Sw-motors.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Система охлаждения

Система охлаждения

Классификация

Средняя температура газов в цилиндрах работающего двигателя составляет около 1000°С. Газы в процессе работы нагревают стенки цилиндра, поршня и головки цилиндров. Если двигатель не охлаждать, то сгорит пленка масла между трущимися деталями, в результате чего повысится износ деталей, могут возникнуть заклинивание поршней из-за их расширения и другие неисправности. Излишний отвод теплоты (переохлаждение) приводит к снижению его мощности и экономичности вследствие ухудшения процесса смесеобразования. При этом увеличиваются потери на трение, так как свойства масла ухудшаются. Пониженный тепловой режим двигателя вызывает неполное сгорание тяжелых фракций топлива, отчего на стенках камеры сгорания, поршня и тарелках клапанов образуется большой слой нагара. Происходит залегание поршневых колец в канавках поршня, возможно зависание клапанов. Таким образом, избыточный отвод тепла нежелателен так же, как и перегрев.

Для нормальной работы двигателя температура охлаждающей жидкости должна составлять 80. 95°С.

Система охлаждения служит для отвода теплоты от нагретых деталей и поддержания нормального температурного режима работающего двигателя, что достигается искусственным охлаждением с помощью жидкости (жидкостное охлаждение) или окружающего воздуха (воздушное охлаждение).

Двигатели с жидкостным охлаждением получили наибольшее распространение. В качестве охлаждающей жидкости применяют воду или жидкость с низкой температурой замерзания — антифриз. В жидкостную систему охлаждения входят водяная рубашка охлаждения блока и головки цилиндров, радиатор 2, водяной насос 9 и вентилятор 3, а также вспомогательные устройства: водораспределительный канал 8, термостат 4, соединительные шланги, краники слива и указатель 5 температуры жидкости (термометр).

При работе пускового двигателя до начала проворачивания коленчатого вала основного двигателя происходит термосифонная циркуляция воды, т. е. под воздействием разности температур вода циркулирует из водяной рубашки 7 цилиндра пускового двигателя в его головку, а затем направляется в водяную рубашку б головки блока основного двигателя. Отдав теплоту головке блока цилиндров, вода по соединительному патрубку поступит опять в рубашку цилиндров пускового двигателя.

Во время работы основного двигателя принудительная циркуляция воды в системе охлаждения создается центробежным водяным насосом 9, который забирает воду из нижнего бака радиатора и нагнетает под давлением в водяную рубашку 6, где она охлаждает стенки цилиндров. Из водяной рубашки блока вода направляется через отверстия и каналы в водяную рубашку головки цилиндров. По каналам потоки воды направляются к перемычкам клапанных гнезд, подверженным наибольшему нагреву. В холодном двигателе вода направляется термостатом из водяной рубашки к водяному насосу (по малому кругу), минуя радиатор, а в прогретом — в верхний бак радиатора (по большому кругу). Проходя из верхнего бака радиатора 2 в нижний по многочисленным трубкам, вода охлаждается. Воду охлаждает поток воздуха, создаваемый вентилятором 3 и поступающий между трубками. Из нижнего бака радиатора вода вновь нагнетается насосом в водяную рубашку двигателя.

Благодаря высокой скорости движения разность температур воды, выходящей из рубашки охлаждения и входящей в нее, небольшая (4. 7°С), что создает благоприятные условия для равномерного охлаждения двигателя.

На современных двигателях применяется закрытая система охлаждения. Она характеризуется тем, что радиатор герметически закрыт, только при повышенном или пониженном давлении он сообщается с атмосферой, для чего на нем установлен паровоздушный клапан.

В такой системе можно достичь более высокой температуры кипения воды, что создает благоприятные условия для работы двигателя. В закрытой системе охлаждения уменьшается потеря жидкости в результате испарения.

Двигатели с воздушным охлаждением. Отвод теплоты от деталей таких двигателей происходит в результате принудительного обдува воздухом цилиндров и их головок, для чего имеется роторный вентилятор, состоящий из ротора с большим числом лопастей и неподвижного направляющего аппарата. Вращаясь с большой частотой, ротор нагнетает воздух под воздухораспределительный кожух .

Автоматическое регулирование теплового режима изменением частоты вращения ротора вентилятора введено на некоторых дизелях с жидкостным и воздушным охлаждением. С этой целью между шкивом 16 привода вентилятора и ротором установлена гидродинамическая муфта 17 переменного наполнения маслом, а в головке цилиндра — регулятор 12 подачи масла. Гидромуфта 17 имеет два колеса с лопатками: ведущее — насосное (переднее по ходу двигателя) и ведомое — турбинное. Последнее жестко связано с ротором 19 и не связано с насосным колесом.

Действует автоматическое устройство следующим образом. Когда двигатель не прогрет и температура головки цилиндра недостаточна, золотник 13 не пропускает масло из смазочной системы в гидромуфту, в результате чего турбинное колесо с вентилятором не вращается. Двигатель быстро прогревается. При достижении нужной температуры прогрева чувствительный датчик регулятора 12 перемещает золотник 13 и открывает доступ масла в гидромуфту. Масло, попавшее внутрь муфты, захватывается лопатками ведущего колеса и отбрасывается на лопатки ведомого. Это заставляет последнее вращаться вместе с ротором вентилятора, а у двигателей с жидкостным охлаждением — вместе с вентилятором.

В кожухе гидромуфты расположены отверстия через которые масло непрерывно сливается в картер двигателя.

Чем выше температура двигателя, тем большим количеством масла заполнена гидромуфта и тем с большей частотой вращается ротор вентилятора. При снижении температуры до определенного значения золотник ограничивает поступление масла в муфту и вентилятор замедляет вращение.

Уход за системой охлаждения

Уход за системой охлаждения состоит: из ежедневной проверки уровня воды в системе охлаждения перед выездом, регулировки натяжения вентиляторных ремней, наблюдения за герметичностью системы и устранения возможных подтеканий в ее соединениях, регулярной смазки подшипника вентилятора в соответствии с картой смазки, периодической промывки всей системы охлаждения и своевременного утепления радиатора и капота двигателя.

Система охлаждения для уменьшения образования накипи должна заполняться мягкой и по возможности дождевой водой. Образование накипи или коррозии на стенках водяных рубашек или в трубках радиатора, даже при тонком слое, сильно сокращает эффективность действия системы охлаждения.

Чтобы уменьшить образование накипи, воду в системе охлаждения следует менять как можно реже.

Нормальная работа системы охлаждения обеспечивается соответствующим натяжением приводных ремней вентилятора и генератора. Регулировка натяжения этих ремней (рис. 143) производится путем поворота генератора относительно болтов Л его крепления. Болт Б установочной планки генератора при этом отпускается.

Натяжение ремней должно быть таким, чтобы при нажатии большим пальцем руки на середину ремня, между шкивами вентилятора и генератора, прогиб ремня был в пределах 13—20 мм.

Слишком сильное натяжение ремней приводит к увеличению нагрузки на подшипники валика водяного насоса и генератора, а также вызывает преждевременный износ самих ремней. Слишком слабое натяжение ремней вызывает проскальзывание их на шкивах и повышенный износ. Кроме того, при проскальзывании ремней уменьшаются обороты вентилятора и водяного насоса, а также генератора, что может послужить причиной закипания воды в системе охлаждения и снижения отдачи тока генератором.

Ремни вентилятора нужно оберегать от попадания на них масла, так как оно действует на них разрушающе и может вызвать их пробуксовку. При попадании масла на ремень нужно сейчас же протереть его чистой тряпкой, слегка смоченной в бензине.

Проверять герметичность системы охлаждения и устранять подтекания в ее соединениях рекомендуется на холодном двигателе, потому что при прогретой системе незначительная течь незаметна—вытекающая вода при этом быстро испаряется.

Во время езды нужно следить за показаниями температуры воды по термометру, расположенному на щитке приборов, поддерживая ее в пределах 80—90° С В случае больших и

Читать еще:  Что такое воздушный обогрев двигателя

систематических нарушений температурного режима при исправной работе систем зажигания и питания следует проверить исправность термостата и его прокладок.

Простейшая проверка действия термостата производится на ощупь: при исправном термостате приемный патрубок верхнего бачка радиатора начинает нагреваться не сразу после запуска двигателя, а некоторое время спустя, когда стрелка указателя температуры воды в водяной рубашке двигателя достигнет 50—60° С.

Для более точной проверки термостата нужно вынуть его из выпускного патрубка головки цилиндров и опустить в сосуд с водой, нагретой до температуры 90—100°С ; затем при постепенном охлаждении воды проследить за температурой начала и полного закрытия клапана термостата (см. раздел „Система охлаждения» главы I). Неисправный термостат следует заменить новым.

Как указывалось выше, ржавчина и особенно накипь, отложившиеся на стенках водяных рубашек и в трубках радиатора, сильно сокращают эффективность действия системы

охлаждения, приводя к перегреву двигателя, к потере мощности и к перерасходу горючего и смазки. Поэтому необходимо периодически (два раза в год, при сезонных осмотрах автомобиля) промывать систему охлаждения. Промывку лучше всего производить с помощью специального промывочного пистолета, в котором струя воды эжектируется сжатым воздухом. При отсутствии такого пистолета промывать систему можно сильной струей чистой воды. Желательно при этом, чтобы струя была пульсирующей. Промывка радиатора и двигателя производится раздельно, причем направление струи должно быть обратным направлению движения воды при нормальной работе системы. Для промывки рубашки двигателя необходимо:

а) отсоединить шланги от радиатора к водяному насосу и к выпускному патрубку головки цилиндров;

б) снять патрубок головки цилиндров, вынуть из него термостат и, заглушив пробкой перепускное отверстие в головке, установить патрубок на место;

в) отсоединить котел пускового подогревателя от двигателя и заглушить отверстия присоединения его к головке и блоку (только на двигателях ГАЗ-51 и ГАЗ-69);

г) произвести промывку рубашки через выпускной патрубок головки цилиндров, как показано на рис. 144. Промывать рубашку надо до тех пор, пока выходящая из водяного насоса вода не будет совершенно чистой.

Пользоваться при указанной промывке водяной рубашки щелочными растворами нельзя, так как они сильно разъедают алюминиевый сплав головки.

При капитальном ремонте двигателя очищать водяную рубашку головки и блока от накипи надо раздельно, химическим способом. Для этого из головки вывертываются свечи, датчик температуры воды, все стальные пробки, заглушки и штуцеры, снимается выпускной патрубок с термостатом. Затем головка на 2 часа погружается в 5-процеитный раствор азотной кислоты с нормальной комнатной температурой. По истечении указанного срока головка извлекается из раствора и несколько раз промывается в чистой воде.

В блок цилиндров заливается 10-процентный раствор каустической соды (NaH ), подогретый до 60—90°С.

После 10—12 часов раствор выливается из блока, и полость его водяной рубашки несколько раз промывается чистой водой.

На ремонтных заводах промывку водяной рубашки блоков рекомендуется производить в специальных камерах, оборудованных рольгангами и центробежным насосом. Блок устанавливается на рольганг и через него при помощи шланга прокачивается 10-процентный раствор каустической соды, нагретый до 60-90С. Шланг присоединяется в блоках двигателей ГАЗ-51 и ГАЗ-69

к штуцеру котла пускового подогревателя, а в блоках двигателей М-20 и ЗИМ-12—к специальному штуцеру (такому же, как для присоединения котла пускового подогревателя на двигателях ГАЗ-51 и ГАЗ-69), ввертываемому в них вместо переходного штуцера сливного краника водяной рубашки цилиндров. Очищенная таким способом водяная рубашка промывается горячей водой, подаваемой также по шлангу от насоса.

При каждой промывке водяной рубашкой необходимо тщательно очищать полость водораспределительной трубы блока цилиндров от ржавчины, кусочков припоя, попавших в нее из радиатора, обломков стержневой проволоки и пр. Очистку следует производить длинными проволочными крючками, сияв предварительно водяной насос. Если труба не поддается очистке непосредственно в блоке, то ее надо вынуть из него с помощью проволочного крючка (рис. 145), прочистить и вновь поставить на место так, чтобы ее щелевидные отверстия были обращены в сторону клапанов.

Сильно проржавевшие и начавшие разрушаться трубы необходимо заменять новыми.

Работать без водораспределительной трубы нельзя, так как это приводит, с одной стороны, к перегреву выпускных клапанов, а с другой— к переохлаждению первого цилиндра со всеми вытекающими из этого последствиями: прогоранию и короблению клапанов и повышенному износу первого цилиндра.

Особенно тщательно надо следить за состоянием водораспределительных труб на двигателях, выпущенных до второй половины 1953 года, так как на них устанавливались трубы

из освинцованной жести. Эти трубы в результате сильной коррозии (ржавления) сравнительно быстро разрушаются и при ремонте двигателей их, как правило, надо заменять новыми.

Извлечение (целиком или частями) таких проржавевших и начавших разрушаться труб из блоков двигателей ГАЗ-51 и ЗИМ-12 указанным на рис. 145 способом, из-за значительной длины их, представляет известные трудности и не всегда может быть осуществлено. В таких случаях рекомендуется просверлить в задней стенке блока (на расстоянии 58 мм от его верхней плоскости и 68 мм от плоскости

крепления газопровода) отверстие диаметром 22,3 мм, вытолкнуть через него старую трубу и очистить водяную рубашку от ее остатков.

Затем нарезать в отверстии резьбу 2M24х1,5 и поставить в него на сурике чугунную пробку, изображенную на рис. 146. Новые водораспределительные трубы, при отсутствии готовых, могут быть выполнены из оцинкованной, освинцованной или луженой жести толщиной в 0,5—0,8 мм по чертежам, приведенным на рис. 147 и 148.

Для промывки радиатора необходимо закрыть его пробку и, присоединив к верхнему патрубку шланг для слива воды, производить промывку через нижний патрубок (рис. 149).

Перед промывкой радиатора надо убедиться в том, что он не засорен, так как в случае его засорения сильная струя воды может вызвать повреждение радиатора.

Для удаления значительных отложений накипи, в радиатор заливают 2-3-процентный раствор каустической соды и выдерживают его в нем 8—10 часов. После указанного срока

раствор сливают, а радиатор промывают указанным выше способом или многократной заливкой и сливом горячей и холодной воды, чтобы полностью удалить из него остатки раствора. Котел пускового подогревателя промывается отдельно, аналогично промывке радиатора, через нижний патрубок.

Утепление системы охлаждения зимой и применение жидкости с низкой температурой замерзания

Из-за наличия в системе охлаждения термостата, быстрый прогрев радиатора после запуска двигателя невозможен, так как клапан термостата в первое время работы двигателя закрыт и охлаждающая жидкость циркулирует только внутри двигателя. Поэтому при стоянке автомобиля на морозе, времени, в которое прогревается двигатель до начала открытия клапана и начала пропуска теплой воды в радиатор, вполне достаточно для замораживания его и полного прекращения циркуляции воды.

В связи с этим, для сохранения тепла при стоянке автомобиля и для предупреждения замораживания радиатора, необходимо осенью с наступлением холодной погоды и зимой применять теплый чехол на капот и облицовку радиатора.

В зимнее время, в целях повышения надежности работы двигателя и предохранения системы охлаждения от замерзания,

рекомендуется пользоваться также специальными смесями с низкой температурой замерзания (антифризами). Применение этих смесей устраняет необходимость слива воды из системы охлаждения при хранении автомобиля в холодном помещении или на улице при температурах ниже нуля.

Читать еще:  Двигатель wd10g220e23 технические характеристики

В качестве таких смесей следует применять водные растворы этиленгликоля.

Использовать для этой цели спиртовые растворы не рекомендуется, так как они имеют температуру кипения ниже 100С и при незначительных перегревах двигателя спирт из них быстро испаряется, что приводит к уменьшению концентрации смеси и повышению температуры ее замерзания; при этом создается опасность замораживания системы охлаждения.

Смеси же на этиленгликолевой основе, в отличие от спиртовых, устойчивы в работе, потому что имеют температуру кипения выше 100°С , а сам этиленгликоль при работе не испаряется. При эксплуатации этих смесей происходит испарение воды, а не этиленгликоля, поэтому при естественной убыли жидкости в системе охлаждения необходимо доливать в нее только чистую воду до получения требуемого состава.

Характеристика некоторых этиленгликолевых смесей приведена в табл. 34.

Стандартная этиленгликолевая смесь марки „40″ (ГОСТ 159-52) представляет собой слабо мутную жидкость, желтоватого цвета, состоящую из 55% технического этиленгликоля и 45% воды. Температура замерзания ее не выше —40°С , а удельный вес при температуре +20С равен 1,068—1,073.

Этиленгликолевые смеси безопасны для кожных покровов и органов дыхания, однако в случае попадания в желудочно-кишечный тракт вызывают тяжелое отравление, обычно со смертельным исходом. Поэтому обращаться с ними надо как с сильно ядовитыми веществами. Переливание их при помощи

шланга путем засасывания ртом категорически запрещается. В пожарном отношении этиленгликолевые смеси безопасны.

Перед заливкой в систему охлаждения этиленгликолевой 1 смеси, необходимо тщательно промыть систему и проверить ее герметичность, так как эти смеси склонны к просачиванию через соединения, герметичные для воды. В случае необходимости, должна быть произведена подтяжка хомутиков шлангов и гаек головки блока цилиндров для уплотнения прокладки.

Заливать смесь нужно из чистой посуды, вымытой в горячей воде. Следует иметь в виду, что попадание в смесь даже незначительных количеств нефтяных продуктов (бензин, керосин, масло и пр.) снижает теплопроводность смеси и приводит к вспениванию ее (жидкость приобретает серый оттенок вследствие образования эмульсии). Если после нескольких часов работы двигателя будет обнаружено сильное помутнение жидкости из-за образования эмульсии, то ее необходимо слить, а систему охлаждения вновь тщательно промыть для удаления. и меющихся в ней загрязнений и затем залить свежей смесью. Контроль за мутностью этиленгликолевой смеси должен производиться систематически.

Заливать этилепгликолевую смесь в систему охлаждения, вследств ие ее о тносительно большого расширения при нагревании, следует на 1 л меньше, чем воды (см. раздел „Система охлаждения» главы I), иначе часть смеси во время работы-двигателя будет неизбежно выброшена наружу из-за переполнения системы.

Проверка состава этиленгликолевых смесей производится специальным гидрометром НИИ ГСМ ВС, который имеет две шкалы, показывающие объемное содержание этиленгликоля в процентах в интервале 20—100% и температуру замерзания смеси в пределах от—8°С до—67°С. Состав смеси может определяться также обычным ареометром.

Проверка в обоих случаях должна проводиться при стандартной температуре +20°С , иначе для определения истинного состава смеси в полученные замером величины надо вносить температурную поправку. При пользовании ареометром поправка составляет 0,0006 на 1°С разницы в температурах, при-которой производилось измерение и стандартной (+20°C).. При этом поправка прибавляется к замеренному удельному весу, если температура выше +20 C, или вычитается из него, если температура ниже +20°С. При пользовании гидрометром температурная поправка берется по таблице 35.

Для определения по этой таблице истинного содержания этиленгликоля в смеси, находят по горизонтальной строке против температуры испытываемой смеси (или ближайшей к ней) цифру, соответствующую показанию гидрометра. Затем в вертикальном столбце, в котором располагается эта цифра,

находят содержание этиленгликоля, соответствующее +20°C. Найденная таким образом цифра и будет выражать истинный процент содержания этиленгликоля в проверяемой смеси.

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Водяная рубашка

Водяная рубашка , окружающая камеры сгорания, соединяется с общей системой охлаждения двигателя. Нижняя часть двигателя закрута штампованным из листовой стали поддоном, который служит масляным резервуаром. [1]

Водяная рубашка в цилиндрах служит для охлаждения стенок цилиндра и улучшения состояния масляного слоя на стенках, а также для ослабления теплового потока к всасывающей полости и всасывающим клапанам. В современных многооборотных компрессорах, в которых длительность хода поршня в одну сторону составляет 0 02 — 0 06 сек, даже при интенсивном охлаждении стенок цилиндра, сжатие практически происходит по адиабате и наличие водяной рубашки почти не отражается на рабочем процессе. [2]

Водяная рубашка служит для охлаждения статора двигателя и жидкости, циркулирующей внутри автономного контура и проходящей по змеевику. [3]

Водяные рубашки наполнены водой и присоединены трубами к верхней и нижней частям радиатора автомобиля. Самым большим достижением советского строя является то, что он пробудил к жизни огромные силы народа. Одной из неотложных задач наших металлургов является, с одной стороны, уменьшить вес машин и металлических конструкций, а с другой — сделать существующее оборудование более современным и более эффективно использовать металлы. Чушки, отливаемые в опоках, затем прокатываются и куются в бруски и полосы. В нашей металлургической промышленности существуют большие резервы металла, которые могут быть использованы благодаря более эффективной эксплуатации существующих мощностей, модернизации устарелого оборудования и совершенствованию технологических процессов Эффективность этих мероприятий очевидна. Нефтяные месторождения в Баку богаты нефтью, но нефтяные месторождения так называемого Второго Баку еще богаче. Если железные руды залегают недалеко от поверхности, то их добывают открытым способом. Мягкие руды добываются экскаваторами. Более твердые руды требуют взрывных работ. Руда, горючее и флюс для доменной печи подаются наверх при помощк скипа. При использовании сварочных аппаратов получаются более надежные швы, чем при ручной сварке. Билеты были распределены между всеми членами клуба. При Советской власти эксплуатация человека человеком уничтожена. [4]

Водяная рубашка 8 головки блока цилиндров сообщается с водяной рубашкой 9 блока через каналы, просверленные в стенках. Нагревающаяся в блоке вода поднимается вверх и проходит в головку, ее место занимает более холодная вода, поступающая в головку из радиатора. [5]

Водяная рубашка л холодильники должны очищаться от осадка возможно чаще, но не реже раза в год. При этом следует применять механическую очистку, а если сна затруднена, то допускается протравливание 25-процентным раствором соляной. Очистка соляной кислотой производится следующим образом: после спуска охлаждающей воды и залиеки раствора соляной кислоты раствор этот оставляют в рубашке 12 — 24 ч в зависимости от твердости накипи и толщины ее. Во время нахождения раствора соляной кислоты в рубашке в последний должно быть оставлено открытым какое-нибудь отверстие для выхода газов. [6]

Водяная рубашка 16 двигателя состоит из рубашки блока 14 цилиндров и рубашки головки / / блока, соединенных между собой отверстиями в прокладке между головкой и блоком. Через отверстия 10 в трубе жидкость направляется на охлаждение п в первую очередь к наиболее нагретым частям головки блока и цилиндрам. Нагретая охлаждающая жидкость проходит через верхний патрубок 8к бачку радиатора. [7]

Водяная рубашка в блоке расположена на полную длину цилиндров, это улучшает условия работы цилиндров. К водяной рубашке головки присоединен датчик электрического термометра. [8]

Водяная рубашка на всех двигателях образована совместной отливкой цилиндров и наружных стенок блока и у двигателей многих моделей расположена по всей длине цилиндра. Вследствие этого обеспечивается полное охлаждение цилиндров, что создает благоприятные условия для работы смазки на стенках цилиндров и способствует снижению износов двигателя. [9]

Читать еще:  Бортовой компьютер показывает неисправность двигателя

Водяная рубашка 16 двигателя состоит из рубашки блока цилиндров и рубашки юловки блока, соединенных между собой отверстиями в прокладке между i оловкой и блоком. При вращении крыльчатки насоса охлаждающая жидкость нагнетается в водораспределительную трубку 12, расположенную в головке блока. Через отверстия 10 в трубке жидкость направляется к патрубкам выпускных клапанов, благодаря чему охлаждаются наиболее нагретые части головки блока и цилиндров. Если термостат 9 закрыт, то по перепускному шлангу 7 жидкость снова поступает к центробежному насосу. [10]

Водяная рубашка выполнена в виде спирального канала, что обеспечивает меньшее его сечение и большую, в силу этого, скорость прохождения воды при том же количественном ее расходе. [11]

Водяные рубашки наполнены водой и присоединены трубами к верхней и нижней чйстям радиатора автомобиля. Самым большим достижением советского строя является то, что он пробудил к жизни огромные силы народа. Одной из неотложных задач наших металлургов является, с одной стороны, уменьшить вес машин и металлических конструкций, а с другой — сделать существующее оборудование более современным и более эффективно использовать металлы. Чушки, отливаемые в опоках, затем прокатываются и куются в бруски и полосы. В нашей металлургической промышленности существуют большие резерва металла, которые могут быть использованы благодаря более эффективной эксплуатации существующих мощностей, модернизации устарелого оборудования и совершенствованию технологических процессов Эффективность этих мероприятий очевидна. Нефтяные месторождения в Баку богаты нефтью, но нефтяные месторождения так называемого Второго Баку еще богаче. Если железные руды залегают недалеко от поверхности, то их добывают открытым способом. Мягкие руды добываются экскаваторами Более твердые руды требуют взрывных работ. Руда, горючее и флюс для доменной печи подаются наверх при помоще скипа. Пылеуловители в доменной печи улавливают твердые частицы, уносимые отходящими газами. При использовании сварочных аппаратов получаются более надежные швы, чем при ручной сварке. Тема Вашего доклада совпала ( перекликается) с темой доклада предыдущего оратора. Билеты были распределены между всеми членами клуба. При Советской власти эксплуатация человека человеком уничтожена. [12]

Водяная рубашка заполняется охлаждающей жидкостью с це лью непосредственного охлаждения цилиндров двигателя. Она пред ставляет собой пространство, заключенное между стенками цилиндров, стенками камеры и наружными стенками блока и головок блока цилиндров. Водяная рубашка соединяется с водяным насосом и радиатором. [13]

Водяная рубашка поддерживает постоянную температуру пасты, которая должна составлять примерно 30 С. [15]

BUS-CLUB.RU

Система охлаждения двигателя.

Детали двигателя внутреннего сгорания в процессе работы подвергаются воздействию очень высоких температур, и без отвода излишнего тепла его функционирование невозможно. Основное назначение системы охлаждения двигателя является охлаждение деталей работающего двигателя. Следующей по важности функцией системы охлаждения является нагрев воздуха в салоне. В двигателях с турбонаддувом система охлаждения снижает температуру нагнетаемого в цилиндры воздуха, в автомобилях с АКПП охлаждает рабочую жидкость в коробке передач. В некоторых моделях автомобилей для дополнительного охлаждения масла в системе смазки двигателя устанавливается масляный радиатор.

Системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания подразделяются на два основных типа:

Каждая из этих систем имеет свои достоинства и недостатки.Воздушная система охлаждения имеет следующие преимущества: простота конструкции и обслуживания, меньший вес двигателя, пониженные требования к температурным колебаниям окружающей среды. Недостатками двигателей с воздушным охлаждением являются большая потеря мощности на приводе охлаждающего вентилятора, шумная работа, чрезмерная тепловая нагрузка на отдельные узлы, отсутствие конструктивной возможности организации цилиндров по блочному принципу, сложности с последующим использованием отводимого тепла, в частности – для обогрева салона.

В современных двигателях автомобилей система воздушного охлаждения встречается довольно редко, и основное распространение получила система жидкостного охлаждения закрытого типа.

Устройство и схема жидкостной (водяной) системы охлаждения двигателя

Система жидкостного охлаждения позволяет равномерно забирать тепло у всех узлов двигателя, независимо от тепловых нагрузок. Двигатель водяного охлаждения является менее шумным относительно двигателя с воздушным охлаждением, менее склонен к детонации, быстрее разогревается при запуске.

Основными элементами системы жидкостного охлаждения двигателя как бензинового, так и дизельного являются:

1. водяная рубашка двигателя;

2. радиатор системы охлаждения;

4. центробежный насос (помпа);

6. расширительный бачок;

7. радиатор отопителя;

8. элементы управления.

1.Водяная рубашка представляет собой сообщающиеся полости между двойными стенками двигателя в местах, откуда необходим отвод избыточного тепла посредством циркуляции охлаждающей жидкости.

2.Радиатор системы охлаждения служит для отдачи тепла в окружающую среду. Радиатор выполняется из большого количества изогнутых (в настоящее время чаще всего алюминиевых) трубок, имеющих дополнительные ребра для повышения теплоотдачи.

3.Вентилятор предназначен для усиления потока набегающего воздуха на радиатор системы охлаждения (работает в сторону двигателя) и включается посредством электромагнитной (иногда – гидравлической) муфты от сигнала датчика при превышении порогового значения температуры охлаждающей жидкости. Вентиляторы охлаждения с постоянным приводом от двигателя встречаются в настоящее время довольно редко.

4.Центробежный насос (помпа) служит для обеспечения бесперебойной циркуляции охлаждающей жидкости в системе охлаждения работающего двигателя. Привод помпы от двигателя осуществляется механическим путем: ремнем, реже — шестернями. Некоторые двигатели, такие как: двигатели с турбонаддувом, непосредственным впрыском топлива, могут оснащаться двухконтурной системой охлаждения — дополнительной помпой для указанных агрегатов, подключаемой по команде с электронного блока управления двигателем при достижении порогового значения температур.

5.Термостат – прибор, представляющий собой биметаллический, реже — электронный клапан, установленный между рубашкой двигателя и входным патрубком радиатора охлаждения. Назначение термостата – обеспечение оптимальной температуры охлаждающей жидкости в системе. При холодном двигателе термостат закрыт, и циркуляция охлаждающей жидкости происходит по малому кругу — внутри двигателя, минуя радиатор. При увеличении температуры жидкости до рабочего значения термостат открывается, и система начинает работать в режиме максимальной эффективности.

6.Системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания в большинстве своем представляют собой системы закрытого типа, а потому в их состав включается расширительный бачок, компенсирующий изменение объема жидкости в системе при изменении температуры. Через расширительный бачок обычно и заливается охлаждающая жидкость в систему.

7.Радиатор отопителя – это, по сути, радиатор системы охлаждения, уменьшенный в размерах и установленный в салоне автомобиля. Если радиатор системы охлаждения отдает тепло в окружающую среду, то радиатор отопителя – непосредственно в салон. Для достижения максимальной эффективности отопителя забор рабочей жидкости для него из системы осуществляется в самом горячем месте — непосредственно на выходе из рубашки двигателя.

8.Основным элементом в цепи устройств управления системой охлаждения является температурный датчик. Сигналы с него поступают на контрольный прибор в салоне автомобиля, электронный блок управления (ЭБУ) с настроенным соответствующим образом программным обеспечением и, через него — на иные исполнительные устройства. Список этих исполнительных устройств, расширяющих стандартные возможности типовой системы жидкостного охлаждения достаточно широк: от управления вентилятором, до реле дополнительной помпы в двигателях с турбонаддувом или непосредственным впрыском топлива, режимом работы вентилятора двигателя после остановки, и так далее.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector