Sw-motors.ru

Автомобильный журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Один велосипед и два электромотора – сборка полного привода

Один велосипед и два электромотора – сборка полного привода

Опубликовано в Тех. характеристики Просмотров: 15660

Добавив к велосипеду электродвигатель в считанные минуты можно добиться значительного усовершенствования его конструкции. Сняв одно из колес велосипеда, и установив на его место иное – моторизиризированное, подключив контроллер, проводку и батареи, получим функциональное скоростное средство передвижения. Конвертировать при помощи специального электронабора можно любой велосипед, но как обстоит дело в случае установки сразу двух электромоторов? Какие комплектующие могут ещё понадобится помимо двух мотор-колес при столь «сложном» оборудовании велосипеда?

Ступичный электродвигатель является самой простой, наиболее эффективной и доступной системой электрического привода велосипеда. Развитие «бесщеточных» технологий позволило существенно увеличить производительность электрического транспорта, предоставляемого сегодня на рынке. Электрический двигатель (мотор-колесо) существенно расширяет грани возможностей традиционной велосипедной техники, основная его функция — обеспечение как дополнительной силовой поддержки для велосипедиста во время кручения педалей, так и выполнения основной работы по перемещению велосипеда без приложения физических усилий со стороны ездока. Повернул ручку газа и вперед, — с хорошим запасом мощности можно развить отличную скорость, забраться под любую горку. Для велосипеда с мотор-колесом и сильные ветры нипочем! Электровелосипеды просто идеальны для тех, кто считает, что постоянно крутить педали утомительно и старомодно.

Как правило, первоначально подготавливаясь к сборке электровелосипеда, покупатели определяются с интересной и достаточной для них мощностью мотор-колеса, беря во внимание рабочие параметры электродвигателей. Если человек не планирует разгонять электровелосипед больше чем до 25-35 км/ч — он выбирает 250-350W мотор-колесо, если же главной целью является развитие большой скорости, предстоят частые подъемы по склонам, электровелосипед будет использоваться в качестве тяговой силы при перевозке грузов — покупатель приобретает электродвигатель, как минимум, в 500W. Чем большей мощности будет использован электродвигатель, тем лучшую скорость сможет развивать электровелосипед, и тем лучшими будут показатели его тяговитости. На каждый товар всегда находится свой покупатель: кому-то бывает вполне достаточно небольшого 250-350W мотора, кто-то же наоборот, руководствуясь убеждением «чем больше, тем лучше», покупает 1000-ватку. Находятся и люди, которые видят свой идеал транспортного средства в установке сразу двух мотор-колес. К плясам такого рода переоборудования можно отнести улучшение подъемной силы электровелосипеда, «облегченный» старт с места (динамика разгона), лучшая управляемость при разгоне до максимальной скорости, при движении по пересеченной местности, гололеду, снегу, грязи. Электровелосипед с двумя моторами характеризуется прекрасной управляемостью, способностью к плавной и синхронно-координированной работе двигателей. Двухмоторный электровелосипед, в силу особенностей своей конструкции, способен перевозить не только человека, но и довольно тяжелые грузы.

На электровелосипед устанавливается сразу два равных по мощности мотор-колеса. Дисбаланс в мощности, так же как и несоответствие в весе и потреблении токов между двумя двигателями одного велосипеда неприемлемо. Обычно в паре используются прямоприводные мотор-колеса диапазона мощности 500-1000 ватт. Распространены два варианта совместного крепления на велосипед мотор-колес: одно мотор-колесо с креплением на переднюю вилку устанавливается спереди, другое, с креплением на заднюю ось, — сзади; два заднеприводных электромотора с идентичным напряжением, мощностью, диаметром и показателями крутящего момента устанавливаются сзади (последний вариант применим в случае использования специальной велосипедной приставки и создании трехколесной велосипедной модели – трицикла). Помимо соотвествия по мощности и напряжению, мотор-колеса одного электровелосипеда должны совпадать и по показателям развиваемого крутящего момента. Если установить на байк одновременно тяговое и скоростное мотор-колесо получим картину: скоростной мотор, стремясь быстрее вырваться вперед, будет перегреваться.

Несмотря на то, что на велосипед будет установлено сразу два электромотора, он будет так же тихо и «гладко» перемещаться, как если бы использовался всего лишь один. Внешне электровелосипед с двумя мотор-колесами также будет мало чем отличатся от одномоторного, ведь помимо дополнительного двигателя и ещё одного контроллера в нем больше не будут использоваться никакие дополнительные комплектующие: одна ручка газа будет обслуживать сразу два параллельных соединения компонентов — контроллер-мотор-колесо.

На практике скорость электровелосипеда с двумя моторами останется той же, что и у обычного электробайка, оснащенного одним из его мотор-колес, то есть, иными словами, максимальная скорость двухмоторного электровелосипеда будет равна максимальной скорости каждого из двигателей, — по законам физики суммирования скоростей не происходит. Главное же преимущество установки сразу двух мотор-колес кроется в улучшении тяговых способностей транспортного средства: под гору электровелосипед будет взбираться быстрее, так как мощность, которой он сможет располагать, увеличится вдвое.

При оснащении велосипеда двумя электромоторами возрастает уровень расхода энергии, по этой причине подобные сборки требуют использования аккумуляторных батарей большей емкости. При работе мотор-колес на полную мощность потребление тока будет довольно существенным, по этой причине использование аккумуляторных батарей малой емкости просто нецелесообразно.

Делая электровелосипед полноприводным, то есть комплектуя его сразу двумя мотор-колесами, важно добиться оптимального распределения веса на транспортном средстве, дабы обеспечить его отличную управляемость на дороге. Чем большей мощности будут устанавливаться на электровелосипед мотор-колеса, тем большей будет прилагаемая весовая нагрузка со стороны тяжелых аккумуляторных батарей на раму, так как, скорее всего, придется покупать их довольно тяжелые варианты ибо потребление токов электровелосипеда возрастет. По этой причине, с особой внимательность нужно отнестись к вопросу выбора прочной, стойкой к нагрузкам велосипедной рамы – основы будущего электрического велосипеда. Как вариант, с целью уменьшения нагрузки на велосипед, вместо герметичных необслуживаемых свинцово-кислотных AGM батарей можно применить литий-железо-фосфатные или литий-ионные аккумуляторы.

Читать еще:  Высокие обороты двигателя ока

Сборка электровелосипеда с двумя электромоторами имеет массу преимуществ, однако не избавлена она и недостатков. Так, увеличение количества двигательных составляющих и сопровождающих их электрокомпонентов (контроллеров), увеличение емкости аккумуляторных батарей, с целью обеспечения энергетических потребностей всей силовой установки электровелосипеда, отбивается, в первую очередь, на толщине кошелька. Закономерно, что велосипедный электронабор с большим количеством компонентов стоить будет дороже.

Преимущества полного привода электровелосипеда:

улучшенная динамика разгона, скоординированная работа моторов;

потрясающая тяга при подъемах и при перемещении по «мягким» поверхностям: снегу, песку.

улучшение способностей по перевозке грузов;

хорошая управляемость транспортным средством при развитии высокой скорости,

надежность — даже если откажет один из контроллеров или, не дай Бог, двигателей. всегда есть второй;

Недостатки установки на велосипед двух мотор-колес:

невозможно превысить максимальный показатель развиваемой скорости, характерный для каждого из моторов – работа в паре двух идентичных электродвигателей никак не отображается на их способности к развитию скорости;

дополнительные вес – создание полноприводного электровелосипеда предполагает не только установку ещё одного мотор-колеса и контролера, но и более емкостных и, соответственно, более тяжелых аккумуляторных батарей (исключение: комплектация электровелосипеда LiFePO4 либо Li-Pol аккумуляторами);

увеличение стоимости (лишние комплектующие – большие растраты).

Электровелосипед контроллер двигатель схема

Гражданский проспект, 118к1
Трасса Юкки 1 (Мега Парнас)

Будни с 10:00 до 22:00
Выходные с 10:00 до 23:00

  • Главная
  • Цены и условия
  • SKI сервис
  • Где мы находимся
  • SKI блог
  • Склоны Лен. области

Электровелосипед своими руками

Велосипед можно без особых проблем модернизировать за счет установки мотора.

Содержание:

Есть несколько вариантов:

— готовый комплект электрооборудования;

— бензиновый ДВС (двигатель внутреннего сгорания);

— покупка привода отдельно и его монтаж;

— приобретение готового электровелосипеда.

Рассмотрим подробнее эти способы.


Электроколеса и электроприводы

Преимущество таких комплектов в легкости и простоте монтажа.

Самой тяжелой частью набора будет батарея, суммарно вес транспорта может увеличиться на 10 и более кг.

Установить можно два типа силовых установок:

В первом случае конструкция имеет много общего с электрическими самокатами, привод интегрирован в ступицу. Это компактное решение, менять придется все колесо в сборе.

Навесные придется монтировать на раме к колесу или встраивать в каретку, но большая часть комплектов дополнена переходниками и кронштейнами, которые позволят установить мотор на любом велосипеде.

Большая часть комплектов для переделки включают:

Основных вариантов несколько:

Характеристики

Подвесной, Magic Pie-3

Кареточный, Bafang BBS02

Фрикционный, Rubbee

Цена, руб:

Около 25 000 без акк.;

Скорость, км/ч:

До 50 (некоторые модели до 90);

Время работы аккумулятора, км:

Время зарядки с полного разряда, час:

2,5, но зависит от емкости;

Рейтинг покупаемости, балл:

Простота установки, балл:

10 (буквально одно движение);

Соотношение цена/качество, балл:


Magic Pie-3

Первый вариант – это встроенный в ступицу привод, обычно такое колесо в сборе ставят назад, но не запрещено монтировать спереди или даже собрать полноприводный байк.

По мощности вариантов масса: от 150 до 2000 Вт.

Установить комплект не сложно, достаточно заменить колесо или отдельно ступицу на привод.

Далее разводится проводка, ставятся органы управления и батареи.

Такая конструкция в сборе выглядит эстетично, но весит минимум 6 кг и более.


Bafang BBS02

Кареточный мотор, например, интегрируется в каретку, после чего он вместе с цепью закрывается металлическим кожухом. При работе усиливается вращение педалей, что способствует экономии сил.

Мощности двигателей варьируются от 350 до 1600 Вт.

Для монтажа может потребоваться замена всего узла, включая каретку, цепи и звезды. Они обычно включены в комплект, но это увеличивает стоимость и трудоемкость.

В сборе вес значительный, потому подойдет вариант для стальных рам.

Открытые части подвержены интенсивному износу, при работе шумит.


Rubbee

Фрикционный — простейший вариант, устанавливается на колесо, на которое передается вращение путем трения по покрышке.

Для монтажа не нужна разборка, простейшие двигатели дешево стоят.

При этом конструкция шумная, покрышка быстрее изнашивается, тяга падает при спущенном колесе, а мокрое и вовсе может проскальзывать.


Самодельные

Из самоделок стоит выделить два варианта:

— на основе бензопилы;

— покупные электромоторы из магазина электрики, в нашем случае рассмотрим асинхронный двигатель.

Характеристики

Бензопила

Асинхронный двигатель

Цена, руб:

Скорость, км/ч:

Время работы на одной заправке, км:

Зависит от емкости бака, расход в среднем 0,7л/час;

Простота установки, балл:

Соотношение цена/качество, балл:


Инструмент

Для работы понадобится следующий набор инструмента и оборудования:

— набор гаечных ключей, желательно накидных и рожковых;

— сварочный аппарат инверторный, электроды 2-3 мм;

— угловая шлифмашина, достаточно на 125 мм;

— дрель и сверла по металлу диаметром 4-10 мм;

— паяльник для проводов с припоем и флюсом;

— изолента или термоусадка.


Установка

Начнем с установки двигателя от бензопилы. При этом можно избежать полной разборки конструкции, достаточно снять шину.

Современные пилы обеспечивают мощность до 2-х л.с.

Такие характеристики позволят разогнаться до 40 км/ч, но точная цифра зависит от веса райдера.

Инструкция для установки мотора от бензопилы:

1. Снимаем шину пилы, если приводной шкив закрыт кожухом, то его нужно снять;

2. Далее нужен расчет передачи, иначе мотор не сможет нормально работать:

будет перегреваться или вообще не сможет стронуть с места велосипед с водителем, обычно подбирают от 1:26 до 3:8, зависит от мощности и оборотов двигателя;

3. Теперь нужно установить шкив или звездочку на ступицу колеса, для этого понадобится несколько болтов, гаек с шайбами и соответствующие ключи.

Читать еще:  Шевроле лачетти температура двигателя зимой

Крепить нужно жестко, чтобы избежать раскручивания на ходу, поможет в этом фиксатор резьбы;

4. Теперь крепим сам привод. Для этого нужно сделать кронштейн из металла, если основа стальная, то его проще всего приварить к ней.

К алюминиевой тоже можно приварить, но для этого потребуется аргонная сварка.

Сверлить конструкцию для посадки на болты не желательно, так как это ее серьезно ослабит.

Можно приварить кронштейн в виде скобы над колесом, для жесткости нужна третья точка крепления, для этого стоит задействовать подседельный штырь или участок рамы, в который он вставляется;

5. На скобе подготавливаются отверстия для фиксации.

Идеально прикрутить болтами с гайками и шайбами, либо фиксатором резьбы;

6. Далее выводим органы управления на руль, для этого пропускаем трос от дроссельной заслонки бензопилы до руля. Придется заменить ручку поворотным аналогом от мотоцикла, а к ней уже прикрепить трос;

7. Емкость для топлива встроена в пилу, но если хочется увеличить, то придется делать отдельно.

Можно установить металлическую или пластиковую, но, так как бензин имеет свойства растворителя, надежнее использовать металл.

Большой плюс пилы в том, что у нее уже есть сцепление, так называемое центробежное, которое запускается при определенных оборотах.

Внимание: самодельные емкости для топлива могут быть взрывоопасны!


Асинхронный двигатель

Асинхронные достаточно крупные и тяжелые, в данном случае используем 750-ваттный, который дает высокий КПД и очень мощное ускорение.

Лучше всего ставить на велосипеды с высокой рамой, кстати, если вы еще не определились с рамой, вы можете обратиться к нам, в прокат велосипедов , и выбрать размер и форму, подходящую именно вам.

По скорости он будет уступать аналогичным по мощности мотор-колесам. Но, будет стоить гораздо дешевле.

Для сборки понадобится:

Порядок работы:

1. Начинаем с демонтажа звездочек на каретке, убираем педали и шатуны – они не понадобятся при данной компоновке;

2. Затем нужно сделать кронштейн крепления привода.

Проще всего, если основа стальная, тогда можно выставить и приварить пару профилей из стального уголка, например.

В них размечаются и высверливаются отверстия под выбранный движок.

Вместо приваренных кронштейнов можно сделать съемные, которые будут удерживаться по принципу хомутов;

3. Аккумуляторы в данном случае нужны емкостью 12Ач и напряжением 24В.

Можно соединить последовательно несколько меньших;

4. Батареи весят много, потому для них тоже понадобятся кронштейны.

Подбирать аккумуляторы стоит так, чтобы они уместились внутри каркаса, так компактнее;

5. Контроллер проще всего установить ближе к аккумуляторам, чтобы не тянуть провода через всю конструкцию.

Можно купить небольшую сумку и жестко ее зафиксировать, а внутрь положить управляющее устройство;

6. Затем электрика: провода спаиваются, припаивается зарядный разъем.

Незащищенные участки изолируем изолентой или термоусадкой.

Если нет возможности полностью скрыть провода, стоит проложить их в кабель-канале, чтобы защитить от влаги и грязи.


Готовый электровелосипед

Проще и надежнее всего купить уже готовый электробайк, для знакомства приведем 3 наиболее востребованных на данный момент:

— Eltreco FS-900 26;

— HOVERBOT CB-4 X-Rider;

— WELT Rockfall 1.0 E-drive.


WELT Rockfall 1.0 E-drive

Это модель 2018 года, стоимостью 50-55 тысяч – самый доступный вариант из рассматриваемых. По классу – горный, кросс-кантри.

Батарея 13 Ач, ростовки разнообразны, можно покупать для райдеров от 150 см и более.

Стоковая резина достаточно цепкая, даже при езде по пересеченной местности. Из недостатков можно выделить слабые тормоза.


Eltreco FS-900

Двухподвес из бюджетной ценовой категории – всего 65 тысяч. По классу – кросс-кантри, год старта выпуска – 2018.

Обладает достаточно емким аккумулятором, который способен тянуть райдера до 50 км.

Время на зарядку – до 6 часов. Интегрирована подсветка, причем, передний фонарь питает батарея, а задний – небольшая солнечная панель. Некоторые пользователи жалуются на жесткость заднего амортизатора, но его не сложно заменить.


HOVERBOT CB-4 X-Rider

Новинка 2019 года, байк стоимостью – от 87 тысяч. Относится к горным и кросс-кантрийным моделям.

Из плюсов надежные механические дисковые тормоза, на надежные механизмы китайцы не поскупились, что и отразилось на цене.

Рассчитан велосипед на райдеров весом в пределах 110 кг.

Батарея 36-вольтовая, емкостью 10,4 Ач, хватает на 50 км пробега без подзарядки.

Характеристика

Eltreco FS-900 26

HOVERBOT CB-4 X-Rider

WELT Rockfall 1.0 E-drive

Рама:

Максимальная скорость, км/ч

Материал рамы:

Амортизация:

Размерность колес:

Число скоростей:

Мощность мотора, Вт

Вес, кг

Пробег на полном заряде, км

Цена, руб

Из всех вариантов самым экономичным, но трудозатратным будет самостоятельная сборка велосипеда с мотором.

Дороже и проще монтаж готового комплекта, но не исключен риск ошибки.

Готовый электровелосипед дороже всего, зато гарантирована безопасность, качество и на руках будет гарантийный талон, с которым можно получить фирменное обслуживание своего транспорта.

Купить контроллер

Мощный синусный контроллер с токовым управлением. Обеспечивает бесшумную работу мотора. Батарейный ток до 60 А. Рекуперативное торможение. В комплект входит:

1. Синусный контроллер КТ 30-60A

Синусный контроллер о беспечивает бесшумную работу мотора.

Батарейный ток до 40 А

Совместим с дисплеем S830

Размеры: 210х83х40 мм

Номинальное напряжение: 48 В.

Батарейный ток до 15 А.

Мощность: 350-800 Вт.

Размеры: 55х80х30 мм

Номинальное напряжение: 48 В.

Батарейный ток до 28 А.

Мощность: 750-1500 Вт.

Размеры: 72х140х30 мм

Для работы необходим дисплей S900

Контроллер для электровелосипеда 750 Вт

Номинальное напряжение: 36/48 В.

Читать еще:  Chevrolet lanos стук в двигателе

Батарейный ток до 26 А.

Мощность: 750-1400 Вт.

Размеры: 180х61х36 мм

Совместим с дисплеем S900, S830

Синусный контроллер для популярного корпуса Hailong 1-2.

Номинальное напряжение: 48 В.

Батарейный ток до 22 А.

Мощность: 500-1200 Вт.

В комплекте: LCD дисплей, курок газа, ручки тормоза с датчиками

Мощный контроллер от китайского производителя YYK. Номинальное напряжение: 48, 60 или 72 В. Батарейный ток до 80 А. Рекуперативное торможение. Размеры 245х117х62 мм. Подключается через Bluetooth к смертфону, отображает параметры на дисплее через приложение. Вес 1.65 кг.

Мощный контроллер от китайского производителя YYK. Отличается высоким рабочим напряженим, номинальный диапазон: 72-120 В. Батарейный ток до 150 А. Размеры 305х117х62 мм. Подключается через Bluetooth к смертфону, отображает параметры на дисплее через приложение. Вес 2.3 кг.

Мощный контроллер от китайского производителя YYK. Номинальное напряжение: 48, 60 или 72 В. Батарейный ток до 50 А. Рекуперативное торможение. Размеры 175х117х62 мм. Подключается через Bluetooth к смертфону, отображает параметры на дисплее через приложение. Вес 1.2 кг.

Мощный контроллер от китайского производителя YYK. Номинальное напряжение: 48-72 В. Батарейный ток до 100 А. Рекуперативное торможение. Размеры 340х117х60 мм. Подключается через Bluetooth к смертфону, отображает параметры на дисплее через приложение. Вес 2 кг.

Мощный контроллер нового поколения от китайского производителя YKZ. Отличается повышенной мощностью фазного тока. Номинальное напряжение 48-72 В. Батарейный ток до 200 А. Размеры 250х135х65 мм. Подключается через Bluetooth к смертфону, отображает параметры на дисплее через приложение. Вес 2.2 кг.

Мощный контроллер нового поколения от китайского производителя YKZ. Отличается повышенной мощностью фазного тока. Номинальное напряжение 48-72 В. Батарейный ток до 150 А. Размеры 250х135х65 мм. Подключается через Bluetooth к смертфону, отображает параметры на дисплее через приложение. Вес 2.2 кг.

Контроллер для электровелосипеда 500 Вт

Номинальное напряжение: 48 В.

Батарейный ток до 20 А.

Мощность: 500-1000 Вт.

Размеры: 62х100х30 мм

Совместим с дисплеем S900

Супер мощный синусный контроллер от известного производителя Sabvoton. Обеспечивает бесшумную работу мотора. Батарейный ток до 150 А. Номинальное напряжение: 72 В. Размеры 250х146х62 мм. В комплекте дисплей MX Niu, разветвитель проводов и USB кабель.

Системы управления мотор колесом на электровелосипеде

Система управления мотор колесом e-bike

В системе e-bike управление мотор колесом (его скоростью) производится при помощи ручки акселератора, проще говоря ручкой газа. В ней устанавливают три датчика Холла и подводится напряжение 5 Вольт.

Поворачивая ручку на определённый угол, на выходе изменяют напряжение 0 — 4.2 или 0 — 5 Вольт. Ручкой газа управляют контроллером. В зависимости от величины напряжения, которое приходит от ручки газа, контроллер меняет подачу энергии на колесо.

Преимуществом этой системы является то, что начало движения, отключение мотор колеса и изменение скорости, с вращением педалей совершенно не связано.

Система e-bike популярна в Азии, Америке и в странах бывшего Союза. В Европе, при использовании системы управления e-bike, электровелосипед может быть переведен в категорию электроскутера, когда его необходимо регистрировать и получать права на его управление.

Система управления мотор колесом PAS

Для реализации принципа управления электротягой в качестве вспомогательного источника мощности, на электровелосипедах применяют систему PAS (pedaling assisted system).

Простая и недорогая система, которая при вращении педалей подключает электродвигатель. Работа системы основана на работе датчика и постоянных магнитов, и устанавливается на каретку (педальный узел) электровелосипеда.

Когда педали начинают вращаться, датчик системы формирует управляющие импульсы для контроллера, который запускает мотор колесо с небольшой задержкой после начала поворота педалей (угол поворота зависит от прошивки контроллера). Недостатком системы PAS является невозможность регулировки скорости велосипеда.

Система управления мотор колесом pedelec

Система изменяет величину крутящего момента, в зависимости от развиваемого усилия на педалях. Система pedelec основывается на работе torque sensor, встраиваемого в педальный узел, когда обычная каретка заменяется на каретку с torque sensor.

На обычную каретку установить такой сенсор не получится — на такое усовершенствование её конструкция не рассчитана, поэтому меняют целиком весь узел. При это переделка велосипеда становится значительно дороже.

Такая система управления электровелосипедом pedelec позволяет осуществлять регулировку мощности мотор колеса, которая зависит от величины усилия, приложенного к педалям. Чем сильней прилагается к педалям усилие, тем больше помощь мотор колеса. В Европе такая система управления считается к идеальной.

Еще статьи на эту тему:

Схемы компоновки элементов электровелосипеда. Важным моментом, который учитывают в конструкции любого вида транспорта является правильная развесовка по осям. Для велосипеда показатель развесовки также имеет большое значение и…

Варианты размещения мотор колёс на электровелосипедах. Заднее колесо на велосипеде является базовым для подключения к нему привода, так как задняя вилка намного прочней, чем передняя. Производители электровелосипедов устанавливают на заднее колесо…

Факторы, влияющие на пробег электровелосипеда. Все факторы могут складываться, исключать и влиять на друг друга. Точно вычислить пробег нельзя, но принять некоторые меры для его увеличения можно…

Электроскутер или электровелосипед? Электроскутер по конструкции ходовой части и своим внешним видом ничем не отличаются от обычного скутера с двигателем внутреннего сгорания. Электродвигатель скутера как правило безколлекторный…

Ограничения на электровелосипеды в Японии. Дело в том, что по Японским законам помощь электромотора велосипедисту ограничена. До 2008 года ограничение определялось соотношением 1 : 1. На каждый затраченный велосипедистом ватт мощности электродвигатель может добавлять…

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector