Sw-motors.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Управление рисками в автоперевозках

Управление рисками в автоперевозках

В предыдущей статье мы рассмотрели общие и специфичные риски в автотранспортном бизнесе. И если такими рисками как политический или макроэкономический управлять невозможно , то всеми остальными рисками управлять можно и нужно. Как оценивать риски? Какие источники информации использовать? Об этом мы расспросили предпринимателей , тех , кто занимается транспортными перевозками.

Сергей Юшкевич, генеральный директор международной логистической компании « БСА-Транс»:

Оценка риска обычно осуществляется с помощью создания бизнес-модели , исходя из расчетных параметров. Например , количество ДТП на 1 млн км , количество поломок машины на 1 млн км.

У нас 15 машин , мы можем рассчитать , сколько рейсов в году делают эти 15 машин и сколько км они проходят. Зная количество ДТП на 1млн км , мы понимаем , сколько у нас будет таких случаев на годовой пробег. По ДТП мы опираемся на свой опыт , так как статистика ГИБДД показывает только число аварий , но не учитывает соотношение « километраж-количество ДТП».

Чтобы спрогнозировать прибыль в следующем году , предприниматель поступает таким образом. Он берет среднюю цену рейса , умножает ее на количество рейсов в году и на количество машин. Полученная цифра — это предельная выручка. Можно ли ориентироваться только на нее? Вряд ли. На форуме дальнобойщиков я встретила вот такой « бизнес-план»:

«10 рубкм на солярку и 1 рубкм на «Доширак» с пирожком. Итого себестоимость перевозки: 11 руб за км. Берем заказ по 15 рубкм , получаем прибыль 4 рубля на каждый километр. 1000 км в день умножаем на 30 дней в месяце = 120 тысяч рублей чистой прибыли».

Что здесь неправильно? Человек не учел риски , не применил понижающие коэффициенты. 1000 км в день — это 12-14 рабочих часов без перерыва на обед и отдых. 30 рабочих дней по 14 часов в день без выходных — возможно , кто-то и выдержит такой график , но потом ему потребуется недельный отдых или … «больничный» на более длительный срок.

А вот как оценивают риски более здравомыслящие предприниматели.

Машина не будет работать 365 дней в году , она минимум 1 месяц в году стоит. Это плановые ремонты , отпуска водителей и риск того , что не будет заказов. Поэтому когда мы строим бизнес-план на следующий год , мы берем планируемые доходы ( предельная выручка) и вычитаем месяц. Затем вычитаем новогодние каникулы и майские праздники — скорей всего , будем простаивать или работать минимально. Вот тогда мы получим наиболее вероятную цифру наших будущих доходов.

Приблизительно зная будущие доходы , нужно соотнести их с расходными статьями и посмотреть , нельзя ли где-то оптимизировать затраты.

Допустим , у вас три блока затрат:

  1. лизинг , кредит за автотехнику.
  2. топливо и ремонты
  3. персонал и налоги на фонд оплаты труда.

По первому блоку мы рассчитываем , какие у нас ежемесячные платежи и плюс закладываем риск того , что машина будет простаивать из-за поломки , а кредит за нее все равно нужно выплачивать. И при этом на нее еще нужны запчасти.

Чтобы рассчитать расходы по второму блоку , надо учесть , сколько лет нашему автопарку , какова вероятность поломки и насколько серьезная поломка возможна. Например , если машина новая , то у нее гарантийный срок , значит , затраты на запчасти минимальные. А если парк 5-летних грузовичков , и мы ездим по российским дорогам , то нам нужно закладывать какие-то средства на ремонт. Глубина ремонта ( а , следовательно , и стоимость) зависит от возраста машины. Например , если машина 3-летняя , то возможно , мы обойдемся заменой колес плюс расходные материалы , а 5-летняя машина — и коробку передач придется поменять , и подушки.

Затраты на топливо и на ремонт рассчитываются , исходя из того километража , который мы планируем проехать. Зная количество километров , можно оценить , когда и что придется менять. Для этого создаем резервы. Если мы плотно работаем в первом полугодии , то примерно в июле нам нужно будет заложить полмиллиона на ремонт или замену каких-то агрегатов. Вот так работает эта модель.

По первым двум блокам есть возможность как-то сократить расходы. Если у вас большой автопарк , то вы можете попросить скидку на какие-то ремонты , получить льготы на топливо или отсрочку платежа. Чем больше ваша рыночная сила , тем больше вы можете влиять на первые два блока. С фондом оплаты труда ничего не поделаешь — уменьшать его нельзя.

Чтобы минимизировать риски форс-мажора — полная или частичная потеря груза , перевозчики страхуют дорогостоящий груз. Но , к сожалению , эта схема работает не всегда.

Страхование покрывает далеко не все риски. Страховые компании в России часто не готовы платить за потери груза , даже если тот застрахован: для получения компенсации нужно собрать такое количество бумаг , что иногда обращение в страховую теряет всякий смысл.

Эксперты считают , что автоперевозки перестали быть суперрентабельным бизнесом , как это было в 90-ых годах. Экономическая ситуация изменилась , и сегодня транспортный бизнес предполагает профессиональный подход , умение работать с большими массивами разнообразной информации , анализировать и прогнозировать развитие событий.

Читать еще:  Двигатель 2tr нет температуры

Константин Дождиков, директор по управлению рисками « РОСНАНО»:

Задача менеджмента как раз состоит в том , чтобы мониторить существующие риски и по мере возможности ими управлять.

Discovered

О финансах и не только…

Технический риск

Эффективная предпринимательская деятельность во многих случаях связана с освоением новой техники и технологий, повышением уровня производительности труда. Однако внедрение новой техники и технологий сопряжено с возникновением техногенных катастроф, которые наносят урон окружающей среде, средствам производства, а также жизни и здоровью людей. Всё это порождает технический риск.

Технический риск – это риск, обусловленный техническими факторами. Технический риск представляет собой комплексный показатель надежности элементов техносферы и выражает вероятность аварии или катастрофы при эксплуатации машин, механизмов, реализации технологических процессов, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений.

Технический риск определяется степенью организации производства, проведением превентивных мероприятий (регулярной профилактики оборудования, мер безопасности), возможностью проведения ремонта оборудования собственными силами предприятия.

К техническим рискам относится вероятность потерь:

  • вследствие отрицательных результатов научно-исследовательских работ;
  • в результате недостижения запланированных технических параметров в ходе конструкторских и технологических разработок;
  • в результате низких технологических возможностей производства, что не позволяет осваивать новые разработки;
  • в результате возникновения при использовании новых технологий и продуктов побочных или отсроченных во времени проблем;
  • в результате сбоев и поломки оборудования и т.д.

Одной из разновидностей данного риска является технологический риск – риск того, что в результате технологических изменений существующие системы производства и сбыта устареют и тем самым окажут негативное воздействие на уровень капитализации компании и ограничат её возможности по получению прибыли. В то же время, модернизация и усовершенствование (усложнение) технических средств, увеличение числа технических элементов также способствует снижению их надёжности и, соответственно, возрастанию риска.

В любой новой технологической и конструктивной разработке присутствует технический риск, т.е. вероятность того, что разработанная технология или конструкция окажется неудачной и потребуется иное техническое решение или доработка, доводка. Особенно трудоемкой является такая доводка в тех случаях, когда автоматическая линия является уникальной, технология её работы и большинство конструкторских решений являются оригинальными, не имеющими близких хорошо изученных прототипов.

Технические риски возникают из-за:

  • ошибок в проектировании;
  • недостатков технологии и неправильного выбора оборудования;
  • ошибочного определения мощности;
  • недостатков в управлении;
  • нехватки квалифицированной рабочей силы;
  • отсутствия опыта работы с новым оборудованием;
  • срыва поставок сырья, стройматериалов, комплектующих;
  • срыва сроков строительных работ подрядчиками (субподрядчиками);
  • повышения цен на сырье, энергию и комплектующие;
  • увеличения стоимости оборудования;
  • роста расходов на заработную плату.

Исследования безопасности технических объектов свидетельствуют, что опасность свойственна любым системам и операциям. Практически достичь абсолютной безопасности с технической точки зрения нереально, а с экономической – нецелесообразно. Это связано с тем, что надёжность технических систем не может быть абсолютной. Риски связанные с ненадёжность систем можно снизить в результате испытаний и доработок оборудования с целью повышения его качества и надёжности.

Кроме того, технические риски сопровождают строительство новых объектов и их последующую эксплуатацию. Среди них выделяют строительно-монтажные и эксплуатационные риски. К строительно-монтажным принадлежат такие риски:

  • потеря или повреждение строительных материалов и оборудования вследствие неблагоприятных событий – стихийных бедствий, пожаров, взрывов, преступных действий третьих лиц и т.п.;
  • нарушение функционирования объекта вследствие ошибок при его проектировании и монтаже;
  • получение физических увечий персоналом, задействованным в строительстве объекта.

Технический риск относится к группе внутренних рисков, поскольку предприятие может оказывать на данные риски непосредственное влияние и их возникновение, как правило, зависит от деятельности самого предприятия.

В связи с развитием научно-технического прогресса, ростом капиталоемкости производства, увеличением в производственном процессе удельного веса технологического оборудования, а также в связи с увеличением объёма строительно-монтажных работ существенно увеличилось негативное воздействие технических рисков, что, в свою очередь, способствовало зарождению отдельной отрасли страхования (страхование электронной техники, страхование строительно-монтажных рисков и т.п.).

Что такое риск и как он работает

Данный текст является переводом основной части из книги Нассима Талеба. Он поможет разобраться в основных принципах риска. Давайте взглянем на приведенный опыт.

Некоторое количество людей, допустим человек сто, в казино ставят некоторое число денег и получает за это любой алкогольный напиток. Само собой, некоторые потеряют все, но и найдутся те кто выиграют, мы же под конец дня оценим преимущество, посчитав, какое количество денежных средств сохранилось у людей после того, как они вышли из данного заведения. Это поможет узнать, как точно казино рассчитывает риск. Допустим, что какой – то человек под номером сорок пять проиграл все деньги, которые у него были, будет ли это воздействовать на игрока под номером сорок шесть? Нет. Примерно один процент людей полностью лишиться денег. Даже если люди продолжают играть, процентное соотношение не меняется: за весь отрезок времени один процент людей потеряет все свои сбережения.

Давайте ознакомимся с другим примером. Наш родственник в течении длительного промежутка времени, примерно в течение ста дней, приходит в заведение с конкретным количеством денег. На сорок пятый день полностью проигрывает (лишается всех денег). Придет ли он на сорок шестой день? Конечно такого не будет, так как у него закончились средства. Насколько бы хорошо ваш родственник не играл, риск того, что он оставит все свои деньги в казино равна сто процентов.

Читать еще:  Что такое твинкамовскими двигателями

Риск, применяемый к коллективу людей, никак не применяется к одному человеку, допустим к тому же родственнику. Первый пример назовем “количественной вероятностью”, другой же “единовременной вероятностью” (так как в первом примере говорится о группе людей, а во втором участвует один человек в течение какого – то времени). Если статьи профессоров, советы по вкладу в банке или мнение гуру бизнеса рассчитаны на долговременную прибыльность, советую вам быть бдительным. При условии того, что эти сценарии и верны (хотя в действительности это не является так), ни один человек не способен получать прибыль от рынка, если не учитывать тот факт, при котором вы имеете неисчерпаемые средства и полностью лишены риска потери. Такие люди смешивают вероятности: единовременный с количественным. Так или иначе прибыль вкладчика перестанет равняться с прибылью рынка, что поставит точку на бизнесе.

По словам Уоррена Баффетта, те, кто остался на плаву в опасном бизнесе, говорят одну и ту же мысль другими словами: “Выживи, и ты добьешься успеха” Я же говорю: “Не стоит лезть туда, где неизвестна глубины”. Я очень четко устроил собственную жизнь, учитывая то, что определенный порядок явлений играет большую роль, а обстоятельство гибели не дает выполнить анализ выгод и затрат; хотя я четко понимал каким глубоким является недостаток во взгляде принятия решения. Многое переменилось, после того, как появилась статья ученого Оле Петерса. Он смог разграничить два вида вероятности, приведя примеры, которые схожи с описанными выше. Также, он смог показать, что социальные науки занимаются самообманом, при объяснении слова вероятность. Прошел большой промежуток времени, с тех пор, как была выведена формула, принятая за стандарт. Значит люди, которые хоть как-то имели связь с теорией о принятия решений, ошибались. Далеко не так: ошибались экономисты, но далеко не каждый. Например, физик Дж. Л. Келли, широко известный из-за критерия Келли, достигли правильного понимания.Так и ученый Харальд Крамер осознал истину. Многие годы назад люди, подобные Марку Шпицнагелю, да собственно и мне, развивали возле этого мнения все свое продвижение в бизнесе. Мы вместе с Шпицнагелем намеренно открыли проект, помогавший вкладчикам избежать сдерживающие факторы, не дающие им получать прибыль от рынка.
Через некоторое время я вышел из игры, но Марк до сих пор занимается Universa. Дела у него идут успешно, хотя другие потерпели полный крах.

Так что такое эргодичность?

Ситуация, при которой риск, рассматриваемый в прошлом времени, не применим к последующим операциям, считается совершенно неэргодичной. Система будет добиваться того, чтобы люди, ставящие “шкуру на кон”, полностью исчезли. Так как такое состояние не подразумевает реконструкцию, назовем его “гибелью”. Проблемой является то, что в таком случае анализ затрат-выгод недопустим.

Приведу аналогию с примером про казино. Есть призовой фонд миллион долларов и группа людей, играющая в русскую рулетку. Примерно пять человек из шести выиграют. Значит каждый игрок имеет примерно восемьдесят три процента на доход, а каждый выстрел приносит доход в восемьсот тридцать три тысячи долларов. Но есть подводный камень, неоднократная игра в рулетку убьет вас, следовательно, прибыль невозможно рассчитать.

Повторяющиеся риски

Почему “научных” утверждений не хватает, когда присутствуют “гибель” и многократный риск? Изучим пример с самолетом. Допустим, кто-то утверждает, что по статистике этот самолет безопасен, и начнет действовать в соответствии с этим утверждением, то с девяноста восьми процентной уверенностью можно заявить, что ни один пилот не дожил бы до сегодняшнего дня.

При установлении диагноза “паранойя” врачи проводят лишь один эксперимент, после чего утверждают, что у человека имеются проблемы с правильным восприятием, и существует установка преувеличивать маленькие риски. Как будто человек больше никогда в своей жизни не поступит рискованно. Ученые не могут отметить противоречия данного поведения традиционной логике. От того, что человек скурит одну сигарету не произойдет ничего плохого, и поэтому анализ посчитает неправильным отказываться от такой радости ради маленького риска. Но тысячи пачек за год способны убить человека, то есть повторяемое массовое действие.

В реальной жизни отдельные факторы влияют на продолжительность вашей жизни. Представим, что вы на вершине горы, на мотоцикле, имеете в своем кругу общения бандитов, ваш срок жизни станет намного меньше, хотя по отдельности они не окажут никакого эффекта. Благодаря этому, умопомешательство из-за незначительных факторов становится совершенно нормальным и обоснованным поведением.

Осознание себя

Проблема нынешнего мировоззрения заключается в том, что человек, не замечая парадокс, привык считать себя самостоятельным организмом. Из некоторых групп, посетивших мой семинар, я выбрал девяносто человек, давших ответ на вопрос: “Худший момент в жизни, который с тобой может произойти?” Почти все ответили “собственная гибель”.

Читать еще:  Двигатель аир 315 характеристики

Только для психически нездорового человека это действительно может быть наихудшим событием. Тогда я спросил людей, которые среагировал на мой вопрос подобным образом, если в добавок к собственным смертям добавят гибель всех родственников, детей, животных – это не будет хуже, чем умрут только они. Конечно так и есть. Так почему же вы назвали свою смерть наихудшим поворотом событий?

Из этого следует, что гибель одного человека не на столько ужасна, как исчезновение группы.
Вернемся к рулетке. Мое исчезновение не эргодично для себя, но эргодично для системы.

В чем схожи храбрость и предосторожность?

При каких обстоятельствах два этих качества являются достоинством? Допустим, я могу вытащить людей из горящего здания, это будет являть как храбростью, так и предосторожностью. Я жертвую своей жизнью, для сохранения чужой.

Так, азартный игрок – совершенно не храбрец, тем более в случае того, если игрок проигрывает не собственные деньги или является кормильцем большой семьи. Это неоправданная храбрость, и в действительности не является храбростью.

Еще пару слов о рациональности

Рациональность можно рассматривать как “убеждение” – оно может создать потребность бежать от того, что несет опасность системе. Если поверья могут помочь достичь данной цели, то было бы неправильно сдерживать их передачу.

“Отличие между благополучным человеком и действительно благополучным в том, что действительно благополучный человек отрицает практически все” – так говорил известный миллиардер Уоррен Баффетт. Эта программа может применятся для отрицания остаточных рисков. Поэтому есть огромное количество путей получить прибыль без остаточных рисков. Также есть тысячи способов разрешения проблем без сложных схем, включение которых приведет к ненадежности системы и вероятности появления остаточных рисков.

Страсть к рискам

В основе “Антихрупкости” лежит мысль о тои, что люди смешивают риск гибели с его различными вариантами – облегчение, нарушающее серьезную разумность вещей. Это подтверждает действительность страсти к рискам, одобрение большинства рисков, не включающих в себя остаточные риски, но дающих вероятность получить остаточную прибыль.

Волатильные инструменты не всегда связаны с риском, и в обратном порядке. Например, если упражнение нас небольшой возвышенности тренируют мышцы ног, то вот прыжок с тридцати этажного дома вряд ли сделает то же самое. В одних случаях паранойя совершенно неуместна, хотя в некоторых полностью обоснованна. Риск и гибель – совершенно разные вещи.

Таможенный риск

Таможенный риск — вероятность того, что участники ВЭД заплатят меньшую сумму пошлин

Таможенный риск

Таможенный риск зависит от того, правильно ли уплачены таможенные сборы в бюджет.
Согласно законодательству РФ, каждый участник ВЭД, который ввозит товары из-за рубежа, платит таможенные сборы в бюджет.
Величина сборов зависит от того, какая стоимость товара указана в таможенной декларации.
Таможенные риски зависят от того, соблюдают ли таможенное законодательство все стороны, участвующие в процессе внешне-экономической деятельности.
Бывает так, что компания-импортер указывает в таможенной декларации меньшую стоимость, следовательно, уплатит меньшую сумму таможенных сборов и пошлин.

Индикаторы риска

Федеральная Таможенная Служба РФ старается гарантировать, чтобы это не произошло. Для этого придумали индикаторы риска. Де-факто, индикатор риска — признак несоответствия.
Это понятие влияет на то, что товары (как и цены на них) выводят в группы, которые не отвечают любым показателям с точки зрения нормы.

Профили риска

Перечень товаров, соответствующих индикаторам риска, включает:

  • цены,
  • коды ТН ВЭД,
  • рекомендации по минимизации рисков.

Именно это и есть — профили риска.
Профиль риска ФТС спускает сверху во все свои подразделения. Профили риска обязательны для минимизирования риска.
ФТС разработал (и регулярно обновляет) профили риска на основе статистики и биржевых цен.
Профили риска содержат рекомендованные цены на товары. Это методические указания для сотрудников таможенных постов.
Разумеется, цены регулярно меняются. Следовательно — и профили риска.

Как снизить расходы

Можно задекларировать товары по цене, указанной в профиле. Это актуально, если цена контракта выше, чем в профиле риска. Чаще всего бывает совсем наоборот. А это значит, что импортер (вероятнее всего) неправильно посчитал себестоимость товара, не учел растаможку. Обычно, цены, указанные в профиле риска, таможенная тайна, но иногда их можно скачать.

Как применяют профиль риска

Когда профили риска создавали, предполагалось, что можно будет отслеживать нарушения Таможенного Кодекса. На деле, все совсем не так: для таможенника это Отче Наш. Любая цена выше или ниже указанной в профиле неприемлема.
Как бы странно это ни было, но тем самым таможня нарушает законодательство РФ. Профиль риска (либо любой документ) НЕ ДОЛЖЕН влиять на таможенную стоимость.
Ввозить товары дешевле, чем указано в профилях риска не только можно, но и нужно.

Как бороться с таможней

Для того, чтобы оспорить применение профиля риска вам понадобятся:

    нормальный юрист (все споры решают в судебном порядке и у ФТС мало шансов)

  • контракт с предоплатой,
  • прайс-лист поставщика с печатями,
  • биржевые котировки,
  • инвойсы.

    голоса
    Рейтинг статьи
  • Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector