Sw-motors.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое обратная мощность двигателя

15.3. Выбор мощности электродвигателя

Мощность двигателя выбирают согласно нагрузке на его валу. Ее значение также должно удовлетворять условию, чтобы средняя темпе­ратура двигателя не превышала допустимого значения, обусловленного классом изоляции обмотки. Кроме того, выбор двигателя обуслов­ливается условиями пуска и перегрузочной способностью.

Выбор мощности двигателя для продолжительного режима работы. При продолжительной работе нагрузка двигателя может быть постоян­ной (рис. 15.3, а) или переменной (рис. 15.3,б). Выбор двигателя с постоянной нагрузкой производится по каталогу. При этом необходимо выбирать двигатель с номинальной мощностью Рном ≥ Р.

При переменной нагрузке, когда продолжительный режим имеет прерывистый характер, расчет или проверку правильности предвари­тельного выбора мощности двигателя производят на основании нагру­зочной диаграммы (рис. 15.4). Если определить температуру максималь­ного нагрева двигателя Тmax, и сравнить ее с допустимой температурой нагрева Tдоп, то правильному выбору двигателя соответ­ствует условие Тmax ≤ Тдоп. Однако из-за сложности и громоздкости определения величины Тmax, этот метод выбора двигателя на практи­ке не применяют.

Для выбора мощности двигателя при любом режиме работы удобен метод средних потерь. В основу метода положено условие, при котором сред­ние потери мощности ΔРср двигателем за время цикла работы tц не превышают потерь при номинальной нагрузке ΔPном, т. е. ΔРср, ≤ ΔPном, или

(15.2)

где ΔPц — потери мощности в двигателе за цикл; ΔРi — потери мощ­ности за время ti, в течение которого двигатель работает с постоян­ной нагрузкой Рi.

Метод средних потерь, хотя и является более точным по сравнению с методом эквивалентных величин, не всегда применим из-за отсутствия необходимых сведений о двигателе. Поэтому на практике мощность двигателя при переменной нагрузке выбирают по приближенным методам эквивалентного тока, эквивалентной мощности или эквивалентного момента.

При методе эквивалентного тока действительные токи двигателя 1, I2, I3. In на рис. 15.4,а) в отдельные отрезки времени заменяют эквивалентным током Iэ постоянного значения, создающим за время работы двигателя (t1 + t2 + . + tn) те же потери в двигателе, что и действительные токи.

При работе двигателя потери мощности складываются из постоянных (не зависящих от нагрузки) ΔРст (потери в стали) и переменных ΔPMi = mIi 2 r (потери в меди), где m — число фаз при переменном токе; r — сопротивление обмоток двигателя.

(15.3)

За время tц такие же потери вызываются и эквивалентным током Iэ:

(15.4)

Приравнивая (15.3) и (15.4), находим, что откуда

(15.5)

Условие нагрева двигателя (Тmax ≤ Тдоп) будет соблюдено, если

Для определения мощности двигателей, у которых вращающий момент почти пропорционален току, можно использовать нагрузочные диаграммы моментов М = f(t) (например, для шунтовых двигателей постоянного тока и с некоторым допущением для асинхронных двигателей с малоизменяющейся нагрузкой). По аналогии с (15.5) можно записать:

(15.6)

Условие выбора двигателя в этом случае Мэ ≤ Мн.

Если двигатель работает с малоизменяющейся частотой вращения и имеется график его нагрузки по мощности (рис. 15.4,б), то двигатель выбирают с номинальной мощностью, равной или большей эквивалент­ной мощности, определяемой, аналогично (15.6), по формуле

(15.7)

После выбора мощности двигателя на основании одного из методов эквивалентных величин необходимо произвести проверку двигателя на перегрузочную способность, которая характеризуется коэффициентом перегрузки. Коэффициент перегрузки kп представляет собой отношение максимального допустимого момента двигателя Мmах доп к его номиналь­ному моменту Мном.

Для того чтобы удовлетворить требованиям кратковременных пере-грузок для данного привода, необходимо, чтобы максимальный допусти­мый момент двигателя был равен или больше максимального момента нагрузки на валу двигателя: Мmах доп ≥ Mmax. Иначе говоря, должно соблюдаться условие kп > Мmaxном. Перегрузочная способность для различных двигателей различна. Для асинхронных двигателей kп = 1,7 ÷ 3,5, для синхронных двигателей kп ≥ 1,65, для двигателей постоянного тока независимого и смешанного возбуждения kп = 2 ÷ 2,5, а для двигателей последовательного возбуждения kп = 2,5 ÷ 3.

При выборе асинхронных короткозамкнутых двигателей кроме про­верки на перегрузочную способность необходимо проводить выбор по пусковому моменту Мпуск, так как для таких двигателей эта величина обычно невелика. При этом необходимо соблюдать условие Мпуск > Мс.нач, где Мс.нач — начальный статический момент, создаваемый производственной машиной или приводимым механизмом.

Выбор мощности электродвигателя для повторно-кратковременного режима работы. Так как при работе в этом режиме двигатель часто запускают и останавливают, то в периоды разгона, а также торможения и остановки ухудшается вентиляция, а следовательно, и охлаждение двигателя. Это учитывают, вводя поправочные коэффициенты, которые зависят от типа двигателя и способов его охлаждения. Как указывалось ранее, повторно-кратковременный режим характеризуется значением ПВ (15.1). Если график работы двигателя имеет вид, представленный на рис. 15.2, в, то номинальная мощность двигателя выбирается равной эквивалентной мощности:

(15.8)

Если график работы двигателя имеет более сложный вид (см. рис. 15.3), то эквивалентная мощность определяется по формуле

(15.9)

где Р’э — эквивалентная мощность двигателя без учета его останова; значение ПВ определяют как

Читать еще:  Двигатель ka24 на каких машинах

(15.10)

Если расчетное значение ПВ производственной машины, полученное согласно нагрузочной диаграмме, отличается от стандартного значения для двигателей, то его выбирают по ближайшему стандарт­ному значению ПВСТ, соответственно пересчитывая мощность Р’э по формуле

(15.11)

При выборе двигателя для повторно-кратковременного режима ра­боты по каталогу необходимо знать Р’э и ПВ. Проверка выбран­ного двигателя на перегрузку и по пусковому моменту при данном режиме обязательна.

Следует отметить, что при определении мощности двигателя по методу эквивалентных величин и относительной продолжительности включения не учитывается число включений двигателя в час, а следо-­ вательно, продолжительность и интенсивность нагрева двигателя в пусковых и тормозных режимах. Более точный расчет мощности двига-­ теля можно выполнить методом средних потерь, причем с обязательной проверкой по перегрузочному и пусковому моментам.

мощность двигателя

мо́щность дви́гателя — характеризует полезную работу, производимую двигателем в единицу времени. Мощность газотурбинного двигателя Nе = Gв/Nуд зависит от секундного расхода воздуха Gв и удельной мощности Nуд (при Gв = 1 кг/с), определяемой параметрами термодинамического цикла. Авиационные газотурбинные двигатели работают с большими расходами воздуха, поэтому их мощность может достигать тысяч кВт при умеренных размерах и массе. В турбовальных двигателях практически вся полезная работа является механической работой вращения вала, используемой для привода несущего винта вертолёта, электрогенератора и т. д. Такая мощность называется эффективной мощностью . Турбореактивные двигатели и турбореактивные двухконтурные двигатели сочетают функции теплового двигателя и движителя. Полезная работа в них получается в виде работы силы тяги двигателя, используемой для перемещения летательного аппарата. К этим двигателям применяется понятие тяговой мощности Nтяг = PV, которая вычисляется как произведение тяги двигателя P на скорость полёта V. В турбовинтовом двигателе тяга создаётся в основном воздушным винтом и отчасти (до 12%) за счёт истечения из реактивного сопла струи газов. Мощность такого двигателя принято называть эквивалентной мощностью и вычислять по формуле Nэ = Nв + Pр.с.V/ηв, где Nв — мощность на валу воздушного винта, Pр.с. — тяга, создаваемая реактивной струёй, и ηв — кпд воздушного винта.

А. М. Тихонов.

Энциклопедия «Авиация». — М.: Большая Российская Энциклопедия . Свищёв Г. Г. . 1998 .

  • Мошковский Яков Давидович
  • «Мрия»

Смотреть что такое «мощность двигателя» в других словарях:

Мощность двигателя — характеризует полезную работу, производимую двигателем в единицу времени. Мощность газотурбинного двигателя Ne = GB/Nуд зависит от секундного расхода воздуха GB и удельной мощности Nуд (при GB = 1 кг/с), определяемой параметрами… … Энциклопедия техники

мощность двигателя — 2.7 мощность двигателя: Мощность двигателя в киловаттах (ЕЭК)2). 2) Измеряется в соответствии с методом ЕЭК на основании ГОСТ Р 41.85 (Правила ЕЭК ООН № 85). Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

мощность двигателя — variklio galia statusas T sritis Standartizacija ir metrologija apibrėžtis Galia, nurodoma ant variklio korpuso arba jo naudojimo instrukcijoje. atitikmenys: angl. engine power; motor power vok. Motorleistung, f rus. мощность двигателя, f pranc.… … Penkiakalbis aiškinamasis metrologijos terminų žodynas

мощность двигателя — variklio galia statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. engine power vok. Motorleistung, f rus. мощность двигателя, f pranc. puissance du moteur, f … Fizikos terminų žodynas

МОЩНОСТЬ ДВИГАТЕЛЯ — показатель, характеризующий производительность (полезную работу в единицу времени) двигателя. По полноте учета потерь энергии двигателя выделяют конструктивную М.д. – при этом различают теоретическую (без учета потерь энергии в двигателе),… … Большой экономический словарь

мощность двигателя — мощность двигателя — характеризует полезную работу, производимую двигателем в единицу времени. Мощность газотурбинного двигателя Nе = Gв/Nуд зависит от секундного расхода воздуха Gв и удельной мощности Nуд (при Gв = 1 кг/с), определяемой… … Энциклопедия «Авиация»

максимальная мощность двигателя — 3.5 максимальная мощность двигателя: Мощность двигателя в киловаттах, определенная по ГОСТ Р 41.85. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Максимальная мощность двигателя — наибольшая мощность, которую может развить двигатель в течение 1 ч без снижения его характеристик при последующей эксплуатации. Обычно за максимальную мощность двигателя принимают мощность, на 10% превышающую полную мощность двигателя. EdwART.… … Морской словарь

полезная мощность двигателя — 3.4.1 полезная мощность двигателя (engine net power): Полезная мощность двигателя в соответствии с ИСО 9249. Источник: ГОСТ Р ИСО 21467 2011: М … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Удельная мощность двигателя — отношение мощности двигателя к секундному расходу проходящего через него воздуха. Наиболее часто понятие У. м. используется для оценки совершенства ТВД и турбовальных ГТД, для которых У. м. отношение соответственно эквивалентной мощности ТВД… … Энциклопедия техники

Расчёт и выбор электродвигателя производственного механизма методом эквивалентных величин , страница 3

Рисунок 5.2 – Нагрузочная диаграмма с наличием

значительных наклонных участков

5.2 Расчёт мощности электродвигателя при его работе в режиме S2

При выборе мощности двигателя для кратковременного режима работы следует помнить, что его предельно допустимая мощность ограничена как электрической, так и механической перегрузочной способностью.

Если задан график кратковременной нагрузки в виде зависимости момента от времени М = ƒ(t), мощности от времени Р =ƒ ( t ) или тока от времени I = ƒ (t), то выбор двигателя можно проводить, определяя эквивалентный момент, мощность или ток по тем же самым формулам что и для режима S1.

Читать еще:  Двигатель ep6 плавают обороты

Отличие расчёта эквивалентной мощности (тока, момента) двигателя работающего в режиме S2 по формулам (5.1, 5.2, 5.3) только в том, что участков, на которые разбиваются нагрузочные диаграммы обычно гораздо меньше, чем при работе двигателя в режиме S1.

Двигатель после такого расчёта выбирают по специальным каталогам по двум параметрам: эквивалентной мощности РЭКВ и длительности работы. В этих каталогах для данного двигателя приведены несколько значений номинальной мощности при соответствующей длительности рабочего периода. Двигатель должен быть проверен по каталогу на перегрузку, а при включении под нагрузкой – по величине пускового момента.

Для работы в кратковременном режиме промышленностью выпускаются специальные двигатели с повышенным моментом и перегрузочной способностью. Следовательно, нецелесообразно применять для этих целей двигатели, предназначенные для работы в продолжительном режиме, т.к. они имеют худшие пусковые характеристики и перегрузочные свойства, вследствие чего их не удаётся использовать с полной нагрузкой.

В деревообрабатывающей, лесной и химической промышленности в режиме S2 работают двигатели, приводящие в действие вспомогательные механизмы, суппорты станков, различного рода прижимы, кантователи.

5.3 Расчёт мощности электродвигателя при его работе в режиме S3

В повторно-кратковременном режиме работают большинство деревообрабатывающих машин и механизмов; лебёдки для подъёма пиломатериала, полуавтоматические агрегаты, производящие сортировку и разделку сырья, механизмы перемещения грузовой тележки кранов.

Выбор мощности двигателя для данного режима производится по эквивалентной величине мощности (тока, момента) и продолжительности включения

РЭКВ = , (5.12)

IЭКВ = , (5.13)

МЭКВ = , (5.14)

где to – время паузы (пауз) в течение рабочего цикла.

Продолжительность включения для данного режима определяется по формулам (4.1) или (4.2).

Если двигатель работает с переменными циклами, то относительную продолжительность включения определяют по полному периоду, в который входит ряд неодинаковых циклов.

Затем определяют мощность РПВ при повторно-кратковременном режиме, соответствующую данному значению ПВ

РПВ = , (5.15)

После этого по специальным каталогам выбирают двигатель по расчётной мощности РПВ и значению ПВ в процентах.

При этом выбранная мощность РН должна быть равна или несколько больше РПВ

Следует отметить, что мощность одного и того же двигателя возрастает при уменьшении продолжительности включения

РЭКВ = РПВ1 = РПВ2 , (5.18)

Если расчётная продолжительность существенно отличается от стандартных значений, то расчётная мощность для значения ПВ с учётом выражения (5.17) может быть определена по формулам

РРАСЧ = РНОМ 15 , (5.19)

РРАСЧ = РНОМ 25 , (5.20)

РРАСЧ = РНОМ 40 , (5.21)

После чего выбранный двигатель проверяют на перегрузку по максимальному моменту и по пусковому моменту.

В том случае, если в каталоге приведен номинальный момент электродвигателя, а не значение мощности, то номинальная мощность двигателя определяется по формуле

где МH – значение номинального момента электродвигателя, Н∙м;

nС – значение синхронной скорости электродвигателя, мин — 1 ;

SН –значение номинального скольжения электродвигателя.

У выбранного за основу двигателя необходимо найти расчётные значения коэффициента полезного действия (η). По расчётной величине коэффициента полезного действия судят о степени загрузки (использования) выбранного двигателя

η РАСЧ = , (5.23)

Кроме расчёта мощности двигателя методом эквивалентных величин существует также метод средних потерь ΔРСР

ΔРСР = , (5.24)

где ΔР1 – потери мощности на временном промежутке t1, кВт;

Если средняя за цикл мощность потерь ΔРСР меньше номинальной мощности потерь ΔРН (желателен запас 10 – 30 %)

  • АлтГТУ 419
  • АлтГУ 113
  • АмПГУ 296
  • АГТУ 267
  • БИТТУ 794
  • БГТУ «Военмех» 1191
  • БГМУ 172
  • БГТУ 603
  • БГУ 155
  • БГУИР 391
  • БелГУТ 4908
  • БГЭУ 963
  • БНТУ 1070
  • БТЭУ ПК 689
  • БрГУ 179
  • ВНТУ 120
  • ВГУЭС 426
  • ВлГУ 645
  • ВМедА 611
  • ВолгГТУ 235
  • ВНУ им. Даля 166
  • ВЗФЭИ 245
  • ВятГСХА 101
  • ВятГГУ 139
  • ВятГУ 559
  • ГГДСК 171
  • ГомГМК 501
  • ГГМУ 1966
  • ГГТУ им. Сухого 4467
  • ГГУ им. Скорины 1590
  • ГМА им. Макарова 299
  • ДГПУ 159
  • ДальГАУ 279
  • ДВГГУ 134
  • ДВГМУ 408
  • ДВГТУ 936
  • ДВГУПС 305
  • ДВФУ 949
  • ДонГТУ 498
  • ДИТМ МНТУ 109
  • ИвГМА 488
  • ИГХТУ 131
  • ИжГТУ 145
  • КемГППК 171
  • КемГУ 508
  • КГМТУ 270
  • КировАТ 147
  • КГКСЭП 407
  • КГТА им. Дегтярева 174
  • КнАГТУ 2910
  • КрасГАУ 345
  • КрасГМУ 629
  • КГПУ им. Астафьева 133
  • КГТУ (СФУ) 567
  • КГТЭИ (СФУ) 112
  • КПК №2 177
  • КубГТУ 138
  • КубГУ 109
  • КузГПА 182
  • КузГТУ 789
  • МГТУ им. Носова 369
  • МГЭУ им. Сахарова 232
  • МГЭК 249
  • МГПУ 165
  • МАИ 144
  • МАДИ 151
  • МГИУ 1179
  • МГОУ 121
  • МГСУ 331
  • МГУ 273
  • МГУКИ 101
  • МГУПИ 225
  • МГУПС (МИИТ) 637
  • МГУТУ 122
  • МТУСИ 179
  • ХАИ 656
  • ТПУ 455
  • НИУ МЭИ 640
  • НМСУ «Горный» 1701
  • ХПИ 1534
  • НТУУ «КПИ» 213
  • НУК им. Макарова 543
  • НВ 1001
  • НГАВТ 362
  • НГАУ 411
  • НГАСУ 817
  • НГМУ 665
  • НГПУ 214
  • НГТУ 4610
  • НГУ 1993
  • НГУЭУ 499
  • НИИ 201
  • ОмГТУ 302
  • ОмГУПС 230
  • СПбПК №4 115
  • ПГУПС 2489
  • ПГПУ им. Короленко 296
  • ПНТУ им. Кондратюка 120
  • РАНХиГС 190
  • РОАТ МИИТ 608
  • РТА 245
  • РГГМУ 117
  • РГПУ им. Герцена 123
  • РГППУ 142
  • РГСУ 162
  • «МАТИ» — РГТУ 121
  • РГУНиГ 260
  • РЭУ им. Плеханова 123
  • РГАТУ им. Соловьёва 219
  • РязГМУ 125
  • РГРТУ 666
  • СамГТУ 131
  • СПбГАСУ 315
  • ИНЖЭКОН 328
  • СПбГИПСР 136
  • СПбГЛТУ им. Кирова 227
  • СПбГМТУ 143
  • СПбГПМУ 146
  • СПбГПУ 1599
  • СПбГТИ (ТУ) 293
  • СПбГТУРП 236
  • СПбГУ 578
  • ГУАП 524
  • СПбГУНиПТ 291
  • СПбГУПТД 438
  • СПбГУСЭ 226
  • СПбГУТ 194
  • СПГУТД 151
  • СПбГУЭФ 145
  • СПбГЭТУ «ЛЭТИ» 379
  • ПИМаш 247
  • НИУ ИТМО 531
  • СГТУ им. Гагарина 114
  • СахГУ 278
  • СЗТУ 484
  • СибАГС 249
  • СибГАУ 462
  • СибГИУ 1654
  • СибГТУ 946
  • СГУПС 1473
  • СибГУТИ 2083
  • СибУПК 377
  • СФУ 2424
  • СНАУ 567
  • СумГУ 768
  • ТРТУ 149
  • ТОГУ 551
  • ТГЭУ 325
  • ТГУ (Томск) 276
  • ТГПУ 181
  • ТулГУ 553
  • УкрГАЖТ 234
  • УлГТУ 536
  • УИПКПРО 123
  • УрГПУ 195
  • УГТУ-УПИ 758
  • УГНТУ 570
  • УГТУ 134
  • ХГАЭП 138
  • ХГАФК 110
  • ХНАГХ 407
  • ХНУВД 512
  • ХНУ им. Каразина 305
  • ХНУРЭ 325
  • ХНЭУ 495
  • ЦПУ 157
  • ЧитГУ 220
  • ЮУрГУ 309
Читать еще:  A3972sb схема подключения шагового двигателя

Полный список ВУЗов

  • О проекте
  • Реклама на сайте
  • Правообладателям
  • Правила
  • Обратная связь

Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).

Защита генераторов.

Аварийные ситуации: КЗ, перегрузка, обратная мощность, замыкание витков статора на землю, защита от перенапряжения в ОВ.

1. Защита от КЗ осуществляется автоматическим выключателем (в нём встроено реле максимального тока, срабатывающее при КЗ).

2. Защита от перегрузки (дизеля или турбин). Для этого существует схема защиты: отключающая группа потребителей. Сначала отключаются потребители 3й группы, через 15-20 с потребители 2й категории, и через 14-18 с потребители 1й категории (они переключаются на другие источники).

3. Защита от обратной мощности. При параллельной работе генераторов (или генераторов с сетью) при потере вращающего момента от турбины, генератор переходит в двигательный режим. Тогда необходимо отключить генератор от системы с помощью реле обратной активной мощности.

4. Защита от замыкания статора на землю – дифференциальная защита: на входе генератора и на выходе ставятся трансформаторы тока на каждую обмотку (6 трансформаторов). Они включены в звезду и встречно. При ненормальном режиме (Iвх¹Iвых) между трансформаторами возникает разностная ЭДС. Для неё включают токовое реле.

5. Защита обмотки возбуждения от перенапряжения. Параллельно к ОВ подключается активное дугогасительное сопротивление. Отключение ОВ происходит в два этапа: сначала ОВ подключается на гасящее сопротивление. Происходит отключение возбуждения, электромагнитная энергия выделяется в гасящем сопротивлении. Контакты автомата гашения поля работают с перекрытием во времени: сначала срабатывают контакты резистора гашения, а затем контакты возбуждения (и наоборот).

По существу все методы энергосбережения сводятся к снижению бесполезных потерь энергии.

Проведенный анализ показал, что при передаче электроэнергии теряется лишь 9-10%, в то время как при потреблении происходит до 90% потерь. Поэтому особое внимание к применению методов энергосбережения уделяется именно в сфере энергопотребления.

1. внедрение энергосберегающих технологий в промышленности. Происходит усовершенствование технологического процесса, топливно-энергетические ресурсы используются более эффективно. Разработано немало устройств, позволяющих уменьшить потери электроэнергии при работе электрооборудования. Применение таких устройств особенно актуально для механизмов, которые имеют неодинаковую нагрузку в разный период времени: насосы, конвейеры, вентиляторы и т.п.

2. мероприятия по экономии электроэнергиина освещении. Необходимо максимально использовать дневной свет, в том числе повышать прозрачность и увеличивать площадь окон, ставить дополнительные окна. Световые источники должны размещаться наиболее оптимально и использоваться только по необходимости. Лампы накаливания заменяются энергосберегающими. Уже давно одним из методов энергосбережения является применение автоматических систем освещения, когда свет включается только по необходимости. Освещение отключено в дневное время. Когда наступают сумерки, на выключателе активизируется микрофон. При возникновении шума в радиусе до 5 метров происходит автоматическое включение света. Он горит, пока кто-то находится в помещении. В таких системах освещения используются энергосберегающие лампы.

3. энергосбереженияв строительстве. Они должны рассматриваться комплексно, тогда на выходе получится энергоэффективный дом. В частности, необходимо применять:

— экономичные системы обогрева и охлаждения;
— современные материалы и методы утепления стен, трубопроводов отопления и горячего водоснабжения,
— счетчики системы отопления в каждой квартире с возможностью регулирования теплового режима помещений.
— повышение отражающей способности ограждающих конструкций и т.д.

4. в транспортной отрасли. Так, американские инженеры пытаются создать легковой автомобиль, оснащенный насадками, которые преобразуют тепло выхлопных газов в электричество. Полученная таким образом электроэнергия может быть использована для работы музыкальной системы, кондиционера в автомобиле и т.п. Методами энергосбережения в транспортной отрасли интересуются и немецкие ученые. Они разрабатывают автомобиль с гибридным двигателем, который будет работать с помощью нефти на автостраде и на электроэнергии в городе. Таким образом, будет использоваться значительно меньше энергии.

Применение методов энергосбережения как предприятиями, так и частными лицами, является важным моментом в решении экологических проблем и сохранении природных запасов.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector