Sw-motors.ru

Автомобильный журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проверку работоспособности МСУД производить на обоих комплектах (путём переключения тумблеров на панели ТЧМП)

Проверку работоспособности МСУД производить на обоих комплектах (путём переключения тумблеров на панели ТЧМП).

Для обеспечения гарантированного контроля работоспособности МСУД рекомендовано эксплуатировать локомотив на разных комплектах (кабина №1 первый комплект, кабина №2 второй или наоборот).

4.2. Если давление воздуха в Г.Р. выше 3,5кгс/см — включить выключатель МПСУ блока выключателей S20 на пульте машиниста. Включением выключателя ТОКОПРИЕМНИК ПЕРЕДНИЙ или ТОКОПРИЕМНИК ЗАДНИЙ поднять токоприемник.

4.3.Включить выключатель ПСН преобразователь собственных нужд.

Включение ПСН определяется по погасанию светодиода на блоке сигнализации А23 и по характерному высокочастотному шуму включения ШП.

Проверить по измерительным приборам шкафа питания, что аккумуляторная батарея включилась на подзаряд, а напряжение цепей управления составляет 110 В 5 В. Путем переключения тумблера (напряжение «ЦУ» и «АБ» на панели «ШП»

4.4 Включить выключатель БВ. кратковременным (в течение 2–3с) включением выключателя ВОЗВРАТ ЗАЩИТЫ включить быстродействующий выключатель, о включении быстродействующего выключателя свидетельствует погасание индикатора БВ на балке А23.

4.5. Включением выключателей КОМПРЕССОРЫ запустить электродвигатель главного компрессора. Включение контакторов, с помощью которых подается напряжение к электродвигателям компрессоров, сигнализируется погасанием индикатора ДМК.

4.6. Произвести запуск электродвигателей вентиляторов путем включения выключателей ВЕНТИЛЯТОРЫ и убедиться в их нормальной работе.

4.7.Включить тумблера ПЕСОК АВТОМАТИЧЕСКИ. При работе на линии, для исключения подсыпки песка при проезде стрелок на это время переключатель ПЕСОК АВТОМАТИЧЕСКИ настоятельно рекомендуется выключать.

5. Проверка в режима тяги (на стоянке):

— включить выключатель Авторегулирование;

— установить реверсивную рукоятку контроллера машиниста в положение ВПЕРЕД, задатчиком скорости задать скорость 10 км/ч, ориентируясь по значению VЗАД на экране блока индикации А78, установленному на пульте машиниста;

— установить главной рукояткой контроллера машиниста SM1 ток перехода с позиции на позицию (150 – 200 А);

— убедиться, что по мере набора позиций ток тяговых двигателей поддерживается на заданном уровне;

При возврате главной рукоятки контролера в положении «П» ток ТД снижается до значения тока первой позиции а также происходит сброс позиций.

— возвратить главную рукоятку в нулевое положение и установить выключатель АВТОМАТИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ блока выключателей S20 в положение ВЫКЛ., и произвести набор позиций в ручном режиме.

6. Проверка в режиме электрического торможения (на стоянке):

— затормозить электровоз прямодействующим тормозом усл. №215

(не более 1 кгс/см 2 ), установить выключатель АВТОМАТИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ блока выключателей S20 в положение ВКЛЮЧ.;

— установить главную рукоятку контроллера машиниста в положение ПТ и убедиться что происходит сбор режима торможения

Режим управления движением электровоза

А) Ручной режим.

Для управления электровозом в ручном режиме на последовательном возбуждении тяговых двигателей необходимо:

— установить главную рукоятку контроллера машиниста в положение «П» (подготовка). При этом соберется 1-я позиция силовой схемы. В дальнейшем позиции набирать джойстиком – манипулятором S32 «ПОЗИЦИИ» в положение «+», а сброс «–»;

При этом ходовыми позициями являются:

на «С» — соединении – 16-я;

на «СП» – соединении – 31-я;

на «П» – соединении – 44-я;

— для перехода на следующий вид соединения тяговых двигателей нужно задать джойстиком — манипулятором следующую позицию. При этом, если пакетный переключатель SA10 находится в положении 1, то переход на другой вид соединения не произойдет после включения 4-х позиций ослабления поля. Если при движении на ходовой позиции задать следующий вид соединения 2, 3, то будет собираться следующая реостатная позиция. При постановке переключателя SA10 в положение 4, будет происходить набор позиций всех соединений, минуя ступени ослабления поля.

— для ускоренного набора позиций после выбега имеется возможность выбора соединения тяговых двигателей в зависимости от скорости движения. Для выбора «С» соединения на скоростях 0 – 30 км/час необходимо пакетный переключатель SA10 перевести в положение 1. Для выбора «СП» соединения после выбега на скоростях 30–50 км/час необходимо пакетный переключатель установить в положение 2. При этом установится сразу 17-я позиция. Если на скоростях 50 км/час и выше переключатель установить в положение 3 сразу установится 32-я позиция. В дальнейшем позиции нужно набирать джойстиком-манипулятором. Так же имеется темповый набор (через 3 позиции) и сброс (через 4 позиции), если джойстик-манипулятор удерживать в фиксированном положении в течении 2 секунд. Для перехода с одного соединения на другое необходимо джойстик-манипулятор при темповом наборе вернуть в положение «0» и вновь в положение набора или сброса.

— скорость электровоза можно повышать на ходовых позициях

(16, 31, 44) применением режимов ослабления поля на ходовых позициях (4 ступени) необходимо сначала зафиксировать рукоятку пакетного переключателя на панели тумблеров машиниста в положение: 1 – 16-я позиция, 2 – 31-я позиция, 3 – 44-я позиция. Затем джойстиком S32 «Позиции» набрать последовательно 4-и позиции ослабления возбуждения 1-я ступень ослабления возбуждения включается после кратковременного переключения из среднего положения в положение «. Таким же образом осуществляется сброс позиций ослабления поля;

б) режим авторегулирования

Для управления электровозом в режиме авторегулирования с автоматическим набором позиций на последовательном возбуждении тяговых двигателей необходимо:

— включить выключатель «Авторегулирование» на блоке выключателей машиниста;

— главную рукоятку контроллера машиниста установить в положение «П». На БИ появится основной кадр с прибором скорости;

— рукоятку задатчика скорости установить в положение требуемой скорости. Требуемая задаваемая скорость устанавливается по показаниям основного кадра на БИ.

— главную рукоятку установить в положение тока якоря который должен быть максимальный при разгоне до заданной скорости. Максимальный ток якоря при этом устанавливается на основном кадре БИ в красном окне (в черном окне будет показываться фактическая скорость);

— после того как электровоз придет в движение дождаться выхода на заданную или близкую к заданной скорости и в дальнейшем изменяя незначительно положение главной рукоятки и задатчика скорости можно добиться выхода на ходовую позицию и продолжать движение. Набор позиций осуществляется с интервалом около 1 секунда 1 позиция до достижения током тяговых двигателей значения, превышающего заданный ток перехода. Дальнейший набор очередной позиции обеспечивается после снижения тока тяговых двигателей до значения, равного значению заданного тока перехода.

ЭСУД: что это такое в автомобиле

Одним из главных элементов современного автомобиля является ЭСУД – электронная система управления двигателем. Именно она обеспечивает работу двигателя в оптимальном режиме мощности и, потребления топлива, кроме того, на нее возложена функция управления многочисленными функциями и рабочими процессами, протекающими в автомобиле. В общем смысле ЭСУД представляет собой компьютер ДВС, в котором обрабатываются показания датчиков и в соответствии с ними подаются те или иные команды на прочие системы и агрегаты. Однако это определение слишком общее, поэтому для понимания сущности и роли данного элемента следует разобраться в тонкостях его работы.

Что такое ЭСУД в автомобиле

Данная система объединяет в себе большое количество различных компонентов:

  • датчики и подсистемы, фиксирующие показания и рабочее состояние различных агрегатов двигателя;
  • передающие провода;
  • электронный блок управления – центральный элемент ЭСУД и своеобразный «мозг» автомобиля, в котором данные, получаемые с датчиков, обрабатываются и интерпретируются.
Читать еще:  График работы двигателя мерседес

Необходимость внедрения электронной системы управления рабочими параметрами двигателя стала очевидной в процессе оптимизации процессов зажигания и впрыска – механическая регулировка и контроль не обеспечивали достаточной точности и эффективности, в результате чего КПД использовавшихся ранее ДВС был низким. На современных же моделях широко используются электронные контрольные модули, которые отвечают не только за вышеназванные параметры, но и за многие другие: впуск топливной смеси в цилиндры, охлаждение двигателя, выпуск отработанных газов, улавливание паров бензина и т.д.

Как правило, ЭСУД объединяется в единый комплекс с другими системами автомобиля, включая блок управления КПП, рулевой электроуситель, ABS, систему активной безопасности и т.д.

Из чего состоит ЭСУД

В состав электронной системы управления двигателем входят самые разные компоненты, в совокупности обеспечивающие комплексную регулировку рабочих параметров ДВС. К основным ее элементам относятся следующие:

  • электронный контроллер – основная часть всей системы, именно здесь анализируются показания датчиков, проводятся вычисления и формируются команды исполнительным агрегатам и подсистемам;
  • датчик массового расхода воздуха – фиксирует количество поступающего в цилиндры воздуха и в соответствии с этими данными изменяет объем подаваемого топлива;
  • датчик скорости – фиксирует текущую скорость и преобразует полученное значение в электронный сигнал;
  • кислородные датчики – определяет количество кислорода в выхлопных газах до и после стадии нейтрализации;
  • датчик неровной дороги – важный элемент современных электронных подвесок, анализирует силу вибрации кузова и преобразует полученное значение в сигнал;
  • датчик фаз – подает на контроллер сигнал при поднятии первого поршня в высшую точку на такте сжатия;
  • датчик температуры жидкости в системе охлаждения;
  • датчик положения коленчатого вала – фиксирует величину угла при повороте вала;
  • датчик дроссельной заслонки – определяет угол открытия заслонки;
  • датчик детонации – определяет интенсивность детонационных процессов в двигателе по уровню поступающих шумов;
  • модуль зажигания – в нем аккумулируется энергия, необходимая для поджигания топливовоздушной смеси, а также обеспечивает требуемое напряжение свечей;
  • форсунки – отвечают за распределение топлива между цилиндрами;
  • регулятор топливного давления – поддерживает требуемое давление при подаче топлива;
  • модуль бензонасоса – отвечает за избыточное давление в питающей двигатель системе;
  • адсорбер – необходим для улавливания бензиновых испарений;
  • нейтрализатор – уменьшает токсичность выхлопа двигателя за счет каталитических реакций;
  • датчик холостого хода – регулирует питание двигателя при холостой работе;
  • диагностический сигнал – лампа на приборной панели, загорание которой свидетельствует о той или иной неисправности в работе двигателя;
  • диагностический интерфейс – позволяет подключать к ЭСУД специализированное диагностическое оборудование.

Как видно, электронная система управления двигателем включает в себя внушительное количество самых разных датчиков и регуляторов. При этом все поступающие с них данные анализируются в едином электронном блоке, который представляет собой полноценный микрокомпьютер.

Читайте также: Что такое CAN шина в автомобиле и для чего она нужна.

Какие задачи выполняет ЭСУД

Большое количество компонентов, входящий в состав электронной системы управления, обусловливает и широкое разнообразие выполняемых ей задач. По большому счету, она полностью управляет работой двигателя, оперативно изменяет его параметры и фиксирует его состояние. К наиболее важным функциям ЭСУД можно отнести следующие:

  • расчет оптимального объема топлива и момента его подачи в камеру сгорания;
  • определение момента генерации искры, воспламеняющей ТВС;
  • регулировка угла опережения зажигания;
  • контроль положения коленвала;
  • самодиагностика системы, всех ее подсистем и исполнительных механизмов.

Все элементы ЭСУД работают в комплексе, что позволяет достигать оптимальной производительности мотора. Если в ходе диагностики выявляются какие-либо неисправности, то на экран либо приборную панель выводится соответствующее уведомление. Если обнаруженные нарушения создают угрозу двигателю и автомобилю в целом, то система управления отдает команду на его отключение. Если поломка не такая серьезная, то можно временно продолжать движение – но в любом случае нужно как можно скорее обратиться на автосервис.

Для определения действительной неисправности необходимо использовать специальное диагностическое оборудование. При подключении к соответствующему разъему оно считает информацию, расшифрует код ошибки и предоставит точные сведения о выявленной неполадке.

В этом выражается еще одна важная функция ЭСУД – сокращение затрат времени и денег на ремонтные работы. Работникам СТО будет достаточно только получить код ошибки, после чего можно сразу же приступать к устранению поломки.

Читайте также: Что такое Что такое инжектор в автомобиле и как он устроен.

Контроль состояния оборудования по дисплею МСУД

Внимание: в связи с использованием различных модификаций МСУД, номера клавиш и отдельные отображаемые параметры могут отличаться.

Клавиша № 5 «Управление оборудованием»

1. «КЛУБтяга»— информация КЛУБ о наличии тяговых токов в ТД;

2. «САУТрекуперация» — информация в САУТ о наличии тормозных токов в якоре ТД более 120 А;

3. «Управление ПЧФ»— о подаче сигнала в ПЧФ на изменение частоты вращения электродвигателей вентиляторов и МН;

4. «Песочницы»— о включении электрогшевматического клапана песочниц;

5. «Снятие импульсов»— об отключении ВИП и снятии нагрузки с ТД ;

6. «Лампа ДБ»— возникновение боксования или юза;

7. «Снятие тяги»— отключение промежуточного реле KV14 в схеме тяги;

8. «Рекуперация»— сбор схемы в режиме «Рекуперация»;

9. «Вентилятор 4»— включении контактора двигателя МВ4;

10. «Напряжение в КС»— наличие напряжения в КС;

11. «KV21 ..KV22»— включены реле KV21, KV22;

12. «Заряд АБ»— наличие тока зарядки АБ;

13-15. «Ослабление поля 1(2-3)» — включена соответствующая ступень ослабления поля;

16. «Запрос данных»— режим передачи и регистрации информации на кассету (ЭН) в случае срабатывания защит;

17. «Включение ЭПТ»— включено промежуточное реле KV90;

18. «Перекрыша ЭПТ»— включено промежуточное реле KV91;

19. «KV23»— включено промежуточное реле KV23.

Клавиша № 6 «Контроль оборудования»

1-6. «Отключен ТД 1- 6»— отключен БВ соответствующего тягового двигателя;

7. «САУТ- Снятие тяги»— подана команда от САУТ на снятие тяги;

8. «Песок авт»— включен тумблер «Песок автоматически»;

9. «ВКЛ. KV 21. KV 22»— главная рукоятка контроллера машиниста

находится в положении «0» или «П»;

10. «ВКЛ. КК»— сработала ТРТ защиты ПЧФ;

11. «КМ в 0» — главная рукоятка контроллера машиниста находится в положении «0»;

12. «КМ в П» — главная рукоятка контроллера машиниста находится в положении «П»;

13. «Упр. из кабины 1»— включен блокировочный переключатель SA3;

14. «ВКЛ. KV45» — выходного напряжения ПЧФ ниже допустимого;

15. «ВЫКЛ. МАСЛОНАСОС»— отключен электродвигатель масляного насоса тягового трансформатора;

16. «НЧ МАСОНАСОСА»— электродвигатель масляного насоса тягового трансформатора вращается с низкой частотой;

17. «Пожар»— подан сигнал о пожаре с блока ППС;

18. «Отключен ГВ»— отключен главный выключатель;

Читать еще:  А15мф двигатель сколько лошадей

19. «РКЗ»— сработало реле KV4 контроля замыкания на корпус цепей собственных нужд;

20. «Разряд АБ»— отключен шкаф питания;

21. «Давление в ТЦ»— давление воздуха в тормозных цилиндрах более 1,1 кгс/см 2 ;

22. «Отключено РН»— отключено реле KV01 контроля напряжения 3-ей фазы цепи вспомогательных машин;

23. «ВУВ»— отключен контактор возбуждения К1 или замыкания на корпус в цепях возбуждения ТД, в режиме рекуперации;

24-27. «Отключен вент-р Bl (B2-B4)»— отключен контактор двигателя соответствующего вентилятора;

28. «ТР-Р»— отключен контактор двигателя масляного насоса;

29. «Перегрузка тр-р»— срабатывание защиты РМТ тягового трансформатора;

30. «ДМ1»— нет давления смазки в компрессоре №1;

31. «РЗ» — сработало реле земли в силовой цепи;

32. «Нет давл. вГВ» — не включено РД (давление воздуха в резервуаре ГВ ниже нормы);

33. «НЧ вентиляторов»— электродвигатели вентиляторов вращаются с низкой частотой;

34. «Откл. МК1»— отключен контактор двигателя компрессора № 1;

35. «ДМ2»— нет давления смазки в компрессоре № 2;

36. «Откл. МК2»— отключен контактор двигателя компрессора № 2;

37. «Перегрев тр-р»— включилось реле KV55 (высокая температура масла тр-ра) или выключена кнопка «Вспомогательные машины».

8. «Вкл. отопления» — включен контактор отопления поезда К2;

39. «Круговой огонь 1» — срабатывание защиты от кругового огня ТД 1-3;

40. «Круговой огонь 2» — срабатывание защиты от кругового огня ТД 4-6;

41. «А6/1»— сработала защиты блока балластных резисторов ТД 1-3

42. «А6/2»— сработала защиты блока балластных резисторов ТД 4-6

43. «КА11»— перегрузка цепей возбуждения тяговых двигателей;

44. «КА12» — короткое замыкание в цепях возбуждения тяговых двигателей;

45. «КА7»— короткое замыкание в цепях собственных нужд;

46. «КА8»— короткое замыкание в цепях отопления поезда;

47. «КА1 — КА6/1» — короткое замыкание в цепях тяговых обмоток трансформатора питающих 1-3 ТД;

48. «КА1 — КА6/2» — короткое замыкание в цепях тяговых обмоток трансформатора питающих 4-6 ТД

49. «Цепи диагностики» — отказ в цепях диагностики МСУД;

50. «НН» — набор нагрузки (при управлении маневровым контроллером);

51. «СН» — снятие нагрузки (при управлении маневровым контроллером).

Уставки срабатывания аппаратов защиты

КА1-КА6 6000±200 A

КА7 4000±200 A

КА8 500±30 A

КА11 1250+50 A

КА12 1500±50A

КК7, КК8 30 A, 1,5-2,5 с

КК11 — КК14 750 A, 8-20 с

КК15, КК16 540 A, 4-15 с

КК17 51 A, 6-15 с

КК18, КК9 540 A, 4-15 с

КК23 21 A, 2,5-15 с

KV01 (A1) 300 В+ 50 В

KV01 (A6) 177+3/-2B

QF11 — QF13 2000+200/-100 A

KV01 (A16) 450 ±50 В

K2 450 + 25 A

Назначение и расположение предохранителей

Шкаф питания А25

Fl (100A) минусовая цепь АБ

F2 (100A) плюсовая цепь АБ

F3 (3А) цепь катушки контактора КМ5

Панель питания U21

F1 (0,5A) электросчетчик тяги/рекуперации PJ1

F2 (0,5A) электросчетчик отопления поезда PJ2

F3 (0,16A) цепь PV1 (PV2) «Сеть» (каб. 1,2)

F4 (0,5A) цепь шунтирования вторичной обмотка тр-ра Т10.

Блок №12

F2 (0,16A) датчики температуры кабины

F8 (5 А) розетки 220В (каб. 1, 2)

F9 (1A) первичная обмотка трансформатора Т9 (Реле Земли)

F10 (5А) обогрев выключателя

F11 (15А) калорифер — 1 каб. 1

F12 (15A) калорифер — 1 каб. 2

F13 (15A) калорифер — 2 каб. 1

F14 (15A) калорифер — 2 каб. 2

F15 (5A) обогрев санузла

F16 (35A) первичная обмотка трансформатора — Т1 (ШП)

F17 (15 А) блоки питания ВИП А61,А62

F19 (15A) первичная обмотка тр-ра Т26 (питание электропечей)

F21 (3,5 А) питание панелей обогрева кабин.

F22 (15A) блок питания кондиционеров

F23(10A) электропечи ступень 1 каб.№ 1

F24 (10А) электропечи ступень 1 каб.№ 2

F25 (10A) электропечи ступень 2 каб.№ 1

F26 (10A) электропечи ступень 2 каб.№ 2

F34 (15A) освещение тележек

F36 (25A) компрессор токоприемника

F37 (15А) быстродействующие выключатели, ВУВ

F39 (5A) цепь блока управления ВИП1 и блока питания А61

F40 (5A) цепь блока управления ВИП2 и блока питания А62

МИКРОПРОЦЕССОРНЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ

МСУД стали устанавливать на автомобили с середины 80-х годов прошлого века. Система управляет двигателем по оптимальным хара­ктеристикам и не требует каких-либо регулировок и обслуживания в эксплуатации, т.е. автомобиль оборудуется системой внутреннего диаг­ностирования, в которой на колодку выводятся следующие контрольные точки системы электрооборудования:»+» аккумуляторной батареи, клем­ма «30» генератора, корпус («масса») автомобиля, клеммы низкого напря­жения катушки зажигания и датчик ВМТ поршня первого цилиндра. С помощью мотор-тестера система диагностирования позволяет оп­ределить: уменьшение компрессии в цилиндрах; степень разреженности и состояние аккумуляторной батареи; исправность генератора, стартера и системы зажигания.

Системы (управления, диагностирования) довольно сложные. Необ­ходимо применять их только при максимальной надежности комплекту­ющих изделий.

МСУД включает коммутатор и контроллер с раз­личными датчиками. Применяемые у нас МСУД предназначены для уп­равления зажиганием (моментом и энергией искрообразования) и элек­тромагнитным клапаном карбюратора.

Управление зажиганием по оптимальным характеристикам осуще­ствляется в зависимости от:

• частоты вращения коленчатого вала двигателя;

• давления во впускном коллекторе;

• температуры охлаждающей жидкости;

• положения дроссельной заслонки карбюратора.

Управление электромагнитным клапаном карбюратора осуществля­ется в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя и положения дроссельной заслонки карбюратора.

Электромагнитный запорный клапан топливного жиклера холостого хода появился у нас впервые на ВАЗ-2103 (1973 г.). Он ограничивает поступление топлива и обеспечивает мгновенную остановку двигателя после выключения зажигания, т.е. предотвращает работу горячего дви­гателя после выключения зажигания. На автомобилях ВАЗ-2108, -2109 электромагнитный запорный клапан и концевой выключатель регули­ровочного винта количества смеси холостого хода в комплекте с элек­тронным блоком управления уже составляли экономайзер принуди­тельного холостого хода (ЭПХХ). ЭПХХ — первое управляемое устрой­ство в системе питания карбюраторного двигателя.

ЭПХХ предназначен для экономии бензина при режимах принуди­тельного холостого хода, когда педаль «газа» отпущена, а вращение ко­ленчатого вала происходит принудительно «от колес» (торможение дви­гателем). При этом в связи с большим разряжением двигатель просто «высасывает» бензин из карбюратора.

Если электромагнитный клапан реагировал только на включение (открыт) и выключение (закрыт) зажигания, то при ЭПХХ клапан до­полнительно отключается (закрыт) при 2100 мин- 1 , а включается (от­крыт) при 1900 мин

1 . Блок управления отключает клапан только в том случае, если замкнут концевой выключатель карбюратора, т.е. если не нажат акселератор. При нажатом акселераторе клапан отключаться не будет (или включится, если был отключен).

Микрокомпьютер в МСУД выполняет следующие функции:

• с помощью датчиков измеряет частоту вращения коленчатого ва­ла двигателя, давление во впускном коллекторе, температуру ох­лаждающей жидкости и определяет степень открытости дроссель­ной заслонки карбюратора;

• на основе информации, полученной от датчиков, выбирает из запо­минающего устройства оптимальные углы опережения зажигания и требуемое состояние (за­крытое или открытое) элект­ромагнитного клапана кар­бюратора;

• производит интерполяцию (расчет промежуточных зна­чений) углов опережения за­жигания и вырабатывает уп­равляющие сигналы для ра­боты коммутатора.

Рассмотрим основные эле­менты МСУД: коммутатор и микрокомпьютер. В связи с ми­ниатюризацией коммутатора его часто объединяют с микрокомпь­ютером. Такая схема МСУД, ко­гда микрокомпьютер объединяет в себе функции микрокомпьюте­ра и коммутатора.

Читать еще:  D14z6 что это за двигатель

Датчики синхронизации индуктивные, они генерируют им­пульс напряжения при прохожде­нии в их магнитном поле штифта или зуба. Установочные зазоры датчиков в пределах 0,3—1,2 мм. Датчик начала отсчета 3 установлен на картере сцепления так, что он генерирует импульс напряжения в момент прохождения в его магнитном поле маркерного штифта, запрессованного в маховик. И этот момент соответствует положению ВМТ поршней первого и четвертого цилиндров (интервал между импульсами 360″). Датчик угловых импульсов 12 реагирует на зубья маховика, т.е. если число зубьев 128, то сигнал посылается 128 раз за оборот коленчатого вала или через 2,8125 градуса.

Датчик положения дроссель­ной заслонки и электромагнит­ный клапан относятся к карбю­ратору. Датчик сообщает о по­ложении дроссельной заслонки (открыта, закрыта). Электромаг­нитный клапан, как отмечалось, управляется микрокомпьютером в зависимости от частоты враще­ния коленчатого вала и положе­ния дроссельной заслонки.

Иногда с целью увели­чения надежности работы сис­темы зажигания на каждый ци­линдр устанавливают свою ка­тушку, чтобы получить бескон­тактное распределение высоко­вольтного напряжения при двухканальном коммутаторе. Одна катушка генерирует высоко­вольтные импульсы на свечи первого и четвертого цилинд­ров, а другая — на свечи второ­го и третьего цилиндров. При­чем искровой разряд происходит одновременно на двух свечах зажигания, т.е. на два оборота коленчатого вала (4 такта) в каждом цилиндре происходит два искровых разряда: один рабочий (конец та­кта сжатия), а второй холостой (конец такта выпуска отработавших газов).

Рассмотренная МСУД, применяемая на части автомобилей ВАЗ, яв­ляется наиболее простой как по объектам управления системой зажи­гания (не полностью электронная) и питания (карбюратор), так и по па­раметрам, учитываемым при обеспечении оптимального управления двигателем. К более сложным МСУД относится, например, система фирмы Bosch «Мотроник» (модификации 1.1; 1.3; 1.7; 2.7; 3.1; МЕ и др.) (рис. 21).

Цифровая система управления двигателем «Мотроник» объединяет системы управления зажиганием и питанием (впрыском). Управление осуществляется контроллером, представляющим собой специализиро­ванный микрокомпьютер, обрабатывающий по программе импульсы дат­чиков систем зажигания и питания согласно заложенному алгоритму.

В названии — «микропроцессорная система управления двигате­лем» (МСУД) упомянут микропроцессор, который представляет собой «мыслящую» часть микрокомпьютера.

При рассмотрении системы «Мотроник» воспользуемся терминологи­ей, принятой в Европе. Главная часть системы управления двигателем (рис. 21) — контроллер (рис. 22). В состав контроллера входит мик­рокомпьютер (рис. 23), а в него, в свою очередь, входит процессор 8.

Система «Мотроник» объединяет в себе систему впрыска топлива «Джетроник» (модификации: К, КЕ, L, LЕ, 1.3, 14, LН, LH2.2 и др.) и сис­тему полного электронного зажигания (У32) без распределителя с чис­лом катушек зажигания, равным числу цилиндров.

Контроллер системы «Мотроник» выполняет следующие функции:

• управление системой впрыска топлива;

• управление системой зажигания и регулирование момента зажигания;

• распределение тока высокого напряжения;

• управление пуском холодного двигателя;

• регулирование холостого хода двигателя;

• регулирование частоты вращения коленчатого вала двигателя;

Для упрощения рассмотрения системы «Мотроник» в функциональ­ной схеме контроллера (рис. 22) выделено устройство управления (про­цессор), являющийся микрокомпьютером, что позволяет, не загромож­дая функциональную схему контроллера, показать отдельно функцио­нальную схему микрокомпьютера (см. рис. 23).

Рассмотрим назначение основных датчиков системы «Мотроник».

Датчик положения коленчатого вала двигателя является общим для систем впрыска и зажигания. Он установлен на блоке цилиндров дви­гателя напротив зубчатого обода маховика и генерирует импульсы на­пряжения при прохождении в его магнитном поле обода маховика.

Датчик угловых импульсов установлен рядом с датчиком положения коленчатого вала двигателя и выдает на контроллер импульсы углово­го положения коленчатого вала, реагируя на зубья венца маховика. Од­новременно по сигналам (импульсам) этого датчика можно определить положение поршней относительно ВМТ.

Датчик температуры охлаждающей жидкости имеет отрицательный температурный коэффициент, т.е. его сопротивление падает при уве­личении температуры. Он установлен в головке цилиндров и выдает на контроллер сигналы температуры охлаждающей жидкости.

Датчик температуры поступающего воздуха также имеет отрица­тельный температурный коэффициент. Он встроен в измеритель рас­хода воздуха и с его выводов на контроллер поступают сигналы о тем­пературе всасываемого воздуха.

Измеритель расхода воздуха определяет объем всасываемого воз­духа за счет перемещения напорного диска, на оси которого установлен потенциометр, «преобразующий» угловое положение напорного диска в электрический сигнал. На основе информации, полученной от этого по­тенциометра, контроллер определяет нагрузку двигателя, поэтому из­меритель расхода воздуха с потенциометром — это датчик нагрузки двигателя.

Появились датчики расхода (измерители массы) воздуха чи­сто электрические без громозд­кой механической системы с на­порным диском. Масса воздуха, поступающего в двигатель, из­меряется по напряжению, необ­ходимому для поддержания по­стоянной температуры провод­ника, чувствительного к измене­ниям температуры проходящего мимо него потока воздуха. Из­менение «напряжения поддер­жания постоянной температу­ры» и является сигналом датчи­ка расхода воздуха. Измерители массы воздуха, где воздух обду­вает нагреваемый проводник, получили название термоанемо-метрических.Датчик углового положения дроссельной заслонки представ­ляет собой потенциометр, уста­новленный на оси заслонки.

Датчик детонации обеспечивает защиту двигателя от детонации. При этом имеется ввиду не детона­ция, вызванная низкооктановым бензином, а детонация, связанная с ре­жимом работы двигателя. Например, при высокой температуре наруж­ного воздуха в случае превышения нормальной рабочей температуры охлаждающей жидкости датчик детонации подает импульсы на контрол­лер, который вырабатывает команды на смещение угла опережения за­жигания в сторону запаздывания до наступления детонации. Есть также датчики детонации, которые реагируют на увеличение жесткости сгора­ния смеси в цилиндрах двигателя. Общей особенностью датчиков дето­нации является то, что они предупреждают детонацию, реагируя на при­знаки скорого ее появления.

Система самодиагностики обнаруживает нарушения работы конт­роллера, элементов системы «Мотроник» и вводит их в запоминающее устройство контроллера.

При неисправности датчиков температуры охлаждающей жидкости, температуры поступающего воздуха, потенциометра измерителя рас­хода воздуха, контроллер начинает работать согласно величинам, при­нимаемым по «умолчанию» («умолчание» — это выбор программой сре­днего значения переменной при отсутствии указаний извне). После возвращения контроллера к нормальному режиму использование вели­чин, принимаемых по «умолчанию», прекращается.

Для облегчения поиска неисправностей предусмотрена возмож­ность затребования текущих параметров с помощью контроллера и приведения в действие того или иного элемента системы.

Для поиска неисправностей, введенных в запоминающее устройст­во контроллера, необходимо использование диагностических стендов на фирменных СТОА.

В системе «Мотроник» (см. рис. 21) установлено дополнительное оборудование для пуска холодного двигателя. Горючая смесь обогаща­ется при помощи электромагнитной пусковой форсунки, которая рабо­тает до тех пор, пока температура охлаждающей жидкости остается ниже определенного значения. Продолжительность работы пусковой форсунки ограничивается тепловым реле времени.

Бесперебойная работа двигателя на холостом ходу во время прогре­ва обеспечивается специальным клапаном, управляемым регулятором холостого хода и подводящим к двигателю дополнительное количество воздуха, минуя дроссельную заслонку.При работе прогретого двигателя на холостом ходу воздух подво­дится также по дополнительному воздушному каналу параллельно дроссельной заслонке.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23; просмотров: 339

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector