О двигателях Mazda 3 первое поколение (2003; 2008)
О двигателях Mazda 3 первое поколение (2003 — 2008)
Автомобиль Mazda 3, является представителем популярного семейства гольф-класса, заменившее невыдающуюся Mazda 323. Автомобиль можно назвать младшим братом большой Mazda 6. Конкурентами Mazda 3 выступают Opel Astra, Ford Focus, Chevrolet Cruze, Toyota Corolla, Mitsubishi Lancer, Honda Civic, Skoda Octavia.
В рамках статьи мы коснемся движков, которые ставили на первое поколение автомобилей. Рассмотрим характеристики данных двигателей и их слабые стороны.
ДВИГАТЕЛЬ MAZDA MZR Z6
Движок Mazda MZR Z6 стал логическим развитием серии силовых агрегатов B, в частности, он продолжает движок B6D, с доработанной камерой сгорания, впускными и выпускными каналы и т.д. Привод ГРМ цепной, необходимости в замене цепи нет, а вот контроль ее состояния не помешает.
Для двигателя характерно наличие системы изменения фаз газораспределения S-VT на впуске, регулируемого впускного коллектора, системы EGR. С помощью этой системы часть отработанных газов повторно проходит через камеру сгорания и обеспечивается их окончательный дожиг. За счет этого экологичность двигателя стала выше.
Однако это одна сторона медали, с другой стороны в результате работы системы клапан EGR покрывается нагаром и неплотно закрывается. Из-за этого плавают обороты, движок глохнет, возникает детонация, и падает мощность. Чтобы этого не случилось, владельцы движка глушат клапан.
Среди наиболее часто встречающихся неисправностей, отмечают следующие. Могут плавать обороты, причина в прокладке впускного коллектора, ее замена решит проблему. Движок может вибрировать, причина, как правило, в подушках движка, которые необходимо заменить. Нередко возникают стуки, проблема исчезнет если отрегулировать клапана. Кроме того шумы могут возникать из-за шатунных вкладышей и поршней. Если же двигатель начинает дизелить, необходим ремонт или замена коллектора, так как могут стрекотать и стучать его заслонки.
ДВИГАТЕЛЬ DURATEC HE 2.0/MZR LF
Движок Ford Duratec HE 2,0 л. 145 л.с. конструкционно повторяет 1,8 л, только цилиндры имеют больший диаметр. Двигатель является разработкой японской компании Mazda, но в то же время использовался на автомобилях Ford в рамках сотрудничества двух компаний. Если сравнивать, движок выигрывает у 1,8 литрового силового агрегата. Преимущества в эластичности, мощности, более тихой работе, при одинаковом расходе.
Среди наиболее распространенных проблем двигателя, отмечают следующие. Недолговечность сальников распредвала. Частые неисправности термостата, которые приводят к перегреву двигателя. Необходимость контроля за состоянием свечных колодцев, при наличии там масла необходимо подтягивать клапанную крышку или менять прокладку. Бывает и такое, что автомобиль не едет и горит сигнал Check Engine, скорее всего требуется менять клапаны управления заслонками впускного коллектора. Есть необходимость в регулировке зазоров клапанов, так как гидрокомпенсаторы отсутствуют.
Двигатель SEBA
SEBA – это бензиновый силовой агрегат, который разрабатывался американскими инженерами специально для установки под капот Ford Mondeo четвертого поколения до рестайлинга и после него. Максимальная мощность мотора с рабочим объемом 2.3 литра составляет 160 или 161 лошадиную силу, в зависимости от модификации.
Силовой агрегат отличается большим количеством конструктивных особенностей. Головка блока цилиндров предусматривает установку 16 клапанов, которые управляются двумя распределительными валами с верхним расположением. При производстве блока цилиндров был использован надежный алюминиевый сплав, а также на нем установлены замки для коленчатого вала, интегрированные в единый модуль.
В конструкции газораспределительного механизма в качестве привода используется цепь. Уравновешенная работа силового агрегата обеспечивается благодаря наличию в конструкции балансировочных валов. Поддон картера отличается дополнительным креплением к блоку трансмиссии, что дает возможность обеспечить более надежное крепление. Каждый из цилиндров отличается индивидуальной катушкой зажигания.
Мощность, л.с. | 160 — 161 |
Тип топлива | Бензин |
Объем, см*3 | 2261 |
Максимальный крутящий момент, Н*м (кг*м) при об./мин. | 208 (21) / 4000 |
Расход топлива, л/100 км | 9.3 |
Тип двигателя | Duratec |
Количество клапанов на цилиндр | 4 |
Максимальная мощность, л.с. (кВт) при об./мин. | 160 (118) / 6500; 161 (118) / 6500 |
Нагнетатель | Нет |
Силовой агрегат получил огромное количество положительных отзывов, поскольку конструкция мотора довольно надежная. Американские инженеры приложили максимум усилий, что позволило лишить мотор практически всех уязвимых узлов. Благодаря такой особенности конструкция была даже взята за основу для производства моторов известных японских компаний.
Ресурс мотора SEBA на практике может превысить 400 тысяч километров без особых проблем и необходимости капитального ремонта. Но для того, чтобы достигнуть таких результатов, придется приложить немало усилий, и своевременно обслуживать силовой агрегат, а также использовать качественные смазывающие жидкости. Производители регламентируют использование масел SAE 5W-20 и SAE 5W-30.
В конструкции двигателя предусматривается цепной привод газораспределительного механизма, который крайне редко вызывает проблемы у владельцев. Этот узел заявлен производителями как необслуживаемый, и на практике он действительно способен пройти весь ресурс мотора.
В моторе также установлена система распределенного впрыска топлива. Конструкция системы питания отличается большой надежностью, а также позволяет существенно снизить расход бензина, так как он подается в камеры сгорания в зависимости от потребностей в определенной ситуации.
Но проблемы все-таки возникают, без этого никуда. После посещения сервисов владельцы таких моторов остаются приятно удивленными, поскольку стоимость обслуживания на сервисах будет небольшой. В конструкции силового агрегата нет сложных узлов, а также он очень популярный. Это влечет за собой то, что все запасные части достаются очень просто, а также стоят сравнительно недорого.
Мотор проявил себя с положительной стороны, и зарекомендовал достаточно надежным и хорошим в эксплуатации. Но владельцы практически всегда сталкиваются с одной характерной проблемой – повышенное потребление смазывающей жидкости. Эта проблема, как правило, возникает после 120 тысяч километров пробега. Такие симптомы могут быть вызваны только одним – потерей свойств поршневых колец благодаря повышенному износу.
Но у этой проблемы могут быть куда более серьезные последствия. Большая часть владельцев сталкиваются с ситуацией, когда они забывают контролировать уровень смазывающей жидкости в силовом агрегате. Эта проблема влечет за собой масляное голодание. Ничего другого, кроме проворота вкладышей в этой ситуации не получится. В таком варианте исхода событий придется менять коленчатый вал или растачивать его.
Еще одной проблемой, которая стала характерной для таких силовых агрегатов, является стук, исходящий от заслонок, обеспечивающих дополнительную подачу воздуха во время того, как в моторе производится такт впуска. Эти заслонки размещены во впускном коллекторе. На первый взгляд можно перепутать звук с стрекотанием от клапанов, но это не так. Решить эту проблему можно путем полной замены впускного коллектора.
Помимо этого, владельцы автомобилей с таким силовым агрегатом под капотом могут столкнуться с проблемами в дроссельном узле. Как правило, после преодоления пробега в 50 тысяч километров в двигателе начинает появляться детонация, постоянно плавают обороты или возникают проблемы с запуском мотора. Эту проблему можно просто решить путем прочистки дроссельной заслонки или её полноценной заменой.
В конструкции силового агрегата отсутствуют гидравлические компенсаторы тепловых зазоров клапанов газораспределительного механизма. Поэтому, владельцы сталкиваются с необходимостью механической регулировки спустя прохождения каждых 100 тысяч километров. Эта процедура довольно дорогостоящая и проблемная.
Технические характеристики
Точный рабочий объем двигателя составляет 2261 кубических сантиметра. Мотор относится к семейству Duratec, а также устроен по системе DOHC, что предусматривает наличие 4 клапанов на каждом цилиндре. Диаметр цилиндров составляет 87.5 миллиметра, а поршень ходит там на 94 миллиметра, что дает возможность обеспечить степень сжатия в 10.6 к 1.
Во время прохождения каждого километра в окружающую среду выбрасывается 223 грамма вредных веществ. На каждые 100 километров пройденного пути затрачивается 9.3 литра бензина. Максимальная мощность мотора составляет 160 или 16 лошадиную силу, которые развиваются на 6.5 оборотах в минуту. Пиковый крутящий момент в 208 Нм достигается на 4 тысячах оборотов в минуту.
Двигатели Harley-Davidson
У двигателей Харлей Давидсон длинная и сложная история. Они могут быть легко опознаны по некоторым характерным признакам. Проще всего определить по форме головок цилиндров.
Содержание
- 1 F-head (IOE)
- 2 FlatHead
- 3 Knucklehead
- 4 PanHead
- 5 ShovelHead
- 6 BlockHead — Evo
- 7 FatHead — TwinCam
F-head (IOE) [ ]
Производился с 1914 по 1929. Объем двигателя был 61″ или 1000 cm3 Название двигателя произошло от «intake/inlet over exhaust (IOE)» или «впуск над выпуском», другое название: F-head. Впускной клапан в головке цилиндров, выпускной в теле цилиндра.
FlatHead [ ]
«Плоскоголовый». Производился с 1930 по 1948. Объем двигателя был 45″ или 750 см3, 74″ или 1210 см3 и 80″ или 1340см3. Именно этим мотором оснащался ленд-лизовский WLA 42. Серийный трайк Servi-Car оснащался этим двигателем до 1973 года! Достаточно часто используется кастомайзерами. Характерные головки цилиндров с ребрами. Справа ребристая крышка. Зажигание в развале цилиндров.
Knucklehead [ ]
«Кулачноголовый». Производился с 1936 по 1947. Объем двигателя был 60″ или 1000 см3 в 1936 году, а 1941 году — 74″ или 1200 см3. Характерные «Кулаки» справа на головках.
PanHead [ ]
Cковородник. Производился с 1948 по 1965 пришел на замену FlatHead и был заменен Shovel`ом. Было две модели двигателя: модель «Е» — с 1948 по 1952 год объем двигателя был 61″ или 1000 см3 например EL, модель «F» с 1948 по 1965 год объем двигателя был 74″ или 1200 см3 например FL. Характерные крышки головок цилиндров — в виде кастрюль. Ребристая крышка справа.
ShovelHead [ ]
ЛопатоГоловый. Производился с 1966 по 1984, пришел на замену PanHead и был в последствии заменен Evo. С 1966 по 1978 объем двигателя был 73.66″ 1200 см3, модификация 1978-1984 имела объем 82″ или 1340 см3. Ранние ShowelHead очень похожи на PanHead, потому что сделаны на базе близкой к нему. Начиная 1969 года схожесть утрачена. Cамый ненадежный двигатель. Черная полоса — именно в это время Харлей был под контролем АМА. Именно в это время начались проблемы с надежностью. Именно с этого времени Харлей не может «отмыться» от стереотипов — ненадежен, ломается, ссыт маслом и т.д.
BlockHead — Evo [ ]
Эволюшн. Производился с 1983 по 1999, пришел на замену ShowelHead и был впоследствии заменен TwinCam. Объем двигателя 80″ или 1340 см3. Издалека очень похож на TwinCam. Отличать их можно по «крышке зажигания» (Timing Cover) справа, у Evo две заклепки вертикально, и по крышкам головок цилиндра — у Evo из ТРЕХ частей. Впервые на этом двигателе применен впрыск топлива (инжектор) в 1996 году.
Проблем с надежностью уже нет, компания вернулась обратно к семье «Харлеев-Давидсонов», качество на уровне.
FatHead — TwinCam [ ]
Производился с 1999 по наши дни, пришел на замену Evo. Объем двигателя с 1999 по 2006 88″ или 1450 см3, с 2006 по наши дни 96″ или 1580 см3. А также 103″ и 110″ соответственно 1680 см3 и 1800 см3. Бывают TwinCam 88A и 88В. В версии «В» оснащается балансировочными валами. Помимо выше всех перечисленных модификаций TwinCam, имелся дополнительный кит с объемом 113″ или около 1851 см3
Турбомотор мощнее атмосферника того же объема, а расход ниже на 30%: да/нет?
Эксперты «За рулем» подготовили новую порцию ответов на непраздные вопросы о двигателях.
Что считается рабочим объемом двигателя? Например, 2 литра — это значит, что в цилиндры помещаются 2 литра рабочей смеси?
Рабочий объем цилиндра — это пространство, которое освобождает поршень при движении от верхней до нижней мертвой точки. Какая бы ни была сложная форма у днища поршня, на рабочий объем она никак не повлияет. Еще существует объем камеры сгорания. Это всё то пространство между головкой блока цилиндров и поршнем, которое остается в момент, когда поршень находится в верхнем положении — верхней мертвой точке.
Рабочей смеси в цилиндр может поместиться как меньше, так и больше, чем рабочий объем, — всё зависит от степени и фаз открытия клапанов, оборотов, конструкции впуска и так далее. Даже чисто геометрически — когда поршень придет в нижнюю мертвую точку в конце такта впуска, смесь имеет возможность заполнить как рабочий объем цилиндра, так и объем камеры сгорания.
Рабочий объем — это постоянная величина?
Рабочий объем определяется геометрией базовых деталей — коленвала и блока цилиндров. А вот степень сжатия конструкторы мечтают менять «на ходу». Можно — хоть и сложно — менять физическую степень сжатия, то есть соотношение рабочего объема к общему объему цилиндра и камеры сгорания. Для этого в серийном моторе Nissan VC-Turbo отодвигают блок цилиндров от нижней части с коленвалом. А можно играть фактической степенью сжатия, запуская в цилиндр меньше смеси — например, за счет регулирования фаз газораспределения. При этой схеме поршень начнет сжимать смесь в цилиндре только после того, как клапаны будут закрыты.
Как рабочий объем связан с крутящим моментом, мощностью и коэффициентом полезного действия (КПД)?
С ростом суммарного рабочего объема всех цилиндров увеличиваются мощность и крутящий момент двигателя. КПД многоцилиндрового двигателя несколько выше, чем одноцилиндрового — поскольку средние цилиндры изолированы от бесполезной передачи тепла в атмосферу крайними, меньше потери энергии.
Рабочий объем одного цилиндра у дизельного двигателя может быть очень большим. Например, у судовых двигателей диаметр поршня может достигать метра, а ход — 2,5 м. В такой цилиндр может забраться человек. А вот у двигателей, работающих на легком топливе, диаметр цилиндра редко превышает 100 мм. При большем диаметре велика вероятность детонации. Ход поршня обычно ненамного отличается от диаметра цилиндра.
КОЭФФИЦИЕНТ ПОЛЕЗНОГО ДЕЙСТВИЯ
КПД — это безразмерная величина, говорящая о степени совершенства технического устройства по части передачи энергии или ее преобразования из одной формы в другую. Обычно ее указывают в процентах. КПД паровоза — примерно 8%, двигателей внутреннего сгорания — 30–40%, тепловых электростанций — до 60%, электрических генераторов — 95%. А вот КПД любого электрического нагревателя всегда 100%. Конечная форма превращения энергии — в тепло! Что бы там ни говорили в телерекламе с уважаемым знатоком…
Верно ли, что при равных объемах атмосферного и турбированного моторов у последнего выше мощность и ниже расход на 30%?
Что касается разницы в мощности — да, примерно так. А вот расход топлива для автомобилей одного класса и поколения, с двигателями с наддувом и без него, обычно отличается процентов на 15–20.
Применение турбонаддува — очень эффективный способ создания компактных и мощных моторов. Но на гражданских автомобилях редко можно увидеть, что размер моторного отсека за счет установки наддувного мотора удалось намного сократить. То же самое и с массой силового агрегата. Ведь к весу поршневого двигателя добавляется турбокомпрессор с обслуживающими его системами и интеркулер. И только в автоспорте, где форсировка достигается высокими давлениями наддува, такие моторы намного легче и компактнее. Но ресурс их невелик.
Может ли большой рабочий объем сочетаться с малым размером двигателя?
Всё зависит от конструкции. Наиболее компактными получаются V‑образные моторы при малом угле развала цилиндров. Вспомним фольксвагеновские VR6, где шесть цилиндров V‑образного мотора с углом развала всего 15 градусов накрывает одна головка блока цилиндров. Компактными, но с большим рабочим объемом получаются и W‑образные двигатели. Звездообразные моторы, применявшиеся в авиации, были очень короткими — почти как одноцилиндровые.
ВЫКАЗАТЬ ЗНАКОМСТВО И УМЕНИЕ
Из обязательного постановления о порядке езды по городу С.-Петербургу на автомобилях от 25 июня 1910 г.):
…При проверке теоретических познаний испытуемое лицо должно выказать знакомство с работой двигателя, знание частей автомобиля и особенно частей, важных для безопасности езды.
…При проверке практических познаний испытуемое лицо должно выказать умение проверять тормоза и приборы управления автомобилем, привести в действие и остановить мотор.
…Автомобили в отношении управления разделяются на два класса: а — автомобили с двигателями внутреннего сгорания; б — автомобили с электрическими двигателями.
- Полная история самых больших моторов — тут.
- Хотите пройти техосмотр без проблем? Тогда вам нужна качественная аптечка «За рулем» с оптимальным составом и лучший огнетушитель по результатам наших тестов. Идеальным дополнением станет набор автомобилиста в удобной сумке.