Sw-motors.ru

Автомобильный журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Основные понятия и определения

Основные понятия и определения

Классификация и принцип действия автотракторных двигателей.

Общее устройство и работа автотракторных двигателей

Двигатели внутреннего сгорания принято классифицировать по:

1. Роду применяемого топлива – двигатели, работающие на жидком топливе (бензине, керосине или дизельном топливе) и двигатели, работающие на газообразном топливе (сжатом и сжиженом газе);

2. Способу смесеодразования и воспламенения рабочей смеси – двигатели, с внешним смесеобразованием и электрическим зажиганием рабочей смеси (карбюраторные и газовые) и двигатели с внутренним смесеодразованием и воспламенением топлива от высокой температуры сжатого воздуха – дизельные;

3. Числуцилиндров и их расположению – одноцилиндровые и многоцилиндровые; однорядные и многорядные (V – образные), когда цилиндры расположены под углом друг к другу; с горизонтальным расположением цилиндров (опозитные);

4. Типу силового механизма – поршневые и роторные (Ванкеля);

5. Рабочему объему в литрах;

6. Способу охлаждения – с жидкостным или воздушным охлаждением.

Выбор типа двигателя зависит от его назначения и предъявляемым к нему требований по части топлева, условия работы, габаритных размеров, мощности и др. показателей.

В поршневых двигателях расширяющиеся при сгорании рабочей смеси газы перемещают поршень, возвратно – поступательное движение которого преобразуется во вращательное движение коленчатого вала.

В двигатели с внешним смесе образованием и с принудительным воспламенением (карбюраторных) горючая смесь абразуется в не целиндров в специальном приборе – карбюраторе, а воспламеняется в цилиндре електрической искрой.

В двигателях с внутренним смесеобразованием и воспламенением от сжатия (дизелях) рабочая смесь абразуется в процесе впрыскивания топлива в цилиндр, а за тем самовоспламеняется под воздействием высокой температуры (500-600 0 С) сжатого в цилиндре воздуха.

В роторных двигателях расширяющиеся газы воздействуют на вращающуюся деталь – ротор.

2.2. Основные механизмы и системы двигателей внутреннего сгорания.

ДВС представляют собой совокупность механизмов и систем, выполняющих определенные функции.

Крывошипно – шатунный механизм осуществляет рабочий цикл двигателя и преобразует прямоленейное возвратно – поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала. Он состоит из цилиндра 4, закрытого головкой 8. Поршень 6 с помощью пальца 7 и шатуна 5 соединен с коленчатым валом 1, имеющим на хвостовике масивный маховик 2. Механизм установлен в блоке картера 3, закрытом с низу подоном, являющимся резервуаром для смазочной системы.

Рис.21. Схема двигателя: 1 — коленчатый вал; 2 — маховик; 3 — остов двигателя; 4— цилиндр; 5—шатун; 6—пор­шень; 7 — поршневой палец; 8 — головка цилиндра;9 — клапаны; 10 — передаточные детали; 11 — кулачковый вал; 12—рас­пределительные шестерни

Механизм газораспределения предназначена для своевременного впуска в цилиндр горючей смеси или воздуха и своевременного удаления из цилиндра отработавщих газов. Он состоит из распределительного вала 11, шестерен 12 для привода распределительного вала, штанг 10 с коромыслами, подпружиненых кларанов 9.

Смазочная система служит для подвода масла к трущимся поверхностям деталей двигателя, что уменьшает потери на трение, замедляет износ, охлаждает поверхности и очищает детали от продуктов изнашивания. Смазочная система состоит из резервуара для масла, маслянного насоса, фильтров и маслопроводов.

Система охлаждения служит для отвода избыточного тепла от нагретых деталей двигателя. Она бывает жидкостной или воздушной. Жидкостная система охлаждения состоит из рубашки охлаждения, радиатора, водяного насоса, вентилятора, термостата, патрубков. Система воздушного охлаждения состоит из теплоотводящих ребер, вентилятора, кожуха и щитков, направляющих воздушный поток для отвода тепла.

Система зажиганияпредназначена для воспламенения рабочей смеси от электрической искры в карбюраторных двигателях.

Система питанияслужит для приготовления горючей смеси и подвода ёё в цилиндры (карбюраторные и газовые двигатели) или для подачи топлива в цилиндры и наполнения их воздухом (дизели). Система питания карбюраторных и газовых двигателей состоит из топливного бака, топливопроводов, топливного воздушного фильтров, подкачивающего насоса, карбюратора или смесителя, впускной и выпускной труб.

В систему питания дизеля входят те же детали и приборы с той лишь разницей, что нет карбюратора, а установлен топливный насос высокого давления и форсунки.

Регулятор скорости вращения коленчатого вала двигателя – это устройство автоматически поддерживающее заданный скоростной режим (частоту вращения коленчатого вала) двигателя при изменениях нагрузки.

Система пуска предназначена для пуска двигателя. К ней относятся: пусковой бензиновый двигатель или электрический стартер, декомпрессионный механизм, приборы подогрева воды и воздуха.

Расмотрим схему работы кривошипно – шатунного механизма. При сгорании рабочей смеси в цилиндре увеличивается давление газов на поршень, последний перемещается и вращает коленчатый вал. Крайние положения поршня, когда он как бы останавливается и начинает движение в обратную сторону, называются мертвыми точкамимеханизма. Таким точек две: верхняя (ВМТ) и нижняя (НМТ), (рис.2.2.).

Путь, пройденный поршнем от одной мертвой точки до другой, называется ходом поршня S. Часть рабочего процесса, совершаемая за один ход поршня называется тактом.

Каждому ходу поршня соответствует поворот коленчатого вала на 180 0 (полуоборот). Ход поршня равен удвоенному радиусу кривошипа

S = 2R

Пространство над поршнем, находящимся в ВМТ называется объемом V камеры сгорания, а пространство, расположенное над поршнем, когда он находится в НМТ – полным объёмом цилиндра,

Объем цилиндра, освобождаемый поршнем при его движении от ВМТ до НМТ, называется рабочим объемом Vh. Рабочий объем всех цилиндров, выраженный в литрах, называется литражом двигателя Vhi .

где і — число цилиндров двигателя.

При положении поршня в ВМТ весь воздух, ранее занимавший полный объем цилиндра, будет сжат в камере сгорания.

Число, показывающее, во сколько раз уменьшится объем воздуха, (или рабочей смеси) в цилиндре двигателя, называется степенью сжатия.

.

Для непрерывной работы двигателя в его цилиндрах в строгой последовательности должны происходить периодически повторяющиеся процессы – впуск, сжатие, сгорание и расширение газов, впуск.

Совокупность последовательных процессов, периодически повтоящихся в каждом цилиндре и обеспечивающих работудвигателя, называется рабочим циклом двигателя.

Двигатели, в которых рабочий цикл совершается за четыре хода (такта) поршня, или за два оборота коленчатого вала, называется четырехтактными, а те, в которых рабочий цикл совершается за два хода поршня, или за один оборот коленчатого вала – двухтактными.

Работа двигателя за один цикл определяется по индикаторной диаграмме (рис. 2.3), которая предствавляет собой график зависимости давления газа в цилиндре от объема, изменяющегося при перемещении поршня (координаты р-V). Индикаторная диаграмма снимается на работающем двигателе специальным прибором – индикатором.

Читать еще:  Шаговые двигатели как устроены

Типы двигателей для строительной техники

Последние 10 лет мы являемся свидетелями прогресса, благодаря которому сердца строительных машин — двигатели, вышли на новый уровень эффективности, экологичности, надежности и безопасности.

Про двигатели

Двигатели внутреннего сгорания наиболее широко используются в строительных машинах. В таких моторах происходит сгорание топлива. В результате вырабатывается энергия, которая преобразуется в механическую.

Главная особенность таких двигателей, это их большая мощность и автономность. Поэтому строительные машины широко применяются за пределами населенных пунктов и выполняют трудоемкие работы.

Сами двигатели разделяются на карбюраторные и дизельные. В первом случае в качестве топлива используется бензин, а во втором — солярка.

Дизельные двигатели для строительной техники являются наиболее экономичными, поэтому они чаще всего используются. Однако еще на технике могут быть установлены вторичные двигатели — это асинхронные электромоторы, для работы которых требуется трехфазный переменный ток.

Если возникла необходимость поменять двигатель на техники, тогда нужно учитывать компоновку, крутящий момент, расход топлива, мощность, размеры и другие показатели мотора. Эти характеристики очень важны, даже если учитывать общий принцип функционирования 2-х разных силовых агрегатов.

Если двигатели имеют схожую конструкцию (одинаковое количество цилиндров), то у них может быть разное число клапанов на 1 цилиндр. Поэтому рекомендуется для получения объективной оценки производительности двигателя проводить замеры, используя для этого специальный динамометрический стенд.

Только после положительных результатов можно устанавливать на строительную технику не родной мотор.

Известные производители моторов

В РФ собственное производство двигателей для строительно-дорожной техники налажено на Челябинском тракторном заводе. Другие изготовители тяжелых машин не привязаны конкретно ни к одной компании, выпускающей моторы.

У них имеется возможность выбрать силовую установку любого производителя для своей изготавливаемой техники.

Среди всемирно известных производителей двигателей для строительной техники можно выделить следующие бренды:

  1. Cummins, выпускающей дизельные моторы. Предприятие расположено в США. Оно выпускает силовые агрегаты для грузовых транспортных средств и автобусов.
  2. Detroit Diesel — американское предприятие, выпускающее дизельные двигатели с 1938 года. Сегодня предприятие было куплено DaimlerChrysle.
  3. DEUTZ — немецкий завод, основанный еще в 1864 году. В настоящий момент предприятие имеет филиалы в 130 странах.
  4. Komatsu Cummins — центральный офис этого предприятия расположен в Японии. 1993 год является датой основания совместной компании.
  5. Yanmar — известный японский производитель современного оборудования. Компания предлагает генераторы, двигатели и другие устройства.

Это только маленькая часть организаций, выпускающих двигатели для строительной техники. Однако среди них выделяется предприятие Yanmar, производящее широкий ряд дизельных моторов.

В ассортименте компании имеется линейка силовых агрегатов, специально созданная для строительных машин — это силовые установки серии 3tnv70.

Они прекрасно подходят для сельскохозяйственной и строительной техники, могут быть установлены на экскаваторы, тракторы погрузчики и так далее.

Трех цилиндровый двигатель Yanmar 3tnv70, работающий на дизеле, выпускается японской корпорацией. Мотор четырехтактный оснащается жидкостной системой охлаждения.

В конструкции агрегата присутствует топливная форсунка ML-типа. Благодаря наличию такого элемента осуществляется точная подача топлива. Она также обеспечивает его экономию и увеличивает производительность мотора.

Экскаваторы

Название данного вида техники переводится, как «откапыватель». С помощью этой машины можно выполнять разные земляные (и не только) работы, так как имеется возможность провести смену рабочего оборудования:

  • обратная лопата — рытье траншей и котлованов;
  • крановое оборудование — монтаж панельных конструкций или блоков, подача бетонного раствора, укладка трубных изделий;
  • прямая лопата — погрузка грунта в грузовое транспортное средство.

Современные экскаваторы являются универсальной техникой. Причем она обладает достойной маневренностью. Это особенно актуально для машин на пневмоколесном ходу.

Еще существует техника, оснащенная гусеницами. Она применяется при тяжелых условиях работы, если на стройплощадке присутствует жидкая грязь или слабая почва.

Современные экскаваторы оснащаются пневматическим и гидравлическим управлением. Это позволяет оператору не уставать к концу рабочего дня.

Двигатель для экскаваторов подбирается в зависимости от эксплуатационных условий. Если техника используется в карьере, тогда лучше всего установить электроагрегат, так как машина мало перемещается.

Когда экскаватор задействован в дорожном строительстве, при возведении строений или в ЖКХ, то в этом случае рекомендуется использовать дизельное устройство. При этом нужно не забывать, что существуют экскаваторы с одним и несколькими моторами.

Вилочные погрузчики

Такая специализированная техника применяется в складских комплексах и крупных магазинах. С ее помощью осуществляется перемещение тяжелых грузов посредством фронтальных вил, которые могут поднимать товар на определенную высоту в зависимости от модели машины.

В основном все вилочные погрузчики — это переднеприводная техника. Однако существуют полноприводные модели. Такая техника способна перемещаться боком.

Вилочные погрузчики оснащаются электрическими, газо-бензиновыми или дизельными двигателями. Поэтому чтобы заменить мотор в технике, нужно сначала точно знать, какой агрегат был установлен.

Хотя при использовании спецтехники на улице, она будет оснащена двигателем внутреннего сгорания. Такие машины имеют хорошую производительность и высокие показатели мощности, но их нельзя использовать внутри небольших объектов или плохо проветриваемых помещениях. Причиной этому служат выхлопные газы.

Газобензиновая техника уступает по мощности дизельным машинам. Однако такие вилочные погрузчики разрешено применять в закрытых помещениях. Тем более можно их эксплуатировать круглосуточно по сравнению с электротехникой. При этом топливо стоит для машин гораздо дешевле бензина или солярки. Погрузчики с двигателем, работающим на газе, даже не нужно подзаряжать в течение смены.

Электропогрузчики способны перемещаться по объекту без подзарядки всего лишь 8 часов. Столько времени обычно длится одна смена. Они не выделяют вредных веществ, тихо работают, имеют более высокую долговечность, требуют меньше затрат при техническом обслуживании.

Ковшовые погрузчики

Данная многофункциональная спецтехника оснащается ковшом. Все колесные погрузчики могут осуществлять разгрузку и погрузку штабелированного, сыпучего или кускового груза. Еще технике под силу осуществить перевозку, например, песка на короткое расстояние.

Современные колесные погрузчики оснащаются усовершенствованной конструкцией осей, модернизированным механизмом, осуществляющим подъем ковша, который может иметь разный объем в зависимости от модели машины.

Читать еще:  Что такое двигатели awp

Выбор двигателя для техники выполняется исходя из условий эксплуатации. Еще учитывается требуемая мощность и обязательно не забывается про крутящий момент, который нужен в каждом рабочем цикле.

Габариты техники тоже играют немаловажную роль, так как объемный двигатель не удастся разместить под капотом колесного погрузчика, характеризующегося малой грузоподъемностью.

В некоторых моделях устанавливаются моторы, позволяющие выбирать режим мощности. Такая особенность способствует сокращению расхода топлива.

Промышленный гусеничный трактор

Строительная техника данного типа — это машина, оснащенная дополнительным оборудованием (ковш, погрузчик и так далее). В результате из нее можно создать экскаватор, бульдозер и другую технику.

Промышленный гусеничный трактор можно использовать для создания машины под конкретные цели. При этом она будет двигаться довольно медленно. Скорость машины не превысит 30 км/ч. Однако техника обладает высокой проходимостью, потому что оснащена гусеницами.

Двигатель для гусеничного трактора подбирается с учетом условий эксплуатации и задач, которые поставлены перед техникой. Исходя из этого, выбирается мощность мотора, а также учитываются его габариты.

Механизация и автоматизация производства

Механизация и автоматизация производства — совокупность принятых мер, которые предусматривают замещение человеческого труда на механизмы и оборудование. Эти процессы непрерывно развиваются, совершенствуются и постепенно переходят к высшим формам, самая совершенная точка которых – автоматизация. Она дает возможность проводить полный цикл производственных этапов, не прибегая к непосредственному вмешательству человека.

Автоматизация — иной, современный вид производственной организации, обусловленный комплексным развитием научной и технической областей. Необходимость внедрения подобной системы в процесс хозяйственной деятельности вызвана тем, что в большинстве случаев человеческая физиология не позволяет с требуемой скоростью и точностью руководить трудными технологическими процессами.

Сегодня, даже учитывая огромный рост технологического процесса, лишь 80% производств внедрили в свою организацию автоматизированные процессы. Оставшееся количество предприятий продолжают выполнять большинство работ вручную. Но беря во внимание то, что производительность труда каждого отдельного подобного сотрудника снижается практически в 20 раз, в отличие от того, кто задействован на механизированных линиях, то острота вопроса дальнейшего внедрения автоматизации становиться явной. Также следует учесть то обстоятельство, что на использование механизации в промышленных процессах уходит в несколько раз меньше средств.

Уровни и ступени автоматизации производства

Ключевыми ступенями автоматизации производства являются:

  • полуавтоматы;
  • автоматы;
  • автоматические линии;
  • цехи и участки-автоматы;
  • фабрики и заводы-автоматы.

Начальной ступенью, которая представляет собой переходный этап от простого оборудования к автоматическому, являются полуавтоматы. Особенность категории таких аппаратов – осуществление целого ряда функций, ранее выполнимых человеком, однако без передачи машине полного контроля над процессом. Высшая ступень – создание полностью автоматизированных производств.

Уровень механизации и автоматизации предприятия определяется расчетом следующих коэффициентов:

  1. Механизация производства.
  2. Автоматизация труда.
  3. Механизация (автоматизация) работ.

Экономическое и социальное значение механизации и автоматизации

В экономическом и социальном значении механизация и автоматизация производства сводится к тому, что технологические разработки способны заменять тяжелый ручной труд на машины и автоматы. Таким образом, не только повышается производительность, но и происходит улучшение качества изготовляемой продукции, снижается трудоемкость, увеличивается объем выпускаемых товаров и тем самым происходит обеспечение предприятия более высокими финансовыми результатами и развитием.

Для детального ознакомления с автоматизаций и механизацией производств, их влиянием на предприятие и уровень его развития, необходимо посещать специальные тематические мероприятия и деловые программы. ЦВК «Экспоцентр» приглашает всех желающих на международные выставки, посвященные различным отраслевым направлениям. Специалисты и представители крупных компаний, работающих на мировом рынке, освещают лишь самые актуальные вопросы, касающиеся улучшения качества и процесса производства на предприятиях любого масштаба.

Ещё интересные ссылки на статьи

Читайте интересную подборку статей и полезной информации.

Устройство и принцип работы кривошипно-шатунного механизма двигателя

Кривошипно-шатунный механизм двигателя преобразует возвратно-поступательное движение поршней (от энергии сгорания топливной смеси) во вращательное движение коленчатого вала и наоборот. Это технически сложный механизм, составляющий основу ДВС. В статье подробно рассмотрим устройство и особенности работы КШМ.

  1. Краткая история возникновения
  2. Подвижные и неподвижные части КШМ
  3. Картер и поддон картера двигателя
  4. Расположение и число цилиндров
  5. Головка блока цилиндров
  6. Цилиндры
  7. Кривошипно-шатунный механизм
  8. Поршень
  9. Поршневой палец и шатун
  10. Коленчатый вал
  11. Маховик

Краткая история возникновения

Первые свидетельства о применении кривошипа найдены ещё в III веке нашей эры, в Римской Империи и Византии в VI веке нашей эры. Ярким примером является пилорама из Иераполиса, на которой был применен коленчатый вал. Металлический кривошип был найден в римском городе Августа-Раурика на территории современной Швейцарии. Как бы то ни было, запатентовал изобретение некий Джеймс Пакард в 1780 году, хотя свидетельства его изобретения были найдены еще в древности.

Кривошипно-шатунный механизм двигателя

Подвижные и неподвижные части КШМ

Составные части КШМ условно делят на подвижные и неподвижные компоненты. К подвижным частям относятся:

  • поршни и поршневые кольца;
  • шатуны;
  • поршневые пальцы;
  • коленчатый вал;
  • маховик.

Неподвижные части КШМ выполняют функцию основы, крепежей и направляющих. К ним относятся:

  • блок цилиндров;
  • головка блока цилиндров;
  • картер;
  • поддон картера;
  • крепежные детали и подшипники.

Картер и поддон картера двигателя

Картер – это нижняя часть двигателя, где располагаются опоры и каналы смазочной системы для коленчатого вала. В картере происходит движение шатунов и вращение коленвала. Поддон картера представляет собой резервуар с моторным маслом.

Основа картера в работе подвергается постоянным тепловым и силовым нагрузкам. Поэтому для этой детали предъявляются особые требования по прочности и жесткости. Для его изготовления используют алюминиевые сплавы или чугун.

Неподвижные части КШМ

Картер двигателя крепится к блоку цилиндров. Вместе они составляют остов двигателя, основную часть его корпуса. В блоке располагаются непосредственно сами цилиндры. Сверху крепится головка блока ДВС. Вокруг цилиндров имеются полости для жидкостного охлаждения.

Расположение и число цилиндров

На сегодняшний день существуют следующие наиболее популярные схемы:

  • рядное четырех- или шестицилиндровое положение;
  • V-образное шестицилиндровое положение под углом 90°;
  • VR-образное положение под меньшим углом;
  • оппозитное положение (поршни двигаются навстречу друг другу с разных сторон);
  • W-образное положение с 12 цилиндрами.

В простом рядном расположении цилиндры и поршни расположены в ряд перпендикулярно коленчатому валу. Такая схема наиболее простая и надежная.

Читать еще:  Что такое температурный запуск двигателя

Головка блока цилиндров

К блоку с помощью шпилек или болтов крепится головка блока цилиндров. Она накрывает цилиндры с поршнями сверху, образуя герметичную полость – камеру сгорания. Между блоком и головкой предусмотрена прокладка. Также в ГБЦ располагаются клапанный механизм и свечи зажигания.

Цилиндры

В цилиндрах двигателя непосредственно происходит движение поршней. От хода поршня и его длины зависит их размер. Цилиндры работают в условиях меняющегося давления и высоких температур. Во время работы стенки подвергаются непрерывному трению и температурам до 2500°C. К материалам и обработке цилиндров также предъявляются особые требования. Они изготавливаются из легированного чугуна, стали или алюминиевых сплавов. Поверхность деталей должна быть не только прочной, но и легко подвергаться обработке.

Внешнюю рабочую поверхность называют зеркалом. Ее покрывают хромом и полируют до зеркальной поверхности, чтобы максимально снизить трение в условиях ограниченной смазки. Цилиндры отливаются вместе с блоком (цельные) или изготавливаются в виде съемных гильз.

Кривошипно-шатунный механизм

Основными рабочими компонентами КШМ являются коленчатый вал, поршни с шатунами и маховик.

Поршень

Движение поршня в цилиндре происходит в результате сгорания топливовоздушной смеси. Возникает давление, которое воздействует на днище поршня. В разных типах двигателей оно может отличаться по своей форме. В бензиновых изначально днище было плоским, затем стали применять вогнутые конструкции с проточками под клапаны. В дизельных моторах в камере сгорания сжимается изначально не топливо, а воздух. Поэтому днище поршня имеет также вогнутую форму, которая и образует камеру сгорания.

Форма днища имеет большое значение для формирования правильного факела сгорания топливовоздушной смеси.

Остальная часть поршня называется юбкой. Это своего рода направляющая, которая движется в цилиндре. Нижняя часть поршня или юбки сделана так, чтобы она не соприкасалась с шатуном во время его движения.

Поршень и его элементы

На боковой поверхности поршней выполнены канавки или проточки под поршневые кольца. Сверху располагаются два или три компрессионных кольца. Они необходимы для создания компрессии, то есть препятствуют проникновению газов между стенками цилиндра и поршнем. Кольца прижимаются к зеркалу, уменьшая зазор. Снизу расположен паз под маслосъёмное кольцо. Оно необходимо для снятия излишков масла со стенок цилиндра, чтобы то не проникало в камеру сгорания.

Поршневые кольца, особенно компрессионные, работают при постоянных нагрузках и высокой температуре. Для их изготовления применяется высокопрочные материалы типа легированного чугуна, который покрывают пористым хромом.

Поршневой палец и шатун

Шатун крепится к поршню при помощи поршневого пальца. Он представляет собой цельную или полую деталь цилиндрической формы. Палец устанавливается в отверстие в поршне и в верхней головке шатуна.

Существуют два типа крепления пальца:

  • с фиксированной посадкой;
  • с плавающей посадкой.

Наиболее распространен так называемый «плавающий палец». Для его фиксации используются стопорные кольца. Фиксированный палец устанавливается с натягом. Как правило, используется тепловая посадка.

Шатун двигателя

Шатун, в свою очередь, соединяет коленчатый вал и поршень и создает вращательные движения. При этом возвратно-поступательные движения шатуна описывают восьмерку. Он состоит из нескольких элементов:

  • стержня или основы;
  • поршневой головки (верхней);
  • кривошипной головки (нижней).

Для уменьшения трения и смазки соприкасающихся деталей в поршневой головке запрессовывается бронзовая втулка. Кривошипная головка выполнена разборной, чтобы обеспечить возможность сборки механизма. Детали точно подогнаны друг к другу и крепятся с помощью болтов и контргаек. Чтобы уменьшить трение, устанавливаются шатунные подшипники скольжения. Они выполнены в форме двух стальных вкладышей с замками. По масляным канавкам осуществляется подвод масла. Подшипники с высокой точностью подогнаны под размер соединения.

Вопреки расхожему мнению, вкладыши удерживаются от проворота не за счет замков, а из-за возникающей силы трения между их внешней поверхностью и головкой шатуна. Поэтому при установке внешнюю часть подшипника скольжения нельзя смазывать маслом.

Коленчатый вал

Коленчатый вал является сложной по устройству и изготовлению деталью. Он принимает на себя крутящий момент, давление и другие нагрузки, поэтому выполнен из высокопрочной стали или чугуна. Коленвал передает вращение от поршней на трансмиссию и другие элементы автомобиля (например, приводной шкив).

Устройство коленчатого вала

Коленчатый вал состоит из нескольких основных элементов:

  • коренные шейки;
  • шатунные шейки;
  • противовесы;
  • щеки;
  • хвостовик;
  • фланец маховика.

Конструкция коленвала во многом будет зависеть от количества цилиндров в двигателе. В простом рядном четырехцилиндровом двигателе на коленчатом валу имеются четыре шатунных шейки, на которых устанавливаются шатуны с поршнями. Пять коренных шеек расположены по центральной оси вала. Они устанавливаются в опоры блока цилиндров или картера на подшипники скольжения (вкладыши). Сверху коренные шейки закрываются крышками на болтах. Соединение образует П-образную форму.

Специально обработанное место опоры под установку коренной шейки с вкладышем называется постелью.

Коренные и шатунные шейки соединены так называемыми щеками. Противовесы обеспечивают гашение излишних колебаний и обеспечивают равномерное движение коленчатого вала.

Устройство КШМ

Шейки коленвала термически обработаны и отполированы, что обеспечивает высокую прочность и точность посадки. Коленчатый вал также имеет очень точную балансировку и центровку для равномерного распределения всех действующих на него сил. В районе центральной коренной шейки, по бокам от опоры, устанавливаются упорные полукольца. Они необходимы для компенсации осевых перемещений.

На хвостовик коленвала крепятся шестерни (звездочки) привода ГРМ, а также приводной шкив навесного оборудования двигателя.

Маховик

На задней части вала имеется фланец, к которому крепится маховик. Это чугунная деталь, представляющая собой массивный диск. Благодаря своей массе маховик создает необходимую инерцию для работы КШМ, а также обеспечивает равномерную передачу крутящего момента на трансмиссию. На ободе маховика выполнен зубчатый венец для соединения с шестерней стартера. Именно маховик раскручивает коленвал и приводит в движение поршни в момент запуска двигателя.

Кривошипно-шатунный механизм, конструкция и форма коленчатого вала долгие годы остаются неизменными. В основном происходят только небольшие конструктивные доработки, направленные на снижение веса, сил инерции и трения.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector