Sw-motors.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Электрические двигатели поиск неисправностей

27. Неисправности машин постоянного тока и способы их устранения.

Неисправность

Возможная причина

Способ устранения

Искрение под всеми щетками или частью их, сопровождающе-еся повышением нагрева как щеток, так и коллектора

Щетки установлены неправильно

Проверить положение щеток по меткам завода-изготовителя на траверсе

Разное расстояние отдельных бракетов между щетками по окружности коллектора

Проверить положение щеток на коллекторе при помощи бумаги и установить бракеты так, чтобы щетки соседних бракетов находились на одинаковом расстоянии по окружности коллектора. Устанавливать щетки отсчитывая определенное число пластин нельзя.

Неправильно установлены щеткодержатели

Уменьшить расстояние между обоймой щеткодержателя и коллектором, проверить соответствие установки реактивного щеткодержателя направлению вращения коллектора.

Неправильно установлены щетки в щеткодержателе или сами щетки находятся в неудовлетворительном состоянии

Проверить состояние щеток и размеры обойм щеткодержателей, при необходимости заменить.

Вибрирует щеточный бракет

Слабо или очень сильно прилегают щетки

Используются щетки разных сортов

Подтянуть болты, крепящие бракет к траверсе.

Установить требуемое нажатие.

Установить щетки в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя.

Плохо возбуждается генератор, двигатель медленно разворачивается или работает с ненормальной частотой вращения, искрят щетки

Замыкания отдельных соседних пластин коллектора заусенцами

Замыкания между петушками коллектора

Межвитковое замыкание в одной или нескольких якорных катушках

Шабером удалить заусенцы, отшлифовать коллектор стеклянной шкуркой

Поврежденные якорные катушки заменить новыми или отремонтировать

Неисправность

Возможная причина

Способ устранения

Генератор отдает или двигатель берет ток больше номинального

Увеличить регулировочное сопротивление в параллельной обмотке генераторов

При нормальной нагрузке частота вращения меньше номинальной, обмотка якоря перегревается

Плохая вентиляция машины

Снизить нагрузку или обеспечить повышенную вентиляцию

Генератор плохо возбуждается, двигатель медленно идет в ход

Межвитковое замыкание в одной или нескольких якорных катушках

Неисправные катушки отремонтировать или заменить новыми

Короткое замыкание обмотки якоря заусенцами через пластины коллектора

Удалить все заусенцы острым шабером, отшлифовать коллектор

Соединение отдельных петушков или короткое замыкание обмотки

Проверить состояние коллекторных петушков и устранить неисправность

Генератор при номинальной частоте дает высокое напряжение

Поврежден регулятор возбуждения или подобран неправильно, в результате чего ток возбуждения велик

Проверить исправность регулятора возбуждения и при необходимости заменить новым

Двигатель не идет в ход

Обрыв в пусковом реостате или проводах

Обрыв в обмотке якоря

Устранить повреждение. В основном обрыв выявляется в соединениях между коллектором и обмоткой

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Неисправности электродвигателя

Асинхронный электродвигатель, как и любой механизм, подвержен воздействию рабочих нагрузок, приводящих к возникновению неисправностей и как следствие поломки. В случаи выхода электродвигателя из строя, возникает необходимость в проведении его ремонта. Срок службы отремонтированного электродвигателя напрямую зависит от того, как качественно был произведет данный ремонт.

Существуют ряд неисправностей в электрических машинах, основными из которых являются:

перегрев обмотки статора. В процессе работы электродвигателя происходит выделение тепла и перегрев статорной обмотки.

Основные причины перегрева обмотки статора:

а) перегрузка электродвигателя во время работы либо запуска;

б) неисправность системы вентиляции электродвигателя (поломка вентилятора в электродвигателе приводит к плохой циркуляции воздуха, а следовательно плохому выводу тепла из двигателя, что приводит к его нагреву)

в) изменение напряжения сети (при повышении напряжения выше нормы происходит повышенный нагрев стали сердечника статора; при снижении сетевого напряжения ниже номинального, повысится ток в обмотке статора и вызовет ее перегрев);

Признаки по которым можно определить, что обмотка статора перегрелась: неодинаковый ток в фазах обмотки; двигатель сильно гудит при работе; двигатель работает с пониженным вращающимся моментом.

перегрев обмотки ротора.

Основные причины перегрева обмотки ротора:

а) обрыв или плохой контакт стержней беличьей клетки с короткозамкнутыми кольцами. В том случаи стержни заменяют и припаивают к кольцам. В случае того если беличья клетка сделана из алюминия ее перезаливают.

б) неисправность при проведении ремонта ротора.

Признаки по которым можно определить, что обмотка ротора перегрелась: электродвигатель сильно гудит; не развивает установочной частоты вращения; ток в статоре пульсирует.

обрыв в обмотке статора.

При соединении обмоток в звезду: при обрыве одной фазы ток в ней отсутствует, а в других фазах завышен, в данном случаи электродвигатель не запустится; при обрыве в одной параллельной ветви фазы обмотки другие ветви этой фазы перегреются (если обрыв произойдет во время работы электродвигателя, он начнет усиленно гудеть).

При соединении обмоток в треугольник возможны следующие неисправности: при обрыве одной фазы обмотки, которая находится между двумя проводниками, ток в этих проводниках при работе будет меньше, чем в третьем проводнике; при обрыве в одной параллельной ветви повысится ток в других ветвях, что приводит к их перегреву (при этом пуск электродвигателя возможен, но мощность его значительно снижена).

Необходимо помнить, что работа электродвигателя на двух фазах недопустима, так как это приводит его к выходу из строя.

обрыв в обмотке ротора.

Признаки по которым можно определить, что произошел обрыв обмотки ротора:

а) в сети возникают колебания тока;

б) обороты ротора снижаются, усиливается гудение в электродвигателе, возникают вибрации;

в) при обрыве в короткозамкнутом роторе нескольких стержней, пуск его невозможен;

г) при соединение фазной обмотки ротора в звезду нагруженный электродвигатель снижает частоту вращения примерно в два раза.

Обрыв в фазной обмотке можно определить с помощью омметра или амперметра и вольтметра, которым измеряют падение напряжения в катушечных группах обмотки ротора, куда предварительно подают постоянный ток от аккумулятора.

– пониженный вращающий момент.

Номинальный вращающий момент асинхронного двигателя обеспечивается правильным соединением обмоток ротора и статора, созданием нормальных контактных соединений в обмотках, контактных кольцах и щетках держателях.

Так, если при перевернутых элементах обмотки – секции, катушечной группы или целой фазы запускать асинхронный двигатель, то он не развивает номинального вращающего момента, а при вращении будет гудеть, издавая шум низкого тона; при номинальной нагрузке не достигнет полной частоты вращения, за короткое время обмотки нагреется.

Вращающий момент электродвигателя зависит от напряжения сети. Так как ток и магнитный поток пропорциональны напряжению, вращающий момент пропорционален квадрату напряжения. Это значит, что если напряжение питания уменьшилось, например с 380 до 340 В, то вращающий момент уменьшиться в отношении , т.е. более чем на 24%.

– повышенный уровень шума в электродвигателе.

Повышенный уровень шума в электродвигателе может быть вызван электромагнитными или механическими причинами.

К электромагнитным причинам относят:

а) ослабление прессовки активной стали сердечника, что приводит в возрастанию вибрации корпуса статора. Вибрация листов стали сердечника приводит к развитию контактной коррозии металла. Контактная коррозия разрушает изоляцию листов стали, что приводит к замыканию и дополнительному нагреву сердечника. При общем ослаблении прессовки активной стали сердечника необходимо перешихтовать. При местном ослаблении производят уплотнение забивкой гетинаксовых или текстолитовых клиньев между листами шихтовки и зубцах. Клинья предварительно окунают в лак;

б) перевернута одна фаза. При этом возникает отличный от обычного шум в двигателе, и в перевернутой фазе повышается ток. Необходимо правильно выполнить соединение фазы, т.е. исключить «переворачивание» при подключении указанных элементов обмотки;

в) обмотка статора соединена треугольником, имеет параллельные ветви. При обрыве в отдельных катушках в электродвигателе, возникнет повышенный уровень шума;

Если соединить все катушки обмотки последовательно, а фазы – в звезду, гудение станет нормальным, но сила тока по фазам будет различной;

Читать еще:  Что такое машинный двигатель

г) совпадение или близкое соотношении числа пазов сердечника статора и ротора может вызвать пульсацию магнитного потока и, следовательно, высокий уровень шума. Для устранения этого явления следует заменить ротор с другими соотношениями зубцов статора и ротора или перемотать статорную обмотку с сокращением шага;

д) большой эксцентриситет воздушного зазора, что может привести к возрастанию и асимметрии токов в зазорах в режиме холостого хода. Эксцентриситет воздушного зазора не должен превышать 10%.

К механическим причинам относят:

а) криволинейные каналы подачи воздуха в двигатель, что особенно заметно в двигателях с частотой вращения 1500 и 3000 об/мин. Вентиляционный шум снижают, изменяя лопатку вентилятора и конфигурацию щитов, что приводит к уменьшению вихреобразования;

б) неисправности подшипников качения. Здесь могут быть следующие дефекты, вызывающие повышенный шум: большой натяг при посадке подшипника на вал, появление усталостных отслоений на контактной поверхности беговых колец, выработка и проседание сепаратора, сколы в буртиках беговых колец. Такие подшипники следует заменить;

в) резонирующие отдельные части двигателя, когда частота их собственных колебаний совпадает с частотой вращения ротора. Это явление устраняют в машине приваркой ребер жесткости на конструктивных элементах щитов, воздухопроводов, фундаментных плит.

– повреждения беличьих клеток, их влияние на работу электродвигателя.

У асинхронных электродвигателей c короткозамкнутым ротором стержни беличьих клеток, будучи защемленными на выходе из паза при наличии короткозамыкающего кольца на некотором расстоянии от сердечника, подвергаются большим механическим усилиям. B связи с этим возможны разрывы медных или латунных стержней около сердечника или короткозамыкающих колец. Усилия эти будут большими при пуске двигателя и от центробежных сил, особенно при плохо отбалансированном роторе. B практике также нередко встречаются случаи возникновения вибраций роторов c короткозамкнутой беличьей клеткой, которая изготовлена из меди или латуни. Причиной вибрации является «разъедание» стенок пазов стержнями, a при пуске двигателя прослабленные в пазах стержни перемещаются от центробежных усилий вверх, в связи c чем и возникают вибрации.

У большинства литых алюминиевых клеток возникают обрывы стержней в пазах. Обрывы в беличьих клетках вызывают пульсацию тока в статоре, частота которого соответствует частоте скольжения. Частота пульсации тока и вращающего момента c изменением нагрузки также изменяется. Частота вращения ротора колеблется даже при изменении малых нагрузок. Выявление и устранение повреждений беличьих клеток производятся следующим образом:

— в разобранном виде осматривают ротор. Оборванные стержни в медной или латунной беличьей клетке заменяют, обрывы в кольцах запаивают;

— если обнаружены обрывы стержней в пазах, залитых алюминием, такую клетку перезаливают свежим, первичным алюминием. Применять повторно выплавленный алюминий не следует, так как это может вызвать образование раковин в стержнях и короткозамыкающих кольцах;

— если осмотром не удается обнаружить обрывы стержней в пазах, применяют старый испытанный метод, который заключается в следующем. В статорную обмотку подают пониженное напряжение в пределах 0,2-0,3U. Затем стальной пластиной быстро проводят по окружности ротора, перемыкая поочередно зубцы активной стали сердечника. Там, где соседние стержни беличьей клетки целые, стальная пластина электромагнитным полем притянется к железу и будет дребезжать. Если перемещающаяся пластина попадает на оборванные стержни, она будет слабо притягиваться и слабо дребезжать.

– Нагрев и искрение щеток и контактных колец.

B процессе работы машины неравномерное распределение тока между щетками может вызвать искрение и нагрев щеток и контактных колец. Причиной такой неисправности может быть перегрузка по току, грязь и зависание щеток в обоймах щеткодержателей, увеличенный коэффициент трения щеток, жесткие канатики щеток, неправильно выбранная марка щеток, плохой контакт в хомутиках стержней фазной обмотки ротора, вибрация ротора.

Указанные неисправности устраняют следующим образом:

— персоналу, ведущему техническое обслуживание, необходимо периодически следить по приборам за нагрузкой асинхронных электродвигателей (c фазным ротором) и не допускать перегрузок, доводящих до искрения щеток;

— при техническом обслуживании следует периодически продергивать щетки в обоймах щеткодержателей и продувать сухим компрессорным воздух давлением 0,2 МПа контактный узел;

— щетки c увеличенным коэффициентом трения быстро срабатываются и нагревают щеточный аппарат и контактные кольца, даже при номинальной нагрузке. Для уменьшения коэффициента трения щеток их подвергают пропитке в различных составах;

— обмотку необходимо перепаять, устранить также другие нарушения контактов в цепи фазного ротора;

— при возобновлении вибрации двигателя и искрения щеток следует разобраться в причинах. Возможны нарушение центровки двигателя из-за смещения линии валов двигатель – редуктор приводимого механизма, повреждения фундаментных плит двигателя или редуктора, нарушение балансировки ротора. Все это приводит к отрыву щеток от колец и искрению.

Онлайн журнал электрика

Статьи по электроремонту и электромонтажу

  • Справочник электрика
    • Бытовые электроприборы
    • Библиотека электрика
    • Инструмент электрика
    • Квалификационные характеристики
    • Книги электрика
    • Полезные советы электрику
    • Электричество для чайников
  • Справочник электромонтажника
    • КИП и А
    • Полезная информация
    • Полезные советы
    • Пусконаладочные работы
  • Основы электротехники
    • Провода и кабели
    • Программа профессионального обучения
    • Ремонт в доме
    • Экономия электроэнергии
    • Учёт электроэнергии
    • Электрика на производстве
  • Ремонт электрооборудования
    • Трансформаторы и электрические машины
    • Уроки электротехники
    • Электрические аппараты
    • Эксплуатация электрооборудования
  • Электромонтажные работы
    • Электрические схемы
    • Электрические измерения
    • Электрическое освещение
    • Электробезопасность
    • Электроснабжение
    • Электротехнические материалы
    • Электротехнические устройства
    • Электротехнологические установки

Методы диагностики неисправностей асинхронных электродвигателей

Движок при пуске не разворачивается либо скорость его вращения ненормальная . Причинами обозначенной неисправности могут быть механические и электронные проблемы.

К электронным неполадкам относятся : внутренние обрывы в обмотке статора либо ротора, обрыв в питающей сети, нарушения обычных соединений в пусковой аппаратуре. При обрыве обмотки статора в нем не будет создаваться крутящееся магнитное поле, а при обрыве в 2-ух фазах ротора в обмотке последнего не будет тока, взаимодействующего с вращающимся полем статора, и движок не сумеет работать. Если обрыв обмотки произошел во время
работы мотора, он может продолжать работать с номинальным крутящим моментом, но скорость вращения очень понизится, а сила

тока так возрастет, что при отсутствии наибольшей защиты может перегореть обмотка статора либо ротора.

В случае соединения обмоток мотора в треугольник и обрыва одной из его фаз движок начнет разворачиваться, потому что его обмотки окажутся соединенными в открытый треугольник, при котором появляется крутящееся магнитное поле, сила тока в фазах будет неравномерной, а скорость вращения — ниже номинальной. При этой неисправности ток в одной из фаз в случае номинальной нагрузки мотора будет в 1,73 раза больше, чем в 2-ух других. Когда у мотора выведены все 6 концов его обмоток, обрыв в фазах определяют мегаомметром. Обмотку разъединяют и определяют сопротивление каждой фазы.

Скорость вращения мотора при полной нагрузке ниже номинальной может быть из-за пониженного напряжения сети, нехороших контактов
в обмотке ротора, также из-за огромного сопротивления в цепи ротора у мотора
с фазным ротором. При большенном сопротивлении в цепи ротора растет скольжение
мотора и миниатюризируется скорость его вращения.

Сопротивление в цепи ротора наращивают нехорошие контакты в щеточном устройстве ротора, пусковом реостате, соединениях
обмотки с контактными кольцами, пайках лобовых частей обмотки, также
недостающее сечение кабелей и проводов меж контактными кольцами и пусковым
реостатом.

Нехорошие контакты в обмотке ротора можно выявить, если в статор мотора подать напряжение, равное 20—25% номинального. Заторможенный ротор медлительно поворачивают вручную и инспектируют силу тока во всех 3-х фазах статора. Если ротор исправен, то при всех его положениях сила тока в статоре схожа, а при обрыве либо нехорошем контакте будет изменяться зависимо от положения ротора.

Читать еще:  Экономные обороты двигателя ваз

Нехорошие контакты в пайках лобовых частей обмотки фазного ротора определяют способом падения напряжения. Способ основан на увеличении падения напряжения в местах недоброкачественной пайки. При всем этом замеряют величины падения напряжения во всех местах соединений, после этого результаты измерений ассоциируют. Пайки числятся удовлетворительными, если падение напряжения в их превосходит падение напряжения в пайках с наименьшими показателями менее чем на 10%.

У роторов с глубокими пазами может также происходить разрыв стержней из-за механических перенапряжений материала. Разрыв стержней в пазовой части короткозамкнутого ротора определяют последующим образом.
Ротор выдвигают из статора и в зазор меж ними забивают несколько древесных клиньев, чтоб ротор не мог оборотиться.
К статору подводят пониженное напряжение менее 0,25 U ном.
На каждый паз выступающей части ротора попеременно накладывают железную пластинку, которая должна перекрывать два зубца ротора. Если стержни целые, пластинка будет притягиваться к ротору и дребезжать. При наличии разрыва притяжение и дребезжание пластинки исчезают.

Движок разворачивается при разомкнутой цепи фазного ротора. Причина неисправности — куцее замыкание в обмотке ротора. При включении движок медлительно разворачивается, а его обмотки очень греются, потому что в замкнутых накоротко витках вращающимся полем статора наводится ток большой величины.
Недлинные замыкания появляются меж хомутиками лобовых частей, также меж стержнями при пробое либо ослаблении изоляции в обмотке ротора.

Это повреждение определяют кропотливым наружным осмотром и измерением
сопротивления изоляции обмотки ротора. Если при осмотре не удается найти
повреждение, то его определяют по неравномерному нагреву обмотки ротора на ощупь, зачем ротор затормаживают, а к статору подводят пониженное напряжение.

Равномерный нагрев всего мотора выше допустимой нормы может получиться в итоге долговременной перегрузки и ухудшения критерий остывания.
Завышенный нагрев вызывает ранний износ изоляции обмоток.

Местный нагрев обмотки статора , который обычно сопровождается сильным гудением, уменьшением скорости вращения мотора и неравномерными токами в его фазах, также запахом перегретой изоляции. Эта неисправность может появиться в итоге неверного соединения меж собой катушек в одной из фаз, замыкания обмотки на корпус в 2-ух местах, замыкания меж 2-мя фазами, недлинного замыкания меж витками в одной из фаз обмотки статора.

При замыканиях в обмотках мотора вращающимся магнитным полем в короткозамкнутом контуре будет наводиться э. д. с, которая создаст ток большой величины, зависящий от сопротивления замкнутого контура.
Покоробленная обмотка может быть найдена по величине измеренного сопротивления, при всем этом покоробленная фаза будет иметь наименьшее сопротивление, чем исправные. Сопротивление определяют мостом либо
способом амперметра — вольтметра. Покоробленную фазу можно также найти способом измерения тока в фазах, если к движку подвести пониженное напряжение.

При соединении обмоток в звезду ток в покоробленной фазе будет больше, чем в других. Если обмотки соединены в треугольник, линейный ток в 2-ух проводах, к которым присоединена покоробленная фаза, будет больше, чем в 3-ем проводе. При определении обозначенного повреждения у мотора с короткозамкнутым ротором последний может
быть заторможенным либо крутиться, а у движков с фазным ротором обмотка ротора может быть разомкнута.
Покоробленные катушки определяют по падению напряжения на их концах: на покоробленных катушках падение напряжения будет меньше, чем на исправных.

Местный нагрев активной стали статора происходит из-за выгорания и оплавления стали при маленьких замыканиях в обмотке статора, также при замыкании листов стали вследствие задевания
ротора о статор во время работы мотора либо вследствие разрушения изоляции меж отдельными листами стали.

Признаками задевания ротора о статор являются дым, искры и запах гари; активная сталь в местах задевания приобретает вид полированной поверхности; возникает гудение, сопровождающееся вибрацией мотора. Предпосылкой задевания служит нарушение обычного зазора меж ротором и статором в итоге износа подшипников, неверной их установки, огромного извив вала, деформации стали статора либо ротора, однобокого притяжения ротора к статору из-за витковых замыканий в обмотке статора, сильной вибрации ро-тора, который определяют щупом.

Ненормальный шум в движке . Нормально работающий движок издает равномерное гудение, которое типично для всех машин переменного тока.
Возрастание гудения и возникновение в движке ненормальных шумов могут явиться
следствием ослабления запрессовки активной стали, пакеты которой будут
временами сжиматься и ослабляться под воздействием магнитного потока. Для устранения недостатка нужно перепрессовать пакеты стали.
Сильное гудение и шумы в машине могут быть также результатом неравномерности зазора меж ротором и статором.

Повреждения изоляции обмоток могут произойти от долгого перегрева мотора, увлажнения и загрязнения обмоток, попадания на их железной пыли, стружек, также в итоге естественного старения изоляции. Повреждения изоляции могут вызвать замыкания меж фазами и витками отдельных катушек обмоток, также замыкание обмоток на корпус мотора.

Увлажнение обмоток происходит в случае долгих перерывов в работе мотора, при конкретном попадании в него воды либо пара в итоге хранения мотора в сыром неотапливаемом помещении и т. д.

Железная пыль, попавшая вовнутрь машины, делает токопроводящие мостики, которые равномерно могут вызвать замыкания меж фазами обмоток и на корпус. Нужно строго соблюдать сроки осмотров и планово-предупредительных ремонтов движков.

Сопротивление изоляции обмоток мотора напряжением до 1000 в не нормируется, изоляция считается удовлетворительной при сопротивлении 1000 ом на 1 в номинального напряжения, но более 0,5 Мом при рабочей температуре обмоток.

Замыкание обмотки на корпус мотора обнаруживают мегаомметром, а место замыкания — методом «прожигания» обмотки либо способом питания ее неизменным током.

Метод «прожигания» состоит в том, что один конец покоробленной фазы обмотки присоединяют к сети, а другой — к корпусу. При прохождении тока в месте замыкания обмотки на корпус
появляется «прожог», возникают дым и запах подгоревшей изоляции.

Неисправности электродвигателей и их причины

Наиболее распространенные неисправности электрической части — короткие замыкания внутри обмоток электродвигателя и между ними, замыкания обмоток на корпус, а также обрывы в обмотках или во внешней цепи (питающие провода и пусковая аппаратура).

В результате указанных неисправностей электродвгателей могут иметь место: отсутствие возможности пуска электродвигателя; опасный нагрев его обмоток; ненормальная частота вращения электродвигателя; ненормальный шум (гудение и стук); неравенство токов в отдельных фазах.
Причины механического характера, вызывающие нарушение нормальной работы электродвигателей, чаще всего наблюдаются в неправильной работе подшипников: перегрев подшипников, вытекание из них масла, появление ненормального шума.

Основные виды неисправностей в электродвигателях и причины их возникновения.

Асинхронный электродвигатель не включается (перегорают предохранители или срабатывает защита). Причиной этого в электродвигателях с контактными кольцами могут быть закороченные положения пускового реостата или контактных колец. В первом случае необходимо пусковой реостат привести в нормальное (пусковое) положение, во втором — поднять приспособление, закорачивающее контактные кольца.

Включить электродвигатель не удается также из-за короткого замыкания в цепи статора. Обнаружить короткозамкнутую фазу можно на ощупь по повышенному нагреву обмотки (ощупывание следует производить, отключив предварительно электродвигатель от сети); по внешнему виду обуглившейся изоляции, а также измерением. Если фазы статора соединены в звезду, то измеряют величины токов, потребляемых из сети отдельными фазами. Фаза, имеющая короткозамкнутые витки, будет потреблять ток больший, чем неповрежденные фазы. При соединении отдельных фаз в треугольник токи в двух проводах, подключенных к дефектной фазе, будут иметь большие значения, чем в третьем, который соединяется только с неповрежденными фазами. При измерениях пользуются пониженным напряжением.

Читать еще:  Что такое ie1 двигатель

При включении асинхронный электродвигатель не трогается с места. Причиной этого может быть обрыв одной или двух фаз цепи питания. Для определения места обрыва сначала осматривают iiсе элементы цепи, питающей электродвигатель (проверяют целость предохранителей). Если при внешнем осмотре обнаружить обрыв фазы не удается, то мегомметром выполняют необходимые измерения. Для чего статор предварительно отключают от питающей сети. Если обмотки статора соединены в звезду, то один конец мегомметра соединяют с нулевой точкой звезды, после чего вторым концом мегомметра касаются поочередно других концов обмотки. Присоединение мегомметра к концу исправной фазы даст нулевое показание, присоединение к фазе, имеющей обрыв, покажет большое сопротивление цепи, т. е. наличие в ней обрыва. Если нулевая точка звезды недоступна, то двумя концами мегомметра касаются попарно всех выводов статора. Прикосновение мегомметра к концам исправных фаз покажет нулевое значение, прикосновение к концам двух фаз, одна из которых — дефектная, покажет большое сопротивление, т. е. обрыв в одной из этих фаз.

В случае соединения обмоток статора в треугольник необходимо обмотку разъединить в одной точке, после чего проверить целость каждой фазы в отдельности.
Фазу, имеющую обрыв, иногда обнаруживают на ощупь (остается холодной). Если обрыв произойдет в одной из фаз статора по время работы электродвигателя, он будет продолжать работать, но начнет гудеть сильнее, чем в обычных условиях. Отыскивать поврежденную фазу так, как это указано выше.

При работе асинхронного двигателя происходит сильный нагрев обмоток статора. Такое явление, сопровождаемое сильным гудением электродвигателя, наблюдается при коротком замыкании в какой-либо обмотке статора, а также при двойном замыкании обмотки статора на корпус.

Работающий асинхронный электродвигатель начал гудеть. При этом его скорость и мощность снижаются. Причиной нарушения режима работы электродвигателя является обрыв одной фазы.
При включении двигателя постоянного тока он не трогается с места. Причиной этого могут служить перегорание предохранителей, обрыв в цепях питания, обрыв сопротивлений в пусковом реостате. Сначала внимательно осматривают, затем проверяют с помощью мегомметра или контрольной лампы напряжением не выше 36 В целость указанных элементов. Если указанным путем не удается определить место обрыва, переходят к проверке целости обмотки якоря. Обрыв в обмотке якоря чаще всего наблюдается в местах соединений коллектора с секциями обмотки. Измеряя падения напряжения между коллекторными пластинами, находят место повреждения.

Другой причиной указанного явления может быть перегрузка электродвигателя. Проверить это можно с помощью пуска электродвигателя вхолостую, предварительно разобщив его с приводным механизмом.

При включении электродвигателя постоянного тока перегорают предохранители или срабатывает максимальная защита. Закороченное положение пускового реостата может быть одной из причин указанного явления. В этом случае реостат переводят в нормальное пусковое положение. Это явление может наблюдаться также при слишком быстром выводе рукоятки реостата, поэтому при повторном включении электродвигателя реостат выводят более медленно.

При работе электродвигателя наблюдается повышенный нагрев подшипника. Причиной повышенного нагрева подшипника может быть недостаточная величина зазора между шейкой вала и вкладышем подшипника, недостаточное или лишнее количество масла в подшипнике (проверяют уровень масла), загрязнение масла или применение масла несоответствующих марок. В последних случаях масло заменяют, промыв предварительно подшипник бензином.
При пуске или во время работы электродвигателя из зазора между ротором и статором появляются искры и дым. Возможной причиной этого явления может быть задевание ротора за статор. Это происходит при значительном срабатывании подшипников.

При работе электродвигателя постоянного тока наблюдается искрение под щетками. Причинами такого явления могут служить неправильный подбор щеток, слабое нажатие их на коллектор, недостаточно гладкая поверхность коллектора и неправильное расположение щеток. В последнем случае необходимо передвинуть щетки, расположив их на нейтральной линии.
При работе электродвигателя наблюдается усиленная вибрация, которая может появляться, например, из-за недостаточной прочности закрепления электродвигателя на фундаментной плите. Если вибрация сопровождается перегревом подшипника, это указывает на наличие осевого давления на подшипник.

Таблица 1 . Неисправности асинхронных электродвигателей и способы их устранения

Щетки искрят, некоторые щетки и их арматура сильно нагреваются и обгорают

Электродвигатели, изготовленные на заводе и прошедшие весь комплекс приемосдаточных испытаний, исправны и по своим характеристикам соответствуют паспортным данным. Большинство отказов происходят по причинам, возникающим в процессах, следующих за выпуском готовой машины: погрузка, транспортировка, разгрузка, хранение, монтаж на месте эксплуатации. В этот период электрические машины подвержены резким толчкам, ударам, вибрациям, по своим воздействиям часто выходящими за пределы допустимых.

В процессе хранения машины подвержены воздействию низких температур и влаги, тем более что часто машины хранятся в сырых помещениях и даже на открытых площадках. В результате описанных воздействий неисправности возникают обычно в период приработки машины или даже при первом ее пуске. Например, во время хранения машины под воздействием повышенной влажности внутренняя поверхность сердечника статора и наружная поверхность ротора покрываются слоем ржавчины, заполняющей воздушный зазор между статором и ротором.

При первом же включении двигателя ротор оказывается неподвижным. Это ведет к необходимости разборки двигателя и тщательной очистке заржавевших поверхностей. Частицы ржавчины попадают в обмотку двигателя и оказывают разрушительное воздействие на ее изоляцию. Следует иметь в виду, что неисправности электрических машин, связанные с повреждением изоляции, наиболее нежелательны, так как они ведут к необходимости перемотки машины, а следовательно, требуют ее капитального ремонта. Часто нарушения витковой изоляции становятся причиной местных коротких замыканий. При этом машина перегревается, вращение ротора становится неравномерным, возникает небаланс сил тяжения ротора к статору, приводящий к деформации вала машины. Причины, способные вызвать межвитковые короткие замыкания, возникают и при эксплуатации машины, когда во внутреннюю полость попадают посторонние частицы (пыль, грязь, мелкая металлическая стружка), способные механически повредить изоляцию обмотки.

При работе асинхронных двигателей от преобразователей частоты ПЧ, в которых выходное трехфазное напряжение формируется методом широтно-импульсной модуляции, на входе двигателя возникает напряжение импульсной формы, амплитуда которого может значительно превышать амплитуду синусоидального напряжения первой (основной) гармоники. Это может привести к нарушению межвитковой или межфазовой изоляции и вызвать межвитковые короткие замыкания. Устранению этого нежелательного явления способствует применение сглаживающих фильтров на выходе преобразователя в цепях питания двигателей.

В коллекторных двигателях постоянного тока причинами неисправностей часто являются нарушения работы щеточно-коллекторного узла, способные вызвать усиление искрения или даже круговой огонь на коллекторе. Возможные неисправности электрических машин настолько разнообразны и многочисленны, что описать их полностью не представляется возможным. В таблице ниже приведены наиболее характерные и часто встречающиеся неисправности в электрических машинах, причины, их вызвавшие, и способы устранения этих неисправностей.

В промышленности электродвигатели используются повсеместно, они становятся технически все сложнее, что часто может осложнять поддержание их работы на пике эффективности. Важно помнить, что причины неисправностей электродвигателей и приводов не ограничиваются одной областью специализации: они могут быть как механического, так и электрического характера. И только нужные знания разделяют дорогостоящий простой и продление срока службы.

Наиболее частые неисправности электродвигателей — повреждения изоляции обмоток и износ подшипников, возникающие по множеству разных причин. Эта статья посвящена заблаговременному обнаружению 13 наиболее распространенных причин повреждений изоляции и выхода из строя подшипников.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector