Sw-motors.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

НЕИСПРАВНОСТИ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ

НЕИСПРАВНОСТИ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ

27. Перегрев

1. Недостаток охлаждающей жидкости в системе.

2. Дефект или неправильная регулировка приводного ремня водяного насоса.

3. Закупорка сердцевины или грязная или закупоренная решетка радиатора.

4. Неисправен термостат.

5. Неисправен вентилятор.

6. Крышка радиатора не держит необходимое давление. Проверьте работу крышки под давлением.

7. Неправильная величина опережения зажигания (для карбюраторных двигателей).

8. Неисправен водяной насос.

9. Марка моторного масла отличается от требуемой.

10. Неточные показания термометра.

28. Переохлаждение

1. Неисправен термостат.

2. Неточные показания термометра.

29. Наружная утечка охлаждающей жидкости

1. Повреждены шланги. Ослабли зажимы в местах соединений.

2. Дефектны уплотнения водяного насоса. Если причина в этом, то вода будет капать из отверстия в корпусе насоса.

3. Утечка из сердцевины радиатора или бака. В этом случае потребуется ремонт радиатора в ремонтной мастерской.

4.Просачивание через пробку сливного отверстия двигателя или пробку сердцевины водяной рубашки.

5. Утечка из термовыключателя

6. Утечка из поврежденных рубашек или через маленькие трещины.

7. Повреждена прокладка головки цилиндров. Это можно установить, проверив состояние масла двигателя в соответствии с инструкциями, приведенными в параграфе 30.

30. Внутренняя утечка охлаждающей жидкости

Примечание. Обычно внутренние утечки можно обнаружить по состоянию масла. Осмотрите маслоизмерительный стержень и крышку коромысл изнутри, обращая внимание на такие признаки, как наличие воды на поверхности и консистенция масла, напоминающая молочный коктейль.

1. Утечка через прокладку головки цилиндров. Выполните испытание системы охлаждения под давлением или снимите головку цилиндров и проведите осмотр.

2. Трещина зеркала цилиндра или головки цилиндров. Разберите двигатель и осмотрите.

3. Ослабла затяжка болтов головки цилиндров.

31. Повышенные потери охлаждающей жидкости

1. Система переполнена.

2. Из-за перегрева происходит выход кипящей охлаждающей жидкости (см. причины в параграфе 27).

3. Наружная или внутренняя утечка (см. параграфы 29 и 30).

4. Неисправна крышка радиатора. Проведите испытания крышки под давлением.

5. Система охлаждения оказалась под давлением в результате компрессии в двигателе. Это может произойти из-за трещин в головке или блоке цилиндров или из-за утечки через прокладку (прокладки) головки.

32. Плохая циркуляция охлаждающей жидкости

1. Не работает водяной насос. Быстрый способ проверки состоит в том, чтобы при работающем на холостых оборотах двигателе пальцами зажать верхний шланг радиатора, а затем отпустить. Если насос работает, то вы должны почувствовать резкий толчок охлаждающей жидкости.

2. В охлаждающей системе имеется препятствие движению жидкости. Слейте жидкость, промойте и снова заполните систему. Если это будет необходимо, снимите радиатор и промойте потоком жидкости, движущимся в направлении, противоположном рабочему, или отдайте в очистку в ремонтную мастерскую.

3. Ослабло натяжение приводного ремня водяного насоса.

4. Заедание термостата.

5. Недостаточно охлаждающей жидкости.

33. Коррозия

1. Слишком велико количество загрязнений в воде. Рекомендуем использовать мягкую, чистую воду. Можно использовать дистиллированную или дождевую воду.

2. Неправильно составлен раствор антифриза.

3. Недостаточно часто проводится слив жидкости и промывка системы. Промывку системы следует выполнять регулярно с требуемой периодичностью.

Смотри также неисправности:

Двигателя
Сцепления
КПП
Карданного вала
Заднего моста
Раздаточной коробки
Тормозов
Подвески

Смотрите также из ЧастоЗадаваемых Вопросов:

Система охлаждения

Система охлаждения
Перегрев двигателя виско-муфта вентилятора, промывка системы охлаждения
Водяной насос (помпа) как снять , подшипник, какую купить ?
Водяная помпа замена и трепанация старой. Рассказ Volk’a
Вентиляторы системы охлаждения

Система охлаждения двигателя — основные узлы, неисправности

Двигатель внутреннего сгорания устроен таким образом, что для его нормальной работы требуется определенная температура, называемая рабочей температурой двигателя. Если двигатель не охлаждать, он перегреется и выйдет из строя, если двигатель охлаждать слишком интенсивно, процессы горения в камере сгорания будут протекать неправильно и двигатель не сможет развить полную мощность.

Любое отклонение температуры двигателя от нормальных показателей является поводом начать поиск и устранение неисправности.

Основные узлы системы охлаждения

Двигатель внутреннего сгорания как правило содержит следующие узлы, которые так или иначе связаны с охлаждением:

  • Водяная помпа — насос, который заставляет циркулировать охлаждающую жидкость.
  • Радиатор печки — его задачей явлется нагрев воздух в салоне автомобиля.
  • Термостат — клапан, который определяет, необходимо ли пропустить антифриз через радиатор или еще рано и пусть он еще погреется на малом круге охлаждения.
  • Радиатор охлаждения — единственная деталь, которая может эффективно охладить антифриз внутри работающего двигателя.
  • Один или несколько вентиляторов охлаждения — нужны преимущественно при медленном движении или стоянке, чтобы потока воздух хватало для эффективной работы радиатора. Могут включаться на ходу, чтобы усилить эффективность охлаждения.

Все эти узлы связаны между собой резиновыми патрубками, трубами и фланцами. Далее перечислю самые частые неисправности, которые могут встретиться в эксплуатации автомобиля.

Негерметичность соединений системы охлаждения

Пожалуй самая частая проблема, которая встречается. Многие знают о подтеканиях охлаждающей жидкости, однако продолжают эксплуатировать автомобиль, так как жидкость уходит медленно. Однако не стоит забывать, что любая брешь в герметичности замкнутой системы охлаждения, будучи прогретой до рабочей температуры может стихийно увеличиться и образовать внезапный порыв, не совместимый с дальнейшей эксплуатацией.

Основных причины негермитичности всего четыре:

  • Трещины во фланцах или расширительном бачке
  • Надрывы шлангов
  • Прослабление утяжки хомутов
  • Усталость сальников водяной помпы

Найти негерметичность достаточно просто, так как в антифриз добавляется краситель, который в месте подтекания никуда не денется, сохранив при этом цвет охлаждающей жидкости.

Выход из строя насоса охлаждения

В этом пункте все просто — насос охлаждения лишается возможности перекачивать антифриз, в результате чего может образоваться локальный перегрев. Неисправность опасна тем, что высокая температура может дойти до датчика слишком поздно, когда или перегреется двигатель, или от высокого давления порвет шланги.

Выход из строя пробки бачка охлаждающей жидкости

Пробка бачка охлаждающей жидкости является не просто обыкновенной пробкой, а так же поддерживает определенное давление внутри системы охлаждения. Если пробка выходит из строя или установлена неродная пробка, это может привести к высокому давлению и разрыву шлангов.

Выход из строя радиаторов

Радиаторов в машине минимум два: радиатор печки и радиатор системы охлаждения. Если любой из ниж выходит из строя, это может привести или к нарушению тока антифриза, или к снижению эффективности работы радиатора. Другими словами, если сломается радиатор печки, печка перестанет дуть горячим, если сломается радиатор двигателя, двигатель перестанет эффективно охлаждаться. Радиатор может быть забит грязью снаружи, забит накипью снутри или у него могут сломаться перегородки, в результате чего жидкость будет попадать со входа сразу на выход.

Читать еще:  Двигатель 1нз фе троит

Выход из строя термостата

Термостат — достаточно коварная деталь. Его не так просто заменить и не так просто диагностировать. Единственная поломка термостата заключается в его заклинивании. Заклинить его может как в открытом состоянии так и в закрытом, следовательно двигатель может или перегреваться, или наоборот переохлаждаться. Если на перегрев двигателя лампочки есть почти во всех машинах, то на недогрев нету ни у кого, и хорошо, если у вас есть индикатор температуры охлаждающей жидкости. В противном случае очень неприятно ездить на недогретов двигателе с повышенным расходом топлива и не знать об этом.

Неисправности вентиляторов охлаждения

На самом деле неисправности всего две: не крутится или крутится но слабо. У электрических вентиляторов может выйти из строя мотор или включатели(начиная с блока управления двигателем и заканчивая реле). У вентиляторов на вязкостных муфтах может заклинить саму муфту и вентилятор будет или вращаться влишком быстро, или слишком медленно. Медленное вращение чревато перегревом, быстрое вращение чревато недогревом в зимнее время года.

Дополнительно хотелось бы отметить, что у вентилятора могут быть повреждены лопасти, что приведет или к снижению эффективности работы вентилятор и системы охлаждения в целом, или к сильной вибрации при работе вентилятора.

Вот пожалуй и все, что можно рассказать про неисправности системы охлаждения двигателя. Следите за состоянием шлангов и старайтесь своевременно устранять причины течей.

РЕКОМЕНДУЕМ ТАКЖЕ ПРОЧИТАТЬ:

Техническое обслуживание системы охлаждения

Неисправностями системы охлаждения могут быть:

  • вытекание охлаждающей жидкости в местах уплотнений соединительных шлангов, через сальник водяного насоса или в местах соединения трубок с бачками радиатора;
  • ослабление натяжения или обрыв ремня вентилятора;
  • заклинивание заслонки термостата в закрытом положении;
  • поломка крыльчатки насоса;
  • неисправность пробки радиатора;
  • образование накипи.

Заедание впускного клапана пробки радиатора при закрытой системе охлаждения вызывает снижение давления в системе и интенсивное испарение жидкости при ее остывании.

Признаками неисправности системы охлаждения служат перегрев двигателя и закипание воды в радиаторе, если они не являются результатом длительной и большой нагрузки двигателя или неправильной регулировки систем зажигания и питания.

Обслуживание

Обслуживание системы охлаждения включает в первую очередь проверку ее герметичности.

При обнаружении течи в радиаторе (в трубках или бачках) он должен быть снят и направлен в ремонт. Течь охлаждающей жидкости в местах крепления шлангов устраняют подтягиванием крепящих хомутиков. Течь через сальники водяного насоса, обнаруживаемая по подтеканию воды через контрольное отверстие в корпусе насоса, устраняют заменой неисправных деталей сальника. Необходимо следить также за креплением ступицы шкива вентилятора и самого вентилятора.

Натяжение ремня привода вентилятора или водяного насоса проверяют замером прогиба ремня при нажатии большим пальцем руки посередине между шкивами вентилятора или генератора и шкивом коленчатого вала с усилием (для большинства марок) примерно 3-4 кг. При нормальном натяжении величина прогиба должна быть в пределах 10-20 мм. Натяжение ремня регулируют смещением корпуса генератора либо вращением регулировочного винта в кронштейне вентилятора.

Неисправность термостата может проявляться в замедленном прогреве двигателя после пуска вследствие слишком раннего или постоянного открытия клапана термостата или в быстром перегреве вследствие позднего открытии клапана. Термостат проверяют, погружая его в ванну с водой, которую нагревают и контролируют температуру термометром. Моменты начала и полного открытия клапана термостата обычно должны происходить соответственно при 65-70 и 80-85°C. Неисправный термостат заменяют.

Накипь и борьба с ней

Отложение накипи на горячих стенках системы охлаждения происходит в результате применения жесткой воды. Накипь ухудшает теплообмен, что ведет к перегреву двигателя, потере мощности, увеличению расхода топлива (в среднем на 5-6%), возникновению детонации, выгоранию масла и интенсивному изнашиванию цилиндро-поршневой группы. Образование накипи представляет собой сложный физико-химический процесс выпадения из воды в результате ее нагревания растворенных в ней солей.

Кроме накипи, в системе охлаждения образуется выпадающий из воды шлам – осадок, содержащий примеси механического и органического происхождения, которые находились до этого в воде во взвешенном состоянии.

Причины образования накипи и способы очистки

Для уменьшения образования накипи в системе охлаждения необходимо пользоваться водой малой жесткости. Вода из родников, колодцев, рек, прудов и озер обычно является жесткой, а поэтому непригодна для заполнения системы охлаждения. Жесткость воды может быть снижена (умягчена) предварительным кипячением, или химическим способом – добавлением соды (Na2CO3) и гашеной извести (Ca(OH)2) или едкого натра (NaOH), — или физико-химическим способом – фильтрацией через слой катионного фильтра, т.е. гауконитового песка.

Для предупреждения образования накипи и коррозии можно добавлять в охлаждающую жидкость антинакипины или ингибиторы (замедлители): хромпик, гексаметафосфат натрия, тринатрийфосфат и др.

Для удаления из системы охлаждения накипи и продуктов коррозии (окиси железа и алюминия), а также шлама, систему периодически (через 40-60 тыс. км) промывают.

Хорошие результаты дает промывка раствором 7,8% (по объему к воде) соляной кислоты, 2-3 г/л ингибитора ПБ-5, 25 г/л уротропина технического, от 1 до 3 г/л смачивателя ОП-7 или ОП-10 и 1 г/л пеногасителя (амиловый или изоамиловый спирт). Систему заливают раствором, пускают двигатель и прогревают раствор до 60-65°C по истечении 10-15 мин сливают раствор.

В зависимости от количества накипи систему охлаждения промывают в два-четыре приема. Перед промывкой вынимают термостат. После промывки систему охлаждения два раза промывают горячей водой для нейтрализации остатков кислоты, причем в последнюю порцию воды добавляют 5 г/л соды и 5 г/л двухромовокислого калия.

В качестве более простых реагентов, растворяющих накипь, но требующих для этого более длительного времени (7-10 часов), используются: каустическая сода из расчета 700-1000 г и керосина 150 г на 10 л воды (для двигателей с чугунными головками); хромпик или хромовый ангидрид 200 г на 10 л воды (для двигателей с головками и блоками из алюминиевого сплава). По истечении указанного времени пускают двигатель и дают ему поработать 15-20 минут на малых оборотах, далее сливают раствор через разъединенный нижний шланг и промывают систему чистой водой для удаления шлама.

Эксплуатационные неисправности системы охлаждения двигателя

Неисправности системы охлаждения. Перегрев или чрезмерное охлаждение двигателя — основные признаки неисправностей системы охлаждения.

Двигатель перегревается при недостаточном количестве охлаждающей жидкости в системе, неисправности жидкостного насоса или вентилятора, слабом натяжении или замасливании ремней привода вентилятора и жидкостного насоса, неполном открытии створок жалюзи радиатора, заедании клапана термостата в закрытом положении, загрязнении наружной поверхности радиатора, большом отложении накипи в системе, засорении шлангов системы охлаждения, загрязнении сердцевины радиатора.

Читать еще:  Электронный указатель оборотов двигателя

Причинами перегрева двигателя могут быть неисправности не только системы охлаждения, но и других систем и механизмов автомобиля, например позднее зажигание (впрыск топлива), чрезмерно обедненная горючая смесь, нарушение регулировки тормозов и др.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Двигатель переохлаждается при заедании в открытом положении клапана термостата или жалюзи радиатора, при отсутствии утеплительных чехлов в зимнее время, неисправности вентилятора.

Способы выявления неисправностей системы охлаждения. Пони жение уровня охлаждающей жидкости происходит в результате ее испарения или утечки. Утечка может произойти через сальники, неплотности в соединении шлангов с патрубками, сливные краники или трещины в радиаторе. Герметичность системы охлаждения проверяют прибором, состоящим из пробки, манометра и штуцера для подсоединения ручного насоса. Прибор устанавливают на горловине расширительного бачка. Насосом создают в системе охлаждения давление 0,06…0,07 МПа, которое контролируют по манометру. При обнаружении утечки охлаждающей жидкости ее устраняют и повторно проверяют герметичность. В герметичной системе давление падает очень медленно.

О неисправности жидкостного насоса свидетельствует подтекание охлаждающей жидкости через контрольное отверстие в нижней части корпуса насоса.

На неисправность муфты отключения вентилятора также указывает подтекание из нее охлаждающей жидкости. При неработающем двигателе вентилятор с исправной муфтой должен проворачиваться от руки без заедания и шума, но с некоторым усилием. На работающем двигателе действие вентилятора проверяют по температуре его включения и отключения. Закрыв жалюзи, доводят температуру охлаждающей жидкости до 88… 97 “С. При этой температуре вентилятор должен включиться. Открыв жалюзи, снижают температуру до 80 °С. При этом вентилятор должен выключиться. Появление в работе муфты шума или отклонения работы вентилятора от данных режимов указывают на необходимость замены муфты.

Натяжение ремней проверяют при помощи линейки и рейки. Рейку прикладывают к шкивам, как показано на рис. 1,в, между которыми находится проверяемая ветвь ремня. Линейку устанавливают перпендикулярно рейке в ее середине и надавливают ею на ремень с усилием 40 Н. Прогиб ремня определяют по шкале линейки и сравнивают с требуемым. Для более точны”* измерений служат линейки-динамометры КИ-8920 или К-403.

Для проверки действия жалюзи рукоятку отводят в крайнее переднее положение (при этом жалюзи впереди радиатора должны полностью открыться), а затем — в крайнее заднее (жалюзи должны полностью закрыться). Рукоятка должна двигаться свободно и фиксироваться в любом положении.

Для проверки действия термостата двигатель заводят и прогревают до температуры охлаждающей жидкости, равной 70 °С. При исправном термостате расширительный бачок должен быть холодным, так как жидкость через него не циркулирует. При необходимости, слив из системы охлаждения жидкость, снимают патрубок и термостат. Термостат опускают в прозрачный сосуд с водой, воду нагревают и по показаниям термометра определяют температуру начала открытия и полного открытия клапана термостата, которые должны быть для двигателей 3M3-53-11 и ЭИЛ -130 соответственно 65…70 и 83…90 °С, а для двигателя ЗИЛ -645 — соответственно 80±3 и 99 °С.

Способы устранения неисправностей системы охлаждения. При понижении уровня охлаждающей жидкости в результате испарения в систему охлаждения доливают чистую воду. При понижении уровня из-за утечек в систему доливают охлаждающую жидкость того же состава.

Для снятия неисправного жидкостного насоса сливают охлаждающую жидкость, ослабляют натяжение ремня вентилятора и снимают его, отсоединив резиновый шланг. Затем осторожно, стараясь не повредить прокладку, снимают жидкостный насос.

Если неисправность муфты отключения вентилятора произошла в пути и нет возможности ее заменить, муфту необходимо заблокировать, переставив блокировочные пластины выпуклой стороной к оси вентилятора.

Натяжение ремней регулируют следующим образом. На двигателе 3M3-53-11 ремень, передающий вращение от шкива коленчатого вала на шкив жидкостного насоса и вентилятора, натягивают, перемещая натяжной ролик вместе с планкой, а натяжение второго ремня получают, перемещая шкив генератора. На двигателе ЗИЛ -130 ремень, охватывающий шкивы коленчатого вала, генератора и жидкостного насоса и вентилятора, натягивают, перемещая генератор; ремень, охватывающий шкивы коленчатого вала, жидкостного насоса и вентилятора и 6 насоса гидроусилителя рулевого управления, натягивают, перемещая насос гидроусилителя рулевого управления; а ремень, охватывающий шкивы компрессора и жидкостного насоса и вентилятора, натягивают, изменяя ширину ручья шкива компрессора или перемещая компрессор. На двигателе ЗИЛ -645 ремень, передающий вращение от шкива коленчатого вала на шкив жидкостного насоса и вентилятора, натягивают, перемещая натяжной шкив ремень, охватывающий шкивы компрессора, генератора и жидкостного насоса и вентилятора, натягивают, перемещая шкив генератора; а ремень, передающий вращение от шкива коленчатого вала на шкив 6 насоса гидроусилителя рулевого управления, натягивают, перемещая шкив насоса.

При заедании жалюзи снимают трос вместе с оболочкой, промывают их в керосине или дизельном топливе, смазывают и устанавливают на место.

При незначительной накипи полости охлаждения двигателя и радиатора промывают водой, а при значительном отложении накипи — моющим раствором. Полости охлаждения двигателя и радиатора промывают раздельно, чтобы ржавчина из жидкостных полостей не попала в радиатор.

Перед промывкой радиатор отсоединяют от двигателя, снимают термостат и открывают или вывертывают сливные краники.- Струю воды под давлением 0,15…0,20 МПа подают раздельно в рубашку охлаждения и радиатор в направлении, обратном направлению движения жидкости при работе двигателя. Промывают систему охлаждения до тех пор, пока выходящая вода не станет совершенно чистой. Для улучшения качества и ускорения процесса промывки одновременно с водой для ее вспенивания можно подавать воздух под давлением не более 0,1 МПа.

Для удаления накипи из системы охлаждения двигателя 3M3-53-11 используют раствор хромпика (4…8 г на 1 л воды). Раствор с меньшим содержанием хромпика применять нельзя, так как он вызывает усиленную коррозию деталей системы охлаждения. Раствор заливают в систему охлаждения и работают с ним в течение месяца, после чего сливают. Слив раствор, систему промывдЛт чистой подогретой водой в направлении, обратном циркуляции охлаждающей жидкости при работе двигателя, пропустив через систему 10…15-кратный объем воды (в течение примерн ЗИЛ применяют 2%-ный раствор технического трилона Б (20 г трилона на 1 л воды). Раствор заливают в систему и работают с ним 6…7 ч, после чего раствор заменяют на свежий. Через 4…5 дней работы для последней промывки в систему заливают слабый раствор трилона Б (2 г трилона на 1 л воды). Окончательно систему охлаждения двигателя ЗИЛ промывают чистой подогретой водой так же, как и двигателя 3M3-53. При промывке системы охлаждения следует соблюдать осторожность, так как кислота может вызвать ожоги, а хромпик — отравление.

Читать еще:  Виды схем подключения двигателя

Техническое обслуживание системы охлаждения. При ЕО проверяют уровень охлаждающей жидкости и отсутствие ее подтекания. При необходимости доливают жидкость или чистую воду. В условиях безгаражного хранения автомобилей при использовании в системе охлаждения воды в холодное время года после окончания работы воду сливают.

При ТО-1 проверяют герметичность соединений и при необходимости устраняют негерметичность, проверяют состояние и натяжение приводных ремней и при необходимости регулируют их натяжение.

При ТО-2 проверяют крепление и при необходимости закрепляют радиатор, жалюзи, ступицу шкива и крыльчатку вентилятора.

Проверяют действие жалюзи и паровоздушного клапана пробки радиатора. Проверяют осевое перемещение вала жидкостного насоса и радиальный зазор в его подшипниках, для чего, взявшись за ступицу вентилятора, ее слегка покачивают в продольном и радиальном направлениях. Осевое перемещение вала и радиальный зазор не допускаются.

При СО систему охлаждения промывают. При подготовке к зимнему сезону проверяют состояние и надежность крепления утеплительного чехла.

Неисправности смазочной системы. Проявляются неисправности в пониженном или повышенном давлении масла, повышенном расходе масла. Техническое состояние смазочной системы проверяют по указателю давления масла и по цвету масла.

Понижение давления масла вызывается недостаточным его уровнем, уменьшением вязкости, загрязнением сетки маслоприемника масляного насоса, повреждением привода и износом деталей масляного насоса, заеданием редукционного клапана в открытом положении, засорением фильтрующего элемента фильтра предварительной очистки (у дизеля), износом коренных и шатунных подшипников коленчатого вала.

Повышение давления масла может быть вызвано применением масла с увеличенной вязкостью, засорением маслопроводов, засорением или заеданием редукционного клапана, в закрытом положении.

Причинами повышенного расхода масла могут быть течь масла из соединений из-за повреждения прокладок, ослабления крепления соединений, износа сальников коленчатого вала, а также износ поршневых колец и засорение системы вентиляции картера.

Способы выявления неисправностей смазочной системы. Для проверки технического состояния смазочной системы по указателю давления масла необходимо убедиться в его исправности. Установив вместо указателя давления масла контрольный манометр и пустив двигатель, сличают показания контрольного манометра и указателя давления масла.

Прежде чем искать причину неисправности смазочной системы, необходимо убедиться в наличии достаточного количества масла в картере двигателя. Уровень масла замеряют, предварительно установив автомобиль на горизонтальную площадку, после остановки двигателя через 3…5 мин у карбюраторных двигателей и через 5…10 мин — у дизельных. Перед замером указатель уровня масла следует протереть ветошью, опустить его в гнездо до упора и затем вынуть. Нормальный уровень должен быть около метки «В» указателя.

При повышенном расходе масла следует проверить герметичность соединений масляного картера, сальников коленчатого вала, масляного насоса, центробежного маслоочистителя, масляного радиатора и маслопроводов.

О качестве масла судят по цвету, вязкости и запаху. Масло хорошего качества — прозрачное, через его слой видны отметки на указателе уровня масла.

Для определения вязкости масло растирают между пальцами: при хорошей вязкости пальцы не соприкасаются друг с другом. Если масло имеет запах топлива, оно непригодно к дальнейшему использованию.

Работу центробежного маслоочистителя проверяют на прогретом двигателе на слух. После остановки двигателя ротор исправного маслоочистителя продолжает вращаться 2…3 мин, издавая характерное гудение.

Способы устранения неисправностей смазочной системы. При обнаружении негерметичности соединений смазочной системы поврежденные прокладки и сальники заменяют, а крепежные детали подтягивают.

При недостаточном уровне, но удовлетворительном качестве масла его доливают, при неудовлетворительном качестве — заменяют. Перед заливкой масла очищают заливную горловину от пыли и грязи. Заливают масло из раздаточных колонок дозировочными пистолетами, а при их отсутствии — через воронку из чистой заправочной посуды.

Перед сменой масла двигатель прогревают и останавливают. Отработанное масло сливают, медленно вывертывая пробку из масля-, ного картера и отвернув пробки сливных отверстий на колпаках фильтров. Сняв колпаки, промывают их в керосине или дизельном топливе и заменяют фильтрующие элементы.

Для очистки центробежного маслоочистителя снимают кожух. Совместив прорези на роторе и корпусе, вставляют в них бородок, удерживающий ротор от проворачивания. Медленно отворачивая гайку крышки ротора, сливают масло из ротора, а затем снимают крышку вместе с гайкой. У маслоочистителей с сетчатым фильтром (у двигателей автомобилей 3M3-53-11 и ЗИЛ -130) фильтр снимают и в случае сильного засмоления сетки или ее разрыва сетку заменяют. Снятые детали очищают от отложений и грязи, промывая их в керосине.

Собирают маслоочиститель в обратной последовательности, стараясь не повредить прокладку и не допустить перекоса. Ротор должен вращаться на оси свободно. Снимать его с оси нельзя во избежание повреждения подшипников и уплотняющих втулок. При неудовлетворительном вращении ротора можно после снятия крышки вынуть упорное кольцо, аккуратно снять с подшипника ротор и проверить состояние подшипника и сопряжения ось — втулка. При загрязнении их промывают керосином, стараясь не сместить втулку на оси.

Залив свежее масло, двигатель пускают и через 3…5 мин останавливают. Выдержав установленное время, замеряют уровень масла и доливают его до нормы.

Через две-три смены масла смазочную систему промывают. Для промывки заливают в картер двигателя до нижней отметки указателя уровня масла маловязкое масло индустриальное И-20-А или смесь, состоящую из 50…60% масла для двигателя и 40…50% дизельного топлива. Двигатель пускают и дают ему поработать 8… 10 мин на холостом ходу при частоте вращения коленчатого вала не более 800 об/мин. После промывки масло или смесь сливают и заливают в двигатель свежее масло, как указано выше.

В системе вентиляции картера снимают и очищают трубки и шланги. Снимают фильтр вентиляции картера, промывают его в керосине и перед установкой на место смачивают моторным маслом. Клапан вентиляции картера очищают от грязи и промывают в ацетоне.

Техническое обслуживание смазочной системы. При ЕО проверяют уровень масла и герметичность системы. При ТО-1 или через одно ТО-1 (по графику) заменяют масло в картере двигателя, фильтрующие элементы масляного фильтра и промывают центробежный маслоочиститель. При ТО-2, если подошло время по графику или в случае сильной загрязненности масла промывают смазочную систему. При СО заливают масло, соответствующее времени года. При подготовке к зимней эксплуатации отключают масляный радиатор.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector