Sw-motors.ru

Автомобильный журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Реверс дизельного двигателя

Реверс дизельного двигателя

Реверс дизельного двигателя – это переход работы из положения “вперед” в положение “назад”. В этом материале рассмотрены условия такого перехода на двигателе фирмы Зульцер.

  • Реверс дизеля
  • Фирма Зульцер
  • Порядок реверса при контрвоздухе

Реверс дизеля

В соответствии с требованием Регистра, реверс дизеля должен осуществляться за 12 секунд. Изменение направления вращения двигателей обеспечивается изменением фаз воздухо и газораспределения и моментов топливоподачи. В 4-тактных двигателях реверс осуществляется с помощью 2-х комплектов кулачных шайб воздухо, топливо и газораспределения, которые перемещаются в осевом направлении вместе с распределительным валом. Аналогичное решение применяла фирма МАН в своих 2-тактных дизелях.

Фирма Зульцер

Применяет для реверса 2-тактных ДВС одни комплект кулачных шайб. Реверс осуществляется до пуска двигателя путем разворота распределительного вала на требуемый угол относительно коленчатого вала с помощью специального сервомотора.

В двигателях фирмы Бурмейстер и Вайн валик воздухораспределителя имеет 2 комплекта кулачков и при реверсе перемещается в осевом направлении. Вал топливо и газораспределения в малооборотных двигателях старой конструкции имел один комплект шайб и реверсировался после того, как двигатель начинал вращаться на противоположный ход (коленчатый вал как бы разворачивался относительно распределительного вала).

В двигателях 4-й модификации фирма Бурмейстер и Вайн перешла на реверс распредвала по тому же принципу, что и Зульцер. В наиболее распространенных современных двигателях ряда МС фирмы MAN — B&W распределительный вал вообще не реверсируется; вместе с реверсом воздухораспределителя изменяются лишь моменты топливоподачи Процесс топливоподачи путем перемещения серьги толкателя ТНВД с помощью сервомотора индивидуально на каждый цилиндр.

Успешность реверсирования и запуска двигателя на задний ход зависит от того, с какого режима работы требуется реверс. Если при маневрировании скорость судна близка к 0, двигатель работает малым ходом или даже остановлен, то реверс не вызывает затруднений. Реверсирование со среднего или полного хода является особо сложной и ответственной операцией, поскольку обычно связано с аварийной ситуацией. Сложность возрастает тем в большей степени, чем больше водоизмещении и скорость хода судна.

При необходимости реверса с полного хода (точка 1 на рис. 3) отключается подача топлива в цилиндры. При этом движущий момент становится равным 0, частота вращения довольно быстро — за 3-7 секунд — падает до n = (0,5-0,7)nн . Уравнение движения в этот период имеет вид:

I ( d ω / d τ ) = M в + M т Ф о р м . 1

  • ℑ (dω/dτ) — момент от сил инерции;
  • Mв — момент, развиваемый винтом;
  • Mт — момент от сил трения.

Гребной винт вращается за счет сил инерции валопровода Ремонт валопроводов и судовых гребных винтов и двигателя и создает некоторый положительный упор. При некоторой частоте вращения момент и упор винта становятся равными нулю, хотя винт продолжает вращаться в прежнем направлении (точка 2 рис. 3). При дальнейшем снижении частоты вращения упор становится отрицательным, винт начинает работать как гидротурбина за счет инерции корпуса судна. Уравнение движения в этот период имеет вид:

I ( d ω / d τ ) + M в – M т Ф о р м . 2

Дальнейшее снижение частоты вращения обеспечивается за счет момента от сил трения Mт и снижения скорости движения корпуса судна (уменьшения момента Mв ). Двигатель остановится, когда правая часть приведенной выше зависимости станет равна ее левой части (точка 3 на рис. 3).

Рис. 3 Кривые действия винта при торможении контрвоздухом с полного (пх) и среднего (сх) хода

При этом скорость судна обычно снижается до 4,5-5,5 узлов. Для достижения этого момента требуется длительное время (от 2 до 10 минут), которое порой отсутствует. Поэтому приходится прибегать к остановке валопровода с помощью “контрвоздуха”, подаваемого в цилиндр через пусковые клапаны.

Порядок реверса при контрвоздухе

  1. После выключения подачи топлива рычаг реверса переводят из положения “вперед” в положение “назад”, хотя коленчатый вал продолжает при этом вращаться вперед, распределительный вал реверсируется;
  2. В районе точки 2 (рис. 3) в цилиндр начинает подаваться пусковой воздух, при этом двигатель тормозится, т. к. подача воздуха приходится на линию сжатия;
  3. После остановки двигатель раскручивается на воздухе в направлении “назад” и переводится на топливо.

Если при нормальном пуске подача воздуха в цилиндр осуществлялась на линии расширения от углов φВ1 = 0 до φВ2 = 90° пкв после ВМТ, то при подаче контрвоздуха геометрические моменты воздухоподачи меняются на противоположные. Воздух начинает поступать в цилиндр на линии сжатия за 90° пкв до ВМТ и заканчивает поступать в районе ВМТ. При этом действительные моменты воздухоподачи и эффективность торможения контрвоздухом зависят от конструкции пусковых клапанов цилиндров.

Если тарелка пускового клапана имеет тот же диаметр, что и поршень управления, то клапан закроется при достижении давления в цилиндре Pц примерно равном давлению Pв в пусковой магистрали (рис. 4).

Рис. 4 Характеристики равновесия пусковых клапанов:
а – при Dy = Dкл; б – при Dy = 1,73 Dкл

Это происходит намного раньше геометрического конца подачи воздуха в цилиндр. При этом воздух, оставшийся в цилиндре, будет сжиматься и продолжать затормаживать двигатель. В районе ВМТ часть воздуха стравится в атмосферу через предохранительный клапан. Количество стравленного воздуха — небольшое, учитывая небольшое сечение предохранительного клапана. При дальнейшем движении поршня, когда он пройдет ВМТ, сжатый воздух расширяется и продолжает раскручивать дизель. Таким образом, если двигатель остановится до прихода поршня в ВМТ, то торможение контрвоздухом будет эффективным, если не остановится — контрвоздух неэффективен. Такая картина торможения контрвоздухом наблюдается в малооборотных двигателях фирмы МАН.

Если площадь управляющего поршня больше тарелки клапана (двигатели Бурмейстер и Вайн, Зульцер), то для закрытия клапана требуется гораздо большее давление в цилиндре (рис. 4). Клапаны открываются при торможении контрвоздухом на ходе сжатия, и после достижении давления PцPв воздух из цилиндра начинает перетекать при высоком давлении в пусковую магистраль. Поршень совершает работу выталкивания на линии сжатия.

Пусковой клапан закрывается в соответствии с геометрическим моментом воздухонодачи. При таком клапане работа сжатия оказывается гораздо больше работы расширения, эффект торможения контрвоздухом хороший. Воздух, выталкиваемый из цилиндра в пусковую магистраль, поступает в соседний цилиндр, что уменьшает расход пускового воздуха. При таком типе пусковых клапанов снижается выбег судна за счет более скорого запуска дизеля на задний ход.

Читать еще:  Что такое бортовой компьютер двигателя

При реверсе с полного хода двигатель обычно передерживается на воздухе — для гарантии запуска в противоположном направлении. Этого делать не надо — необходимо лишь при переводе на топливо топливную рейку поставить на большую подачу.

Реверсивный запуск асинхронного электродвигателя

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

откроется в новом окне

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Реверсивный запуск асинхронного электродвигателя

Реверсивная схема подключения магнитного пускателя

Для того, чтобы запускать электродвигатель в прямом и обратном направлении применяется реверсивная схема управления на магнитном пускателе. В этой статье подробно рассмотрена пошаговая работа схемы. Схему, в которой двигатель работает только в одном направлении, без реверса, смотрите в статье нереверсивная схема подключения магнитного пускателя .

В заключении этой статьи смотрите видео, демонстрирующее детальную работу схемы реверсного пуска двигателя.

Вначале рассмотрим реверсивную схему подключения с катушкой магнитного пускателя на 220В, а затем работу схемы.

Фазы А,В и С питающего напряжения подводятся к клеммам асинхронного двигателя через:

— 3-х полюсный автоматический выключатель , который защищает всю схему и позволяет отключать питающее напряжение;

— поочередно через три пары силовых контактов магнитных пускателей КМ1 и КМ2 ;

— тепловое реле Р , которое служит для защиты от перегрузок.

Для того, чтобы изменить направление вращения трехфазного электродвигателя, необходимо поменять местами подключение любых двух фаз!

Для этого в цепь обмотки двигателя включены силовые контакты от двух пускателей, которые подключаются поочередно, меняя чередование фаз. В нашей схеме при вращении вперед последовательность фаз такая — А, В, С. При вращении назад — С, В, А. Т.е. чередование фаз А и С меняется местами.

Катушки магнитных пускателей с одной стороны подключены к нулевому рабочему проводнику N через нормально-замкнутый контакт теплового реле Р, с другой, через кнопочный пост к фазе С .

Кнопочный пост состоит из 3-х кнопок:

1) нормально-разомкнутой кнопки ВПЕРЕД ;

2) нормально-разомкнутой кнопки НАЗАД ;

3) нормально-замкнутой кнопки СТОП .

К кнопке ВПЕРЕД параллельно подключен нормально-разомкнутый вспомогательный контакт пускателя КМ1 , и соответственно, к кнопке НАЗАД — нормально-разомкнутый вспомогательный контакт пускателя КМ2 .

Также в цепь питания обмотки пускателя КМ1 включен нормально-замкнутый контакт пускателя КМ2 , а в цепь обмотки пускателя КМ2 , включен нормально-замкнутый контакт пускателя КМ1 . Это сделано для блокировки, чтобы предотвратить запуск двигателя назад, когда он вращается вперед, и наоборот. Т.е. запустить двигатель в любую из сторон можно только из положения останова.

Переводим рычаг трехполюсного автоматического выключателя во включенное положение, его контакты замыкаются, схема готова к работе.

Нажимаем кнопку ВПЕРЕД . Цепь питания обмотки магнитного пускателя КМ1 замыкается, якорь катушки втягивается, замыкает силовые контакты КМ1 и вспомогательный нормально-открытый контакт КМ1 , который шунтирует кнопку ВПЕРЕД .

Одновременно вспомогательный нормально-замкнутый контакт КМ1 размыкает цепь управления магнитным пускателем КМ2 , блокируя тем самым возможность запуска реверса двигателя.

Три питающих фазы в последовательности А,В,С подаются на обмотки двигателя и он начинает вращаться вперед.

Отпускаем кнопку ВПЕРЕД, она возвращается в исходное нормально-разомкнутое состояние. Теперь питание на обмотку пускателя КМ1 подается через замкнутый вспомогательный контакт КМ1 . Двигатель запущен и вращается вперед.

Останов двигателя из положения ВПЕРЕД

Для остановки двигателя или для запуска в другую сторону, необходимо сначала нажать кнопку СТОП .Питание цепи управления размыкается. Якорь магнитного пускателя КМ1 под действием пружины возвращается в исходное состояние. Силовые контакты размыкаются, отключая питающее напряжение от электродвигателя. Двигатель останавливается.

Одновременно с этим размыкается вспомогательный контакт КМ1 в цепи питания обмотки пускателя КМ1 и замыкается вспомогательный контакт КМ1 в цепи питания пускателя КМ2 .

Отпускаем кнопку СТОП. Она возвращается в исходное, нормально-замкнутое положение. Но поскольку вспомогательный контакт КМ1 разомкнут, питание на обмотку пускателя КМ1 не подается, двигатель остается выключенным и схема готова к следующему запуску.

Чтобы запустить двигатель в обратном направлении, нажимаем кнопку НАЗАД .

Питание подается на обмотку пускателя КМ2 . Он срабатывает, замыкая силовые контакты КМ2 в цепи питания двигателя, и вспомогательный контакт КМ2 , который шунтирует кнопку НАЗАД . Одновременно с этим, другой вспомогательный контакт КМ2 разрывает цепь питания пускателя КМ1 .

На обмотки двигателя подаются три фазы в порядке С,В,А, он начинает вращаться в другую сторону.

Отпускаем кнопку НАЗАД . Она возвращается в исходное положение, но питание на обмотку пускателя КМ2 продолжает поступать через замкнутый вспомогательный контакт КМ2 . Двигатель продолжает вращаться в обратном направлении.

Останов двигателя из положения НАЗАД

Для останова повторно нажимаем кнопку СТОП . Цепь питания обмотки пускателя КМ2 размыкается. Якорь возвращается в исходное положение, размыкая силовые контакты КМ2 . Двигатель останавливается. Одновременно с этим, вспомогательные контакты КМ2 возвращаются в исходное состояние.

Отпускаем кнопку СТОП , схема готова к следующему пуску.

Функция реверс в мясорубке: что такое и для чего нужна

Сегодня существует огромный выбор электрических мясорубок, отличающихся между собой внешним видом, мощностью, материалом изготовления корпуса, шнека, ножей, количеством всевозможных насадок, а также вспомогательных рычагов, кнопок и аксессуаров, используемых для реализации дополнительных возможностей. Наверняка многие задаются вопросом, нужен ли реверс в мясорубке, что это такое, так ли важна эта функция для данного кухонного прибора.

Зачем нужна функция реверс в мясорубке

Вначале следует разобраться в принципе работы самой мясорубки. Шнек, продвигающий кусочки мяса к выходу, на конце оборудуется специальным крестообразным ножом, который и измельчает продукты. Дальше порубленное мясо продавливается через решетку — таким образом формируется фарш.

Мясо низкого качества, содержащее жилы, грубые фасции, не все может перетереться. Часто остаются длинные жесткие волокна, которым больше ничего не остается делать, как накрутиться на вращающийся вал. Это снижает скорость, увеличивает нагрузку на мясорубку, что, в конечном счете, может привести к остановке работы из-за перегрева. Выход один: периодически отключать прибор, разбирать его и снимать все ненужное со шнека и ножа. Реверс в такой ситуации очень выручает.

Жилистое мясо может застрять в мясорубке

Современная мясорубка

Вот, как выглядит схема электромясорубки:

Кнопку «Реверс» можно определить на схеме мясорубки, приведенной в инструкции к прибору

Безусловно, современные электрические мясорубки гораздо предпочтительнее ручных приборов. У вас в наличии всего лишь имеются несколько кнопок, благодаря которым можно обеспечить бесперебойное функционирование, включая готовку фарша. Если у вас имеется достаточно мощное устройство (1000 Вт), данную процедуру можно выполнить в течение нескольких минут.

Читать еще:  Что такое перекрутить двигатель

В обязанности хозяйки входит лишь подготовка мяса, то есть отделение костей, снятие пленки и жил и нарезка. Но очистка мяса достаточно сложный процесс. И в этом вам может помочь автоматизированный реверс. Надо лишь нажать на кнопку: шнек начнет вращаться в обратную сторону. Мясной продукт, который не прокрутился, возвращается в отверстие для загрузки. Процедура прокручивания продолжится!

Справка! Следует отметить, что мясорубка может использоваться не только для прокрутки мяса, а также рыбы, овощей и фруктов. Поэтому ножи и шнек тоже могут забиться. Без автоматического обратного хода не обойтись!

Рассмотрим основные положительные аспекты системы обратного хода:

  • Процедура готовки фарша становится значительно легче.
  • Происходит снижение нагрузки на мотор, ножи и так далее.
  • Есть предупреждение о поломке «внутренностей» аппарата.
  • Если шнек забился, не нужно разбирать устройство.

Порябок разборки прибора

  • Ухаживать за прибором просто.

Принцип работы реверса

Реверс – обратный ход вала, который позволяет решить проблему наматывания жил на шнек. Его задача не пропустить жилы так далеко, чтобы они намотались на нож. Для этого обратным ходом содержимое вала возвращается на некоторое расстояние назад. После этого прибору дается второй шанс справиться с неподатливым куском мяса. В зависимости от типа мясорубки, реверс может быть разный.

Реверс в механических (ручных) мясорубках

Речь идет о простых ручных мясорубках, которые в свое время были почти в каждом доме. Вращение вала осуществляется вручную. Пользователь вращает рукоятку, усилие с которой передается на свободный конец шнека. Шнек движется синхронно с ручкой. Это очень простой механизм. Реверс, то есть смена направления движения вала, происходит при изменении направления вращения рукоятки.

Внимание! Основное рабочее движение в механической мясорубке – по часовой стрелке. Соответственно, если нужен реверс, вращать рукоятку надо против часовой стрелки.

В результате таких действий жилы с ножа и винта раскрутятся, и все, что находится в мясорубке, по шнеку вернется назад, в загрузочный лоток. Здесь можно выбрать сухожилия, а остальное отправить обратно на переработку.

Реверс в электрических мясорубках

Как прямой ход, так и обратный в электромясорубке происходит без участия пользователя, в автоматическом режиме. Хозяйке надо только подать нужную команду (кнопкой включения/выключения реверса).

Физически функция реализована так же, как в механических моделях. Вал начинает вращаться в обратную сторону, подвигая продукты в сторону загрузочного лотка, высвобождая нож и шнек от застрявших жил. Направление вращения меняется автоматически, при нажатии определенной кнопки.

Ручная мясорубка


У ручной мясорубки реверс — это приводная сила руки хозяйки

Как мы знаем, основной целью данного кухонного аппарата – это измельчить мясо. Бывает, что во время данного процесса могут возникать некоторые проблемы. К примеру, если мясо достаточно плохо очищено от костей, жил или порезано достаточно крупно – все это может привести к тому, что пространство, находящееся меж ножом и решеткой, забьется. Происходит накрутка на шнек, что приводит к осложнению переработки. В конечном итоге процесс и вовсе может остановиться.

Так вот, если бы функция реверса отсутствовала, приходилось бы постоянно проводить разборку аппарата и проводить очистку. Но есть обратный ход. На ручном аппарате нужно просто сделать прокрутку ручки в обратную сторону, после чего можно вытащить не прокрученный мясной продукт. Можете продолжать сложную ручную прокрутку мяса!

Преимущества электромясорубки с функцией реверса

Электрические модели, оснащенные функцией реверс, по отношению к своим механическим собратьям имеют ряд преимуществ.

  1. Изготовление мясного фарша, формовка колбасок и другие операции становятся быстрыми, и для их выполнения достаточно нажать кнопку, а не крутить рукоятку часами.
  2. Жилы снимаются с ножа сами, во время реверса. Разбирать прибор нет нужды.
  3. Для фарша можно использовать сырье любого качества. Не надо его зачищать так тщательно, как для ручной мясорубки. Все жилы можно убрать в процессе с помощью реверса.
  4. Реверс обеспечивает равномерную работу прибора, без «напряженных» участков. Ножи благодаря этому меньше тупятся.
  5. Такую мясорубку проще обслуживать.
  6. Так как не бывает ситуаций, когда прибор не справляется, работает на пределе, срок эксплуатации в целом увеличивается.

Функции разных мясорубок

Обыкновенные мясорубки не канули в Лету. Да, сейчас их используют все меньше и меньше. Они были верными спутниками при приготовлении мясных фаршей и домашних колбас каждой хозяйке, мало кто списал их в утиль, и почетного места на антресолях (на всякий непредвиденный случай) они не покидают и поныне.

С чем сравним такой рывок от обыкновенной мясорубки до электрического мясоперерабатывающего агрегата? Например, с телефоном. И старые коммутаторные, и новые прекрасно уживаются, если не в нашей жизни, то в нашем сознании. Как вам сравнение? А разница!

Общие функции мясорубок:

  • перемалывание мяса в фарш;
  • измельчение до однородной массы овощей;
  • приготовление соков, муссов, печенья и спагетти.

Существенные различия простых и электромясорубок:

  • ручной ход в обыкновенных мясорубках заменен на механически непрерывный в электромясорубках;
  • качество получаемого фарша при электроперемалывании значительно выше обыкновенного;
  • значительное уменьшение трудозатрат хозяйки при работе с электромясорубкой;
  • престижность и электромясорубки, и хозяйки, которая имеет такое электрическое приспособление на своем кухонном столе.

Работать с электрическим агрегатом (мясорубкой) одно удовольствие. Почему агрегат? Это благодаря тому, что электромясорубка соединяет в себе при решении одной задачи (перемалывание мяса) дополнительные функции, направленные на выполнение основной. И это не что иное, как реверс.

Можно ли обойтись без реверса

Вполне понятно, что если фарш готовится из филейной части, устройство любой мощности с этой задачей справится. Но не всегда у хозяйки получается хорошо очистить продукт от сухожилий и косточек. И при отсутствии обратного хода работа будет затруднительной.

Некоторые модели приборов имеют специальные предохранительные устройства от попадания в аппарат костей и жил, но в таких случаях часто можно наблюдать перегрев механизмов, что порой приводит к их поломке. Поэтому производители предпочитают агрегаты с обратным ходом.

Хотя считается, что обратный ход нужен маломощным приборам, от 1000 до 1800 Вт, а высокомощные справятся и без него, все чаще приспособления мощностью от 1800 Вт делают с обратным прокручиванием.

Очевидно, что реверс обладает важным свойством. Его применение упрощает процедуру прокрутки мяса, и многие современные марки снабжаются реверсной системой. Но наличие такой функции отражается на стоимости агрегата. Хорошенько обдумайте, будет ли использоваться мясо с жилистыми волокнами, рыба с кожей, овощи и фрукты с кожурой. Если нет, тогда можно не переплачивать за мясорубку. При этом следует учесть, что подобная бытовая техника приобретается нечасто. Поэтому нужно отнестись к покупке осмотрительно, с перспективой на будущее, и все же выбрать модель с автореверсом.

Читать еще:  Двигатели perkins в работе

Необходим ли реверс?

Вы столкнулись с вопросом – зачем в мясорубке реверс? При прокручивании очищенного филейного мяса через электрический прибор низкой или средней мощности функция обратного вращения шнека не нужна. В этих условиях любое устройство справится с проворачиванием качественного фарша.

Но при недостаточной очистке и разделке мяса, а также при использовании мясной некондиции, реверс крайне необходим. Даже опытной домохозяйке при разделке больших кусков свинины, курицы или говядины бывает очень трудно избавиться от мягких волокон и сухожилий, поскольку это приводит к появлению большого объема отходов.

Система обратного вращения вала не только позволяет существенно облегчить процесс обработки туши, но также ее наличие существенно сказывается на стоимости кухонного агрегата. Поэтому при выборе техники в магазине важно учитывать необходимость наличия этой функциональной возможности. Если домохозяйка не работает с жилистой свининой или говядиной, то потребности в переплате денег за нее нет.

Помимо наличия системы обратного прокручивания шнека при выборе электрической мясорубки стоит учитывать ее мощность, удобство эксплуатации, комплектацию и другие полезные возможности (к примеру, наличие самозатачивающихся ножей, дополнительных насадок, термоконтроля – защиты двигателя от перегрева). Популярными на рынке производителями мясорубок с реверсом являются Moulinex, Kenwood, Panasonic и Braun.

Схема реверса трехфазного двигателя в однофазной сети

Так как трехфазному асинхронному двигателю будет недоставать двух фаз, их нужно компенсировать конденсаторами – пусковым и рабочим, на которые коммутируют обе обмотки. От того, куда присоединить третью, зависит кручение вала в ту или иную сторону.

На схеме ниже видно, что обмотка под номером 3 через рабочий конденсатор подсоединяется к трехпозиционному тумблеру, который и отвечает за режимы работы двигателя вперед/назад. Два других его контакта объединены с обмотками 2 и 1.

При включении двигателя нужно придерживаться следующего алгоритма действий:

  • Подать питание на схему через вилку либо рубильник.
  • Тумблер для переключения режимов работы перевести в положение вперед или назад (реверс).
  • Тумблер питания поставить в положение ON (вкл).
  • Нажать кнопку «Пуск» на время, не превышающее трех секунд, чтобы произвести запуск двигателя.

Особенности при работе с реверсными мясорубками

Не стоит бояться, что при включении мясорубка Wollmer M905 будет скользить. Она имеет мощные присоски к поверхности стола.

Функция проталкивания мяса в горловину руками заменена ручным толкателем, который придерживает куски мяса и не предназначен для усиленного проталкивания, так как присутствует мощный захват мяса перемалывающим устройством, а за ним и перемалывание.

Следует поэтапно осуществлять вброс мяса в проем и чередовать включение в работу, избегая холостого пробега агрегата. Экономия электричества уместна и здесь.

FrequentFlyers.ru

Ликбез

Самолет «сломался». Часть 1: Реверс на A380

19/02/2021

Этой статьей мы открываем цикл «Самолет «сломался». В нем мы будем рассказывать о «неисправностях» самолетов, которые с завидной регулярностью пугают пассажиров – как продвинутых, так и не очень – а на самом деле неисправностями не являются. То есть, все нормально: прочитав эти статьи, вы сможете с умным видом проводить ликбез для соседей по креслу.

Часть первая: «отказ реверса» на Airbus A380.

Для начала напомним, что такое реверс тяги. Нет, двигатель вовсе не начинает вращаться в обратную сторону, выбрасывая реактивную струю и воздух вперед через вентилятор. Вал крутится в том же направлении, что и обычно, а вот воздух и газы направляются в противоположную сторону. Вернее, не совсем в противоположную, а под углом 45 градусов и даже больше: вниз-вперед, вверх-вперед и вбок-вперед. Школьный курс физики за 8 класс напоминает, что вектор тяги при этом будет направлен как раз строго назад по оси движения самолета.

Реверсивные створки-ковши направляют весь поток воздуха и газов вперед и в сторону.

Воздух и газы могут перенаправляться в нужную сторону при помощи створок-ковшей, которые расположены или в задней части двигателя, или по периметру. На современных турбовентиляторных двигателях видимых выступающих створок нет: вместо них устанавливаются профилированные решетки, открывающиеся при срабатывании реверса. Внутри все так же створки-дефлекторы перенаправляют в них поток воздуха. Именно холодного воздуха, ибо чем больше степень двухконтурности, тем большую силу тяги он создает: 80% и более (реактивная струя – 20%).

Боковые створки реверса на CFM56

На самолетах с двигателями на крыле открытие створок или решеток всегда видно пассажирам, сидящим возле иллюминатора. Так вот, летит пассажир на A380 и видит: реверс не сработал на одном из двигателей! Караул! Алярма! Нужно срочно сообщить это экипажу, а то так и до Иркутска недалеко!

Профилированные решетки на GE90

Так вот, на “внешних” (1 и 4) двигателях A380 реверса нет вообще. По трем причинам. Во-первых, при размахе крыла в 80 метров внешние двигатели на 60-метровых взлетно-посадочных полосах расположены слишком близко к краям, и при срабатывании реверса риск выдувания мусора, камней, песка и т.п. с грунта с последующим попаданием этого добра в вентилятор был бы очень велик.

Во-вторых, наличие реверса сделало бы и без того тяжелый самолет на полтонны тяжелее и создало бы дополнительную нагрузку на крыло, его пришлось бы усиливать.

И, наконец, в-третьих: A380 имеет очень эффективную систему колесных тормозов, которых достаточно для того, чтобы остановить самолет на любой взлетно-посадочной полосе аэродрома, сертифицированного под этот тип. При этом посадочная скорость у A380 существенно ниже, чем у большинства других пассажирских лайнеров: всего 130-140 узлов. Поэтому реверс на этом типе используется преимущественно при посадках на мокрую ВПП для снижения риска аквапланирования.

A380 садится на мокрую полосу, видны открытые решетки реверса на третьем двигателе

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector