Sw-motors.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Датчики контроля параметров работы двигателя

Датчики контроля параметров работы двигателя

Датчик положения педали газа

При управлении двигателем с помощью электронной дроссельной заслонки (ETC) отпадает необходимость в использовании механической связи между педалью акселератора и приводом дроссельной заслонки. Положение педали акселератора, определяемое датчиком перемещения или специальным модулем, установленным на педали, преобразуется в электросигналы. Система управления двигателем воспринимает эти сигналы в виде команды, исходящей от водителя автомобиля.

Датчики контроля расхода воздуха

Для двигателей с впрыском топлива во впускной трубопровод существует линейная зависимость между массой заряда воздуха и создаваемым в процессе сгорания крутящим моментом. В системе ME-Motronic, таким образом, масса заряда воздуха используется при расчете таких параметров как: количество впрыскиваемого топлива, угол установки момента зажигания и текущий крутящий момент, создаваемый двигателем. Для этой цели применяются датчики:

  • массового расхода воздуха;
  • давления во впускном трубопроводе;
  • атмосферного давления;
  • давления наддува (BPS);
  • положения дроссельной заслонки.

Датчик частоты вращения коленчатого вала, положения коленчатого и распределительного валов

Датчик, установленный на коленчатом валу определяет частоту вращения вала в оборотах в минуту. Информация о положении коленчатого вала, т.е. о положении поршней в цилиндрах, является важным входным переменным параметром в системе ME-Motronic, используемым для определения моментов зажигания и впрыска топлива.

При использовании в системе ME-Motronic катушек зажигания для одной свечи необходима дополнительная информация о положении распределительного вала, которую, в большинстве случаев, получают с помощью датчика, работающего на основе эффекта Холла. Данные с этого датчика направляются в блок ECU в виде сигнала включения.

Состав топливовоздушной смеси

Коэффициент избытка воздуха (λ) является важным параметром работы двигателя и характеризует количественное соотношение топлива и воздуха в смеси. Для оптимальной работы каталитического нейтрализатора отработавших газов коэффициент избытка воздуха должен быть равен λ = 1. Датчик лямбда-зонд измеряет концентрацию кислорода в отработавших газах и информирует систему о текущем значении коэффициента избытка воздуха.

Характерные вибрации двигателя, возникающие при детонационном сгорании, определяются датчиком детонации. Информация, преобразованная в электрические сигналы, направляется в систему ME-Motronic.

Температура двигателя и подаваемого воздуха

Напряжение на резисторе с отрицательным температурным коэффициентом (NTC-резистор), используемом в датчике температуры двигателя, является функцией температуры охлаждающей жидкости. Эти данные проходят через аналого-цифровой преобразователь и становятся мерой температуры в виде цифровой информации. Таким же образом датчик во впускном трубопроводе замеряет температуру воздуха на впуске.

Основные датчики системы управления бензиновым двигателем

Датчики служат для преобразования неэлектрических показателей в электрические. В системах управления бензиновым двигателем устанавливаются свыше десяти датчиков, которые могут быть объединены в следующие группы:

Ø расходомеры воздуха;

Ø датчики температуры;

Ø угла открытия дроссельной заслонки;

Ø угла поворота коленчатого вала;

11.2.1 Расходомеры воздуха

Принципиально различаются четыре типа расходомеров воздуха:

Ø Потенциометрический, управляемый поворачивающейся под воздействием воздуха заслонкой;

Ø Датчик изменения перепада давления во впускном трубопроводе;

Ø Датчик Кармана, измеряющий число вихрей, создаваемых воздушным насосом;

Ø Термоанемометрический датчик, реагирующий на изменение сопротивления платиновой проволоки.

11.2.1.1 Потенциометрический расходомер воздуха

Принцип действия

В датчике данного типа воздух, проходящий в двигатель через воздушный фильтр, изменяет угол поворота подвижной заслонки, на которую, кроме скоростного напора воздуха, воздействует тарированная пружина, препятствующая повороту заслонки. При этом расход воздуха преобразуется в соотношение напряжений плеч потенциометра, который непосредственно соединен с осью заслонки.

Рис. 11.11 — Потенциометрический расходомер воздуха

11.2.1.2 Датчик изменения перепада давления во впускном трубопроводе

Принцип действия


Разрежение во впускном трубопроводе за дроссельной заслонкой измеряется датчиком давления. Эти данные и данные о частоте вращения коленчатого вала двигателя обрабатываются в ЭБУ. Таким образом, косвенно рассчитывается расход воздуха. Этот метод называется также методом потребления или методом «скорость — плотность».

Рис. 11.12 — Конструкция (поперечное сечение) и выходная характеристика датчика давления.

На рисунке 11.12 показаны конструкция и характеристика полупроводникового датчика давления. В преобразователе давления на кремниевом кристалле используется пьезорезистивный эффект. На поверхности кристалла сформирован мостик сопротивлений, ток через которые изменяется под действием деформации. Этот ток усиливается и вводится температурная компенсация. Таким образом, формируется выходной сигнал.

11.2.1.3 Датчик Кармана

Пример такого датчика показан на рисунке 2.13, а его характеристика — на рисунке 11.14. Если в поток потребляемого двигателем воздуха поместить генератор вихрей (завихритель), то за ним образуются несимметричные упорядоченные вихри, которые называются рядом Кармана. Число вихрей почти пропорционально расходу всасываемого воздуха. В примере, показанном на рисунке, ультразвуковые волны генерируют вихри, количество которых преобразуется в выходные электрические сигналы (импульсы) датчика.

Рис. 11.13 — Пример датчика расхода воздуха, работающего на принципе вихрей Кармана («Мицубиси»): количество волн соответствует числу вихрей.

Рис. 11.14 — Характеристика датчика Кармана.

11.2.1.4 «Массовый» расходомер воздуха термоанемометрического типа, с нагреваемой нитью

Основой конструкции датчика 4-го типа является помещенная в поток поступающего в двигатель воздуха платиновая проволока, нагреваемая электрическим током и охлаждаемая воздухом. Сопротивление проволоки изменяется под воздействием температуры пропорционально скорости воздушного потока. Поэтому по измеренной силе тока, протекающего через проволоку, косвенно судят о количестве воздуха, поступающего в двигатель.

В массовом расходомере воздуха отсутствуют какие-либо перемещающиеся детали, и он создает очень маленькое аэродинамическое сопротивление воздушному потоку. Массовый расходомер воздуха расположен между воздушным фильтром и корпусом дроссельной заслонки.


1 — направляющая сетка; 2 — измерительная нить; 3 — подвод воздуха; 4 — компенсационная нить

Рис. 11.15 — «Массовый» расходомер воздуха термоанемометрического типа


Один из примеров расходомер воздуха термоанемометрического типа фирмы Nissan

1 — место пайки контактов разъема к ос­новной плате; 2 — корпус ос­новной платы; 3 — элемент конструкции для крепления выводов измеритель­ного элемента и датчика температуры; 4 — измеритель­ный элемент (рядом располагается датчик температуры воздуха); 5 – корпус; 6 — защитная сетка; 7 — упорное кольцо крепления

Рис. 11.16 — Расходомер воздуха термоанемометрического типа

1 — датчик температуры впускаемого воздуха; 2 — измерительный элемент (нить); 3 — корректирующий резистор

Рис. 11.17 — расходомер воздуха термоанемометрического типа

Принцип работы

Основными частями массового расходомера воздуха являются сопло Вентури и измерительная нить, расположенная в сопле.

Датчик температуры воздуха или компенсационная нить, так же расположены в сопле.

Электронный блок управления регистрирует изменение температуры, происходящее вследствие изменения расхода воздуха, и увеличивает или уменьшает электрический ток в цепи измерительной нити.

Читать еще:  Что такое обьем дизельного двигателя

Электронный блок, расположенный в расходомере воздуха, поддерживает на постоянном уровне температуру измерительной нити примерно на 120° С выше температуры всасываемого воздуха.

Изменение силы электрического тока регистрируется электронным блоком управления. Это основной сигнал, который, совместно с сигналами датчиков других систем, определяет величину подачи топлива в двигатель.

При выключении двигателя измерительная нить кратковременно нагревается до высокой температуры, чтобы выжечь грязь с поверхности нити.

«Массовый» расходомер воздуха — термоанемометрического типа, тонкопленочный, аналогичен выше описанному, но чувствительный элемент нанесен на керамическую пластину, что исключает необходимость сжигания отложений.

11.2.1.5 Датчик абсолютного давления во впускном коллекторе

Датчик соединен вакуумным шлангом с впускным коллектором двигателя. Обычно он расположен в подкапотном пространстве или встроен в корпус электронного блока управления (рисунок 11.18).

1- подвод разрежения; 2 — пьезоэлектрический кристалл; 3 — электрический разъем

Рис. 11.18 Датчик абсолютного давления во впускном коллекторе: А — полная нагрузка; В – холостой ход

Принцип работы

В датчике расположена диафрагма и пьезоэлектрический модуль, сопротивление которого изменяется пропорционально величине давления во впускном коллекторе.

Напряжение питания датчика равно 5 вольт, а выходной сигнал, поступающий в электронный блок управления пропорционален давлению во впускном коллекторе.

Этот сигнал используется электронным блоком управления для корректировки величины цикловой подачи топлива.

11.2.1.6 Датчик кислорода с нитью накала

В иностранной литературе в старых терминах употреблялось название «лямбда-зонд». Датчик измеряет избыток кислорода в отработавших газах всех цилиндров и устанавливается в системе выпуска до каталитического нейтрализатора. Он выдает данные о концентрации кислорода в отработавших газах, реагируя на отклонение от стехиометрического состава горючей смеси, попадающей в цилиндры.

При необходимости (например, в V-образных двигателях) могут устанавливаться два датчика, по одному на каждый полублок (рисунок 11.19).

1 – защитный колпачок с прорезями; 2 – нагревательный элемент; 3 – чувствительный элемент; 4 – электрический разъём

Рис. 11.19 – Датчик кислорода с нитью накала

Принцип работы

Датчик кислорода представляет собой элемент из порошка, спеченного в виде пробирки, наружная и внутренняя стороны которой покрыты пористой пластиной. Наружная поверхность элемента подвергается воздействию отработавших газов. В датчике используется сильная зависимость ЭДС твердотелого гальванического элемента из двуокиси циркония или титана от концентрации кислорода.

Такая электрохимическая ячейка реагирует на атомы кислорода и создает разность между корпусом и внутренней стороной пробирки.

Сигнал кислородного датчика, в виде переменного напряжения 200-800 мВ, зависит от концентрации кислорода в отработавших газах. Обрабатывая этот сигнал, электронный блок управления регулирует состав топливовоздушной смеси.

Если состав топливовоздушной смеси стехиометрический (@=1), сигнал датчика равен 500 мВ.

Если топливовоздушная смесь слишком бедная, напряжение — 200-450 мВ (@=1,10).

Если топливовоздушная смесь слишком богатая, напряжение — 550-800 мВ (@=0,9б).


Чтобы обеспечить состав топливовоздушной смеси как можно ближе (±1%) к теоретически необходимому (стехиометрическому) отношению 14,7 частей (массовых) воздуха к одной части топлива, оптимальному для работы каталитического нейтрализатора, кислородный датчик практически постоянно передает сигнал в электронный блок управления, на основании которого величина подачи топлива корректируется.

Рис. 11.20 Характеристика датчика кислорода на изменение состава смеси

Датчик неработоспособен до тех пор, пока не прогреется до температуры 482-572°С., однако большинство современных кислородных датчиков оборудованы нагревательным элементом, благодаря которому система управления двигателя переходит в режим работы с обратной связью довольно быстро после холодного пуска двигателя.

11.2.1.7 Датчик температуры охлаждающей жидкости

Измерительная часть датчика находится в охлаждающей жидкости двигателя. В большинстве случаев в датчике установлено сопротивление с отрицательным температурным коэффициентом, электрическое сопротивление которого уменьшается по мере роста температуры. Однако встречаются датчики температуры охлаждающей жидкости с положительным температурным коэффициентом, у которых сопротивление возрастает с увеличением температуры двигателя.


1- электрический разъем; 2 – корпус; 3 — терморезистор с отрицательным температурным коэффициентом

Рис. 11.21 – Датчик температуры охлаждающей жидкости и его температурная характеристика

Дата добавления: 2018-05-31 ; просмотров: 426 ; Мы поможем в написании вашей работы!

22. Электронная система управления двигателем.

ЭСУД — это электронная система управления двигателемили по-простому компьютер двигателя. Он считывает данные с датчиков двигателя и передает указания на исполнительные системы. Это все делается, что двигатель работал в оптимальном для него режиме и сохранял нормы токсичности и потребления топлива.

Система управления содержит в себе такие основные элементы:

— электронный модуль управления;

Посредством входных датчиков осуществляется измерение параметров работы силовой установки и преобразование соответствующих сигналов в электронные импульсы. Число и номенклатура входных датчиков определяются в большинстве случаев разновидностью и особенностями системы управления. Каждый из датчиков применяется для контроля за той или иной системой двигателя.

Электронный модуль управления принимает сигналы от датчиков и на основании заложенной в него программы обрабатывает, формирует и передает сигналы управления к исполнительным элементам двигателя. В своей работе модуль взаимодействует с системой управления коробкой передач, антиблокировочной системой тормозов, электроусилителем рулевого управления и т.п.

Исполнительные элементы входят в состав определенных систем силовой установки и обеспечивают нормальную их работу. Так, в топливной системе основными исполнительными устройствами являются топливный насос и перепускной клапан. В системе зажигания исполнительными элементами являются катушки зажигания. В системе охлаждения это – термостат, реле насоса циркуляции охладительной жидкости, модуль управления вентилятором, а также реле остановки системы охлаждения после остановки мотора.

Принцип действия системы управления двигателем базируется на комплексном управлении величиной крутящего момента силового агрегата. Иными словами, система управления приводит выработанный крутящий момент к той величине, которая соответствует конкретному режиму работы двигателя. Системой различаются такие режимы работы силовой установки:

— начало и продолжение движения,

— работа системы отопления и кондиционирования.

Изменение величины крутящего момента осуществляется двумя методами: посредством изменения наполнения рабочих цилиндров воздухом, а также посредством изменения углов опережения зажигания.

23. Датчики детонации.

Датчик детонации служит для контроля степени детонации при работе бензинового двигателя внутреннего сгорания. Датчик устанавливается на блоке цилиндров двигателя. Он является важным компонентом системы управления двигателем, т.к. позволяет реализовать максимальную мощность двигателя и обеспечить топливную экономичность.

Принцип действия датчика детонации основан на пьезоэффекте. В конструкцию датчика включена пьезоэлектрическая пластина, в которой при возникновении детонации на концах возникает напряжение. Чем больше амплитуда и частота колебаний, тем выше напряжение. Когда напряжение на выходе датчика превышает заданный уровень, соотвествующий определенной степени детонации, электронный блок управления корректирует характеристику работы системы зажиганияв сторону уменьшения угла опережения зажигания. Таким образом, достигается оптимальная характеристика работы системы для конкретных условий эксплуатации.

Читать еще:  Шум при запуске двигателя лексуса

При неисправности датчика детонации (отсутствии сигнала) на панели приборов загорается соответствующая сигнальная лампа, двигатель при этом продолжает работать.

Вышедший из строя датчик детонации влияет на динамику и экономичность двигателя. Принцип работы электронного блока управления таков, что при возникновении неисправности датчика он устанавливает заведомо позднее зажигание в целях безопасности, чтобы исключить вероятность разрушения мотора. В результате силовой агрегат работает, но начинает потреблять гораздо больше топлива, и ухудшается динамика машины. Второе особенно заметно при повышенных нагрузках.

Основные симптомы, указывающие на то, что данное устройство вышло из строя:

ухудшение разгонных характеристик и резкое увеличение «аппетита» двигателя;

Проверка датчика детонации заключается в том, что датчик с присоединенными щупами зажимается в ладони, которой затем нужно несильно постучать по какой-нибудь поверхности. При ударах мультиметр должен фиксировать появление напряжения (обычно оно составляет порядка 30-40 мВ). Принцип прост: чем сильнее удар, тем большая разность потенциалов возникнет между электродами. Поскольку напряжение невелико, не каждый прибор способен его замерить, поэтому предварительно нужно убедиться, что имеющееся под рукой измерительное устройство рассчитано на подобные замеры. Полное отсутствие разности потенциалов свидетельствует о том, что датчик детонации неисправен.

Лада Приора эксплуатация и ремонт

практическое руководство

Описание системы управления двигателем

Система управления двигателем включает и выключает топливный насос, контролирует количество воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, впрыскивает необходимое количество топлива во впускной трубопровод, управляет искрообразованием на свечах зажигания, корректирует угол опережения зажигания, регулирует частоту вращения коленчатого вала на холостом ходу, управляет электровентилятором системы охлаждения двигателя .

Система управления двигателем — электронная, с распределенным фазированным впрыском топлива (то есть топливо впрыскивается во впускной трубопровод каждого цилиндра в соответствии с рабочим циклом двигателя). Система состоит из следующих элементов:

• электронный блок управления;

1) датчик положения коленчатого вала;

2) датчик положения распределительного вала;

3) датчик положения дроссельной заслонки;

4) датчик детонации;

5) датчик температуры охлаждающей жидкости;

6) датчик массового расхода воздуха;

7) датчик скорости автомобиля;

8 ) два датчика концентрации кислорода;

9) датчик неровной дороги;

2) реле топливного насоса;

4) катушки зажигания;

5) регулятор холостого хода;

6) реле электровентилятора системы охлаждения;

7) контрольная лампа неисправности двигателя;

8 ) клапан продувки адсорбера;

• колодка диагностического разъема.

В систему управления двигателем также интегрированы:

Расположение элементов системы управления двигателем в моторном отсеке: 1 —место установки датчика положения коленчатого вала; 2 — датчик неровной дороги; 3 — управляющий датчик концентрации кислорода; 4 — регулятор холостого хода; 5 — датчик положения дроссельной заслонки; 6 — место установки датчика температуры охлаждающей жидкости (на корпусе термостата); 7 — датчик массового расхода воздуха; 8 — соединительная колодка жгута проводов топливных форсунок; 9 — катушка зажигания четвертого цилиндра; 10 — катушка зажигания третьего цилиндра; 11— катушка зажигания второго цилиндра; 12— катушка зажигания первого цилиндра; 13 — место установки датчика положения распределительного вала; 14 — клапан продувки адсорбера

Примечание. Двигатель со снятой декоративной накладкой. Топливные форсунки установлены под трубами впускного модуля.

Главный управляющий элемент системы — электронный блок управления (ЭБУ), или, как часто его называют, — контроллер с встроенным микропроцессором. По сути ЭБУ — это специализированный мини-компьютер, в котором установлена только одна программа — управление двигателем, а датчики и исполнительные устройства образуют периферийное оборудование этого компьютера. Блок получает и анализирует сигналы датчиков. На основе полученных данных блок рассчитывает управляющие команды и выдает их на исполнительные устройства. В блоке имеется три типа памяти*: постоянное запоминающее устройство (ПЗУ), оперативное запоминающее устройство (ОЗУ) и перепрограммируемое запоминающее устройство (ППЗУ).

ПЗУ — память энергонезависимая (то есть информация в памяти сохраняется при отключении питания) и представляет собой микросхему («чип»)*. В ПЗУ хранится программа вычислений и необходимые для расчета данные (параметры двигателя, передаточные отношения трансмиссии и другие характеристики). Эта информация индивидуальна для каждой модификации автомобиля.

Предупреждение!

Неквалифицированное перепрограммирование ПЗУ может привести к нарушениям в работе двигателя, к выходу из строя элементов системы управления двигателем, повреждению двигателя.

В процессе работы ЭБУ контролирует исправность всех элементов и цепей системы управления двигателем. Обнаружив неисправность, ЭБУ переводит систему управления двигателем на резервный режим работы и включает контрольную лампу неисправности двигателя на щитке приборов. Двигатель при этом сможет продолжить работу (обо всем, кроме случая неисправности датчика положения коленчатого вала, см. ниже), что позволяет доехать до места ремонта своим ходом. Коды обнаруженных неисправностей ЭБУ записывает в ОЗУ. Там же хранится оперативная информация, которую микропроцессор ЭБУ использует при расчетах. При отключении аккумуляторной батареи от бортовой сети автомобиля вся информация, хранящаяся в ОЗУ, будет удалена.

В ППЗУ хранятся коды противоугонной системы автомобиля (иммобилайзера). Этот тип памяти энергонезависим. После активации иммобилайзера ЭБУ блокирует работу системы управления двигателем при попытке запуска двигателя без специальных электронных ключей.

ЭБУ, блок управления иммобилайзером, предохранители и реле системы управления двигателем расположены под консолью панели приборов.

Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) предназначен для формирования сигналов, по которым ЭБУ синхронизирует свою работу с тактами рабочего процесса двигателя. Поэтому часто этот датчик называют датчиком синхронизации. Действие датчика основано на принципе индукции — при прохождении мимо сердечника датчика зубьев шкива коленчатого вала в цепи датчика возникают импульсы напряжения переменного тока. Частота появления импульсов соответствует частоте вращения коленчатого вала.

* В конструкцию ЭБУ заводом-изготовителем могут быть внесены изменения.

Зубья расположены по окружности шкива (через 6°). Два из них отстоят друг от друга на угловом расстоянии 18°. Сделано это для формирования в цепи датчика опорных сигналов — своеобразных точек отсчета, относительно которых ЭБУ определяет положение коленчатого вала — верхние мертвые точки в первом/четвертом и втором/третьем цилиндрах. Работа двигателя с неисправным датчиком положения коленчатого вала невозможна. Датчик положения коленчатого вала ремонту не подлежит — в случае неисправности он заменяется в сборе.

Читать еще:  Автоматы защиты двигателей как подобрать

Датчик положения коленчатого вала

Датчик положения распределительного вала (ДПРВ) предназначен для формирования сигнала, по которому ЭБУ определяет верхнюю мертвую точку (ВМТ) поршня первого цилиндра при такте сжатия. Иногда этот датчик называют датчиком фаз. Принцип действия датчика основан на эффекте Холла. Когда через прорезь в торце датчика проходит выступ кольца, закрепленного на шкиве распределительного вала впускных клапанов, датчик подает на ЭБУ электрический сигнал. При неисправности ДПРВ электронный блок управления переводит систему на резервный режим работы.

Датчик положения распределительного вала — это электронный прибор, который не подлежит ремонту. В случае неисправности датчика его следует заменить.

Датчик положения распределительного вала

ДПРВ установлен в задней защитной крышке ремня ГРМ

Датчик детонации (ДД) — пьезоэлектрический, реагирует на вибрацию двигателя. По сигналам датчика ЭБУ определяет момент возникновения детонации во время работы двигателя и в соответствии с этим корректирует угол опережения зажигания. При неисправности ДД электронный блок управления переводит систему на резервный режим работы.

Датчик детонации

Датчик детонации установлен на передней стенке блока цилиндров.

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) пленочного типа, установлен между воздушным фильтром и дроссельной заслонкой. По сигналу датчика ЭБУ рассчитывает количество воздуха, поступающего в цилиндры двигателя. При неисправности ДМРВ электронный блок управления переводит систему на резервный режим работы.

Датчик массового расхода воздуха

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) установлен на корпусе дроссельной заслонки и связан с осью дроссельной заслонки. ДПДЗ представляет собой переменный резистор, сопротивление которого зависит от угла положения дроссельной заслонки. По сигналу ДПДЗ электронный блок управления определяет величину открытия дроссельной заслонки. При неисправности ДПДЗ электронный блок управления переводит систему на резервный режим работы.

Датчик положения дроссельной заслонки

Регулятор холостого хода (РХХ) — это запорный клапан с приводом от шагового электродвигателя. РХХ установлен на корпусе дроссельной заслонки. ЭБУ, подавая управляемый сигнал на РХХ, регулирует частоту вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу, при запуске и прогреве двигателя.

Регулятор холостого хода

Датчик концентрации кислорода подает выходной сигнал, по которому ЭБУ определяет концентрацию кислорода в отработавших газах. По полученным данным ЭБУ корректирует количество топлива, впрыскиваемого в цилиндры двигателя, тем самым поддерживая оптимальную пропорцию смеси воздуха с топливом (это необходимо для эффективной работы каталитического нейтрализатора). Чувствительный элемент датчика концентрации кислорода расположен в потоке отработавших газов (перед каталитическим нейтрализатором). Работоспособность датчика возможна только при нагреве его чувствительного элемента до температуры не ниже 300° С. Для сокращения времени прогрева в датчик встроен нагревательный элемент.

Датчик концентрации кислорода: 1 — соединительная колодка; 2 — жгут проводов; 3 — уплотнительное коль­цо; 4 — чувствительный элемент с отвер­стиями для подвода отработавших газов

На автомобиле имеются два датчика концентрации кислорода. Датчик, установленный перед каталитическим нейтрализатором, — управляющий, а дополнительный, установленный после нейтрализатора, — диагностический.

Наличие в отработавших газах соединений свинца и кремния может привести к выходу из строя датчика концентрации кислорода. Поэтому не допускается использование этилированного бензина. Во время ремонта двигателя нельзя применять герметик с большим содержанием силикона (соединения кремния), пары которого могут попасть через систему вентиляции картера в цилиндры и далее в выпускной тракт. Следует использовать герметик, на упаковке которого указано, что он безопасен для датчика концентрации кислорода.

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) — полупроводниковый прибор термистор, электрическое сопротивление которого меняется при изменении температуры окружающей среды. ДТОЖ установлен в корпусе термостата. По сопротивлению датчика ЭБУ оценивает тепловой режим двигателя. Полученные данные используются при расчете большинства управляющих команд для элементов системы управления двигателем, а также для включения электровентилятора системы охлаждения двигателя. При неисправности ДТОЖ электронный блок управления переводит систему на резервный режим работы.

Датчик температуры охлаждающей жидкости с медным уплотнительным кольцом

Датчик скорости автомобиля установлен на коробке передач. Принцип действия датчика основан на эффекте Холла. По импульсам, вырабатываемым датчиком, ЭБУ рассчитывает скорость автомобиля. Сигнал с датчика поступает также на спидометр.

Датчик скорости автомобиля

Чтобы ЭБУ не обнаруживал ложные неисправности в работе зажигания, вызванные резкими толчками силового агрегата при движении автомобиля по неровностям, в систему встроен датчик неровной дороги (ДНД).

На двигателе используются четыре катушки зажигания. Они установлены непосредственно на свечах зажигания. Это исключает снижение мощности искры из-за утечек тока (такое возможно при повреждении изоляции высоковольтных проводов).

Катушка зажигания: 1 — выводы для подсоединения колодки жгута проводов; 2 — проушина для крепления катушки; 3 — резиновое уплотнительное кольцо; 4 — наконечник для соединения со свечой зажигания

На двигателе применяются свечи зажигания АУ17ДВРМ, где:

А — резьба М14х1,25;

У — шестигранная часть корпуса под ключ на 16 мм;

17 — калильное число;

Д — длина резьбовой части 19 мм, с плоской посадочной поверхностью;

В — выступание теплового конуса изолятора за торец резьбовой части корпуса;

Р — встроенный резистор;

М — биметаллический центральный электрод.

Свеча зажигания: 1 — боковой электрод; 2 — центральный электрод (в тепловом конусе изолятора); 3 — резьбовая часть корпуса; 4 — уплотнительное кольцо; 5 — шестигранная часть корпуса под ключ; 6 — изолятор (на нем имеется маркировка свечи зажигания); 7 — контактный наконечник (съемный, установлен на резьбе)

На двигатель можно установить свечи различных производителей аналогичного типа (табл. 9.2.1).

Форсунка — это электромагнитный игольчатый клапан, на выходном патрубке которого выполнен распылитель с четырьмя калиброванными отверстиями. Форсунка открывается по сигналу ЭБУ, при этом топливо под давлением впрыскивается непосредственно на впускной клапан.

Количество топлива, поступающего в цилиндр, регулируется временем открытия форсунки. На двигателе установлено по одной форсунке на каждый цилиндр.

Форсунка двигателя: 1 — распылитель; 2— уплотнительное резиновое кольцо; 3 — выводы для подсоединения жгута проводов

Клапан продувки адсорбера установлен на корпусе воздушного фильтра.

Колодка диагностического разъема предназначена для подключения внешнего диагностического устройства (например, ДСТ-2М) к системе управления двигателем. Колодка установлена за вещевым ящиком в панели приборов.

Расположение колодки диагностического разъема.

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вы должны авторизоваться.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector