Возбуждение (электротехника)
Возбуждение (электротехника)
Возбуждение — в электротехнике: создание в электрической машине магнитного потока, с которым будет взаимодействовать магнитное поле якоря.
Устройство для создания потока возбуждения называется индуктором, им могут служить как постоянные магниты, так и электромагниты (обмотки). Индуктор может располагаться как на статоре машины (в машине постоянного тока, МПТ), так и на роторе (в синхронной машине), в этом случае якорем служит статор и переменный ток в нём создаётся внешним источником, тогда как в МПТ эту роль выполняет коллектор. От потока возбуждения генератора зависит его ЭДС, то есть выходное напряжение (согласно формуле E = CФω — конструктивный коэффициент машины умножить на магнитный поток умножить на угловую скорость вращения), от потока возбуждения двигателя — вращающий момент и частота вращения.
В случае электромагнитного возбуждения возможны разные варианты включения обмоток возбуждения (ОВ). В случае, если машина работает как генератор, ОВ может питаться как от самого генератора (самовозбуждение), в этом случае первоначальное возбуждение может происходить как за счёт кратковременной запитки ОВ от постороннего источника, так и за счёт остаточной намагниченности машины, а может всё время питаться от постороннего источника (независимое возбуждение). Роль этого источника может играть специальная электромашина, которая носит название возбудитель, или статический преобразователь с таким же названием. Такая схема в настоящее время широко распространена в электропередачах тепловозов [1] .
Также возможно комбинированное возбуждение, применяемое в некоторых авиационных электрогенераторах — основной поток создаётся постоянными магнитами, но для регулирования потока на статоре дополнительно намотаны обмотки, магнитный поток которых направлен против потока постоянных магнитов [2] . В этом случае при запуске на якорь действует полный магнитный поток, который по мере роста оборотов генератора ослабляется при помощи подачи тока в обмотки — для стабилизации напряжения на выходе генератора.
В двигателях также возможно как возбуждение от постоянных магнитов, так и электромагнитное. Первый вариант применяется в небольших коллекторных двигателях (к примеру, двигателях игрушек или двигателе насоса стеклоомывателя автомобиля), а также в синхронных двигателях компьютерных дисководов. При электромагнитном возбуждении возможно включение ОВ последовательно с якорем (в основном применяется в коллекторных двигателях, для такой схемы характерна мягкая характеристика двигателя — плавное нарастание момента при возрастании нагрузки на валу), параллельно (в этом случае х-ка жёсткая — при увеличении нагрузки резко возрастают якорный ток и с ним момент двигателя), а также независимое возбуждение — питание ОВ от постороннего источника. Существуют и двигатели смешанного возбуждения — как с несколькими обмотками индуктора, так и со сложным включением единственной обмотки. Например, двигатели электровозов 2ЭС4К и поздних ВЛ10К могут работать в режиме последовательного, независимого или смешанного возбуждения — в третьем случае ОВ включены последовательно с якорями, но параллельно подпитываются от преобразователей возбуждения [3] .
Двигатель параллельного возбуждения и его характеристики.
В двигателе \ возбуждения обмотка возбуждения включена на напряжение сети, т.е. \ обмотке якоря. Ток возбуждения составляет 3…5% от номинального значения тока двигателя.
Рабочие характеристики двигателя— это зависимости частоты вращающего момента, тока якоря, потребляемой мощности и КПД от мощности на валу двигателя.
Механические характеристики двигателя- это зависимость частоты вращения от вращающего момента.
Чем больше сопротивление регулировочного реостата, тем круче механическая характеристика, тем в более широких пределах изменяется частота вращения двигателя.
Основные понятия и определения. Трансформаторы Яблочков 1878
Трансформатором— называют статическое устройство, имеющее 2 или больше индуктивно-связанных обмоток и предназначенное для преобразования посредством электромагнитной индукции одной или нескольких систем переменного тока в одну или несколько систем переменного тока.
Сделаны прежде всего для того, чтобы передавать электрическую энергию на большие расстояния.
Трансформаторы бывают повышающие , понижающие, одно, двух, многообмоточные, сухие, масляные, одно двух трехфазные.
Диапазон мощностей от долей вольт-ампера, до сотен мегавольт-ампер
Устройство и принцип действия трансформатора.
Основными элементами являются :
Первичная обмотка- принимает
Под дейчтвием напряжения в магнитопроводе возникает ток, который создает основной магнитный поток, замыкающийся по магнитопроводу. Этот магнитный поток оказывается сцеплен с первичной и вторичной обмотками, и по закону ЭМИ в магнитопроводе индуцируется ЭДС самоиндукции. Вторичная обмотка соединяется с приемником.
Действующее значение ЭДС самоиндукции
Коэф. Трансформации-
Холостой ход трансформатора.
Холостой ход— режим , когда вторичная обмотка разомкнута.
I1=I0 В мощных: I0=2-5%. В маломощных I0=10%.
Схема замещения трансформатора в холостом ходе , можно представить в виде одного элемента, обусловленного основным магнитным потоком.
В режиме холстого хода рассматривается 2 зависимости
1) Тока холл. Хода от входного напряжения
Поэтому все мощности измеренные ваттметром –мощность потерь энергии трансформатора. Потери на нагрев обмоток(электрические потери)=0.
Есть только потери на нагрев магнитопровода, которые прямопропорциональны магнитному потоку.В результате:
Двигатель параллельного возбуждения
Схема включения в сеть двигателя параллельного возбуждения показана на рис. 22, а. Характерной особенностью этого двигателя является то, что ток в обмотке возбуждения (ОВ) не зависит от тока нагрузки (тока якоря). Реостат в цепи возбуждения rрг служит для регулирования тока в обмотке возбуждения и магнитного потока главных полюсов.
Эксплуатационные свойства двигателя определяются его рабочими характеристиками, под которыми понимают зависимость частоты вращения n, тока I, полезного момента М2, вращающего момента М от мощности на валу двигателя Р2при U = const и Iв = const (рис. 22, б).
Для анализа зависимости n = f(P2), которую обычно называют скоростной характеристикой, обратимся к формуле (29.5), из которой видно, что при неизменном напряжении U на частоту вращения влияют два фактора: падение напряжения в цепи якоря IaSr поток возбуждения Ф. При увеличении нагрузки уменьшается числитель ( U – 1аSr), при этом вследствие реакции якоря уменьшается и знаменатель Ф. Обычно ослабление потока, вызванное реакцией якоря, невелико и первый фактор влияет на частоту вращения сильнее, чем второй. В итоге частота вращения двигателя с ростом нагрузки Р2уменьшается, а график n = f(P2) приобретает падающий вид с небольшой выпуклостью, обращенной к оси абсцисс. Если же реакция якоря в двигателе сопровождается более значительным ослаблением потока Ф, то частота вращения с увеличением нагрузки будет возрастать, как это показано штриховой кривой на рис. 22, б. Однако такая зависимость n = f(P2) является нежелательной, так как она, как правило, не удовлетворяет условию устойчивой работы двигателя: с ростом нагрузки на двигатель возрастает частота вращения, что ведет к дополнительному росту нагрузки и т. д., т. е. частота вращения n двигателя неограниченно увеличивается и двигатель идет «в разнос». Чтобы обеспечить характеристике частоты вращения форму падающей кривой, в некоторых двигателях параллельного возбуждения применяют легкую (с небольшим числом витков) последовательную обмотку возбуждения, которую называют стабилизирующей обмоткой. При включении этой обмотки согласованно с параллельной обмоткой возбуждения ее МДС компенсирует размагничивающее действие реакции якоря так, что поток Ф во всем диапазоне нагрузок остается практически неизменным.
Рис. 22. Схема двигателя параллельного возбуждения (а) и его рабочие характеристики (б)
Изменение частоты вращения двигателя при переходе от номинальной нагрузки к х.х., выраженное в процентах, называют номинальным изменением частоты вращения:
(29.8)
где n – частота вращения двигателя в режиме х.х.
Обычно для двигателей параллельного возбуждения Dnном = 2¸8%, поэтому характеристику частоты вращения двигателя параллельного возбуждения называют жесткой.
Зависимость полезного момента М2от нагрузки установлена формулой М2= 9,55Р2/п. При п = const график М2 =¦(P2)имел бы вид прямой. Однако с увеличением нагрузки частота вращения двигателя снижается, и поэтому зависимость М2 =¦(P2)криволинейна.
При n = const вращающий момент двигателя М = М + М2. Так как рабочие характеристики двигателя строят при условии Iв = const, что обеспечивает постоянство магнитных потерь в двигателе, то момент х.х. M = const. Поэтому график зависимости М =¦(P2)проходит параллельно кривой М2 =¦(P2). Если принять поток Ф = const, то график М2 =¦(P2)является в то же время выражением зависимости I =¦(P2), так как M = cмФIa.
Для получения аналитического выражения механической характеристики n = ¦(M) преобразуем выражение (29.5):
(29.9)
подставив в него из (25.24) значение тока якоря
(29.11)
где n – частота вращения в режиме х.х.; Dn – изменение частоты вращения, вызванное изменением нагрузки на валу двигателя.
Рис. 23. Механические характеристики двигателя параллельного возбуждения:
а – при введении в цепь якоря добавочного сопротивления;
б – при изменении основного магнитного потока;
в – при изменении напряжения в цепи якоря
Если пренебречь реакцией якоря, то (так как Iв = const) можно принять Ф = const. Тогда механическая характеристика двигателя параллельного возбуждения представляет собой прямую линию, несколько наклоненную к оси абсцисс (рис. 23, а). Угол наклона механической характеристики тем больше, чем больше значение сопротивления, включенного в цепь якоря. Механическую характеристику двигателя при отсутствии дополнительного сопротивления в цепи якоря называют естественной (прямая 1). Механические характеристики двигателя, полученные при введении дополнительного сопротивления в цепь якоря, называют искусственными (прямые 2 и 3).
Вид механической характеристики зависит также и от значения основного магнитного потока Ф. Так, при уменьшении Ф увеличивается частота вращения х.х. пи одновременно увеличивается Dn, т. е. увеличиваются оба слагаемых уравнения (29.11). Это приводит к резкому увеличению наклона механической характеристики, т. е. к уменьшению ее жесткости (рис. 23, б).
При изменении напряжения на якоре U меняется частота вращения п,а Dn остается неизменной. В итоге жесткость механической характеристики (если пренебречь влиянием реакции якоря) не меняется (рис. 23, в), т. е. характеристики смещаются по высоте, оставаясь параллельными друг другу.
Дата добавления: 2016-10-18 ; просмотров: 1675 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Характеристики двигателей постоянного тока
Классификация и основные уравнения двигателей постоянного тока
Двигатели постоянного тока находят широкое применение в тех случаях, когда по условиям работы исполнительного механизма требуется широкое изменение частоты вращения, и при этом часто имеют преимущества по сравнению с двигателями переменного тока. Используются они в металлургической промышленности, станкостроении, системах автоматического регулирования, широко применяются на электрическом транспорте, в авиации и автомобилестроении. Двигатели постоянного тока могут иметь мощность в пределах от нескольких ватт до нескольких тысяч киловатт.
Как и генераторы, двигатели постоянного тока классифицируют по способу включения обмотки возбуждения. Различают двигатели независимого, параллельного, последовательного и смешанного возбуждения. Электрические схемы этих двигателей аналогичны схемам соответствующих генераторов. Отличие заключается в том, что ток якоря Iа в двигателях независимого и последовательного возбуждения равен сетевому току I, а в двигателях параллельного и смешанного возбуждения из сети потребляется и ток возбуждения Iв.
Рассмотрим основные уравнения двигателей постоянного тока.
1. Уравнение равновесия напряжений для цепи якоря в режиме двигателя:
(24.1)
Упрощение уравнения производится так же, как для генераторов:
(24.2)
2. Уравнение баланса токов для двигателей параллельного и смешанного возбуждения:
(24.3)
3. Уравнение движения:
(24.4)
где J — момент инерции якоря двигателя и вращающихся частей приводного механизма; М— электромагнитный момент, развиваемый двигателем, Мс — момент сопротивления, равный сумме моментов приводимого механизма М2 и тормозного момента Mo, обусловленного потерями внутри самого двигателя.
Уравнение частоты вращения двигателя можно получить если в(24.2) подставить вместо ЭДС его значение
.
Разрешив полученное уравнение относительно n получим
(24.5)
Характеристики двигателей постоянного тока
Основными характеристиками, по которым оценивают рабочие свойства двигателей, являются:
скоростная — зависимость частоты вращения от тока якоря,
моментная — зависимость электромагнитного момента от тока якоря,
механическая— зависимость частоты вращения от электромагнитного момента, п =f(M).
Двигатели независимого и параллельного возбуждения.Все характеристики этих двигателей получают при постоянных значениях напряжения сети и тока возбуждения, обычно соответствующих своим номинальным значениям: U= U ном; IB = Iв.ном.
1. Скоростная характеристика n=f(Ia). Выражением, определяющим эту характеристику, является уравнение (24.5). Как следует из этого уравнения, если магнитная цепь двигателя ненасыщена и магнитный поток Ф = const, то зависимость п(Iа) линейная и с ростом тока якоря частота вращения уменьшается. Этому случаю соответствует сплошная линия на рис. 24.1.
Поток якоря вызывает уменьшение потока возбуждения (
), то выражение для частоты вращения будет иметь вид
(24.6)
Рис.24.1. Скоростная(механическая)характеристика двигателя независимого возбуждения
где Ф — магнитный поток, соответствующий номинальному току возбуждения 1В ном при холостом ходе двигателя; — уменьшение магнитного потока из-за размагничивающего действия реакции якоря.
Как следует из формулы (24.5), при возрастании тока якоря в результате падения напряжения частота вращения п снижается, а при уменьшении потока Ф — увеличивается. Это показано на рис. 24.1 штриховой линией.
Если относительное значение суммарного сопротивления цепи якоря больше относительного значения уменьшения потока
, то частота вращения с ростом тока якоря будет уменьшаться. Если же
Двигатели последовательного и смешанного возбуждения.Особенностью двигателя последовательного возбуждения является то, что его ток возбуждения равен току якоря (IВ = Iа), и поэтому для вывода выражений, определяющих вид его характеристик, предварительно необходимо определить связь между магнитным потоком Ф и током якоря Iа = Iв. Зависимость Ф =f(Ia) называется магнитной характеристикой. Идеальная магнитная характеристика (без учета размагничивающего действия реакции якоря) показана рис. 24.3 сплошной линией, а реальная (с учетом реакции якоря) — штриховой.
Рис. 24.3. Магнитная характеристика двигателя последовательного вобуждения
Все характеристики двигателя последовательного возбуждения получают при постоянном напряжении питания (обычно при U= UHM).
1. Скоростная характеристика п = f(Ia). Подставив в уравнение (24.5) выражение для потока в зависимости от тока якоря в соответствии с магнитной характеристикой, получим формулу скоростной характеристики двигателя. Для упрощения анализа пренебрежем насыщением магнитной цепи и будем считать магнитную характеристику линейной:
(24.9)
Рис.24,4. Скоростная характеристика двигателя последовательного возбуждения
Рис.24.5. Моментная характеристика двигателя последовательного возбуждения
Тогда, подставив выражение (24.9) в уравнение (24.5), получим
(24.10)
Из уравнения (24.10) следует, что скоростная характеристика имеет гиперболический вид; на рис.24.4 она изображена сплошной линией. Особенностью скоростной характеристики двигателя последовательного возбуждения является ее большая крутизна в области малых значений тока якоря. Из уравнения (24.10)следует также, что ось ординат (ось п) является для этой характеристики асимптотой.
Реальная скоростная характеристика с учетом размагничивающего действия реакции якоря будет отклоняться от гиперболической кривой вверх, как показано штриховой линией на рис. 24.4.
2. Моментная характеристика M-f(Ia). Подставив в уравнение для момента выражение (24.9), получим формулу для электромагнитного момента двигателя с последовательным возбуждением:
(24.11)
Из выражения следует, что электромагнитный момент двигателя последовательного возбуждения пропорционален квадрату тока якоря, т.е. моментная характеристика имеет параболический вид; на рис.24.5 она изображена сплошной линией. С учетом размагничивающего действия реакции якоря момент в области больших токов будет меньше момента, получаемого по выражению (24.11) (штриховая линия на рис. 24.5).
3.Механическая характеристика п =f(М). Из выражения (24.11) ток якоря
(24.12)
Тогда, подставив (24.12) в (24.10), получим аналитическое выражение для механической характеристики:
(24.13)
Из выражения (24.13) следует, что механическая характеристика двигателя последовательного возбуждения при U= const так же, как и его скоростная характеристика, имеет практически гиперболический вид (рис.24.6).
Рис. 24.6. Механическая характеристика двигателя последовательного возбуждения
Особенностью механической характеристики двигателя последовательного возбуждения является ее большая крутизна в области малых значений тока якоря. Из уравнения (24.13) следует также, что ось ординат (ось п) является асимптотой для этой характеристики.
При частота вращения двигателя стремится к бесконечности. В этом случае говорят, что двигатель идет вразнос. Чрезмерное повышение частоты вращения опасно для механической прочности якоря, так как из-за больших значений центробежных сил, возникающих в этом случае, может нарушиться целость бандажей, удерживающих обмотку якоря, и произойти разрушение коллектора. Следовательно, нельзя допускать работу двигателя последовательного возбуждения при холостом ходе и малых нагрузках, т. е. нагрузка не должна быть меньше 25. 31 % номинальной. Лишь для двигателей малой мощности (десятки ватт) допустима работа при холостом ходе, так как их собственный момент потерь М достаточно велик.
Вследствие сильной зависимости частоты вращения от нагрузки механические и скоростные характеристики двигателей последовательного возбуждения называют мягкими.
Характеристики двигателей смешанного возбуждения занимают промежуточное положение между соответствующими характеристиками двигателей параллельного и последовательного возбуждения. При слабой последовательной обмотке они будут приближаться к характеристикам двигателя параллельного возбуждения, а при сильной — к характеристикам двигателя последовательного возбуждения.
Сравнение характеристик двигателей.Двигатели параллельного (независимого) возбуждения имеют жесткую механическую характеристику и поэтому применяются в установках, где необходимо поддерживать постоянную частоту вращения при изменении момента нагрузки, например, в станках, прокатных станах, вентиляторах и т.д. Они также широко применяются при необходимости регулирования частоты вращения в широком диапазоне. В этом случае подводимое к якорю двигателя напряжение изменяется в широких пределах, в то время как напряжение возбуждения остается неизменным.
В двигателях последовательного возбуждения электромагнитный момент имеет квадратичную зависимость от тока якоря, поэтому их применение предпочтительно, когда требуются большие пусковые моменты и наблюдаются частые перегрузки по моменту. Связано это с тем, что при одних и тех же колебаниях момента сопротивления ток и потребляемая мощность у двигателей последовательного возбуждения изменяются существенно меньше, чем у двигателей параллельного возбуждения. Двигатели последовательного возбуждения находят широкое применение на электрическом транспорте и в подъемных устройствах.