Что такое в двигателе фгос
Что такое в двигателе фгос
Частное общеобразовательное учреждение
«Лицей №36 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Телефон / факс: 8 (3952) 63-25-80
Навигация
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)
ФГОС – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Нормативные документы
Анализ инновационной (опытно-экспериментальной) работы педагогического коллектива
Дополнительная информация
Что такое Федеральный государственный стандарт начального общего образования?
Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». С официальным приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно познакомиться на сайте Минобрнауки России.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
- единство образовательного пространства Российской Федерации;
- преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Какие требования предъявляет новый ФГОС?
Стандарт выдвигает три группы требований:
- Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
- Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Что является отличительной особенностью нового Стандарта?
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы.
Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся».
Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.
Какие требования к результатам обучающихся устанавливает Стандарт?
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
- метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
- предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.
Пример:
Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста.
Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку.
Подробнее познакомиться с содержание этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.
Что изучается с использованием ИКТ?
Отличительной особенностью начала обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители, постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому должны понимать важность включения этого компонента в образовательный процесс наравне с традиционным письмом.
Изучение окружающего мира предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.
Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма, мультипликации.
В контексте изучения всех предметов должны широко использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном Интернете.
В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.
Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.
Что такое информационно-образовательная среда?
Требования к информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.
Что такое внеурочная деятельность, каковы ее особенности?
Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное).
Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения.
Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.
Когда образовательные учреждения переходят на новый Стандарт начального образования?
Переход на новый Стандарт проходит поэтапно. С 1 сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях РФ (в 1 классах) введение Стандарта является обязательным.
Обращаем ваше внимание на то, что каждое образовательное учреждение самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная неделя).
Продолжительность уроков в начальной школе:
- в 1 классе – 35 минут (при невозможности организовать специальное расписание звонков для 1 класса, активная фаза урока продолжается не более 35 минут);
- во 2-4 классах – 40-45 минут (по решению общеобразовательного учреждения).
Продолжительность учебного года:
- в 1 классе – 33 учебные недели;
- во 2-4 классах – 34 учебные недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года не менее 30 календарных дней. В первых классах устанавливаются дополнительные недельные каникулы (в феврале).
Общий объем нагрузки и объем аудиторной нагрузки для учащихся определяется учебным планом образовательного учреждения, который предусматривает:
- обязательные учебные занятия, объемом 20 часов в неделю;
- внеурочную деятельность младших школьников, на которую отводится 10 часов в неделю.
ФГОС — что такое? Расшифровка аббревиатуры
Что такое ФГОС? Расшифровка аббревиатуры представляет интерес для воспитателей детских садов и школьных учителей. В настоящее время в отечественном образовании происходит существенное реформирование. В систему образования вводятся ФГОС. Что такое стандарты? Попробуем понять суть данного термина, его основное предназначение.
Особенности аббревиатуры
ФГОС — что такое? Это федеральный государственный образовательный стандарт. Документ считают основой для программ, разработки содержания каждой учебной дисциплины. Создан этот акт был на базе закона об образовании, принятом в 2012 году.
Важные аспекты
Расшифровка слова ФГОС уже приведена. Ранее процесс образовательного и воспитательного процесса регулировался ГОС. В новом документе указаны все требования и нормы передачи знаний, согласно которым должна осуществляться воспитательная и образовательная работа.
Актуальность внедрения стандартов второго поколения обусловлена необходимостью передачи молодому поколению основных жизненных установок. Они являются залогом успешности в современных политических и экономических условиях.
Особенности требований
Из чего состоит ФГОС? Расшифровка аббревиатуры понятна, теперь необходимо выяснить, какие компоненты включаются в данный документ. Он состоит из трех элементов:
- программного содержания по конкретным дисциплинам;
- норм, которые предъявляются к условиям ведения учебной и педагогической работы;
- регламентации воспитательной работы в ходе воспитательной деятельности
Сферы применения
Расшифровка компетенций по ФГОС зависит от области научного познания, особенности учебного заведения. В настоящее время во всех государственных детских садах и школах педагоги работают на основе стандартов второго поколения.
Учебные заведения высшего звена, не имеющие государственной аккредитации, работают по своим программам. Но у них нет права на выдачу выпускникам государственных дипломов.
Основные положения ФГОС учитывают разработчики учебной и методической литературы, а также представители комиссий, специализирующиеся на контроле деятельности образовательных организаций.
Основные подходы
Каковы основные принципы ФГОС дошкольного образования? Расшифровка данного термина дана в самом документе. По новому закону «Об образовании» детский сад считается первой обязательной ступенью процесса воспитания и обучения подрастающего поколения. Государство теперь не только гарантирует доступность на этой ступени качественного образования, но и переход всех дошкольных учреждений страны на ФГОС ДО. Каковы отличительные особенности данного документа?
Впервые в отечественной истории дошкольное детство стали считать самоценным образовательным уровнем, направленным на развитие успешной личности.
Ключевая установка стандарта
На что направлен ФГОС? Что такое ключевая установка данного документа? Суть его состоит в поддержке разнообразия детства путем создания условий социальной ситуации детей и взрослых.
Что такое ФГОС в детском саду? Расшифровка данного термина дана ранее. Из нее следует, что дошкольное образование предполагает определенные цели:
- обеспечение со стороны государства равных возможностей для каждого малыша на получение качественного дошкольного образования;
- гарантии со стороны государства уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам освоения;
- сохранение одного образовательного пространства во всем дошкольном образовании страны.
Предназначение стандарта в ДОУ
Продолжим разговор о ФГОС? Что такое этот нормативный документ? Стандарт направлен на обеспечение каждому ребенку, вне зависимости от имущественных, территориальных отличий, возможности достаточного и нужного уровня развития для последующего качественного обучения в начальной школе.
Принципы ФГОС ДОО
Рассмотрим основные принципы нового документа. Среди них:
- поддержка самоценности и уникальности детства в качестве важного этапа общего развития человека;
- проживание малышом основных этапов дошкольного детства;
- создание оптимальной ситуации для полноценного развития ребенка с учетом его индивидуальности.
Требования к стандарту
Данный документ выдвигает следующие группы требований:
- к структуре программы ДО;
- условиям реализации программы;
- результатам освоения воспитанниками программы ДО.
Развивающая среда должна обеспечивать максимальное использование образовательных возможностей. Ее доступность состоит в доступности для детей помещений детского сада, в которых осуществляется непосредственный процесс воспитания и развития. Предполагается и неограниченный доступ дошкольников к материалам, игрушкам, играм, пособиям.
Содержание программы должно включать в себя следующие образовательные области:
- коммуникативное развитие ценностей и норм, установленных в обществе;
- развитие саморегуляции в осуществляемых действиях;
- формирование социального опыта: сопереживания, эмоциональной отзывчивости по отношению к старшему поколению.
Особенности внедрения ФГОС на основной ступени образования
Помимо дошкольных организаций в настоящее время разработаны ФГОС НОО. Расшифровка данного термина – федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования. Особенность документа, регламентирующего деятельность современного учителя начальных классов, — в подробном описании всех требований, предъявляемых к выпускнику второй ступени обучения.
Как выглядят ФГОС НОО? Расшифровка аббревиатуры вам уже известна, теперь остановимся на тех качествах, которыми должен обладать выпускник начальной школы.
Под «моделью выпускника» подразумевается результат реализации новых стандартов. Она является ориентиром для выстраивания современного образовательного процесса, продумывания общей структуры, отдельных элементов.
В качестве нормативной базы при ее создании выступает Закон РФ «Об образовании», ФГОС НОО, также образовательная программы школы. Модель можно считать динамической системой, систематически меняющейся, совершенствующейся, наполняемой обновленным содержанием. Для успешности выпускника в современных социальных условиях необходимо формирование у него следующих компетенций:
- навыки обработки существенного количества информации;
- коммуникативность;
- стремление к постоянному приобретению новых знаний.
Нужны и следующие установки:
- инициативность в получении новых компетенций;
- желание и способность к организационным, технологическим, социальным изменениям;
- социальная активность;
- исполнительность и умение работать в команде;
- адаптация к новым социальным условиям.
При составлении «модельного портрета» выпускника нужно учитывать те задачи, которые стоят перед страной. В первую очередь, ФГОС НОО – это документ, который направлен на возрождение национальных, семейных, этнических традиций. Особое внимание уделяется нравственному и духовному аспекту, выделяют три направления:
- личностное;
- семейное;
- социальное.
В обновленном стандарте (2009 года) предлагается следующая модель выпускника начальной школы:
- любит и уважает свой край, народ, страну;
- принимает семейные и общественные ценности;
- отличается любознательностью, активностью, заинтересованностью в познании окружающего мира;
- владеет навыками самостоятельной организации образовательного процесса;
- готов отвечать за совершаемые поступки перед обществом и семьей;
- в отношениях с другими людьми проявляет доброжелательность, в рамках беседы обосновывает позицию, терпеливо выслушивает собеседника;
- выполняет основные требования безопасного поведения, владеет навыками здорового образа жизни.
Также ФГОС НОО содержит основные результаты обучения на начальной ступени:
- метапредметные (коммуникативные, познавательные, регулятивные);
- личностные (нравственно-этическую ориентацию, самоопределение).
Ко второй группе относятся следующие показатели: самоуважение, самооценка, социальная и учебная мотивация, нравственная оценка действий.
Будущий пятиклассник в рамках метапредметных УУД должен отличаться готовностью к самостоятельным действиям, владеть навыками ведения диалога, проявлять доброжелательность по отношению к другим людям.
Формирование такой модели требует от педагога систематического повышения своей квалификации по определенным направлениям:
- проектированию учебной деятельности;
- организации работы школьников;
- информационной компетентности;
- оценочной системе.
Заключение
В качестве основных технологий, которые необходимы для успешного внедрения новых образовательных стандартов в детские сады, школы, колледжи и техникумы, выделяют:
- технологии проблемного обучения;
- ИКТ;
- системно-деятельностный подход;
- дифференциацию.
В настоящее время осуществляется внедрение ФГОС ВПО. Расшифровка данной аббревиатуры отличается от начального образования только второй частью. Это стандарты, предназначенные для высшего профессионального образования. Они являются комплексной обобщенной социальной нормой «жесткого» и содержательного типа со стороны государства по отдельным направлениям подготовки, степени квалификации, профиля будущих специалистов.
Подобный документ позволяет обеспечивать единое пространство в высшем образовании, контролировать его качество. ФГОС ВПО является базой для проведения объективной оценки функционирования отечественных учебных заведений, которые занимаются реализацией программ высшего профессионального обучения.
При разработке и утверждении подобных стандартов учитываются следующие концептуальные параметры:
- применение определений и специальных терминов;
- создание требований к результатам освоение ООП в форме компетенций в личностно-социальной и профессиональной деятельности;
- продумывание целей с учетом направления подготовки;
- ориентация создаваемых стандартов на «выходные показатели».
Нововведения направлены на предоставление права образовательным государственным организациям на основе типичного документа вводить вариативный компонент в своей работе. Это позитивно отражается на конечном воспитательном и образовательном результате, позволяет формировать конкурентоспособных выпускников школ и высших учебных заведений.
При переходе от традиционной системы воспитания и обучения подрастающего поколения на новые федеральные стандарты существенные изменения произошли и в содержании пособий и учебников. Несмотря на то что серьезные дискуссии относительно результатов таких инноваций продолжаются в учительской и научной среде, уже можно отметить первые позитивные результаты. Среди них — повышение самостоятельности и социальной ответственности подрастающего поколения, формирование патриотизма и активной гражданской позиции у детей и подростков.
Что такое в двигателе фгос
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 2
- Родителям
- Учащимся
- Учителям
- Медалисты гимназии
«Наша школа должна быть открыта для всего нового, должна идти
в ногу со временем и при этом сохранять свое уникальное лицо,
свои корни, ценности, которые веками закладывались в обществе,
должна не только учить, но и воспитывать человека и гражданина».
По нятие «стандарт» впервые появилось в российском образовании в начале 90-х. Стандарт утверждает то, что школьники должны знать и уметь на определенных этапах своей учебы. За прошедшие годы школе было предложено несколько вариантов стандартов нового поколения, над которыми работали ученые и практики. Они представляли собой обязательный минимум тех знаний, умений и навыков, которые должен освоить ученик к концу каждого периода обучения. Но уже в начале 2000 года стало ясно, что российская система общего образования отстает от мировой практики и становится неконкурентоспособной. Главное отличие новых федеральных государственных образовательных стандартов в том, что на основе их освоения планируется выйти на новый уровень результатов школьников.
Новый стандарт адресован, прежде всего, взрослым и описывает то, чему они должны учить и научить ребенка. Причем учить желательно так, чтобы учиться детям было интересно и радостно. Нынешний стандарт понимается как общественный договор личности, семьи, государства, всех заинтересованных сторон. Поэтому рассматривается, прежде всего, как совокупность требований к структуре образовательных программ (чему и как учить), требований к результатам образования (чему научить), а также к условиям, которые должны быть школе обеспечены, чтобы она могла добиваться в очерченных рамках необходимых результатов, в которых заинтересована семья и сам ребенок.
Сегодня на уроке учебник — это не просто книга для чтения, это инструмент организации учебного процесса, а учитель— это не говорящий телевизор, а дирижер.
Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков пришел федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, в основе которого лежат формирование компетентностного подхода, развитие универсальных учебных действий.
Приоритетной целью современного российского образования становится полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Это должно стать залогом успешной адаптации в стремительно меняющемся обществе.
Итак, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – нормативный документ, представляющий собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы общего образования, имеющих государственную аккредитацию.
1. Впервые стандарты разрабатываются как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не как требования к предметному содержанию образования (новая ред. ст.7 Закона «Об образовании»).
2. Впервые стандарты рассматриваются как конституция школьной жизни.
3. Впервые основой эффективного внедрения стандартов в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель образования.
В чем же заключается инновационность ФГОС? А она заключается в следующих составляющих:
Вспомним основные этапы ФГОС.
В 2006 году социологические исследования образовательных потребностей привели к созданию Концепции ФГОС
В 2007 году были внесены изменения в закон «Об образовании» (Ст.№7) и разработаны документы и материалы, обеспечивающие ФГОС
В 2008 году началась апробация ФГОС начального общего образования
В 2009 году было принято два документа:
В 2010 году выходит в свет еще один документ президентская национальная инициатива «Наша новая школа», первым разделом, которого был «Переход на новые образовательные стандарты».
В этом же году в инициативном порядке началось введение ФГОС в начальной школе, был создан координационный совет, разработана примерная основная образовательная программа начального общего образования.
Надо сказать, что ФГОСы строились не на новом, не на пустом месте. В их основу легла опора все самое лучшее в образовании: на опыт советской и российской школы, результаты предшествующих реформ и проектов образования, развитие отечественных научных теорий и концепций
Теперь обратимся к структуре ФГОС . Она имеет три составляющих:
u требования к результатам,
u требования к структуре
u требования к условиям освоения основной образовательной программы.
Обратите внимание, в старых стандартах этого не было.
Система трех «Т» характерна как для стандарта НОО, так и для стандарта ООО.
Так же в Примерной основной образовательной программе прописаны требования к:
• информационно-методическим условиям освоения основной образовательной программы
В основе Стандарта лежит системно — деятельностный подход , и он ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, т.е. прописан «портрет выпускника основной и начальной школы. (на слайде «портреты»)
Отличительные особенности ФГОС:
1. Системно -деятельностный подход –это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе. В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.
2. Каким образом включить ученика в образовательный процесс. Как помочь его самоопределению? Только с помощью действия.
3. Отличия от традиционной концепции:
Больше разнообразных видов деятельности, включающих все предметы в широкий общеучебный и жизненный контекст
Меньше готовых знаний (выучивание правил, формул и таблиц наизусть), тренировки навыков(доведение навыков до автоматизма)
Изменение в требованиях к результатам
Стандарт 2004г. Стандарт II поколения знать личностные уметь ЗУН метапредметные УУД использовать предметные Изменения в образовательных технологиях
Компетентностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе. К числу инновационных технологий обучения можно отнести компьютерные, информационно-коммуникационные и телекоммуникационные технологии. Формированию информационных компетенций способствует применение интерактивного комплекса, ресурсов Интернета.
Чем отличается новый стандарт от предыдущих?
По требованию новых стандартов полученные знания не должны быть мертвым грузом: вызубрил правило, но ничего не понял. Ребенок должен уметь свободно пользоваться этими знаниями, самостоятельно их находить и наращивать, применять в жизни. На уроках сейчас основное внимание уделяется развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.
Новые федеральные образовательные стандарты также предполагают, что ученик например, начальных классов должен черпать знания не только из общеобразовательных предметов, но и из произведений искусства, духовной культуры и фольклора России, истории и традиций страны, а также периодической литературы, публикаций, радио и телепередач. При этом дети с 7 лет должны понимать, что эти источники информации могут нанести вред его морально-психологическому состоянию.
В стандарты включены такие требования, как умение организовывать свою учебную деятельность, работать с информацией и самостоятельно выполнять задание. Кроме того, учитываются личностные результаты. К ним, прежде всего, относится формирование ценностей, которые всегда были приняты в обществе — добро, мир, справедливость, терпение. Далее большие перемены затронут среднее звено школы, а затем старшеклассников. Для них сделают упор на самостоятельную работу, посещение библиотек, занятия по интересам. Одним словом, новшества нужны для того, чтобы детям было интересно учиться. На книжном языке педагогики это называется формированием мотивации.
Еще одна особенность нового стандарта в том, что он вводится как общественный договор. Если раньше главным ответчиком за результаты образования был ребенок, то теперь их число расширено.
Введение ФГОС влечет за собой утверждение нового перечня учебников, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС после проведения соответствующей экспертизы.
Правила экспертизы учебников остаются прежними; чтобы попасть в федеральные перечни, они должны соответствовать ФГОС, современным научным представлениям, возрастным и психологическим особенностям учеников.
1) Большинство заданий построены с акцентом на практическую и самостоятельную деятельность учащихся;
огромное разнообразие творческих заданий , которые помогают овладевать основами логического и алгоритмического мышления;
во всех учебниках включены странички для любознательных, на которых дети узнают много нового дополнительного материала по теме.
2) Широко применяется проектный метод. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание Азбуки и многое другое.
3) Внимание уделено самостоятельной оценочной деятельности учащихся. На страницах учебника введены обозначения, которые помогают ученику оценить себя.
Первые результаты работы по ФГОС.
Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Одна из главных ее задач – заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка.
Основными результатами образования в начальной школе, согласно ФГОС НОО нового поколения, для наших педагогов стало:
· формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
· воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
· индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
Стандарты второго поколения — одна из важнейших образовательных тем сегодня. Причём, непосредственно внедрять новые ФГОС основного общего образования придётся нам, учителям. Анализ внедрения ФГОС НОО показал, что, в целом, концептуальные идеи, заложенные в основу обучения и развития школьника, востребованы в условиях нашего образовательного учреждения.
Отмечается следующие положительные тенденции :
· положительная динамика использования учителями начальных классов в образовательной практике учебно-методических разработок и материалов, ориентированных на стандарты нового поколения (тесты, дидактические материалы, контрольно – измерительный инструментарий);
· использование учителями в работе с младшими школьниками современных образовательных технологий;
· ориентация учителей начальных классов на организацию здоровьесберегающей среды;
· осознание необходимости педагогами перехода на развивающие системы обучения;
· возможность профессионального общения педагогов и обмена их опыта с коллегами
Наш адрес: 601655 г. Александров ул. Ческа-Липа д. 5
телефон 8(49244)60061, 8(49244)60145, 8(49244)60553
Требования ФГОС к учебно-методическим, материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
ОТВЕТЫ «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС»
Основные требования, которые выдвигает ФГОС НОО к обучению в начальной школе.
Структура стандартов включает три группы требований:
— к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
— к структуре основной образовательной программы начального общего образования-к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования.Личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию. Метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
Предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению.Планируемые результаты являются обязательной составной частью основной образовательной программы начального общего образования.
Требования к структуре основной образовательной программы
Начального общего образования
Основная образовательная программа начального общего образования включает в себя следующие разделы:
— пояснительную записку;
— планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
— базисный учебный план образовательного учреждения;
— программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
— рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов;
— программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
— программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
— программу коррекционной работы;
— систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.Требования к условиям реализации основной образовательной программы
Начального общего образования
Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования. Результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды:
— обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей.
— гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
— комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.Требования ФГОС к учебно-методическим, материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Материально-технические ресурсы — первичный, исходный компонент ресурсного обеспечения реализации ООП НОО. Материально-технические ресурсы обеспечения реализации ООП НОО составляют:
— компьютерные и информационно-коммуникативные средства;
— технические средства обучения;
— оборудование для организации перемен;
— оснащение учебных помещений;
— оснащение административных помещений.
Исходя из целей современного начального общего образования, материально-технический ресурс призван обеспечить:
— наглядность в организации процесса обучения младших школьников;
— культуросообразность в становлении личности младшего школьника;
— предметно-учебную среду для реализации направлений личностного развития младших школьников на деятельностной основе. Подчеркнем, что ФГОС ориентирован на обеспечение реального перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к продуктивной самостоятельной познавательной деятельности, к поисково-исследовательским видам учебной работы, делает акцент на аналитический компонент учебной деятельности, формирование системы компетентностей.
Учебно-методические ресурсы занимают своё, только им присущее место в системе ресурсного обеспечения реализации ООП НОО. Информационно-методические ресурсы обеспечения реализации ООП НОО составляют:
— учебно-методические ресурсы управленческой деятельности администраторов начального общего образования (ФГОС ОО, Базисный учебный план, примерные учебные программы по предметам, Образовательная программа школы, Программа развития универсальных учебных действий, материалы о личностном развитии обучающихся, модели аттестации учащихся, рекомендации по проектированию учебного процесса и т.д.);
— учебно-методические ресурсы обеспечения учебной деятельности учащихся (печатные и электронные носители учебной (образовательной) информации, мультимедийные, аудио- и видеоматериалы, цифровые образовательные ресурсы и т.д.).
— учебно-методические ресурсы обеспечения образовательной деятельности учителей (печатные и электронные носители научно-методической, учебно-методической, психолого-педагогической информации, программно-методические и цифровые образовательные ресурсы и т.д.).
Совершенно очевидным является то, что всё ресурсное обеспечение внедрения ФГОС требует дополнительного финансирования.
Введение ФГОС НОО является сложным и многоплановым процессом.
Важнейшим фактором, обеспечивающим его успешность, является эффективное управление образовательным учреждением в условиях перехода начальной школы на стандарты нового поколения.
3.Санитарные нормы и правила организации образовательного процесса в начальной школе.
Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии со СНиП-23-05-95. «Естественное и искусственное освещение».
Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную или юго-восточную стороны горизонта. В помещении должно быть боковое левостороннее освещение. Светопроемы кабинета должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен и мебели. Наименьший уровень освещенности рабочих мест для учителя и для обучающихся при искусственном освещении должен быть не менее 300 лк, на классной доске — 500 лк. Окраска помещения должна быть выполнена в теплых или холодных тонах слабой насыщенности. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе. Оконные рамы и двери окрашивают в белый цвет. Температура в помещениях в пределах 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха должна быть в пределах 40-60 %. Естественная вентиляция должна осуществляться с помощью фрамуг или форточек. В кабинете должен быть установлен водопроводный кран с водосливной раковиной.
Мебель должна соответствовать требованиям ГОСТ 22046-89.
Мебель для организации рабочего места учителя включает стол для учителя и стул, обучающихся включает одно- или двухместные ученические столы со стульями разных ростовых групп. Расстояние между столами в ряду — 0,6 м, между рядами столов — не менее 0,6 м, между рядами столов и продольными стенами О,5-0, 7 м; от первых столов до передней стены 2,6-2,7 м. Наибольшая удаленность последнего места обучающегося от классной доски — 8,6 м. На передней стене класса-кабинета может быть расположен алфавит, таблицы по русскому языку и математике, экспонируемые постоянно. На боковой стене рекомендуется размещать экспозиционные щиты со сменной информацией. К ней относится информация о временах года, краеведческий материал и т. д. В застекленных секциях шкафов, расположенных по задней стене рекомендуется размещать дидактический наглядный материал по учебным предметам — русскому языку, чтению, математике, окружающему миру, природоведению и игровой материал.В 1-е классы принимаются дети 8-го или 7-го года жизни по усмотрению родителей. Прием в образовательное учреждение детей 7-го года жизни осуществляется при достижении ими к 1 сентября не менее 6 лет 6 месяцев. Прием детей в 1-е классы осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии. Обучение детей в 1-м классе следует проводить с соблюдением следующих требований: учебные занятия проводятся только в первую смену; 5-дневная учебная неделя; организация облегченного учебного дня в середине учебной недели; проведение не более 4-х уроков в день; продолжительность уроков — не более 35 минут; организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут; использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии; организация дневного сна, 3-разового питания и прогулки для детей, посещающих группу продленного дня; обучение без домашних заданий и балльного оценивания знаний обучающихся; дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям общеобразовательного учреждения в 1-х классах применяется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки:
· в сентябре, октябре — 3 урока по 35 минут каждый;
· со второй четверти — 4 урока по 35 минут каждый.
· В начальных классах плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам не должна превышать 80%. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения обучающихся на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике.
Утверждены новые ФГОС
На официальном интернет-портале правовой информации опубликованы приказы Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (далее — ФГОС НОО) и № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (далее – ФГОС ООО), которые определят содержание всего школьного образования России на последующие годы.
Приказы вступают в силу с 1 сентября 2022 года. Год даётся на то, чтобы досконально изучить все изменения и новшества, ибо обновленные ФГОС довольно объемные документы — ФГОС НОО содержит 57 стр., а ФГОС ООО – 124 стр.
Предусмотрено, что эти ФГОС обеспечат:
единство образовательного пространства России; вариативность содержания образовательных программ; благоприятные условия воспитания и обучения; формирование у обучающихся культуры пользования информационно-коммуникационными технологиями; а также личностное развитие, в том числе гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.
В процессе обучения по обновленным образовательным стандартам школьники будут получать знания о месте России в мире, ее исторической роли, территориальной целостности, культурном и технологическом развитии, о вкладе России в мировую науку и др.
Отметим некоторые новеллы вводимых ФГОС.
Например, в требованиях к преподаванию иностранных языков, в ФГОС ООО записано: «Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей… и при наличии в организации необходимых условий».
По некоторым дисциплинам, например, математике, физике, химии, стандарты вводят уровни изучения: базовый и углубленный.
В обновлённых ФГОС сформулированы конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Они наполнены требованиями так называемого «знаниевого» характера: например, по литературе нужно выучить наизусть 3-4 стихотворения; по химии на базовом уровне знать теорию электролитической диссоциации; в математике упор сделан на решение задач; по истории нужно знать основные даты, ключевые события и этапы истории России и мира с древности до 1914 года; начиная с младших классов, школьники будут обучаться финансовой грамотности: в начальной школе эти навыки ученики будут получать в рамках предметов «Окружающий мир» и «Математика» — узнают, что такое семейный бюджет, рациональность, как связаны трудовая деятельность и экономическое благосостояние; в основной школе — в рамкам учебных предметов «Обществознание», «Информатика», «География» и других им расскажут о том, как защитить накопления от мошенников, как рационально использовать средства и т.д.
Обратим внимание, что прием на обучение в первые и пятые классы по образовательным программам начальной и основной школы, разработанным на основе обновленных стандартов, будет осуществляться с 1 сентября 2022 года. В остальных классах изменение программ, по которым уже ведется обучение, возможно только при согласии родителей обучающихся.
Справочно
Впервые понятие образовательного стандарта в России появилось в 1992 году с введением Закона РФ «Об образовании». Им была посвящена статья 7 этого Закона.
В 2009 году стали разрабатываться федеральные государственные образовательные стандарты — ФГОС.
Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 утверждены ФГОС начального общего образования, а приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 года № 1897 — ФГОС основного общего образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10 — 11 кл.), утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413.
В дальнейшем в ФГОС неоднократно вносились изменения.