Sw-motors.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Раздел 5

Раздел 5. Наладка электроприводов

Студент должен: Иметь представление:

— о устройстве электроприводов.

требования к выполнению пуско-наладочных работ;

перечень приемно-сдаточной документации;

методы проверки и настройки электроприводов.

Тема: Наладка нерегулируемых приводов с асинхронным двигателем и двигателем постоянного тока.

Оформление и анализ проектной принципиальной схемы электропривода; поверочные расчёты по выбору уставок защит и функциональных реле, по разбивке и выбору пусковых и других сопротивлений; внешний осмотр аппаратуры и проверка соответствия монтажа внешних соединений принципиальной схемы системы управления; измерение сопротивления изоляции силовых цепей и цепей управления; испытание электрической прочности изоляции силовых цепей и цепей управления; проверка и настройка защитных и функциональных реле; проверка защитных реле и автоматических выключателей на рабочей уставке; измерение сопротивления постоянному току реостатов и пускорегулирующих сопротивлении; проверка функционирования релейно-контакторных схем управления электроприводами локально и с поста управления; проверка работы электропривода на холостом ходу и под нагрузкой во всех технологических режимах работы механизма.

Лабораторная работа №7

Наладка релейно-контакторной системы управления электропривода с ассинхронным двигателем.

Лабораторная работа .№8

Наладка электроприводов с асинхронными двигателями в функции времени

Лабораторная работа №9

Наладка электроприводов постоянного тока.

Лабораторная работа №10

Автоматическая защита асинхронного двигатели с помощью дополнительного реле.

Лабораторная работа №11

Автоматическая защита ассинхронного двигателя от обрыва фазы

Самостоятельная работа студентов.

Самостоятельная работа при оформлении отчётов по лабораторным работам.

Тема 5.1: Методика наладки электроприводов с релейно-контактным управлением

Для производства наладочных работ необходимы: принципиальные схемы, схемы внешних соединений, монтажные и принципиальные схемы заводов — изготовителей пультов, панелей, шкафов, схемы питания, планы расположения электрического и технологического оборудования, пояснительная записка с технологическими требованиями к электроприводу и расчетом уставок защит и режимов работы. В зависимости от сложности схем и мощности электродвигателей могут понадобиться также клиентские формуляры и протоколы заводских испытаний двигателей, документация заводов-изготовителей на ячейки и блоки регулирования и т. д.

1. Ознакомление с проектом:

а) изучают функции электропривода в составе технологической установки, технологические требования к электроприводу, расположение механизма, пультов управления, панелей, шкафов и т. п.;

б) анализируют работу электропривода но принципиальной схеме, проверяют соблюдение необходимой очередности в работе аппаратуры, отсутствие ложных и обходных цепей, обеспечение всех технологических требовании, наличие необходимых защит и технологических блокировок, выявляют схемные ошибки;

в) производят поверочные расчеты по выбору уставок защит и функциональных реле, проверяют селективность защит, расчеты по разбивке пусковых и других резисторов; значения сопротивлений резисторов проставляют на принципиальной схеме;

г) проверяют соответствие примененной аппаратуры принятым значениям силового и оперативного напряжений, соответствие возможностей принятых типов реле заданным уставкам;

д) составляют таблицу уставок защитных и функциональных реле;

е) по принципиальной схеме проверяют монтажные схемы панелей, шкафов, пультов, наличие и правильность маркировки на принципиальной схеме, соответствие ее маркировке на монтажной схеме;

ж) на основе схем подключений в рабочей тетради наладчика составляют таблицы всех внешних соединений, относящихся к данному электроприводу; образец приведен в табл. 10-1.

Для удобства последующей работы таблицу внешних связей рекомендуется составлять в двух экземплярах.

После составления таблицы внешние связи проверяют по принципиальной схеме, отмечая их на схеме цветным карандашом. При необходимости в таблицы внешних связей вносят изменения, о которых ставят в известность электромонтажников;

з) составляют полную однолинейную схему питания электропривода всеми видами напряжения от источников (ячейка распредустройства, трансформаторная подстанция, распределительный шкаф, магистраль и т.д.) до каждого присоединения (шкаф, щит, панель);

и) составляют список вспомогательных приводов (систем смазки, вентиляции, гидравлики и т.д.), без которых не может быть осуществлена прокрутка электропривода;

к) составляют программу наладочных работ, уточняют методики проведения работ, подбирают бланки протоколов наладки для заполнения в процессе проведения работ.

2. Проверка внешним осмотром состояния электрооборудования, качества проведенной ревизии, качества и объема выполненных электромонтажных работ (сличением количества проложенных кабелей с необходимым количеством по таблице внешних связей).

3. Проверка соответствия установленного электрооборудования проекту, паспортизация электрической машины, резисторов и других аппаратов, параметры которых должны быть внесены в отчет по наладке.

4 Проверка и испытание электрических машин.

5. Проверка соответствия монтажа внутренних соединений панелей, пультов, шкафов принципиальной схеме. Перед проверкой с целью исключения обходных цепей отключают на блоках зажимов все внешние связи цепей вторичной коммутации. Проверку производят с помощью пробника. Начинают проверку схемы шкафа, панели, пульта с цепей полюсов (фаз) источника оперативного тока, затем проверяют отдельные цепи. Проверяют все провода от контакта к контакту и до блока зажимов и при этом обязательно производят подсчет количества проводов на каждом контакте с целью выявления лишних проводов а связей, не отраженных на принципиальной схеме. Обнаруженные лишние провода, которые могут оказаться под напряжением, следует отключить с двух сторон. При проверке тщательно контролируют и корректируют при необходимости маркировку цепей на принципиальной схеме.

В процессе проверки внутренних соединений проверяют работу замыкающих и размыкающих контактов реле и контакторов путем нажатия и отпускания их якорей, зачищают при необходимости вспомогательные контакты, проверяют и регулируют провалы контактов. В процессе проверки внутренних связей проверяют также диаграммы работы ключей управления. Проверенные цепи отмечают на принципиальной схеме цветным карандашом.

6. Проверка соответствия монтажа внешних соединений принципиальной схеме. Проверку производят два наладчика по составленной таблице внешних связей с помощью пробника. Предварительно между проверяющими должна быть установлена надежная телефонная связь. Для этого целесообразно выделить резервные жилы из контрольных кабелей (целесообразно устанавливать двухпроводную связь), повесить на них бирки с надписью «телефон» и подключить их к блоку зажимов на резервные зажимы с тем, чтобы и в дальнейшем, особенно при прокрутке и настройке путевых и конечных выключателей, использовать эти провода для оперативной связи. После проверки каждого провода внешних связей его отмечают в таблице внешних связей и подключают на блок зажимов сразу с двух сторон. Подключать провода можно только в том случае, если это необходимо для работы схемы и возможно с учетом обеспечения безопасности окружающих.

Проверку внешних связей в силовых цепях и цепях возбуждения электродвигателей производят визуально или с помощью специальных пробников с встроенным высокочастотным генератором путем прокалывания иголкой изоляции силовых кабелей и проводов. Без особой необходимости отключать силовые цепи не рекомендуется. Следует иметь в виду, что правильное присоединение силовых проводов к двигателям гарантирует сразу правильное направление вращения двигателя (соединение шин Ж, 3, К с зажимами C1, С2, СЗ соответственно обеспечивает вращение двигателя по часовой стрелке со стороны вала или по стрелке, если она имеется на щитке машины).

7. Измерение и испытание изоляции силовых цепей и цепей вторичной коммутации. Измерение сопротивления изоляции начинают с общих цепей, связанных с полюсами (фазами) оперативного напряжения, а затем продолжают для каждой цепи, потенциально не связанной с этими общими цепями, например отделенной от них с двух сторон замыкающими контактами реле и контакторов. Полупроводниковые элементы, имеющиеся в схеме управления, с целью сохранения от пробоя следует при измерении и испытании изоляции закоротить.

Методику измерения сопротивления и испытания изоляции. Нормы сопротивления и испытания изоляции см. ПУЭ, разд. I, гл. 1-8.

8. Настройка защитных и функциональных реле, прогрузка автоматических выключателей.

9. Измерение сопротивления постоянному току реостатов и пускорегулирующих резисторов. Измерение производят по методике, изложенной в разд. 3 для электроприводов любой мощности и назначения. Измеряют общее сопротивление, которое не должно отличаться от паспортных данных более чем на 10 %, и проверяют целость отпаек.

10. Проверка элементов заземляющих устройств электрических машин, пультов, щитов и т. д. Проверку производят осмотром в пределах доступности. Не должно быть обрывов и дефектов в заземляющих проводниках, их соединениях и присоединениях.

11. Проверка функционирования релейно-контакторных схем под напряжением. Проверку производят при обесточенных силовых цепях после предварительной проверки полярности оперативного напряжения. Каждую цепь релейно-контакторной схемы проверяют отдельно между двумя полюсами (фазами) оперативного тока путем включения ключей управления и других аппаратов управления и имитации работы реле и контакторов нажатием и отпусканием их якорей. Таким образом должно быть проверено действие всех аппаратов управления во всех положениях и действие всех вспомогательных, контактов реле и контакторов. Замыкание и размыкание контактов контакторов в силовых цепях контролируют пробником.

Функционирование релейно-контакторных схем проверяют при номинальном и 0,9 номинального напряжении оперативных цепей. В установках выше 1000 В функционирование схем на отключение электропривода проверяют также при оперативном напряжении 10,8 номинального.

12. Опробование работы электропривода с ненагруженным механизмом или на холостом ходу двигателя. Опробование производят при наличии разрешения на прокрутку от электро- и механомонтажной организации и службы эксплуатации обученным персоналом эксплуатации под руководством наладчиков, если выполнены все мероприятия по технике безопасности. Как правило, нецелесообразно отсоединение двигателя от механизма. Для электроприводов, имеющих ограниченное перемещение, механизм для первой прокрутки должен быть установлен в среднее положение. Для таких электроприводов особенно важно обеспечить правильное направление вращения (это, как указывалось выше, достигается тщательной проверкой силовой схемы) и целесообразно предварительно выставить ограничение хода с помощью путевых выключателей. Перед прокруткой кроме указанных выше должны быть выполнены следующие работы:

Читать еще:  Что такое опрокидывающий момент двигателя

установлена надежная телефонная связь между пультом, панелями управления и механизмом (если на последнем необходимо производить настройку путевых выключателей);

отрегулирован и опробован электромеханический тормоз, если он имеется на электроприводе;

опробованы и запущены в работу все впомогательные приводы, обеспечивающие нормальную работу двигателя и механизма,- системы смазки, вентиляции, гидравлики.

Прокрутку электропривода производят в такой последовательности:

а) производят кратковременный толчок привода. При этом проверяют направление вращения, нормальную работу двигателя и механизма, работу электромеханических тормозов;

б) производят (для нерегулируемых электроприводов) запуск электропривода до номинальной частоты вращения двигателя. Для систем с глухоподключеиным возбудителем проверяют вхождение синхронного двигателя в синхронизм. Для систем с подачей возбуждения двигателя в функции тока или скольжения синхронный двигатель запускают без возбуждения и измеряют величины, необходимые для окончательной настройки систем подачи возбуждения. При остановке приводов с асинхронными двигателями проверяют и подстраивают динамическое торможение и действие тормозов. Проверяют состояние подшипников и нагрев двигателя;

в) производят настройку конечных положений механизма при остановке привода с номинальной частоты вращения, а также настройку путевых выключателей по диаграмме их — работы с учетом конкретных положений механизма по требованиям технологии;

г) производят настройку режимов пуска и реверса электропривода для регулируемых электроприводов и настройку систем возбуждения для синхронных электродвигателей.

13. Проверка работы электропривода под нагрузкой. Проверку производят в режиме, обеспечиваемом технологической установкой к моменту окончания наладочных работ.

14. Сдача электропривода во временную эксплуатацию. Сдачу оформляют актом или записью в специальном журнале. При этом заказчику передают протоколы измерения и испытания изоляции, проверки элементов и цепей заземления, вносят в комплект принципиальных схем заказчика произведенные в процессе наладки изменения.

15. Уточнение рабочих параметров функциональных и защитных реле, автоматических выключателей, резисторов, уставки которых изменялись в процессе опробования электропривода. Эту работу выполняют для внесения в протоколы по наладочным работам фактических уставок.

16. Оформление технического отчета и сдача электропривода в эксплуатацию по акту. Технический отчет по наладке электропривода должен состоять из следующих разделов: аннотации, содержания томов технического отчета по всему объекту, содержания данного тома технического отчета, пояснительной записки, протоколов наладки, исполнительных чертежей.

В зависимости от сложности налаживаемых электроприводов пояснительную записку можно и не оформлять. В пояснительной записке обосновывают выполненные в процессе наладки изменения схем, приводят осциллограммы работы регулируемых электроприводов, ссылки на документы, на основании которых настраивались защиты, и другие материалы, которые могут быть полезны для эксплуатации электроприводов и обобщения опыта наладочных работ.

В протоколах наладки должны быть представлены все сведения по измерениям, испытаниям, опробованиям, проведенным в соответствии с действующими директивными документами, инструкциями заводов-изготовителей и требованиями гл. 1-8 ПУЭ.

Приведенная программа работ для электроприводов переменного тока с контакторно-релейными схемами управления является общей и для регулируемых электроприводов и входит в программу их наладки как составная часть.

В дальнейшем при рассмотрении различных электроприводов будут указываться лишь дополнения к приведенной программе.

Установка электродвигателей: полезные советы специалистов

На сегодняшний день существует множество разных типов электрических двигателей. Все они отличаются не только размерами, но и техническими показателями, а также правилами установки, что важнее всего. Из-за этого к монтажу электродвигателей приходится подходить очень ответственно. Очень важно еще и правильно провести подготовительный этап, на стадии которого нужно проверить фундамент, а также оценить расположение и размеры всех отверстий, использующихся для крепления оборудования.

Подготовка двигателя к установке

Кроме того, что необходимо подготовить площадку для монтажа электродвигателя, необходимо провести определенные работы и по подготовке самого устройства, прежде чем приступить к работе. Здесь важно отметить, что на объект для установки электрический двигатель поступает уже в собранном виде. В том случае, если правила транспортировки и хранения этого оборудования не нарушались, то разбирать его для проверки нет необходимости. В таких случаях нужно приступать к выполнению следующих действий:

  • для начала необходимо провести полный внешний осмотр;
  • далее нужно приступить к очистке фундаментальных плит и лап станины;
  • важно перед крепежом прибора проверить резьбу, для чего делают прогон гаек, а также промыть фундаментные болты растворителем, чтобы избавить от грязи;
  • после этих действий нужно провести осмотр таких частей, как выводы, щеточные механизмы, коллекторы;
  • отдельно проверяются все подшипники;
  • перед монтажом электродвигателя нужно провести работы по замеру зазоров между всеми важными деталями, к примеру, между валом и уплотнениями;
  • отдельной процедурой считается проверка воздушного зазора, который находится между подвижной частью ротора и статора;
  • нужно провести осмотр вращающейся части ротора целиком, чтобы она не задевала никакие другие детали машины, а мегомметром удостовериться в наличии нужного сопротивления обмоток.

Для проведения всех работ по осмотру оборудования выделяется специальный стенд, который располагается в отдельном помещении. После проведения осмотра и перед монтажом электродвигателя электромонтажник, который проводил проверку должен сообщить о наличии или отсутствии дефектов старшему рабочему.

Если никаких внешний повреждений при осмотре не было обнаружено, то нужно провести еще одну подготовительную процедуру. Необходимо продуть агрегат сжатым воздухом. Но перед этим нужно проверить само устройство, чтобы оно подавало только сухой воздух. Для этого будет достаточно навести его на другой предмет и включить. Во время продувки нужно вручную крутить ротор, чтобы убедиться в том, что вращение вала в подшипниках свободное. Снаружи двигатель необходимо полностью протереть тряпкой, которая смачивается в керосине.

Работа с подшипниками

Есть много разных исполнений электродвигателей по способу монтажа, но для всех есть некоторые общие операции, которые нужно проводить в любом случае. Промывка подшипников скольжения относится именно к такому типу работ. Есть несколько способов для достижения нужного результата.

Для начала нужно удалить все остатки масла из деталей, для чего необходимо отвернуть спускные пробки. После этого пробки закручиваются обратно, а вместо масла заливается керосин. Включать прибор нельзя, нужно вручную вращать ротор или же якорь оборудования. Таким образом можно удалить все остатки масла, после чего слить керосин тем же способом, что сливалось и масло. Но это еще не конец и нужно снова сделать промывку, но на этот раз уже свежим маслом, которое также сливается. Только после выполнения этих двух операций можно заполнять ванну на 1/2 или 1/3 свежим маслом для работы.

Стоит отметить, что таким образом промываются только подшипники скольжения. Подшипники качения при любом исполнении электродвигателя по способу монтажа не промываются. Единственное требование — чтобы количество масла не превышало 2/3 от полного объема.

Проведение измерительных работ перед установкой

Монтажные работы включают в себя этап, на котором требуется провести проверку сопротивления изоляции.

Если электродвигатель постоянного тока, то проверку сопротивления осуществляют между якорем и катушкой возбуждения, кроме этого, требуется провести проверку изоляции самого якоря, а также щеток и катушек возбуждения по отношению к корпусу двигателя.Естественно, что если сам двигатель подключен к сети, то прежде чем начать измерения, необходимо отключить все провода, которые идут от сети и реостата к оборудованию.

Монтаж и наладка электродвигателей 3-фазного тока с короткозамкнутым ротором должна сопровождаться измерением сопротивления изоляции обмоток статора по отношению друг к другу, а также к корпусу. Однако сделать такую процедуру можно только в том случае, если наружу выведены все 6 концов. Если же снаружи есть лишь 3 конца обмоток, то нужно проверить изоляцию обмотки по отношению только к корпусу.

Технология монтажа электродвигателей с фазным ротором отличается тем, что здесь измерения изоляции нужно проводить между ротором и статором, а также изоляцию щеток по отношению к корпусу.

Что касается прибора для измерения изоляции, то для этого используется мегомметр. Если мощность прибора не более 1 кВт, то и прибор берется с максимальной шкалой до 1 кВт. Если же мощность двигателя выше, то мегомметр должен быть рассчитан на 2,5 кВт.

Установка агрегата и соединение с механизмами

Если с типом электродвигателя, монтаж и подготовка которого сильно зависят от его предназначения и самого ротора, все стало несколько яснее, то дальше необходимо разобраться с соединением аппарата и других механизмов. Стоит отметить, что если масса оборудования составляет не более 50 кг, то его можно устанавливать вручную, если бетонная платформа не слишком высокая.

Что касается соединения электрического прибора и других механизмов, то для этого используется муфта или же ременная, или зубчатая передача. Любое исполнение электродвигателя по монтажу нуждается в проверке положения в горизонтальной плоскости при помощи уровня, а делать это нужно в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Лучше всего для этого подходит «валовый» уровень, который имеет специальную выемку, подходящую под вал двигателя.

Электрические двигатели могут устанавливаться как на бетонный пол, так и на фундамент. В любом случае под лапы станины нужно подкладывать металлические подкладки, чтобы очень точно отрегулировать положение прибора в горизонтальной плоскости. Использовать для этого, к примеру, деревянные подкладки нельзя, так как при закручивании болтов они спрессовываются, а при заливке фундамента могут набухать, что в любом случае сбивает положение машины.

Читать еще:  Двигатель 1gr fe не заводится

Что касается ремонта и монтажа электродвигателя с ременной передачей, то очень важно точно соблюдать параллельность его валов, а также подсоединенного к ним механизма. Это же правило касается и средней линии, которая должна совпадать по всей ширине шкивов. В том случае, если ширина шкивов совпадает, а между валами расстояние не превышает 1,5 метра, то все измерения можно проводить при помощи стальной линейки.

Чтобы сделать все верно, необходимо приложить линейку к торцам шкивов и подгонять электродвигатель до тех пор, пока измерительный инструмент не будет касается двух шкивов в 4 точках. Случается и так, что расстояние между валами более 1,5 метров, а под рукой отсутствует выверочная линейка. При ремонте и монтаже электродвигателя в таком случае нужно воспользоваться струной и скобами, которые временно крепятся к шкивам. Подгонка происходит до тех пор, пока расстояние от скобы до шкива не будет одинаковое.

Центрирование валов

Еще одна важнейшая операция, которая обязательно входит в процесс монтажа электрического двигателя — это центровка валов, которые соединены между собой, а также механизмов. Это выполняется для того, чтобы полностью исключить возможность боковых и угловых смещений этих деталей.

При проведении этой операции используют щупы, микрометры или же индикаторы, при помощи которых, измеряются боковые и угловые зазоры. Тут очень важно отметить, что при выполнении работ при помощи щупа не исключены погрешности. Процент ее зависит напрямую от работника, который занимается измерениями, от его опыта. Если центровка была проведена верно, то числовая сумма замеров четных должна совпадать с суммой числового значения нечетных замеров.

Зачем центрировать вал электродвигателя у насосного оборудования?

Монтаж электродвигателей для насосов не слишком отличается от монтажа того же оборудования. Здесь стоит обратить внимание лишь на центровку валов. В данном случае очень важно, чтобы совпадали оси как валов двигателя, так и валов насоса. Если не провести такие работы, то сильно возрастает риск поломки таких частей, как муфты или передачи — зубчатые или ременные.

Если говорить о недостатках ременной передачи в данном случае, то непосредственно сам ремень будет либо постоянно соскакивать, либо же испытывать повышенную нагрузку, что приведет к его более быстрому износу. Допустим, если устанавливается скважинный насос с электродвигателем, а соединяются они при помощи полумуфты, то чрезмерная нагрузка ляжет на подшипник, из-за чего он также очень быстро выйдет из строя. В любом случае монтаж, обслуживание электродвигателей всегда должны сопровождаться проверкой или настройкой центрирования валов.

Способы центровки двигателя для насосного оборудования

На сегодняшний день есть много разных способов для проведения этой операции, но наиболее современный и точный из них — это применение лазерного оборудования. Применение данных устройств позволит в наиболее короткие сроки и наиболее точно провести центровку валов электродвигателя и вала насосного оборудования или любого другого механизма. Однако у данного метода есть один существенный недостаток — дороговизна оборудования, что существенно усложняет использование этого способа. Из-за этого чаще всего все еще используются более традиционные методы центрирования валов, которые были описаны ранее. Здесь стоит добавить, что прежде чем приступить к работе, очень важно определиться, что и под что подгонять. Другими словами, нужно понять, что удобнее подгонять — вал двигателя под вал насоса или же наоборот.

Работы по монтажу двигателя с фазным ротором

Здесь сразу стоит сказать, что монтаж типа электродвигателя асинхронного с фазным ротором является аналогичным, монтажу с короткозамкнутым ротором. Отличие составляет лишь то, что для нормальной эксплуатации фазного ротора, необходимо дополнительно провести такие работы, как пуск реостата, проверка щеток и механизма подъема щеток.

Прежде чем приступить к установке пускового реостата нужно убедиться в том, что все контакты закреплены достаточно надежно. Для этого необходимо при помощи ключа подтянуть все имеющиеся гайки. После этого этапа можно перейти к проверке изоляции обмотки, а как это делается, описывалось ранее.

Здесь есть некоторые нюансы. Продолжать монтаж после проверки сопротивления изоляции можно в том случае, если величина не ниже 1 мОм. В том случае, если данное числовое значение ниже, то оно считается пониженным и нужно искать причину данного дефекта. Для этого обычно проверяется целостность всех деталей обмотки, а также нужно убедиться, что отсутствует касание выводных концов о корпус двигателя. Возможна и другая причина — это отсыревание изолирующей плиты, на которой обычно расположены неподвижные контакты. Если это так, то необходимо провести процедуру сушки всех отсыревших деталей. Для этого используется либо специальный сушильный шкаф, либо электрическая лампа.

Контактные кольца и ротор

Монтаж асинхронного электрического двигателя с фазным ротором или же его ремонт, если он потребовался, производится с обязательной проверкой обмотки ротора, выводных концов обмотки, контактные кольца и щетки также должны быть проверены. Очень важно проверить надежность крепления всех проводов, а кроме этого, отдельно проверяется сопротивление изоляции и отсутствие обрывов в цепи. Делается это все при помощи мегомметра.

После проверки величины сопротивления изоляции колец и обмотки, числовое значение не должно быть менее 0,5 мОм. Если же значение ниже, то придется искать причину понижения, а также в отдельности проверять сопротивление каждого кольца и обмотки. В данном случае, как и в предыдущем, понижение может произойти из-за отсыревания обмотки колец или же обмоток. В таком случае придется провести сушку. Однако если после этого сопротивление не пришло в норму, то придется снимать каждое кольцо по отдельности и искать причину снижения. Запускать в эксплуатацию электродвигатель с пониженным сопротивлением запрещается.

Взрывозащищенный электродвигатель

На некоторых предприятиях есть необходимость в установке взрывозащищенных моделей двигателя. Каждый такой прибор привозится на производство в уже собранном виде, а с ним всегда доставляют инструкцию по его использованию, а также по его монтажу. Это достаточно важно, так как все работы по его разборке проводятся только в том случае, если имеется пониженное сопротивление или же обрывы в цепи.

Если мощность взрывозащищенного типа двигателя 6 или же 10 кВт, то для измерения сопротивления обмотки нужно использовать мегомметр, который рассчитан на 2,5 кВт. Числовое значение не должно быть ниже, чем 6 мОм. Если все в порядке, то можно приступать к подключению.

Здесь важно обратить внимание на ввод проводов и кабелей, который обычно проходит по инструкции, которая прилагается к двигателю. Если к взрывозащищенному устройству при монтаже нужно подвести такие марки кабелей, как АБВГ и БВГ, то от основной трассы кабелей их укладывают в открытую на лотках или же монтажных профилях. При этом никакая дополнительная защита данным проводом не требуется. Кроме того, это правило действует вне зависимости от того, на какой высоте будет прокладываться линия.

Стоит сказать о том, что все типы двигателя имеют специальную маркировку, которая указывает на то, как именно их следует устанавливать, а также на их конструктивное исполнение. В данном случае имеется в виду, что из обозначения можно узнать, как и где именно расположены все необходимые элементы крепления. Монтаж, демонтаж электродвигателя значительно упрощается, если правильно понимать маркировку. Что касается конструктивного исполнения, то оно указывается цифрами от 1 до 9 и указывается в самом начале маркировки. Далее идут цифры от 0 до 7, а указывают они на способ монтажа электродвигателя. Еще один важный конструктивный параметр, который также указывается — это направление конца вала. На него указывает третья цифра (значение может быть от 0 до 9).

Смета монтажа электродвигателя обычно составляется на основе этих трех факторов.

Наладка машин малой и средней мощности

Некоммерческое акционерное общество

АЛМАТИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ

Кафедра электроснабжения промышленных предприятий

НАЛАДКА И ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ В СИСТЕМАХ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ

Методические указания к выполнению лабораторных работ

специальности 6М071800 – Электроэнергетика

СОСТАВИТЕЛИ: И.В. Казанина, Р.Л. Ювашев. Наладка и эксплуатация электрооборудования в системах электроснабжения. Методические указания к выполнению лабораторных работ для студентов всех форм обучения специальности 6М071800 – Электроэнергетика. – Алматы: АУЭС, 2012. – 29 с.

В описание включены четыре лабораторные работы по курсу «Наладка и эксплуатация электрооборудования в системах электроснабжения», в которых рассмотрены вопросы наладки асинхронного двигателя и ревизии цепей схем управления, наладки схем соединения обмоток трансформатора, изучения методов определения места повреждения линий электропередачи, изучения устройства испытательного стенда для профилактических испытаний электроинструментов.

Ил. 10, библиогр. — 16 назв.

Рецензент: доцент Р.М. Кузембаева

Печатается по плану издания НАО «Алматинский университет энергетики и связи» на 2012 год.

© НАО «Алматинский университет энергетики и связи», 2012 г.

Содержание

Лабораторная работа №1. Наладка асинхронного двигателя и ревизия цепей схем управления

Цель работы: изучение методов ревизии асинхронного двигателя, изучение схем управления и приобретение навыков по наладке.

Теоретические сведения

Наладка высоковольтных двигателей

Осмотр статора. При осмотре активной стали статора следует убедиться в плотности прессовки ее и проверить прочность крепления распорок в каналах. При слабой прессовке возникает вибрация листов, которая приводит к разрушению межлистовой изоляции стали и затем к местному нагреву ее и обмотки. Вибрирующими листами стали зубцов истирается изоляция обмотки статора. Уплотнение листов стали производиться закладкой листочков слюды с лаком или забивкой гетинаксовых клиньев.

Читать еще:  M503a двигатель от чего

При осмотре ротора проверяется состояние вентиляторов и их крепления. Проверяется также плотность посадки стержней обмотки в пазах, отсутствие трещин, обрыва стержней, следов нагрева и нарушения пайки в местах выхода их из короткозамыкающих колец.

При осмотре подшипников скольжения обращают внимание на то, как работал вкладыш, а также на отсутствие торцевой выработки, трещин, отставания, подплавления или натаскивания баббита.

При осмотре подшипников качения после их промывки бензином проверяются легкость и плавность вращения, отсутствие заеданий, притормаживания и ненормального шума, нет ли обрыва заклепок, трещин в сепараторе, не имеет ли он чрезмерного люфта, не касается ли колец, нет ли недопустимого радиального или осевого люфта наружного кольца.

При обнаружении дефектов в деталях подшипника, в том числе малейших раковин, точечных подплавлений от электросварки, этот подшипник должен быть заменен. Подшипники, работающие в особо тяжелых условиях, например, в крупных двигателях на 3000 об/мин, следует заменить независимо от их состояния по истечении 5000—8000 ч работы.

Наладка машин большой мощности

Перед началом наладки электрических машин проверяют:
соответствие машины ее проектной документации; комплектность машины и сохранность крепежных деталей; наличие возможных повреждений за время транспортировки и хранения (предварительный осмотр после расконсервации); состояние подшипников, коробки выводов, коллектора, контактных колец, щеточного механизма и др,; сопротивление изоляции обмоток, подшипников и щеточных траверс; зазоры в подшипниках скольжения и уплотнения валов; воздушный зазор между статором и ротором; отсутствие задевания ротора о статор (ротор должен свободно вращаться в подшипниках).

Особенность монтажа крупных электрических машин, поступающих в собранном состоянии, состоит в том, что он начинается с установки отдельной фундаментной плиты, на которую устанавливают машину и проводят центровку валов. Ряд машин имеет на конце вала фланец, через который она соединяется с механизмом. Кроме того, при большой длине ротора под действием его веса Р происходит прогиб вала в вертикальной плоскости. Поэтому при горизонтальном положении соединяемых машин плоскости полумуфт (или фланцев) оказываются расположены под углом друг к другу, как показано на рисунке 1.2а.

1 и 2 — подшипники; 3 — уровень.

Рисунок 1.1 — Прогиб вала

а — до выверки; б — после выверки линии вала; 1. 4 — подшипники; 5 — уровень

Рисунок 1.2 — Положение валов, соединяемых с помощью полумуфт.

Центровка валов в этом случае заключается в такой установке соединяемых валов, при которой их общая линия представляет в вертикальной плоскости плавную кривую, а в горизонтальной — прямую линию. При центровке торцы сопрягаемых полумуфт (или фланцев) устанавливаются параллельно, а осевые линии валов должны быть продолжением одна другой и совпадать у сопрягаемых полумуфт (фланцев). Для этого путем установки прокладок под лапы корпуса добиваются равенства углов наклона шеек вала к горизонтальной линии. Угол наклона проверяют по уровню, показанному на рисунке и установленному на выходном конце вала.

Если крупная электрическая машина поступает на сборку в разобранном состоянии (статор и ротор отдельно), то предварительно собирают саму машину в следующей последовательности. Сначала на монтажной площадке размещают и осматривают все узлы машины, затем подготавливают фундамент (разметка, колодцы под фундаментные болты и пр.), устанавливают и выверяют фундаментную плиту, монтируют стояковые подшипники и устанавливают статор. Затем в него заводится ротор, а шейки ротора устанавливаются на подшипники.

Центровка валов осуществляется, как и в предыдущем случае, но прокладки устанавливаются и под корпус подшипников. После центровки закрепляют корпусы машины и подшипников, пригоняют вкладыши подшипников скольжения и их уплотнения, выверяют зазоры в подшипниках и между статором и ротором электрической машины.

Устанавливают дополнительное оборудование, необходимое для работы машины (система охлаждения, смазки подшипников и т.д.), Производят монтаж и регулировку токосъемных механизмов, соединение электрических цепей и заземляют корпус машины.

Наладка машин малой и средней мощности

Машины небольшой мощности соединяются с приводным механизмом с помощью муфт различного типа и зубчатых, ременных или фрикционных передач. При соединении с помощью муфт на концы валов соединяемых машин предварительно насаживают полумуфты, проверив перед этим цилиндричность и соответствие наружного диаметра конца вала машины и внутреннего диаметра полумуфты с помощью измерительных скоб и нутромеров. Величина натяга при посадке указывается на чертеже, а сама посадка осуществляется в горячем состоянии.

Если соединить полумуфты при взаимном положении, то при работе агрегата возникнут повышенные вибрации, которые могут привести к быстрому износу подшипников, муфт и болтовых соединений. Поэтому сочленяемые машины должны быть установлены таким образом, чтобы торцевые поверхности полумуфт были параллельны, а оси валов соединяемой машины и механизма находились на одной линии.

Для этого проводят центровку валов с помощью центровочных скоб различной конструкции. Контроль точности центровки осуществляется по величине радиальных и осевых зазоров в четырех точках, равномерно расположенных по окружности муфты, при совместном повороте соединяемых валов на угол 0º, 90º, 180º и 270º. При удовлетворительных отклонениях (каждый тип муфт имеет свои допустимые отклонения в радиальных и осевых зазорах), окончательно закрепляют машину на фундаменте и после повторной проверки центровки валов соединяют полумуфты между собой.

При использовании цепной или ременной передачи необходимо совместить средние линии звездочек или шкивов, установленных на ведомом и ведущем валах, и обеспечить натяжение цепи или ремня.
Средние линии звездочек и шкивов обычно совмещают с помощью натянутой параллельно им струны с использованием обычного измерительного инструмента. Для обеспечения требуемого натяжения машина должна иметь возможность перемещения в плоскости образованной осями вращения соединяемых машин. В некоторых случаях для создания натяжения используются специальные натяжные ролики.

При использовании цилиндрической зубчатой передачи необходимо обеспечить параллельность валов соединяемых машин и одинаковый зазор между зубьями сопрягаемых шестерен по всей длине зуба. Допуск на несоосность валов в этом случае обычно не превышает 0,5 мм. Контроль несоосности проводится с помощью индикаторов. После закрепления электрической машины на фундаменте ее корпус заземляется.

Значение слова «наладка»

НАЛА́ДКА, -и, ж. Тех. Действие по глаг. наладить—налаживать (в 1 знач.). Наладка станка.«Оперативная служба»! Она сводилась к наладке и подготовке простейших схем, ремонту приборов, разработке инструкций. Гранин, Искатели.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

НАЛА’ДКА, и, мн. нет, ж. (тех.). Действие по глаг. наладить во 2 знач. — налаживать. Н. машины.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

нала́дка

1. действие по значению гл. налаживать; подготовка к использованию ◆ Особенно хорошо поймешь всю важность наладки инструмента, когда увидишь, как работает человек из интеллигентных, которому нужны месяцы работы для того только, чтобы понять всю важность и суть наладки — не говорю уже выучиться насаживать и клепать косу, делать грабли, топорища, оглобли, оброти и тысячи других разнообразнейших предметов, которые умеет делать мужик. А. Н. Энгельгардт, «Письма из деревни (1872-1887 гг.)», 1878 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Для удобства наладки боковые платы выполнены откидными. В. Ильичев, М. Свиньин, «Гидролокатор для аквалангистов», 1968 г. // «Спортсмен-подводник» (цитата из НКРЯ) ◆ Немало труда затратили монтажники и электрики при наладке и установке дистанционного управления главными двигателями, электрифицированной системы якорно-швартовых механизмов и рулевого устройства. Борис Богданов, «Имени героев», 1982 г. // «Техника — молодежи» (цитата из НКРЯ)

2. результат такого действия [1] ◆ Я хочу, чтобы у меня все было, что нужно клиенту, — покраска, наладка, сварка, регулировочные работы, электросистема, ремонт двигателя, ходовой части. Элла Матонина, «Портрет Александра в Левендянском интерьере», 1999 г. // «Дружба народов» (цитата из НКРЯ)

3. спец. совокупность параметров настройки станка и т. п. ◆ Общая трудоемкость расчета одной пары шестерен на ЭВМ от выдачи исходных данных до получения окончательного варианта геометрии и наладок зуборезных станков составляет 1,5 — 2 ч. И. К. Герасимов, Б. П. Николаев, «Расчет наладок зуборезных станков при нарезании полуобкатных гипоидных передач», 1975 г. // «Автомобильная промышленность», № 3

4. спец. сменная деталь скальчатого кондуктора (приспособления сверлильных станков), предназначенная для установки заготовок ◆ Сменные наладки устанавливают, фиксируют и закрепляют на столе корпуса кондуктора, а сменную кондукторную плиту на нижней плоскости постоянной кондукторной плиты. О. В. Таратынов, «Металлорежущие системы машиностроиельных производств», 2006 г.

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова терминальный (прилагательное):

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector