Предпусковой подогрев двигателя — так ли он необходим
Предпусковой подогрев двигателя — так ли он необходим?
Предпусковой Подогрев Двигателя (ППД) – предварительный прогрев мотора и (или) сопутствующих агрегатов перед его запуском, с целью увеличить шансы на успешный старт автомобиля в холодное время года, при отрицательной температуре окружающего воздуха.
Практическое применение технологии
Необходимость купить устройство предпускового подогрева двигателя, определяется в первую очередь условиями холодных зим в России, Канаде, Скандинавии, северных штатах США. В таких странах электрические подогреватели, как наиболее распространенные, зачастую являются стандартным, не опциональным набором в комплектации новых авто. К тому же разъемы, для подключения авто подогревателя, часто доступны на многих муниципальных, или частных стоянках, многоэтажных паркингах. Электричество для ППД, на таких стояночных местах, может подаваться как непрерывно, так и циклами, в целях экономии электроэнергии.
Исследование Университета Саскачеван (Канада), показало, что работа устройства подогрева свыше 4 часов, является неоправданной тратой денежных средств, так как независимо от внешней температуры (диапазон от -10°С до -30°С), охлаждающая жидкость успевала успешно прогреваться до рабочих 20°С.
Система предпускового подогрева двигателя классифицируется по принципу работы, наиболее распространены следующие ее типы:
Жидкостная или топливная
Конструкционно представляет полностью автономное устройство, устанавливаемое в моторном отделении пассажирских и грузовых транспортных средств. Для работы агрегата, используется энергия собственного горючего машины (бензин, дизель, газ). Система состоит из нагревательного модуля (циркуляционный насос, теплообменник, вентилятор) и электронного блока управления, задача которого отслеживать множество параметров устройства.
Электрическая система
Это разновидность неавтономного нагревателя, который использует для предпускового подогрева двигателя 220В сеть переменного тока. Обладает рядом преимуществ, таких как: бесшумность, невысокая стоимость, быстрая скорость нагрева охлаждающей жидкости до рабочей температуры, экологичность. Такое устройство, кроме прочего, обладает таким неоспоримым преимуществом, как способность заряжать аккумуляторную батарею автомобиля.
Тепловой аккумулятор
Это возможно самый совершенный предпусковой подогреватель двигателя на сегодняшний момент. Агрегат способен «запасать» значительное количество теплой охлаждающей жидкости в специальном резервуаре, который функционирует по типу термоса, сохраняя рабочую температуру вещества до 2-х дней. Во время запуска мотора, нагретая жидкость из «термоса» перекачивается насосом в малый круг системы охлаждения, разогревая оставшийся объем антифриза до 15-20°С.
Подогревайтесь! Все предпусковые подогреватели
М ашины у нас у всех разные — а зима для всех одна. И она не щадит ни владельцев дорогих Мерседесов и Лексусов, ни тех, кто с трудом приобрел недорогую подержанную Тойоту. К чему весь этот разговор о зиме и о стоимости автомобилей? К тому, что очень скоро каждый из нас в очередной раз столкнется с проблемой холодного запуска двигателя. И в очередной раз мы будем думать и гадать: какой же способ прогрева двигателя выбрать?
Этот выбор порой похож на мучения героини Гоголя в «Женитьбе»: «Вот если бы к удобству Webasto добавить стоимость «Северса» да экономичность «Автотерма» — это был бы идеальный подогреватель». К сожалению, идеальных подогревателей «для всех» не существует. Зато каждый из вас, ознакомившись с этой табличкой, сможет выбрать идеальный подогреватель «для себя».
Традиционно на этом рынке представлено три основных группы устройств: зависимые электрические предпусковые подогреватели, работающие от бытовой электросети, автономные жидкостные предпусковые подогреватели и аккумуляторы теплоты. Уверяем вас: какое бы из перечисленных устройств вы ни выбрали — это будет лучше, чем продолжать пользоваться автозапуском. Мы сознательно не стали включать этот метод в нашу таблицу. Автозапуск, строго говоря, не является способом предпускового подогрева двигателя. Это лишь возможность поддержания двигателя в относительно теплом состоянии, и обходится эта возможность автовладельцу очень дорого. Износ двигателя, угар масла, выход из строя катализатора, загрязнение мотора и большой расход топлива — вот очевидные последствия постоянного применения автозапуска. Тем не менее, подавляющее большинство автомобилистов по привычке продолжают устанавливать сигнализации с автозапуском и сжигать ежегодно по несколько тысяч рублей по ночам на автостоянках. Может быть, этот материал изменит ваше мнение о подогревателях.
Преимущества и недостатки подогревателей
Тип устройства
Производитель
Алгоритм действия
Преимущества
Недостатки
Электрический подогреватель двигателя «Северс-М» (1, 1.5, 2, 3 кВт).
ЗАО «Лидер»
Встраивается в систему охлаждения двигателя. Охлаждающая жидкость (тосол) нагревается до 70°С и, расширяясь, вытесняет более холодную, обеспечивая направленную циркуляцию жидкости через электроподогреватель и рубашку охлаждения двигателя.
Простота конструкции и установки, надежность, безопасность, наличие терморегулятора и термовыключателя, невысокая стоимость, высокая скорость подогрева, универсальность применения, возможность установки на множество моделей автомобилей, гарантия 2 года.
Необходимость наличия питающей сети 2 20 В
2200-3800 руб. в зависимости от мощности
Аккумулятор теплоты Автотерм (УОПД – устройство облегчения пуска двигателя).
Основным элементом Автотерма является термос для охлаждающей жидкости, который представляет собой двухкорпусный цилиндрический сосуд, имеющий высокоэффективную вакуумно-порошковую изоляцию. Антифриз, нагретый от работающего двигателя до рабочей температуры (85-90 град. С), помещённый в этот тепловой аккумулятор, остаётся горячим в течение полутора суток. Перед запуском холодного двигателя вы просто включаете электронасос, который закачивает тёплую жидкость в двигатель. Через минуту двигатель прогрет
Надёжный запуск зимой, экономия топлива. Аккумуляторы теплоты – это оптимальный выбор для автовладельцев, которым нужен уверенный запуск двигателя утром после ночной стоянки и/или вечером после работы. Также рекомендуется использовать Автотермы и весной, и осенью, и даже летом. Затраты минимальны, а двигатель запускается в более благоприятных условиях.
Не сможет прогреть двигатель после длительной (более 36 часов) стоянки на морозе.
Электрический подогреватель двигателя «Лестар».
Подогреватель двигателя «Лестар» устанавливается в штатные патрубки системы охлаждения малого круга. Тепло, выделяющееся при работе нагревательного элемента, подключенного к источнику напряжения 220В, подогревает охлаждающую жидкость.
Простота конструкции и установки, надежность, невысокая стоимость, гарантия 2 года
Необходимость наличия питающей сети 220 В, отсутствие терморегулятора.
Автономный предпусковой подогреватель двигателя Thermo Top.
Webasto AG (Германия)
Прогревает двигатель и салон автомобиля непосредственно перед поездкой. Топливо подается в отопитель из топливного бака автомобиля, воспламеняется штифтом накаливания. Тепло, выделенное горением, посредством теплообменника переносится на охлаждающую жидкость, и при помощи встроенного жидкостного насоса осуществляется циркуляция прогретой охлаждающей жидкости через двигатель и отопитель салона автомобиля.
Не зависит от сети 220 V, легкий запуск двигателя в любой мороз, отсутствует необходимость интервального прогрева двигателя. Низкое потребление топлива, высокий КПД
Подогреватель двигателя автономный жидкостный дизельный 15.81.06.
Автономные подогреватели двигателя Элтра-Термо предназначены для предпускового разогрева дизельных двигателей и автоматического поддержания оптимальной температуры жидкости в системах охлаждения двигателей и отопления кабин автомобилей (салонов автобусов).
Приведение подогревателя в действие и управление его работой — автоматические, по заданной программе, как с использованием электронагревателя топлива, так и без него. Подогреватель встраивается в контур водяного охлаждения. При этом теплый воздух распределяется по собственным воздуховодам автомобиля от отопителя радиаторного типа. Удобство управления системой отопления дополняется таймером для программирования начала нагрева (в некоторых моделях).
Высокое качество (сертификат Единой системы менеджмента качества ISO EN DIN 9001: 2000).
Благодаря большой мощности (15-35 кВт), надёжной конструкции и приемлемой цене подогреватели Элтра-Термо являются оптимальным вариантом для использования в Сибири.
В модельном ряду производителя имеются модели только для коммерческого транспорта (грузовиков, автобусов) и специальной техники (тракторов, экскаваторов).
Преимущества предпускового подогревателя двигателя
Большинству автовладельцев до боли знакомо, что такое холодный запуск на морозе. Для максимального облегчения езды на любимой машине и уменьшения временных потерь в зимний период следует задуматься об установке предпускового подогревателя двигателя.
Жидкостный подогреватель двигателя
Это специальное устройство предназначено для того, чтобы двигатель без проблем начал свою работу в разгар холодов. Что немаловажно, подогреватель параллельно продлевает ресурс мотора. Значительно экономится и топливо. Для сравнения, без использования предпускового подогревателя при холодном запуске зря тратится до 2 литров бензина. Работает такое устройство с помощью собственного теплообменника, где тепло распределяется с помощью воздушных каналов.
Схема работы подогревателя для грузовика
Преимущества предпускового подогревателя:
•Вместе с двигателем прогревается и салон, что является существенным фактором для комфортного пользования транспортным средством в самый холодный период
•Распределяется теплый воздух с помощью собственных воздушных каналов автомобиля
•Значительно сокращаются расходы топлива
•Низкие затраты электроэнергии
•Низкий уровень шума
•Возможность постоянного контроля
Предпусковой подогреватель Бинар-5
•Возможность осуществления вентиляции в теплый период года
•Удобные системы безопасности и диагностики
•Нет нужды в специальном обслуживании
•Наличие разрешений и соответствие стандартам
Установка предпускового подогревателя Webasto
Предпусковой электроподогрев
Поговорим об установке бюджетного предпускового электроподогрева двигателя. Живу в Сибири, где целый месяц без передышки может стоять температура под -40С. Поэтому все нижесказанное будет опираться на эти погодные условия. На момент покупки на моем авто стоял автономный подогрев двигателя Hydronic (аналог Webasto). Был он уже не новый, и стал… точнее перестал стабильно запускаться в морозы. Это стало как лотерея, что меня совсем не устраивало. Решил его отправить на пенсию, а вместо него поставить что-нибудь по бюджетнее. Новый Webasto в минимальной конфигурации 40 тыс. руб.. Слышал, что есть российский аналог за 25т.р., но что-то доверия к нему нет, да и лучше уж доплатить и купить Webasto, надежнее будет.
У автономного подогревателя есть свои минусы. Первый, садится аккумулятор. Если после подогрева двигателя до работы менее 10 минут езды, то в таком режиме эксплуатации аккумулятор долго не протянет, придётся его часто подзаряжать. Второй минус, если авто стояло на стоянке неделю и больше (в командировке были, например), а на улице мороз, то вполне есть вероятность что аккумулятора хватит только на подогрев двигателя, а на сам запуск – уже нет.
Кроме автономных, ещё, большой популярностью пользуются электроподогреватели. Самой известной мировой фирмой является Defa. Однако ее цены на продукцию также высоки как и качество. Смотрим на более доступные.
На рынке есть два типа таких устройств:
Первый тип – «пассивный». Это такие как «Старт», «Северс» и др. Они построены на принципе естественной циркуляции жидкости. Когда жидкость нагревается в подогревателе, плотность уменьшается и жидкость поднимается вверх, выходит из подогревателя и уходит в двигатель, где, отдав тепло, опускается вниз, на вход в подогреватель. Происходит постоянное движение жидкости по замкнутому циклу. Чтобы избежать перегрева охлаждающей жидкости, на входе в подогреватель устанавливают термостат, который, при достижении максимальной температуры, отключает нагревательный элемент подогревателя. У такой конструкции есть два существенных минуса: требует много времени на подогрев (от 5 часов и более при -30С авто с объемом от 3л) и строгие требования на место установки в моторном отсеке, что не всегда можно обеспечить.
Требования к установке электроподогревателя «Северс-М»
Второй тип – «активный». Это такие как Defa и … китайские. Российского производства нет! Вот где можно развернуться нашему предпринимателю.
У этого типа электроподогревателей такие плюсы как быстрое время подогрева (2 часов хватает при -35С авто с объемом 3л) и возможность установить почти в любом месте. Минуса тоже два, один: я о нем выше сказал – дорогая Defa и дешевые китайские; второй минус – необходимо наличии розетки на парковке.
Defa дорогая, о ней забываем. Рассмотрим китайские. Цена у них до 3т.р. за 3кВт. Приобрел за 2.5т.р. мощностью 2.2кВт
Упаковка китайского электроподогревателя
Коробка выглядит по фабричному и вселяет уверенность что электроподогреватель прослужит минимум год. Однако продавец дал гарантию максимум месяц .
Внутри лежит вот такой комплект
Ставиться легко, в разрез трубок между печкой и двигателем. Заменить нужно только вилку, она китайского стандарта. Установка заняла по времени около часа.
Закрепил его около аккумулятора.
Запустил. Работает и греет быстро. Вечером подключал к розетке, которая подведена в квартиру к таймеру. Таймер ставил на запуск в 6 утра, что бы к 7-30 двигатель уже был прогрет.
Проработал китайский товарищ 1 месяц и запросился домой, на юг. Вскрытие показало, что перегорел тэн.
Тут я думаю, что сам виноват был. Посмотрите на фото с установленным подогревателем. Уровень антифриза в расширительном бачке был ниже, чем верхняя точка подогревателя. Подозреваю, что в подогревателе скопился воздух и тэн сгорел, даже защита от перегрева не помогла.
Ладно, будем внимательными на следующий раз. Но на этот раз хочется попробовать использовать надежный и отлично себя зарекомендовавший – «Северс-М».
Да, в нем нет «моторчика», но у Гелика есть нечто, что нам поможет в решении этого вопроса. В качестве «моторчика» нам послужит электропомпа системы охлаждения двигателя. Может кто, читая это статью вспомнит про газелевскую электропомпу, могу ответить – забудьте, она и года не проживет, как потечет, да и шумит как трактор.
Итак, электропомпа у нас есть, электроподогреватель «Северс-М» 2кВт закуплен. Осталось только совместить это все в единое целое.
Начнем с низковольтной электрической части. Т.к. у нас подогреватель использует 220В, а помпа 12В, то тут понадобится преобразователь, а именно универсальный блок питания от ноутбука (цена около 1.5т.р.).
Универсальный блок питания для ноутбука
Можно конечно не использовать блок питания, а заменить его с помощью реле и запитаться от аккумулятора, НО, ведь одной из наших целей была облегчить жизнь зимой аккумулятору.
Для развязки по питанию, нам понадобятся еще пара диодов (1N5400, 6A10 или другие аналогичные), которые можно купить в любом магазине радиодеталей.
Схема подключения будет выглядеть так:
Схема с «управляющим плюсом»
Примечание: проверьте на всякий случай, что управление питанием на помпу идет «плюсом». Если наоборот, то диоды нужно перевернуть.
Провод удобнее разрезать у разъема помпы, предварительно проверив мультиметром, какой из проводов «плюс», а какой «минус». Блок питания разместил около аккумулятора, у меня там как раз свободное место.
Блок питания поселился здесь
Далее займёмся подключением трубок системы охлаждения. Но сначала нужно убрать шарик из электроподогревателя (ЭП). Он необходим в «пассивной» схеме, в нашей же – нет. Для этого надо ЭП разобрать. Заодно проверить и подтянуть все соединения (гайки), т.к. ЭП отечественной сборки, а такие вещи как недотянутые гайки/болты – обычное явление. При сборке, резинки промазать герметиком.
Подготовив ЭП, размещаем его рядом с электропомпой. Перекроем печку, что бы меньше охлаждающей жидкости вылилось. Подключаем в разрез одного из шлангов системы охлаждения. У меня удобнее всего получилось в разрез между электропомпой и двигателем.
Установка электроподогревателя рядом с электропомпой
После подключения трубок, не забудьте затянуть их хорошими хомутами (стальными Norma) и долить охлаждающей жидкости в расширительный бачок.
Теперь нужно завести двигатель, открыть печку и погазовать, следя за уровнем жидкости в расширительном бачке, подливая по необходимости. Проверяем также, есть ли течь в местах, где мы подключили электроподогреватель.
Последний этап. Сращиваем между собой проводку 220В от ЭП и блока питания, что бы провода были как можно короче. Отрезаем лишнее. Эти провода зимой дубеют и не гнуться, а значит нам не подходят для выведения «наружу».
Теперь нам понадобится кусок провода типа КГ (морозостойкий, в резиновой изоляции, сечением 1.5мм). Длину его подбирайте в зависимости от того, где будет у вас размещаться вилка (или бамперный разъем). На момент покупки ЭП, модификаций с бамперным разъемом не было, поэтому использую вилку. Вам же рекомендую брать ЭП сразу с бамперным разъемом, намного удобнее.
Модификация с бамперным разъемом.
Подсоединяем провод КГ и выводим в нужное на место. У меня он разместился в бампере под номерной рамкой.
Вилка электроподогревателя
Теперь включаем тестируем и довольные, идем пить горячий глинтвейн
Такая схема у меня отработала всю зиму без проблем. При желании, можно моторчик печки подключить к этой схеме, тогда еще и салон будет прогреваться, но это уже отдельная история