Sw-motors.ru

Автомобильный журнал
224 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тракторы беларус МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82

Тракторы беларус МТЗ-80, МТЗ-82, МТЗ-82.1, МТЗ-1221, 1523, МТЗ-892, ЮМЗ, Т-40. Сельскохозяйственная техника: плуги, культиваторы, мотоблоки, косилки, сеялки

Устройство, запчасти и комплектующие.

ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ ДЛЯ ТРАКТОРОВ

РЕГУЛИРОВКИ ТРАКТОРОВ МТЗ ___________________

ДЕТАЛИ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ___________________

КАТАЛОГИ ЗАПЧАСТЕЙ МТЗ ___________________

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТРАКТОРОВ ___________________

  • МТЗ-322/622
  • МТЗ-422
  • МТЗ-900
  • МТЗ-90/92
  • МТЗ-920
  • МТЗ-952
  • МТЗ-1021
  • МТЗ-1025
  • МТЗ-1220
  • МТЗ-1523
  • МТЗ-2022
  • МТЗ-3022
  • МТЗ-3522

СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ МТЗ И НАВЕСНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ___________________

СЕЛЬХОЗТЕХНИКА И ОБОРУДОВАНИЕ ___________________

Двигатель Д-240

Конструкция дизельного двигателя Д-240 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 включает в себя следующие механизмы: кривошипно-шатунный, цилиндропоршневой и газораспределения.

Наряду с этим двигатель Д-240 оснащен различными специализированными системами: смазки, охлаждения, топливной аппаратуры, пуска в работу.

Кроме того, каждая система или механизм, в свою очередь, имеет агрегаты, которые играют определенную роль в работе дизеля — масляный насос системы смазки, топливный насос системы питания, водяной насос системы охлаждения и т. п.

Двигатель Д-240 трактора МТЗ-80

1— коренные подшипники (вкладыши); 2— коренные шейки коленчатого вала; 3— вкладыши шатунного подшипника; 4— шатунная шейка; 5— гильза; 6— втулка головки шатуна; 7—
поршневой палец; 8— поршневые кольца; 9— поршень; 10—фаска клапана; 11—седло клапана; 12—направляющая втулка; 13—стержень клапана; 14— пружина; 15— коромысло; 16—
втулка коромысла; 17—ось коромысел; 18— головка цилиндров; 19—толкатель; 20—кулачки распределительного вала

Устройство и запчасти двигателя МТЗ Д-240

Технические характеристики и параметры дизеля Д-240

Тип — Бескомпрессорный, четырехтактный, с непосредственным впрыскиванием

Топливный насос высокого давления — УТН-5

Воздухоочиститель — комбинированный, с сухой центробежной и масляной инерционно-контактной очисткой воздуха

Система смазки — комбинированная

Система охлаждения — жидкостная, принудительная, закрытая

Система пуска — с электростартером или с пусковым двигателем

Номинальное напряжение сети, В — 12

Генератор, модель — Г304 или Г306

Мощность генератора, Вт — 400

Аккумуляторная батарея — 3 СТ-215ЭМ (с электростартером) 6 ТСТ-50ЭМС (с пусковым двигателем)

Электростартер дизеля — СТ212-А

Электростартер пускового двигателя — СТ352-Д или СТ365

Электрофакельный подогреватель — ЭФП-8101500

Дизель Д-240 с электростартером, Д-240Л с пусковым двигателем, рядные, четырехтактные, 4-цилиндровые с водяным охлаждением, мощностью 58,84 кВт устанавливают на тракторы МТЗ-80.

Долговечность работы двигателя Д-240 во многом зависит от соблюдения правил эксплуатации и обслуживания, выполнения технических требований при проведении ремонтных операций.

Nav view search

Navigation

Search

Пуск двигателя Д-240Л

Пуск пускового двигателя трактора МТЗ-82(80)

Для пуска двигателя П-10УД необходимо выполнить следую­щее:
1. Рычагом управления муфтой сцепления и шестерней включе­ния редуктора пускового двигателя введите в зацепление шестерню включения редуктора с венцом маховика, для чего перемещайте рычаг на себя до тех пор, пока рука не почувствует сопротивления внутренней пружины бендикса и грузики-защелки не войдут в па­зы втулки толкателя.
2. Поверните ключ двухпозиционного включателя стартера в положение II и запустите пусковой двигатель. Держите стартер включенным не более 5 секунд. Если двигатель не начал работать после первой попытки, повторите запуск через 15—20 секунд.
После 3—4 неудавшихся попыток запустить двигатель проверь­те системы питания и зажигания и устраните неисправности.
В случае неисправности стартера или аккумуляторной батареи пусковой двигатель можно пустить ручным способом, для чего:
а) снимите поочередно обе половины кожуха маховика вместе со стартером;
б) изолируйте наконечник провода стартера и подвяжите его к трактору;
в) заведите узел пускового шнура в один из пазов на маховике и намотайте шнур на маховик по часовой стрелке, если смотреть на пусковой двигатель со стороны маховика;

г) пропустите второй конец шнура между пальцами, охваты­вающими рукоятку шнура, и рывком потяните на себя конец шну­ра, при этом пусковой двигатель должен начать работать. Запре­щается: наматывать шнур на руку, так как при обратной вспышке может затянуть руку на маховик; стоять в плоскости вращения маховика при работе пускового двигателя.
3. После запуска прогрейте пусковой двигатель, давая ему про­работать сначала на малых оборотах, а затем на номинальных оборотах, ограничиваемых регулятором.
Примечание. При плюсовых температурах окружающего воздуха (свы­ше +5°С) не рекомендуется работать на холостом ходу (без прокручивания основного двигателя) более 2 минут, так как это приводит к перегреву пускового двигателя.

Для того чтобы пустить основной двигатель, проделайте сле­дующие операции:
1. Установите педаль управления подачей топлива в положение максимальной подачи.
2. Плавно включите муфту сцепления редуктора, переместив рычаг управления муфтой и шестерней включения редуктора от себя до отказа. Если при этом число оборотов вала пускового дви­гателя начнет быстро падать, что указывает на недостаточный про­грев основного двигателя, выключите муфту сцепления, снова увеличьте число оборотов пускового двигателя, затем повторно включите муфту сцепления.
3. При появлении вспышек и достаточном числе оборотов ко­ленчатого вала основного двигателя немедленно выключите муфту сцепления механизма передачи пускового двигателя, повернув рычаг муфты на себя, и установите его в вертикальное положение.
4. После пуска основного двигателя остановите пусковой двига­тель. Делается это в такой последовательности:
а) закройте краник бака пускового двигателя, возвратив кноп­ку краника в исходное положение;
б) закройте воздушную заслонку карбюратора, переместив кнопку управления в исходное положение;
в) выключите зажигание, нажав кнопку выключателя магнето.
5. Проверьте работу основного двигателя при среднем и макси­мальном числе оборотов холостого хода. Увеличивайте и умень­шайте число оборотов плавно, перемещая педаль управления пода­чей топлива.

Комплексный ремонт двигателя МТЗ-80 своими руками

Д240 — мощный мотор, который начали выпускать на Ярославском моторном заводе в начале 1970-х годов. Мощность разных версий составляла от 360 до 800 л.с., которая в свою очередь обеспечивалась наличием в нём 12 цилиндров, с диаметром в 13см и ходом поршня в 14см.

Двигатель Д 240 также выпускались и на Минском тракторном заводе. Отличие от ЯМЗовских движков проявлялось в меньшем количестве цилиндров, а также в меньшем их диаметре и меньшем ходе поршня.

  • Высокая мощность
  • Долговечность (при должном уходе и своевременном обслуживании)
  • Долго живучие коренные подшипники коленного вала
  • Наличие гидромуфты как привода вентилятора охлаждения
  • Отсутствие трещин головки блока цилиндров
  • Сложность ремонта
  • Для капитального ремонта необходимо большое количество запчастей
  • Стоимость запчастей для капремонта
  • Большой расход топлива

Двигатель МТЗ Д 240 представляет собой реализацию неразделённой камеры сгорания с объёмно-блочным образованием рабочей смеси.

Как и другие, аналогичные ему моторы, двигатель ЯМЗ Д 240 состоит из газораспределительного и кривошипно-шатунного механизмов, а также из:

  • Системы охлаждения
  • Смазочной системы
  • Системы запуска
  • Системы питания

Технические характеристики

Завод производительЯМЗМТЗ
Технические параметры
Мощность, л.с.59/8059/80
Частота вращения, об/мин22002200
Количество цилиндров124
Диаметр поршня, мм130110
Ход поршня, мм140125
Объем Д 240, л4,754,75
Расход топлива, г/кВт∙ч238238

Основные системы двигателя Д 240

Система охлаждения

Мотор Д 240 оснащён закрытой системой жидкостного охлаждения, которая прикасается к окружающей среде лишь через клапан. Система состоит из радиатора, водяного насоса, термостата, вентилятора, рубашки охлаждения и различными трубками для подачи и выпуска охлаждающей жидкости.

Читать еще:  Электрическая схема бесколлекторного двигателя

Смазочная система

На двигателях Д 240 представленных как МТЗ, так и ЮМЗ, используется одноконтурная смазочная система. Особенностью является то, что часть деталей смазывается под давлением, другая часть — разбрызгиванием. Система в свою очередь включает в себя маслозаборник, насос, центрифугу, радиатор, термостат радиатора, а также подшипники и шестерни привода топливного насоса.

Система питания

Система питания двигателя Д 240 являет собой совокупность приспособлений, которые обеспечивают не только раздельную подачу топлива и воздуха, но и выпуск отработанных продуктов. Она состоит из воздухоочистителя, коллекторов, топливных фильтров, насоса, форсунок и трубопроводов низкого и высокого давления. Двигатель также оснащён генератором переменного тока с напряжением в 14В, в который также встроен выпрямитель.

Система пуска

На двигателях Д 240 установлен электрический стартер с мощностью 4,8 л.с. и электрофакельный подогреватель, который служит для облегчения запуска двигателя путём подогрева впускаемого в цилиндры воздуха. Запуск двигателей Д 240Л производится с помощью пускового двигателя и редуктора.

Используется одноцилиндровый двигатель с мощностью в 10 л.с. Он оборудован однорежимным центробежным регулятором, который устанавливается для поддержания постоянной частоты максимальной частоты вращения КВ. Для упрощения запуска в холодное время года используют жидкостный подогреватель.

Порядок сборки двигателя мтз 80

Установка ТНВД, форсунок, трубок высокого и низкого давления

Привалочная плита ТНВД Д-245, 240, 243 должна быть чистой; забоины и другие повреждения плиты не допускаются.

Прокладка топливного насоса не должна иметь видимых повреждений.

Шлицевой фланец шестерни топливного насоса должен свободно, без заеданий, находить на шлицы втулки валика ТНВД.

Болты крепления фланца шестерни топливного насоса должны быть затянуты моментом 18. 25 Нм.

На дизель МТЗ должны устанавливаться форсунки одной группы.

Уплотнительные прокладки со стороны прилегания к форсункам надо смазать солидолом УС-1 ГОСТ 33-51.

Болты крепления форсунок затянуть моментом 20. 25 Нм.

Трубки высокого давления должны быть закреплены на расстоянии 10. 15 мм от накидных гаек хомутиками с прокладками.

Трубки низкого давления топлива перед установкой на двигатель продуть сжатым воздухом.

Установка масляного насоса и корпуса насоса рулевого усилителя

Перед установкой масляного насоса Д-240, 245, 243 проверить легкость вращения шестерен.

Направляющие штифты масляного насоса должны плотно входить в отверстия крышки первого коренного подшипника.

Под болты крепления масляного насоса установить стопорные шайбы.

Боковой зазор между зубьями шестерен привода масляного насоса должен быть в пределах 0,1. 0,65 мм.

Болты крепления отводящего патрубка к масляному насосу и блоку цилиндров должны быть затянуты моментом 15. 25 Нм.

Корпус насоса рулевого усилителя перед установкой промыть и продуть сжатым воздухом.

Боковой зазор между зубьями зубчатых колес привода гидронасосов должен быть в пределах 0,08. 0,20 мм.

Корпус привода гидронасоса после установки на дизель должен быть закрыт крышкой с прокладкой.

Масляный насос, поступивший на сборку мотора, должен быть обкатан и испытан.

Установка масляного картера

В канавки опоры масляного картера перед сборкой должны быть установлены уплотнители.

Перед установкой масляного картера Д-243, 240, 245 следует подрезать выступающие концы прокладки между крышкой распределения и плоскостью блока.

Плоскость прилегания масляного картера к блоку перед установкой прокладки необходимо смазать в трех местах пастой УЗОМ ГОСТ 13489-79.

Забоины и вмятины шириной более 0,1 мм на обработанных поверхностях масляного картера не допускаются.

Установка маслоприемника

Перед установкой маслоприемник должен выдержать гидравлическое испытание дизельным топливом или испытание воздухом под давлением 0,1±0,02 МПа. Течь, подтекание или просачивание воздуха по месту соединения патрубка и фланца не допускаются.

Наплывы и неровности после сварки должны быть зачищены.

Установка центробежного масляного фильтра (центрифуги)

Сопрягаемые поверхности блока и центрифуги не должны иметь забоин и других повреждений.

Сопрягаемые поверхности перед установкой центрифуги протереть чистой салфеткой.

На прокладке центрифуги не должно быть надрывов и неровностей.

Болты крепления центрифуги затянуть до отказа, предварительно поставив уплотнительные прокладки.

Установка заднего листа, корпуса сальника и маховика

Задний лист должен плотно сидеть на штифтах, запрессованных в блок цилиндров.

Задний лист и плоскость сопряжения с картером, а также поверхность маховика и фланца коленчатого вала протереть чистой салфеткой.

Паронитовые прокладки заднего листа и корпуса манжеты перед установкой на штифты смазать пастой УЗОМ с обеих сторон.

Сопрягаемые поверхности маховика и фланца коленчатого вала тракторов МТЗ не должны иметь забоин, заусенцев и других повреждений.

Болты крепления маховика следует затягивать равномерно в несколько приемов. Окончательная затяжка болтов крепления маховика должна быть проведена моментом 180. 200 Нм.

Установка передней опоры и шкива коленчатого вала

Шкив коленчатого вала протереть чистой салфеткой.

На посадочных и рабочих поверхностях опоры дизеля и шкива коленчатого вала не должно быть забоин и заусенцев.

Болт крепления шкива коленчатого вала должен быть затянут моментом 240. 280 Нм.

Установка водяного насоса в сборе и термостата

Валик водяного насоса Д-245, 240, 243 должен плавно вращаться от усилия руки без заеданий крыльчатки.

Прокладка водяного насоса не должна иметь надрывов и расслоений. Перед установкой на водяной насос прокладка должна быть смазана с обеих сторон пастой УЗОМ.

На плоскости сопряжения корпуса термостата с головкой цилиндров не должно быть механических повреждений.

Перед установкой корпуса термостата поверхность сопряжения с головкой цилиндров протереть чистой салфеткой.

Прокладка корпуса термостата перед установкой должна быть смазана с обеих сторон пастой УЗОМ.

Водяной насос до установки на дизель должен пройти испытания на стенде ОР 18003-07.

Установка генератора, вентилятора и ремня привода водяного насоса

Ручьи шкивов генератора и водяного насоса должны располагаться в плоскости ручьев шкива коленчатого вала с допустимым отклонением ±1,5 мм.

На сопрягаемых поверхностях шкива водяного насоса и крестовины вентилятора забоины и заусенцы не допускаются.

Руководство по ремонту. Обслуживание

Все водители рано или поздно сталкиваются с неисправностями техники. Приведём некоторые типичные проблемы и методы их устранения.

НеисправностьСпособ решения
Наличие воздуха в топливной системеПродувка системы насосом ручной подкачки
Зависание иглы распылителя форсункиВыявление неисправной форсунки, промывка/замена распылителя, регулировка форсунки
Попадание масла в камеру сгоранияЗамена деталей гильзо-поршневой группы
Закипание ОЖУстранение течи ОЖ из системы, очистка радиатора

Ремонт двигателя Д 240

Ремонт двигателей ЯМЗ 240 и МТЗ 240 рекомендуется проводить исключительно в спецмастерских.

Поршневая группа

Детали заменяются, когда замечают увеличенный расход картерного масла или повышенное проникновение газов в картер. Наиболее сильно подвержены износу такие детали как кольца, поршень, втулки шатуна, гильзы, а также вкладыши шатунных подшипников.

При превышении зазора между канавками поршня и кольцом предстоит замена поршня. Поршневые кольца подлежат замене, если зазор в замке превышает 4,0мм.

Блок цилиндров

К основным проблемам блока относят коробление плоскости разъёма, износ фасок клапанов и гнёзд, наличие трещин в перемычках, прогар посадочных мест под уплотнения форсунок.

Читать еще:  Втыковый двигатель что такое

Если выступание стержня клапана превышает 57,2мм, то это свидетельствует про серьёзный износ тарелок клапанов и их сёдел. Если же утопание тарелок клапанов превышает 0,7мм, то ГБЦ заменяют.

Водяной насос

Большое количество пара, протекание воды или масла, шум и частые стуки указывают на отказ нормальной работы системы охлаждения. Её степень зависит от количества жидкости, степени износа лопастей крыльчатки и стенок помпы, состояния радиатора и других факторов.

Шум и стуки свидетельствуют об износе подшипников насоса или ослабление посадочного места под приводной шкив. Поэтому рекомендуется замена подшипников и уплотняющей шайбы.

При наличии трещин на корпусе насоса его заменяют или ремонтируют.

Топливный насос высокого давления

Если дизель не запускается или не развивает нужной мощности, то причиной выступает неисправность топливной системы. Сопутствующими факторами при этом является наличие воздушных пробок в топливопроводах и фильтрах, износ элементов насоса и форсунок, неправильная установка ТНВД.

Точным определением неисправной детали служит цвет дыма из выхлопной трубы. Если дым белый, то причина определённо не в топливном насосе, а в работе системы охлаждения. Если же дым серый или чёрный, то это свидетельствует о попадании масла в камеру сгорания, пропуски вспышек в цилиндрах, заедание иглы в корпусе распылителя.

Для замены деталей насоса его частично разбирают.

Распылитель подлежит замене, если на нём имеются трещины, изломы.


Рис. 2.1.7. Снятие маслянного насоса МТЗ: 1 — нагнетательный трубопровод; 2 — масляный насос

Рис. 2.1.9. Снятие коленвала МТЗ

Рис. 2.1.10. Снятие задней опоры коленвала МТЗ 1 — задняя опора; 2 — болты крепления задней опоры

Номинальные и ремонтные размеры шатунных шеек коленвала двигателя Д-240

Обозначение размерной группыВеличина размера, мм
Н168,16—68,17
Н267,91—67,92
Д167,66—67,67
Р167,41—67,42
Д267,16—67,17
Р266,91—66,92
ДЗ66,66—66,67
РЗ66,41—66,42

На практике, кроме ремонтных размеров (P1, Р2, Р3), чередуещихся через 0,5 мм и установленных заводом-производителем двигателя, при незначительных износах шейки коленчатого вала оттачивают под дополнительные размеры (Д1, Д2, ДЗ), сменяемые с ремонтными размерами через 0,25 мм. Примерно также обрабатывают вкладыши ремонтных размеров под дополнительные размеры (Д1, Д2, ДЗ). Овальность шатунных шеек двигателя Д-240 должна быть не более 0,06 мм.

Если после замеров шатунных шеек выяснится, что все размеры в допуске, разборку двигателя продолжают (рис. 2.1.11—2.1.14) снятием головки цилиндров и извлечением поршней с шатунами в сборе.

Чтобы определить, менять вкладыши шатунных подшипников или необязательно, производят замер диаметра отверстия подшипника шатуна при затянутой его крышке в сборе с вкладышами (рис. 2.1.15).

Разница замеров диаметров шатунной шейки коленчатого вала и отверстия подшипника шатуна показывает реальный диаметральный зазор в шатунном подшипнике. Расчетный зазор в шатунных подшипниках находится в пределах 0,05—0,12 мм, допустимый зазор — не должен превышать 0,3 мм.

Если поверхность вкладышей находится в приличном состоянии, важной причиной замены может стать величина диаметрального зазора в подшипнике. При осмотре состояния вкладышей следует руководствоваться тем, что поверхность антифрикционного слоя считается в достаточной степени приемлемой, если на ней нет задиров, нет изменений антифрикционного материала и нет посторонних вкраплений.

Головка блока цилиндров | Разборка и ремонт сцепления и понижающего редуктора
Рекомендации по текущему ремонту тракторов МТЗ-80, МТЗ-50, ЮМЗ-6 Copyright © 2018-2021

Ремонт дизельного двигателя Д-240 трактора МТЗ-80

Основные неисправности дизеля Д-240

Техническое состояние отдельных систем и механизмов дизеля Д-240 трактора МТЗ-80 определяют по внешним и косвенным признакам, а также с использованием средств диагностики.

Снижение мощности дизельного двигателя, чрезмерный расход картерного масла, появление большого количества газов, выходящих из сапуна, указывают на износ цилиндропоршневой группы, закоксовывание (залегание) поршневых колец.

Затрудненный пуск дизеля, перебои при работе на минимальной частоте вращения коленчатого вала, появление из выпускной трубы дыма черного цвета свидетельствуют о неисправностях агрегатов топливной аппаратуры, загрязненности топливных фильтров, низком давлении в системе, неплотном прилегании, прогаре седел и тарелок клапанов.

Степень загрязненности фильтрующих элементов тонкой очистки топлива и максимальное давление, развиваемое топливоподкачивающим насосом, проверяют приспособлением КИ-13943.

На падение мощности мотора Д-240 трактора МТЗ-80, снижение частоты вращения коленчатого вала влияют также загрязнение воздухоочистителя, негерметичность соединений впускного воздушного тракта, нарушение регулировки рычага управления регулятором.

Степень загрязнения элементов воздухоочистителя определяют сигнализатором, датчик которого установлен во впускном трубопроводе дизеля.

Появление красной полосы в смотровом окне сигнализатора (или загорание сигнальной лампочки на щитке приборов кабины у тракторов выпуска с 1989 года) при работе дизеля указывает на необходимость очистки воздухоочистителя.

Герметичность впускного воздушного тракта проверяют при средней частоте вращения коленвала дизеля, перекрыв центральную трубу воздухоочистителя.

При этом дизельный двигатель должен быстро остановиться. В противном случае с помощью индикатора. КИ-13948 выявляют негерметичность впускного тракта и устраняют неисправность. Давление по индикатору не должно превышать 0,08 МПа.

Если частота вращения коленвала двигателя Д-240, определяемая по тахоспидометру, или частота вращения вала отбора мощности не соответствует номинальным значениям, следует обратить внимание на регулировку тяги регулятора.

При полном нажатии на педаль или установке рукоятки управления подачей топлива в положение «До отказа» наружный рычаг регулятора должен упираться в болт ограничителя максимального скоростного режима.

Чрезмерный расход (угар) картерного масла или большое количество газов, выходящих из сапуна, появление из выпускной трубы дыма синего цвета указывают на предельный износ цилиндропоршневой группы.

Для оценки технического состояния цилиндро-поршневой группы применяют способ определения количества газов, прорывающихся в картер дизеля. Этот параметр измеряют с помощью газового расходомера КИ-4887.

При эксплуатации тракторов МТЗ-80 наблюдаются случаи, когда выходят из строя не все цилиндры. Это может быть вызвано закоксовыванием («залеганием») или поломкой поршневых колец, что неизбежно приводит к задиру рабочей поверхности гильзы цилиндра.

Сравнительную оценку технического состояния каждого цилиндра проводят, замеряя величину давления в конце такта сжатия (компрессии) при пусковых оборотах коленчатого вала с помощью компрессимера КИ-861 (рис. 2.1.3).

Рис. 2.1.3. Проверка компрессии в цилиндрах дизеля Д-240

1 — компрессиметр КИ-861; 2 — плита крепления

Минимальное давление в конце такта сжатия у нового двигателя должно быть 2,6—2,8 МПа; давление у предельно изношенного — 1,3—1,8 МПа. Наиболее точные показатели получают при определении разницы в значениях компрессии каждого цилиндра.

Если разница между компрессией отдельного цилиндра и средним значением компрессии в остальных цилиндрах превышает 0,2 МПа, то это свидетельствует о неисправности данного цилиндра.

На снижение давления в конце такта сжатия в отдельных цилиндрах влияет нарушение герметичности сопряжения клапан — седло. Неплотность прилегания клапанов к седлам возможна из-за нарушения регулировки зазора в приводе клапана.

При отсутствии зазора между клапаном и коромыслом во время рабочего хода поршня газы прорываются через неплотности и разрушают поверхность рабочих фасок клапана и его седла; в результате снижается компрессия в цилиндре и затрудняется пуск дизельного двигателя.

Выброс охлаждающей жидкости из радиатора, особенно при увеличении нагрузки на дизель, свидетельствует о пробое прокладки головки цилиндров, ослаблении затяжки стакана форсунки, появлении трещин в головке цилиндров.

Читать еще:  Электропривод для асинхронного двигателя схема

Если подтягиванием болтов крепления головки цилиндров или гаек стаканов форсунок устранить дефект не удается, то головку снимают и осматривают.

Повышение уровня масла в картере дизеля указывает на нарушение герметичности уплотнений гильзы с блоком в результате появления трещин, кавитационного разрушения металла блока цилиндров, попадания в него воды из системы охлаждения и других факторов.

Пониженное или повышенное значения давления масла (по манометру) и температуры (по дистанционному термометру) указывают на низкую подачу масляного насоса, износ или разрегулировку сливного и перепускного клапанов, чрезмерный износ сопряжений кривошипно-шатунного механизма, неисправность клапана термостата в системе охлаждения, низкое качество масла, загрязненность центробежного маслоочистителя.

Если в системе смазки давление масла по манометру ниже 0,08 МПа, останавливают мотор, выясняют и устраняют причины снижения давления, производят подрегулировку сливного клапана центробежного масляного фильтра затяжкой его пружины, промывают детали фильтра.

Если в результате давление не повысится, измеряют давление в смазочной системе дизеля устройством КИ-13936 (рис. 2.1.4) при номинальной частоте вращения коленчатого вала и по его показаниям судят о необходимости ремонта дизеля.

Рис. 2.1.4. Измерение давления масла в системе мазки двигателя Д-240

1 — устройство КИ-13936; 2 — центробежный масляный фильтр

Появление посторонних шумов и стуков при работе мотора свидетельствует о повышенном или предельном износе сопряжений его деталей.

По достижении предельных зазоров в сопряжениях деталей в результате износа появляются динамические нагрузки и сопровождающие их стуки, прослушиваемые стетоскопом в определенных зонах и при соответствующих режимах работы дизеля.

Звук глухого среднего тона в зоне передвижения поршня сначала при минимальной, а затем при максимальной частоте вращения свидетельствует об увеличенном зазоре между поршнем и гильзой.

Сильный звонкий звук металлического тона при тех же условиях проверки свидетельствует о предельном
износе или подплавлении шатунного вкладыша.

Более глухой звук низкого тона, периодически прослушиваемый в зоне коренных шеек коленвала при номинальной частоте вращения с периодическим увеличением до максимальной, указывает на износ вкладышей коренных подшипников.

Звонкие звуки металлического высокого тона, постоянно прослушиваемые при любой частоте вращения коленчатого вала и усиливающиеся при прогреве дизеля, указывают на увеличенные тепловые зазоры в клапанном механизме.

При увеличенном тепловом зазоре уменьшаются степень наполнения цилиндра воздухом и очистка его от отработавших газов, что влияет на мощность дизеля.

Тепловой зазор в клапанном механизме проверяют пластинчатым щупом при полностью закрытых клапанах в конце такта сжатия. На «холодном» моторе Д-240 зазор должен быть в пределах 0,40—0,45 мм.

Глухие звуки, прослушиваемые на блоке с правой стороны при работе дизеля на малых оборотах, свидетельствуют о больших зазорах во втулках распредвала.

Стуки под крышкой распределительных шестерен при резком изменении частоты вращения коленчатого вала указывают на значительный износ зубьев распределительных шестерен.

Если параметры технического состояния дизеля достигли предельных значений или превышают допустимые в эксплуатации значения, то дизель разбирают для проведения технической экспертизы-осмотра, микрометража сопряжений цилиндропоршневой группы и кривошипно-шатунного механизма, замены деталей.

Разборка дизельного двигателя Д-240

Дизель в сборе (рис. 2.1.6) снимают с трактора и заменяют новым или отремонтированным при трещинах блока цилиндров, аварийных стуках коренных или шатунных подшипников, предельном значении зазора хотя бы в одном сопряжении шейка коленчатого вала — вкладыш.

Рис. 2.1.6. Дизельный двигатель Д-240 трактора МТЗ-80 в сборе

1— поддон картера; 2 — коленчатый вал; 3 — шатун; 4 — маховик; 5 — распределительный вал; 6 — блок цилиндров; 7 — головка цилиндров; 8 — крышка головки цилиндров; 9 — колпак; 10 — клапан; 11 — пружина клапана; 12 — поршень; 13 — штанга; 14 — вентилятор

Вид ремонта — капитальный или текущий — определяют при обмере основных деталей дизеля: поршневых пальцев, поршней, гильз цилиндров, шатунных вкладышей. В первую очередь проверяют состояние шатунных подшипников и шеек коленвала.

Для этого снимают поддон картера, маслопроводы, масляный насос, крышки шатунов, измеряют диаметр шатунных шеек коленчатого вала (рис. 2.1.8).

Диаметр шатунных шеек замеряют в двух плоскостях — параллельной и перпендикулярной к продольной оси шатуна.

Если овальность шеек превышает допустимый размер или диаметр их меньше нижнего допуска соответствующей размерной группы, то коленчатый вал подлежит снятию (рис. 2.1.10) и перешлифовке на следующий ремонтный размер.

Рис. 2.1.8. Замер диаметра шатунных шеек коленвала Д-240

1 — микрометр; 2 — шатунная шейка коленчатого вала

Рис. 2.1.10. Снятие задней опоры коленвала

1 — задняя опора; 2 — болты крепления задней опоры

Номинальные и ремонтные размеры шатунных шеек коленвала дизеля Д-240 трактора МТЗ-80

Обозначение размерной группы / Величина размера, мм

Н1 — 68,16—68,17
Н2 — 67,91—67,92
Д1 — 67,66—67,67
Р1 — 67,41—67,42
Д2 — 67,16—67,17
Р2 — 66,91—66,92
ДЗ — 66,66—66,67
РЗ — 66,41—66,42

На практике, кроме ремонтных размеров (P1, Р2, Р3), чередуемых через 0,5 мм и определенных заводом-изготовителем дизеля, при небольших износах шейки коленчатого вала перешлифовывают под дополнительные размеры (Д1, Д2, ДЗ), чередуемые с ремонтными размерами через 0,25 мм.

Аналогичным образом растачивают вкладыши ремонтных размеров под дополнительные размеры (Д1, Д2, ДЗ). Овальность шатунных шеек дизеля Д-240 допускается не более 0,06 мм.

Если размеры шатунных шеек в пределах нормы, разборку мотора продолжают (рис. 2.1.11—2.1.14) снимают головку цилиндров и вынимают поршни с шатунами в сборе.

Чтобы решить, нужна ли замена вкладышей шатунных подшипников, замеряют диаметр отверстия подшипника шатуна при затянутой его крышке в сборе с вкладышами.

Рис. 2.1.11. Снятие колпака крышки головки цилиндров

Рис. 2.1.12. Снятие крышки головки цилиндров Д-240 трактора МТЗ-80

Рис. 2.1.14. Снятие головки цилиндров

Разность замеров диаметров шатунной шейки коленвала и отверстия подшипника шатуна дает действительный диаметральный зазор в шатунном подшипнике. Номинальный зазор в шатунных подшипниках соответствует 0,05—0,12 мм, допустимый зазор — не более 0,3 мм.

В тех случаях, когда поверхность вкладышей находится в удовлетворительном состоянии, единственным критерием необходимости их замены служит величина диаметрального зазора в подшипнике.

При оценке состояния вкладышей осмотром следует иметь в виду, что поверхность антифрикционного слоя считается удовлетворительной, если на ней нет задирав, выкрашиваний антифрикционного материала и вкраплений инородных материалов.

Уплотнения коленчатого вала двигателя Д-240 трактора МТЗ-80

Чтобы заменить манжету заднего уплотнения коленчатого вала, предварительно снимают муфту сцепления и маховик (рис. 2.1.48, 2.1.49).

После снятия корпуса уплотнения коленвала со стороны заднего листа (рис. 2.1.50) ступенчатой оправкой выпрессовывают манжету. При замене манжеты переднего уплотнения коленчатого вала снимают переднюю крышку дизеля.

Рис. 2.1.48. Отворачивание болтов крепления маховика Д-240

1 — маховик; 2 — болт

Рис. 2.1.49. Спрессовка маховика

1 — задний лист; 2 — трехлапчатый съемник; 3 — маховик

Рис. 2.1.50. Снятие корпуса уплотнения коленчатого вала

1 — корпус уплотнения; 2 — задний лист дизеля; 3 — болт

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector