Sw-motors.ru

Автомобильный журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое ГБЦ в автомобиле

Что такое ГБЦ в автомобиле

С некоторых пор в технической литературе стала употребляться аббревиатура ГБЦ. Что это такое в машине, знают далеко не все водители, особенно начинающие. И лишь при расшифровке становится понятна суть данного сокращения.

Что такое ГБЦ, где она находится и зачем нужна в машине

ГБЦ — это Головка Блока Цилиндров (или в обиходе просто «головка») в ДВС (двигателях внутреннего сгорания). Она находится на поверхности двигателя и запирает камеры сгорания цилиндров, которые являются главной конструктивной частью любого силового агрегата. Другими словами, головка фактически является крышкой, покрывающей блок.

Без наличия плотно прикреплённой к его корпусу верхушки не будет обеспечиваться необходимая компрессия, а, следовательно, двигатель не сможет нормально функционировать. Таким образом, движение автомобиля станет невозможным.

Устройство головки блока цилиднров и её особенности

В зависимости от тактности, принципа воспламенения, схем газораспределения и охлаждения головка может иметь разнообразные типы конструкций. Однако основной набор деталей головки — клапаны, снабжённые пружинами, форсунки, а также свечи зажигания — практически неизменен.

Объёмистые дизеля традиционно оборудуют литыми чугунными головками, которые долгое время исправно и незаменимо служат в этом качестве. Они эксплуатируются в тяжёлых условиях, и с целью придания надёжности клапанные сёдла запрессовывают с предварительным охлаждением в парах жидкого азота. Втулки клапанов и вихрекамеры вставляют с натягом.

Для маломощных бензиновых «движков» выпускают алюминиевые головки, изготавливаемые путём литья под давлением или в кокиль с дальнейшей доводкой пустот (в головке предусмотрены водяные, газовые ходы, каналы для смазки, а также сквозные отверстия под крепёж).

Крепится головка стальными шпильками с гайками либо болтами с затяжкой по предписываемой производителем технологии. В инструкции подробно указываются последовательность, усилие затяжки, угловые довороты и пр. Это требуется для сохранности соединения в случае просадки стыкового уплотнения.

Видео: устройство головки блока цилидров

Для того, чтобы внутренняя полость разъёмного цилиндра ДВС представляла собой герметично изолированное пространство, стык головки и блока уплотняется специальной прокладкой. Только в этом случае возможен запуск мотора и его надлежащая работа.

Несоблюдение толщины паронитовой или металлоасбестовой прокладки, или её просадка вследствие брака чреваты разгерметизацией камер сгорания и выходом двигателя из строя. Для придания уплотнению должной жёсткости и для обеспечения безопасного прижима чугунные головки дизельных моторов монтируют на мягких стальных прокладках.

Стоит обратить внимание, что толщина прокладки определяется согласно величине вылета поршней. В случае, когда расчётные показатели окажутся меньше номинальных значений, двигатель «застучит», когда больше — произойдёт потеря мощности и интенсивное образование копоти вследствие неполного сгорания топлива. Пары выпускных и впускных каналов ведут в обособленную камеру сгорания. Каждый из каналов упирается в седло, запрессованное в головку блока цилиндров, которая является местом:

  • размещения натяжителя цепи и привода распределительного вала в отдельной полости спереди ГБЦ;
  • установки газораспределительного механизма (ГРМ);
  • расположения маслозаливной горловины.

Правила эксплуатации, возможные неисправности и проблемы

ГБЦ — достаточно уязвимый функциональный узел, подверженный воздействию комплекса негативных факторов. Поэтому не исключены и вполне вероятны:

  1. Срыв резьбовых соединений (под свечи или шпильки), трещины с внешней стороны корпуса. Трещины образуются вследствие неграмотной затяжки креплений, а дефекты резьбы чаще всего оказываются скрытым заводским браком.
  2. Искривления плоскости стыка, коррозия поверхности и ослабление креплений. Возникают из-за длительной работы, перегрева двигателя, некачественной охлаждающей жидкости.
  3. Образование межседельных трещин и выпадение клапанных сёдел. Причины — низкокачественное горючее, истекающий ресурс оборудования, плохо отрегулированное зажигание.
  4. Износ группы толкателей и распределительного вала.
  5. Отказ клапанных направляющих втулок. Причина — значительный пробег, некондиционная смазка.

В случае прорыва газов головку чаще всего фрезеруют. При срыве свечной резьбы устанавливают «ввёртыш», система креплений подлежит замене.

Распространение межседельных трещин способствует утечке отработанных газов в охлаждающую рубашку и заклиниванию поршней. В этом случае головку можно заменить; по крайней мере, трещины допускается заварить с соблюдением технологии.

Падение масляного давления свидетельствует о проблемах с распределительным валом. Диаметр постелей распредвала восстанавливают посредством вставки дюралюминиевых либо латунных втулок (как правило, в качестве развёртки применяется прежний распредвал с фрезерными зубцами).

Кроме того, делают ремонт невозможным значительная коррозия, а также повреждения от детонации. Выпавшее седло путём охлаждения в парах жидкого азота меняют на новое, либо на аналогичное, высверленное с другой головки.

Техническое обслуживание и диагностика ГБЦ

Даже тем автовладельцам, кто ездит на небольшие расстояния, необходима периодическая профилактика клапанов и их сальников, а также уплотнительных прокладок. Что уж говорить о любителях агрессивной манеры езды!

Особенно проблемной считается прокладка головки блока цилиндров. При её износе происходит утечка рабочих жидкостей и их смешивание. Попадание антифриза в смазку вызывает нежелательную химическую реакцию. Со временем это ведёт к постепенному, но тотальному разрушению силовой установки. Основной тревожный сигнал подаёт датчик температуры, сигнализирующий о парообразовании в системе охлаждения мотора.

Видео: признаки и последствия пробития прокладки гбц

Приблизительная оценка ситуации возможна после снятия свечей зажигания, но так или иначе, визит по данному поводу в специализированную мастерскую не помешает. И не столько из-за того, что там работает подготовленный персонал, сколько потому, что на СТО имеется современная диагностическая аппаратура, без которой сегодня при ремонте автомобиля невозможно обойтись.

Что такое просевший блок двигателя

  • Регистрация
  • Вход
  • В начало форума
  • Правила форума
  • Старый дизайн
  • FAQ
  • Поиск
  • Пользователи

  • Список форумов AUTOLADA.RU
  • Семейство «Самара»

Привет всем. 21083, карбюраторный мотор. В общем заклинил термостат на малом круге и проехал по трассе около ста километров когда стрелка температуры была у красной зоны вплотную, но не заходила на неё. Машина не кипела, антифриз не ушёл после этой поездки.

Термостат поменял, температура постоянно 90 градусов. Но через пару недель начал сильно уходить антифриз и не сильно, но идёт белый дым или пар с глушителя.

Выкрутил свечи и светил в отверстия фонариком — на первых трёх цилиндрах — норм, на четвёртом — в чёрной саже свеча. Поршни также на первых трёх цилиндрах — норм, на четвёртом — поршень сверху в оранжевых (цвет антифриза), застывших каплях антифриза. В масле эмульсии нет и уровень не увеличивается.

Автомобиль так же не перегревается (по датчику температуры), не кипит. Печка греет нормально. В расширительный бачёк пузыри идут только при оборотах от 2500 и не постоянно. Так же двигатель не троит, тянет так же как и прежде. Если дать резко газу — сзади вонючий белый дым вырывается.

Вопрос такой, кроме прокладки что может в такой ситуации произойти? Чугунный блок 21083 ведь не ведёт? Но пугают трещинами в блоке.. ГБЦ наверняка повело, но трещины обязательно появляются в такой ситуации?

Читать еще:  Шумная работа бензинового двигателя

21083, карбюраторный мотор.

В расширительный бачёк пузыри идут только при оборотах

ГБЦ наверняка повело, но трещины обязательно появляются в такой ситуации?

Автомобиль так же не перегревается

По поводу обратки в расширительный бачок — струя идёт только на оборотах выше холостых.

По температурному датчику сейчас строго по середине и при любых скоростях не греется.

Но антифриз нормально уходит и белым дымит.

Дымит всегда, даже после прогрева. При чем, если разгазовать двигатель — идёт белый плотный дым. Так же и при трогании с места вырывается облако этого же дыма. На месте, на подсосе — тож дым идёт. Бумагу пробывал подносить к выхлопухе и даже попробывал на вкус, скорее горьковатый какой — то, чем сладкий. Капель воды много, после того, как подсохла бумажка — от некоторых капелек ни чего не осталось, а некоторые оставили после себя рыжеватый оттенок.

Струя плюётся только на холостых, на оборотах — ровная.

Так же, как уже написал — все три поршня сверху сухие внутри, а четвёртый — в рыжих застывших капельках (красный антифриз у меня G12). Пробывал в цилиндр через свечное отверстие засунуть тонкую деревянную палочку и поводить там — на конце палки остаются рыжие капельки антифриза, только застывшего что-ли.

Просто не много не понятно. На классике три года назад тоже прокладку пробило, но тогда и машина постоянно кипела, температура всегда завышена, вентилятор часто молотил, антифриз весь в бачок выходил и пузыри шли в этом самом бачке постоянно, печка дула чуть тёплым и дымило сзади белым, как с КАМАЗа, ОЖ уходила сильно, дергалась иногда при езде.

Сейчас на девятке только белый дым и антифриз уходит. Машина не греется, печка дует как обычно, пузырей как такого нету и в бачке не увеличивается уровень, а наоборот уменьшается.

В общем с чем это связано, типа сейчас не так всё плохо, чем тогда на классике?? И опять же спрошу — чугунный блок ведь не поведёт??

Просела гильза д 240 что делать?

Д-240 бурты гильз

Здравствуйте! В этом материале хотелось бы опять затронуть тему не герметичности системы охлаждения дизельного двигателя. Так складывается, что некоторые из последних материалов напрямую относятся к этой теме. И мы рассказываем каких вершин мы достигли на поприще устранения этих проблем (здесь я имею в виду несколько материалов о замене стаканов форсунок и опрессовке головок блока), и с радостью поможем Вам привести в порядок детали и узлы или выявить негодный элемент в системе. В предыдущих материалах дефект был выявлен однозначно. Ясен путь решения проблемы.

Иногда случается так, что деталь-головка блока, вернее рубашка охлаждения в ней, вроде бы герметична. При этом плоскость газового стыка, либо обработана, либо не требует обработки. Но в систему, после непродолжительной работы мотора, опять начинают поступать отработанные газы. В чём причина? Кто-то винит нас в некачественно проведённых работах, кто-то предполагает, что качество прокладок из рук вон плохое, кто-то, проклиная тот день, когда он сел за баранку этого пылесоса, повторяет все операции по разборке и сборке мотора, установке новых деталей, опять получает такой же результат. В чем же дело? Давайте постараемся разобраться вместе.

В двигателях Д-240-го семейства установлены мокрые гильзы

такие моторы устанавливаются на тракторы Беларусь, ЗИЛ-Бычок, Валдай, экскаваторах погрузчиках, электростанциях — довольно широкий спектр применения

Гильза имеет бурт, который входит в посадочное место на плоскости блока. Ниже, в блоке предусмотрены канавки для резиновых колец. Но это нас сейчас не интересует. Объект нашего интереса — верхний бурт гильзы.

В инструкции по эксплуатации двигателя Д-240 написано: …По окончании запрессовки намеряют выступание бурта гильзы над поверхностью блока индикатором (рис. 2.1.39). Выступание бурта должно быть в пределах 0,065— 0,165 мм. В случае утопания гильз допускается установка медных прокладок под бурт гильзы

В процессе работы двигателя гильза испытывает нагрузки и вибрацию от протекания рабочего процесса в цилиндре, от чрезмерной перегрузки машины, от неправильной настройки топливной аппаратуры и некачественного топлива, циклические температурные нагрузки и перегрев. Всё это в конечном итоге сказывается на сопряжении бурта гильзы и блока. Гильза, получая некую свободу движения, разбивает бурт и посадку в блоке. Это влечёт за собой завоздушивание системы охлаждения. В некоторых случаях установка новой гильзы в блок с разбитым посадочным местом вызывает, обрыв бурта гильзы.

Зарубежный опыт:

Производители грузовых моторов, такие как MAN, MRCEDES, VOLVO, SCANIA, RENAULT DAF и некоторые другие, поставляют в качестве ремонтных запчастей гильзы с увеличенными буртами по высоте и гильзы с увеличенным посадочным диаметром (по этой поверхности происходит уплотнение гильзы резиновыми кольцами в её нижней части). Также в поставке запчастей есть регулировочные кольца под верхний бурт гильза различной толщины. При наличии таких гильз и колец-весь ремонт сводится к расточке посадочных мест в блоке под гильзу и подбору необходимого кольца для регулировки выступания.

У нас:

Достоверной информации и ремонтной документации для отечественных грузовиков нам найти не удалось. Но это, конечно же, не значит, что наши моторы лишены этих проблем. Возникающие проблемы решает кто как. В лучшем случае, копируют зарубежный опыт.

Разбитую посадку под бурт могут восстановить многие, используя и специальный инструмент (как мы), и обычные станки – кто как может. А вот компенсационные кольца для наших грузовиков просто отсутствуют и тут уже кто во что горазд. Здесь люди выходят из положения по-разному. Кто-то подбирает наиболее подходящее, кто-то вытачивает на токарном станке, кто-то просто вырезает из подходящего материала. Кустарные методы к сожалению, не гарантируют постоянства результата.

Для получения надёжного и стабильного результата мы рады Вам предложить готовое решение – прокладку гильзы цилиндра для двигателей семейства Д-240 от UM.

Прокладка имеет необходимые размеры для свободного прохождения через неё гильзы и установки в блок без изменения диаметра расточки под бурт. Толщина прокладки 0,50 мм. Что гарантирует устранение дефектов посадочного места бурта гильзы в большинстве случаев. Материал кольца – сталь. Одно из преимуществ такого метода-гильза всегда используется стандартная.

Ниже мы разместили несколько фотографий сделанных во время восстановления одного из блоков в нашем цеху.

Читать еще:  Двигатель alt схема узлов
Рис. 2фото поврежденного посадочного места в блоке перед обработкой (на блоке предварительно обработана плоскость).
Рис. 3В процессе обработки (на фото видно специальное приспособление для подрезки буртов на блоках цилиндров. С помощью него можно обрабатывать как рядные так и V – образные блоки).
Рис. 4В процессе резания. Перед резцом стружка.
Рис. 5…обработка ведётся в несколько этапов. Ещё один «следующий» проход…

За резцом видно где «ещё не взяло» а перед резцом «чистая» обработанная поверхность

Рис. 6…собственной персоной…

Уплотнительные кольца (прокладки гильзы) 0,5 мм Д-240/260 UM

Рис. 7Полностью обработанное посадочное место под бурт гильза и кольцо.
Рис. 8Кольцо уложено в блок.
Рис. 9Настройка мерительного инструмента относительно плоскости блока.

Повторюсь, перед проведением данной операции, плоскость блока обрабатывают в обязательном порядке. Это необходимо для надёжного базирования приспособления на блоке и обеспечения более точного результата

Рис. 10Окончательная стадия: результат вы видите на индикаторе часового типа. Выступание гильзы относительно плоскости блока 0,10 мм, что попадает в заводской допуск.

В заключении хотелось бы ещё раз заострить внимание на нехарактерном проявлении данного дефекта.

Уважаемые коллеги мотористы, водители и механики. Качественная диагностика может сэкономить Вам средства и время. Будьте внимательны при разборке и сборке двигателей.

Данные кольца можно приобрести в розничных магазинах сети «Механика», интернет магазинах MZ и MEHANIKA.SHOP

Лопнула гильза в блоке цилиндров: причины и доступные способы ремонта

Гильза блока цилиндров является одной из деталей, относящихся к поршневой группе двигателя внутреннего сгорания. Учитывая особенности ее работы в агрессивной среде, гильза подвержена воздействию высоких температур, перепадам давления и детонации, в результате чего в процессе эксплуатации могут возникнуть повреждения и дефекты гильзы блока цилиндров.

Именно эти дефекты необходимо незамедлительно диагностировать и устранить во избежание более серьезных проблем с ДВС. В этой статье мы рассмотрим несколько основных эксплуатационных дефектов гильз блока цилиндров, причины возникновения таких дефектов и способы их устранения.

Дефекты гильз блока цилиндров

Итак, среди основных дефектов, связанных с гильзой, следует выделить:

  • износ внешней поверхности гильз;
  • образование трещин в гильзах блока цилиндров;
  • излом бурта гильзы блока цилиндра;
  • дефект внутренней поверхности гильзы (зеркало);

Износ внешней поверхности гильз достаточно распространен. Большая часть внешней поверхности гильзы БЦ находиться в контакте с охлаждающей жидкостью. Из-за вибрации гильзы при работе двигателя возникают пузырьки, которые взрываются у наружной стенки гильзы, этот процесс называемый кавитацией и приводит к кавитационному изнашиванию, а также коррозионным процессам.

Вибрация и коррозия вызывают появление микротрещин в гильзе, через которые под воздействием высокого давления охлаждающая жидкость проникает в картер двигателя и образовывает эмульсию в моторном масле.

Устранить такой дефект можно путем наложения полимерных композитов на поврежденные участки. Но, к сожалению, такой ремонт не даст полной гарантии, что проблема будет полностью устранена. Возможно, в ближайшем будущем потребуется все-таки заменить гильзу.

Чтобы не допускать коррозионных процессов и кавитационного изнашивания внешних стенок гильзы, автовладельцу необходимо применять только качественные специальные охлаждающие жидкости (антифризы или ТОСОЛы), часто рекомендованные самим производителем ДВС.

  • Также частой неполадкой является образование трещин в гильзах блока цилиндров. Зачастую, трещины в ГБЦ и БЦ появляются в результате неправильной эксплуатации агрегата (длительная работа двигателя на повышенных оборотах, использование топлива, не рекомендованного производителем силовой установки и т.д.).

Немаловажным фактором в проявлении дефекта является резкое изменение скорости вращения коленчатого вала двигателя до отсечки на непрогретом моторе, а также использование некачественных смазочных материалов, охлаждающих жидкостей.

Еще следует упомянуть ремонт ДВС, проведенный на СТО с несоблюдением технических норм по данному силовому агрегату. Нельзя исключить и случаи появления трещин в гильзах блока цилиндров, обусловленных браком при производстве изделия на заводе-изготовителе.

Косвенными симптомами описанного дефекта могут быть:

  • нарушение температурного режима мотора при рабочем термостате;
  • субъективное ощущение уменьшение мощности ДВС;
  • появление в моторном масле эмульсии, а также эмульсия в расширительном бачке;
  • запах выхлопных газов из расширительного бачка;

Указанные признаки могут стать причиной обращения на квалифицированное СТО с целью проведения углубленной диагностики и выявления возможных трещин в гильзах блока цилиндров.

Основным методом выявления трещин являются: рентгенография и метод определения трещин посредством красящих химических растворов. В случае выявления дефекта, основным и единственным методом устранения является замена гильзы, поскольку дефектная гильза с трещиной ремонту не подлежит.

Излом бурта гильзы блока цилиндров

Седло бурта — округлое гладкое углубление, расположенное в блоке цилиндра двигателя и фиксирующее гильзу в блоке. Чтобы гильза полностью прилегала по всему периметру седла, буртик должен сидеть точно в углублении. В верхней части блока цилиндров устанавливается прокладка головки блока, которая должна прилегать точно к верхней части седла буртика.

При затяжке болтов головка блока сильно прижимается к блоку цилиндров, при этом прокладка между ними должна выдержать максимальное давление. Именно через болты и прокладку передается большое усилие на седло буртика. По этой причине очень важно, чтобы усилие передавалось через прокладку на седло строго вертикально.

Излом бурта гильзы блока цилиндров может являться следствием:

  • перекоса в области седла буртика гильзы;
  • нарушения технологии обработки при ремонте и восстановлении гильз блока цилиндров;
  • неподходящей по высоте и размерам прокладки ГБЦ;
  • наличия посторонних частиц между гильзой блока цилиндра и буртом (стружка, уплотняющие средства, остатки старой прокладки и т.д.).

Чтобы не допустить излома бурта гильзы необходимо во время сборки мотора:

  • обеспечить чистоту обработки поверхностей бурта и блока цилиндров;
  • убедиться в качестве устанавливаемых под гильзами колец;
  • толщина прокладки ГБЦ должна соответствовать техническим требованиям по данному изделию.

Во время установки головки блока цилиндров необходимо выполнять протяжку болтов динамометрическим ключом с усилием, указанным в технической документации, согласно правильной последовательности протяжки болтов при установке ГБЦ.

Способы устранения дефекта гильзы будут зависеть от степени повреждения бурта ГБЦ. Как правило, используют приваривание к гильзе полоски из стали, либо практикуется замена гильзы.

Если своевременно обнаружить дефект гильзы и устранить его, тогда в дальнейшем можно избежать более серьезных последствий, а также сэкономить на ремонте двигателя. Дело в том, что при наличии дефектов гильзы во время активной эксплуатации ТС часто из строя выходит сам поршень, шатун коленвала и т.д.

Дефект внутренней поверхности гильзы

При эксплуатации транспортного средства на запыленных дорогах и в промышленных городах через воздушный фильтр или негерметичное соединение воздуховодов, а также с грязным топливом и плохо отфильтрованным моторным маслом частицы пыли попадают в цилиндры ДВС.

Читать еще:  Двигатель tsi что это значит

Результат — воздействие на зеркало гильзы с эффектом наждачной бумаги (царапины и задиры на зеркале гильзы). Со временем царапин становится больше, далее герметичность прилегания поршневых колец к зеркальной стенке гильзы критически уменьшается, что приводит к падению компрессии в цилиндре.

Восстановить зеркало внутренней поверхности гильзы возможно методом хромирования, а в случаях критического износа поверхности гильзы, который нельзя устранить этим методом, потребуется замена поврежденной гильзы.

С целью предотвращения попадания абразива в цилиндры ДВС, владельцу автомобиля необходимо проводить ТО согласно строго определенного регламента. При проведении ТО нужно акцентировать внимание на проверке герметичности соединений воздуховодов, а также использовать рекомендованные производителем масла и фильтры.

Подведем итоги

Учитывая вышесказанное, гильза блока цилиндров — деталь ЦПГ, которая в значительной степени подвержена воздействию высоких температур, вибраций и детонационных нагрузок. Поэтому заметно увеличен риск возникновения разного рода дефектов, которые могут повлечь за собой дорогостоящий ремонт двигателя.

Как правило, в случаях, когда владелец транспортного средства сталкивается с описанными выше проблемами, настоятельно рекомендуется отказаться от попыток самостоятельного или кустарного ремонта (гильзовки или перегильзовки блока в гаражных условиях).

В подобной ситуации оптимально воспользоваться помощью квалифицированных специалистов и провести дефектовку, так как непрофессиональный ремонт или замена гильз блока цилиндров не по технологии может существенно сказаться на сроке службы и стабильности работы ДВС.

avtoexperts.ru

Тенденция последних лет в двигателестроении очевидна – почте все производители так или иначе перешли на алюминий как основной материал. Преподносится это так, что он куда лучше и современнее чем архаичный чугун, такие моторы более продвинутые. Но это явно тот случай, когда желания и уверения маркетологов расходятся с реальностью. В споре между чугуном и алюминием все далеко не так просто как кажется. Попробуем приоткрыть эту завесу.

Если все говорят, что алюминий лучше, то значит у него должно быть много преимуществ. Давайте с ними разберемся. Во-первых, алюминий намного легче. Это, пожалуй, самый главный его плюс. Причем разница с чугуном получается не символическая, а очень даже заметная, иногда в 20-40 килограммов на весь двигатель, это много. Лишний вес проблема не только для людей, но и для машин. Ухудшается динамика, увеличивается расход топлива – одним переходом на алюминий можно сократить количество вредных выбросов в атмосферу и затраты на топливо.

Во-вторых, у алюминия лучше теплопроводность. То есть такой мотор быстрее прогревается. А это снова позволяет немного экономить за счет более быстрого выхода на рабочую температуру. В теории и печка должна начинать греть быстрее, но тут уже многое зависит от типа климатической системы. Правда, есть и обратная сторона, из-за меньшего расхода топлива прогрев не такой интенсивный, да еще и остывает алюминиевый мотор быстрее – в чугуне тепло сохраняется дольше.

В-третьих, алюминий проще в производстве. Вернее, так – с отлитым двигателем из алюминия проще работать (сама отливка даже сложнее чем у чугуна). Потребитель этого никогда не заметит и не почувствует, но для производителя это важный факт в выборе. Сколько это позволяет экономить вопрос открытый, но кто откажется от технологической оптимизации пусть даже и в угоду чему-то другому?

В-четверых, алюминий не подвержен коррозии. Формально это тоже плюс, потому как у чугуна такая проблема есть, он может банально сгнить. С другой стороны, сложно представить сколько лет нужно для того, чтобы чугунный блок проржавел насквозь. Машины столько не живут, так что реально этот аспект можно не рассматривать.

А чем ответит чугун? У него, как для технологии, которую считают устаревшей, есть аргументы.

Во-первых, он дешевле. Хотя с чугуном в некотором смысле работать сложнее, сам материал имеет более низкую себестоимость, что, казалось бы, должно быть серьезным преимуществом. Однако у производителей нет сегодня задачи делать дешевые автомобили, поэтому этот, казалось бы, важный аргумент не подходит. Вернее, подходит только для бюджетных брендов.

Во-вторых, чугунный блок прочнее и долговечнее. Оговоримся, что есть разные примеры моторов от разных производителей с разным ресурсом и при желании можно найти обратные случаи, но в среднем по больнице чугун ходит дольше. Это логично, учитывая, что сам материал более прочный и монолитный. Алюминиевые блоки заметно хуже держат форму при больших пробегах и нагрузках, чаще деформируются и нарушают геометрию цилиндров.

Также в раздел долговечности входит понятие ремонтопригодности. Чугунный блок можно растачивать, что относительно недорого и удобно в ремонте. В алюминиевых моторах используются либо чугунные гильзы, либо специальные покрытия, которые позволяют поршням без последствий «тереться» об алюминиевые стенки. Эти факторы обычно делают ремонт более сложным, чем у чугунных моторов. Да, алюминиевые блоки не одноразовые как это принято считать, но ремонт часто получается таким дорогим, что не имеет экономического смысла.

Казалось бы – из всех приведенных аргументов последний самый важный. Ведь что нужно потребителю – долгая и беспроблемная эксплуатация. Однако чугун даже будучи более дешевым материалом конкурентную борьбу за место в моторе проигрывает. У алюминия только один существенный плюс – вес, но его хватает, чтобы вытеснять конкурента с конвейера. Дело в том, что сегодня автопроизводителям нужно бороться не только за симпатии покупателей, но и вписываться в постоянно ужесточающиеся экологические нормы. И фора в несколько десятков килограммов, которую дает алюминиевый мотор, тут оказывается очень кстати. Чугунные моторы тоже адаптируют к различным евро, но делается это сложнее.

А как же долговечность? Так получается, что она сегодня потребителям не так уж и нужна. В теории все выступают за постулат, что более ресурсная машина это хорошо, но на практике очень малый процент покупателей новых автомобилей за время своего владения проезжают более 150-200 тысяч километров. Сегодняшняя структура потребления отчаянно подталкивает на частую смену машин, ездить всю жизнь на одном авто в наши дни уже никому не нужно. Поэтому и преимущества в долговечности и простоте ремонта у чугунных блоков отходят на второй план как невостребованные.

Пока еще чугунные блоки не полностью отправились на свалку истории. АвтоВАЗ делает моторы на чугуне (алюминий слишком дорого для них), да и иностранные производители не полностью избавились от этого материала. Так что при большом желании купить мотор с чугунным блоком можно и сегодня, но вряд ли стоит это делать главным критерием выбора автомобиля.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector