Sw-motors.ru

Автомобильный журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Техника безопасности при обслуживании электрических машин

Техника безопасности при обслуживании электрических машин

Обслуживание двигателей, генераторов, синхронных компенсаторов связано не только с опасностью поражения электрическим током, но и с опасностью механического травмирования работающего. Поэтому, как правило, нельзя выполнять работы на вращающихся машинах. Исключением являются те работы, которые не могут быть произведены на остановленной машине: например, испытания генераторов, синхронных компенсаторов и их защит, шлифование колец ротора двигателя, проверка щеток и др. Во время выполнения этих работ следует остерегаться захвата одежды или обтирочного материала валом машины. Вращающийся генератор или синхронный компенсатор, даже если он не возбужден, считается находящимся под напряжением, так как напряжение в обмотке статора создается за счет остаточного намагничивания стали ротора.
В обмотке статора генератора даже при отсутствии возбуждения наводится значительная ЭДС за счет остаточного намагничивания ротора. Поэтому при работе в цепях возбуждения необходимо применять индивидуальные средства защиты: инструмент с изолирующими рукоятками, диэлектрические галоши, резиновые диэлектрические коврики, перчатки.
На синхронных компенсаторах подстанций применяют ти-ристорную систему возбуждения, однако на старых подстанциях встречается система и ионного возбуждения. Ионным возбудителем называется устройство, которое с помощью ртутных выпрямителей преобразует переменный ток в постоянный. Ионные возбудители получают питание от выпрямительного трансформатора напряжением выше 1000 В. Несмотря на то что при нормальной работе напряжение в цепях возбуждения значительно ниже 1000 В, при обрыве дуги или обратном зажигании в ртутном выпрямителе напряжение в цепях возбуждения может быть значительно выше 1000 В. Поэтому цепи возбуждения, в том числе приборы и аппараты, расположенные на главном щите управления, рассматриваются как находящиеся под напряжением выше 1000 В. Работы в цепях ионного возбуждения проводят на отключенном оборудовании, соблюдая соответствующие меры предосторожности.
При выполнении работ по разборке электрической машины и очистке ее деталей следует строго соблюдать меры безопасности труда и пожарной безопасности. Надо пользоваться только проверенными тросами и исправными грузоподъемными устройствами, соответствующими массе поднимаемого груза. При работе с токсичными и легковоспламеняющимися моющими жидкостями необходимо принимать меры, исключающие отравление их парами и воспламенение при соприкосновении с открытым огнем. При разборке следует применять только исправные инструменты и механизмы.
Строповку грузов при подъеме производят стропами — короткими кусками цепи или стального каната, снабженными крюками, петлями, коушами и т.д.
Устанавливать на место монтажа щиты, шкафы и пусковые ящики массой более 196 Н (20 кг) следует не менее чем двум рабочим.
При установке конструкций, закрепляемых в стенах, потолках или полах с помощью цементного раствора, нельзя удалять поддерживающие детали (подпорки, растяжки и т. д.) до полного затвердевания раствора.
При наличии кабельных каналов сзади или спереди щита на время его монтажа необходимо закрыть их плитами или досками толщиной не менее 50 мм.
Работы по установке двигателей средней и большой мощности на фундаменты и конструкции производят только грузоподъемными механизмами, установленными или подвешенными на месте монтажа.
Работы по установке электродвигателей на фундаменты следует выполнять в рукавицах.
Электродвигатели массой до 490 Н (50 кг) на низкие фундаменты можно устанавливать вручную, но не менее чем двумя рабочими.
Запрещается проверять пальцами совмещение отверстий в собираемых панелях щитов или в полумуфтах (для этой цели используют специальные шаблоны).
Запрещается перемещение и установка щитов без принятия мер, предупреждающих их опрокидывание.
При затяжке болтовых соединений полумуфт запрещается: пользоваться вместо гаечных ключей каким-либо другим инструментом; удлинять гаечные ключи другими ключами, отрезками труб и т. д.; пользоваться неисправными гаечными ключами или ключами несоответствующих размеров.
Перед пробным пуском электродвигателя необходимо проверить: крепление фундаментных болтов и прочих элементов оборудования; отсутствие посторонних предметов внутри или вблизи оборудования; наличие защитного заземления.

Правила безопасности при выполнении работ по обслуживанию электродвигателей.

6.4.1. При работе, связанной с прикосновением к токоведущим частям электродвигателя или к вращающимся частям электродвигателя и приводимого им в движение механизма, необходимо остановить электродвигатель и на его пусковом устройстве или ключе управления повесить плакат «Не включать! Работают люди».

6.4.2. При работе на электродвигателе напряжением выше 1000 В или приводимом им в движение механизме, связанной с прикосновением к токоведущим или вращающимся частям, с электродвигателя должно быть снято напряжение …

При работе на электродвигателе заземление устанавливается на кабеле (с отсоединением или без отсоединения его от электродвигателя) или на его присоединении в РУ.

Читать еще:  Шум двигателя при запуске калина

6.4.3. Перед допуском к работе на электродвигателях насосов, дымососов и вентиляторов,если возможно вращение электродвигателей от соединенных с ними механизмов, должны быть закрыты и заперты на замок задвижки ишиберы этих механизмов, а также приняты меры по затормаживанию роторов электродвигателей.

6.4.6. Обслуживать щеточный аппаратработающего электродвигателя допускается единоличнооперативному работнику или выделенному для этой цели обученному лицу с группой III. При этом необходимо соблюдать следующие меры безопасности:

— работать в головном уборе и застегнутой спецодежде, остерегаясь захвата ее вращающимися частя ми машины;

пользоваться диэлектрической обувью или резиновыми ковриками ;

— не касаться руками одновременно токоведущих частей двух полюсов или токоведущих и заземленных частей.

Кольца ротора допускается шлифовать на вращающемся электродвигателе лишь с помощью колодок из изоляционного материала с применением защитных очков.

6.4.9. На однотипных или близких по габариту электродвигателях, установленных рядом с тем, на котором проводится работа, должны быть вывешены плакаты «Стой! Напряжение» независимо от того, находятся они в работе или в резерве.

6.4.10. Опробование электроприводов совместно с исполнительным механизмом следует проводить с разрешения начальника смены технологического цеха, в котором они установлены.

О выдаче разрешения делается запись в оперативном журнале технологического цеха, а о получении этого разрешения — в оперативном журнале цеха (участка), проводящего опробование.

6.4.12. Включение электродвигателя для опробования до полного окончания работы производится после вывода бригады с рабочего места.

БИЛЕТ № 14

Закон Джоуля-Ленца.

Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля — Ленца.

Работа и мощность электрического тока.

Меры безопасности при обслуживании электроприводов

Электроприводы производственных машин, насосов, вентиляторов и всевозможных станков, как правило, оборудованы трехфазными асинхронными электродвигателями, а в ряде установок, требующих широкого и плавного регулирования частоты вращения, применяют двигатели постоянного тока.

Для обслуживающего персонала опасными факторами являются движущиеся части машин и механизмов, механических передач, а также токоведущие части системы электропитания и цепей управления. Опасен и металлический корпус, если при отсутствии его заземления (зануления) случится повреждение изоляции и он окажется под напряжением.

Большую опасность представляет внезапный пуск агрегата в то время, когда на приводе находятся люди, производящие какие-либо работы. Поэтому во избежание несчастных случаев при обслуживании электроприводов необходимо соблюдать ряд специальных требований правил техники безопасности:

1. При осмотре, очистке от пыли кожухов электродвигателя и аппаратуры управления без отключения и остановки электропривода следует убедиться, что корпуса и кожухи надежно присоединены к магистрали заземления или нулевому проводу.

2. Все неизолированные токоведущие части и вращающиеся части электропривода должны иметь ограждения, снимать которые во время работы не допускается.

3. Работы по текущему ремонту и испытаниям изоляции приводного электродвигателя и пускорегулирующих аппаратов разрешаются только электротехническому персоналу, который в электроустановках до 1000 В должен иметь квалификационную группу по ТБ не ниже III, выше 1000 В — группу IV. Работы, проводимые дежурным персоналом на закрепленном за ним цеховом электрооборудовании, проводятся в порядке текущей эксплуатации (перечень работ утверждается лицом, ответственным за электрохозяйство предприятия, например главным энергетиком или начальником электроотдела) с соблюдением следующих мер безопасности;

а) после отключения электропривода для проведения на нем каких-либо работ необходимо на пусковом устройстве повесить запрещающий переносной плакат с надписью «Не включать — работают люди». При этом должен быть или видимый разрыв цепи, или между контактами закрытого аппарата, например контактора, проложен листовой изоляционный материал, или отсоединены отходящие в сторону электродвигателя питающие его провода;

б) если электродвигатель силовой установки (насоса, вентилятора, компрессора и т. п.) работает при напряжении выше 1000 В, например 6 кВ, и получает питание от шин распределительного устройства подстанции, то необходимо на этой подстанции отключить питающий кабель выключателем и разъединителем (видимый разрыв цепи!), запереть их приводы и вывесить на приводах выключателя и разъединителя запрещающие плакаты. Об отключении двигателя в ремонт в журнале дежурного делается запись с указанием фамилии лица, давшего указание об отключении электропривода. Снимать предупреждающие плакаты и включать электропривод в работу можно только после окончания работы на нем и оформления окончания записью в журнале;

в) на вращающемся электродвигателе разрешается шлифование контактных колец стеклянной шкуркой при помощи деревянной колодки. Применяемые при этом инструменты должны быть с изолирующими рукоятками;

Читать еще:  Шум при работе двигателя 1zz

г) допускаются работы в цепи пускового реостата у включенного асинхронного электродвигателя с контактными кольцами, но при условии, что ротор замкнут накоротко при полностью выведенном сопротивлении реостата. При этом следует стоять на резиновом коврике или быть в диэлектрических галошах и работать инструментами с изолированными рукоятками. Работа в пусковых аппаратах, установленных в цепи питания обмоток статора, допускается только при снятом напряжении с токоведущих частей;

д) если в ремонт выведен электродвигатель насоса или вентилятора, то необходимо предупредить вращение электропривода со стороны механизма (насос может начать работать как турбина, вентилятор — прийти в движение от напора воздуха), для чего следует закрыть соответствующие вентили на трубопроводе или шиберы на воздуховоде вентиляционной установки.

4. Перед пуском главного электропривода крупных производственных машин (конвейер, транспортер, рольганг, литьевая машина и т. п.) следует подавать звуковой сигнал для предупреждения рабочих во избежание травмирования их внезапным движением механизмов.

Правила техники безопасности при обслуживании электродвигателей

При работе, связанной с прикосновением к токоведущим или вращающимся частям электродвигателя, необходимо остановить электродвигатель и на его пусковом устройстве или ключе управления повесить плакат «Не включать. Работают люди».

Перед допуском к работе на электродвигателях насосов, дымососов и вентиляторов, если возможно вращение электродвигателей от соединенных с ними механизмов, должны быть закрыты и заперты на замок задвижки, а также приняты меры по затормаживанию роторов электродвигателей.

Ограждение вращающихся частей электродвигателей во время их работы снимать запрещается.

Обслуживать щеточный аппарат на работающем электродвигателе допускается единолично лицу из оперативного персонала или выделенному для этой цели лицу с группой по электробезопасности не ниже III. При этом необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:

работать в головном уборе и застегнутой спецодежде, остерегаясь захвата ее вращающимися частями машины;

пользоваться диэлектрическими галошами или резиновыми коврами; не касаться руками одновременно токоведущих частей двух полюсов или токоведущих и заземленных частей.

У работающего многоскоростного электродвигателя неиспользуемая обмотка и питающий ее кабель должны рассматриваться как находящиеся под напряжением.

Обслуживание комплектных распределительных устройств

При работе в отсеке шкафа КРУ тележку с оборудованием необходимо выкатить; шторку отсека, в котором токоведущие части остались под напряжением, запереть на замок и вывесить плакат «Стой. Напряжение». В отсеке вывесить плакат «Работать здесь».

В КРУ, оснащенных заземляющими ножами, на присоединениях, схема которых исключает подачу напряжения с другой стороны, отсутствие напряжения перед включением этих ножей допускается проверять прослеживанием схемы в натуре.

При работах вне КРУ на отходящих высоковольтных линиях и кабельных линиях или на подключенном к ним оборудовании тележку с выключателем необходимо выкатить из шкафа; верхнюю шторку или дверцы запереть на замок и вывесить плакаты «Не включать. Работают люди» или «Не включать. Работа на линии».

При наложении заземлений в шкафах КРУ в случае работы на отходящих ВЛ необходимо учитывать требования ТБ

При работах в шкафах КРУ допускается:

· при наличии блокировки между заземляющими ножами и тележкой с выключателем устанавливать последнюю в контрольное положение после включения этих ножей;

· при отсутствии блокировки между заземляющими ножами и тележкой выключателя, а также заземляющих ножей в шкафах устанавливать тележку в промежуточное между контрольным и выкаченным положение при условии запирания ее на замок в этом положении. Тележка может быть установлена в промежуточное положение независимо от того, заземлены выводы присоединения или нет.

· Устанавливать в контрольное положение тележку с выключателем для его опробования и работы в цепях управления и защиты разрешается в тех случаях, когда работы вне КРУ на отходящих ВЛ и КЛ или на подключенном к ним оборудовании, включая механизмы, соединенные с электродвигателями, не производятся или на этом присоединении наложено заземление в шкафу КРУ.

РАБОТЫ НА КОММУТАЦИОННЫХ АППАРАТАХ

Перед допуском к работе на коммутационных аппаратах должны быть:

· отключены силовые цепи привода, цепи оперативного тока и цепи подогрева;

· приведены в нерабочее положение включающий груз или включающие пружины;

· вывешены плакаты «Не включать. Работают люди» на ключах дистанционного управления и «Не открывать. Работают люди» на закрытых задвижках.

Для пробных включений и отключений коммутационного аппарата при его наладке и регулировке допускается при несданном наряде временная подача напряжения в цепи оперативного тока и силовые цепи привода, в цепи сигнализации и подогрева, а также подача воздуха в привод и на выключатель.

Читать еще:  Автосигнализация с кнопкой запуска двигателя

Установку снятых предохранителей, включение отключенных цепей и открытие задвижек при подаче воздуха, а также снятие на время опробования плакатов «Не включать. Работают люди» и «Не открывать. Работают люди» осуществляет оперативный персонал или по его разрешению производитель работ.

Дистанционно включать или отключать коммутационный аппарат для опробования разрешается лицу, ведущему наладку или регулировку, либо по его требованию оперативному персоналу.

После опробования при необходимости продолжения работы на коммутационном аппарате лицом из оперативного персонала или по его разрешению производителем работ должны быть выполнены технические мероприятия, требуемые для допуска к работе.

А) Правила безопасности при выполнении земляных работ

Перед началом работ необходимо предварительно назначить руководителя и получить письменное разрешение на выполнение работ. К разрешению должен быть приложен план с указанием размещения и глубины заложения коммуникаций.

Перед началом работы должно быть произведено контрольное вскрытие грунта для уточнения расположения и глубины прокладки кабеля и установлено временное ограждение.

При обнаружении не отмеченных на планах кабелей, трубопроводов, подземных сооружений, а также боеприпасов земляные работы необходимо срочно прекратить и сообщить об этом ответственному руководителю работ или руководству предприятия.

Не допускается производство раскопок землеройными машинами в охранной зоне кабельных линий, т. е. на расстоянии менее 1 м от кабелей.

Разрешается при раскопках применение землеройных машин в пределах охранной зоны кабельных линий только персоналу, эксплуатирующему данные линии.

Применение отбойных молотков для вскрытия покрова над кабелями и землеройных машин для выемки грунта допускается только на глубину, при которой до кабелей остается слой грунта не менее 0,3 м.

Траншеи и котлованы при глубине более 1 м следует выполнять с откосами.

При рытье траншей в слабом или влажном грунте их стены также должны быть надежно укреплены. В сыпучих грунтах работы можно вести без крепления, но с откосами не менее 15° от вертикальной стенки траншеи.

В местах траншеи, где необходимо пребывание людей, должны быть устроены крепления или выполнены откосы.

В зимнее время года разработка грунта на глубину промерзания допускается без креплений.

Крепление траншей и котлованов глубиной 3 м и более должно быть выполнено инвентарными щитами.

Котлованы и траншеи должны быть ограждены, вывешены предупреждающие знаки и надписи, а в ночное время — сигнальное освещение.

Б) Правила безопасности при вскрытии муфт и разрезании кабеля

Перед вскрытием муфт или разрезанием кабеля необходимо убедиться в том, что работа будет производиться на подлежащем ремонту кабеле, что этот кабель отключен и выполнены технические мероприятия, необходимые для допуска к работам на нем.

Во всех случаях, когда отсутствует видимое повреждение кабеля, следует применять кабелеискательный аппарат с накладной рамкой.

Перед разрезанием кабеля или вскрытием соединительной муфты необходимо проверить отсутствие напряжения с помощью специального приспособления. В кабельных сооружениях приспособление допускается применять при наличии дистанционного управления им. Приспособление должно обеспечивать прокол или разрезание брони и оболочки кабеля до жил с замыканием их между собой и заземлением.

Для заземления прокалывающего приспособления могут быть использованы заземлитель, погруженный в почву на глубину не менее 0,5 м, или броня кабеля.

В тех случаях, когда броня подверглась коррозии, допускается присоединение заземляющего проводника к металлической оболочке кабеля.

Если в результате повреждений кабеля открыты все токоведущие жилы, отсутствие напряжения можно проверять непосредственно указателем напряжения без прокола кабеля.

При использовании изолирующей шланги с иглой и режущим наконечником необходимо применять специальный защитный экран.

При проколе кабеля следует надевать диэлектрические перчатки и защитные очки, при этом стоять нужно на изолирующем основании сверху траншеи как можно дальше от прокалываемого кабеля.

Прокол кабеля должны выполнять два работника — допускающий и производитель работ; один из них непосредственно прокалывает кабель, а второй наблюдает.

Вскрывать соединительные муфты и разрезать кабель в тех случаях, когда предварительный прокол не делается, следует заземленным инструментом, надев диэлектрические перчатки и защитные очки и стоя на изолирующем основании.

После предварительного прокола те же операции на кабеле можно выполнить без перечисленных дополнительных мер безопасности.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11; просмотров: 782

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector