Sw-motors.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Эгоизм хорошо или плохо

Эгоизм хорошо или плохо?

«Эгоизм» — слово все более плотно входящее в наш обиход. Оно слышится в различных разговорах, его употребляют во многих статьях, о нем говорят с экранов телевизоров. Это понятие стало настолько привычным, что уже мало кто задумывается о том, что же все-таки скрывается в его значении. И для того, чтобы выяснить, несет эгоизм добро или зло, давайте дадим ему исходное определение.

Эгоизм (от лат. Ego — «я») — это намерение «ради себя», то есть поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтение своих интересов интересам других людей. То есть общий психологический окрас этого определения является однозначно негативным. В определении эгоизма ключевыми являются такие понятия как «намерение», «мысль» — сугубо индивидуальные для каждого человека и, как правило, не определимые по внешним признакам. То есть определить проявление эгоизма и выявить его однозначно в том или ином действии практически невозможно.

Что уж говорить, зачастую собственное намерение остается для нас загадкой. И мы, исходя из собственной шкалы оценки добра и зла, определяем все проявления окружающей нас действительности. Исходя из собственного субъективизма, мы всегда выявляем примеры эгоизма, предположительно встречающегося в жизни.

Еще раз вернемся к переводу этого определения. Эго — это «я». Что же мы определяем под понятием «я»? Это весь наш мир, все естество, наша суть. Так кажется нам, нашему эгоизму. Ведь то, что я чувствую достоверно, — это всего лишь я. Другого нам не дано ощутить. Мы не можем чувствовать вне себя, за пределами наших органов чувств, мы можем лишь предполагать, что чувствует другой человек, и это предположение будет заведомо ошибочным. Мы не можем внутри себя даже приблизительно смоделировать тот фундамент жизненного опыта, генетических особенностей и психики, на котором рисуется картина восприятия каждого человека. Получается, что наше мировосприятие выстраивается только на основании эгоизма, нашей основы.

Эгоизм оберегает наше тело, заставляя его уходить от всего приносящего ему вред в виде неприятных ощущений и приближая его к наслаждениям. Эгоизм формирует наши желания, которые в свою очередь порождают мысли, приводящие в действие весь организм. Невозможно представить себе действия человека, поступающего без выгоды для собственного «я». Пусть эта выгода ожидается в будущем (даже после смерти), пусть она не явно выражена, но собственная польза всегда присутствует в намерении перед всяким действием, начиная от перемены положения тела при чтении до раздачи всего своего состояния бедным. Это кажется невероятным, но так устроено сознание человека: все делить на добро и зло, на белое и черное, на плюс и минус, — и только на границе столкновения двух этих противоборствующих сил мы ощущаем этот мир.

На основании всего изложенного справедливым будет вопрос: так что, весь этот мир эгоистичен, все люди эгоистичны, и нет в нем вообще добра? И да, и нет. Природа, окружающая нас, по всем признакам альтруистична на всех ее уровнях: неживом, растительном, животном. Вся окружающая нас природа получает «для себя» лишь тот минимум, который обеспечивает существование и функционирование вида, и отдает по своему назначению максимум возможного. Так устроено и наше тело: его клетки, системы, органы. В противном случае мы не смогли бы существовать. И все страдания в нашей жизни приходят к нам как все увеличивающаяся разница между альтруизмом окружающей нас природы и постоянно развивающимся эгоизмом людей.

И все же вопрос, легший в основу статьи остается нерешенным? А вывод будет таким: эгоизм — это плохо, однако, это наша основа, наша материя. Эгоизм способствует всему тому, что мы называем развитием и прогрессом. Он является топливом для нашего движения. Ведь все великие открытия в мире были сделаны благодаря наличию и постоянному развитию эгоизма. Весь приведенный здесь анализ говорит о разрушительном действии эгоизма и в тоже время о его необходимости, как нашей основы.

Эгоизм

Кто такой эгоист? Человек, ставящий свои интересы, свои цели превыше всего, ведущий себя и мыслящий только с целью получения выгоды, пользы для себя, является эгоистом. Для него интересов других людей не существует. Эгоистичному человеку не важны чувства окружающих. Он не способен находить компромиссные решения. «Эго» переводится с латинского «я».

Что такое эгоизм? Его считают особенностью поведения человека, которая сформировалась в процессе эволюции. Он есть у всех, однако у каждого могут быть свои масштабы эгоизма. И некоторые до такой степени потребительски относятся к окружению, что это переходит все допустимые границы. Это и есть эгоисты.

Однако есть и эгоизм, который называют рациональным. Такая личность адекватно оценивает то, что делает и результаты своих действий. Это признаки разумного эгоизма. В то же время есть и иррациональный эгоизм. В таком случае человек является паразитирующим потребителем, который действует и руководствуется собственными интересами, своими желаниями и импульсами, стремится к получению для себя разных выгод.

Эгоисты и эгоцентрики

С эгоизмом немного разобрались. Эгоцентризм – понятие, введенное в психологию швейцарским философом Жаном Пиаже, представляет собой жизненную философию людей, которые заняты только своими желаниями, интересами, чувствами, целями, причем с полным неуважением чужих границ и неспособностью представления себя на месте других. У людей, которым значимы только их переживания, существует огромный разрыв с реалиями жизни. И кто обладает таким особым мировосприятием, считают только себя быть всегда в центре внимания, а все вокруг должно вертеться вокруг них.

Подходы эгоистический и эгоцентрический, в чем разница между ними? Это на самом деле разные понятия.

Эгоцентрики настолько сконцентрированы на своей персоне, что просто не способны держать в памяти информацию о других, их чувствах и переживаниях, желаниях. Они не могут проявлять сочувствие, сопереживание, смотреть на ситуации под другим ракурсом, любить бескорыстно. Их сознание не впускает к себе кого-либо другого.

Эгоист отлично осознает стремления и то, что ценно другим людям, однако его интересы все равно стоят на первом месте. С такими людьми не комфортно быть рядом, хотя они могут сначала казаться весьма обаятельными, общительными. Однако они выдают себя, как только речь заходит о заботливом отношении к другим людям. От этих личностей не стоит ждать помощи, поддержки и даже понимания и сочувствия в сложные минуты. Их эго занято главной миссией – заботой о самих себе. А все остальные подождут.

Разница в том, что:

  • Окружающий мир для эгоцентриста его часть, а эгоист – это человек, пользующийся всем вокруг себя исключительно для удовлетворения собственных запросов;
  • Эгоцентристы комфортно чувствуют себя наедине с собой, отлично обходятся без собеседников, а эгоисту необходима компания, они нуждаются в опеке, внимании окружения;
  • Эгоцентристы живут сами по себе. Эгоист является виртуозным манипулятором другими.

Как видим, разница налицо. Это два совершенно разных понятий. Считается, что эгоцентрическая личность более разрушительна для остальных.

Как одержать победу над эгоизмом?

Вопрос, как избавиться от эгоизма, волнует на самом деле многих. Любой взрослый человек эгоист, который хочет искоренить эту свою черту должен понимать, как это сложно и, можно даже сказать, практически нереально. Развитие эгоизма происходит шаг за шагом, начиная с детских лет. Природа сотворила людей эгоистическими личностями. Мотивационными факторами для перемены могут быть любовь и другие возвышенные чувства, а также разные потрясения и ситуации, которые требуют от человека переосмысления своего бытия.

Но если есть желание измениться, поменять свою жизнь к лучшему, можно воспользоваться следующими рекомендациями. Чтобы стать менее эгоистичными следует:

  • развивать эмпатию;
  • знакомиться, заводить отношения с новыми людьми;
  • учиться быть благодарными;
  • завести домашнего питомца, заботиться о животных;
  • научиться преодолевать привычку оправдываться;
  • развивать навык слушания и терпимости;
  • осознать, что кроме своей точки зрения есть и другие.

Эгоист в отношениях

Каждый человек с завышенным эго строит отношения, преследуя выгоду. Это могут быть, к примеру, даже достаточно продолжительные отношения мужчины эгоиста, при условии полной уверенности в способности женщины удовлетворять его потребности и запросы. И они касаются не только материальной сферы. Когда он не получает желаемого, он начинает скандалить, и это в конечном итоге приводит к разрыву отношений.

Эгоистичная личность всегда оценивает себя выше своего партнера. Он хочет и всячески добивается от него услужливости и особенного отношения. Чувства другого человека, который страдает рядом, для него не важны. Эгоист не способен окружить заботой, подарить любовь и тепло, поскольку он занят только собой. Следует не забывать о сложностях в жизни с людьми, которые могут только потреблять, а отдавать, дарить не способны. И некоторые, не выдерживая таких условий жизни, совершают действия, поддавшись негативным эмоциям. И так могут даже навредить себе, искалечить всю свою жизнь.

В психологии эгоизм примитивного уровня считается детским чувством. Обладатели этой черты демонстративно игнорируют то, что хочет, к чему стремится другой человек.

Читать еще:  Шевроле лачетти хэтчбек запуск двигателя

Эгоистическая личность: как ее распознать

Люди, удовлетворяющие свои нужды и запросы, игнорируя интересы окружения, которым абсолютно безразличны их страдания, неудобства, могут отлично маскироваться. Однако, зная основные проявления эгоизма, можно обезопасить себя от связи с этими людьми. Первым делом следует обратить внимание на поведение:

  • обвиняют окружающих людей в своих проблемах и провалах;
  • совершенно не умеют слушать мнение других;
  • уверены на все сто в правильности своей позиции, точки зрения;
  • им нельзя сделать замечания;
  • имеют привычку хвастовства;
  • постоянно пытаются манипулировать кем-либо;
  • выставляют на общее обозрение материальный достаток;
  • стремятся быть в центре внимания;
  • оценивают всех остальных по уровню достатка, успешности, интеллекта, статуса.

Когда за человеком замечены систематические проявления хотя бы нескольких из этих пунктов, имеете дело с эгоизмом. Однако разумный эгоизм считают нормой, а значит, допускается пара признаков. Но не больше. На самом деле каждому из нас свойственна периодическая демонстрация эгоистичного поведения. Даже самому отзывчивому и неравнодушному человеку.

Разновидности

Существует несколько разных классификаций, раскрывающих многогранность понятия. По степени выраженности человек может быть уличен:

  • в скрытом эгоизме – с маской альтруиста;
  • явном – сами признаются в своем эгоизме.

По поведению бывают:

  • рациональный вид – человек проявляет свои качества к месту;
  • иррациональный – постоянная демонстрация своих эгоистических качеств.

В зависимости от уровня активности:

  • активный – эгоизму свойственна напористость в достижении желаемого;
  • пассивный – простое равнодушие к чужим стремлениям и интересам.

По объему выражения бывает:

  • одиночным – демонстрируют единоличные потребители;
  • семейным – когда отстаивают семейные интересы;
  • общинным – в приоритете интересы групп;
  • корпоративным – отстаиваются абсолютно корпоративные ценности;
  • националистическим – демонстрация раздутого патриотизма.

С учетом кардинальности:

  • с эгоизмом могут жить сами и не мешают окружающим;
  • сами живут нормально, но создают неудобства другим;
  • разрушают и свою жизнь и окружению.

Также нельзя забывать о существовании двух этических типажей:

  • о «потребителях» – самодостаточных людях, равнодушных ко всем вокруг себя. Могут быть уважаемыми личностями, добившимися разных жизненных успехов;
  • о «паразитах» – людях, которые не заботятся об интересах окружающих, стремятся строить свое счастье, свою жизнь за счет других. Не пользуются популярностью никогда, поскольку считаются иждивенцами.

В зависимости от возраста бывает:

  • детским – возникающим в случаях неспособности контроля собственных эмоций;
  • взрослым – осознанно выбранным стойким типом поведения.

Эгоизм: как не стать жертвой

Эгоистичную личность можно определить. Эти люди очень себялюбивы. И это надо учитывать, вступая во взаимоотношения с ними. А также:

  • Постараться понять причины, не разрешая делать эгоисту, что он хочет. Это поможет понять, как реагировать в сложившейся ситуации;
  • Не принимать на свой счет любые обвинения в свою сторону. Позволяет приспособиться практически к любым моделям поведения окружения;
  • Не бояться говорить о собственных ожиданиях, интересах;
  • Брать паузы на раздумья перед ответами и соглашениями;
  • Не позволять садиться себе на шею и взваливать все на себя.

Если возникли вопросы, обращайтесь в Центр развития личности «Арканум». Наши специалисты всегда готовы прийти на помощь.

Эгоизм как двигатель мира

Тенденции развития современного общества все явственнее рисуют нам модель «золотого миллиарда», согласно которой продолжительность и качество жизни, образование, карьера, реализация способностей ‒ все то, что в сумме определяется как счастье, становится уделом избранных. Большинство же вынуждено довольствоваться сублиматом счастья и получать свою долю радостей в соответствии с лозунгом «Хлеба и зрелищ». Такая утрата обществом человеческого облика взывает к жизни вопросы, весьма сходные с двумя известными вопросами Н.Г. Чернышевского, которые мы можем свести к следующим: «В чем заключается корень зла, превращающего человеческое в нечеловеческое?» и «Возможно ли удержание общества от падения в пропасть бесчеловечности?».

Ответить на эти вопросы невозможно без уточнения определения человеческого, что также является предметом настоящего исследования. Определение человечности и человеческого приобретает актуальность ввиду массированного натиска системы контроля убеждений индивидов посредством СМИ, церкви, сект и др. Ниже мы надеемся показать, что понимание человеческого как «разумно эгоистического» означает согласие и смирение с реформацией общества в направлении неподлинно человеческого, а если точнее – нечеловеческого.

Эволюционно-биологические основания «человеческого»

Когда у А.М. Пешкова (Горького) спросили, какое качество он ценит в людях больше всего, то ответ был таков: «Человеколюбие». Определим и мы человеколюбие как базовое подлинно человеческое качество.

В разных ветвях филогенетического древа независимо друг от друга эволюцией шлифовались многие «человеческие» качества. Природа представляет нам особенность живых существ, которое носит название альтруизма – программ жертвенности. Без этих программ вряд ли возможно представить и понять эволюцию социальных, общественных животных, к числу которых человек был причислен еще Аристотелем. Наличие альтруизма, жертвенности в социальной жизни животных, конечно, не является абсолютным правилом. Но, по мнению, современных биологов [5], в эволюции гоминид данное правило соблюдалось неукоснительно. Альтруистическое поведение индивида или группы направлено на защиту вида, популяции, родственных особей. Жертвуя собой, альтруисты отвлекают врагов от слабых (детей, самок, пожилых). У хищников и приматов в роли альтруистов выступают самцы, способные предугадать поведение врага и обеспечить эффективное противостояние. Очевидно, что в роли альтруистов выступают особи с самым высоким уровнем интеллекта и отваги [2, 9, 14]. В эволюции гоминид увеличение объема мозга за счет лобной доли, которая считается морфологической основой интеллекта, одновременно было связано с функциями снижения биологической агрессии и повышения социальной терпимости по отношению к соплеменникам [7].

Относительно высокого уровня интеллекта и низкого уровня агрессивности у крыс-альтруистов П.В. Симонов говорит: «Крысы, выработавшие реакцию избегания крика боли. характеризуются высоким уровнем исследовательской активности, отсутствием страха, а также низкой агрессивностью» [9, с. 45]. О крысах-эгоистах он говорит следующее: «Крысы, не обнаружившие способности к выработке условной реакции избегания, напротив, оказались трусливыми и агрессивными [9, с. 45]. Он также объясняет низкий интеллект крыс-эгоистов «дефектом механизмов научения» [9, с. 47].

Относительно количественного состава в популяции эгоистов и альтруистов у исследователей отсутствует единство мнений. В литературе имеются данные о том, что среди животных некоторых видов альтруистов и эгоистов по 20 %, а остальные – конформисты. «Анализ структуры популяции лабораторных крыс в опыте «Шок для соседа» показал, что больше всего крыс относится к группе «стеснительных», отворачивающихся от страдальца (около 60 %). Их назвали конформистами. Отказывавшихся истязать сородича за приманку – около 20 % (альтруисты). Оставшиеся 20 % – отнесены к категории эгоистов. Структура популяции человека по оси «альтруизм – конформизм – эгоизм» очень близка к вышеописанной для крыс» [6].

По мнению П.В. Симонова, среди крыс, кроликов, обезьян и людей 2/3 численности самцов – эгоисты и лишь 1/3 – альтруисты [8, с. 29]. По результатам же исследований И.Г. Лаверычевой, «настоящих наследственных альтруистов, наиболее способных к чувственному состраданию, согласно этой модели, только 6 %, мягких эгоистов, наиболее восприимчивых к альтруистическим нормам морали – 25 %, умеренных эгоистов, более или менее поддающихся альтруистическому воспитанию – 38 %, наименее восприимчивых к нормам морали жестких и крайних эгоистов – 31 %, среди которых чистые генетические эгоисты, подобно альтруистам, составляют не более 6 %» [4].

Таким образом, по различным источникам, количество генетических альтруистов среди людей приблизительно составляет от 6 до 30 %, что, конечно же, требует уточнения.

В первых экспериментах по установлению численности альтруистов среди крыс использовались самцы. На самках с указанной целью ранние эксперименты не проводились [8], поскольку исследователи, возможно, решили, что самки, в том числе беременные, должны защищать потомство, а не отслеживать врагов с целью предупреждения их возможного нападения путем жертвования своей жизнью и тем самым жизнью своих детенышей. В смешанных выборках (самки и самцы) данные об относительной численности альтруистов сильно различаются. Счастливым для «прекрасного пола» исключением является исследование И.Г. Лаверычевой, в котором утверждается, что численность альтруистов среди представительниц слабого пола значительно превышает численность альтруистов среди юношей: «Достаточно уверенно можно сказать, что альтруизм связан с половой дифференциацией учеников: среди девочек альтруистов оказалось в 3 раза больше, чем среди мальчиков» [3].

В последние годы появился ряд новых работ, посвященных генетике альтруизма и эгоизма. Так, например, по мнению Б. Фукса, количественный состав альтруистов, а также выраженность альтруизма зависят от вида. «Нет сходства упомянутых регуляторных участков ДНК у человека и полевок из прерий. У человека он стал другим в течение 100 млн лет эволюции» [12, с. 2]. Б. Фукс говорит о том, что существуют абсолютные (гомозиготные) эгоисты, гомозиготные альтруисты и гетерозиготные индивиды [12, с. 2]. У гетерозиготных индивидов имеются, как гены альтруизма, так и гены эгоизма [12, с. 10]. По мнению Б. Фукса, относительный «вес» альтруистов, эгоистов и «полуэгоистов» в разных группах различен. В частности, он приводит данные, согласно которым численность гетерозиготных индивидов в человеческой популяции составляет около 50 % [12, с. 4,10].

Читать еще:  Ваз мигает лампа неисправность двигателя

Б. Фукс является сторонником гипотезы о возможности перепрограммирования генов альтруизма и эгоизма. Он пишет: «Одно можно говорить с уверенностью: в основе принципиального изменения социального поведения (social recognition, social memory & social behavior) масс людей лежат не мутационные, а регуляторные изменения генов рецепторов гормонов окситоцина и вазопрессина в мозге человека в течение первых 10–15 лет жизни. Важными участниками этих изменений являются факторы транскрипции, гормоны стресса и половые гормоны» [13, с. 9]. Если данная гипотеза найдет научное подтверждение, то всех эгоистов за несколько лет можно трансформировать в альтруистов и наоборот. Такой трансформацией могут заниматься в частности и тюрьмы, а не только школы и вузы

Морально-нравственные портреты эгоистов и альтруистов

В настоящее время в обществе эгоизм возводится в ранг необходимости, которая поддерживается рыночной идеологией. Эндорфинное подкрепление («гормоны счастья») эгоист получает, в частности, в следующих случаях: смерть живого существа, поскольку все для эгоиста являются конкурентами, то есть злейшими врагами; мучения других; безнаказанность творимого эгоистом зла; уничтожение вещей, ему не принадлежащих, поскольку это доставляет неприятности другим, и т.п. Вероятно, не менее чем для 80 % людей имеет смысл говорить о геноме разрушения (уничтожения). Другими словами, человек по причине эгоизма уничтожает мир. Основным качеством эгоиста является низкий интеллект и, как следствие, – трусость, лживость, алчность, лицемерность, наглость, подлость и агрессивность, проявляющаяся в жестокости и беспощадности. Такой портрет эгоиста созвучен фроммовскому пониманию некрофильно-ориентированного типа личности, в чистом виде представляющий собой основу самой злокачественной деструктивности и бесчеловечности. «Чистых некрофилов», по Э. Фромму насчитывается 15–20 %. Но поскольку во всех современных индустриальных обществах независимо от их политической структуры поддерживаются, согласно Фромму [11], явные некрофильные тенденции, численность «некрофильно-ориентированной», т.е. эгоистической настроенной части общества в целом, вероятно, имеет больший масштаб.

Альтруизм находит свое отражение, прежде всего, в высоком интеллекте – результативности в решении неожиданных и трудных задач. С высоким интеллектом альтруистов связана их жертвенность, немыслимая без храбрости, самоотверженности и др. Следует особо отметить, что речь идет не только о родственном альтруизме, но и о стадном, который иногда называют обменным (реципрокным), а иногда – широким. По нашему мнению, с видами альтруизма исследователи связывают виды отбора, проявления альтруистической мотивированности (жертвенности) в различных условиях: спасение родственников, подача криков тревоги, взаимодействие со своими и чужими и т.д. Краткий обзор литературы по данным вопросам имеется в нашей работе [2].

В свете проблематики альтруизма и эгоизма следует различать мораль и нравственность. Мораль – это договоренности в группах. Нравственность – проявления альтруизма в поведении индивидов и систем. Нравственность в таком случае может быть либо у альтруистов, либо, согласно «трансформационной» концепции Б. Фукса, у «модифицированных» гетерозиготных эгоистических индивидов, мораль же – вполне может служить эгоистам разных видов. Именно поэтому в отношении современного общества оказалась возможной констатация: в той мере, в какой человек морален, он безнравственен [1].

Поскольку альтруизм в организации живого появляется уже на уровне простейших одноклеточных организмов, постольку элементарнейшая форма биофильного ориентирования присуща любой живой материи. То есть, по Фромму, в основе биофильной этики лежит именно альтруизм: «Добро есть все, что служит жизни; злым является все, что служит смерти. Добро есть «глубокое уважение к жизни», все, что служит жизни, росту, развитию. Злым является все, что душит жизнь, стесняет ее и расчленяет на куски» [11]. Биофильная этика Фромма весьма близка к швецеровской этике «благоговения перед жизнью». Как представляется, эти идеи взросли на почве античных философских представлений о жизни и разуме как основе бытия в целом и человека в частности. «Альтер-эго» как философский проект, созданный Платоном, был далек от антропоцентричного (т.е. эгоистичного) взгляда на мир и человека в нем, взращенного новоевропейской традицией.

В применении к людям слова «альтруизм» и «человеческое» приобретают синонимичный смысл, если личность понимается как нравственный индивид с биофильной ориентацией, коррелятивной высокому уровню интеллекта, хайдеггеровской экзистенциальной открытости в мир, способной обернуться заботой. Приведенные нами положения дискуссионны и не претендуют на истину в последней инстанции, хотя и «озвучены», в определенной части, в литературе.

Заключение

Как мы видели выше, высокий интеллект связан с нравственностью. Другими словами, совесть (как хайдеггеровский «зов заботы») – это «налог» на интеллект. Сформулированный таким образом принцип интеллектуально-нравственного соответствия дает основания для следующих выводов.

Результатом повышения интеллекта человека может явиться разумное устройство мира, чем и должен заниматься человек в силу своего предназначения. Основной предпосылкой данной перспективы является возможность радикального повышения интеллектуальных сил человека в результате мобилизации резервов рабочей памяти посредством использования для этой цели «визуальных механизмов» обработки информации. О роли таких механизмов в повышении продуктивности интеллектуального поиска сказано много, но явно недостаточно.

В основе успешной организации социальных систем лежит принцип сжатия информации, то есть принцип превышения интеллектуальных возможностей более высокого уровня иерархии над любым более низким или их системой. В отчетливой форме этот принцип имел место в государственном устройстве средневекового Китая, когда чиновник держал экзамен на чин; и чем выше чин, тем выше были требования к интеллектуальному аппарату кандидата. С другой стороны, можно привести в пример несколько стран, где налицо обратная ситуация. Таким образом, прогресс культуры связан, прежде всего, с созданием метасистем, способных учитывать все связи в системе. Данный принцип организации социума может обеспечить необратимость прогрессивного развития общества, разумеется, с ориентацией на альтруизм, совесть, справедливость.

Однако нарисованная выше перспектива разумного устройства общества едва ли может быть реализована. С точки зрения высших человеческих ценностей – добра, любви, самопожертвования, мир – это полигон зла, основа которого заключается в эгоизме природных систем, проявляющемся откровеннее всего в борьбе за ресурсы. О том, что препятствует созданию общества совести и как преодолеть эти препятствия, Тойнби говорит следующее: «Без наличия доброй воли в душах людей, необходимой для достижения согласия между ними, сотрудничество даже на самом низком уровне будет практически неосуществимо» [10, с. 208–209]. Однако, учитывая, что большинство членов общества – эгоисты, а добрая воля к сотрудничеству (альтруизм) встречается редко, светлое человеческое будущее едва ли достижимо.

Рецензенты:

Горнова Г.В., д.ф.н., доцент кафедры философии, ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет» Министерства образования и науки РФ, г. Омск;

Зенец Н.Г., д.ф.н., доцент кафедры философии, ГБОУ ВПО «Омская государственная медицинская академия», г. Омск.

СУТЬ ЭГОИЗМА И АЛЬТРУИЗМА

СУТЬ ЭГОИЗМА И АЛЬТРУИЗМА

Итак, идеал, провозглашаемый Ведантой и осуществляемый Йогой, есть Самопознание, или Расширение Я.

Но нам могут все же возразить, что все это прекрасно и, может быть, строго логично, но не есть ли это замаскированная проповедь эгоизма, со всеми его последствиями? А согласно самым элементарным принципам всякой религии и морали, основным правилом нравственности является — альтруизм. Нет, ответим мы, это учение не есть проповедь эгоизма.

Прежде всего, альтруизм не является основным правилом нравственности. Что такое альтруизм? Если я все делаю для себя, это называется эгоизмом. Если же я все делаю для другого, это уже альтруизм. Но в таком случае, если я убью или ограблю кого-нибудь ради себя самого, это эгоистично и безнравственно? Тогда как если я то же самое проделаю ради другого, это альтруистично и, стало быть, морально?

Нечего сказать, прекрасное основание нравственности!

Интересно, что в любом учебнике психологии вы найдете, что в основе альтруизма скрывается эгоистическое желание избавить себя от страдания. Если мы видим, как кто-нибудь на наших глазах страдает, то мы, чтобы избавить себя от неприятного зрелища, как сообщают психологи, облегчаем страдание другого. В этом, по сути чисто эгоистическом, порыве проявляется так называемый альтруизм, говорят нам. С другой стороны, если мы видим, что другой человек страдает, то мы помогаем ему просто из сострадания. Само слово сострадание указывает, что мы видим в страдающем человеке существо подобное нам, как бы самих себя, и если мы еще не очерствели окончательно, мы страдаем вместе с ним. Всякое сочувствие основано именно на этом временном слиянии нашей души с душой другого.

Какие-то внутренние створки нашего сердца раскрываются в момент сочувствия, и мы ощущаем единство с другим сердцем, с другой душой, независимо ни от каких ограничений, религиозных, национальных или иных. Мы сближаемся с самым далеким, с самым, может быть, враждебно настроенным и в мгновенном экстазе единства видим, что тот, кто за минуту до этого был нашим врагом, в действительности такой же, как и мы сами, так же чувствует удовольствие и боль, так же ощущает радость бытия или проклятие бедности, так же ищет для себя немного счастья и не хочет расстаться с самым жалким существованием, которое называется жизнью. Это мимолетное проникновение в душу чужого для нас, но ставшего на мгновение близким, подобного нам существа и есть основание всякой нравственности, всякой любви. Это то, что выражено словами: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя».

Читать еще:  Вреднее для двигателя низкие обороты

Веданта идет еще дальше. Она указывает, что это не только идеал нравственности, но что иного взаимоотношения между отдельными существами и не может быть.

В упомянутых уже нами Упанишадах вы найдете беседу мудреца Джаджнавалкья с его женой Майтрейей, где он говорит: «Никто, о возлюбленная, не любит мужа, жену или кого бы то ни было ради их самих, но ради самого себя, т. е. Атмы (по-санскритски это значить «я сам», мое «Истинное Я»), который во всех».

И когда мы проникаемся сознанием, что во всякой любви проявляется сам Брахман (Бог), который, как мы видели, есть наше «Истинное Я», тогда, и только тогда, мы понимаем, в чем заключается истинное основание всякой нравственности.

Может ли тогда ютиться самая жалкая тень злобы, недоброжелательства и безнравственности в сердце того, кто во всех существах видит и чувствует свое «Истинное Я»? Всем служить, всем расточать любовь и всех почитать легче, зная, что каждый есть Храм Духа Господа, который заключен и в тебе?

В чем же выражается эгоизм и опасность вытекающая из него в Йоговской философии? Ведь эгоизм есть сужение «я», низведение Бога до степени пресмыкающегося червя, считающего полоску земли, по которой он ползает, и крохи, которые он добывает и хочет удержать для себя одного, верхом достижения и высшей жизнью. Истина, напротив, в расширении Я до пределов Истинного Я, в сиянии которого все низменное и себялюбивое меркнет навсегда. Такой человек, в котором его маленькое «я» умерло и на его месте стоит Бог, становится двигателем мира. Вся Вселенная преображается для него. Все болезненное и жалкое уйдет, всякая борьба прекратится и исчезнет, и вместо темницы, в которой мы ежечасно боремся и соперничаем из-за крошки хлеба, этот мир станет для нас местом для игр. Если все человечество сегодня осуществит лишь частицу этой великой истины, вид всего мира изменится, и вместо ссор и побоищ воцарится царство мира.

…Боги будут жить тогда на земле, и эта самая земля станет небом. Какое же зло может появиться там, где боги играют с богами, боги трудятся с богами и боги же любят богов?

Этот идеал единства, таким образом, не только не имеет ничего общего с эгоизмом, но, напротив, есть единственно неэгоистическая, единственно всеобъемлющая форма, в которую можно облечь истинную этику, философию и религию. Всякая иная дуалистическая концепция, в большей или меньшей ее степени, таит в себе зародыш эгоизма и ограничения.

Веданта же не отвергает ни одной религиозной системы, ни одной формы Богопочитания, а считает их все частями, ступенями Единой истины и лишь указывает путь к их объединению.

Однако мы привыкли с детства ко всевозможным рамкам, разграничивающим людей на национальности, касты, вероисповедания и их ритуалы. И когда нам говорят, что религия должна быть направлена к одной единственной цели — к познанию всеединства, без принятия которого все эти ограничения и ступени не имеют смысла, мы робеем и начинаем говорить об эгоизме и возникновении зла.

Живой Господь внутри вас, и все же мы продолжаем строить церкви и храмы и верить во всякого рода воображаемую бессмыслицу. Единственный Бог для поклонения — это человеческая душа в человеческом теле. Все живое, конечно, — это храм Божий, но для человека — человек высочайший из храмов.

Если я не могу молиться в этом храме, то никакой другой храм не принесет никакой пользы. В ту же минуту, когда я пойму, что Бог обитает в храме каждой человеческой души, в то мгновение, когда я с благоговением преклонюсь перед каждым человеческим существом и увижу в нем Бога, в это мгновение я сброшу цепи; всё, что связывало меня, исчезнет, и я почувствую, что свободен.

Может быть, вы думаете, что такое Богопочитание, не связанное никакими формами, ритуалами или сектанством, противно христианскому учению? Тогда нужно вспомнить слова Самого Христа: «Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе».

Это поклонение Богу «в духе и истине», т. е. в своем истинном Я, и есть то, чему учит Веданта. Она — повторяем это еще раз — вовсе не требует от нас отвергать ритуалы и формы или отказываться от поклонения личному Богу. Все, чего она ожидает от каждого из нас, найти Бога в своем собственном сердце, и тогда мы найдем Его во всех сердцах, во всех храмах, в каждой религии, в каждой секте, во всем, начиная с самой примитивной попытки дикаря понять силы природы, до величайших откровений Духовидца. Без этого осознания Бога в себе и в каждом всякая форма: церковь или храм, любая священная книга, останутся лишь бездушными ограничениями. Без познания всеединства все писания кажутся ненужной соломой.

Истинный Йог скажет: «Я принимаю все религии, какие только существуют, и поклоняюсь им вместе со всеми. Я поклоняюсь Богу в каждой из них, в какой бы форме они ни поклонялись Ему. Я войду в магометанскую мечеть, я войду в христианскую церковь и преклоню колена перед распятием, я войду в Буддийский храм, где найду убежище в Будде и Его законе. Я отправлюсь в лес и сяду в размышлении вместе с индусом, который старается увидеть Свет, озаряющий сердце каждого существа. И не только все это — я буду держать свое сердце открытым для всех, кто еще придет в будущем.

Я приветствую всех пророков прошлого, все великие души настоящего и всех, кто еще явится в грядущем».

Тем не менее некоторые усматривают в этом идеале самопознания и слияния с Брахманом эгоизм и себялюбие, хотя и в совершенно другом смысле.

Поэтому следует напомнить, что в Нирвану, Лоно Брахмана, или Лоно Отца Небесного, входит только тот, кто абсолютно свободен от эгоизма или себялюбия. Это является азбукой и всякой иной религиозной мистики.

Эгоизм, или себялюбие, составляют поле действия «личного я». Познание же Брахмана «осуществляется в «Высшем Я», когда «личное я» давно умерло. На это обращается внимание и в теософском «Голосе Безмолвия»: «Путь к конечному освобождению в твоем высшем Я. Путь этот и начинается, и кончается вне твоего личного я».

О каком же себялюбии может быть тогда речь, если весь Путь, а тем более высшая Цель его, лежит вне личного я?

Читайте также

2.17. О закреплении человека в состоянии эгоизма

2.17. О закреплении человека в состоянии эгоизма В процессе ежедневной деятельности людей их внимание многократно перемещается из созидательного человеческого начала в разрушительные качества эго и обратно. Внутренняя, постоянная тяга людей к человеческим

6.1. О трансформации эгоизма

6.1. О трансформации эгоизма Всё, что сказано здесь про эго и его особенности, необходимо помнить человеку, ставшему на путь сознательной жизни, на путь развития и совершенствования. Важно понимать, что мир един, и не существует борьбы противоположностей, а есть

6.2. О начале работы по трансформации эгоизма

6.2. О начале работы по трансформации эгоизма На пути совершенствующихся людей эго ставит много ловушек в виде гордыни, самомнения, самолюбования, самоутверждения, обиды, раздражения и т. п.Рассматривая качества эго, необходимо учитывать, что они имеют своё проявление в о

6.3. Об ошибках при трансформации эгоизма

6.3. Об ошибках при трансформации эгоизма Многие понимают эгоизм как препятствие на пути к духовному совершенствованию и стараются искоренить его в себе и в других. Эго воспринимается со страхом и ужасом как зло или дьявол, с которым необходимо бороться всеми доступными

Развитие Альтруизма

Развитие Альтруизма Ученые обнаружили, что даже когда человек искусственно улыбается или хмурится, у него соответственно возникают эмоции счастья или злости; это говорит о том, что регулярные позитивные поступки рано или поздно могут привести к внутренним изменениям.

Трансформация личностного эгоизма

Трансформация личностного эгоизма Для трансформации личностного эгоизма тебе необходимо выстроить философскую и энергетическую базу, в основе которой должно находиться осознание: «Я – человек. Моё внимание, восприятие, а также другие структуры отражают Человечность».

Крайняя степень эгоизма

Крайняя степень эгоизма Разум: Я, конечно, знаю, что ты отъявленная эгоистка и не любишь ни с кем делиться. А вот интересно, что бы ты выбрала из всего, что есть в мире, если бы тебе предложили взять только одну вещь?Душа: Я бы выбрала небо.Разум: Недурно. Широкий размах. А как

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector