Sw-motors.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Перегрев двигателя причины и способы устранения

Перегрев двигателя причины и способы устранения

Перегрев двигателя — очень глубокая тема и пожалуй самая распространенная причина выхода из строя двигателей, которая может вести за собой куда более серьезные последствия. Далее будут описаны причины и последствия перегрева. Возможных причин перегрева великое множество и количество их ограничивается лишь фантазией и воображением человека.

Ну для начала рассмотрим самые распространенные причины перегрева:

✔ Забитый радиатор
✔ Неисправный термостат
✔ Неисправный датчик температуры охлаждающей жидкости
✔ Неисправность вентилятора, будь то электрический вентилятор или вентилятор на гидромуфте
✔ Рвется ремень привода водяной помпы или же сама помпа выходит из строя
✔ Низкий уровень охлаждающей жидкости, такое может произойти если не следить за машиной или же ОЖ где то понемногу вытекает.
✔ Гораздо реже перегрев происходит при полном отсутствии охлаждающей жидкости
✔ Если двигатель пошел в разнос, то перегрева не избежать тоже

Слабый перегрев двигателя — двигатель работал 5-10 мин при завышенной температуре. Такое случается когда отказывает вентилятор или термостат, но водитель вовремя замечает перегрев и глушит двигатель. В этом случае последствия минимальные — немного могут подплавиться поршни, большинство современных двигателей могут не почувствовать кратковременного перегрева. Если же перегрев был хороший то он даст о себе знать черным дымом и ощущением того, что двигатель постоянно работает под нагрузкой, также двигатель будет греться из-за повышенной сопротивляемости трения подплавленых поршней и аллюминия оставшегося на стенках цилиндров.

Заметный перегрев двигателя — двигатель работал на завышенной температуре более 20ти минут. Причиной может стать одна из выше перечисленных или любая другая. Последствия те же что и при слабом перегреве, но в большей степени, плюс к ним может добавиться искривление плоскости головки блока цилиндров или образование трещины в ГБЦ, что может привести к вылетанию клапанного гнезда. Возможно прогорание прокладки ГБЦ. Возможно разрушение меж-кольцевых перегородок на поршнях. На аллюминиевых блоках возможно искривление плоскости на которую устанавливается ГБЦ. Начнут пропускать масло всевозможные сальники.

Сильный перегрев — является причиной более серьёзных последствий — двигатель может застучать или заклинить, куда хуже если двигатель покажет кулак дружбы. При сильном перегреве последствия как правило более чем серьёзные — уцелеть не удается практически не одной из основных рабочих деталей двигателя.

Все начинается в камерах сгорания двигателя: при отсутствии охлаждения поршни начинают плавиться и прогорать в плоть до образования в них дыр и до полного разрушения, расплавленный аллюминий прилипает к стенкам цилиндров, чем еще больше затрудняет ход поршня — двигатель может заглохнуть, а может и нет. Вместе и одновременно с этим моторное масло разогревается до температур, при которых оно теряет свои свойства и становится как вода, прекращается смазка трущихся деталей, коренные и шатунные вкладыши начинают плавится и прилипать к коленвалу, после чего некоторые из них могут провернуться как на шатунах, так и в блоке — двигатель может заглохнуть, а может и нет. ГБЦ под воздействием высоких температур без охлаждения начинает деформироваться, прогорают клапаны, вылетает одно или несколько клапанных гнезд, появляется резкий звонкий стук в верхней части двигателя — двигатель может заглохнуть, а может и нет.

Далее финал: поршень оказывается крепким орешком и первым не выдерживает коленвал — на одной из шеек, где провернулся вкладыш заранее образовалась трещина, как раз в месте образования трещины коленвал ломается пополам — двигатель может заглохнуть, а может и нет.

Другой сценарий: один из поршней не выдержав перегрузок заклинивает в цилиндре и рвется пополам(как на фото), нижняя часть улетает в поддон верхняя остается в гильзе. Безголовый шатун вместе с поршневым пальцем начинают болтаться в блоке и не долго думая пробивают дыру в одной из стенок блока — вот он, кулак дружбы! — двигатель заглохнет точно.

▪ Что желательно не делать, если произошёл перегрев.

Заметив что датчик показывает температуру свыше 120°С, многие либо сразу заглушат двигатель, что при сильных степенях перегрева является единственным верным решением, другие же полезут под капот, где их ошпарит горячим паром, ринутся доливать охлаждающую жидкость, что крайне не рекомендуется для системы охлаждения. Сильно разогретый чугун и аллюминий при резком охлаждении водой деформируются, в результате детали двигателя подвергшиеся резкому охлаждению либо искривляются, либо трескаются. В любом случае при слабом перегреве нужно дать двигателю поработать пару минут на холостых оборотах, потом глушить. При более сильном перегреве глушить сразу, дабы двигатель не покончил с собой от перегрева.

Скоро нас ждёт летняя жара, когда под капотом машин не выключается активная система охлаждения, чаще это видно в пробках: все гудят мощными вентиляторами. Без охлаждения силовая установка умерла бы уже через полчаса. Бывают ситуации, что вроде всё нормально, но двигатель всё равно перегревается. Почему такое происходит, и что можно в этом случае предпринять?

Как охлаждается мотор

ДВС в подавляющем большинстве имеют жидкостное охлаждение, есть, конечно, и на воздухе, но это бывает чаще в лёгких скутерах и маломощных мотоциклах. Все остальные моторы охлаждаются жидкостью: антифризы, тосолы. Некоторые заливают простую воду, однако по эффективности она существенно уступает специализированным жидкостям. Кроме того, обычная вода не самым лучшим образом влияет на состояние металлических поверхностей системы, они окисляются и ржавеют. Да ещё и в зимнее время вода замерзает, и может вывести из строя двигатель.

Охлаждающая жидкость пронизывает весь блок двигателя по специальным мелким тоннелям, не давая превысить максимальную температуру. Постоянно циркулируя, они отводят лишнее тепло, удерживая жар в рамках 90. Если же циркуляции недостаточно, то система запускает вентилятор, который дополнительно обдувая радиатор. Выключается он автоматически, когда температура охлаждающей жидкости не вернётся на отметку ниже 90 градусов. Это пример идеальной работы системы, но бывает случаются сбои, причины которых мы и разберём.

Причины перегрева двигателя

Причины перегрева

На самом деле причин, приводящих к перегреву двигателя, может быть много, попробуем перечислить наиболее распространённые:

  • Залита простая вода. Этот вариант не очень подходит для системы охлаждения , ведь вода ближе к 100 градусам уже начинает кипеть и быстро испаряться. Кроме того, металлические трубки не очень любят воду, от неё у них окисления и коррозия. А от этого эффективность быстро падает, даже при достаточном уровне жидкости.
  • Недостаточный уровень охлаждающей жидкости в системе. В тосоле тоже есть вода, и она имеет свойство испаряться, уровень от этого со временем падает. При недостаточном количестве жидкости двигатель может сильно перегреваться. Обязательно надо пополнять.
  • Течёт радиатор , либо патрубки, жидкости не хватает, что провоцирует перегрев.
  • Неисправен датчик вентилятора. Термостат контролирует температуру жидкости, и когда она поднимается выше 95, включает дополнительное охлаждение. Если датчик н видит нагрев, то без вентилятора двигатель быстро перегреется.
  • Помпа не качает. Охлаждающая жидкость циркулирует внутри моторного блока при помощи помпы, это устройство гоняет жидкость по всему периметру. При неисправности помпы, тосол никуда не движется, и не может отводить тепло.
  • Система охлаждения забита. Бывает, хоть и довольно редко, что в систему охлаждения попадают сторонние включения, которые препятствуют свободной циркуляции жидкости. Это могут быть и сами шланги, которые со временем отслаиваются, и их кусочки попадают в тосол.

Что делать

Что делать при перегреве двигателя

Как только вы заметили, что двигатель начал перегреваться, и датчик уже входит в красную зону, самый оптимальный вариант, это заглушить двигатель. Если вы на ходу, то следует включить нейтралку, и катиться до полной остановки (включив аварийку), никаких нагрузок, педаль газа не трогаем.

Если уровень жидкости в порядке, значит есть отказ вентилятора, термостата, или что-то попало в систему. Можно открыть полный периметр, то есть включить печку на максимальный обогрев салона. Температура жидкости должна упасть, после чего спокойно глушим машину.

Если жидкости почти совсем нет, только что заметили, то здесь без вариантов, глушить мотор немедленно. Это случай повреждения двигателя, либо маслосъёмки, либо радиатор. Машину до сервиса исключительно на эвакуаторе.

Что советуют профессионалы – следите за своей машиной, проверяйте уровень охлаждающей жидкости. Если тосола будет в норме, то даже выход из строя вентилятора не станет фатальным, всегда можно помочь снизить температуру печкой.

Добрый день. В сегодняшней статье я расскажу про причины перегрева двигателя и рассмотрю способы их устранения. Традиционно для нашего сайта статья содержит большое число фото и видео материалов.

Как устроена система охлаждения?

Проще всего понять устройство системы охлаждения, посмотрев это небольшое видео:

Двигатель будет перегреваться всего в двух случаях — плохо отводится тепло от двигателя и тепла выделяется больше, чем рассчитана система охлаждения.

Самые распространённые причины перегрева двигателя и способы их устранения.

Забит радиатор.

Радиатор — это основной компонент системы охлаждения, который предназначен для отвода тепла. Он может быть забит как снаружи, в этом случае про его чистку, у нас на сайте есть отдельная статья, так и изнутри.

Пример радиатора, забитого грязью снаружи:

Такой радиатор можно продуть на сервисе или помыть на мойке.

Читать еще:  Что происходить при перегреве двигателя

Пример радиатора забитого внутри:

Как правило, изнутри, радиаторы забивает при езде на воде, или при неисправности системы охлаждения.

Чистка радиатора выполняется после снятия радиатора, посредством промывания его обратным потоком или при помощи специальной химии, про это у нас тоже есть отдельная статья.

Если промыть радиатор изнутри невозможно его меняют.

Способ устранения неисправности — продувка радиатора снаружи и промывка изнутри.

Неисправен электровентилятор охлаждения.

Большую часть времени, тепло отводится от радиатора охлаждения, посредством набегающего потока воздуха. При малой скорости движения, или при стоянках автомобиля с работающим двигателем, потока набегающего воздуха не хватает. В этом случае, в работу включается электровентилятор системы охлаждения. Он имеет мощность порядка 80-150 Вт. и обеспечивает движение большого количества воздуха через радиатор.

Наиболее распространенные причины отказа — перегорание предохранителя, отказ реле, износ подшипников и заклинивание электродвигателя.

Способ устранения неисправности — проверка электрической цепи, при отказе электродвигателя вентилятора замена его на новый или контрактный.

Заклинил термостат.

Термостат является основным компонентом, задающим рабочую температуру двигателя.

Работа термостата, основанна на изменении объема воска при плавлении. В зависимости от объёма воска и характеристик пружин задается его рабочая температура.

Вследствие естественного износа возможно заклинивание термостата в закрытом положении или его неполное открытие.

Как итог — в большом круге системы охлаждения будет недостаточная циркуляция, и двигатель будет перегреваться.

Способ устранения неисправности — замена термостата новым. Перед заменой термостат желательно сварить делается это вот так:

Неисправна помпа (водяной насос).

Помпа — это компонент системы охлаждения, обеспечивающий циркуляцию охлаждающей жидкости. Вследствие износа крыльчатки из-за кавитации помпа теряет эффективность. Вот так выглядит изношенная крыльчатка:

Также помпа может заклинить — в этом случае вы услышите противный писк ремня, износиться в подшипниках — в этом случае вы увидите бегущую охлаждающую жидкость и болтающийся шкив помпы.

В любом случае помпа теряет эффективность и перестает перекачивать по системе охлаждающую жидкость.

Способ устранения неисправности — замена помпы на новую.

Воздушные пробки в системе охлаждения.

В современных автомобилях система охлаждения работает на температурах больше 100 градусов. Благодаря этому достигается лучшая топливная экономичность. К несчастью, у работы двигателя на повышенных температурах есть одна особенность — повышенная кавитационная нагрузка. Кавитация — это образование пузырьков газа в жидкости. Сама по себе кавитация не опасна, но она изнашивает помпу и препятствует циркуляции жидкости.

Для того чтобы снизить образование пузырьков газа в системе охлаждения применяют повышенное давление. Основной элемент, задающий максимальное рабочее давление — пробка расширительного бачка.

Как правило, её клапан закисает в открытом положении, вследствие этого, снижается температура кипения, и антифриз периодически выплескивается из расширительного бачка.

Способ устранения неисправности — замена пробки расширительного бачка на новую.

Также часто воздушные пробки образуются по причине неисправности прокладки ГБЦ, но про это у нас есть отдельная статья, повторяться не будем.

Неправильная регулировка зажигания.

Все видели, как разогреваются выпускные коллектора при позднем зажигании:

Занятно, что при очень раннем зажигании, будет перегреваться весь двигатель. Эта неисправность стоит последний в списке, так как карбюраторных двигателей, где регулировка зажигания осуществлялась вручную, практически не осталось, а на современном инжекторном двигателе такой перегрев просто невозможен, так как зажигание устанавливается блоком управления двигателем.

Способ устранения неисправности — регулировка момента опережения зажигания.

Заключение.

На этом у меня сегодня всё. Я надеюсь, что статья про причины перегрева двигателя и способы их устранения была вам полезна. Если у вас остались вопросы или если вы хотите дополнить статью — пишите комментарии.

Почему перегревается двигатель машины

Почему возникает и чем опасен

Рабочая температура мотора считается от 75 до 105 o C. Когда она превышает 75-90, то в действие вступает термостат. Он открывает поток охлаждающей жидкости через радиатор автомобиля. При достижении 95-105 o C включается вентилятор, который дополнительно охлаждает мотор. Например, при температуре 105 градусов по сигналу датчика включается вентилятор. Он отключается, когда температура мотора будет меньше 90.

Перегрев грозит большими неприятности, самое страшное последствий из которых приводит к капитальному ремонту двигателя. Чтобы узнать температуру охлаждающей жидкости на панели приборов есть специальный указатель. Если стрелка перейдет в красную зону, то с машиной проблемы. В некоторых современных авто вместо данного датчика остался сигнальный указатель в виде пиктограммы. Он загорается, только когда возникают проблемы.

Причины перегрева двигателя

  • Неисправен термостат (как его проверить)
  • Утечка охлаждающей жидкости (если потек радиатор авто). Для этого нужно проверить уровень антифриза в расширительном бачке под капотом автомобиля.
  • Неисправен вентилятор с электроприводом
  • Ослаб или порвался ремень привода водяного насоса (помпы)
  • Засорен радиатор снаружи или внутри
  • Засорены или заблокированы шланги радиатора
  • Неисправен клапан крышки радиатора
  • Засорен воздушный фильтр (когда надо менять воздушный фильтр)
  • Повреждена прокладка под головкой цилиндров
  • Неисправна электронная система инжектора

Засорен радиатор

Надо ли рассказывать, насколько важно соблюдение теплового режима работы двигателя, особенно в жаркую погоду? В первую очередь нормальному охлаждению препятствуют засоры радиатора — его неспособность пропускать воздух. Радиаторы забиваются быстро — грязь, пыль, пух… Попав на горячий радиатор, все это высыхает, закупоривает соты. Также он может страдать от попадания мелких камушков через сетку в бампере. Они повреждают его соты — вследствие он теряет свою эффективность.

Двигатель начинает быстро перегреваться, особенно в пробках, когда забитый радиатор не справляется с охлаждением мотора. На помощь придет осмотр радиатора и возможная его промывка снаружи и внутри. Обычно эту операцию рекомендуют делать раз в 2-3 года.

Не работает термостат

Одна из основных причин перегрева двигателя – автомобильный термостат. Изначально охлаждающая жидкость — антифриз — проходит малый круг движения: от двигателя к помпе и обратно. Далее, при определенной температуре (75-90 o C) нагрева охлаждающей жидкости открывается клапан термостата, и тогда антифризу открывается большой круг движения: к радиатору автомобиля.

Как определить что виной перегрева двигателя является термостат? Для этого нужно при горячем двигателе потрогать нижнюю часть радиатора автомобиля (или шланг) на ощупь. Если она холодная — то виной перегрева двигателя является термостат.

Убедиться в его отказе несложно. Двигатель перегревается, а радиатор холодный. Значит, не открывается термостат. Мотор может перегреваться даже на холостых оборотах. В этом случае едем в магазин, покупаем новый термостат и меняем его.

Воздушная пробка в системе охлаждения

Еще одна наиболее частая причина перегрева машины — паровая (воздушная) пробка в шлангах охлаждающей системы. Чтобы ее устранить, нужно тщательно прощупать все шланги руками. Таким образом, при нахождении воздушной пробке в шлангах, вы ее немедленно устраните. Если пробки нет, то ищите причину в другом месте.

Не работает вентилятор

Первым делом слушаем, крутит вентилятор или нет. При достижении 95-105 o C он должен сработать. Также при включении кондиционера машины автоматически включается вентилятор охлаждения. Это ещё один способ проверки его работы.

При оборудовании автомобиля электрическим вентилятором, возможная причина перегрева в отказе системы управления вентилятора, в которую входит температурный датчик, реле и плавкая вставка. Осмотр начинается с самого простого — с предохранителя. Благо на крышке коробки предохранителей понятными рисунками показано, за какой узел отвечает та или иная вставка.

Если, при замене предохранителя, вентилятор не заработал, обратимся к температурному датчику. Найти его не сложно. Это та деталь радиатора, к которой подводятся электрические провода. Вот эти провода и следует отсоединить от датчика и замкнуть между собой при включенном зажигании. Заработал вентилятор? Значит, причина именно в датчике и путь можно продолжить, несмотря на беспрерывно работающий обдув.

Если попытки с предохранительной вставкой и датчиком вентилятора оказались бесплодны, то следующим объектом изучения будет электрическое реле вентилятора. Оно также находится в коробке предохранителей. Необходимо вынуть его со штатного места и попробовать очистить контакты, если это не помогло, то лучше его заменить на новый.

Если ничего не помогло

Также отказывает мотор охлаждения, водяная помпа, различные датчики двигателя для инжектора. Причиной отказа может быть прогар прокладки двигателя, попадания масла в систему охлаждения.

В этом случае следует двигаться в сторону авто сервиса, небольшими отрезками, полностью исключив перегрев, останавливаться при приближении стрелки прибора к опасной зоне. Придется совершать частые остановки, открывать капот и терпеливо ждать. Или вызвать эвакуатор, чтобы не мучиться и полностью не «убить» двигатель.

Ремонт автоэлектрики. Техпомощь.

  • Выезд
  • Диагностика
  • Ремонт двигателя
  • Эвакуатор
  • Автоэлектрика
  • Asia
    • Kia
    • Hyundai

Перегрев двигателя

Большинство двигателей современных машин работают в температурном диапазоне, примерно от 90 до 110 градусов. Поддержание постоянной рабочей температуры необходимо для контроля выбросов, экономичной работы двигателя и производительности ну и конечно ресурса двигателя.

Существует 3 диапазона рабочей температуры:

1. От 78 до 85 – оптимальная работа для низкой концентрации токсичных выхлопных газов.

2. От 85 до 95 – оптимальная работа для режима полной нагрузки двигателя.

3. От 95 до 110 – оптимальная работа для режима частичной нагрузки двигателя.

Температура двигателя определяет не только его мощность и расход топлива, но и токсичность отработавших газов. Улучшению работы двигателя способствует также то обстоятельство, что находящаяся под не большим давлением охлаждающая жидкость кипит не при температуре 100С, а при 115…130С. В системе охлаждения давление составляет 1,0…1,6 бар. Если температура двигателя выйдет за пределы нормального диапазона, по любой причине, существует опасность перегрева двигателя.

Читать еще:  Что такое раскоксовка двигателя 2jz
ВОЗМОЖНЫЕ ПРИЧИНЫ ПЕРЕГРЕВА

Перегрев может быть вызван всем, что уменьшает способность системы охлаждения поглощать, передавать и рассеивать тепло. Низкий уровень охлаждающей жидкости, утечка охлаждающей жидкости (за счет внутренних или внешних утечек), плохая теплопередача внутри двигателя из-за накопленных отложений в водяной рубашке, неисправный термостат, который не открывается, плохой поток воздуха через радиатор, неисправный вентилятор охлаждения, забитые каналы радиатора системы охлаждения, неисправная помпа, или даже дефектная крышка радиатора (расширительного бачка).

Единственный способ охладить горячие цилиндры, это держать их в постоянном контакте с охлаждающей жидкостью. И единственный способ сделать это, поддерживать теплоноситель в постоянной циркуляции.

Как только циркуляция прекращается:

• из-за проблем с помпой

температура двигателя начинает расти, и двигатель начинает перегреваться. Охлаждающую жидкость также надо избавлять от тепла, отобранного от двигателя. Если радиатор засорен пылью или мусором, или если его внутренние каналы забиты накипью, ржавчиной, эффективность охлаждения будет снижена, и двигатель будет перегреваться. То же самое произойдет, если вентилятор охлаждения не работает или вращается не достаточно быстро, чтобы охладить радиатор. Термостат должен работать так, чтобы что бы поддерживать температуру двигателя в пределах нормы, двигатель не должен перегреваться. Если термостат не открывается, циркуляция охлаждающей жидкости идет по малому кругу, и двигатель будет перегреваться. Забитая выхлопная система может также вызвать перегрев двигателя. Выхлоп несет в себе много тепла от двигателя, так что если каталитический нейтрализатор забит, или выхлопная труба забита, это тоже может привести к перегреву двигателя. Возможно, что ваш двигатель на самом деле не перегревается вообще. Температурный индикатор может обманывать по причине неисправного датчика температуры охлаждающей жидкости. Иногда это может быть вызвано низким уровнем охлаждающей жидкости или воздушной пробкой в системе охлаждения.

ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПЕРЕГРЕВА ДВИГАТЕЛЯ

Если ваш двигатель перегревается, он может начать детонировать. Двигатель может греметь и стучать и потерять мощность. Если детонация продолжается, это может привести к повреждению колец, поршней и / или вкладышей шатунов. Перегрев может также вызвать задиры на поршнях и цилиндрах. Когда температура двигателя сильно поднимается, поршни расширяются, зазоры уменьшаются до минимума, и появляются задиры цилиндров, повреждения поршней и цилиндров. Выпускные клапаны также зажимаются в своих направляющих. Это может привести к повреждению клапанов, направляющих и привести к потере компрессии.

Другим следствием перегрева двигателя может быть сгоревшая прокладка головки блока цилиндров. Тепловое расширение алюминия почти в три раза больше, чем у чугуна. Тепловое расширение вызывает искривление головки блока цилиндров в местах с наиболее высокой температурой. Типичная алюминиевая головка деформируется больше всего в середине, пробивается прокладка головки. Это обычно приводит к прорыву газов в соседние цилиндры, попаданию охлаждающей жидкости в цилиндры.

Перегрев двигателя может также повредить радиатор и шланги системы охлаждения, они могут лопнуть под давлением.

Индикатор перегрева нельзя никогда игнорировать. Хотя некоторые автомобили могут отключить часть цилиндров для охлаждения двигателя поступающим воздухом, большинству двигателей будет нанесен серьезный ущерб, если они перегреются.

Остановите машину при первых признаках перегрева. Выключите двигатель, дайте ему остыть и попробуйте найти и устранить проблему.

НА ЧТО НАДО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ

Термостат

Один из способов проверить термостат , запустить двигатель, прогреть до 85 градусов и пощупать нижний шланг радиатора, если шланг холодный, термостат не открывается. При подозрении на термостат обращайтесь в автосервис. Там проверят работу термостата и при необходимости заменят.

Утечки в системе охлаждения

Потеря охлаждающей жидкости из-за утечек охлаждающей жидкости, вероятно, наиболее распространенная причина перегрева двигателя. Возможные точки утечек включают в себя шланги, радиатор, радиатор печки, помпа, корпус термостата, прокладка головки, масляный радиатор автоматической трансмиссии, головка блока цилиндров и блок. Тщательно осмотрите всю систему охлаждения, определите места утечек. Проверьте крышку радиатора (расширительного бачка). Следы утечек видны. При невозможности найти места утечек, обращайтесь в автосервис.

Прокладка головки блока цилиндров

Худшая из поломок, потому что ремонт дорогой. Испорченная прокладка г оловки может позволить охлаждающей жидкости просачиваться в цилиндры двигателя или картер. Симптомы включают потерю охлаждающей жидкости без видимых внешних утечек и белый пар в выхлопе, особенно после повторного запуска двигателя. Проблему возможно получится устранить, добавив в систему охлаждения специальную добавку (герметик), но решение временное. Прокладка головки блока цилиндров должна быть заменена.

Не работает вентилятор

с механическим приводом.

Большинство случаев перегрева двигателя вызваны неисправной термомуфтой вентилятора. Хотя отсутствие кожуха может уменьшить эффективность вентилятора охлаждения на целых 50%, (в зависимости от расстояния от вентилятора от радиатора). Этого может быть достаточно, чтобы вызвать перегрев двигателя в жаркую погоду или при работе под нагрузкой.

С электрическим вентилятором

Убедитесь, что вентилятор срабатывает, когда двигатель нагревается и когда кондиционер включен. Если вентилятор не включается, проверьте соединения проводов моторчика вентилятора, реле вентилятора, предохранитель и датчик температуры. Обращайтесь в сервис.

Плохая помпа

Любой люфт вала насоса или утечки охлаждающей жидкости, причина для замены помпы. В первую очередь следует обратить внимание на люфт шкива — если он болтается, то это означает, что подшипники износились, и насос скоро выйдет из строя. Также об износе подшипников может свидетельствовать шум, который издают износившиеся подшипники. В некоторых случаях, крыльчатка насоса может оторваться от вала. Не будет циркуляции охлаждающей жидкости, и как следствие перегрев двигателя. Кроме того, на некоторых пластиковых крыльчатках насоса могут отломаться лепестки. Корпус водяного насоса и рабочего колеса могут также подвергнуться кавитационному износу. Увеличение зазора между корпусом и рабочим колесом снизит объем прокачиваемой охлаждающей жидкости и может привести к перегреву двигателя. Единственный способ узнать, в этом ли проблема, это снятие и проверка.

Проскальзывание ремня

Проверьте натяжение ремня привода помпы и ее состояние. Не натянутый ремень, который проскальзывает, может привести к перегреву двигателя. Насос медленно вращается, циркуляция охлаждающей жидкости слабая.

Забитый или грязный радиатор

Грязь, мертвые насекомые и мусор может блокировать поток воздуха через радиатор и снизить его способность рассеивать тепло. Внутренняя коррозия и накопление отложений может также блокировать поток охлаждающей жидкости. Хороший способ найти забитые каналы, использовать инфракрасный термометр, чтобы «сканировать» поверхность радиатора для определения холодных пятен. Если радиатор засорен, должен быть снять для очистки или замены. Промывкой системы охлаждения с использованием химических чистящих средств можно удалить ржавчину и жесткую накипь, но этого может быть недостаточно, чтобы открыть забитый радиатор.

Чрезмерное противодавление выхлопных газов

Забитый каталитический нейтрализатор будет ограничивать поток выхлопных газов, и приведет к перегреву двигателя. Другие причины включают в себя забитая выхлопная труба. Проверьте выхлопную систему.

Нагрев поступающего в цилиндры воздуха

На старых автомобилях с карбюратором проверьте подачу воздуха в фильтр. Если клапан подачи застрял так, что только нагретый воздуха от выпускного коллектора втягивается воздухоочистителем, это может способствовать детонации и перегреву двигателя.

Заклинившие тормоза

Тормозные цилиндры, которые заклинили или не отпущенный стояночный тормоз, могут дать дополнительную нагрузку на двигатель. Проверьте тормоза.

Простая проверка системы охлаждения двигателя без разборки

Чтобы проверить систему охлаждения двигателя и ее узлы на работоспособность, совсем необязательно сливать тосол и выполнять разборку. Описанная в статье методика диагностики позволяет установить неисправность термостата, датчиков указателя температуры и вентилятора радиатора по показаниям температуры охлаждающей жидкости. Преимущества этого алгоритма проверки – простота, быстрота, наглядность, точность и доступность.

Зачем проверять систему охлаждения двигателя?

Несмотря на сравнительную простоту и надежность охлаждающей системы автомобиля, с ней довольно часто возникают проблемы. Среди наиболее распространенных можно отметить следующие неисправности:

  1. Двигатель, судя по показаниям на приборной панели, перегревается. При этом радиатор сравнительно «холодный» (вентилятор, соответственно, не включается).
  2. Двигатель перегревается (опять же, на это указывает стрелка в салоне), радиатор горячий, но вентилятор не включается.
  3. Двигатель долго прогревается.
  4. В холодное время года двигатель практически никогда не выходит на рабочую температуру.
  5. Плохо греет печка в салоне.

Причину любой из перечисленных проблем на самом деле можно легко вычислить, даже не разбирая систему охлаждения. Но об этом ниже.

Устройство и работа системы охлаждения

Сначала же, как говорится, не лишним будет немного «покурить матчасть». Ведь не зная устройства и принципа работы системы охлаждения, пытаться понять причину той или иной ее неисправности – занятие неблагодарное и практически бесполезное. Конечно, всегда можно не глядя заменить термостат, датчик температуры или включения вентилятора. Эти детали на фоне других запчастей для автомобиля сравнительно недорогие, а их замена реально помогает устранить почти все описанные выше проблемы.

Но если такой ремонт вам не по душе, и вы хотите понимать, что и зачем вы делаете, то придется ко-что изучить. В классическом исполнении система охлаждения двигателя внутреннего сгорания состоит из следующих узлов:

  • малый контур;
  • большой контур;
  • термостат;
  • датчик температуры охлаждающей жидкости;
  • основной радиатор;
  • вентилятор радиатора и датчик его включения;
  • печка;
  • помпа;
  • расширительный бачок.

Рассмотрим коротко все эти компоненты, и как они работают в автомобиле все вместе.

Читать еще:  Богдан 2110 работа двигателя

Малый и большой контуры

Малым контуром системы охлаждения считается та ее часть, в которую входит водяная рубашка двигателя, помпа, датчик температуры и радиатор печки в салоне. От большого контура малый отделен термостатом. Если система охлаждения исправна, то находящаяся в ней жидкость до выхода на рабочую температуру циркулирует только по малому контру. Она отбирает тепло от цилиндров двигателя, проходит мимо термостата, и через датчик температуры прокачивается помпой в радиатор печки. Далее цикл повторяется по кругу.

Так система охлаждения работает до тех пор, пока жидкость не прогреется до рабочей температуры. Когда этот момент наступает, начинает срабатывать термостат. По мере повышения температуры он приоткрывается, пропуская часть охлаждающей жидкости в большой контур. Он состоит из основного радиатора, вентилятора, и датчика, который отвечает за его включение.

Термостат

Разделяет малый и большой контуры системы охлаждения. По сути, является клапаном, который плавно открывается или закрывается в зависимости от температуры охлаждающей жидкости в малом контуре. Пока двигатель не прогреется, термостат закрыт. Благодаря этому ускоряется выход на рабочую температуру – холодный двигатель быстрее прогревается, а также раньше начинает греть печка в салоне.

Когда температура двигателя начинает превышать нормальное значение, термостат начинает приоткрываться. Жидкость частично начинает прокачиваться помпой через большой контур. Проходя через основной радиатор, она остывает и возвращается в малый контур. Благодаря этому процессу поддерживается рабочая температура жидкости в рубашке двигателя.

У термостата бывает две основные неисправности – его заклинивает либо в закрытом, либо в открытом положении. В первом случае при достижении определенного температурного порога охлаждающая жидкость не может пройти к радиатору, из-за чего двигатель перегревается. Когда термостат всегда открыт, антифриз постоянно циркулирует по большому контуру. В результате двигатель долго прогревается, при движении не выходит на рабочую температуру, а также плохо греет печка в салоне.

Датчик температуры охлаждающей жидкости

Установлен в малом контуре. Измеряет температуру охлаждающей жидкости и передает показания на приборную панель. Нужен для того, чтобы у водителя была информация о текущем температурном режиме двигателя – прогрелся ли он, вышел ли на рабочую температуру, не перегревается ли, и так далее.

При неисправном датчике (если все остальное работает нормально) с двигателем ничего страшного не случится. Поломок, как правило, бывает две. Первая – полный выход из строя. В таком случае стрелка на приборной панели не меняет своего положения, и у водителя нет никакой информации о температурном режиме двигателя. Вторая поломка – это когда датчик «врет». Это означает, что температура охлаждающей жидкости по факту нормальная, а стрелка на приборке зашкаливает. И наоборот – жидкость почти кипит, но стрелка показывает норму.

Основной радиатор

Нужен для охлаждения тосола. В процессе движения обдувается встречным потоком воздуха, за счет чего осуществляется отвод тепла. После прохода через радиатор охлажденная жидкость возвращается обратно в малый контур. Неисправностей бывает две. Первая – нарушение герметичности. Вторая – засорение сот, в результате чего ухудшается охлаждение. Обе неисправности определяются визуально без каких-либо приборов, потому в детальном описании не нуждаются.

Вентилятор радиатора и датчик его включения

Когда автомобиль стоит или едет медленно (например, в пробке, в горку или по плохой дороге), естественного обдува нет, или его не хватает. В такой ситуации жидкость охлаждается при помощи вентилятора. Его работой управляет датчик, который подает соответствующие сигналы на реле. В некоторых автомобилях такого датчика нет. Вентилятор соединен с двигателем через так называемую «вискомуфту», которая заставляет его вращаться по мере увеличения температуры.

Также существуют двигатели, на радиаторах которых установлены два вентилятора с двумя независимыми датчиками. Первый срабатывает, например, при температуре 90-100°C, второй – уже при 100-110°C.

Как правило, чаще всего встречается две поломки этого узла. Первая – выход из строя вентилятора, в результате чего он не включается при достижении критической температуры. Вторая поломка – выход из строя датчика или реле. Результат аналогичный.

Печка

Представляет собой небольшой радиатор, расположенный в салоне под фронтальной панелью. Обдувается отдельным вентилятором, который забирает воздух с улицы, и нагнетает его через подсоединенный к малому контуру радиатор в салон автомобиля. Когда подогрев не нужен, поток воздуха, нагнетаемого вентилятором в салон, направляется мимо этого радиатора. Если печка плохо греет, то либо охлаждающая жидкость не прогревается до рабочей температуры, либо радиатор в салоне загрязнен.

Помпа

Представляет собой насос, который принудительно прокачивает охлаждающую жидкость по системе. Помпы бывают электрические и с механическим приводом. Выход из строя этого узла очень опасен, так как приводит к моментальному перегреву двигателя. Охлаждающая жидкость может и сама циркулировать, как в системе отопления дома или квартиры, но этого недостаточно для эффективного отвода тепла от цилиндров.

Расширительный бачок

Выполняет две функции. Во-первых, в расширительный бачок заправляется система охлаждения. Во-вторых, по мере увеличения температуры в него сбрасывается излишек жидкости, который образуется в результате теплового расширения и увеличения объема.

Простая методика проверки системы охлаждения без разборки

Теперь рассмотрим методику проверки системы охлаждения двигателя на примере поиска причин, описанных в самом начале статьи неисправностей. Все, что понадобится для такой диагностики, это мультиметр с функцией измерения температуры, укомплектованный выносной термопарой. Стоят такие приборы сегодня всего пару долларов, да и есть, наверное, уже у всех автолюбителей.

Неисправность №1. Двигатель перегревается (судя по стрелке), но радиатор «холодный»

Теоретически причин для такой неисправности может быть две. Первая – термостат заклинило в полностью закрытом положении. Вторая – «врет» датчик температуры охлаждающей жидкости. Вычислить «виноватого» можно следующим образом.

Сначала термопара мультиметра закрепляется на входном патрубке в непосредственной близости к радиатору. Делается это при помощи обычной изоленты или скотча. Чтобы повысить точность прибора, термопара должна быть примотана к патрубку максимально герметично. Важно, чтобы это был входной патрубок. Определить его можно и без приборов – глянуть в руководстве по эксплуатации, либо попробовать его на ощупь (он всегда теплее выходного).

Двигатель запускается и прогревается до того момента, когда стрелка на приборной панели начинает «зашкаливать». Если температура на входном патрубке до этого момента намного ниже от рабочей, то вентилятор радиатора точно не виноват. Неисправен либо термостат, либо датчик температуры. Первый, скорее всего, заклинило в закрытом положении, второй – может врать. Дальше описано, как это определить.

Температуру срабатывания вентилятора также можно подсмотреть в руководстве. Обычно она находится в районе 95-110°C.

Неисправность №2. Двигатель перегревается (судя по стрелке), радиатор горячий, а вентилятор молчит

В таких случаях далеко не всегда виноват вентилятор, датчик и реле его включения. Встречаются «умельцы», которые не разобравшись, решают подобную проблему путем вывода в салон кнопки, принудительно включающей вентилятор радиатора. Ориентируясь по стрелке в процессе движения, водитель видит, что двигатель якобы закипает, и включает вентилятор принудительно.

На самом деле достаточно часто такая проблема возникает из-за неисправности датчика температуры, который подает сигналы на стрелку приборной панели. То есть, температура охлаждающей жидкости на самом деле находится в пределах нормы, но стрелка уходит за пределы шкалы. Соответственно, вентилятор и не должен включаться. Проверить это достаточно просто.

Термопара закрепляется недалеко от термостата, и двигатель прогревается до того момента, когда стрелка начинает зашкаливать. Если фактическая температуры охлаждающей жидкости при этом, заметно ниже критической (например, градусов 70-80), то датчик температуры врет.

Неисправности №3 и №4. Двигатель долго прогревается и не выходит на рабочую температуру

Опять же, вероятная причина таких неисправностей не всегда одна. Первое, на что можно подумать, когда стрелка на приборной панели неохотно поднимается вверх, это на термостат. Когда его заклинивает в открытом положении, жидкость постоянно циркулирует по большому контуру, и из-за этого долго прогревается. Во многих случаях она никогда не выходит на рабочую температуру. Как убедиться, что термостат заклинило, не снимая его, и не сливая тосол из системы?

С помощью того же мультиметра с термопарой. Она закрепляется на патрубке вблизи термостата, после чего двигатель запускается и прогревается несколько минут. Если стрелка на приборке чуток поднялась и застыла, а реальная температура не подымается до рабочей нормы (85-100°C), то неисправен термостат. Он постоянно открыт. Подтвердить это можно, если сравнить температуру патрубков до термостата, и после него. Она будет одинаковой. По этой же причине, возможно, возникает неисправность №5 – плохо греет печка.

Если же стрелка на приборной панели не поднимается, но по факту температура охлаждающей жидкости достигла рабочих показаний, то виноват не термостат, а датчик. Тот, который подает сигналы на стрелку.

Завершение

В завершение остается только добавить, что, если измерения фактической температуры показывают реальный перегрев двигателя, но вентилятор радиатора все равно не срабатывает, то виноват последний. Чтобы устранить неисправность, сначала проверяется сам вентилятор. Для этого он запитывается напрямую от 12 В. Если при прямом подключении вентилятор нормально работает, то менять надо датчик или реле его включения.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector