Прогрев двигателя зимой – как это делать
Прогрев двигателя зимой – как это делать
Никогда такого не было и вот опять – пришла зима на всех автомобильных форумах снова самым популярным стал вопрос стоит ли прогревать двигатель. Нам тоже его часто и задают, и хотелось бы все-таки внести в него ясность. Казалось бы, тема уже неоднократно пережевана, но все равно возникают вопросы. Коли так, то попробуем объяснить, сместив акценты. Видимо сама постановка вопроса смещает. «Стоит ли прогревать двигатель?» – вопрос очень провокационный, потому как многие водители не согласны с тем, что прогрев не нужен вообще. Лучше мы будем отвечать на вопрос «Как прогревать двигатель?» – так это будет понятнее.
Прогрев автомобиля зимой
Как прогревать – в движении. Пpaктику прошлых лет, с молотьбой на холостых оборотах лучше забыть. Неэкологично, потеря времени водителя (а время у современного человека самый главный ресурс!), увеличение затрат на бензин. Да-да, подсчитано, что несмотря на то, что непрогретый мотор в движении потрeбляет больше топлива чем прогретый, начинать поездку сразу после запуска мотора экономически выгоднее – при работе на холостых бензина уйдет больше, чем потребуется дополнительно двигателю пока он прогреется в движении. Кроме того, некоторые автомобили, например Volkswagen Polo так конструктивно устроены, что на холостых оборотах выделяют очень мало тепла – и двигатель будет прогреваться вечность, и салон протопить за время стоянки не получится. Это не у всех машин так, но строгие экологические нормы заставляют производителей все активнее делать «холодные» автомобили.
А чем же отличается прогрев в движении от непрогрева? Логично, что режимами работы до достижения рабочей температуры. Да, стоять на месте, ожидая пока стрелка температуры охлаждающей жидкости сдвинется, не стоит, не на карбюраторе чай, но и активно газовать сразу после старта не нужно. А именно – интенсивно не разгоняться, не крутить мотор выше 2,5-3 тысяч оборотов, если автомобиль с МКПП не пользоваться высшей передачей. В этом плане удобно тем, кто живет в частном секторе или густонаселенных дворах – пока доедешь до широкой дороги, двигатель уже наберет какую-то температуру. Но и от обочины можно сразу стартовать – просто несколько первых минут неспеша катить в правом ряду, не нагружая мотор и не мешая уже «прогретым» участникам движения.
Не будет ли страдать ресурс мотора от раннего начала движения? Не будет, это неоднократно подтверждено самыми разными производителями двигателей. Да, если на холодном моторе сразу начинать ехать на всю мощность, ничего хорошего ждать не придется, но от небольших нагрузок даже замерзший агрегат не пострадает. Именно поэтому определение «прогрев на ходу» нам кажется более правильным чем «не прогреваем». Мотор прогреваем, просто не на холостых оборотах.
Конечно, такую рекомендацию не стоит возводить в абсолют и нужно учитывать ситуацию в целом, например что помимо мотора есть и другие агрегаты в машине. Например, некоторые автоматические коробки передач крайне чувствительны к холодной езде. Например, линейка АКПП DP0-DP4 от Renault и PSA. На ней рекомендуется пару минут постоять на тормозе с включенным режимом «D». Но это уже особенность конкретных агрегатов, далеко не у всех трaнcмиссий так. Такие нюансы легко узнать в профильных группах и форумах, посвященных конкретным маркам автомобилей. Если авто уже какое-то время выпускается, то многие вопросы, в том числе и желательность отдельного прогрева, там наверняка обсудили.
Кроме того, нужно оценивать температуру на улице. Одно дело заводить авто когда на градуснике около нуля или когда там показывает -30°С. Понятно, что во втором случае лучше дать пару минут маслу прогреться до начала движения. Но прогревать на холостых до рабочей температуры нет смысла даже при таком экстремальном запуске.
Сигнализация с автозапуском
Для тех, кто все-таки очень переживает за сохранность моторов, давно придуманы системы автозапуска. Сегодня их часто ставят с завода даже на бюджетные машины (например, на Renault Logan), а уж сигнализацию с такой функцией вообще можно поставить куда угодно. Дал комaнду на пуск заблаговременно, и когда подошел к автомобилю мотор уже набрал температуру, а заодно протопил салон и разморозил стекла. Да, за это придется расплачиваться дополнительным расходом бензина, но за комфорт всегда приходится доплачивать, а тут еще и спокойствие для тех, кто переживает за двигатель.
В общем, все просто – щадящий прогрев на ходу, адекватная оценка температурных условий, знание особенностей конкретных агрегатов автомобиля и автозапуск. Если разобраться в такой комбинации, то вопросов про прогрев мотора двигателя в зимнее время больше возникать не будет.
Смотрите еще больше полезных и интересных статей на нашей новой площадке с удобным просмотром на смартфонах, планшетах и компьютерах!
18.12.2014 |
В случае погодной аномалии первое, с чем сталкивается автовладелец – это отсутствие возможности попасть внутрь собственного автомобиля. Нужно разморозить замки дверей, иногда багажника или капота. Компания Liqui Moly GmbH предлагает два продукта для замков: размораживатель и смазку. Размораживатель Liqui Moly Turschloss-Enteiser за минуту растопит лед в личинке замка и даст первичную смазку, а для предотвращения повторного замерзания воспользуйтесь смазкой Turschloss-Pflege, одобренной VAG.
Особое внимание замкам нужно уделить после очередной мойки автомобиля. Не достаточно продуть их сжатым воздухом, да и не на всякой автомойке он есть. Обязательно нужно смазать личинку, так как бесконтактная мойка не только способствует попаданию воды, но и вымывает смазку из личинок. Рекомендуем хранить размораживатель в барсетке с документами или ездовой куртке, так как внутри запертой машины размораживатель бесполезен.
Чтобы открыть дверь обмерзшего автомобиля не достаточно кликнуть «сигналкой» или повернуть ключ. Лёд будет прочно сковыввать резиновые уплотнения. Чтобы эта проблема не возникала, нужно обработать резинки специальным составом, не дающем льду шанса. Лучший препарат от примерзания резиновых уплотнений – тефлоновый спрей Liqui Moly PTFE-Spray. Это сухая смазка, препятствующая примерзанию, устраняющая скрипы и облегчающая скольжение. Одной обработки уплотнений достаточно на весь зимний сезон. Просто распылить её на резину, подсушить и убрать салфеткой белый налет, после этой нехитрой процедуры защита полностью сформируется.
При заедании боковых стекол в направляющих этот препарат также прекрасно помогает и, самое главное, не оставит жирной и пачкающейся пленки. Тефлоновый спрей способен устранить и некоторые конструктивные недостатки автомобиля, например, врожденный скрип крышки багажника на некоторых марках авто. Состав подходит и для смазки дверных замков, их силовой части, что делает эту деталь совершенно независимой от погодных условий.
При обмерзании стекол и зеркал приходится тратить время на прогрев машины, чтобы стекла отошли сами собой. А времени всегда не хватает. Лучше воспользоваться размораживателем Liqui Moly Antifrost Scheiben Enteiser. Состав быстро растворит лед, не нужно работать скребком и царапать лак и, самое главное, не нужно долго греть машину.
А если вода попала с бензобак и там замерзла, то Liqui Moly и тут поможет. Распознать такую ситуацию довольно просто. Все системы автомобиля исправны, а бензин не подаётся и машина не заводится. Растопить лёд и вывести воду из бензобака поможет Liqui Moly Fuel Protect. Достаточно просто добавить присадку в бензобак, немного покачать автомобиль, чтобы присадка лучше перемешалась с топливом и заводить двигатель.
Однако, лучше использовать присадку превентивно, заранее, не дожидаясь льда в бензобаке. Один раз в сезон, профилактически, перед морозами, залейте присадку в бак и будьте уверены, неприятностей не случится. И помните: этот продукт предназначен только для бензина!
Узнаем как разморозить замок автомобиля: 4 способа
Так как проблема уже давняя, то и способов для ее решения накопилось многовато. Давайте рассмотрим самые распространенные и действенные, которые проверялись не одно десятилетие.
Как разморозить замок машины?
Самым частым случаем промерзания замка в двери автомобиля является недостаточная просушка транспорта после мойки. Мельчайшие капли воды в виде пара или аэрозоля после мойки автомобиля водой под большим давлением, попадают в самые труднодоступные для удаления места, в том числе и в замок.
После непродолжительного движения от места мойки автомобиля до места стоянки, водный конденсат кристаллизуется, превращаясь в лед, закрывая собой все свободное пространство.
При отсутствии достаточной смазки в замке зажигания, лед крепко скрепляется с металлом, чем блокирует доступ до каретки замка. Как же избежать эти неприятные моменты в холодный сезон?
Способы применения средства
Даже у неопытного водителя не возникнет проблем с использованием профессионального размораживателя автомобильных замков. В зависимости от того, в какой форме вы приобрели средство, понадобится:
- нанести жидкий размораживатель или пшикнуть аэрозоль в замок;
- подождать несколько секунд;
- попробовать открыть автомобиль;
- в случае необходимости повторить процедуру.
Как правило, средству требуется от пяти секунд до минуты для того, чтобы начать работать. Если в составе препарата есть масла или силиконовые компоненты, то рекомендуем оставить более, чем на минуту для того, чтобы эффект был значительней.
Способы разморозки замка
К самому эффективному можно отнести смазывание замков тормозной жидкостью. Эта жидкость имеет множество положительных качеств, таких как переносимость сильных холодов, антикоррозионные свойства, а также способность обеспечивать должную смазку всех трущихся частей.
Конечно же, есть и минусы, скорее всего, только один – это текучесть. Смазав замок тормозной жидкостью, нужно знать о том, что смазывание замков нужно повторять каждый месяц, иначе замерзания не избежать.
Еще одно хорошее средство можно приобрести в любом автомагазине под названием «АнтиЛед». Оно прекрасно работает при любых морозах и любой влажности, стоит на порядок дороже отечественных аналогов.
Но на рынке автомобильных изделий часто можно встретить плохие подделки, которые отличить практически невозможно, а вот свою эффективность они покажут после первых морозов.
На третьем месте по открытию замков стоит нагревание ключа спичками или зажигалкой. Если отверстие для ключей позволяет просунуть ключ хотя бы на пол сантиметра, то можно сказать со сто процентной уверенностью что дверь скоро будет открыта.
Конечно, времени понадобится намного больше, чем с помощью профилактических мер, но в этом деле нужен положительный результат. Нагрев ключа должен быть несильным, нужно учитывать, что ключи изготавливаются с пластиковым основанием и нередко со встроенным чипом иммобилайзера.
При легком нагреве кончика ключа, нужно быстро вставить в замочную скважину, но при этом не прилагая усилие. Эту операцию нужно повторить несколько раз, до тех пор пока ключ не зайдет в замок до конца.
После этих действий нужно разогреть само отверстие ключом, прогревая и всовывая в замок. После третьего или пятого прогрева можно пробовать открыть замок, если не получилось, то повторять эти действия возможно придется несколько раз.
Страна-изготовитель: Россия. Количество препарата: 50 мл. Цена: 40 руб.
Если бы все наши производители выпускали такие же качественные продукты, иностранным компаниям пришлось бы очень нелегко на российском рынке. ВЭЛВ не только имеет удобную упаковку со специальным носиком, эффективно размораживает и обильно смазывает механизмы замков, но и сто2ит на десятку меньше самого дешевого зарубежного аналога. Минус — не очень приятный запах содержимого баллончика: видимо, сэкономили на ароматизаторах.
Оценка: ‘отлично’.
Рекомендации опытных
Бывают моменты, когда с виду замок полностью разморожен, ключом открывается и закрывается, но двери намертво стоят как при закрытом автомобиле. Эти симптомы говорят не о замершем замке, а о примерших уплотнителях к кузову автомобиля.
Многие водители часто прибегают к радикальным методам с помощью кипятка, но как показывает практика этого делать нельзя. Кипяток может повредить стекло двери, которое не приспособлено к резким перепадам температур, а так же даже если он сможет разморозить уплотнители дверей, то нет ни какой гарантии, что частички воды не заморозят ее заново, но уже с вами внутри.
Для оптимального открытия примерших дверей необходимо совершать действия открытия и закрытия двери, как бы расшатывая, но без большого усилия. Материал уплотнителя состоит в основном из эластичной резины, которая очень плохо держит намерзший лед.
После открытия, не нужно бежать заводить автомобиль, а необходимо взять сухую, чистую тряпку и протереть все проемы от замершей воды по периметру, дабы предотвратить вторичное замерзание.
Для предотвращения прилипания уплотнителей двери во время сильных морозов, нужно обработать заранее жидким силиконом или тонким слоем талька все уплотнители, после чего контролировать нанесенный слой, особенно после мойки.
Как и чем отогреть замок двери автомобиля в мороз
Чтобы очередное зимнее утро не превратилось в испытание, редакция Automania.ru рассказывает, какие приемы можно использовать для оживления личинки.
Что делать в первую очередь?
Необходимо признать, что машины последних лет более приспособлены к холодам. Так, современная мода на маскирование замка – только «на руку»: и фасад выглядит солиднее, и влага просачивается с трудом. По крайней мере, после мойки механизм не придется заливать силиконом. Впрочем, и эта система не застрахована от замораживания.
Если это действительно случилось, то повремените с поиском подручных средств, да и саму идею разморозить дверной замок отложите на потом.
В мороз необходимо действовать быстро, поэтому сперва уделите внимание личинкам передней пассажирской двери и багажника. Закон таков, что не все три замочных скважины сразу покрываются льдом.
Если это ваш случай, смело заводите двигатель на прогрев, и проблемные места отогреются в течение получаса.
Профилактика замерзания
Хорошей профилактикой могли бы стать специальные замки, защищающие от замерзания. Но, как правило, многие производители авто не ставят такие.
Чтобы зимой каждое утро не мучиться с замерзшими дверями, автолюбителям придется самим принять меры профилактики:
- Чтобы не допустить промерзания, лучше всего на ночь ставить машину в гараж или бокс.
- Вытирать автомобильный ключ от попадающей на него влаги.
- Защищать замочную скважину от попадания влаги, при помощи средства от наледи.
- Зимой использовать жидкую смазку для автомобильных замков. Достаточно влить несколько капель в каждый из них при помощи шприца. Подойдет обычный «Тосол».
- Обработать двери и уплотнители специальным спреем на силиконовой основе или глицерином.
- Для разморозки замочной скважины лучше использовать профессиональные средства. Их надо купить заранее. Это будет безопасно для автомобиля и не укоротит срок его службы.
- Использовать пластиковые накладки для личинок закрывающихся механизмов.
Способы решения проблемы
Обнаружив заледеневший замок автомобиля, не торопитесь принимать кардинальные меры. Первое, что необходимо сделать – попробовать открыть ключом дверцу со стороны пассажира. В случае успеха разблокировать остальные двери изнутри не составит труда.
Что делать в ситуации, когда промерзшие замки не поддаются открыванию с брелока либо ключом:
- Старый «дедовский» метод, действующий при небольших морозах, – прогреть рабочую часть ключа зажигалкой и попробовать провернуть личинку. Если первая попытка не увенчалась успехом, повторите операцию несколько раз, прогревая таким образом детали замка.
- Воспользуйтесь универсальной аэрозольной смазкой WD-40 (желательно – комнатной температуры). Задуйте жидкость из баллона в механизм через замочную скважину.
- Средство, помогающее при низких температурах – чистый медицинский спирт. Если на улице минус 20 °С, а прогрев ключа не дает результата, найдите или купите в аптеке шприц и небольшой флакон этанола. Жидкость, закачанная в личинку с помощью иглы, растопит лед и быстро испарится.
- Если поблизости расположен магазин автомобильных запчастей, купите специальный аэрозоль – размораживатель дверей. Состав продается в маленьких флаконах с фигурной насадкой, подходящей к замочной скважине.
Совет. Аэрозоли, приобретенные с целью размораживания замков, не следует держать в автомобиле. Упаковки специально сделаны маленькими для удобного ношения в кармане куртки. Средство, запертое внутри заблокированной машины, становится бесполезным. В результате придется покупать второй флакон, третий и так далее.
Успешно открыв дверцу любым из перечисленных способов, обязательно примите меры от повторной блокировки. Воду, оставшуюся в замке, следует вытеснить с помощью аэрозольного препарата WD-40, иначе на следующей стоянке личинка опять замерзнет. Оптимальный вариант – просушить автомобиль в теплом гараже.
Несколько слов о том, как открыть двери с прихваченным на морозе уплотнителем:
- Сначала примите меры к разблокировке запоров, описанные выше. Верный признак нормальной работы – запирание/ открывание по сигналу брелока.
- Аккуратно отогните верхний правый угол водительской дверцы, используя деревянный клин в качестве рычага. При наличии аэрозоля WD-40 обработайте резиновый уплотнитель по всему периметру сквозь щель притвора.
- Открывайте дверь, помогая деревянным рычагом (на крайний случай — ключом). По окончании вытрите уплотнитель насухо и покройте силиконовой смазкой.
Если автомобиль покрыт снаружи слоем льда, нужно сначала высвободить дверь. Аккуратно пролейте зазоры притворов горячей водой (не крутым кипятком!) и приступайте к открыванию. Скалывать лед механическими способами не стоит – существует опасность повредить краску.
Категорически. Что не стоит делать в этой ситуации
Не слушайте «знатоков», которые советуют полить дверь кипятком. Надо полагать, этот способ был позаимствован у водителей грузовиков эпохи СССР. Краска тогда была «дубовой», да и мало кто был озадачен ее сохранностью. Другое дело нынешнее лакокрасочное покрытие, поэтому прежде чем разморозить замок автомобиля таким методом, хорошо подумайте.
Последствия воздействия горячей воды трудно предсказать, это могут быть, как растрескивание лака, так и отслоение краски. Кроме этого, вода попадает во все возможные пространства, и через некоторое время может опять примерзнуть. Устранить последствия такой операции весьма сложно, как минимум, для этого понадобится отапливаемый гараж.
Если попав через какую-либо дверь, можно воспользоваться автомобильным тепловентилятором , то снаружи так не сделать, а чтобы не прибавлять себе дополнительных забот, стоит прислушаться к описанным ниже рекомендациям:
- Не пытайтесь греть замочную личинку своим дыханием. Теплый и влажный пар изо рта быстро остывает на промерзшем металле и образует ледяные пробки, которые с трудом устраняются.
- Нельзя использовать жидкость, содержащую керосин. Замок она, конечно, поможет открыть, но через некоторое время он замерзнет снова. Причина в том, что керосин гигроскопичен, т.е. склонен поглощать водяной пар из окружающей атмосферы. Это в полной мере касается применения WD-40.
- Не нужно резко открывать дверь – бывает что примерзает не только личинка, но и уплотнитель двери, который можно повредить.
Конструкция центрального замка
Если у вас замёрз центральный замок, то для того чтобы его починить, нужно знать из чего состоит данная конструкция. В неё входят такие узлы:
- исполнительные механизмы;
- управляющий блок;
- датчики.
Именно исполнительные механизмы чаще всего замерзают в центральном замке. Это и не удивительно, ведь они в наибольшей мере подвержены влиянию внешней среды. Датчики тоже могут выходить из строя, но их в большинстве случаев проще заменить, чем починить.
Размораживатели замков — есть ли толк и какой выбрать?
Тем, кто вообще не знает, что такое автомобильный ключ, поясняем: сегодня далеко не все автомобили открываются нажатием на кнопочку брелочка или по методу «хэндс-фри», когда, почуяв хозяина, машинка виляет хвостом и радостно щелкает всеми замочками. Нет, пока что все прозаичнее: практически все машины бюджетного сегмента — Гранты, Логаны и иже с ними — открываются механическим способом. Да и дорогие автомобили почти всегда имеют скважину под ключ — мало ли что случится с электроникой.
Замок замерз
При капитальном обледенении автохимия уже не поможет!
При капитальном обледенении автохимия уже не поможет!
Что ж, повторяем опыт в более щадящих условиях. Оттаявшие личинки вновь погружаем под воду, выдерживаем там около часа, после чего постукиваем каждой по столу, механически облегчая поставленную задачу. Брызгалкой уже не пользуемся. Нечестно? Да нет, просто надо оценить пределы возможного для препаратов — только и всего.
Через 12 часов повторяем заклинания. Вот это уже внушает оптимизм: во всех личинках шторка осталась подвижной, позволяя ключу влезть внутрь на 5 — 7 мм. Теперь зовем на помощь флакончики, пытаясь заставить их обработать потроха наших замочков.
Категорически. Что не стоит делать в этой ситуации
Не слушайте «знатоков», которые советуют полить дверь кипятком. Надо полагать, этот способ был позаимствован у водителей грузовиков эпохи СССР. Краска тогда была «дубовой», да и мало кто был озадачен ее сохранностью. Другое дело нынешнее лакокрасочное покрытие, поэтому прежде чем разморозить замок автомобиля таким методом, хорошо подумайте.
Последствия воздействия горячей воды трудно предсказать, это могут быть, как растрескивание лака, так и отслоение краски. Кроме этого, вода попадает во все возможные пространства, и через некоторое время может опять примерзнуть. Устранить последствия такой операции весьма сложно, как минимум, для этого понадобится отапливаемый гараж.
Если попав через какую-либо дверь, можно воспользоваться автомобильным тепловентилятором, то снаружи так не сделать, а чтобы не прибавлять себе дополнительных забот, стоит прислушаться к описанным ниже рекомендациям:
- Не пытайтесь греть замочную личинку своим дыханием. Теплый и влажный пар изо рта быстро остывает на промерзшем металле и образует ледяные пробки, которые с трудом устраняются.
- Нельзя использовать жидкость, содержащую керосин. Замок она, конечно, поможет открыть, но через некоторое время он замерзнет снова. Причина в том, что керосин гигроскопичен, т.е. склонен поглощать водяной пар из окружающей атмосферы. Это в полной мере касается применения WD-40.
- Не нужно резко открывать дверь – бывает что примерзает не только личинка, но и уплотнитель двери, который можно повредить.
Размораживатель замка
При подвижной шторке личинки и возможности вставить в нее носик флакона с размораживателем успех практически гарантирован.
При подвижной шторке личинки и возможности вставить в нее носик флакона с размораживателем успех практически гарантирован.
Действительно, все десять личинок в итоге сдались. Но если одни кочевряжились до трех минут, то другие сдавались уже в первые 10 секунд. Причем аэрозольные препараты в среднем имеют более высокую эффективность по сравнению с обычными размораживателями!
Расположены препараты в алфавитном порядке. Любопытно, что какой-либо значимой разницы в поведении препаратов разных брендов мы не обнаружили. Тем легче давать советы: рассчитывая на помощь автохимии, берите аэрозоль. И — кстати! — имейте в виду, что для долговременной защиты замков от замерзания подобные средства, по нашему мнению, не годятся. Все они испаряются буквально на глазах, что говорит о спиртовой основе. Это не является их недостатком, просто их «затачивали» под другое.
Преимущества использования
К плюсам размораживателя стоит отнести:
- ЭКОНОМИЮ ВРЕМЕНИ. В сравнении с ручной чисткой стекол или попытками нагреть замочный механизм, на которые уходит 2-3 часа, размораживатель справляется с проблемой в течение нескольких секунд.
- ДОЛГОСРОЧНЫЙ ЭФФЕКТ. Применение изделия способствует удалению влаги из механизма, если регулярно его использовать о проблеме замерзания можно забыть.
- ОТСУТСТВИЕ ВРЕДА. Активные попытки открыть замерзший механизм или убрать лед со стеклянной поверхности приводит к новым проблемам. С помощью размораживателя удается точечно решить задачу и избежать повреждения элементов автомобиля.
Astrohim АС-103
Astrohim АС-103
Astrohim АС-103
Как разморозить время? Шаг 14. Двигатель
Учти, Эдик, один Аллах ведает,
куда девается искра у этого недостойного выродка
в славной семье двигателей внутреннего сгорания.
Х/ф «Кавказская пленница»
Каждый новый шаг по планете Земля мы, прозаики и пииты, читатели и писатели, учёные и неучи, разумные и не очень существа, делаем при помощи «своих двоих». Проще говоря, шагаем ногами. «Смело, товарищи, в ногу!» (Некоторые, правда, научились ходить на руках.)
С точки зрения дотошной науки, это простейшее механическое движение производится не просто ногами, а двигателем и движителем. Правда, в данном конкретном случае и то и другое практически совпадает. Ноги – это двигатель, который несёт тебя к желанной возлюбленной, и ноги – это движитель, который уносит тебя от наседающих врагов, имеющих явное численное преимущество. В обоих случаях можно нестись, как говорится, «не чувствуя под собой ног». (Предпочтительнее всё-таки нестись к той единственной и неповторимой, навстречу счастью, мечте и высокой, чистой любви… О, сколько об этом спето песен!)
Если ли же рассуждать строго по-научному, без всякой там романтики, то двигателем служат мышцы ног, а движителем – его кости. Мышцы приводят в движение кости, и в результате мы шагаем, несёмся, летим навстречу судьбе, либо улепётываем от нежелательной встречи. На этом элементарном примере можно понять разницу между двигателем и движителем. Двигатель преобразует какой-либо вид энергии в полезную работу, движитель отвечает за преобразование работы двигателя в механическое перемещение тел в пространстве.
Человек, будучи существом весьма и весьма разумным, за многовековую историю своей цивилизации изобрёл немало видов и того и другого: и двигателей, и движителей. Основной движитель на суше – колесо. Он был изобретён нашими далёкими предками ещё в V тысячелетии до нашей эры в Европе и Азии. В Америке это полезное изобретение появилось только вместе с первыми испанскими колонизаторами, в конце XV века уже нашей эры. За колесом последовали гусеницы, а потом и магнитная подушка. Ещё до изобретения колеса северные народы пользовались движителем под названием «лыжи», двигаясь за добычей, а сейчас лыжи – олимпийский вид спорта, который может додвигать выдающегося спортсмена до золотых медалей.
Не меньшее, а, пожалуй, большее количество движителей было изобретено для передвижения по воде: шест, весло, парус, винт, ласты.
В воздухе человек научился передвигаться при помощи машущего крыла (помните Леонардо да Винчи?), воздушного винта, реактивного сопла.
В открытом космосе человеку и его рукотворным творениям помогают двигаться то же реактивное сопло, что и в воздухе, и солнечный парус, а в перспективе – фотонные движители фантастических фотонных звездолётов и таинственные движители не менее фантастических неопознанных летающих объектов (НЛО), которые когда-то, наконец-то, будут опознаны, изучены и поставлены на службу всему прогрессивному человечеству. (Даёшь движуху НЛО!)
В свою очередь, двигатели прошли долгий, но очень плодотворный путь развития от ветряного и водяного колеса до паровой машины Уатта, паровой турбины, двигателя внутреннего сгорания (см. иллюстрацию), электродвигателя, реактивного двигателя, ядерного ракетного двигателя и прочая, прочая, прочая. Существует ещё «наука – двигатель прогресса». Есть также «реклама – двигатель торговли».
А вот что является двигателем и движителем в простейшем случае, который мы попытались разобрать по квантам времени на втором своём шаге по «разморозке» времени? Что является двигателем и движителем в случае стрельбы из лука и полёта стрелы, чему посвящена знаменитая апория Зенона?
Ну, двигателем служит лук, который преобразует мускульную энергию лучника в потенциальную энергию согнутой дуги лука. Стоит отпустить тетиву – дуга распрямляется, а потенциальная энергия дуги лука переходит в кинетическую энергию летящей стрелы. Посредством лука мускульная энергия стрелка совершает механическую работу по метанию стрелы далеко и весьма точно. В Шервудском лесу об этом наслышаны не мало.
А что является движителем в этом случае?
А движителем будет… время! Да, да! Вы не ослышались! Время «замороженное» служит часами, измеряет длительность событий. Никакой активной роли в процессе движения оно не играет. Время «размороженное» является движителем, участвует в любом акте механического движения любого материального тела. Это значит, что время незримо, но непременно участвует в процессе перемещения тел в пространстве.
Если сфотографировать стрелу – она замирает в пространстве и во времени. Новый кадр спустя одно мгновение, один квант времени – и стрела занимает новое положение в пространстве. Что движется в промежутке между этими кадрами, если в каждый отдельный момент времени стрела покоится? Движется само время!
Само время передаёт любое механическое движение в пространстве! Это значит, что роль времени первична по отношению к пространству, которое выступает лишь ареной мира. А в современной науке всё обстоит с точностью до наоборот. Высшим выражением этого «наоборот» стала теория относительности, разбору которой мы уделили целых 3 шага.
Если пространство, которое, по мнению Ли Смолина и Фотини Маркопулу, является лишь «иллюзией вроде температуры или давления», то от него, в принципе, можно избавиться, что и происходит, по всей видимости, в мире высоких энергий, в масштабах Планка. А вот время, это «единственное фундаментальное понятие», остаётся.
Это фундаментальное время – уже никакие не часы Ньютона и Эйнштейна, а некая физическая реальность, поток времени, река времени. Этот неумолимый поток, эта могучая река времени в потенциальном виде вбирает в себя всё сущее в мире. От бремени времени нет избавления никому и ничему.
Как поёт группа с многозначительным названием «Машина времени»:
Нам уготовано, мальчик мой,
Лёгкое это бремя:
Двигаться вдоль по одной прямой,
Имя которой – Время…
Из этого потока невозможно выйти или повернуть назад. Это воплощённое движение творит весь мир. Именно ток времени порождает поле пространства так же, как электрический ток порождает магнитное поле [1].
Ток времени на фундаментальном уровне бытия заключает в себе протоматерию и обладает всей энергией мира. Считается, что энергия есть мера движения материи. Однако в высокоэнергетическом мире, где материи и её движения ещё нет, а Время уже есть, само Время заключает в себе энергию! Время в некотором смысле само становится материей, философской субстанцией, сущей в вечном движении подобно свету. Именно такая субстанциональная точка зрения на Время с большой буквы характерная для причинной механики и теории времени Н.А.Козырева.
Эта энергия тока Времени, существующая в некоем высокоэнергетическом мире, где нет вещества, потом трансформируется в энергию материи нашего привычного низкоэнергетического вещественного мирка. По сути дела, именно Время служит источником всех видов энергии и совершает полезную работу в разнообразных двигателях, включая звёзды*, паровую машину Уатта и «славную семью двигателей внутреннего сгорания» (см. иллюстрацию).
* «Несимметричность законов механики может означать только одно, что время обладает некоторым несимметричным свойством, связанным с неравноценностью реального Мира и его зеркального отображения. Это свойство времени может быть названо направленностью или ходом. Теперь можно сказать, что из астрофизических данных следует существование направленности времени. В силу этой направленности время может совершать работу и производить энергию. Итак, звезда является только кажущимся perpetuum mobile: звезда черпает энергию из хода времени» [2].
Принцип работы парового двигателя заключается в движении тепла (термодинамика) из горячего резервуара с паром в холодный резервуар с водой. Есть разность потенциалов двух энергетических уровней – тепло и холод – есть возможность совершения и извлечения полезной работы. В паровом двигателе энергия тепла (пара) переходит в полезную работу посредством резервуара с холодной водой, цилиндра и поршня, совершающего возвратно-поступательные движения и вращающего колёса паровоза. «Наш паровоз вперёд летит. »
Принцип работы Двигателя Времени заключается в движении физического времени (хронодинамика – от греческого Хронос – Время) из резервуара прошлого в резервуар будущего. Есть разность потенциалов двух энергетических уровней – прошлое и будущее – есть возможность совершения и извлечения полезной работы. Время порождает в процессе творения мира 4 фундаментальных физических взаимодействия – сильное, слабое, электромагнитное и гравитационное. Подобно цилиндру, поршню, коленовалу и маховику любого двигателя внутреннего сгорания эти взаимодействия преобразуют изначальную энергию Двигателя Времени в полезную работу сотворения материальной Вселенной. Да будет… мир!
Вот вам и нелокальный и нерукотворный Вечный двигатель Вселенной! Его полезная работа – двигать Вселенную вперёд, из прошлого в будущее! Время, вперёд!
А что будет, если сфотографировать таким же образом по кадрам, квантам времени, не полёт стрелы, а движение всей Вселенной? В этом случае Время превратится во Вселенский движитель. Один тик вперёд глобального физического времени означает движение в пространстве всего вещества Вселенной, причём в разных направлениях и с разными скоростями и ускорениями. По своему смыслу это космическое действо напоминает вселенский голографический калейдоскоп.