоугольников). Этот вид схем дает общее представление о работе электроустановки.

Функциональные электрические схемы [ править | править код ]

Функциональные электрические схемы — это наиболее общие схемы в отношении уровня абстракции и обычно показывают лишь функциональные связи между составляющими данного объекта и раскрывающими его сущность и дающие представление о функциях объекта, изображённого на данном чертеже. Каких-либо стандартов в изображении условных графических обозначениях этих схем нет. Действуют лишь общие требования к оформлению конструкторской документации или технологической.

Принципиальные электрические схемы [ править | править код ]

Принципиальные электрические схемы — это чертежи, показывающие полные электрические и магнитные, и электромагнитные связи элементов объекта, а также параметры компонентов, составляющих объект, изображённый на чертеже. Здесь существуют много стандартов как на оформление чертежей, так и на условные графические изображения компонентов. На территории бывшего СССР действует государственный стандарт, однако с появлением принципиально новых компонентов пришлось отступать от стандартов, так как условных изображений просто не существует, поэтому реально наиболее общего стандарта на УГО фактически нет. В зарубежных странах приняты стандарты IEC, DIN и ANSI и другие национальные стандарты, но на практике у производителей очень часто используется корпоративные стандарты, однако этот чертёж не учитывает габаритных размеров и расположения деталей объекта. В энергетике используются как однолинейные, так и полные схемы.

Эта разновидность схем предназначена в основном для наиболее полного понимания всех процессов, происходящих в цепи или на участке цепи, а также для расчёта параметров компонентов.

По уровню абстракции занимают среднее положение между функциональными и монтажными.

Монтажные схемы [ править | править код ]

Монтажные схемы — это чертежи, показывающие реальное расположение компонентов как внутри, так и снаружи объекта, изображённого на схеме. Предназначены, в основном, для того, чтобы можно было изготовить объект. Учитывает расположение компонентов схемы и электрических связей (электрических проводов и кабелей). Действуют лишь общие требования к оформлению конструкторской документации.

Кабельные планы [ править | править код ]

Кабельные планы — это чертежи, показывающие расположение и марки электрических проводов и кабелей. Действуют лишь общие требования к оформлению конструкторской документации.

Топологические электрические схемы [ править | править код ]

Топологические электрические схемы — это чертежи, показывающие расположение компонентов изображённого объекта. В микроэлектронике это обычно изображение чертежа микрокристалла интегральных микросхем.

Мнемонические схемы [ править | править код ]

Мнемонические схемы — это обычно плакаты с указанием реального состояния действующего положения коммутационной аппаратуры на объекте, над которым совершается управление его режимами. В основном используются в диспетчерских пунктах на энергетических объектах.

В настоящее время активно вытесняется системами компьютерной и компьютеризированными системами управления контроля и сигнализации (SCADA) с функциями ручного управления и принятия решений оператором.

Условные графические и буквенные обозначения электрорадиоэлементов

Почти все УОС, все изделия радиоэлектроники и электротехники, изготавливаемые промышленными организациями и предприятиями, домашними мастерами, юными техниками и радиолюбителями, содержат в своем составе определенное количество разнообразных покупных ЭРИ и элементов, выпускаемых в основном отечественной промышленностью. Но за последнее время наблюдается тенденция применения ЭРЭ и комплектующих изделий зарубежного производства. К ним можно отнести в первую очередь ППП, конденсаторы, резисторы, трансформаторы, дроссели, электрические соединители, аккумуляторы, ХИТ, переключатели, установочные изделия и некоторые другие виды ЭРЭ.

Применяемые покупные комплектующие или самостоятельно изготавливаемые ЭРЭ обязательно находят свое отражение на принципиальных и монтажных электрических схемах устройств, в чертежах и другой ТД, которые выполняются в соответствии с требованиями стандартов ЕСКД.

Особое внимание уделяется принципиальным электрическим схемам, которые определяют не только основные электрические параметры, но и все входящие в устройства элементы и электрические связи между ними. Для понимания и чтения принципиальных электрических схем необходимо тщательно ознакомиться с входящими в них элементами и комплектующими изделиями, точно знать область применения и принцип действия рассматриваемого устройства. Как правило, сведения о применяемых ЭРЭ указываются в справочниках и спецификации — перечне этих элементов.

Читать еще:  Автоматический запуск двигателя pandora 3500

Связь перечня комплектующих ЭРЭ с их условными графическими обозначениями осуществляется через позиционные обозначения.

Для построения условных графических обозначений ЭРЭ используются стандартизованные геометрические символы, каждый из которых применяют отдельно или в сочетании с другими. При этом смысл каждого геометрического образа в условном обозначении во многих случаях зависит от того, в сочетании с каким другим геометрическим символом он применяется.

Стандартизованные и наиболее часто применяемые условные графические обозначения ЭРЭ в принципиальных электрических схемах приведены на рис. 1. 1. Эти обозначения касаются всех комплектующих элементов схем, включая ЭРЭ, проводники и соединения между ними. И здесь важнейшее значение приобретает условие правильного обозначения однотипных комплектующих ЭРЭ и изделий. Для этой цели применяются позиционные обозначения, обязательной частью которых является буквенное обозначение вида элемента, типа его конструкции и цифровое обозначение номера ЭРЭ. На схемах используется также дополнительная часть обозначения позиции ЭРЭ, указывающая функцию элемента, в виде буквы. Основные виды буквенных обозначений элементов схем приведены в табл. 1.1.

Обозначения на чертежах и схемах элементов общего применения относятся к квалификационным, устанавливающим род тока и напряжения,. вид соединения, способы регулирования, форму импульса, вид модуляции, электрические связи, направление передачи тока, сигнала, потока энергии и др.

В настоящее время у населения и в торговой сети находится в эксплуатации значительное количество разнообразных электронных приборов и устройств, радио- и телевизионной аппаратуры, которые изготавливаются зарубежными фирмами и различными акционерными обществами. В магазинах можно приобрести различные типы ЭРИ и ЭРЭ с иностранными обозначениями. В табл. 1. 2 приведены сведения о наиболее часто встречающихся ЭРЭ зарубежных стран с соответствующими обозначениями и их аналоги отечественного производства.

Эти сведения впервые публикуются в таком объеме.

Рис 1.1 Условные графические обозначения ЭРЭ в схемах электрических, радиотехнических и автоматизации

1— транзистор структуры р-n-р в корпусе, общее обозначение;

2— транзистор структуры n-р-n в корпусе, общее обозначение,

3 — транзистор полевой с p-n переходом и п каналом,

4 — транзистор полевой с p-n переходом и р каналом,

5 — транзистор однопереходный с базой п типа, б1, б2 — выводы базы, э — вывод эмиттера,

7 — диод выпрямительный,

8 — стабилитрон (диод лавинный выпрямительный) односторонний,

9 — диод тепло-электрический,

10 — динистор диодный, запираемый в обратном направлении;

11 — стабилитрон (диодолавинный выпрямительный) с двусторонней проводимостью,

12 — тиристор триодный;

14 — переменный резистор, реостат, общее обозначение,

15 — переменный резистор,

16 — переменный резистор с отводами,

17 — подстроечный резистор-потенциометр;

18 — терморезистор с положительным температурным коэффициентом прямого нагрева (подогрева),

20 — конденсатор постоянной емкости, общее обозначение;

21 — конденсатор постоянной емкости поляризованный;

22 — конденсатор оксидный поляризованный электролитический, общее обозначение;

23 — резистор постоянный, общее обозначение;

24 — резистор постоянный с номинальной мощностью 0, 05 Вт;

25 — резистор постоянный с номинальной мощностью 0, 125 Вт,

26 — резистор постоянный с номинальной мощностью 0, 25 Вт,

27 — резистор постоянный с номинальной мощностью 0, 5 Вт,

28 — резистор постоянный с номинальной мощностью 1 Вт,

29 — резистор постоянный с номинальной мощностью рассеяния 2 Вт,

30 — резистор постоянный с номинальной мощностью рассеяния 5 Вт;

31 — резистор постоянный с одним симметричным дополнительным отводом;

32 — резистор постоянный с одним несимметричным дополнительным отводом;

Рис 1.1 Условные графические обозначения ЭРЭ в схемах электрических, радиотехнических и автоматизации

33 — конденсатор оксидный неполяризованный;

34 — конденсатор проходной (дуга обозначает корпус, внешний электрод);

35 — конденсатор переменной емкости (стрелка обозначает ротор);

36 — конденсатор подстроечный, общее обозначение;

38 — конденсатор помехоподавляющий;

40 — туннельный диод;

41 — лампа накаливания осветительная и сигнальная;

42 — звонок электрический;

43 — элемент гальванический или аккумуляторный;

44 — линия электрической связи с одним ответвлением;

45 — линия электрической связи с двумя ответвлениями;

46 — группа проводов, подключенных к одной точке электрическою соединения. Два провода;

47 — четыре провода, подключенных к одной точке электрическою соединения;

48 — батарея из гальванических элементов или батарея аккумуляторная;

49 — кабель коаксиальный. Экран соединен с корпусом;

50 — обмотка трансформатора, автотрансформатора, дросселя, магнитного усилителя;

51 — рабочая обмотка магнитного усилителя;

52 — управляющая обмотка магнитного усилителя;

53 — трансформатор без сердечника (магнитопровода) с постоянной связью (точками обозначены начала обмоток);

54 — трансформатор с магнитодиэлектрическим сердечником;

55 — катушка индуктивности, дроссель без магнитопровода;

56 — трансформатор однофазный с ферромагнитным магнитопроводом и экраном между обмотками;

57 — трансформатор однофазный трехобмоточный с ферромагнитным магнитопроводом с отводом во вторичной обмотке;

58 — автотрансформатор однофазный с регулированием напряжения;

60 — предохранитель выключатель;

62 — соединение контактное разъемное;

63 — усилитель (направление передачи сигнала указывает вершина треугольника на горизонтальной линии связи);

64 — штырь разъемного контактного соединения;

Рис 1.1 Условные графические обозначения ЭРЭ в схемах электрических радиотехнических и автоматизации

65 — гнездо разъемного контактного соединения,

66 — контакт разборного соединения например с помощью зажима

67 — контакт неразборного соединения, например осуществленного пайкой

68 — выключатель кнопочный однополюсный нажимной с замыкающим контактом самовозвратом

69 — контакт коммутационного устройства размыкающий, общее обозначение

70 — контакт коммутационного устройства (выключателя, реле) замыкающий, общее обозначение. Выключатель однополюсный.

71 — контакт коммутационного устройства переключающий, общее обозначение. Однополюсный переключатель на два направления.

72— контакт переключающий трехпозиционный с нейтральным положением

73 — контакт замыкающий без самовозврата

74 — выключатель кнопочный нажимной с размыкающим контактом

75 — выключатель кнопочный вытяжной с замыкающим контактом

76 — выключатель кнопочный нажимной с возвратом кнопки,

77 — выключатель кнопочный вытяжной с размыкающим контактом

78 — выключатель кнопочный нажимной с возвратом посредством вторичного нажатия кнопки,

79 — реле электрическое с замыкающим размыкающим и переключающим контактами,

80 — реле поляризованное на одно направление тока в обмотке с нейтральным положением

81 — реле поляризованное на оба направления тока в обмотке с нейтральным положением

82 — реле электротепловое без самовозврата, с возвратом посредством вторичного нажатия кнопки,

83 — разъемное однополюсное соединение

84 — гнездо пятипроводного контактного разъемного соединения

85 — штырь контактного разъемного коаксиального соединения

86 — гнездо контактного соединения

87 — штырь четырехпроводного соединения

88 — гнездо четырехпроводного соединения

89 — перемычка коммутационная размыкающая цепь

Таблица 1.1. Буквенные обозначения элементов схем

Умение разбираться в условных обозначениях в электрических схемах — безусловное преимущество любого автовладельца

Каждая машина оснащается электрическим оборудованием, будь то потребители напряжения либо его источники. Все использующиеся девайсы, а также электроцепи, соединяющие их, отмечаются на электросхеме. Как самостоятельно расшифровать условные обозначения в электрических схемах, для чего это нужно и какие компоненты включает в себя оборудование? Об этом мы расскажем ниже.

Что представляют собой автомобильные электросхемы?

Какие девайсы и элементы включает система электропроводки и электрооборудования автомобиля? Принципиальная электросхема являет собой визуальные изображение, где указываются все без исключения пиктограммы использующихся компонентов. Все девайсы находятся в конкретном порядке на схеме, а друг с другом они могут быть соединены как последовательным, так и параллельным образом. Надо учитывать, что сама электро схема легкового или грузового автомобиля по факту не показывает реального расположения оборудования. Она только показывает, как все потребители и источники энергии связаны.

Читать еще:  Двигатель g4fd gdi схема

Вне зависимости от машины, схема включает в себя следующие компоненты:

  • оборудование системы питания, применяющееся для образования напряжения;
  • девайсы, использующиеся для преобразования энергии;
  • кроме того, сеть также включает компоненты, использующиеся для передачи тока, то есть проводники.

Какие возможности открываются перед автовладельцем, разбирающемся в схемах?

В автосхеме электрики должен разбираться каждый владелец машин, так как при появлении неполадок в работе оборудования можно будет самому разобраться с поломкой. Естественно, если произошли более сложные проблемы в работе сети и оборудования, то выявить их самостоятельно без опыта вряд ли получится. Особенно, если учесть, что в современных авто используются более сложные схемы, что связано с применением большего числа всевозможных девайсов.

Также необходимость разбираться в работе той или иной схемы для авто может возникнуть у тех владельцев машин, которые желают внести коррективы в работу системы. Например, если вы планируете произвести совершенствование и тюнинг транспортного средства, это не обязательно подразумевает использование модернизированных обвесов или бамперов. Если тюнингуется салон, то автовладелец может установить новую аудиосистему или кондер, в таком случае без внесения правок не обойтись. Помимо этого, понимать работу схемы нужно и в случае, если вы решите самостоятельно установить противоугонную установку.

Уметь разбираться в схеме должны и те автолюбители, которые периодически пользуются прицепом, поскольку часто наши соотечественники сталкиваются с проблемой подключения. Так или иначе, если вы хотите установить дополнительные устройства и добавить их систему, то разбираться в электросхеме просто необходимо.

Как устроено электрооборудование любого автомобиля?

Как сказано выше, любая бортовая сеть включает в себя источники энергии, потребители, проводники, а также компоненты управления. К источникам энергии относятся аккумулятор авто, а также генераторный узел. Назначение АКБ заключается в питании током всех потребителей при отключенном моторе, его запуске а также при функционировании силового агрегата на пониженных оборотах. Но основным источником энергии все же считается генераторный узел, позволяющий обеспечить питание всего оборудования и восстановление заряда АКБ. Нужно учитывать, что емкость АКБ, а также мощность генераторного устройства должны полностью соответствовать техническим параметрам потребителей напряжения, это нужно для поддержки баланса энергии.

Что касается потребителей, то все они делятся на несколько групп:

  1. Основные. К этим потребителям энергии относятся топливная система, зажигания, впрыска, ЭСУД (управления работы мотором), автоматической трансмиссии, а также усилителя руля, в частности, ЭУР.
  2. Дополнительные. К ним можно отнести охладительную систему, освещения и оптики, активной и пассивной безопасности, кондиционер, печку, автосигнализацию, акустику, а также навигационную систему.
  3. Также имеются и кратковременные потребители. К таким потребителям можно отнести системы комфорта, запуска, клаксон, прикуриватель (автор видео — канал Kroom&coTV).

Также любая система проводки подразумевает использование и компонентов управления. С их помощью обеспечивается согласованная работа источников энергии, а также ее потребителей. В список компонентов управления входят монтажные блоки с предохранительными устройствами и реле, управляющие модуля. Эти устройства обычно располагаются децентрализованным образом. В современных транспортных средствах большинство опций, которые должны выполнять реле, возлагаются на управляющие модули, то есть блоки управления. Также во многих авто сегодня применяются мультикомплексные системы, в частности, шины данных, которые соединяют электронные блоки.

Основные аспекты правильного чтения электросхемы оборудования

Итак, как читать автомобильные схемы и что нужно знать об их расшифровке? Как вы уже поняли, без знаний о расшифровке вы не сможете выполнить ремонт проводки и оборудования при необходимости. Подробная схема к конкретной модели авто должна быть отмечена в сервисном мануале к машине. Посмотрев на нее, вы сможете увидеть десятки всевозможных обозначений электрооборудования, которые соединены линями. Каждая из этих линий окрашена в определенный цвет — это цвет проводов в системе проводки (видео снято каналом MR.BORODA).

В более современных автомобилях используются сложные схемы, поскольку такие транспортные средства оснащаются большим количеством оборудования и устройств. В таких электросхемах проводники могут быть указаны отрезками или с разрывами.

Какие аспекты для расшифровки электросхемы машины следует учитывать:

  1. Как мы уже сообщили, все электроцепи помечаются соответствующим их реальному состоянию цветом. Это во многом облегчает процесс ремонта и замены проводки. Сам цвет проводников может быть однотонным или двойным, это говорит о том, основной ли это кабель либо дополнительный. В том случае, если имеются в виду дополнительные проводники, то на самой электросхеме они отмечаются обычно штрихованными отрезками, которые бывают либо продольными, либо поперечными.
  2. Если в вашем авто несколько электрических цепей расположены на одном жгуте, при этом маркируются они аналогично, то такие цепи характеризуются гальваническим сопротивлением. То есть эти кабеля попросту соединены между собой.
  3. Если цепь входит в жгут, он будет отмечен с небольшим отклонением в определенную сторону, в которую он повернут.
  4. Обычно на любой электросхеме имеются несколько проводов одного цвета, как правило, черного. В данном случае речь идет об электроцепях, подключенных к заземлению, то есть кузову автомобиля. Такие контакты зовутся массой.
  5. Если говорить непосредственно о реле, то в этом случае контакты указываются в состоянии, когда через обмотку девайса не передается энергия. Если состояние работы устройства стандартное, то эти элементы могут отличаться друг от друга, так как они могут быть разомкнутыми и замкнутыми.
  6. Кроме того, посмотрев на электросхему, можно будет увидеть, что на самих электроцепях могут быть помечены дополнительные символы. А именно, речь идет о подключении электрической цепи к потребителю энергии. Такое обозначение даст возможность потребителю узнать, куда именно подключена цепи, при этом точно не прослеживая ее прокладку.
  7. Если вы заметили, что на девайсах или оборудовании указываются конкретные цифры, то эти номера в любом случае должны соответствовать. К примеру, если вокруг номера имеется круг, это свидетельствует о том, что это точка подключения цепи к отрицательному контакту. Если же вас интересуют комбинации из букв и цифр, то так отмечаются штекерные соединения.

Фотогалерея «Обозначения электросхем»

Заключение

Как правило, вместе с сервисным мануалом пользователя прилагается специальная таблица, с помощью которой вы сможете оптимально расшифровать те или иные компоненты электросети. У тех автовладельцев, которые ранее никогда не сталкивались с необходимостью расшифровки, могут возникнуть сложности при выполнении этой задачи. Нужно быть более внимательным, чтобы точно расшифровать все составляющие и компоненты. Непосредственно принцип расшифровки аналогичен не зависимо от того, о какой машине идет речь — об иномарке или авто отечественного производства.

Видео «Как самостоятельно выявить неполадки в работе электрики?»

Если вы не знаете, как своими руками определить неполадки в работе системы электропроводки автомобиля, то рекомендуем ознакомиться с роликом, где подробно описан этот процесс (видео опубликовано каналом Автоэлектрика ВЧ).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector