Sw-motors.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Схемы для ПУСК-СТОП двигателя 1я часть эпопеи

схемы для ПУСК-СТОП двигателя 1я часть эпопеи

эта схема естественно для тех кто не желает выкидывать замок зажигания,
можно хоть ключём заводить и глушить, хоть кнопкой

не путайте, само название, кнопка пуск-стоп, завести двс или заглушить не означает что нужно выкинуть весь замок зажигания,
а без, замка зажигания, это уже другое устройство, блок управления вкл и выкл зажигания, пук-стоп двигателя

схема готовая спаянная, рабочая, автоматизированная на видео можно увидеть. размер 6,0х3,5см, можно было сделать и меньше, но я не старался мельчить.
видео к РИС15 там контакты реле можно подключить в разрыв бабины или реле заж или иными способами, главное что бы при нажатии на кнопку СТОП, глох мотор, а дальше ключём выключаем зажигание.

а ниже блок ещё побольше там нет замка зажигания вовсе, там действие начинается уже со снятия с охраны, полная автоматика

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ
парочка схем одна простая, а вторая совсем несложная, для таких машин как, классика, ОКА, МОСКВИЧИ, ЗАПОРОЖЦЫ. и ТД

принцип действия к рис 2.
цепляем провода к точкам замка зажигания по цифрам, так как у меня ваз 05 и ока
цифры там одинаковые кроме расцветки пару проводов.
и к выводу генератора или к лампочке под приборной панелью.
включаем замок зажигания, срабатывает реле К1, контакты S3
переходят в режим ПУСК стартера, когда двигатель
завёлся, реле К1 отключается и контакты переходят в режим
стоп двигателя,
время отключения можно установить подстроечным резистором, от 2 сек
до 7 сек, потом реле зажигания снова включится и можно заводить мотор,
.

ну вот в принципе и всё, ничего сложного.

видео
игрушечный показ СТАРТ-СТОП двигателя для настоящей машины.

новая схема
как это работает
снимаем сигналку с охраны, если ничего не делать она снова станет на охрану, по идее.
снимаем с охраны, реле блокировки включает блок пуск-стоп ДВС, 1)нажимаем( кратковременно) кнопку вкл зажиг, через 2 сек включится зажигание,
2)вторым нажатием выключаем зажигание полностью, можно ставить на охрану,
3)нажимаем кнопку вкл зажигание, жмём на сцепление, там стоит концевик, нажимаем( кратковременно) кнопку пуск, двигатель завёлся, стартер отключится сам.
а если мотор долго заводится то просто кнопку можно держать пока не заведётся
4) и вот, когда ДВС завёлся можно нажимать кнопку пуск-стоп и заглушить
===================================================

ПУСК СТОП ДВС, ОПИСАНИЕ ПРИНЦИП РАБОТЫ.
описание к схеме РИС9 И РИС15

на правой стороне схемы сигналка, колодка замка зажигания,
и реле зажигания.стандартная проводка авто.
дальше.
снимаем авто с сигналки, вклюсается реле блокировки
напряжение +12в с контакта 87 подаёт питание на схему
ПУСК-СТОП, включается реле К1, так как на генераторе
или датчике масла присутствует минус идущий через
диод D1, и транзисторный
ключь включает реле, включаются контакты S1 1 и 3,
подготавливая кнопку к пуску двс, и размыкаются
контакты S2 4 и 5, нажимаем кнопку ПУСК, питание через
диод D2 пошло на конденсатор С1 и через сопротивление
R5 включает транзисторный ключ на Т1 который включает следующий
транзисторный ключь на Т2, который снова включает реле стартера,
когда завёлся двс на диоде D1 появляется плюс и реле К1 отключается
контакты S2 4 и 5 замыкаются и резистор R3 быстренько снимает с
конденсатора лишнее напряжение до нуля, тоесть разряжает его.
контакты S1 1и2 переходят в режим СТОП ДВС.
резистор R4 задаёт время вращения стартера до полной заводки.
если мотор заводится с пол тыка то R4 можно поставить на минимум
а если заводится за 3-4 сек то можно отрегулировать на 6 секунд
вращения стартера.
ДАЛЬШЕ.
теперь кнопка стоит в положении СТОП ДВС, нажимаем кнопку
эта схема как бы реле времени отключения, для того что бы
успел заглохнуть мотор,
срабатывает реле К2 размыкая контакты 7и8, реле зажигания
отключается и мотор глохнет, через 2-3или 6 сек также можно
отрегулировать, схема перейдёт снова в режим ПУСК ДВС,
если ничего дальше не делать, просто выходим из машины
и ставим на сигналку схема ПУСК-СТОП просто отключается
блокировочным реле.

Общие сведения о системе пуска двигателя

Электроника и электрооборудование транспортных и

Транспортно-технологических машин и оборудования

Лекция 4

Система пуска двигателя

Учебные вопросы:

Общие сведения о системе пуска двигателя.

Особенности стартерных электродвигателей.

Электромеханические характеристики стартерного электродвигателя.

Общие сведения о системе пуска двигателя

Возможность осуществления надежного пуска двигателя зависит от многих конструктивных и эксплуатационных факторов. Поршневые двигатели внутреннего сгорания начинают работать при относительной высокой частоте вращения коленчатого вала. Пусковое устройство должно вращать коленчатый вал с частотой, достаточной для начала и развития процессов образования. Воспламенения и сгорания топливо-воздушной смеси .и способствовать выходу двигателя на устойчивый режим самостоятельной работы.

Пусковые качества автомобильных двигателей оценивают по минимальной пусковой частоте вращения коленчатого вала nmin и и среднему давлению трения рт. Минимальная пусковая частота вращения – это наименьшая частоте вращения коленчатого вала, при которой пуск двигателя в заданных условиях происходит за две попытки пуска продолжительностью по 10 с для бензиновых двигателей и по 15 с для дизелей с перерывами между попытками в 1 мин.

Минимальные пусковые частоты определяются по зависимости времени пуска от средней частоты вращения коленчатого вала. требуемы пусковые частоты для автомобильных бензиновых двигателей – 40 – 85 мин -1 , а для дизелей – 50 – 200 мин -1 .

Система пуска представляет собой комплекс устройств, обеспечи­вающих принудительное вращение вала двигателя внутреннего сгора­ния.

Тип системы пуска определяется видом используемой энергии и конструкцией основного пускового устройства (стартера). В практике автомобилестроения встречаются инерционные стартеры, пневмати­ческие и гидропневматические системы пуска. Однако наибольшее распространение получила электростартерная система пуска,обла­дающая целым рядом положительных качеств.

Эта система компактна и надежна в работе, обеспечивает возмож­ность автоматизации процесса пуска с помощью несложных электро­технических устройств. Она состоит из аккумуляторной батареи, стартерной цепи (провода, коммутационная аппаратура управления), стартера и средств облегчения пуска. Структурная схема системы пуска изображена на рис. 1.

Рисунок 1 Структурная схема системы электростартерного пуска

Общим элементом для систем пуска и электроснабжения является аккумуляторная батарея. Однако режим ее работы в этих системах различен. В системах электроснабжения батарея работает в режи­ме циклического разряда и заряда, причем токи не превышают номи­нальной емкости — до (0,5 . 0,7) С20. В системе пуска батарея раз­ряжается в прерывистых режимах при значениях тока (2 . 5) С20.

Мощность, развиваемая батареей, соизмерима с мощностью старте­ра. Поэтому характеристики батареи зависят от режима стартерного разряда (силы тока, температуры, продолжительности пуска) и влияют на характеристики самого стартера и тем самым на процесс пуска дви­гателя. Наиболее важными параметрами батареи, влияющими на про­цесс пуска двигателя, являются ее емкость и число пластин в аккумуляторе (так называемый счет сборки _), температура электролита Тэ и степень разряженности батареи ΔСР.

Читать еще:  Электрическая схема пускового двигателя

Батарея в процессе пуска двигателя должна дать определенный ток без уменьшения напряжения ниже заданной минимальной величи­ны (6,0 . 8,0 В для системы на 12 В). Эта величина определяется, с од­ной стороны, характеристиками стартера, который должен обеспечить прокручивание вала двигателя с частотой, не ниже минимальной пуско­вой, а с другой — требованиями системы зажигания к минимальному напряжению в первичной цепи катушки зажигания (для карбюратор­ных двигателей) и минимальным напряжением на тяговом реле стар­тера при пуске (для дизелей).

В связи с повышением требований к минимальным температурам пуска на ряде двигателей предусмотрена установка средств облегче­ния пуска холодного двигателя. Как правило, эти устройства за пе­риод своей работы (около 30 мин) потребляют энергию от батареи. Таким образом, возникла новая разновидность стартерного разряда холодной аккумуляторной батареи: вначале — на устройства облег­чения пуска двигателя сравнительно малым током – до 0,5 С20, а затем — на стартер большим током — (2,5 . 4,0) С20.

В качестве стартерного электродвигателя применяется электро­двигатель постоянного тока последовательного или, реже, смешанного возбуждения. Его основными параметрами являются:

1. Номинальное напряжение Uн (6,12, 24 В).

2. Номинальная мощность Рси.

3. Номиналь­ная частота вращения nсн и момент Мсн.

4. Ток при максимуме мощности Iсп.

Стартер как электрическая машина характеризуется комплексом электромеханических характеристик — зависимостями момента, час­тоты вращения якоря, мощности, КПД и напряжения на зажимах от потребляемого тока Iс.

Стартер связан с маховиком двигателя зубчатой передачей, основ­ными параметрами которой являются: передаточное отношение iдс = = zmах/zс, где zmах — число зубьев венца маховика, zс — число зубьев шестерни стартера; т — модуль зуба; ηz — КПД зубчатой передачи (0,85 . 0,9.)

Стартер во время эксплуатации автомобиля работает со значитель­ной нагрузкой. Так, средняя частота его включений на 100 км пробега составляет в условиях города для легковых автомобилей 28, а для грузовых – 22.

Приводной механизм системы пуска представляет собой устрой­ство, обеспечивающее ввод и удержание шестерни стартера в зацеп­лении с венцом маховика во время пуска, передачу необходимого вра­щающего момента коленчатому валу и предохранение якоря стар­терного электродвигателя от разноса вращающимся маховиком рабо­тающего двигателя. Тяговое реле стартера является одновременно эле­ментом как приводного механизма, обеспечивая его перемещения по оси вала якоря, так и стартерной цепи, замыкая в конце хода якоря тягового электромагнита силовые контакты цепи питания стартера. Средства облегчения пуска представляют собой устройства, позволяющие увеличить частоту прокручивания коленчатого вала двигате­ля за счет снижения момента сопротивления прокручиванию или по­вышения энергетических возможностей пусковой системы и системы зажигания, улучшить условия смесеобразования и воспламенения топлива. Выбор способа и устройства, облегчающих пуск, определя­ется конструктивными особенностями двигателя, условиями эксплу­атации и экономическими факторами.

Схема работы устройства плавного пуска, его назначение и конструкция

Электрические двигатели являются простыми и надежными машинами, но имеют и некоторые недостатки, которые усложняют их использование. В частности, при запуске такие устройства имеют высокие значения потребляемого тока и без специальных устройств запускаются с рывком из-за несогласованности крутящего момента двигателя и нагрузки на его валу. Дополнительными приборами, которые обеспечивают плавную работу двигателя при запуске и позволяют снизить пусковые токи называют устройствами плавного пуска.

Что такое устройство плавного пуска

Устройство плавного пуска (УПП) – это электротехнический прибор, который применяется в работе асинхронных двигателей и позволяет контролировать и управлять его запуском и параметрами для безопасной работы в сети переменного тока. Такое устройство снижает воздействие на двигатель ряда негативных факторов, в том числе уменьшает вероятность повышенного нагрева двигателя, устраняет рывки, обеспечивая плавный запуск и выход на рабочую нагрузку. Также устройства плавного пуска снижают негативное влияние на электрическую сеть посредством уменьшения пусковых токов электродвигателя.

Часто устройство плавного пуска электротехнические специалисты и люди, связанные с работой электродвигателей, называют такие приборы «мягкими пускателями». Это связано с тем, что на английском языке (а большинство качественных устройств – импортного производства) эти устройства называются «soft starter», что и означает «мягкий пускатель».

Плавный пуск электродвигателей с помощью преобразователей частоты и мягких пускателей позволяет решать большое количество задач и управлять работой электродвигателя в широких пределах его параметров. Особенно часто УПП применяют при работе в условиях тяжелого пуска (с большой инерцией или запуском под нагрузкой с четырехкратными пусковыми токами, с разгоном двигателя не менее 30 секунд) и особо тяжелого пуска (при шести или восьмикратных значения пусковых токов и большим временем разгона двигателя).

Также УПП применяют при сниженной или ограниченной мощности электрической сети, когда пусковые токи могут создавать значительные перегрузки в сети, в том числе с влиянием на автоматическое защитное оборудование, которое при высоких значениях пускового тока, даже кратковременного воздействия, отключает питание.

Сфера применения устройств плавного пуска достаточно обширна: их применяют в работе насосных агрегатов, в вентиляционном и компрессорном оборудовании, на электродвигателях тяжелых производств и в строительстве, в дробильном оборудовании, на конвейерах, эскалаторах и в других механизмах и оборудовании.

Принцип работы

Главный минус электродвигателей асинхронного типа – это то, что момент силы на валу пропорционален квадрату напряжения, которое приложено к электродвигателю. Это создает сильные рывки при запусках и в момент прекращения работы, что также повышает значения индукционного тока.

Устройства плавного пуска могут быть механическими и электрическими, а также комбинированными сочетая в себе положительные черты обоих устройств.

Механические устройства плавного пуска работают по принципу противодействия резкому увеличению оборотов электродвигателя влияя на его ротор механическим способом при помощи тормозных колодок, различных муфт, противовесов, магнитных блокираторов и прочих механизмов. Такие механизмы в последнее время применяются не часто, так как есть более совершенные устройства электрического управления.

Электрические УПП постепенно повышают ток или напряжение от опорного уровня до максимального, что позволяет плавно наращивать обороты электродвигателя и снизить нагрузки и пусковые токи. Чаще всего электрические устройства плавного пуска управляются электронным способом при помощи компьютерных систем или электронных приборов, что позволяет изменять параметры запуска и контролировать динамические характеристики. Мягкие пускатели позволяют изменять режимы работы электродвигателя в зависимости от приложенной нагрузки и позволяют реализовать ту или иную зависимость между скоростью вращения вала и напряжением.

Принцип работы электрических устройств основывается на двух методах:

  1. Метод ограничения тока в обмотке ротора – реализуется при помощи катушек, соединенных по схеме «звезда»;
  2. Метод ограничения напряжения и тока в статоре (при помощи тиристоров, симисторов или реостата).

По способу регулировки также различают одно-, двух и трехфазные устройства. УПП с регулировкой напряжения по одной фазе применяют для оборудования до 10 кВт, положительные моменты при таком регулировании – это снижение динамических ударов и рывков при старте, негативные – несимметричная нагрузка при запуске и большие пусковые токи. Мягкие пускатели с регулировкой по двум фазам позволяют снизить пусковые токи и нагрев двигателя при старте и используются в условиях среднетяжелого пуска. Трехфазные устройства плавного пуска значительно снижают пусковые токи и позволяют плавно останавливать электродвигатель, а также обеспечивать аварийное отключение. Такие устройства применяют при тяжелом пуске со значительной нагрузкой, а также с частыми включениями/отключениями двигателя.

Читать еще:  Что такое прогазовка двигателя

Схема подключения электродвигателя к УПП

Для того, чтобы подключить устройство плавного пуска к электродвигателю и питающей сети следует руководствоваться инструкцией на данный тип прибора, там будут указаны все важные аспекты при подключении: последовательность цепи, выводы заземления и нейтрали, а также правильная наладка пуска, разгона и торможения. Но в целом, существуют стандартные способы подключения, которые подходят для большинства устройств плавного пуска.

Каждое УПП имеет контакта на входе и столько же на выходе для подключения фаз, систему управления пуском и остановкой (кнопки ПУСК, СТОП), другие кнопки и контакты управления. К устройству подводят питающие кабели на входные клеммы (обычно это обозначения L1, L2, L3), а от выводных клемм (обозначения T1, T2, T3) подключают электродвигатель. При этом важно подключать УПП к сети через вводной автомат защиты и использовать при подключении двигателя к устройству плавного пуска и самого УПП к сети кабели с номинальным сечением, соответствующем предельному значению тока двигателя.

Некоторые устройства могут управляться не только с переключателей и устройств управления на самом приборе, но и через контакты реле или контроллера – это усложняет схему подключения прибора, но расширяет его возможности.

Электрическая схема пуска двигателя автомобиля

Автомобили ИЖ-2126 «Ода» (до 1999 г. — «Орбита») выпускаются с 1991 г, но только в последние годы Ижевский завод приступил к их массовому производству. Конструкция автомобиля за время выпуска претерпела большие изменения, он стал комфортабельнее и надежнее. Но все же при эксплуатации автомобилей ИЖ-2126 довольно часто возникают различные неисправности электрооборудования. Одни из них влияют на техническое состояние автомобиля, вызывают перебои или отказы в работе двигателя, системы пуска приборов освещения и сигнализации, другие, хотя и не влияют на работоспособность основных агрегатов автомобиля, создают неудобства для водителей. Поиск и устранение неисправностей электрооборудования, особенно у неопытных водителей, зачастую становится трудноразрешимой проблемой и занимает много времени.

Эта книга знакомит владельцев автомобилей «Ода» с устройством и принципом действия приборов электрооборудования, а также призвана помочь в поиске и устранении неисправностей, используя простые и наглядные схемы.

Важно отметить, что в процессе производства автомобилей ИЖ их электрооборудование непрерывно совершенствуется, устанавливаются новые приборы или новые их модификации, изменяется их подключение к бортовой сети автомобиля. Поэтому при поиске и устранении неисправностей конкретного автомобиля схемы, приведенные в книге, необходимо сверять со схемой электрооборудования, имеющейся в комплекте документации автомобиля.

В схемах поиска неисправностей приняты следующие сокращения наименований электрических приборов и систем:

В электрических схемах систем электрооборудования цвет проводов обозначен буквами: Б — белый, Г — голубой, Ж — желтый, 3 — зеленый, К — красный, Кч — коричневый, О — оранжевый Р — розовый, С — серый, Ч — черный, Ф — фиолетовый.

1.1. ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ И УСТРОЙСТВО

1.1.1. Принцип действия системы пуска

Система пуска предназначена для принудительного вращения коленчатого вала двигателя автомобиля и содержит аккумуляторную батарею АБ, стартер, состоящий из электродвигателя ЭД, тягового реле ТР и механизма привода МП, выключатель зажигания ВЗ и дополнительное реле включения стартера РВ (рис. 1).

При повороте ключа из положения «Зажигание» в положение «Пуск» замыкаются контакты «30» и «50» выключателя зажигания ВЗ. Напряжение аккумуляторной батареи АБ подается на обмотку реле включения РВ. Контакты реле РВ замыкаются, и напряжение батареи подается на втягивающую Вт и удерживающую Уд обмотки тягового реле ТР По обмоткам протекает ток. При этом возникает магнитное поле, которое обеспечивает втягивание стального якоря Я тягового реле внутрь обмоток. При движении якоря рычаг Р перемещает шестерню Ш механизма привода МП вперед до зацепления с венцом маховика М коленчатого вала двигателя. В момент зацепления шестерни Ш с венцом маховика М контактная пластина КП замыкает контакты К тягового реле ТР и на электродвигатель стартера ЭД подается напряжение аккумуляторной батареи АБ. Якорь электродвигателя, вращаясь обеспечивает проворачивание коленчатого вала двигателя. После пуска ключ зажигания возвращается в положение «Зажигание» При этом контакты «30» и «50» выключателя зажигания ВЗ размыкаются, реле РВ обесточивается, якорь Я тягового реле ТР размагничивается и под действием возвратной пружины Пр отбрасывается в исходное положение, контактная пластина КП размыкает контакты К, электродвигатель стартера отключается от аккумуляторной батареи, а рычаг Р выводит шестерню Ш из зацепления с венцом маховика М коленчатого вала двигателя

1.1.2. Состав систем пуска автомобилей «Ода»

Комплектация систем пуска автомобилей «Ода» приведена в табл.1.

1.1 3.Аккумуляторная батарея

Аккумуляторная батарея предназначена для электроснабжения стартера при пуске двигателя и других потребителей электроэнергии при неработающем генераторе, а также в том случае, когда суммарная мощность потребителей превышает мощность генераторной установки.

На автомобили «Ода» устанавливают свинцово-кислотную аккумуляторную батарею 6СТ-55АЗ (А7з), которая состоит из аккумуляторных элементов (аккумуляторов).

Аккумулятор представляет собой обратимый источник электрического тока, обладающий способностью под действием электрического тока накапливать химическую энергию (за счет электрохимических процессов), а затем отдавать ее в виде электрической энергии во внешнюю цепь.

Принцип действия кислотного аккумулятора

Простейший кислотный аккумулятор состоит из двух свинцовых пластин, погруженных в электролит — водный раствор серной кислоты В результате взаимодействия серной кислоты и окислов свинца на обеих пластинах образуется сернокислый свинец (сульфат свинца). Поскольку состав пластин одинаков, то разности потенциалов между ними нет. Если же пластины подсоединить к источнику постоянного тока, то на «положительной» пластине образуется перекись свинца, а на «отрицательной» пластине — губчатый свинец (аккумулятор заряжается). При этом плотность электролита возрастает, т.к. из электролита поглощается вода и выделяется серная кислота. В результате заряда аккумулятора состав пластин становится разнородным и между ними возникает разность потенциалов.

Если теперь к выводам заряженного аккумулятора вместо источника тока подключить какой либо энергопотребитель (например, лампочку), то аккумулятор начнет разряжаться. На обеих пластинах при разряде снова образуется сульфат свинца, а в электролите часть серной кислоты замещается водой — плотность электролита уменьшится. Снижение плотности электролита является показателем степени разряда аккумулятора, а повышение плотности электролита до величины, соответствующей полностью заряженному аккумулятору — основным признаком окончания заряда.

Устройство батареи 6СТ-55АЗ (А7з)

Батарея 6СТ-55АЗ (рис. 2) представляет собой шесть последовательно соединенных аккумуляторов, помещенных в единый бак-моноблок, изготовленный из термопластмассы. Моноблок 10 разделен перегородками на секции по числу аккумуляторов. В каждой секции моноблока размещены «положительные» 9 и «отрицательные» 7 пластины, объединенные в полублоки и разделенные сепараторами-конвертами 8 из кислотостойкого материала. Пластина любой полярности состоит из решетки, отлитой из специального свинцового сплава, и пористой активной массы, размещенной в ячейках решетки В верхней части решетки имеется ушко для соединения пластин в полублок.

Читать еще:  Двигатель bfq чип тюнинг

Аккумуляторы в батарее соединены внутренними перемычками (межэлементными соединениями) 2.

Крышка 4 приварена к моноблоку и закрывает его сверху. На крышке размещены две конусные полюсные втулки, приваренные к полюсным выводам 1 и 5 батареи. Крышка имеет шесть заливочных горловин (по числу аккумуляторов), закрытых блоком пробок, выполненным в виде пластмассовой планки 3 с вставленными в нее шестью безрезьбовыми пробками 6.

Условное обозначение батареи (6СТ-55АЗ) содержит указание на число последовательно соединенных аккумуляторов (6), характеризующих ее номинальное напряжение (12В), назначение батареи (СТ — стартерная) номинальную емкость в А ч (55) и исполнение (А — с общей крышкой, 3 — залитая электролитом и полностью заряженная).

Батарея 6СТ-55АЗ (А7з) относится к малообслуживаемым — доливать дистиллированную воду в аккумуляторы требуется примерно раз в полгода.

1.1.2.Устройство стартеров

Стартеры 35.3708, СТ-221 (рис. 3) и 421.3708 (рис. 4) по конструкции аналогичны и представляют собой электродвигатели постоянного тока смешанного возбуждения, оснащенные тяговым реле и механизмом привода. Стартер 421.3708 отличается от стартера СТ-221 креплением к двигателю и наличием дополнительного контакта, предназначенного для шунтирования резистора катушки зажигания при пуске.

Стартер 35.3708 отличается от стартера СТ-221 только параметрами обмотки и конструкцией щеточно-коллекторного узла (у стартера 35.3708 — торцовый коллектор).

Стартеры имеют по четыре полюса (см. рис. 3 и рис. 4), на которых расположены обмотки возбуждения. Якорь стартера, содержащий вал, сердечник с обмоткой и коллектор, вращается в бронзографитовых (металлокерамических) подшипниках (втулках), установленных в крышках стартера На крышке со стороны коллектора укреплены два изолированных и два замкнутых на корпус щеткодержателя, в которых помещены щетки. Щетки прижимаются к коллектору пружинами.

На конце вала якоря находится привод стартера, состоящий из роликовой муфты свободного хода и шестерни 1. Муфта свободного хода состоит из наружной обоймы 20 (см. рис. 4,5), связанной с якорем стартера, внутренней обоймы 22, изготовленной как одно целое с шестерней 1 привода, и роликов 21 с плунжерами 23 и пружинами 24, расположенными между обоймами в пазах и гнездах наружной обоймы.

В момент включения стартера вращение от вала якоря 14 передается на наружную (ведущую) обойму 20 муфты. При вращении наружной обоймы ролики, сдвигаясь под действием плунжеров с пружинами в узкую часть пазов, заклинивают внутреннюю обойму 22, и обе обоймы начинают вращаться как одно целое с шестерней 1 , передавая крутящий момент от вала якоря стартера на венец маховика коленчатого вала, тем самым обеспечивая пуск двигателя.

После пуска двигателя маховик коленчатого вала, а вместе с ним и шестерня 1 стартера начинают вращаться быстрее. Ролики увлекаются внутренней обоймой 22 в более широкую часть пазов наружной обоймы и расклинивают обоймы. При этом вращение от маховика на вал якоря стартера не передается.

Ввод шестерни привода в зацепление с венцом маховика коленчатого вала двигателя и включение электрической части стартера осуществляется электромагнитным тяговым реле, которое прикреплено к корпусу стартера.

Реле имеет катушку с втягивающей и удерживающей обмотками. Внутри катушки находится якорь реле, хвостовик которого соединен с рычагом привода стартера. На другой стороне якоря закреплена контактная пластина (диск). На якоре установлена возвратная пружина, а на крышке реле — контактные болты (контакты).

Схемы соединений систем пуска автомобилей «Ода» приведены на рис. 5а и 5б.

1. 2. ДИАГНОСТИКА

Внешне неисправности системы пуска проявляются в ненормальной работе стартера. Можно выделить пять основных моментов.

1.2.1. Стартер не включается — не слышны щелчки срабатывания тягового реле

Причинами этого могут быть нарушение контактных соединений, обрыв или короткое замыкание в цепях включения стартера и неисправности тягового реле стартера. Порядок нахождения этих неисправностей показан на рис. 6. Для работы по этому алгоритму необходима только контрольная лампа (КЛ).

1.2.2. При включении стартера слышны многократные щелчки тягового реле

Стартер имеет тяговое реле с двумя обмотками: втягивающей и удерживающей. В момент замыкания контактов тягового реле втягивающая обмотка отключается и работает только удерживающая обмотка. Если при этом сильно разряжена аккумуляторная батарея, ослаблены контактные соединения цепи стартера или же в удерживающей обмотке тягового реле стартера имеются обрыв или короткое замыкание, то возвратная пружина перемещает якорь тягового реле в обратном направлении Контакты реле разомкнутся, втягивающая обмотка снова включится, и под ее действием контакты вновь замкнутся. Процесс повторится.

Алгоритм поиска неисправностей для этого случая приведен на рис. 7. В ходе работы вам может понадобиться ареометр или плотномер для проверки заряженности батареи

Если включение стартера будет часто сопровождаться многократными щелчками, и каждый раз причиной этого явления будет разряженность батареи, то батарея либо слишком быстро разряжается между поездками либо в ней есть неисправность. В таком случае батарею нужно тщательно проверить Алгоритм проверки батареи приведен на рис. 8 Для полной проверки батареи необходимо иметь тестер и аккумуляторный пробник Э107 или диагностические приборы Н-2001 и «ЛИВА-100».

1.2.3. Стартер включается, но его якорь либо не вращается, либо вращается медленно

Причинами ненормальной работы стартера в этом случае являются разряженность батареи, нарушение контакта в соединениях, подгорание контактов тягового реле, загрязнение коллектора или изношенность щеток стартера, а также обрыв или замыкание в обмотках стартера

Быстро найти неисправность вам поможет алгоритм, приведенный на рис. 9. Приступая к работе, запаситесь куском толстого провода сечением 12-14 мм 2 , мелкой стеклянной шкуркой и ареометром.

Если входе проверки выяснится, что якорь стартера плохо вращается из-за АБ батареи, тогда ее нужно проверить по алгоритму, приведенному на рис. 8, а если причиной медленного вращения якоря является неисправность электродвигателя, то стартер нужно снять и тщательно проверить (см. п.1.3.3.).

1.2.4. Стартер включается, якорь его вращается, но маховик двигателя неподвижен

Такая ситуация часто бывает следствием ослабления крепления стартера к картеру, повреждения зубьев маховика и шестерни привода или появления на них забоин, загрязнения винтовой нарезки якоря, пробуксовки муфты свободного хода привода поломки рычага поводкового кольца или буферной пружины привода стартера.

Все эти неисправности можно легко выявить с помощью алгоритма, приведенного на рис. 10.

1.2.5. Стартер не выключается после пуска двигателя

Маховик в этом случае будет вращать муфту свободного хода с высокой частотой, муфта перегреется, может произойти ее заклинивание, в результате чего стартер выйдет из строя, поэтому при невыключении стартера немедленно остановите двигатель.

Если стартер будет продолжать прокручивать коленчатый вал, то разорвите электрическую цепь стартера, отсоединив батарею от корпуса. Невыключение стартера после пуска может вызываться спеканием контактов тягового реле или реле включения, неисправностью выключателя зажигания, перекосом стартера или заеданием привода на валу якоря.

Найти неисправность (после остановки двигателя и отключения стартера) вам поможет алгоритм, приведенный на рис. 11.

Электрооборудование автомобилей ИЖ-2126 ОДА
В.В. Литвиненко

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector