Sw-motors.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сжиженный природный газ

Сжиженный природный газ

Сжи́женный приро́дный газ (СПГ, англ. LNG — liquefied natural gas [1] ) — природный газ, искусственно сжиженный, путём охлаждения до −160 °C, для облегчения хранения и транспортировки. Для хозяйственного применения преобразуется в газообразное состояние на специальных регазификационных терминалах.

Содержание

Физические и химические характеристики

СПГ представляет собой бесцветную жидкость без запаха, плотность которой в два раза меньше плотности воды. [2] На 75—99 % состоит из метана. Температура кипения −158…−163 °C. В жидком состоянии не горюч, не токсичен, не агрессивен. Для использования подвергается испарению до исходного состояния. При сгорании паров образуется диоксид углерода и водяной пар.

Способ получения

СПГ получают из природного газа путём сжатия с последующим охлаждением. При сжижении природный газ уменьшается в объёме примерно в 600 раз. [3] Процесс сжижения идет ступенями, на каждой из которых газ сжимается в 5—12 раз, затем охлаждается и передается на следующую ступень. Собственно сжижение происходит при охлаждении после последней стадии сжатия. Процесс сжижения таким образом требует значительного расхода энергии — до 25 % от её количества, содержащегося в сжиженном газе.

В процессе сжижения используются различные виды установок — дроссельные, турбодетандерные, турбинно-вихревые и пр.

Существует технология, позволяющая сэкономить на сжижении до 50 % энергии, с использованием энергии, теряемой на газораспределительных станциях при дросселировании природного газа от давления магистрального трубопровода (4—6 МПа) до давления потребителя (0,3—1,2 МПа). При этом используется как собственно потенциальная энергия сжатого газа, так и естественное охлаждение газа при снижении давления. При этом дополнительно экономится энергия, необходимая для подогрева газа перед подачей к потребителю.

Потребительские свойства

Чистый СПГ не горит, сам по себе не воспламеняем и не взрывается (в жидком СПГ можно тушить сигареты) [источник не указан 626 дней] . На открытом пространстве при нормальной температуре СПГ возвращается в газообразное состояние и быстро растворяется в воздухе. При испарении природный газ может воспламениться, если произойдет контакт с источником пламени. Для воспламенения необходимо иметь концентрацию испарений в воздухе от 5 % до 15 %. Если концентрация до 5 %, то испарений недостаточно для начала возгорания, а если более 15 %, то в окружающей среде становится слишком мало кислорода. Для использования СПГ подвергается регазификации — испарению без присутствия воздуха.

СПГ рассматривается как приоритетная или важная технология импорта природного газа целым рядом стран, включая Францию, Бельгию, Испанию, Южную Корею и США. Самый крупный потребитель СПГ — это Япония, где практически 100 % потребностей газа покрывается импортом СПГ. Доставка СПГ — это процесс, включающий в себя несколько стадий. Сначала происходит трансформация природного газа в СПГ на заводах по сжижению газа, которые обычно располагаются рядом с районами добычи природного газа.

Способы хранения и транспортировки

СПГ хранится в специальных криоцистернах, устроенных по принципу сосуда Дьюара. Транспортируется СПГ на специализированных морских судах — газовозах, оборудованных криоцистернами, а также на спецавтомобилях. Регазифицированный СПГ транспортируется конечным потребителям по трубопроводам.

Страны-производители

В 2009 году странами — лидерами по поставкам сжиженного газа были: [4]

  1. Катар (49,4 млрд куб. м);
  2. Малайзия (29,5 млрд куб. м);
  3. Индонезия (26,0 млрд куб. м);
  4. Австралия (24,2 млрд куб. м);
  5. Алжир (20,9 млрд куб. м);
  6. Тринидад и Тобаго (19,7 млрд куб. м).

Страны-потребители

Основными импортёрами СПГ в 2009 году были: [4]

  1. Япония (85,9 млрд куб. м);
  2. Республика Корея (34,3 млрд куб. м);
  3. Испания (27,0 млрд куб. м);
  4. Франция (13,1 млрд куб. м);
  5. США (12,8 млрд куб. м);
  6. Индия (12,6 млрд куб. м).

Производство СПГ в России

В России в 2006 году построен первый завод СПГ. Завод построен в рамках проекта Сахалин-2 в посёлке Пригородное на юге Сахалина. Завод был запущен 18 февраля 2009 года. В торжественной церемонии приняли участие представители Японии, Великобритании и Нидерландов, стран-участниц проекта «Сахалин-2». По результатам работы в 2010 году завод по производству СПГ вышел на проектную производственную мощность — 9,6 млн т СПГ (что эквивалентно 13 млрд куб. м газообразного природного газа). [5]

Также планируется к созданию:

  • для транспортировки газа со Штокмановского месторождения потребителям в Атлантическом регионе (США, страны южной Европы) Газпром планирует построить завод в деревне Териберка в Мурманской области; [6]
  • существует проект строительства завода «Балтийский СПГ» в Ленинградской области. [7] Однако на конец 2009 года планы реализации этого проекты неопределённы и требуют проведения тщательного дополнительного анализа его экономической эффективности; [8]
  • предполагается привлечение иностранных партнёров (например, компании GDF Suez) к строительству завода СПГ на Ямале. [9]

Выступая 12 мая 2009 года на российско-японском бизнес-форуме, Владимир Путин заявил, что в Приморье будет построен второй завод по производству сжиженного природного газа

См. также

  • Газовоз
  • Регазификация сжиженного природного газа
  • Сланцевый газ

Примечания

  1. Монография В. С. Вовк, А. И. Новиков, А. И. Глаголев, Ю. Н. Орлов, В. К. Бычков, Д. А. Удалов «Мировая индустрия и рынки сжиженного природного газа: прогнозное моделирование»
  2. Сжиженный природный газ
  3. Сахалинский завод СПГ
  4. 12BP Statistical Review of World Energy 2010
  5. Проект «Сахалин-2» — последние достижения
  6. [1] Gazprom changed site for planned Shtokman LNG plant, BarentsObserver.com, 14 августа 2007
  7. «„Балтийский СПГ“ отправили на доработку» «Деловой Петербург» (Online) 20 сентября 2007 года
  8. «Прогноз погоды от «Газпрома»» Финмаркет, 08 октября 2009 года
  9. «La Russie souhaite coopérer avec GDF Suez dans le domaine du GNL» Romandie News (Online) 28 июля 2009 года

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Шяуляйский район Литвы
  • Алтайские горы

Смотреть что такое «Сжиженный природный газ» в других словарях:

Сжиженный природный газ — Природный газ является одним из важнейших энергоносителей, занимая в структуре потребления третье место после нефти и угля. Основными областями применения природного газа являются промышленность и производство электроэнергии (44% и 31%… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Читать еще:  Mercedes w140 тюнинг двигателя

сжиженный природный газ — СПГ Природный газ, сжиженный после переработки с целью хранения или транспортирования. [ГОСТ Р 53521 2009] сжиженный природный газ СПГ Горючая прозрачная жидкость, без цвета и запаха, с температурой кипения 110 115 К при атмосферном давлении… … Справочник технического переводчика

сжиженный природный газ — 5 сжиженный природный газ; СПГ: Природный газ, сжиженный после переработки с целью хранения или транспортирования. Источник: ГОСТ Р 53521 2009: Переработка природного газа. Термины и определения оригинал документа Смотри также родст … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

сжиженный природный газ — suskystintos gamtinės dujos statusas T sritis chemija apibrėžtis Suslėgtos ir atšaldytos (сжиженный природный газ –140 °C) gamtinės dujos. atitikmenys: angl. liquefied natural gas rus. сжиженный природный газ … Chemijos terminų aiškinamasis žodynas

Сжиженный природный газ — (СПГ) природный газ, переведенный в жидкое состояние при температурах меньше критической. СПГ криогенная жидкость, получаемая из природного газа охлаждением до температуры конденсации −161,5 °С. Температура кристаллизации −182,5 °С, плотность… … Нефтегазовая микроэнциклопедия

Сжиженный природный газ (СПГ) — горючая прозрачная жидкость, без цвета и запаха, с температурой кипения 110 115 К при атмосферном давлении 101,33 кПа. По химическому составу СПГ представляет собой многокомпонентную смесь углеводородов с преобладающим содержанием метана.… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Природный газ сжиженный (СПГ) — сжиженный природный газ (СПГ) природное топливо, добываемое из недр земли. Предназначен для использования в двигателях автомобилей, тепловозов и речных судов в соответствии с ТУ 51 03 85. Изготовляется из природного или глубоко отбензиненного… … Официальная терминология

Природный газ — (Natural gas) Природный газ это один из самых распространенных энергоносителей Определение и применение газа, физические и химические свойства природного газа Содержание >>>>>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

ПРИРОДНЫЙ ГАЗ — ПРИРОДНЫЙ ГАЗ, встречающаяся в природе легковоспламеняющаяся газообразная смесь УГЛЕВОДОРОДОВ, образовавшаяся в процессе геологических преобразований в «ловушке» между осадочными породами. Используется как топливо, а также в производстве… … Научно-технический энциклопедический словарь

Природный газ — Природный газ смесь газов, образовавшихся в недрах Земли при анаэробном разложении органических веществ. Природный газ относится к полезным ископаемым. Природный газ в пластовых условиях (условиях залегания в земных недрах) находится в… … Википедия

Идём на рекорд: ООО «Газпром СПГ технологии» и ООО «Ивеко Руссия» дали старт рекордному автопробегу на газе

IVECO Stralis NP на сжиженном метане должен преодолеть 2000 км без дозаправки. Такой пробег должен стать уникальным и попасть в Книгу рекордов России.

В четверг, 12 августа в Санкт-Петербурге повторилась гоголевская сцена. Помните этот фрагмент из «Ревизора»: «Вишь ты, – сказал один другому, – вон какое колесо! что ты думаешь, доедет то колесо, если б случилось, в Москву или не доедет?» – «Доедет», – отвечал другой. «А в Казань-то, я думаю, не доедет?» – «В Казань не доедет», – отвечал другой. Этим разговор и кончился. Нечто подобное повторилось и у офиса «Газпром СПГ технологии», откуда стартовал рекордный пробег. Только обсуждали не колесо, а IVECO Stralis, и обсуждали не крестьяне, а журналисты. Но давайте обо всём по порядку.

Кто и что?

К сожалению, до сих пор бытует мнение о том, что газ (а именно сжиженный метан) – это не очень хорошо. Машина едет плохо, заправляться негде, а в случае ДТП газ обязательно рванёт и убьёт всех вокруг. Не знаю, сколько должно пройти времени, чтобы эти стереотипы растворились, как сахар в чае. И сколько раз придётся повторять, что современный газовый мотор – это не Логан учалинского таксиста на пропане. С мотора, пожалуй, и начнём.

Stralis NP – это тягач на природном газе. Колёсная формула в нашем случае – 4х2, мотор – знакомый по другим IVECO 12,9-литровый рядный 6-цилиндровый Сursor. Но он газовый (13 NP), а значит, у него, в отличие от обычного дизеля, искровое зажигание. А вот основные характеристики вполне стандартные: 460 л. с. при 1900 об/мин и 2000 Н·м крутящего момента при 1100-1600 об/мин. Коробка – 12-ступенчатый робот. В общем-то, этот тягач больше ничем не отличается от других Стралисов, поэтому больше о нём рассказывать нечего и незачем.

А вот про заправки рассказать надо. На предстартовой пресс-конференции кроме Генерального директора IVECO в России Роберто Каматта присутствовал и Председатель Совета директоров ООО «Газпром СПГ технологии» Алексей Кахидзе. Само собой, нельзя было упустить такой шанс и не задать вопрос, волнующий всех любителей газа: что у нас происходит с заправками? Точнее, с их количеством? Ответ Алексея Кахидзе порадовал: уже сейчас можно доехать из Китая до Москвы на газе – заправки есть. Правда, ехать придётся через Казахстан, но всё-таки доехать можно. Другое дело – время заправки. Оно традиционно на СПГ довольно растянуто, отчего приходится стоять в очередях. Однако и на это есть ответ: работа идёт сразу в двух направлениях: в сторону увеличения количества заправочных станций и сокращения времени заправок. В год в среднем открывают две-три новые заправки, а вот со временем дело обстоит следующим образом. Предполагалось, что его можно сократить до пяти минут. На деле оказалось, что сделать это сложно, но уже сейчас эту процедуру укладывают в 15 минут – вполне гуманный срок. Так что дело продвигается, и это не может не радовать. Почему? Потому что у газа есть масса преимуществ.

Читать еще:  Что является двигателем рекламы

Для начала посчитаем сами. Алексей Кахидзе поделился данными, полученными от компании Мостранс, которая уже более двух лет эксплуатирует автомобили Stralis на метане: «Солярка сейчас в среднем стоит 49,80 рублей за литр, а средний её расход на тягаче (конкретно на Стралисе) составляет 26 л/100 км (это ещё по-божески, потому что в пробках можно сжечь и 50 литров). В этом случае каждые 100 км обойдутся в 1295 рублей. Килограмм сжиженного метана стоит 29 рублей (актуальная цена на 13 августа), а его средний расход на той же машине чуть ниже – 24 кг на 100 км. Получается, что 100 км пути на СПГ будут стоить 696 руб. То есть в 1,86 раза дешевле, чем на дизельном топливе. По-моему, выгода очевидна».

Как сказал Роберто Каматта, доля рынка IVECO в Европе по продажам газовых автомобилей составляет более 50%. Уж если они могут, нам сам Бог велел.

Да, некоторые могут возразить: газомоторная техника дороже дизельной, и тот же газовый Stralis NP процентов на 40 дороже дизельного. Но если посчитать стоимость владения в рублях на километр, он в итоге получается значительно выгоднее. Кроме того, есть ещё один немаловажный фактор: сжиженный газ нельзя слить. А солярку можно. Некоторые водители считают, что даже нужно. Вроде, ситуация смешная, но проблема действительно серьёзная. СПГ эту проблему решает.

Кстати, о водителях. В этот пробег за рулём Стралиса будет сидеть только один водитель – блогер Станислав Мартынов, который будет вести видеодневник. Второй участник пробега – специалист IVECO – будет сопровождать его на легковом автомобиле. Мартынову предстоит сложная задача: при расчётном запасе хода на газе в 1630 км проехать целых 2000. Конечно, в этом ему помогут системы Стралиса: адаптивный круиз-контроль, система оценки стиля вождения, регулировка отдачи двигателя Ecoswitch и прочие. Но всё-таки может ли рядовой водитель сесть за руль газового тягача после обычного дизельного без дополнительной подготовки? Нет, не может. Обучение всё же потребуется. Но тут есть хорошая новость для водителей: отучившись, они точно попадут на новую машину (старых газовых ещё толком нет), а кроме того, им обычно больше платят (чтобы не было так обидно из-за «неукраденной» солярки). Так что газовый тягач выгоден не только владельцу, но и водителю.

Куда и как?

Маршрут пробега получился следующим. Старт, как я уже говорил, был положен в Санкт-Петербурге. Отсюда Стралис отправился в Череповец (570 км, 7 часов). Следующая остановка через 370 км в Костроме (6 часов). Оттуда тягач поедет в Киров (610 км, 7 часов) и закончит свой путь в Перми (510 км, 7 часов). Место финиша выбрано не случайно: в Перми с декабря 2014 года действует комплекс по малотоннажному производству и отгрузке сжиженного природного газа «Газпром СПГ технологии». Таким образом, маршрут получился не слишком напряжённым для водителя. Главное, чтобы хватило газа: заправляться по дороге нельзя, и за этим будут строго следить представители Книги рекордов России. Ещё на старте их специалист опломбировал бак, так что открыть его до финиша не получится. И если всё пойдет по плану, IVECO и «Газпром СПГ технологии» поставят рекорд по самому протяжённому маршруту на одной газовой заправке. Что ж, пожелаем экипажу «ни гвоздя, ни жезла». А всем остальным – рекорда. Не столько удивительного, сколько нужного и полезного. В наше время такие рекорды имеют особенную ценность.

Сжиженный природный газ (СПГ)

Что такое Сжиженный природный газ (СПГ)?

Сжиженный природный газ (СПГ) – это природный газ, который был преобразован в жидкую форму для облегчения и безопасности транспортировки природного газа. Природный газ охлаждается примерно до -260 F, создавая прозрачную, бесцветную и нетоксичную жидкость, которую можно транспортировать из районов с большим запасом природного газа в районы, где требуется больше природного газа.

В жидком состоянии природный газ занимает 1/600 пространства, а это означает, что природный газ сокращается в 600 раз, что значительно упрощает транспортировку и хранение, когда транспортировка по трубопроводу невозможна. Эксперты ожидают, что по мере роста мирового потребления энергии значение торговли СПГ будет расти.

Ключевые моменты

  • Сжиженный природный газ (СПГ) – это природный газ, который был охлажден до жидкой формы для облегчения транспортировки.
  • Спрос на СПГ растет по мере того, как мир обращается к более чистым источникам энергии.
  • Крупнейшими экспортерами СПГ являются Австралия и Катар, и ожидается, что в ближайшие несколько лет их догонят США.
  • Самый большой спрос на СПГ исходит из Китая.
  • СПГ рассматривается как альтернативный источник топлива для автомобилей и других целей, а не просто средство передвижения.

Как работает сжиженный природный газ (СПГ)

Сжиженный природный газ в основном используется для транспортировки природного газа из одного источника в другой. Экспортеры используют этот метод при доставке в разные страны и через водоемы, когда трубопроводы недоступны.

Существует два основных подхода к сжижению природного газа в больших количествах.

  • Каскадный процесс
  • Метод Линде

Каскадный процесс относится к охлаждению одного газа другим газом, что приводит к каскадному эффекту. Метод Линде – это регенеративное охлаждение, при котором оно сжимается, охлаждается и расширяется до тех пор, пока в конечном итоге не превратится в жидкость.

После сжижения природного газа он хранится в специальных танкерах и транспортируется к месту назначения. При любой утечке или разливе СПГ не может взорваться. СПГ и газы, из которых он состоит, не взрываются на открытом воздухе. После доставки СПГ природный газ расширяется и превращается обратно в газообразную форму путем повторного нагрева, процесса, известного как регазификация. После регазификации природный газ по трубопроводам направляется потребителям.

Читать еще:  Двигатель hc 7030 diva характеристики

Сжиженный природный газ больше всего известен как средство транспортировки, но он начинает получать широкое распространение. Автомобильная промышленность оценивает полезность газа в качестве топлива для двигателей внутреннего сгорания в автомобильных перевозках, внедорожниках, морских судах и железных дорогах.

Мировой спрос на сжиженный природный газ (СПГ)

Несмотря на то, что Соединенные Штаты обладают одними из крупнейших в мире запасов природного газа, небольшую часть своего природного газа в виде сжиженного газа импортируют из Франции и Тринидада. Фактически, по состоянию на 2019 год Соединенные Штаты были третьим по величине экспортером СПГ и, как ожидается, станут крупнейшим экспортером к 2024 году, обогнав Австралию и Катар.

Крупнейшими импортерами американского СПГ являются Южная Корея, Мексика и Япония. В будущем рост спроса будет исходить от азиатских стран, которые рассматривают СПГ как замену углю в качестве источника энергии.

Среди других крупных экспортеров СПГ – Индонезия, Нигерия, Россия и Малайзия. Россия имеет крупнейшие в мире поставки природного газа, за ней следуют Иран и Катар. Неудивительно, что по состоянию на 2019 год Китай стал крупнейшим в мире импортером природного газа, главным образом за счет увеличения закупок СПГ.

Будущее сжиженного природного газа (СПГ)

Мировой спрос на СПГ быстро вырос с почти нулевого уровня в 1970 году до значительной доли рынка сегодня. 60% этого спроса приходилось на США и Китай в 2018 году. Отрасль СПГ переживает бум, поскольку мир стремится отказаться от традиционных и загрязняющих источников энергии, таких как нефть и уголь, и сосредоточиться на чистой энергии. По оценкам McKinsey and Company, спрос на СПГ будет расти на 3,6% в год до 2035 года. Газ будет самым быстрорастущим ископаемым топливом с темпами роста 0,9%, и в 2018 году рынок газа вырос на 5,6%, а рынок СПГ – на 8,6%.

Сравнение сжиженного углеводородного газа СУГ и сжиженного природного газа СПГ

Система теплоснабжения обеспечивает жилые, административные, производственные здания и помещения горячей водой, газом, теплом и электричеством. В составе такой системы задействован комплекс газоиспользующего оборудования, для работы которого необходим достаточный объем топлива.

На данный момент в качестве хранимого топлива для систем автономного газоснабжения, не связанных с магистральной линией подачи газа, широко распространены сжиженный углеводородный газ (СУГ) и сжиженный природный газ (СПГ). В маркировке на английском языке LPG (liquefied petroleum gas) и LNG (liquefied natural gas) соответственно.

СПГ — это смесь газов, образовавшихся в глубоких слоях Земли при анаэробном разложении органических соединений. Добыча производится из пластов и из нефтяных месторождений, где газ может быть побочным продуктом нефти. В некоторых случаях могут попадаться газогидраты — кристаллическая форма природного газа.

СУГ — это тоже смесь газов, но полученная из попутного нефтяного газа или из конденсатной фракции природного газа за счет разделения с помощью абсорбционно-газофракционирующей установки.

СУГ и СПГ могут быть взаимозаменяемыми. Сжиженный углеводородный газ может выступать как основным видом топлива, так и резервным в системе газоснабжения на сжиженном природном газе.

Оба газа схожи между собой по нескольким параметрам:

  • сфера применения: тепло- и газоснабжение;
  • способность к испарению: хранение и транспортировка газа производится в жидкой фазе, которая при соблюдении определенной температуры преобразуется в газообразное состояние;
  • экологичность: при сжигании не происходит выброса соединений серы в атмосферу, отсутствует сажа и зола;
  • малая токсичность.

В чистом виде оба газа не имеют ярко выраженного запаха, поэтому для своевременного обнаружения вещества в воздухе в газ примешиваются одоранты — этантиол, смесь природных меркаптанов и др.

Отличия сжиженных газов СУГ и СПГ

Имея схожую структуру, параметры и физико-химические свойства, оба газа отличаются между собой, что дает возможность подобрать оптимальное топливо для технологической линии систем газоснабжения объекта.

ПоказательСжиженный углеводородный газ
СУГ
Сжиженный природный газ
СПГ
СоставОсновные вещества: пропан и бутан, содержание не менее 95%
Дополнительные вещества: пентан, метан, этан, этилен, пропилен, бутилен
Основное вещество: метан, содержание 85-95%
Дополнительные вещества: этан, пропан, бутан, азот, сероводород, меркаптановая сера
Способ хранениянадземные или подземные газгольдерыкриоцистерны, в которых поддерживается пониженная температура
Для выработки 1 Гкал необходимо сжечь нормального топлива99,84 кг*104,48 кг*
Критическая температура, свыше которой невозможно сжижение газа96,84°C (пропан)-82,5°C (метан)
Плотность газовой фазы при 0°C0,7168 кг/м 32,0037 кг/м 3
Плотность жидкой фазы при 0°C416 кг/м 3528 кг/м 3
Удельная теплота сгорания45,58 МДж/кг43,56 МДж/кг
Концентрация газа, необходимая для воспламененияконцентрация паров пропана от 2,3 до 9,5 %, нормального бутана от 1,8 до 9,1 % (объемных)от 4,4 % до 17 % (объемных)
* Значение приведено условно, т.к. точность расчета напрямую зависит от состава применяемого на объекте газа

Исходя из данных в таблице выше, ключевым и наиболее важным различием является температура хранения. СУГ хранится в газгольдерах под давлением при температуре, близкой к температуре окружающей среды. Недостаточное испарение жидкой фазы может наблюдаться в районе Крайнего Севера, где температура воздуха может быть ниже -60°С. Для улучшения процесса регазификации в таких регионах устанавливают испарительные установки жидкостного или электрического типа.

Условия хранения СПГ же кардинально отличаются. Сжиженный природный газ допускается хранить только в изотермических резервуарах с полной герметизацией (криоцистернах), изготовленных из материалов, стойких к температурам хранения продукта. Внутри емкости постоянно должна поддерживаться низкая температура около -163°С.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector