Sw-motors.ru

Автомобильный журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Электронная система управления двигателем (ЭСУД)

Электронная система управления двигателем (ЭСУД)

ЭСУД модификаций 1,6 (16V) и 1,6 (8V) почти одинаковые. Отличия в разных катушках зажигания и расположении элементов.

ЭСУД состоит из электронного блока управления двигателем (ЭБУ), датчиков параметров работы двигателя и автомобиля, а также исполнительных устройств.

Элементы электронной системы управления двигателем 1,6 (16V):

Схема электронной системы управления двигателем 1,6 (16V):

Элементы ЭСУД 1,6 (8V) (воздушный фильтр снят):

Схема ЭСУД 1,6 (8V):

Электронный блок управления двигателя (ЭБУ)

ЭБУ получает всю необходимую информацию с датчиков и управляет исполнительными механизмами. Как и в большинстве автомобилей фирмы Renault, на автомобиле Lada Largus ЭБУ устанавливается в моторном отсеке на кронштейне за аккумулятором. Он представляет собой электронный блок типа EMS 31.32 с 90-контактным интерфейсным разъемом. (замена ЭБУ)

На рисунках выше показан общий вид подкапотного пространства с расположением элементов ЭСУД, в том числе ЭБУ. а также элементов электрооборудования автомобиля.

В состав ЭБУ входят микроконтроллер со встроенной Flash-памятью (программируемое постоянное запоминающее устройство – ППЗУ) и оперативное запоминающее устройство (ОЗУ), микросхемы АЦП, драйверы управления работой двигателя регулятора холостого хода (РХХ), сигнала управления топливным насосом и т. д. Микроконтроллер формирует напряжение питания нагревателя датчиков кислорода и расхода воздуха. После включения зажигания контролер включает индикатор. расположенный в комбинации приборов, который информирует водителя об исправности или выявлении какой-либо неисправности ЭСУД.

Внешнее диагностическое оборудование подключается к розетке для информационной связи с контроллером по двунаправленной линии K-line.

В ОЗУ при отключении питания (аккумулятора) информация не сохраняется, в отличии от ППЗУ, которое является энергонезависимым устройством.

Лампа (индикатор) на комбинации приборов, сигнализирующая о неисправности ЭСУД

Запрещается эксплуатация автомобиля с постоянно горящим (мигающим) индикатором неисправности ЭСУД. Допускается движение автомобиля до места ремонта. Если неисправность кратковременна, то лампочка погаснет через 10 секунд, при условии, что в памяти ЭБУ не будет других кодов неисправностей, вызывающих включение данного сигнализатора.

Диагностический разъём

Диагностический разъём (колодка диагностики) расположен в вещевом ящике на его задней стенке. С его помощью могут быть считаны коды неисправностей, находящиеся в ЭБУ. На рисунке показано расположение диагностического разъёма, а назначение контактов приведено в таблице ниже.

Распиновка диагностического разъёма

Таблица: Назначение контактов диагностического разъёма

Номер контактаНазначение
1Шина «+» после включения зажигания
2, 3Земля
6Не используется
7Диагностический сигнал К (шина К-line)
8-14Не используются
15Диагностический сигнал L (шина К-line)
16Шина «+» аккумуляторной батареи

Датчик положения и частоты вращения коленчатого вала двигателя (ДПКВ)

Датчик положения и частоты вращения коленчатого вала индуктивного типа, он предназначен для синхронизации работы электронной системы ЭБУ с угловым положением коленчатого вала и первого цилиндра двигателя. Датчик располагается в задней части двигателя напротив задающего венца на маховике двигателя. Задающий венец представляет собой зубчатое колесо. Для синхронизации работы на диске отсутствуют два зуба — это начало отсчета.

При вращении задающего диска в обмотке датчика формируются импульсы переменного тока, сигнал подается непосредственно на ЭБУ.

При отказе датчика пуск двигателя невозможен, датчик проверяют в следующем порядке:

  • проверяют целостность соединений;
  • отключают колодку соединителя и измеряют сопротивление обмотки датчика, оно должно быть в пределах 200. 270 Ом;
  • если сопротивление обмотки в норме, к датчику подключают технологический соединитель и с помощью осциллографа проверяют выходной сигнал датчика — амплитуда импульсов должна быть не менее 0,9 В, в противном случае датчик заменяют.

Находится на картере сцепления, над маховиком двигателя.

Датчик температуры входного воздуха (ДТВ)

Датчик температуры имеет в своем составе терморезистор, он установлен во впускном коллекторе. С ЭБУ через токоограничительный резистор на датчик поступает опорное напряжение 5 В. Температура воздуха на впуске рассчитывается по падению напряжения на датчике. ЭБУ использует показания этого датчика для расчета длительности импульсов открытия топливных форсунок и угла опережения зажигания.

На двигателе 1,6 (16V) находится в ресивере спереди.

На двигателе 1,6 (8V) установлен во впускном трубопроводе слева.

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ)

Датчик охлаждающей жидкости по конструкции аналогичен предыдущему датчику — это терморезистор, сопротивление которого изменяется обратно пропорционально температуре охлаждающей жидкости. Датчик устанавливается на блоке цилиндров, в его задней части. По падению напряжения на датчике ЭБУ определяет температуру двигателя и учитывает ее при расчете параметров системы впрыска и зажигания.

На двигателе 1,6 (16V) находится в отверстии корпуса термостата, расположенного с левой стороны ГБЦ.

На двигателе 1,6 (8V) находится в отверстии с левой стороны ГБЦ.

Датчик фаз (положения распределительного вала)

Датчик фаз индуктивного типа устанавлива ется только на двигатель К4М, его работа основана на эффекте Холла. Датчик установлен на задней части крышки головки блока цилиндров. При прохождении через датчик кромки задающего диска, установленного на распределительном валу, изменяется магнитное поле и формируются импульсы напряжения переменного тока. Сигнал с датчика поступает на ЭБУ для обеспечения работы фазированного впрыска топлива в соответствии с порядком работы цилиндров ДВС. При появлении сбоев в работе датчика ЭБУ вносит в память код ошибки и включает световой индикатор, расположенный на комбинации приборов.

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ)

Находится на оси заслонки дроссельного узла (замена).

Датчик детонации (ДД)

На двигателе 1,6 (16V) находится в отверстии на передней стенке блока цилиндров, расположенное в районе между 2-м и 3-м цилиндрами.

На двигателе 1,6 (8V) находится в отверстии на задней стенки БЦ, в районе 3-го цилиндра.

Управляющий датчик концентрации кислорода (УДКК)

Установлен в резьбовом отверстии выпускного коллектора. (замена).

Диагностический датчик концентрации кислорода (ДДКК)

Установлен в трубе системы выпуска отработавших газов после каталитического нейтрализатора. (замена).

Датчик абсолютного давления воздуха (ДАД)

На двигателе 1,6 (16V) установлен в ресивере справа.

На двигателе 1,6 (8V) установлен во впускном трубопроводе слева.

Датчик скорости автомобиля (ДСА)

Установлен сверху на картере коробки передач.

Тюнин Н.А., Родин А.В. Электрооборудование и ЭСУД бюджетных легковых автомобилей

Книга представляет собой практическое пособие по диагностике систем управления бензиновыми двигателями наиболее продаваемых в России бюджетных автомобилей отечественных и иностранных производителей, а именно: BYD F3, CHEVROLET Lanos, ZAZ Chance, FIAT Albea, LADA Granta, LADA Kalina, LADA Kalina 2, LADA Largus, LADA Priora, NISSAN Juke, RENAULT Logan и RENAULT Scenic.

В книге описывается электрооборудование автомобилей, а также основные принципы построения и функциональные особенности электронных систем управления двигателем. Авторами предлагается интуитивно понятная и логичная методика диагностики компонентов системы управления двигателем. Приводятся данные о порядке получения и интерпретации информации системы самодиагностики автомобилей.
Книга предназначена для специалистов, профессионально занимающихся ремонтом автомобилей, а также для обычных автолюбителей, интересующихся устройством электрооборудования своего автомобиля.

При подготовке книги использовались материалы журнала «Ремонт & Сервис» за 2008-2014 гг.

Глава 1. Автомобиль BYD F3
Устройство электронной системы управления двигателем
Схема подключения ЭБУ MT-20U к ЭСУД в автомобиле BYDF3
Поиск неисправностей с помощью диагностического прибора

Читать еще:  Что такое левитирующий двигатель

Глава 2. Автомобили Chevrolet Lanos и ZAZ Chance
Состав ЭСУД и конструкция
Диагностика неисправностей ЭСУД и рекомендации по их устранению

Глава 3. Автомобиль Fiat Albea
Электрооборудование автомобиля Fiat Albea
Система распределенного впрыска топлива
Диагностика системы распределенного впрыска, поиск и устранение неисправностей
Проверка компонентов системы распределенного впрыска
Неисправности системы подачи топлива

Глава 4. Автомобиль Lada Granta
Устройство и работа электрооборудования автомобиля
Генератор
Стартер
Электрическая схема переднего жгута проводов
Электрическая схема жгута проводов салона
Электронная система управления двигателем с электронным блоком управления М74
Евро-4
Диагностика ЭСУД с электронным блоком управления М74 Евро-4

Глава 5. Автомобиль LADA KALINA
Состав и конструктивные особенности
ЭСУД
Диагностика неисправностей ЭСУД и рекомендации по их устранению
Работа с диагностическим прибором

Глава 6. Автомобиль LADA KALINA 2 с автоматической коробкой передач
Устройство и работа ЭСУД с контроллером М74
Схема управления модулем зажигания
Общая методика диагностики неисправностей ЭСУД автомобиля
Интерфейс CAN
Система электронного управления автоматической коробкой передач автомобиля LADA KALINA 2
Устройство и принцип работы датчиков и исполнительных устройства АКП
Диагностика и методы определения неисправностей системы управления АКП

Глава 7. Автомобиль LADA LARGUS
Устройство электронной системы управления двигателем
Диагностика ЭСУД
Коды неисправностей ЭСУД
Диагностика работы электронной противоугонной блокировки запуска двигателя

Глава 8. Автомобили ВАЗ-2170 LADA Priora и ВАЗ-11183 LADA Kalina
Устройство и принцип работы системы управления двигателем
Диагностика управления работой двигателя

Глава 9. Автомобиль Nissan Juke
Состав электрооборудования
Генератор и система запуска двигателя
Система запуска двигателя
Электронная система управления двигателем
Системы безопасности автомобиля
Система комфорта автомобиля

Глава 10. Автомобили Renault Scenic/Logan
ЭСУД «Siemens Sirius 32»
Проверка параметров блока управления впрыском «SiemensSirius32»
Самодиагностика ЭСУД «Siemens Sirius 32»
Проверка компонентов ЭСУД «Siemens Sirius 32»
Проверка функции обеспечения ЭСУД
Литература и Интернет-ресурсы

Название: Электрооборудование и ЭСУД бюджетных легковых автомобилей
Авторы: Тюнин Н.А., Родин А.В.(ред.)
Издательство: Солон-Пресс
Год: 2015
Страниц: 112
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: отличное
Размер: 14,26 мб

Скачать Электрооборудование и ЭСУД бюджетных легковых автомобилей (2015) Тюнин Н.А., Родин А.В

Устройство электронной системы управления двигателем семейства ЯМЗ-530 CNG.

Устройство электронной системы управления двигателем семейства ЯМЗ-530 CNG.

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ.

ВНИМАНИЕ! ЛЮБЫЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА В РАБОТУ ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИЛИ ЭЛЕКТРОПРОВОДКИ СОПРЯЖЕНЫ С ОПАСНОСТЬЮ И МОГУТ ПРИВЕСТИ К ТРАВМАМ (ВПЛОТЬ ДО СМЕРТЕЛЬНЫХ) И/ИЛИ К ПОВРЕЖДЕНИЯМ ДВИГАТЕЛЯ.

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ РАБОТ С ЭСУД НЕОБХОДИМО ОТКЛЮЧИТЬ ЭЛЕКТРОПИТАНИЕ, ПОВЕРНУВ КЛЮЧ В ВЫКЛЮЧАТЕЛЕ ПРИБОРОВ И СТАРТЕРА В ПОЛОЖЕНИЕ «0» И ВЫКЛЮЧИВ «МАССУ».

ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ «МАССЫ» РАЗРЕШАЕТСЯ ОТКЛЮЧАТЬ НЕ РАНЕЕ, ЧЕМ ЧЕРЕЗ 30 С ПОСЛЕ ПОЛНОЙ ОСТАНОВКИ ДВИГАТЕЛЯ. В ТЕЧЕНИЕ ЭТОГО ВРЕМЕНИ ЭЛЕКТРОННЫЙ БЛОК УПРАВЛЕНИЯ ПРОВОДИТ ДИАГНОСТИКУ НЕКОТОРЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ЭСУД И СОХРАНЯЕТ ЕЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В ПАМЯТИ.

Главными задачами для разработчиков двигателей являются снижение расхода топлива и содержания вредных веществ (NOx – оксиды азота, СО – окись углерода, СН – углеводороды, «твердые» частицы) в отработавших газах.

Решение этих задач в современных условиях возложено на электронную систему управления двигателем (ЭСУД или EDC – Electronic Diesel Control), которая позволяет точно и быстро, учитывая множество постоянно меняющихся внешних условий, регулировать параметры процесса подачи топлива, обеспечивая выполнение многочисленных требований, стоящих перед современными двигателями.

С этой целью в составе ЭСУД имеются датчики, электронный блок управления (ЭБУ) и исполнительные механизмы. Получая от датчиков сигналы, ЭБУ анализирует их и в соответствии с заложенными в его память базовыми параметрами, вырабатывает команды на срабатывание различных исполнительных устройств, осуществляя тем самым корректировку рабочих параметров двигателя и обеспечивая максимальную эффективность его отдачи при минимальном расходе топлива. Иначе говоря, ЭБУ определяет момент, когда требуется подать нужное количество топлива в цилиндры, а также момент, когда следует подать искру. Исполнительные механизмы служат для доставки в цилиндры топливовоздушной смеси и формирования искры.

Наряду с этой существует другая важная задача, решение которой лежит на ЭБУ. Этой задачей является самодиагностика системы управления. Система производит проверку датчиков и исполнительных устройств, контролирует эксплуатационные циклы транспортного средства, обеспечивает возможность замораживания параметров и очистки блока памяти. Все отказы и нарушения функционирования компонентов системы фиксируются в электронной памяти ЭБУ в виде специальных цифровых кодов. Считывание записанных в память ЭБУ кодов неисправностей, полученных в результате самодиагностики, проводится при помощи специального сканера, подключаемого к 16-контактному диагностическому разъему.

Электронная система двигателя может интегрироваться в единую бортовую сеть управления автомобилем, что позволяет, например, снижать крутящий момент двигателя при переключении передач в автоматической коробке или изменять его при пробуксовке колес, отключать устройство блокировки движения и т.д. Она соответствует всем требованиям протоколов диагностики OBD II (On-Board Diagnostic– система бортовой диагностики) и EOBD (Европейский протокол OBD для получения информации о неисправностях двигателя, связанных с отработавшими газами).

ОБЩЕЕ УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ ЭСУД.

Электронная система управления двигателем состоит из трех главных системных блоков.

Датчики и задающие устройства 2, 4 регистрируют условия эксплуатации (например, частоту вращения коленчатого вала) и задаваемые величины (например, датчик положения педали акселератора). Они преобразуют физические величины в электрические сигналы. Информация о работе систем двигателя передается в электронный блок управления – это входные сигналы.

Электронный блок управления (ЭБУ) 1 обрабатывает сигналы датчиков и задающих устройств по калибровочным таблицам. Он управляет исполнительными механизмами с помощью электрических выходных сигналов. Кроме того, ЭБУ взаимодействует с другими системами автомобиля 5-7, а также участвует в его диагностике 8.

ЭБУ контролирует все текущие эксплуатационные режимы двигателя. При выходе из допустимых пределов какого-либо из параметров двигателя ЭБУ немедленно дает соответствующее управляющее действие.

Исполнительные механизмы 3 преобразуют электрические выходные сигналы блока управления в действие механических устройств (например, дроссельная заслонка), управляющих подачей топлива.

ПРИНЦИП РАБОТЫ ЭСУД.

ЭСУД это система программно-аппаратных средств, которая может определять и идентифицировать неисправности и вероятные причины неисправностей, как самой системы, так и двигателя.

О любых нарушениях функционирования компонентов систем впрыска и снижения токсичности отработавших газов водитель оповещается посредством срабатывания вмонтированной в комбинацию приборов транспортного средства (ТС) лампы индикатора сбоев (ИС). Если сбой имел временный характер и ЭБУ регистрирует возврат системы к нормальному функционированию, лампа ИС отключается.

Проверка исправности состояния лампы ИС (ее кратковременное срабатывание) происходит каждый раз при повороте ключа Выключателя приборов и стартера (зажигания) в фиксируемое положение «I» (приборы включены). При отсутствии нарушений функционирования систем управления двигателем и снижения токсичности отработавших газов лампа должна погаснуть уже спустя 2-30 секунд. Если при включении зажигания кратковременного срабатывания контрольной лампы не происходит, проверьте состояние электропроводки и предохранителя ее электрической цепи, кроме того, удостоверьтесь в целостности нити накала собственно лампы.

ВНИМАНИЕ! ЕСЛИ СИГНАЛЬНАЯ ЛАМПА ГОРИТ И НЕ ГАСНЕТ, ТО В ЭЛЕКТРОННОЙ СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ ЗАФИКСИРОВАНА НЕИСПРАВНОСТЬ, КОТОРУЮ НЕОБХОДИМО УСТРАНИТЬ

Необходимо помнить, что коды регистрируют отказы электрических контуров в совокупности, а не отдельных компонентов, входящих в их состав. Так, присутствие в памяти ЭБУ кода SPN 51 говорит о неисправности в цепи датчика положения дроссельной заслонки, что вовсе необязательно свидетельствует о выходе из строя самого датчика. При выявлении причин отказа особое внимание следует уделять состоянию соответствующей электропроводки и качеству ее контактных соединений. Исключить вероятность отказа рабочего элемента цепи, либо удостовериться в нем можно путем подстановки заведомо исправного компонента.

Читать еще:  Hyundai h200 технические характеристики двигатель

Примерная структурная схема электронной системы управления двигателем семейства ЯМЗ-530 CNG.

* 1 – Для некоторых моделей транспортных средств и изделий.

* 2 – Подключается при диагностике ЭСУД.

* 3 – На двигателе не устанавливается, входит в комплект поставки.

* 4 – Для некоторых моделей двигателей.

В памяти ЭБУ одновременно хранятся коды множества различных неисправностей. Выдача кодов при считывании производится в порядке возрастания их идентификационных номеров и никак не зависит от порядка занесения их в память.

Коды неисправностей могут быть двух видов: активные (не устраненные) и неактивные (устраненные).

ЭБУ обеспечивает самодиагностику и диагностику компонентов электронной системы управления. ЭСУД постоянно проверяет сигналы всех соединенных с ЭБУ датчиков и исполнительных механизмов по таким параметрам, как выход за границы рабочей области, нарушение контакта, короткие замыкания на «массу» или устойчивость по отношению к другим сигналам.

При обнаружении отклонений параметров работы двигателя от заданных загорается лампа ИС, а при наличии на панели приборов ТС монитора, на его экране появляется сообщение о неисправности с указанием диагностического кода и ее характера.

Отличительной особенностью самодиагностики ЭСУД является организация в ней адаптивной логики, позволяющей производить динамическое управление функционированием системы впрыска топлива. Данная особенность позволяет автоматически компенсировать износ и колебания параметров компонентов системы питания. Так, при стабильно работающем двигателе ЭБУ отслеживает тенденцию к обеднению или обогащению воздушно-топливной смеси и предпринимает соответствующие шаги по корректировке ее состава, стремясь постоянно выдерживать стехиометрическое число λ=1. Корректирующие параметры заносятся в специальную память ЭБУ, фиксируются в ней и остаются доступными при последующих циклах эксплуатации ТС.

ЭСУД при определенных условиях может выполнять следующие действия:

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ, ОГРАНИЧЕНИЕ ЧАСТОТЫ ВРАЩЕНИЯ и/или ВЕЛИЧИНЫ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ДВИГАТЕЛЯ и ОСТАНОВ ДВИГАТЕЛЯ.

ЭЛЕКТРОННЫЙ БЛОК УПРАВЛЕНИЯ (ЭБУ).

Электронный блок управления (ЭБУ или ECU – Electronic Control Unit) модели WP-580 фирмы Westport, рисунок 2, на двигателе не устанавливается, входит в комплект поставки и располагается на шасси транспортного средства (в кабине автомобиля, в салоне автобуса или в подкапотном пространстве на перегородке моторного отсека). Обозначение ЭБУ – 53404.3763010 (обозначение фирмы Westport – 01-01-A00-007-008).

Основными задачами блока управления являются получение информации от датчиков, ее обработка и управление исполнительными механизмами. В соответствии с требованием водителя и записанной управляющей программой, ЭБУ:

  • осуществляет управление двигателем;
  • взаимодействует с электронными устройствами транспортного средства по каналу CAN (SAE J 1939);
  • выполняет функции бортовой диагностики в соответствии с требованиями Правил ООН № 49-05С, согласно стандартам ISO 15031 и SAE J 1939;
  • сигнализирует водителю о возникновении аварийных ситуаций посредством ламп на панели приборов ТС (диагностики двигателя, лампа индикатора сбоев (ИС), аварийного давления масла и т. д.);
  • выполняет функцию ограничения крутящего момента согласно требованиям Правил ООН № 49-05С;
  • выполняет функцию ограничения скорости в соответствии с Правилами ООН № 89;
  • выполняет функцию аварийной защиты двигателя;
  • выполняет функции круиз-контроля и дублирования управления от дополнительного органа с пульта оператора.
  • Электронный блок управления.

Р1 – разъем жгута проводов, Р2 – разъем жгута проводов.

УСТРОЙСТВО И ХАРАКТЕРИСТИКА.

Электронный блок управления состоит из перепрограммируемого постоянного запоминающего устройства (ППЗУ), силовых каскадов, цепи управления электромагнитными форсунками газа, источников питания для датчиков и протокола (канал данных) SAE J1939.

Печатная плата с электронными элементами помещается в металлическом корпусе ЭБУ. Датчики и исполнительные механизмы с помощью жгута проводов соединяются с блоком управления через два многоштыревых разъёма Р1 и Р2. Все контакты в этих разъёмах пронумерованы. В обоих разъемах общее количество контактов 121. Из них в большом разъеме Р1 находится 81 контакт, а в маленьком разъеме Р2 – 40 контактов.

В корпусе ЭБУ установлен датчик атмосферного давления. Этот датчик участвует в вычислении коррекции подачи топлива при эксплуатации ТС в высокогорье. Основные характеристики ЭБУ приведены в таблице.

Основные характеристики ЭБУ

ИНТЕРФЕЙСЫ СВЯЗИ.

Для взаимодействия ЭБУ двигателя с внешними устройствами используются интерфейсы K-Line (работа с диагностическим и инженерным оборудованием) и CAN (работа с диагностическим и инженерным оборудованием, а также с другими ЭБУ транспортного средства).

Физический уровень K-Line описан в стандарте ISO 9141, протокол передачи данных – в стандарте ISO 14230.

Физический, канальный и прикладной уровни CAN, используемого программного обеспечения ЭБУ двигателей ЯМЗ-530, описаны в стандартах SAE J 1939. Шина CAN обеспечивает сокращение количества проводов на ТС и одновременно с этим повышает надежность. Шина передачи данных состоит из двух проводов: CAN H и CAN L. К этим проводам подключены несколько различных систем, которые образуют коммуникационную сеть.

ВНИМАНИЕ! С ПОМОЩЬЮ МУЛЬТИМЕТРА НЕВОЗМОЖНО ИЗМЕРИТЬ ИЛИ ПРОВЕРИТЬ СИГНАЛ, ПЕРЕДАВАЕМЫЙ ПО ШИНЕ CAN. ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ УСТАНОВИТЬ ПРИЧИНУ НЕИСПРАВНОСТИ, СЛЕДУЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ КОДЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ РАЗЪЕМ.

Для связи диагностического оборудования (сканеров) с ЭБУ служит диагностический разъем (в OBD II он называется диагностическим разъемом связи – Diagnostic Link Connector (DLC)) Диагностический разъём OBD-II имеет 16 контактов (2×8) и соответствует требованиям стандарта SAE J 1962-2. Разъем устанавливается производителем ТС. Каждый контакт разъема имеет свое назначение. Функции многих контактов отданы на усмотрение производителя, но, тем не менее, ряд контактов на любом ТС подключаются одинаково.

Диагностический разъём OBD-II.

Так диагностический разъем имеет заземление и подсоединён к источнику питания (контакты 4 и 5 относятся к заземлению, а контакт 16 — к питанию). Это сделано для того, чтобы сканеру не требовался внешний источник питания. Если при подсоединении сканера питание на нем отсутствует, то необходимо в первую очередь проверить контакт 16 (питание), а также контакты 4 и 5 (заземление).

В соответствии со схемой ЭБУ двигателя, используются следующие контакты разъема:

  • 2 – верхний провод CAN 2H (CAN High) высокоскоростной шины CAN Highspeed (ISO 15765-4, SAE-J2284);
  • 4 – «масса» кузова;
  • 5 – сигнальное заземление;
  • 6 – верхний провод CAN 1H (CAN High) высокоскоростной шины CAN Highspeed (ISO 15765-4, SAE-J2284) для калибровки ABS, ESP;
  • 7 – K-Line (ISO 9141-2 и ISO 14230);
  • 10 – нижний провод CAN 2L (CAN Low) высокоскоростной шины CAN Highspeed (ISO 15765-4, SAE-J2284);
  • 14 – нижний провод CAN 1L (CAN Low) высокоскоростной шины CAN Highspeed (ISO 15765-4, SAE-J2284) для калибровки ABS, ESP;
  • 16 – питание «+» от АКБ;
  • остальные контакты использует производитель ТС или они не подключены.

Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах

Двигатель ВАЗ-21214 на автомобилей Лада 4х4 оснащен системой распределенного фазированного впрыска топлива. Бензин подается форсунками в каждый цилиндр поочередно в соответствии с порядком работы двигателя. Электронная система управления двигателем (ЭСУД) включает в себя контроллер ЭСУД, датчики параметров работы двигателя и автомобиля, а также исполнительные устройства.

Читать еще:  Экус хендай от чего двигатель

Схемы системы управления инжекторного двигателя ВАЗ-21214 на Лада 4х4, схемы жгута проводов, контроллер ЭСУД, датчики, блоки реле и предохранителей ЭСУД.

Контроллер ЭСУД инжекторного двигателя ВАЗ-21214 на автомобиле Лада 4х4 представляет собой специализированный мини-компьютер. Он обрабатывает информацию от датчиков системы управления двигателем и определяет параметры:

— Положение и частота вращения коленчатого вала.
— Массовый расход воздуха двигателем.
— Температура охлаждающей жидкости.
— Положение дроссельной заслонки.
— Содержание кислорода в отработавших газах.
— Наличие детонации в двигателе.
— Напряжение в бортовой сети автомобиля.
— Скорость автомобиля.
— Пароль на разрешение работы от автомобильной противоугонной системы (АПС).

Расположение элементов электронной системы управления двигателем ВАЗ-21214 на автомобиле Лада 4х4.

Схема электронной системы управления двигателем ВАЗ-21214 на автомобиле Лада 4х4 с ЭБУ Bosch ME17.9.7, 21214-1411020-50.

Схемы соединения жгута проводов электронной системы управления двигателем ВАЗ-21214 на автомобиле Лада 4х4 с ЭБУ Bosch ME17.9.7, 21214-1411020-50.

Схема соединения жгута проводов электронной системы управления двигателем ВАЗ-21214 Евро-3 на автомобиле ВАЗ-21214М Лада 4х4 с ЭБУ Bosch M7.9.7.

Электрическая схема электронной системы управления двигателем ВАЗ-21214-10 Евро-2 на автомобиле ВАЗ-21214-20 Лада 4х4 с ЭБУ ITMS-6F, 21214-1411010-40.

Схема электронной системы управления двигателем ВАЗ-21214 Евро-3 на автомобиле ВАЗ-21214-20-130 Лада 4х4 с ЭБУ Bosch M7.9.7 V21, 21214-1411020.

Электрическая схема соединений системы впрыска двигателя ВАЗ-21214 на автомобиле Лада 4х4.

Схема системы впрыска топлива двигателя ВАЗ-21214 на автомобиле Лада 4х4.

На основе полученной информации контроллер ЭСУД управляет следующими системами и приборами:

— Топливоподачей (форсунками и электробензонасосом).
— Системой зажигания.
— Регулятором холостого хода.
— Адсорбером системы улавливания паров бензина.
— Вентиляторами системы охлаждения двигателя.
— Системой диагностики.

При включении зажигания контроллер ЭСУД включает главное реле, через которое напряжение питания подводится к элементам системы. При выключении зажигания контроллер задерживает выключение главного реле на время, необходимое для подготовки к следующему включению. Для завершения вычислений, установки регулятора холостого хода, управления электровентиляторами системы охлаждения.

Контроллер ЭСУД включает выходные цепи (форсунки, различные реле и т.д.) путем замыкания их на «массу» через выходные транзисторы блока управления. Единственное исключение — цепь реле топливного насоса. Только на обмотку этого реле контроллер подает напряжение +12 В.

В состав контроллера ЭСУД ВАЗ-21214 входят следующие типы памяти:
Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ).

ОЗУ используется микропроцессором для временного хранения текущей информации о работе двигателя (измеряемых параметров) и расчетных данных. Микропроцессор может по мере необходимости вносить в него данные или считывать их. Также в ОЗУ записываются коды возникающих неисправностей.

Микросхема ОЗУ смонтирована на печатной плате контроллера. Эта память энергозависима и требует бесперебойного питания для сохранения. При прекращении подачи питания (отключении аккумуляторной батареи или отсоединении от контроллера колодки жгута проводов) содержащиеся в ОЗУ диагностические коды неисправностей и расчетные данные стираются.

Программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ).

ППЗУ хранит общую программу управления двигателем, которая содержит последовательность рабочих команд (алгоритмов) и калибровочных данных (настроек). Эта информация представляет собой данные управления впрыском, зажиганием, холостым ходом и т.п., которые зависят от массы автомобиля, типа и мощности двигателя, передаточных отношений трансмиссии и других факторов.

ППЗУ называют еще запоминающим устройством калибровок. Содержимое ППЗУ не может быть изменено после программирования. Эта память не нуждается в питании для сохранения записанной в ней информации, которая не стирается при отключении питания. То есть эта память энергонезависимая.

ППЗУ определяет важнейшие параметры работы двигателя:

— Характер изменения крутящего момента и мощности.
— Расход топлива.
— Угол опережения зажигания.
— Состав отработавших газов.
— И т. п.

Электрически репрограммируемое запоминающее устройство (ЭРПЗУ).

ЭРПЗУ хранит идентификаторы контроллера, двигателя и автомобиля. В ЭРПЗУ записываются такие эксплуатационные параметры автомобиля. Такие как общий пробег автомобиля, общий расход топлива и время работы двигателя. ЭРПЗУ — это энергонезависимая память. Она может хранить информацию без подачи питания на контроллер ЭСУД.

ЭРПЗУ используется для временного хранения кодов-паролей противоугонной системы автомобиля (иммобилизатора). Коды-пароли, принимаемые электронным блоком управления двигателем от блока управления иммобилизатором, сравниваются с кодами, хранимыми в ЭРПЗУ, в результате чего разрешается или запрещается пуск двигателя.

ЭРПЗУ регистрирует и некоторые нарушения работы двигателя и автомобиля:

— Время работы двигателя с перегревом.
— Время работы двигателя на низкооктановом топливе.
— Продолжительность работы двигателя с превышением максимально допустимой частоты вращения.
— Время работы двигателя с пропусками воспламенения топливовоздушной смеси, на наличие которых указывает сигнализатор системы управления двигателем.
— Время работы двигателя с неисправным датчиком детонации.
— Продолжительность работы двигателя с неисправным датчиком концентрации кислорода.
— Время движения автомобиля с превышением максимально разрешенной скорости в период обкатки.
— Время движения автомобиля с неисправным датчиком скорости.
— Количество отключений аккумуляторной батареи при включенном замке зажигания.

Каталожные номера электронных блоков управления (контроллер ЭСУД) автомобилей ВАЗ-21214-20, ВАЗ-2131-41.

Датчики системы управления двигателем ВАЗ-21214 на автомобиле Лада 4х4.

Датчики ЭСУД выдают контроллеру информацию о параметрах работы двигателя и автомобиля, на основании которых он рассчитывает:

— Момент, длительность и порядок открытия топливных форсунок.
— Момент и порядок искрообразования.

В состав ЭСУД ВАЗ-21214 на автомобиле Лада 4х4 входят датчики:

— Положения коленчатого вала.
— Фаз.
— Температуры охлаждающей жидкости.
— Положения дроссельной заслонки.
— Массового расхода воздуха.
— Детонации.
— Управляющий датчик концентрации кислорода (лямда-зонд).
— Диагностический датчик концентрации кислорода.
— Датчик скорости автомобиля.

Наряду с вышеперечисленными датчиками, для поддержания оптимальных режимов работы двигателя при различных условиях эксплуатации контроллер ЭСУД использует также сигналы от датчиков положения педалей сцепления и тормоза.

При включении зажигания контроллер ЭСУД обменивается информацией с блоком управления иммобилайзера, предназначенным для предотвращения несанкционированного пуска двигателя. При этом работа двигателя возможна, если контроллер ЭСУД получил правильный пароль от блока управления.

Блок предохранителей системы управления двигателем ВАЗ-21214 на автомобиле Лада 4х4.

Закреплен на левой передней боковине кузова под обивкой. В состав блока входят четыре предохранителя (два на 15 А и два на 30 А), защищающие цепи:

— Контроллера ЭСУД.
— Форсунок.
— Катушки зажигания.
— Силовых контактов и обмоток реле электровентиляторов системы охлаждения.
— Датчиков системы управления.

Блок реле системы управления двигателем ВАЗ-21214 на автомобиле Лада 4х4.

Прикреплен снизу к монтажному блоку предохранителей, расположенному в салоне автомобиля. В состав блока входят:

— Реле зажигания.
— Главное реле.
— Реле правого и левого электровентиляторов.
— Реле топливного насоса.
— Предохранитель топливного насоса.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector