Sw-motors.ru

Автомобильный журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Двигатель ваз 21045 технические характеристики

Двигатель ваз 21045 технические характеристики

Компания Honda провела демонстрацию первых изображений новинки Honda HR-V..

На протяжении последнего полугодия в США мотоциклам BMW удалось завоевать 16 титулов..

На 28 октября 2014 года в Киеве запланировано ожидаемое многими мероприятие – открытие Киевского международного автосалона грузовых и коммерческих автомобилей, TIR’2014..

Самого функционального компактного кроссовера в премиум-классе во всем мире выводит на рынок Land Rover..

Hyundai Santa Fe

Мой авто Хундай Сантафе 2003г с двигателем 3,5 литра, Автомат 5 ст. Передний привод, Климат контроль, Кожа, люк, магнитола на 6 дисков, Литые диски, Т.

НАЙДЕНО: 450

ВАЗ 2104

Двигатель: 1.5 газ , трансмиссия: механическая , год 2000

ВАЗ 21-047, 2000 года, с документами. Цвет — белый. становлено ГБО( Tomasetto ), установлен самоблокирующийся редуктор заднего моста, электростеклоподъемники передних дверей, центральный замок и сигнализация. На четвертой фотографии , видно.

ВАЗ 2104

Двигатель: 1.5 бензин , трансмиссия: механическая , год 2002

Не бит,не крашен,один хозяин.Тонировка,центральный замок.Состояние хорошее.

ВАЗ 2104

Двигатель: 1.5 бензин , трансмиссия: механическая , год 2007

Двигатель:инжекторный. Цвет машины:вишневый

ВАЗ 2104

Двигатель: 1.3 бензин , трансмиссия: механическая , год 1989

Отличная,надёжная машина.Не требует вложений.

ВАЗ 2104

Двигатель: 0.0 бензин , трансмиссия: механическая , год 2006

ВАЗ 21043 27 890 грн. Об’єкт реалізовується в примусовому порядку через проведення електронних торгів. Ознайомитися з умовами проведення електронних торгів по об’єкту Ви можете на веб-сайті електронних торгів https://setam.net.ua.

ВАЗ 2104

Двигатель: 1.6 бензин , трансмиссия: механическая , год 2009

НЕ УПУСТИТЕ ВОЗМОЖНОСТЬ КУПИТЬ НОВЕЙШУЮ ДЕДОВСКУЮ ЧЕТВЕРОЧКУ, ПОСЛЕДНЕГО ВЫПУСКА(редкий случай). ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ АВТОМОБИЛЬ ВАЗ-2104 ДОСТОЙНЫЙ ВАШЕГО ВНИМАНИЯ . СБОРКА МАШИНА ИЖЕВСК-РОССИЯ-ДВИГАТЕЛЬ-2106-V-1.6 (очень редкая сборка в Украине).

ВАЗ 2104

Двигатель: 0.0 бензин , трансмиссия: механическая , год 2001

Авто в хорошем состоянии!Оригинал!Не крашен, не бит. Дополнительно установлены-Музыка, сигнализация, центральный замок, магнитола, подкрылки колесных арок, новый аккумулятор, в салоне не курили. Хранение в сухом капитальном гараже, бережное.

ВАЗ 2104

Двигатель: 1.5 газ , трансмиссия: механическая , год 2004

Технические характеристики Коробка передач: Ручная / Механика Цвет: Синий Топливо: Газ/бензин Объем двигателя: 1.50 л Мультимедиа: CD, MP3, Магнитола Прочее: Фаркоп Безопасность: Сигнализация, Центральный замок Состояние: Гаражное.

ВАЗ 2104

Двигатель: 1.5 бензин , трансмиссия: механическая , год 1999

Автомобиль в хорошем состоянии. Не бит, не крашен. Машина надежная, неприхотливая, дешевая в обслуживании. Просторный, вместительный салон. Ничего лишнего. Передние сиденья от иномарки. Магнитола USB. Литые диски 14. Капитальный ремонт двигатель.

ВАЗ 2104

Двигатель: 1.3 газ , трансмиссия: механическая , год 1991

ВАЗ-21045: технические характеристики, фото

Среди классических отечественных универсальных автомобильных моделей, оригинальная модификация ВАЗ-21045 остается одной из самых популярных образцов. Машина является точной копией знаменитой «четверки», только с дизельным силовым агрегатом. В пользу данной модели свидетельствует низкая погрузочная высота, конструкция кузова с возможностью установки дополнительно багажника, а также цена и довольно сносные технические характеристики. С дизельным мотором транспортное средство выпускалось ограниченными партиями в трех комплектациях (стандартном, люксовом и усредненном исполнении).

Особенности

С выходом автомобиля ВАЗ-21045 полностью изменился салон, авто стало комфортнее и современнее. Переделкам подвергся не только экстерьер, но и обшивка салона, приборная панель. Обновленная коробка передач с пятью ступенями имеет механический привод.

Стоит отметить, что ВАЗ-21045 дизель не выпускался большими партиями. При этом машина пользовалась сумасшедшим спросом, учитывая потребности и возможности того времени. По внешнему виду бензиновые модификации и варианты на солярке не отличались, приобрести новую модель было крайне проблематично. Тем не менее подержанные экземпляры можно было найти по приемлемой цене. Невзирая на все недочеты советского автопрома, определяющим фактором популярности данной машины стала ее практичность и доступность запасных частей. Даже сейчас эти «универсалы» пользуются широким спросом среди сельских жителей.

Основные технические характеристики

ВАЗ-21045 обладает следующими техническими показателями:

  • Тип кузова – универсал.
  • Количество дверей – пять.
  • Длина/ширина/высота – 4,11/1,62/1,44 метра.
  • Вместимость багажника – 345 литров.
  • Собственный вес – 1,02 тонны.
  • Основная база – 2.42 метра.
  • Колея (передняя/задняя) – 1,36/1,32 метра.
  • Клиренс составляет 175 миллиметров.

Серийный выпуск автомобиля ВАЗ-21045 (дизель) продолжался с 1999 по 2006 год. Транспортное средство оборудовалось силовым агрегатом мощностью в пятьдесят конских сил, объемом полторы тысячи кубических сантиметров. Трансмиссионный блок авто состоит из однодискового сухого сцепления с пружиной центрально-нажимного типа. КПП – механическая вариация с пятью или четырьмя синхронными ступенями на всех передачах переднего хода.

Тормоза и рулевое управление

Дисковые штампованные колеса автомобиля ВАЗ-21045 оснащены камерными радиальными шинами размером 165/70/80R. Независимая передняя подвеска имеет цилиндрические пружины с двумя парами продольных штанг. Задний блок оснащен пятью штангами, жесткой балкой и гидравлическими амортизаторами.

Тормозная система данного транспортного средства спереди оборудована парой противоположных дисковых цилиндров и задними тормозами барабанного типа с регулятором давления. Сцепление в машине гидравлическое, стояночный тормоз – тросовый, рулевой узел – безопасный с промежуточным карданным валом.

Редуктор контрольного управления состоит из червячной передачи и ролика с парой гребней, которые отвечают за передаточное число. Привод руля включает в себя два боковых симметричных и одно центральное звено. Также в наличии маятниково-поворотные рычаги и сошки.

Электрооборудование и эксплуатационные параметры

У авто ВАЗ-21045 технические характеристики в плане электрооборудования имеют следующие показатели:

  • однопроводную систему проводки с номинальным напряжением двенадцать вольт;
  • аккумулятор соответствует классу 6СТ55П (емкость 55 амперо-часов в режиме разряда не менее двадцати часов);
  • генератор переменного тока с регулятором и выпрямителем;
  • мощность стартера составляет 1,3 киловатта, имеется электротяговое реле и муфта свободного хода;
  • тип свечей зажигания – А17ДВ или FE65P.

Максимальная скорость, которую развивает дизельный ВАЗ-21045, составляет около 145 километров в час. При этом машина расходует от семи до десяти литров топлива на сотню пробега. Емкость бака для горючего составляет 42 литра. При вместимости основного багажника 345 килограмм имеется возможность монтажа дополнительного отсека на крышу (50-60 кг).

Двигатель ВАЗ-21045 (дизель)

Характеристики силовой установки рассматриваемого авто выглядят следующим образом:

  • тип мотора – дизель с турбонагнетателем;
  • рабочий объем – 1,8 литра;
  • оборотистость – 4600 вращений в минуту;
  • диаметр цилиндра/ход поршня – 82/84 миллиметра.

ВАЗ-21045 с дизельным мотором – это экспериментальная в свое время техника, которая в начальных версиях имела массу недочетов. Однако низкая цена машины и последующие доработки сделали автомобиль одним из самых востребованных в сельской местности.

Во многом такая популярность обусловлена неплохими ходовыми качествами, которые сравнимы с «Нивой» и дальнейшими гибридами в сочетании с экономных расходом топлива, простотой в обслуживании и дешевизной запчастей.

Достоинства силового агрегата

Несмотря на кажущуюся заурядность, двигатель ВАЗ-21045 проявил себя неплохо. В эксплуатации мотор не требует постоянной очистки форсунок и свечей, при условии заправки его качественным топливом. Дополнительно стоит отметить, что двигатель этой машины дает возможность владельцу сэкономить на страховке и ремонте. Благо запасных деталей и сервисов по ремонту хватает повсеместно в РФ.

Машина отлично запускается при морозах свыше двадцати пяти градусов, если правильно ее прогреть и не торопиться стартовать с первого раза после поворота ключа зажигания. Для своей модификации движок ВАЗ-21045 отлично вписывается в концепцию всего агрегата. Нужно учитывать, что авто все-таки больше рассчитано на пользователей из сельской местности, в чем оно неплохо преуспело.

Слабые места мотора

Недостатком двигателя является слабая прокладка между блоком и головкой. Со временем силовая установка начинает перегреваться, а в расширительном баке появляются пузырьки. Решить разгерметизацию несложно, достаточно заменить уплотнительный элемент. Данная проблема досталась дизельному мотору автомобиля ВАЗ-21045 по наследству. Связано это с тем, что подобному агрегату нужны собственные болты ГБЦ (головки блока цилиндров), которые у «четверки» были унифицированы с бензиновыми вариациями моделей с передним приводом. Зачастую усилие затяжки было недостаточным, что и приводило к пропуску уплотнительной прокладки.

Читать еще:  Выключатель запрещения запуска двигателя ниссан

Масляный насос работает исправно длительное время, но в подшипнике системы охлаждения регулярно появляется люфт, который необходимо устранять путем замены элемента. Стоит отметить, что редко родная помпа отрабатывает положенный ресурс. Вопреки мнению, что топливная «бошевская» аппаратура не выдержит отечественной солярки, она отходила 125 тысяч километров без замечаний.

Испытания

Характеристики ВАЗ-21045 продолжим изучать на практическом примере по тестированию мотора. Как показали испытания, дизель расходует порядка 0,4 литра моторного масла на тысячу километров, хотя в руководстве предусмотрен предел в 0,6, что не так уж и мало. Через пять тысяч пробега фильтрующий элемент уже купается в масле. Разработчики устранили эту проблему путем вывода шланга выброса за фильтр. Это позволило содержать элемент дольше в чистоте и не собирать в картере масляные ванны.

Коленчатый вал, вкладыши, полукольца на упорах добросовестно отрабатывают положенный ресурс в 125 тысяч километров. Стоит отметить, что названные запчасти ВАЗ-21045 до сих пор укладываются в конструктивные размеры моторов, их можно смело использовать в сборке новых силовых установок. Это же можно сказать о толкателях и распределительном вале. Головка блока цилиндров картину подпортила тем, что направляющие втулки износились до предела.

Отзывы владельцев

Пользователи довольно редкой дизельной модификации ВАЗ-21045 отмечают в ней много приятных моментов, но не без минусов. К плюсам владельцы относят:

  • многофункциональность авто и высокую грузоподъемность;
  • надежность силового агрегата и топливных форсунок;
  • экономичность (расход топлива – около шести литров на сто километров);
  • простоту в ремонте и обслуживании;
  • хорошую проходимость.

Что касается недостатков, то здесь на первом месте следующие моменты:

  • высокая шумность при отжатой педали сцепления;
  • недостаточный дорожный просвет для езды по проселочным дорогам;
  • слабое качество некоторых комплектующих элементов;
  • недостаточное количество мастерских именно по ремонту дизельных моторов с ВАЗа (но это больше недостаток сервисного обслуживания, чем машины).

В общем, автомобиль 21045 с дизельным мотором оставил хорошее впечатление для отечественной недорогой техники.

Основным достоинством рассматриваемого авто является экономичность, но при этом страдает динамика, если сравнивать с бензиновым аналогом. Силовой агрегат отлично ведет себя на ходу, не требует подкачки, имеет более ровную тягу. При температуре до минус 20 градусов автомобиль запускается без проблем, «движок» соответствует стандартам «Евро 2».

Трудно назвать мотор «четверки» идеальным, он требует конструктивных доработок и усовершенствования, однако прост в обслуживании и ремонте. Сейчас проблематично купить дизельный ВАЗ-21045, в связи с малым тиражом выпуска. Предполагается, что эти машины будет выпускать «Ижмаш», но многое зависит от спроса на товар.

Двигатель ВАЗ 2104 1.5 литра

В начале восьмидесятых годов, перед конструкторами АвтоВАЗа, Советское правительство поставило важную задачу. Нужно было быстро создать новый, вместительный, с мощным мотором автомобиль. Так в 1984 году появился универсал ВАЗ 2104 с двигателем объёмом 1.5 литров. Он пришёл на смену ВАЗ 2102, объём цилиндров которого равен 1.3 литра.

Автомобили с данным двигателем

Двигатель ВАЗ 2104 1.5 устанавливался на такие отечественные автомобили: Lada 2103, Lada 2104, Lada 21043, Lada 21053, Lada 2106, Lada 2107.

История создания ВАЗ 2104 1.5 классика

Серийное производство четвёрки началось во второй части 1984 года. Данная модель пришла на смену ВАЗ 2102 1.3 литра. До апреля 85 года параллельно выпускались две модели 02 и 04. Затем четвёрка полностью вытеснила двойку с конвейера, оставив себе от донора оригинальную заднюю часть автомобиля.

Для выполнения задачи, по быстрому проектированию нового авто, было принято совместить кузов от 02 и 05 модели. Основная часть была взята от 05 модели, а объёмный задний багажник сохранили от ВАЗ 2102. Вместо двигателя 1.3 на новую машину установили силовую установку объёмом 1.5 литр., прототипом которого стал мотор ВАЗ 2103 1.5 литр.

За период производства двигатель несколько раз изменялся и дорабатывался. В конце 90 х годов начали выпускаться улучшенные модели. Так ВАЗ 21043 оснащался коробкой передач с пятью ступенями. Появился инжекторный вариант ДВС с ЭБУ и распределённым, точечным впрыском топлива. Четвёртая модель Жигулей была высоко востребована, её производство продолжалось до 2012 г.

Технические данные ДВС 04 модели

  • Четырёхтактный, бензиновый двигатель, имеющий рядное расположение четырёх цилиндров. БЦ которого, выполнен из особо прочного чугуна.
  • Точный объём цилиндров — 1.45 литра.
  • Степень сжатия ВАЗ 2104 — 8.5 единиц.
  • Мощность ДВС при 5000 оборотов., мин., 68 л., сил. Крутящий момент 04 модели при 4100 оборотов мин., составляет 112 Нм.
  • Диаметр окружности цилиндров составляет 76 миллиметров, длинна хода поршней восемьдесят мм.
  • Длинна хода поршня больше диаметра цилиндра. Моторы с такими показателями называют длинноходными, они имеют высокую отдачу КПД.
  • Цилиндры работают в порядке 1, 3,4,2.
  • Система газораспределительного механизма состоит из одного вала распределительного, имеющего верхнее положение. На валу расположены 8 клапанов.
  • Используемое горючее АИ 92, АИ 95.
  • Движок ВАЗ 2104 развивает скорость 100 км., час через 17 сек., с начала движения.
  • Соответствие европейским требованиям — Евро 2.
  • Система питания горючим: карбюратор в начале выпуска, позже инжектор.
  • Система зажигания 04 модели: контактный и бесконтактный РЗ. Используемые свечи А17ДВРМ.

Расход топлива

Расход горючего при движении по трассе 6.9 литров на 100 км., пробега. При езде в городском цикле 10 литров. Общий расход топлива 9.2 литра на 100 км., пробега.

Расход масла

Возможный расход моторной смазки на 1 тыс., километров 0,7 литра. Рекомендуемое масло в двигатель: 5W40, 15W40, 5W30, 10W40. Количество смазки для мотора 3.75 литра. Для замены смазки двигателя, берётся 3.5 литра.

Ресурс

Ресурс работы мотора ВАЗ 2104 по заявкам производителей 125 000 километров. Реальный ресурс работы, при бережном отношении, составляет более 150 000 километров.

Основные особенности конструкции ДВС

В первые годы производства, на движке ВАЗ 2104 была только карбюраторная система питания. Спустя десять лет, мотор модернизировали для распределённого впрыска горючего и присвоили маркировку ВАЗ 2104-21.

Основные узлы двигателя сконструированные на основе мотора ВАЗ 2103. Некоторые детали 04 модели, являются точной копией 03 модели.

К таким деталям относятся:

  • блок цилиндров;
  • коленвал;
  • привод ГРМ;
  • шатунная и поршневая система.

Блок цилиндров имеет такие же межремонтные размеры как ВАЗ 03 модели: 76.40 – 76.80. Коленвал используемый на ВАЗ 04 либо 2103, либо 21213.

Особенности конструкции ГБЦ

Двигатель 04 модели выпускался в двух исполнениях, с карбюратором и с инжектором. Для карбюраторных моделей ГБЦ, представляла точную копию ГБЦ ВАЗ 2103. А вот для инжекторных моторов, была создана совсем новая головка, с возможностью установки форсунок.

Для того чтобы обеспечить работу системы распределённого впрыска, понадобилась установка деталей и узлов с других инжекторных двигателей. Была изобретена новая крышка РВ. Это сделали с целью установки датчика, который контролирует положение валов силового агрегата.

В результате получилась ГБЦ уникальной формы, ее маркировка 2104-1003015. Она имеет площадки большего размера для впускного коллектора, а еще предоставляет возможность установки форсунок. Все остальные детали: пружины, валы, клапана взяты с движка ВАЗ 2103.

Читать еще:  Что такое барабанный двигатель

Газораспределительный механизм приводится в работу двухрядной цепью, имеющую втулочно роликовую конструкцию, 2103-1006040. Механизм, производящий натяжку цепи, механический, такой же как на моторе 03 модели.

Особенности системы питания инжекторного ВАЗ 2104

Инжекторный силовой агрегат 2104 оборудован уникальной системой питания, она включает:

  • датчик указывающий уровень топлива;
  • электро бензонасос, укомплектованный этим датчиком;
  • топливная рампа с форсунками;
  • топливный фильтр;
  • патрубки, подводящие воздух;
  • фильтр воздушный;
  • система, улавливающая пары воздуха;
  • дроссельная заслонка.

Для очистки потока воздуха, попадающего в мотор, установлен фильтр очистки воздуха 2112. Совместно с коллектором выпускным устанавливается ресивер типа 2123-1008027, или 2104. Для регулирования поступающего воздуха, устанавливается патрубок с заслонкой, скопированный с модели ВАЗ 2112.

В топливный бак устанавливался электрический бензонасос. Он осуществляет поступление горючего к форсункам, а так же топливной рампе. Она имеет обратный трубопровод, для слива излишек топлива и прибор, регулирующий давление. Четыре форсунки, имеющие попарно-параллельное взаимодействие, выполняют точечный впрыск топлива.

Особенности конструкции бесконтактной системы зажигания

В систему зажигания входит модуль зажигания ВАЗ 2112. Он находится на БЦ, на специальном, отдельном креплении. Сюда же входят провода, для высокого напряжения и свечи зажигания.

Модуль зажигания 2112 состоит из двух катушек зажигания и двух ЭБУ. При поступлении сигнала с БУ, на свечи поступают высоковольтные импульсы. Они формируются в модуле зажигания.

Всей системой зажигания, управляет ЭБУ. Оно контролирует состав топливной смеси, поступающей в цилиндры. Производит контроль работы ТН, а так же, отвечает за подачу высокого напряжения на свечи от КЗ. Автоматическая система производит корректировку угла опережения зажигания, а так же отвечает за число оборотов коленвала на ХХ. Основной узел системы управления — это ЭБУ, он же контроллер. Установка данной системы обеспечивает соответствие европейским нормам по выбросам Евро 2.

Характерные неисправности и пути их устранения

Для автомобиля 04 модели, характерны неисправности предыдущих моделей Жигулей. Ещё добавились болезни моторов с инжекторным питанием:

Не заводится двигатель

Сначала нужно проверить наличие искры. Если её нет, причина в неисправности системы зажигания. Для устранения следует проверить исправность всех узлов зажигания: катушек, распределителя зажигания, контактов проводов, крышки трамблёра, электроники, свечей зажигания. Проблема решиться после замены неисправной детали.

Если с искрой всё в порядке, значит проблема с поступлением в цилиндры горючей смеси. В первую очередь нужно проверить подачу топлива к карбюратору или инжектору. Если горючее поступает, значит причина неисправности в них. Если топливо не поступает, значит сломался бензонасос или проблемы с топливной магистралью. Она может быть разгерметизированная или засорена.

На ВАЗ 2104, имеющем инжекторную систему питания, мотор может не запускаться при отличной искре и горючей смеси в камерах сгорания. В этом случае причина в неисправности датчика, указывающего положение коленвала. Могут быть неполадки с узлами ЭБУ.

Плавают обороты

На карбюраторных моделях частая проблема плавающие обороты. Здесь вся причина в карбюраторе. Его постоянно нужно регулировать и настраивать.

Течи масла

Всем классическим двигателям ВАЗ, характерны течи рабочих жидкостей. Часто подтекает масло из-под крышки клапанов или поддона картера. Причина в прокладки, которую нужно заменить. Гораздо опаснее, если подтекает антифриз из под ГБЦ. Данная неисправность может привести к попаданию жидкости охлаждения в моторную смазку. Её смазывающие функции при этом уменьшаться, что может привести к быстрому капитальному ремонту.

Растяжка цепи

Стуки в силовом агрегате могут быть причиной растяжки цепи ГРМ, могут стучать клапана, требующие регулировки. Эту неприятность можно предотвратить, если каждые 10 тыс., км., проводить регулировку клапанов и натяжку цепи ГРМ.

Перегрев

На моторе ВАЗ возникают проблемы с температурным балансом двигателя. Мотор может перегреваться, а может вообще не набирать рабочей температуры. Вся причина в некорректной работе термостата. Он может заклинить в одном положении. Если термостат заклинит в открытом положении, двигатель будит долго набирать рабочую температуру. А если заклинить в закрытом, то мотор быстро нагреется и закипит. Всю проблему решит установка исправного термостата.

ВАЗ 2104 1.5 за долгие годы работы зарекомендовал себя как простой в конструкции и надёжный двигатель. Невысокая цена запасных частей и несложный ремонт, который можно провести самостоятельно делают четвёрку востребованной машиной на отечественном автомобильном рынке.

ПРЕЖДЕВРЕМЕННЫЕ РОДЫ

Это было настоящей сенсацией. Когда 28 апреля 1998 года в Тольятти был выпущен первый ВАЗ-21045, автомобилю пророчили самое безоблачное будущее. «Шаг вперед», «прорыв технологий», «автомобиль будущего», «самый практичный универсал» — такие титулы получала первая отечественная дизельная легковушка. Семь лет назад действительно казалось — наш автопром старается идти по пути европейских концернов, уже давно по достоинству оценивших все преимущества дизельных двигателей. И не беда, что дизель ВАЗ-341, устанавливаемый на «четверку», успешно прошел государственные испытания еще в 1988 году, хотя работы над ним начались гораздо раньше — ведь выпуск все-таки наладили!

Единственные отличия дизельной модификации — контрольная лампа прогрева свечей накаливания и клавиша подогрева топливного фильтра

Производство дизельных «четверок» постоянно увеличивалось — от штучных экземпляров до почти серийных объемов. Так, если в 2000 году таких машин было собрано всего 683 штуки, то в следующем — уже более двух тысяч. Покоренные заявленными тяговыми характеристиками и минимальным (5-6 литров на 100 км) расходом недорогой солярки, стали приобретать такие автомобили и у нас. До сих пор свежи воспоминания о ВАЗ-21045, выставленной на продажу в Рабочем — тогда протолкаться к ней поближе удалось лишь минут через десять, усиленно работая локтями и коленями.

Одними из первых в Иркутске дизельным ВАЗ-21045 обзавелись наши коллеги из программы «Мотор» (подробно о машине «А+С» рассказывал еще два года назад). С тех пор темно-синяя «четверка» с яркими надписями на бортах хотя и успела примелькаться на городских улицах, однако продолжает вызывать неподдельный интерес. Правда, интерес уже другого рода — каково живется еще недавно перспективному и осыпанному почестями русскому дизелю, ныне брошенному на произвол судьбы? А между тем единственное, что мешает ведущему «Мотора» Константину Куликову заменить проблемный двигатель на обычный бензиновый (как сделали уже многие) — желание довести ресурсные испытания до финала. Возможно, оставшись к тому времени владельцем последней «настоящей» ВАЗ-21045.

История болезни

Разброд и шатание в рядах отечественного автопрома — явление обычное и удивлять никого не должно. Едва ли не ежедневная смена «приоритетных направлений» позволяет громко заявлять о глобальных намерениях и создавать видимость какой-то деятельности. Пусть идущей вразрез со всеми тенденциями мирового автомобилестроения, пусть даже противоречащей здравому смыслу, но все-таки деятельности! Бросить дизельную тему в период поголовной «дизелизации» (до 60%) Европы и заняться производством перспективной «Калины» (которая, к слову, постарше ВАЗ-21045 будет) — это же так просто. И мотивировка бесхитростна: по словам господина Каданникова, «цена дизельного варианта «четверки» зависит от цены двигателя, да и сам ВАЗ-21045 конструктивно устарел и на роль автомобиля будущего претендовать не может». Возможно, цена двигателя и имеет значение, но не меньшую цифру к стоимости автомобиля добавлял способ его установки, когда в небольшой цех своим ходом привозили с конвейера «четверки» с уже установленными (!) бензиновыми моторами и вручную меняли их на дизели. Как говорили в руководстве ВАЗ, такая схема для них проще, чем обычная установка дизеля в пустой моторный отсек.

Издержки мелкосерийного производства: нормальный руль заводчане успели заменить на «экспериментальный», с вырезом под установку специального оборудования

Не менее увлекательна и история создания самого двигателя. В конце 70-х годов ВАЗ получил задание разработать такие моторы для моделей 2105, 2121 «Нива» и перспективной в ту пору 2108. У истоков создания русского легкового дизеля стоял наш земляк Леонид Новиков, самоотверженный сторонник этого направления. Но поскольку в сжатые сроки даже при большом энтузиазме собственный двигатель не создашь, за основу был взят дизель VW Golf 1976 года, чей блок цилиндров и по размерам, и конструктивно был почти идентичен полуторалитровому мотору ВАЗ-2103. Затем настал период «подгонки» блока к уже имеющимся серийным деталям: клапанный механизм от ВАЗ-2108, чугунный коленвал от ВАЗ-2103, шатуны от ВАЗ-2121, а подшипники, выпускной коллектор и еще кое-что по мелочам — от «копейки». А поскольку такой высокоточной отечественной топливной аппаратуры, как легковой ТНВД на тот момент не существовало (как, впрочем, и сейчас), двигатель стал изначально комплектоваться насосом Bosch. Для этого пришлось отказаться от цепи ГРМ, заменив ее на зубчатый ремень. Были разработаны новые стартер с редуктором, вакуумный насос, большой радиатор, фильтр тонкой очистки топлива с подогревом, изменена форма крыльчатки водяного насоса, усилена шумоизоляция салона и моторного отсека. В дальнейшем, при налаживании производства получивших индекс ВАЗ-341 дизелей на АО «Барнаултрансмаш», чугунный коленвал заменили на стальной от 1,7-литрового «нивовского» двигателя, увеличив таким образом ход поршня и, соответственно, рабочий объем, который на «товарных» ВАЗ-21045 стал равен 1524 куб. см против прежних 1452 «кубиков». В перспективе планировалось производство более мощных 1,8- и 2,0-литровых дизелей, в том числе и оснащенных турбонаддувом. Появлялись даже первые экспериментальные «Нивы» с такими моторами. Несмотря на ощутимую разницу в цене между бензиновой и дизельной версиями, опытные «нивоводы» встречали их на «ура» и с нетерпением ждали начала массового производства.

Надпись «ВАЗ-ДИЗЕЛЬ» на силовом агрегате впору считать исторической

Увы, дизельной революции в российском автопроме не случилось. И сам двигатель оказался виноват в этом меньше всего, а его дороговизна была обусловлена лишь небольшими объемами выпуска. Хотя проводившаяся параллельно с ВАЗ-341 штучная установка на «четверки» дизеля Citroen обходилась неизмеримо дороже. Как бы там ни было, но производство окончательно свернуто, а владельцам ВАЗ-21045 предлагается решать свои проблемы самостоятельно. В Иркутске из запчастей для такой машины можно найти лишь радиатор (в единственном месте на «Знаменском» рынке). Все остальное приходится заказывать непосредственно в Барнаул или Тольятти, причем без всякой гарантии, что искомая деталь там окажется. И это касается не только двигателя: например, из-за увеличенного маховика рулевые тяги от обычной «четверки» для ВАЗ-21045 уже не подойдут, и так далее.

При этом сам двигатель нельзя назвать неудачным — за более чем 133 тысячи километров пробега «моторовская» ВАЗ-21045 серьезных проблем не доставила. Характерный тракторный стрекот из-под капота, неторопливый (23 секунды до «сотни») разгон, полное отсутствие требовательности к моменту переключения передач и настоящий ступор после достаточно бодрого набора 4500 об./мин. А основные болячки дизеля оказались связаны с его высокой унификацией (почти 50%) с бензиновыми двигателями. Например, соединяющие головку и блок цилиндров болты здесь «восьмерочные» (как и сам клапанный механизм) и на компрессию дизельного двигателя не рассчитаны. Как результат — к 60 тысячам километров пробега они ослабевают и «растягиваются», а прокладку при этом благополучно «продувает». Вот и сейчас (уже второй раз) пузырьки в расширительном бачке намекают на скорейшую замену прокладки. И болтов, конечно. Плюс комплект поршневых колец — машина стала хорошенько дымить даже на скорости 70-80 км/час и с аппетитом кушать по 5 литров масла за два месяца интенсивной ежедневной эксплуатации. Хотя толстый слой грязно-бурой «шубы» на клапанной крышке подсказывает, куда девается часть масла, и кто может ответить за ненадлежащее техническое обслуживание. Опять же при условии, что все сальники и прокладки всегда под рукой. Осталось заказать все необходимое в Барнаул. Онлайн журнал ТвойДЕНЬ

Автомобиль имеет штатную шумо- и теплоизоляцию моторного отсека

Второй момент — прямое следствие внедрения ТНВД Bosch. За ремнем ГРМ требуется глаз да глаз: в случае его обрыва все внутренности дизеля превращаются в металлолом. «Моторовскую» машину такое несчастье пока обходило стороной, зато одна из эксплуатирующихся в Иркутске милицейских «четверок» благодаря этому навеки попрощалась с экономичным и тяговитым мотором. Сам ТНВД рассчитан на максимальный срок службы в 150 тысяч километров, хотя уже после ста начинает капризничать. Износ плунжерной пары, засорение форсунок — обычные проблемы топливной аппаратуры дизелей в полной мере касаются и ВАЗ-341. Так что промывка, регулировка и ремонт не за горами, поскольку двигатель периодически отказывается самостоятельно сбрасывать обороты, требуя манипуляций коробкой передач. В целом подобная задумчивость как при наборе, так и при снижении оборотов для дизелей конструкции начала восьмидесятых годов характерна, однако упрямое нежелание «гаситься» без перехода на низшие передачи — явление ненормальное.

Некролог

Одну из причин повышенного «масляного аппетита» ВАЗ-341 следует поискать под толстой «шубой», покрывающей всю клапанную крышку

Как принято говорить в таких случаях — номер не удался. Самый реальный проект внедрения российских дизельных двигателей на российские же легковые автомобили прерван, причем в его отношении уже не употребляются такие слова, как «будущее» и «перспектива». Канули в Лету многочисленные (и многомиллионные) контракты на конвейерную поставку барнаульских и заволжских моторов, опытные партии «четверок» и «нив» остались хоть и удачными, но все-таки экспериментами, далекими от массового потребителя. Успешно прошедшие все испытания ВАЗ-21048 с барнаульскими дизелями объемом 1,8 литра тоже остались в воспоминаниях. Гораздо интереснее и перспективнее оказалось непрерывное усовершенствование и показ на всевозможных выставках «Лады» на топливных элементах, будущее которой при нынешней динамике развития русского автопрома и прогнозировать-то неприлично.

С переводом «классики», в том числе и «четверок», в Ижевск, вопрос с будущим дизельных ВАЗов решился окончательно — ИЖ усиленно продвигает на рынок свои «Оду» и «Фабулу», к тому же весьма доволен спросом на бензиновые «четверки», чтобы заморачивать свои производственные площади сборкой дизельных модификаций. Оставшиеся на Волжском автозаводе 400 дизелей ВАЗ-341 в прошлом году установили на «пятерки», присвоив им индекс 21055. Всего 400 штук, по количеству «товарных» моторов. Limited Edition, так сказать.

Эксперименты с дизельным двигателем ведет ГАЗ, но пока дело ограничивается установкой лицензионного и не самого удачного Steyr и минского турбодизеля Д 245.7, да и тех лишь на семейство «Газелей», «Валдаев», «Вепрей» и прочей живности. «Волгу» с дизелем собственной конструкции мы не увидим — в лучшем случае это будут штучные экземпляры с иностранными моторами. Делают некоторые подвижки в сторону дизелей и ульяновские автостроители, но в ассортименте их продукции легковые автомобили отсутствуют как класс.

А жизнь ВАЗ-21045 оказалась не слишком яркой и совсем недолгой. Несмотря на более чем двадцатилетнюю историю создания и «пропихивания» на конвейер, отечественный легковой дизель все еще остается для гигантов русского автопрома явлением несвоевременным, дорогим и неактуальным. Может, когда-нибудь, после «Калины», «неоклассики» и автомобилей на водородном топливе.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты