Sw-motors.ru

Автомобильный журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Из СССР с любовью

Из СССР с любовью. Легендарный и позитивный ПАЗ-672М

Реставрация старой автомобильной техники еще лет 15-20 назад была уделом избранных людей с достатком и возможностями. Ретрофестивали в СССР были не столь частым явлением по сравнению с сегодняшним днем. Сейчас реставрация разрастается до невиданных ранее масштабов, захватывая все новые и новые виды техники. Сегодня в рубрике «Не в тренде» представляем автобус ПАЗ-672М.

Историческая справка

История ПАЗ-672 уходит корнями в поздние 1950-е. Время хрущевской «оттепели» характеризуется небывалым расцветом советской науки и культуры, массовым строительством жилья, появлением новых моделей автомобилей и тракторов, созданием новых производств.

В СССР существовала обычная практика создания завода на базе уже имевшегося, скажем, авторемонтного предприятия, производившего запасные части или специализированный специнструмент. Так были созданы Запорожский и Ереванский автомобильные заводы, многие другие предприятия. Не стал исключением и Павловский автобусный завод, который был создан еще в 1932 г. как завод автотранспортного инструмента.

Первые автобусы в Павлове-на-Оке были выпущены 5 августа 1952 года. Машина была построена на базе легендарного грузовика ГАЗ-51 и называлась ПАЗ-651. Впоследствии в городе Кургане был создан еще один автобусный завод, производство ПАЗ-651 было передано туда.

Генеральная линия, которой следовал Павловский автобусный завод, думаю, уже ясна читателю — завод был призван делать автобусы на базе агрегатов и узлов грузовиков ГАЗ. По мере того как 51-ю модель Горьковского завода сменили ГАЗ-52 и ГАЗ-53, на ПАЗе менялось оснащение для автобусов. Довольно «дохлый» 70-сильный двигатель от 51-го «газона» впоследствии был заменен ЗМЗ-53 мощностью 115 л.с.

На фото изображен опытный образец автобуса ПАЗ-672 — мы могли бы запомнить его таким. Большая хромированная решетка радиатора, логотип завода в центре — похоже, работники КБ вдохновлялись тогдашними моделями Mercedes-Benz. Автобус на фото тянет за собой совсем уж футуристическое приспособление — пассажирский прицеп.

Одна из многочисленных модификаций «пазика» (индекс модели 3742) — рефрижератор для перевозки скоропортящихся продуктов, в народе его прозвали «пингвином».

Визитная карточка автобуса ПАЗ-672М

  • Год выпуска: 1988
  • Автобус малого класса с колесной формулой 4х2
  • Двигатель ЗМЗ-672 (ЗМЗ-53) бензиновый карбюраторный V8, рабочий объем 4,25 л, мощность 115 л.с.
  • Длина/ширина/высота, мм: 7150/2440/2952

В выпускавшийся с 1968 года автобус постоянно вносились изменения, касающиеся прежде всего мощности двигателя и его ресурса. Литера «М» в индексе модели означает «модернизированный» — такой индекс был присвоен модели в 1982 году после очередных работ по герметизации кузова, усовершенствованию тормозной системы и доведению ресурса двигателя до 350 тыс. км пробега до капитального ремонта.

Из пункта А в пункт D: от мотоцикла до автобуса

ПАЗ, который попал к нам в рубрику, принадлежит братьям Олегу и Виталию Гапановичам. Они уже много лет занимаются реставрацией советской техники, автобус купили по случаю: «Мы давно увлекаемся мотоциклами и автомобилями, долгое время у нас была мечта купить «пазик». Это для нас было интересно и здорово, но проблема была в том, что их нигде не найти. В 1990-х они еще бегали в малых городах, но к началу 2000-х их списали и порезали. В 2013 году я случайно увидел этот ПАЗ возле одного из автоцентров. Оказалось, что он продается, ну а дальше — дело техники. Договорились и купили».

Ни Олег, ни Виталий раньше не работали на автобусах: «Когда купили «пазик», сразу же пошли учиться на автобусную категорию «D» в «правах». А когда я начал на нем ездить, чувствовал себя поначалу так, будто сажусь управлять паровозом XIX века! Управление автобусом — это совсем другая философия, другая ответственность. Когда везешь столько пассажиров, чувствуешь их буквально спинным мозгом».

«И, конечно, важный момент — умение обращаться с техникой тех лет. Сейчас уже все отвыкли от «подсосов» и «заслонок», автомобиль все делает сам. А раньше важно было знать, где что убрать, где что вытянуть, что задвинуть, чтобы летом, скажем, не перегревался мотор, а зимой было тепло в салоне».

Число мест для сидения в ПАЗе — 23. Цветастые шторки, гирлянда и чехлы на сиденьях — это «доработка» Олега с Виталием, причем вполне понятная: хочется сохранить «родной» кожзаменитель на сиденьях как можно дольше, поэтому без чехлов не обойтись. Однако спешу заверить читателей, что под чехлами сиденья именно такие, какие и должны быть. Вообще автобус сохранился очень хорошо для машины 1988 года.

Чтобы оценить, насколько повезло братьям реализовать свою мечту, напомню читателям о том, что в советские времена автобусы и грузовые автомобили не продавались частным лицам. Так называемый «коммерческий транспорт» распределялся по государственным предприятиям и организациям, и только в 1990-х стала возможной купля-продажа автобусов и грузовых машин.

Читать еще:  Блендер двигатель принцип работы

Поворотное сиденье у двери — видимо, здесь обычно сидел кондуктор. Обратите внимание, насколько хорошо за почти 30 лет сохранились обшивки перегородки и дерматиновый кожух капота, — обычно эти детали страдают в первую очередь. Водители часто занимаются дооборудованием автобусов, делая разного рода полочки и тому подобное, а подчас просто выбрасывая элементы отделки салона.

Рабочее место водителя ПАЗа. Сиденье, кожух капота — все сохранилось почти в идеальном состоянии. Предвижу, что у многих читателей потекли ностальгические слезы. Ну кто не помнит этот цвет обивки сидений, этот материал?! А рулевое колесо в характерной «оплетке», чтобы было удобнее рулить и маневрировать? Наверное, только на Ikarus руль изначально был удобный, не требующий доработки «по месту». «Баранки» же на ПАЗах, ЛАЗах и ГАЗах были довольно тонкими и из гладкого пластика, что не очень удобно при управлении машиной.

ПАЗ в смысле органов управления практически ничем не отличается от советского легкового автомобиля: 4-ступенчатая КП, «подсос», три педали. Никаких тебе «автоматов» и «вариаторов» — дешево и сердито. Да и что еще нужно в автобусе, который был призван обеспечить связь с цивилизацией в отдаленных районах средней полосы России, Алтайских горах или лесах Карелии? Надежность, простота, ремонтопригодность, проходимость — четыре «корпоративные позиции» советского грузового машиностроения.

Попадать в кабину ПАЗа довольно неудобно, поскольку автобус высокий, зато посадка просто фантастическая — высокая и с большой площадью остекления. Характерным отличием модернизированного «пазика» от обычного является то, что водительское сиденье регулируется вперед-назад и по наклону спинки. Внизу слева от сиденья расположен рычаг открывания дверей.

Интересно, что на водительской двери ПАЗа сохранились «родные» планшеты для инструмента. Как правило, такие вещи в повседневной эксплуатации долго не живут, отыскать автобус с такой «комплектацией» — настоящее везение.

Щиток приборов ПАЗа столь же «прикольный», сколь лаконичный. По оформлению напоминает увеличенный раза в четыре приборный щиток ЗАЗ-966 «Запорожец». Стрелочные приборы организованы как в любой легковой машине 1960-1970-х: температура воды, давление масла, уровень заряда АКБ и уровень топлива в баке. Кстати, ПАЗ-672 по паспорту «питается» бензином А-76, для которого предусмотрен бак емкостью 105 л. Контрольный расход топлива «пазика» при скорости 60 км/ч — 22,4 л, максимальная скорость при полной загрузке — 80 км/ч.

Характерная черта внешности ПАЗа — сдвоенные фары. Внутренняя пара представляет собой противотуманные фары, обычно с желтым стеклом. В «нашем» случае оригинальные «противотуманки» уже приобретены Олегом и Виталием и вскоре будут установлены на штатные места. Внешние фары типа ФГ-140 стандартны для большинства тогдашних грузовиков. Под противотуманными фарами имеются два кронштейна, куда вворачиваются буксировочные серьги. «Лелик, это же неэстетично!» — «Это дешево, надежно и практично!»

Эмблема Павловского автобусного завода — не то трилистник, не то цветок — выполнена в весьма характерном для своих лет сочетании красного с белым и золотистым. Толкование эмблемы мне неизвестно, отсутствует оно и на официальном сайте ПО «Павловский автобус». Если кто-то из читателей знает, что она означает, — делитесь в комментариях.

Доступ к двигателю осуществляется как из салона (через откидной кожух капота), так и спереди автобуса. Двигатель закреплен на салазках, при капремонте или замене мотора он как бы «выезжает» вперед, что упрощает его извлечение из кузова автобуса.

Дорожный просвет ПАЗ-672М составляет 280 мм — по современным меркам цифра запредельная. Отчасти это предопределяет традиционно высокую проходимость машин, построенных на базе ГАЗ-52/53. Поскольку с дорогами в отдаленных районах СССР ситуация была неважной (какой и осталась до сих пор), грузовики и автобусы должны были обладать достаточными способностями для преодоления расстояний по неасфальтированным дорогам.

Говоря о проходимости «пазика», нельзя не упомянуть его модификацию ПАЗ-3201 (на фото). Это 672-й автобус, «поставленный» на ходовую часть от ГАЗ-66. Дорожный просвет увеличился до 320 мм, дверь для попадания пассажиров в салон была одна (видимо, для большей жесткости кузова), а расход топлива увеличился «по паспорту» до 25 л на 100 км. ПАЗ-3201 был оснащен дополнительным баком еще на 105 л бензина, а также 2-ступенчатой раздаточной коробкой. Полноприводный ПАЗ выпускался с 1972 по 1989 год и был единственным в мире полноприводным автобусом общего назначения. Как говорится, чего только в России ни придумают, лишь бы дороги не строить!

В задней кузовной панели «пазика» имеется так называемый «ритуальный люк». Автобус очень часто выполнял функцию катафалка и находился в подвижном составе ритуальных бюро и крематориев.

Читать еще:  Ветрогенераторы какой двигатель своими руками

Номерной знак подсвечивается штатным (это не доработка владельцев) фонарем типа ФП-101. Эта деталь появилась еще в 30-х годах, устанавливалась на ГАЗ-51, -52, -53 и другие грузовики до конца 1980-х и выпускается по сей день.

До 1978 года автобусы ПАЗ-672 (как и многие другие грузовики и автобусы того времени) комплектовались габаритными огнями и «поворотниками», аналогичными более ранней модели ПАЗ-652 (на нижнем фото). В темное время суток и при плохой видимости такие мелкие габаритные огни часто были незаметны, что существенно влияло на количество ДТП. Так, в процессе поэтапной модернизации ПАЗ был снабжен более сложной системой индикации — «поворотник», габарит, стоп-сигнал и фонарь заднего хода. Под фонарем расположен световозвращающий катафот.

Дополнительной «фишкой» автобуса ПАЗ является наличие таких «погонов» в задней части крыши. В 1960-1970-х такое решение использовалось, скажем, на «москвичах» и «Волгах», у которых на задних стойках сбоку были двухсоставные стояночные огни.

ПАЗ-672М выпускался в 1982-1989 гг. и имел огромное количество модификаций (передвижная столовая, передвижная телевизионная станция), экспортное, тропическое и северное исполнение, вариантов было множество. Однако количество модификаций не означало насыщения автохозяйств СССР автобусами — машин все равно не хватало, часто ПАЗы в той или иной модификации выпускались буквально по несколько штук.

Обложка журнала «За рулем», №1/1986. Справа изображен ПАЗ-3205, пришедший на смену 672-й модели. Автобус нового типа был построен уже на агрегатах ГАЗ-3307 и, как и его предшественник, имел полноприводную модификацию ПАЗ-3206. Автобусу времен перестройки, однако, не удалось завоевать сердца ностальгирующих по советскому времени людей — пожалуй, это удалось только «восьмерке» и «девятке». ПАЗ-3205 начали выпускать серийно с 1987 года, по сей день он остается основной моделью ОАО «Павловский автобус».

Реставрация автомобилей еще недавно ограничивалась сохранением или восстановлением легковых машин. Сегодня мы наблюдаем повышенный интерес к советской технике: помимо «москвичей» и «копеек» восстанавливают и грузовики, и автобусы, и даже тракторы. ПАЗ, который мы отыскали, вероятно, единственный в таком хорошем состоянии.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Свап автобусов ПАЗ на 3UZ-FE

Стоимость работы — 120000 руб.

Стоимость оформления — 50-100 т.р. руб.

Телефон: (383) 263-03-69

Моторы российского производства, к сожалению, долго не живут и нет мощи в них. В случае с 3UZ-FE мотором — мощность ощущаешь. Самый главный плюс от переоборудования — автобус становится на автомате, то есть более комфортный в управлении и экономичный в обслуживании.

Проблема была в Барнауле с водителями, что трудно найти водителя на ПАЗ на механике, но как только установили автоматическую коробку передач — водители почти сразу нашлись.

Ранее меняли сцепление, а сейчас отъездили год и не меняли ничего. Водители на АКПП более грамотно относятся к ПАЗику, включил D и катаешься, меньше переключений.

В итоге и водителям удобнее и транспортной компании выгодно стало иметь такие машины. Экономия пошла по бензину на 10%, то есть стало оставаться топливо.

Плюс, по поводу сцепления, теперь каждые 3 месяца комплект сцепления не меняют, а стоимость этого сцепления вместе с работой равна стоимости целиком текущей коробки передач. А коробка целый год отжила и никаких проблем не увидели.

Едем на оформление переоборудования. Установлены 3UZ с АКПП, ГБО.

Пока видео на эмоциях, позже сделаем лучше. Главное- ПАЗик поехал на японском 3UZ-FE.



Два готовых Пазика на 3UZ. LAND ROVER ждет своей установки 3UZ. Этот Land Rover Discovery 3, совершенно исправный автомобиль. Причина замены двигателя — желание иметь под капотом более надежный и доступный в обслуживании мотор.






4 комментария

День добрый, как ведет себя кпп?? Сколько пазик пробежал со свайпом??

Продажа автобусов ПАЗ с пробегом в России

Найдено: 30 объявлений.

Показаны: 1-25 (страница №1).

4.433 л, Дизель, 168 л.с., Городской, Механическая

Осмотр в Архангельске. Код предложения: 10107/2019 Разряжен АКБ. Треснуто лобовое стекло. Разбит зад. бампер. Бок. накладка справа скол. Потертое состояние ЛКП. ПТС оригинал. Два ключа. ========================= Продажа от собс.

4.75 л, Дизель, 130 л.с., Городской, Механическая

Продажа от Официального дилера Компании Луидор; ✔Автомобиль с полным НДС, можно приобрести в лизинг и кредит; ✔ Грузоподъемность 3370 кг ✔ Экологический класс четвертый ✔ Категория D . Если вы из другого города, запросите презентаци.

0.005 л, Бензин-газ, 122 л.с., Пригородный, Механическая

Газ узаконен , тахограф, автономный отопитель салона, двс после кап ремонта.Продажа от юридического лица с НДС. Торг.

0.005 л, Бензин-газ, 122 л.с., Городской, Механическая

Паз 32054 2016г июнь. Газ бензин. Газ указан в СТС есть все документы. Новые акб новые рессоры. Более подробнее по телефону или при осмотре. Звонить по номеру *****************

Читать еще:  Датчик температуры двигателя на термопаре

4.67 л, Бензин-газ, 122 л.с., Городской, Механическая

СРОЧНО. продам автобус в хорошем состоянии.. Торг возможен при осмотре. Готов к эксплуатации.газ-бензин не гнилой(без ржавчин) ОСТАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ТЕЛЕФОНУ*************.

4.67 л, 130 л.с., Городской, Механическая

Автобус в хорошем состоянии, не гнилой, обслужен, Тахогром стоит

4.25 л, Бензин, 122 л.с., Специальный, Механическая

Автобус оборудован под выездной офис. В ПТС стоит отметка о переоборудовании его в кат. С. Бронированный, полный привод, полей и бездорожья не знал, — больше стоял в боксе. В наличии таких автобуса два. Торг возможен на месте осмотр.

4.43 л, Дизель, 168 л.с., Городской, Автоматическая

Продается автобус ПАЗ Вектор, в отличном состоянии. В наличии тахограф, глонасс. Все подробности по телефону.

4.7 л, Бензин-газ, 130 л.с., Городской, Механическая

Автобус в хорошем техническом состоянии . ГБО оформлено в гибдд

3.8 л, Дизель, Городской, Механическая

Находятся в Красноярске. Каждый день в линии. Добавляем в избранное, цена может интересно меняться! На автобусах стоят камеры, по 969 постановлению. Цена с камерами +40000 либо делаем демонтаж. 17 мест, 2015 год, евро 4! Автобус.

4.5 л, Дизель, 185 л.с., Городской, Механическая

/0264/106/ Паз 320402-03 — городской автобус 2010г.в., 185л.с. 4,5л турбо-дизель, задний привод, белый, МКПП-5, ABS, ГУР, люк, двигатель Cummins, класс выхлопа EURO 3, предпусковой подогреватель, 17 пассажирских сидений, 790000км, о.

168.0 л, Бензин, Городской, Автоматическая

Продается автобус ПАЗ 320414-04 в отличном состоянии

4.433 л, Дизель, 169 л.с., Междугородный, Механическая

Туристический автобус ПАЗ Вектор NEXT с пробегом Б/У 2018 года выпуска. Отличное состояние, один хозяин, доп. вложений не требуется. Автобус ПАЗ Вектор NEXT 2018 года выпуска эксплуатировался коммерческой организацией БизнесБас. Авт.

Между городом и деревней

МЕЖДУ ГОРОДОМ И ДЕРЕВНЕЙ

НИКОЛАЙ МОРДОВЦЕВ. ФОТО АВТОРА

Основная продукция ПАЗа — модель 3205, выпускаемая с 1989 года, и ее многочисленные модификации. С января 2003 года в Павлове выпускают автобус ПАЗ-4234, который местные остряки прозвали Т-34. Это удлиненный на одно окно «пазик„-ветеран, но уже не малого, а среднего класса.

На «тридцатьчетверке» стоит самый мощный «земледелец» — минский ММЗ-245.9 в 136 л. с. с турбонаддувом и интеркулером, Евро I. По заказу автобусников двигатели в надежде на больший ресурс комплектуют только чешскими поршневыми кольцами, зиловской корзиной сцепления, полнопоточным масляным фильтром со сменным картонным элементом вместо центрифуги, двухцилиндровым компрессором и картером маховика стандарта SAE 3. Благодаря такому картеру с двигателем можно агрегатировать не только коробку передач ЗИЛ, но и пятиступенчатую чешскую «Прага» или, допустим, ZF. Кстати, зиловская коробка только внешне похожа на «сто тридцатую». Внутри совсем другие ряды шестерен. На месте прежней четвертой с передаточным числом 1,47 теперь повышающая (i=0,81), а прямая стала четвертой. Такая коробка ПАЗ-3206.70-10 должна передавать момент 47 кгс.м.

Карданный вал на зиловских крестовинах и, главное, задний мост теперь от ЗИЛ-4331, который делают на филиале ЗИЛа в Рязани. Автобусы с такими мостами легко узнать по колесам на восьми шпильках.

С января 2003 года в Павлове прекратили выпуск автобусов для российского рынка с пневмогидравликой. Изменился и привод стояночного тормоза: энергоаккумуляторы на задней оси надежнее капризного трансмиссионного ручника.

Компрессору теперь работы прибавилось. Он должен поспевать за расходом сжатого воздуха четырьмя тормозными камерами и дверными пневмоцилиндрами. Проверенного временем зиловского двухцилиндрового компрессора, что стоит на «девятом» дизеле, хватает вполне, а на ПАЗ-32053 с бензиновым двигателем или дизелем ММЗ-245.7 вместо штатных одноцилиндровых ставят надежный и мощный «Кнорр-Бремзе». Кстати, именно у этой фирмы ПАЗ покупает пневмоаппаратуру и АБС. Диаметр тормозных барабанов по сравнению с ПАЗ-3205 увеличился с 380 до 420 мм, а сзади они и шире на 40 мм.

Испытания показали: при торможении со скорости 60 км/ч тормозной путь автобуса составил 29,8 м и замедление 6,2 м/с2 при требуемых 36,7 м и 5,0 м/с2 соответственно. Выигрыш почти семь метров, а ведь иногда бесценным становится даже сантиметр!

В салоне прибавилось сидений, под ними появились пять маленьких печек. В систему охлаждения включен предпусковой подогреватель, хотя его основное назначение — зимой подогреть «Тосол» в системе до 80ОС, чтобы сделать эффективной работу отопления.

Цена автобуса увеличилась незначительно и, судя по количеству заказов, устраивает многих.

Взамен древней и капризной пневмогидравлики — двухконтурные пневматические тормоза с пружинными энергоаккумуляторами.

Под капотом вместо привычного бензинового ЗМЗ-53 — дизель ММЗ-245.9.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты