Sw-motors.ru

Автомобильный журнал
5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое заброс оборотов двигателя

Что такое заброс оборотов двигателя

Давайте представим себе такую картину. Первый выход в море после сданного экзамена на Bareboat Skipper . После дневного перехода вы решили встать кормой к причалу в симпатичной гавани. Капитан решил – капитан сделал!

Заходим на швартовку. Выстроив, как полагается, яхту на перпендикуляр к причальной стенке, вы останавливаете её, включая средний назад, и вдруг замечаете, что лодка ещё не начала движение, а корма уже «поехала» в сторону. Попытки откорректировать направление яхты на нужное, вращая штурвал, ни к чему не приводят: лодка ещё не начала движение назад и не слушается руля.

Что же происходит? А происходит неприятный для несведущих людей эффект бокового гребка, который и вредит вашим устремлениям на пути к причалу. Он появляется в начале движения лодки при оборотах двигателя от средних и выше. Причём, как при начале движения вперёд (слабый эффект), так и назад (очень сильный эффект).

Об этом эффекте вы знали, проходили в яхтенной школе, да «в горячке боя» подзабыли от волнения. Не страшно.

Этот нехороший заброс кормы испортил нервы не одному начинающему капитану. Но, как говорил один из героев бессмертной комедии Леонида Гайдая: «Кто нам мешает, тот нам поможет!».

Возникающий при начале движения назад эффект заброса винтом ( p ropwalk) на заднем ходу может стать вашим союзником на швартовке и во время маневрирования в стеснённых условиях, если научиться его использовать в своих целях. Как же обернуть этот нежелательный эффект себе на пользу?

О пользе заброса

Начнём с причин, вызывающих заброс кормы.

Вода в море по своей плотности неоднородна. Верхние слои воды (более теплые) всегда менее плотные, чем нижние. Этот, казалось бы, незначительный факт и небольшая разница являются причиной возникновения этого эффекта.

Лопасть винта, оказавшаяся внизу во время вращения, производит гребок в более плотной среде, чем верхняя. Т.о. создается эффект бокового гребка , заставляющий смещаться корму в направлении, противоположном этому гребку, т.е. в направлении вращения винта.

На больших оборотах и малом ходу (особенно, когда лодка ещё даже не начала движение!) p ropwalk хорошо заметен. Вам нетрудно проверить на практике, что в наибольшей степени он проявляется в самом начале движения яхты назад, когда вы даете обороты от среднего и выше. На малых оборотах эффект незначителен и его можно не принимать в расчет.

По другой версии вращающийся винт с одной своей стороны частично отбрасывает воду вниз, а с другой — выталкивает её наверх. Вот эта вытолкнутая винтом наверх вода ударяется в корпус яхты и дальше рикошетом уходит вбок, создавая реактивный эффект и заставляя корму смещаться в сторону, противоположную этой реактивной струе.

Видимо, обе эти причины и являются причиной эффекта заброса кормы винтом. Но для нас не очень важны причины.

Совершенно необязательно запоминать, какой у вашей яхты винт: «правый» или «левый»! Но нужно абсолютно точно знать, куда будет уводить нос или корму в начале движения яхты: вправо или влево.

Для этого, выйдя из марины на незнакомой лодке, остановите её на свободной и спокойной акватории и из «стоячего» положения попробуйте дать «Полный назад». Понаблюдайте, куда в этом случае уводит корму (и, соответственно — нос). Остановите лодку и также резко начните движение вперёд. Понаблюдайте, что происходит с кормой и носом на этот раз. Отложите эти наблюдения в голове и впоследствии используйте.

Так, например, яхта будет описывать дугу значительно меньшего радиуса при повороте в направлении заброса кормы. Если при включении реверса у вашей лодки корму уводит вправо, то задняя циркуляция против часовой стрелки будет меньшего радиуса, чем по часовой.

Ещё один пример полезного использования заброса кормы – остановка яхты перед началом движения назад по заданной траектории (например, к причалу).

Если у вас левый заброс кормы, то при заходе на траекторию движения задним ходом слегка доверните нос лодки влево, тогда при перекладывании ручки газа-реверса на «полный назад» корму довернёт влево и лодка сама встанет на нужную вам траекторию.

В самом начале движения задним ходом яхта практически не реагирует на положение пера руля. При движении задним ходом характер набегающего потока воды таков, что он неестественен для пера руля, т. к. руль спроектирован, исходя из того, что основное время он работает, когда лодка движется вперёд. С этим и связана плохая управляемость на реверсе.

Более того, в самом начале движения назад сила огибающего руль водного потока ничтожна — это значит, что руль просто физически не в состоянии справиться с задачей управления яхтой. В этот момент на траекторию движения лодки влияет только эффект заброса винтом.

Эффект заброса винтом на заднем ходу и подталкивание лодки в поворот на переднем ходу используют для осуществления разворота на месте в узких для маневра местах.

Использование гидравлического удара для подворота

Если ваша яхта оборудована одним пером руля , то вы получаете дополнительную возможность для маневра. Когда при движении вперёд вам не хватает радиуса поворота, то, не меняя положения повёрнутого руля нужно резко дать газ и тут же перевести ручку в нейтраль.

При резком увеличении газа, мощная струя воды отбрасывается винтом на перо руля. И, если руль повернут, например, вправо, то этот водяной кулак, ударив в перо, даст яхте дополнительный импульс, толкая корму влево и доворачивая нос вправо.

Этот эффект подталкивания яхты в поворот часто используется при маневрах в тесных маринах. К сожалению, на яхтах, имеющих два пера руля такой подворот недоступен. И это проливает бальзам на души производителей подруливающих устройств.

Используя эффект гидравлического удара по перу руля и эффект заброса винтом можно развернуть яхту практически на одном месте: это – так называемый «полицейский разворот».

Разворот на месте

Начинаем упражняться. Наука нехитрая, когда обладаешь знанием, изложенным выше.

Если на заднем ходу корму забрасывает влево (нос идёт вправо), мы осуществляем разворот на месте в правую сторону. Если корму забрасывает вправо, то разворачиваться нужно в левую сторону.

Допустим, корму на полном назад забрасывает влево. Переложив руль вправо, даём полный вперёд.

Не давая яхте развить движение передним ходом, ручку газа-реверса ставим в нейтраль. И тут же даём полный назад. Не допускаем, чтобы лодка начала движение назад. Нейтраль. Положение руля не меняем. Полный вперёд.

Дальнейшее чередование этих действий приведёт к тому, что яхта будет разворачиваться на месте.

Когда мы из «стоячего» положения яхты, повернув руль вправо, даём «полный вперёд», поток воды отбрасывается винтом назад и бьёт в переложенный на правый борт руль. Бьющий в руль поток довернёт лодку направо (нос вправо, корма — влево). Когда мы даём «полный назад», лодка, собравшаяся было рвануть вперёд, останавливается реверсом и тут же срабатывает эффект заброса кормы винтом. Яхта ещё стоит, а корма пошла, в нашем случае, влево (нос вправо). Когда мы переключаемся с реверса на «полный вперёд» винт изменяет направление своего вращения и снова бросает мощную струю воды на повёрнутый руль. Яхта, ошалев ото всего этого, вращается на месте. При этом точка вращения ( pivot ) будет находиться примерно в трети длины яхты от кормового транца. Такой «полицейский разворот» может быть очень полезен в тесных маринах и узкостях.

Дальний заброс. Техника ловли

Дьяченко А. | 13 октября 2002 г.

Что делают «правильные» рыболовы после сборки снасти? Правильно! Они изучают выбранное место ловли на столько, насколько это в принципе возможно. Делается это как чисто визуальным наблюдением за поверхностью воды, расположением различных объектов (камней, растительности, коряг), течением, так и с помощью различных приспособлений и манипуляций. Главной составляющей данного процесса является изучение дна. Сюда входит изучение рельефа, однородности и состава грунта. Главной целью данного, одного из самых ответственных моментов подготовки является обнаружение каких-либо неоднородностей, которые практически всегда привлекают рыбу.

Как ни крути, а «дальним» (так иногда называют эту снасть) изучать дно, удаленное на приличное расстояние от рыболова, гораздо сложнее, нежели другими поплавочными снастями. Объективные показания здесь следующие: гораздо меньшая (хоть и вынужденная, но никуда не денешься) чувствительность всей снасти, большая удаленность от берега за счет длины лески, которая является самым трудно управляемым компонентом снасти, гораздо меньшая точность определения места положения снасти.

Читать еще:  Ваз 2110 прогревочные обороты двигателя

Для успешного осуществления своих намерений по изучению точки ловли придется решать две главные проблемы — это точность выставления спуска на скользящей и довольно мало чувствительной оснастке и точная «фиксация» точки, для которой вы промерили и выставили глубину, а затем вознамерились там же что-нибудь поймать.

Решение первой проблемы сводится к использованию очень легкого глубиномера или неиспользованию такового вовсе. Причины такого выбора примерно следующие.

1. Тяжелый дополнительный груз может существенно увеличить дальность и точность вашего заброса, которые после его снятия станут малодоступными.

2. Глубиномер, существенно превышающий грузоподъемность поплавка, может держать леску между крючком и собственно поплавком натянутой по диагонали, а это очень сильно увеличит «мнимую» глубину относительно реальной.

В подобной ситуации легкий грузик, при натянутой от тюльпана основной леске, будет падать по дуге под поплавок и лишь затем его топить. Поэтому в стоячей воде лучше всего пользоваться именно такой технологией, хотя при желании можно не искать легких путей. На течении (еще позволяющем использование описываемой снасти) даже легкий грузик будет очень сильно затруднять определение момента касания крючком дна, так как и при глубине меньше реальной и при глубине заметно ее превышающей сигнализатор будет тонуть. Конечно, при идеальной чувствительности снасти и большом опыте можно и здесь «оставаться пионером», но гораздо легче и логичнее использовать нормально сгруженную снасть. Сначала лучше сдвинуть весь груз к поводку и определить «в черновом варианте» спуск до явно выраженных задевов за дно, а затем, расположив груз в рабочем положении, определить глубину «набело». Этот последний способ, пожалуй, самый медленный, но зато самый универсальный и безотказный из всех описанных. Его можно использовать практически в любых условиях, позволяющих ловить дальним забросом, в то время как другие имеют ограничения. Будем считать, что принципиальное решение первой задачи найдено. Переходим ко второй.

Решение второй проблемы несколько проще, но требует к себе постоянного внимания даже в процессе ловли. Принципиально оно выглядит, как тривиальная метка, выставляемая рыболовом на леске различными способами. Самый «бородатый» и ненадежный способ — это завязывание ниточных узлов по аналогии со стопорным. Его неудобство заключается в возможности и отнюдь не гипотетической смещаться по леске (порой, очень значительно). Помимо этого он может: несколько препятствовать равномерному сходу лески при забросе. Сначала это может происходить как зацепы витков за узел на шпуле, а затем при малой скорости в конце полета, за счет задевов за кольца.

Второй наиболее удобный способ — метка водостойким маркером, который со временем может стираться (и желательно, чтобы он это делал, иначе вся леска после нескольких рыбалок может быть в метках, хотя это тоже можно решить) и поэтому требует «периодического подновления. Ну и последний способ «для будущих комсомольцев» — исключительно на свой «соколиный глаз». Таким способом осуществляется контроль удаленности приманки от берега. Отклонение от линии ловли вправо-влево определяется относительно неподвижных удаленных предметов напротив рыболова, либо (когда зрению зацепиться не за что) опять-таки «на глаз».

Тех, кто не ловил рыбу на значительном удалении от берега хотелось бы предостеречь от первоначальных попыток забросить даже первоклассной снастью подальше и поглубже. Из-за отсутствия опыта вы можете потратить уйму времени и душевных сил на решение описанных выше проблем, а не справившись толком с ними, разочароваться в самой ловле. Поэтому очень рекомендую начинать с относительно небольших дистанций (для этого стоит тщательнее выбирать места для первоначальных выездов), позволяющих, с одной стороны, почувствовать преимущества удаленной от берега ловли, а с другой, снизить связанные с этим трудности до минимума. Лично для меня такой дистанцией было расстояние в 15-20 метров. С появлением уверенности в снасти и некоторых навыков, дистанцию можно плавно увеличивать, трезво оценивая при этом свои силы.

Предположим, точка ловли выбрано после трезвого размышления и грамотной оценки своих сил, последовавших вслед за тщательнейшим обследованием места ловли. Теперь следует переходить к прикормке и всему, что ее касается в нашем случае, а касаться есть чему. Ее придется доставить в точку ловли на существенное расстояние и в рабочем состоянии. То есть, если ловля предполагается со дна, то комок не должен развалиться при полете, а скорее всего и от удара об воду. Если же 1 ловить придется в толще, то прикормка должна быть максимально рассыпчатой. Такие требования очень жестко ограничивают способы применения кормовой смеси. Без использования дополнительных приспособлений для доставки порций прикормки, рыболов сможет бросать только довольно плотные, тяжелые и вязкие комки на короткое и среднее расстояние.

Для кормления сильно удаленного участка необходима рогатка (наиболее распространенная и универсальная конструкция), либо другое приспособление, увеличивающее дальность и точность попадания. Подробно рассказывать об устройстве и разнообразии конструкций рогатки, используемой для доставки прикормки к поплавку не стану, так как это не так принципиально на начальной стадии освоения данной ловли. Все, что требуется от рогатки — это способность прицельно выстрелить комок, не разрушив его, на расстояние 30-40 м (в идеале стоит иметь несколько разных по бою — для ближней, средней и дальней дистанции и т.д.). Главное преимущество ее на ближней дистанции — это возможность точно подстреливать очень маленькие порции смеси различной консистенции.

Для начала освоения техники ловли самые идеальные условия — это ловля в стоячей воде или на очень слабом течении донной рыбы при глубине приблизительно на метр меньшей длины удилища и расстоянии 15-20 метров. Про причины выбора наиболее удобных для обучения глубин и дальности я уже упоминал ранее. Такая глубина объясняется удобством заброса с зафиксированным поплавком, а указанная удаленность уменьшает остроту проблемы точного заброса снасти. Также на небольшое расстояние можно со спокойной совестью довольно метко кидать комки прикормки «голыми руками». Теперь о причине удобства стоячей воды и слабого течения (лично для меня оно кажется предпочтительнее полного отсутствия) и привязки объекта ловли ко дну. Помимо сложностей работы со снастью на течении придется процесс докармливания сделать регулярным, что неминуемо поначалу будет приводить к рассредоточению комков и рыбы на значительной площади и снижению интенсивности клева.

Слабое течение не требует очень частого прикармливания, зато наличие возможности перемещать насадку параллельно берегу, наряду с подмоткой, позволит быстро нащупать точку ловли. «Донность» добычи объясняется опять-таки возможностью со старта массированно закормить участок ловли, что сильно снизит необходимость регулярного докармливания в процессе ловли. При заметном снижении активности клева процесс можно повторить, но в несколько меньшем масштабе, так как остатки прикормки и рыба на дне уже есть — их нужно только «освежить». При таком закармливании кучность увеличивается из-за элементарной пристрелки. После того, как вы станете уверенно фиксировать точку ловли на поверхности воды и попадать в нее, можно будет осваивать регулярные одиночные подбросы, которые почти не пугают рыбу и необходимы при ловле в толще воды и на мелководье.

Следует обратить внимание на качество слепленных перед забрасыванием комков. Они должны быть плотными и однородными настолько, чтобы не развалиться в полете и, в большинстве случаев, после удара об воду. Особенно опасен первый случай, так как при этом куски, на которые распался летящий точно в цель комок разлетаются в разные стороны от точки предполагаемого падения. Желательно, чтобы серия комков, слепленных для заброса одной партией, была приблизительно одинаковых размеров. В этом случае процесс пристрелки к цели будет идти гораздо быстрее.

После выяснения начальных тонкостей, связанных с прикармливанием, следует переходить непосредственно к технике ловли. Глухой оснасткой любой заброс перпендикулярно берегу навытяжку попадает в точку ловли, если вы ее засекали именно по таким ориентирам. С дальним забросом все несколько сложнее. Из за большой длины лески погрешность нахождения приманки относительно прикормки может быть довольно существенной даже при наличии меток на леске. Особенно это заметно при наличии ветра и течения. Поэтому, после стартового прикармливания наверняка придется потратить некоторое время на то, чтобы найти по поклевкам место расположения прикормки. Делается это в стоячей воде выполнением проводки перпендикулярно берегу. Для этого заброс делается с запасом, так чтобы насадка оказалась на уровне падения самых дальних комков, после чего делается несколько (достаточно 1-2) оборотов катушки.

В начале подмотки поплавок с одной точкой крепления уйдет под воду. Затем следует пауза до всплытия антенны плюс несколько секунд. Такие маневры повторяются на всем протяжении возможного разброса прикормки плюс еще чуть-чуть. На течении все действия выглядят практически также, но, удлиняя или укорачивая паузы, можно прочесать дно вдоль берега, что важно в середине и конце ловли, так как часть прикормки упала в стороне, а часть потихоньку снесло водой. После обнаружения места поклевок его запоминают по меткам (при необходимости выставляют новые) или на глаз и уже начинают целенаправленно облавливать именно его. При этом проводка выполняется также, но с некоторыми отличиями.

Читать еще:  Давление масла в двигателе y22dth

Во-первых, заброс делается дальше точки ловли для того, чтобы не распугивать рыбу.

Во-вторых, после заброса практически обязательно опускают вершину удилища в воду и подматывают леску до прибытия поплавка к месту поклевок. Это делается для погружения лески под поверхность воды, где она будет более защищена от воздействия ветра.

В-третьих, на месте наибольшей вероятности поклевок проводка выполняется более медленно с более длительными паузами. Такое движение насадки чаще предпочитают рыбы сугубо мирных и полумирных занятий.

Второй вариант проводки выглядит как равномерное и очень медленное подматывание, при котором поплавок сильно притапливается, но остается виден постоянно. Наиболее выгодна такая проводка при ловле окуня и некоторых полухищных, довольно агрессивных видов рыб. В процессе ловли нужно варьировать разные элементы проводки, так как активность рыбы может очень значительно изменяться в ту или иную сторону, поэтому полезно обращать внимание на моменты наибольшего количества поклевок, но не стоит зацикливаться на этом.

Подсечка и вываживание здесь также очень сильно отличаются от таковых же при пользовании глухой оснасткой. Причина все та же, уже набившая оскомину, длиннющая леска. Для успешной подсечки необходимо быстро, одним движением, выбрать слабину и надежно вонзить крючок. Это притом, что есть еще «запас» в виде прямого угла между точками — тюльпан, поплавок, крючок. Именно поэтому размашистая амплитудная подсечка просто необходима. Я предпочитаю подсекать в сторону, на мой взгляд, это удобнее, нежели вверх. Результатом успешного выполнения вышеописанных действий должно стать вываживание. Выполняется оно практически также, как и в спиннинге, но с поправкой на мощность снасти. Мелкий трофейчик вынимается тягой катушки. Удилище располагается относительно неподвижно под углом 90-120 градусов к леске.

Второй вариант действий при подсечке солидного трофейчика. В этом случае делать упор на тягу скоростной катушки не стоит, а лучше работать удилищем, спокойно подтягивая рыбу хлыстом, а затем выматывая отобранную таким способом леску. Еще одна мелочь, о которой хотел бы сказать отдельно, — это момент вынимания пустой снасти из воды. Здесь нужно быть внимательным, так как после подсечки поплавок погружается и движется к рыболову под водой. Зазевавшись на последних метрах, можно ударить металлическим килем по тюльпану и запросто повредить гладкую поверхность, что в последствии аукнется не одним испорченным метром лески, а то и отстреленным в небо поплавком.

Несколько слов о расположении рыболова на берегу. На любительской рыбалке я практически всегда ловлю с катушкой стоя. Рыба далеко от берега и не пугается, а наблюдать за поплавком и работать снастью лично мне так значительно удобнее, чем сидя. Для удобства прикармливания в процессе ловли очень полезно установить стоечки для удилища таким образом, чтобы можно было легко его положить и взять в руки, но при этом, чтобы они доставляли минимум неудобств в остальное время. Все остальные приспособления располагаются и используются также, разве что подсак можно и покороче, так как рыбу все равно придется подтаскивать очень близко — вдали ею трудно управлять коротким удилищем.

Долгое и быстрое движение крючка с насадкой под водой во время подмотки происходит с вращением приманки вокруг оси лески, как маленький пропеллер. Это приводит к сильному перекручиванию поводка и его запутыванию. Снизить этот эффект можно несколькими способами (лучше использовать их все вместе). Сверхлегкий маленький качественный вертлюжок на конце основной лески отчасти скомпенсирует вращение приманки. Использование очень тонких поводков очень значительно увеличивает их перекручивание, а значит, не стоит без необходимости уменьшать их диаметр. Форма насадки, являющаяся первопричиной этого явления, может усилить или ослабить вращение. Очень сильно крутит поводок набор из чистого опарыша, бутерброды же делают это гораздо неохотнее. Поэтому в процессе ловли контролировать состояние насадки полезно не только с точки зрения ее гастрономической привлекательности для рыб, но и с точки зрения ее гидродинамических свойств. Сильнее всего будет вращаться компактная асимметричная приманка.

Что такое заброс оборотов двигателя

При маневрах в гавани эффект заброса кормы винтом заметен практически на любой яхте, хотя и отличается от судна к судну. Этот эффект может быть использован опытным яхтсменом на пользу себе, но может и навредить неопытному рулевому. Отчего он возникает и как его грамотно использовать?

Текст Ларса Болле

В се суда, у которых гребной винт расположен внизу под корпусом, сталкиваются с так называемым эффектом заброса кормы (реактивным моментом). В зависимости от типа привода и формы корпуса он может проявляться по-разному, но заметен будет всегда. Проявляется этот эффект следующим образом: при начале движения судна (особенно на заднем ходу) его корма отчетливо смещается в поперечном направлении. Подобное поведение судна можно использовать при маневрах подхода и отхода, делая их особенно элегантными. А вот рулевые, которые не обладают опытом использования этого эффекта, зачастую сталкиваются с проблемами.

Понимание принципа эффекта заброса кормы и умение грамотно использовать реактивный момент винта в обязательном порядке должны входить в практический репертуар навыков каждого рулевого. Даже когда он берет в чартер совершенно незнакомую яхту, он должен понимать, как она способна маневрировать в гавани.

Принято называть описываемое явление «забросом кормы» или «реактивным моментом», хотя правильнее называть его «винтовым эффектом», так как вызывается оно исключительно работой гребного винта.

Винт правого вращения (как почти на всех современных яхтах) вращается вправо относительно дна и смещает корму вправо же. На заднем ходу, когда винт вращается влево, он смещает корму влево. На заднем ходу эффект заметно сильнее, чем на переднем, поэтому в основном он используется именно во время маневров, осуществляющихся задним ходом.

Эффект имеет две причины. Первая из них заключается в том, что верхняя и нижняя кромки диска, ометаемого винтом, находятся на разной глубине, в силу чего вода оказывает разное давление на лопасти винта, находящиеся внизу и вверху. При увеличении заглубления винта разность давлений падает, величина эффекта уменьшается. Вторая причина заключается в том, что подводная часть корпуса судна, находящаяся над винтом, мешает движению поперечного потока воды, увлекаемой вращением винта. Таким образом получается, что ближняя к днищу судна часть винта отбрасывает вбок меньший поток, чем более заглубленная часть диска винта. Возникает реактивный момент, который и смещает корму. При увеличении расстояния между днищем и лопастями винта эффект ослабевает. Кроме того, вертикальный поток воды (смотри рисунок вверху) дополнительно оказывает и влияние на сам корпус – со стороны левого борта возникает некоторое разрежение, в то время как правый борт испытывает повышенное давление.

Легко заметить, что в этом случае чем более килеватой является лодка, тем сильнее выражено подобное воздействие винта на нее (например, в случае S-образных обводов). Поскольку в данном случае поток набегает на поверхность корпуса под углом, оказывая более сильное воздействие. Если же взять для примера яхту с длинным килем, у которой винт работает в прорези киля, то у нее эффект подобного воздействия вращения винта будет еще более сильно выражен.

Влияние и сила этого эффекта на судно различны в зависимости от типа и расположения привода. Чем дальше удалена плоскость вращения винта от вертикальной оси поворота яхты, тем сильнее будет выражен эффект заброса кормы. Поэтому яхта с валопроводом имеет всегда бОльший забрасывающий эффект, чем аналогичная яхта, но с приводом типа Saildrive, поскольку последний находится много ближе к вертикальной оси вращения яхты (которая располагается обычно вблизи ЦБС).

Дополнительно нужно отметить, что у приводов типа Saildriveплоскость вращения винта расположена вертикально, в то время как винт на валопроводе обычно отклонен от вертикали примерно на 15°, что дополнительно усиливает заброс кормы.

По этой причине современные яхты с плоскими U-образными обводами и приводами типа Saildriveимеют обычно заметно меньший забрасывающий эффект, чем старые яхты с S-образными обводами и длинными килями. У последних забрасывающий эффект может быть столь сильным, что движение задним ходом будет практически невозможным. Винт при движении задним ходом будет настолько сильно сносить корму в сторону, что небольшое перо руля, типичное для таких судов, просто не сможет удержать яхту на курсе. В этом случае возможен лишь один вариант (на рисунке) – двигаясь задним ходом, периодически делать короткие рывки вперед, корректируя курс.

То, что эффект заброса кормы сильнее заметен на заднем ходу, чем на переднем, имеет свое обоснование.

Во-первых, на переднем ходу сразу же позади винта стоит руль, на который набегает сильно ускоренный поток, что повышает подъемную силу на пере руля, позволяя последнему стабилизировать курс яхты. Во-вторых, на переднем ходу потоком от винта омывается лишь малая (кормовая) часть корпуса, что оказывает сравнительно небольшое боковое влияние на яхту.

Читать еще:  Что такое газолиновый двигатель

На переднем ходу тип привода тоже оказывает некоторое влияние на силу эффекта заброса, но следует оговориться. Момент, создаваемый приводом типа Saildrive, сравнительно невелик, потому что плечо, равное расстоянию между плоскостью вращения винта и осью поворота яхты, тоже относительно мало. Винт на валопроводе создает бОльший по величине момент, но зато он генерирует поток, набегающий на перо руля, что стабилизирует яхту на курсе. В общем, можно говорить, что на переднем ходу (в отличие от заднего) заброс кормы незначителен и практически не зависит от типа привода.

Эти особенности опытные моряки зачастую используют интуитивно, и надо отметить, что научиться использовать эффект заброса кормы не так и сложно. Приведенные на рисунках схемы должны позволить понять сам принцип использования заброса кормы для облегчения маневров в гавани. Однако следует учитывать и то, что в ряде случаев это явление, напротив, может затруднить выполнение нужного маневра, а то и сделать его вовсе невозможным. Поэтому – ничего нового! – каждый рулевой должен хорошо знать особенности своего судна и заранее планировать любой маневр.

Поэтому совет: в безветренный день потренируйтесь на свободной акватории, используя плавающий кранец для оценки реакции яхты, выполняя следующие задачи: разгон назад из положения «полный останов», а также циркуляцию на переднем и заднем ходах.

Сокращенный вариант. Опубликовано в Yacht Russia №4 (73), 2015 г.

Рефлюксная болезнь: не просто изжога

Поделиться:

Вспомните милое детство — как часто дети в компании соревнуются, кто громче газанет ртом. А в некоторых странах это даже считается хорошим тоном — рыгнуть в ответ на вкусный и плотный ужин. Может ли частый вызов отрыжки спровоцировать разлад в работе организма? Сложно ответить. Но частый спонтанный заброс желудочного содержимого в пищевод определенно ведет к неприятным последствиям.

Гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь (ГЭРБ) — одно из самых частых заболеваний желудочно-кишечного тракта. Однако о нем мало кто говорит, поскольку обычно люди не считают это проблемой. Или почти не считают.

Между тем до осложнений тут рукой подать. Достаточно понять, что у нас в желудке находится агрессивная среда, предназначенная для переваривания грубой пищи. Причем в желудке есть множество факторов, защищающих его от воздействия агрессивных жидкостей, а вот органы, которые находятся выше, от этого не защищены, и частый заброс желудочного содержимого вызывает поражение пищевода, гортани, трахеи и бронхов.

Из-за чего начинается заболевание

Так устроено природой, что наша пища двигается однонаправленно, нет потока в обратную сторону (ну кроме случаев рвоты). Даже если съесть кусок мяса и запить его молоком, а потом залезть на дерево и свеситься вниз головой, мясо с жидкостью не вывалятся. Да, будет неприятно, но всё же желудочный мешок оставит вкусняшку у себя.

Причина этому проста — существует клапан, сдерживающий обратное движение. На самом деле клапанов даже два: верхний — глоточный (препятствует попаданию пищи обратно в глотку) и нижний — кардиальный (он как раз и предотвращает заброс из желудка в пищевод). Так вот, есть определенные факторы, из-за которых эти стражи порядка ослабляют свое внимание и разрешают желудочному содержимому посмотреть, что там за свет в конце тоннеля. Давайте их перечислим.

  • Банальное и набившее оскому — курение. Да-да, и здесь сигарета отметилась! Дело в том, что вещества горения табака расслабляют эти вышеозначенные сфинктеры.
  • Прием кофеина. Кофе, чай, кола
  • Прием алкоголя. Причем он действует как местно (обжигающе), так и системно (как релаксант ЦНС).
  • Питье газировки. Ну вы поняли почему. Нет? Вы глотнули жидкость, из которой активно выходят газы, газ выталкивает жидкость…
  • Некоторые лекарственные препараты, влияющие на гладкую мускулатуру (антагонисты кальция — верапамил, спазмолитики — папаверин, нитраты, анальгетики).
  • Торопливое принятие пищи способствует забросу воздуха в желудок. И этот воздух покидает свое временное пристанище вместе с кислым содержимым.
  • Диафрагмальная грыжа.
  • Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.
  • Все причины, ведущие к повышению внутрибрюшного давления. К таким состояниям относится беременность: мало того что растет давление в животе, так и еще бурлящие гормоны расслабляют сфинктеры. Кстати говоря, беременные у нас (анестезиологов) на особом счету. Из-за вышеперечисленных проблем у них очень высок риск заброса содержимого желудка в дыхательные пути. К росту внутрибрюшного давления ведут также новообразования, жидкость в животе (асцит), ожирение, вздутие кишечника и т. д.

Симптомы рефлюксной болезни

Зная свойства соляной кислоты, вы и сами легко можете догадаться, какими симптомами сопровождается выброс желудочного содержимого. Если не догадываетесь, то вспомните, как вы первый раз попробовали водку. Ее было сложно проглотить, она обожгла рот, капли попали в дыхательные пути, вы закашлялись, у вас все обожгло внутри. Вот примерно так и чувствуют себя люди с регулярным забросом, только симптомы идут в обратном порядке.

Самый главный симптом — конечно, изжога. Жжение начинается примерно через 1,5 часа после приема пищи. Оно исходит из области желудка и поднимается вверх до глотки. Вонючая отрыжка заставляет морщить носы ваших родных и близких.

Кстати говоря — именно запах часто заставляет людей обратиться к врачу. Это психология. Боли, жжение, отрыжку люди переносят до последнего, а вонь изо рта, заставляет их лечить зубы, обследоваться и лечиться.

Кислое содержимое проникает в дыхательные пути, ночью вынуждая просыпаться от нехватки воздуха, что может привести к банальному хроническому бронхиту, и даже доводит до опасных аспирационных пневмоний или бронхиальной астмы.

Читайте также:
Что помогает пищеварению

Регулярные ожоги пищевода приводят к постоянному воспалению, воспаление вызывает изменение клеточного состава, нежные ткани слизистой оболочки замещаются грубой неэластичной соединительной, образуются рубцы, сужается пищевод. Каждый прием пищи сопровождается болью, замедлением прохождения пищевого комка. Все очень и очень неприятно.

Как лечить ГЭРБ

Лечение данного состояния должно быть начато с изменения поведения и привычек.

Во-первых, следует бросить пить, курить, ругаться матом и стать ангелом. Шутка, конечно, но в каждой шутке… Итак.

  • Бросайте курить.
  • Ограничьте прием крепких алкогольных и кофеиновых напитков.
  • Пищу придется принимать «по фэн-шую», т. е. 4–6 раз в день мелкими порциями. Что, кстати, вполне соотносится со множеством диет.
  • По возможности откажитесь от бандажей. Сейчас бандаж обычно носят, чтобы снизить риск послеоперационных грыж или чтобы поддержать позвоночный столб. Но бандаж увеличивает внутрибрюшное давление, так что сопоставьте риски.
  • Постарайтесь поднять головной конец кровати. Понятно, что у вас не реанимационная койка, но хотя бы купите подушки пообъемнее.
  • Обсудите с вашим специалистом возможность замены тех лекарственных препаратов, которые уменьшают тонус кардиального сфинктера (антагонисты кальция — верапамил, спазмолитики — папаверин, нитраты, анальгетики).
  • В остром периоде заболевания исключите физическое напряжение и поднятие тяжестей. Особенно избегайте тех упражнений, которые повышают внутрибрюшное давление (тренировка мышц брюшного пресса).

По поводу медикаментозного лечения

Доказана эффективность и безопасность ингибитора протонной помпы — омепразола и его аналогов. Но тут есть одно но: он будет малоэффективен, если агрессивным фактором является не желудочный сок, а сок, выделяемый через желчные протоки. Тогда доктор назначит вам, скорее всего, урсодезоксихолевую кислоту и прокинетики (домперидон).

Опять же — это общая схема. Все очень индивидуально. Лучше один раз обследоваться и получить точное и эффективное лечение, чем тратиться на примерные препараты и получить неведомые побочные эффекты.

Товары по теме: [product strict=»омепразол»](омепразол), [product strict=»домперидон»](домперидон), [product strict=»уросфальк»](уросфальк), [product strict=»уросан»](уросан)

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector