Sw-motors.ru

Автомобильный журнал
3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Коксование топлива

Коксование топлива

Слово «коксование» знакомо многим, но о самом процессе, его истории, конечных продуктах, получаемых в результате, знают не многие. Давайте рассмотрим этот процесс подробно.

Итак, коксование по определению – это процесс переработки разных видов топлива (и жидкого и твердого) путем нагрева, с обязательной изоляцией кислорода. В результате получаются летучие продукты и кокс.

Кокс бывает самых разных видов, в зависимости от исходного сырья и условий самого технологического процесса. Он может быть каменноугольным, нефтяным, электродным или пековым, торфяным. Бывает также, что конечным продуктом является так называемый полукокс, получаемый при более низких температурах, чем при обычном коксовании. Широко распространено полукоксование горючих сланцев и бурых углей. Получаемый в итоге твёрдый горючий остаток применяется для создания однокомпонентных углеродных конструкционных материалов, которые по своим свойствам превосходят двухкомпонентные материалы, получаемые на основе кокса и пека.

Но, вернемся к процессу с высокими температурами. Коксование угля берет свое начало еще в 18 веке. Состоит процесс, как и прежде из трех основных этапов – подготовка, само коксование, обработка летучих продуктов. Подготовка включает в себя удаление из сырья ненужных минеральных примесей, то есть обогащение смеси, а также измельчение до 3-мм фракций, смешение разных видов угля и его просушивание. После этого начинается второй этап – загрузка сырья в щелевидную печь и нагрев. Нагрев происходит в течение длительного времени, от 14 до 16 часов, при этом в печи поддерживается температура не менее 900 градусов. Полученный «коксовый пирог», представляющий спекшуюся массу, перемещают в специальные вагоны, где производится охлаждение смеси. Охлаждают ее, как правило, водой или азотом.

Парогазовая смесь, выделяемая при коксовании, отводится по специальным трубкам (газосборникам) для улавливания и последующей переработки. Для разделения смеси также используют воду – с помощью распыления воды выделяется большая часть смол. Дальнейшее охлаждение производится в специальных холодильниках. Полученный коксовый газ очищают и затем используют для обогрева батарей коксовых печей. Может он применяться и для других целей.

Коксование тяжелых нефтяных остатков, в отличие от коксования угля, производится при температуре, не превышающей 600 градусов Цельсия. Продолжительность может варьироваться от нескольких минут, до нескольких часов. Исходное сырье в данном случае представляет собой остатки деасфальтизации, тяжелые нефтяные фракции и остатки после крекинга, газойлей, пиролиза. Само нефтяное коксование является разновидностью крекинга углеводородов и состоит из этапов протекания процесса крекинга. Целью реакция также является получение «коксового пирога» — спекшейся твердой массы и газойлевых фракций.
Ниже приведена таблица получения и области применения нефтяных коксов.

Раскоксовка двигателя: чем лучше делать

Представьте себе ситуацию: вы решили проверить компрессию на двигателе своего авто, которому уже не первый год, и с удивлением узнаете, что она процентов на 30-40 ниже нормы. Обычно в таких случаях советуют сделать капитальный ремонт силового агрегата. Процедура эта довольно сильно бьет по карману: однако стоит ли торопиться? Действительно ли нельзя обойтись без капремонта? Вполне вероятно, что вам поможет раскоксовка двигателя: о том, что это такое, зачем ее делать и как, можно узнать ниже.

  1. Чем опасна закоксовка двигателя
  2. Механическая раскоксовка
  3. Химическая раскоксовка
  4. Мягкий (частичный) способ
  5. ЭДИАЛ
  6. BG
  7. GZox Injection & carb cleaner
  8. Жесткий метод
  9. Керосин с ацетоном
  10. Лавр МЛ202
  11. VeryLube (ХАДО)
  12. Mitsubishi Shumma Engine Conditioner
  13. Greenol Reanimator professional

Чем опасна закоксовка двигателя

Речь идет об углеродистом нагаре, образующемся на стенках камеры сгорания, днищах поршней, клапанах и иных деталях внутри мотора. Образование отложений связано с неполным сгоранием топливно-воздушной смеси, к которым добавляются мельчайшие частицы веществ из выхлопных газов. Вот некоторые причины образования нагара:

  • постоянная работа двигателя на малых оборотах или холостом ходу (например, регулярное стояние в пробках);
  • езда на низкокачественном топливе;
  • использование масла, не рекомендованного автопроизводителем;
  • самостоятельные попытки «усовершенствования» двигателя, связанные с внедрением в него неподходящих элементов.

По мере износа деталей цилиндро-поршневой группы (ЦПГ) стенки БЦ, поршни, поверхности клапанов, канавки под кольца и электроды свечей начинают покрываться нагаром из-за проникновения масла в камеру сгорания. При критическом количестве кокса начинают забиваться всевозможные каналы, отверстия. Все это выливается в целый ряд проблем:

  • толщина стенок цилиндров становится больше, т. е. ухудшается отвод тепла и двигатель начинает чаще перегреваться;
  • попадание кокса под клапан не дает ему плотно закрываться, в результате чего возможно прогорание детали;
  • зазор между стенками цилиндра и поршневыми кольцами уменьшается, что вызывает залегание последних в своих канавках и понижение компрессии;
  • скачки давления в камере провоцируют детонацию, которая быстро приближает капитальный ремонт движка;
  • повышается расход масла.

Если не предпринять мер по раскоксовке, капитальный ремонт двигателя неизбежен. Понятно, что рано или поздно для машины с пробегом его все равно придется проводить. Однако вовремя проведенная процедура отдалит этот неприятный момент на 20-30, а в некоторых случаях и 50 тыс. км пробега.

Механическая раскоксовка

Подразумевает разборку двигателя и очищение его элементов от нагара. Данный метод используют, когда движок почти «убит» и химические методы очистки, даже самые «ядерные» не дали нужного результата. Перед тем, как начать заниматься механической раскоксовкой, взвесьте свои силы и возможности (наличие инструментов, приспособлений): двигатель нужно не только разобрать, но потом еще и собрать! Алгоритм действий в теории несложен:

  1. Разберите силовой агрегат. Демонтировать его с авто необязательно: можно снять головку блока цилиндров (ГБЦ) и поддон картера, чтобы получить доступ к нужным узлам.
  2. Демонтируйте и вытащите поршни, разберите ГБЦ, вытащите клапана.
  3. Произведите очистку деталей, не допуская появления на их поверхностей царапин, рисок, которые после установки на место могут стать своеобразным «абразивом», притягивающим нагар.
  4. Удалив кокс, протрите запчасти чистой тряпкой с бензином и соберите мотор.
  5. Залейте свежее масло и поставьте новый фильтр.
  6. Пустите двигатель, прогрейте его и отъездите километров 50-60 без излишней нагрузки.
Читать еще:  Что такое тпс в двигателях

Химическая раскоксовка

По сравнению с механической, она проводится чаще, т. к. отличается относительной простотой (справится и неопытный автомобилист) процедуры и меньшими затратами. Существует пара методов химической раскоксовки.

Мягкий (частичный) способ

Заключается в добавлении к топливу или маслу специальной присадки. Используется при слабой закоксованности двигателя и помогает освободиться от не слишком сильного нагара на маслосъемных кольцах и иных деталях ЦПГ. Результат будет заметен не ранее, чем через 50 км пробега. Плюсы мягкого метода:

  • небольшие затраты в финансовом плане;
  • простота использования;
  • сравнительно быстрое достижение эффекта при слабой закоксованности двигателя.

Из отрицательных сторон стоит отметить бесполезность при наличии серьезных отложений и необходимость пробега после проведения процедуры. Мягкий способ скорее относится к профилактическим мерам. Ниже рассмотрены некоторые наиболее популярные средства.

ЭДИАЛ

Есть несколько видов этого средства: для машин с пробегом до 60 тыс. км и более 100 тыс. км. Первый из них используется в основном для профилактики. Добавляется в маслозаливную горловину (1 флакон на 5 л смазки). После заливки дайте двигателю поработать на холостом ходу 10-15 мин. Далее – эксплуатация в обычном режиме, масло менять не требуется, но свечи – рекомендуется.

Средство под №105 является скорее профилактическим и добавляется в масло. BG109 более сильное и используется для раскоксовки мотора с небольшим нагаром. Интересен BG110: производитель рекомендует заливать его в свежее, только что замененное масло.

GZox Injection & carb cleaner

Японская автохимия, предназначенная в т. ч. и для очистки карбюраторов, форсунок. Хорошо подходит для мягкой раскоксовки ЦПГ. В состав средства входит этил гликоль и нефтяной растворитель. Эти вещества в «союзе» образуют на поверхности деталей маслянистую пленку. GZox Injection & carb cleaner рекомендуется применять в качестве профилактического состава каждые 10 тыс. км пробега. Баллончика в 300 мл хватит для большинства легковушек с объемом цилиндров 1,5-1,8 л. По применению напоминает метод жесткой раскоксовки (описано далее), однако действует более мягко. Смена масла необязательна но желательна: можно использовать промывочный состав и стоит поменять фильтр.

Жесткий метод

Полная раскоксовка помогает более эффективно очистить детали ЦПГ от нагара и применяется для авто с солидным пробегом. Процедура общая для любых средств, она описывается ниже, потом рассказывается о наиболее популярной в этом плане автохимии. Жесткая раскоксовка (предварительно можно промыть систему смазки соответствующим составом):

  1. Прогрейте двигатель и замерьте компрессию в цилиндрах, что сравнить эффективность средства «до» и «после».
  2. Поставьте машину на домкрат (одно колесо – переднее, если передний привод, заднее, если задний).
  3. Выверните свечи зажигания, прочистите их, если не собираетесь менять.
  4. Включите 5-ю скорость и поворачивайте колесо до тех пор, пока поршни не встанут в среднее положение. Проверить это можно при помощи длинной отвертки, просунутой через свечное отверстие в цилиндр.
  5. Возьмите шприц или трубку (если средство не аэрозольное) и с их помощью заполните цилиндры в количестве, рекомендуемом производителем автохимии.
  6. В течение часа периодически проворачивайте коленвал (крутите колесо) на 1 оборот примерно каждые 15 мин, добавляя автохимию.
  7. Вкрутите свечи обратно.
  8. Оставьте машину с залитым средством на 4-15 ч (в соответствии с инструкцией).

Когда время выдержки закончится, опять выкрутите свечи и шприцем откачайте из цилиндров загрязненный состав. Продуйте их сжатым воздухом. Замените масло и фильтр: не помешает и промывка двигателя. Если ваш автомобиль – дизель, процедура такая же, только вместо свечей нужно выворачивать форсунки. Теперь о средствах для жесткой раскоксовки.

Керосин с ацетоном

Традиционный «дедовский» способ, достаточно эффективный и наименее затратный. Помогает освободить детали ЦПГ и ГРМ не только от нагара, но и более стойких лаковых отложений. Чтобы раскоксовать мотор, на 1 цилиндр нужно 150 мл смеси, приготавливаемой в пропорции: 50 частей ацетона, столько же керосина и 25 – моторного масла. Заливать состав необходимо в прогретый двигатель. После окончания процедуры нужна замена масла и фильтра.

Лавр МЛ202

Раскрученный отечественный бренд. Хотя в реальности эффект от его применения сравним со старым добрым керосином и ацетоном. Если требуется экспресс-очистка, в цилиндры заливают по 45 мл жидкости и оставляют на 40-60 мин. В более запущенных случаях потребуется 12 ч (но не более суток).

Читать еще:  L293 схема подключения шагового двигателя

VeryLube (ХАДО)

Аэрозоль, делающий раскоксовывание и очищающий от лаковых отложений кольца и поршни. Особой эффективностью этот раскоксовыватель не блещет, рекомендуется применять, когда расхождение по компрессии между цилиндрами не слишком большое. После окончания работ первый запуск мотора затруднен.

Mitsubishi Shumma Engine Conditioner

Сильное, эффективное средство, но и дорогое (примерно 1500 руб.). К тому же в разных регионах РФ купить его не так просто. Очиститель представляет собой химически активную пену. В цилиндры вводят через трубку, выдержка 4-5 ч. Агрессии по отношению к маслосъемным колпачкам не проявляет. Одного баллончика хватит для двигателя объемом 1,5 л.

Greenol Reanimator professional

Отечественное агрессивное средство. Восстанавливает работоспособность колец, частично удаляют отложения в маслоотводящих каналах. В составе средства сильные растворители, дистилляты, различные добавки. Для лучшего эффекта заливайте в каждый цилиндр по 50-80 мл и по мере испарения добавляйте состав. После применения разбухают маслосъемные колпачки, но примерно за ночь восстанавливают свою форму. В салоне пару дней будет стоять запах химии. Если у вас поддон покрашен изнутри, применять это средство не стоит: все разъест и частички забьют сеточку фильтра.

Что такое раскоксовка двигателя и чем ее лучше сделать своими руками

Поршень в цилиндре автомобильного двигателя уплотняется при помощи металлических разрезных пружинных колец. Эти важнейшие детали выполняют несколько функций, поэтому их отказ проявляется достаточно заметно (большой расход масла), после чего владельцу машины хочется принять экстренные, но недорогие меры, ведь разбирать и капиталить мотор мало кому нравится.

Для чего делают раскоксовку мотора

Термин «раскоксовка» порождён психологией людей, которым по природе свойственно верить и надеяться на лучшее. Долить куда-нибудь в машине волшебное средство и всё сразу починится само. Иногда так и бывает, но в общем случае горчичниками переломы не лечат.

Как и потерю (иногда наоборот, увеличение) компрессии в цилиндрах, сопряжённую с резким ростом расхода масла на угар. Часто это происходит из-за снижения подвижности колец в своих канавках на поршне.

Симптомы проблемы

Хороший двигатель обычно не требует доливки масла от замены до замены. Утечек нет вообще, а на угар уходит примерно столько, сколько его помещается между метками на щупе. Встречаются двигатели, где сознательно расход масла увеличен в угоду топливной экономичности, но это уже конструктивные нюансы.

Неполадки начинаются с увеличением расхода масла. Теоретически от полулитра до литра на тысячу километров пробега ещё можно считать допустимым угаром, хотя ничего хорошего это не предвещает, но дальше надо принимать меры.

Одновременно изменяется компрессия. Причём она может и увеличиться. Если маслосъёмные кольца не справляются, то зазор между поршнем и цилиндром буквально заливается маслом и проявляется эффект масляной компрессии. И наоборот, при залёгших и потёртых компрессионных кольцах, но ещё работающих маслосъёмных, компрессия упадёт.

Процесс раскоксовки

Кольца могут быть ещё в приличном состоянии, но потерять подвижность за счёт большого количества нагара и отложений в их канавках.

  • плохое масло, особенно минеральное и всевозможные «полусинтетики», которые иногда ещё хуже;
  • пренебрежение рекомендациями по учащённой замене масла, даже заводские нормы сильно завышены;
  • перегревы двигателя, образование нагара на поршне в зоне колец.

Выглядит логичной мысль, что достаточно этот нагар растворить или отмыть и мотор снова оживёт. Идея породила массу конкретных воплощений, изобретательство всегда максимально проявляется, когда хочется обмануть судьбу.

Дедовский способ

Так был назван метод раскоксовки, заключающийся в заливании в цилиндры слегка прогретого двигателя смеси из всегда имеющихся под руками растворителей, а именно, керосина и ацетона. Для загустения смеси добавляется моторное масло. По идее нагар вокруг колец должен раствориться и стечь в картер, а что останется будет уничтожено после запуска двигателя.

Раствор выдерживался при ввёрнутых на место свечах по разным рекомендациям от получаса до суток, после чего цилиндры продувались, масло менялось, и двигатель запускался.

Механический способ

Удаление нагара механически – наиболее эффективное и научно обоснованное средство. Правда, для этого двигатель придётся разобрать.

А дальше, если следовать технически грамотному пути, то даже не раскоксовывать поршни, а заменить их на новые, промерами установив, необходима или нет расточка под ремонтный размер. Вряд ли кольца залегли у ещё неизношенного двигателя.

Используем химию

Отличие современных средств от дедовского ацетона состоит в разнообразии применяемых растворителей. Самое главное в наличии пенных раскоксовок.

Эти составы способны удерживаться в цилиндре, работая даже тогда, когда обычные жидкости уже давно стекли в картер. Эффективность растёт. Особенно если применять средство многократно. Чем больше его попадёт в канавки, тем более вероятен положительный результат.

Используем гидроперит

Давно уже мотористы заметили, что при пробоях прокладок, когда вода попадала в цилиндры, поршни и клапаны хорошо отмывались от нагара. Эффект решили использовать для раскоксовки. Кто-то догадался дополнить воду гидроперитом, то есть смесью перекиси водорода с карбамидом (мочевиной). Очищающие свойства усилились.

Читать еще:  Электрическая схема управления двигателем уаз

Нагар в камере сгорания действительно отделялся, но как этот очиститель может попасть к кольцам непонятно. Тем не менее, простота подачи воды с растворёнными дешёвыми таблетками через капельницу во впускной коллектор многих привлекает, а эффект плацебо никто не отменял.

Делать или не делать (риски)

Реально существуют сильнейшие растворители, которые способны удалить отложения. Но две проблемы не решены – как доставить продукт в закрытую зону канавок и кто запретит составам пойти дальше и растворить то, что растворять не положено.

Случаи гибели моторов после раскоксовки не редкость, поэтому лучше не играть в эту рулетку, а разобрать двигатель.

Чем раскоксовывать?

Если уж принято решение раскоксовывать, то следует не колдовать с капельницами, а приобрести специализированный пенный препарат и точно следовать инструкции по применению.

Их выпускается огромное количество, у всех свои достоинства и недостатки. Можно ознакомиться с независимыми тестами в сети.

Главное – не забыть потом промыть двигатель, сменить масло, фильтр и свечи. И надеяться, что не придётся менять все резиновые уплотнения, поршневую группу и вкладыши, а может и головку с распредвалами.

И обязательно турбину, у кого она есть. Все эти детали очень не любят попадания в двигатель посторонних предметов и веществ.

Раскоксовка поршневых колец. Что это такое

Многие автомобилисты рано или поздно сталкиваются с таким не совсем понятным явлением. Двигатель начинает хуже «тянуть», дымить, хуже запускаться, повышается расход топлива. Это может происходить даже в том случае, если автомобиль проходил все виды технического обслуживания вовремя и качественно.

Автолюбители начинают думать, что это происходит из-за естественного износа деталей двигателя. Но причина может оказаться совсем в другом. Происходит закоксовывание деталей цилиндро-поршневой группы, газораспределительного механизма.

Что такое закоксовывание двигателя?

Это отложение на поверхности деталей двигателя в виде нагара или кокса.

Где происходит это отложение?

На поверхности стенок камеры сгорания, цилиндров, клапанах, поршнях.

Закоксовка поршневых колец приводит к появлению царапин, задиров на внутренних стенках цилиндров, и, как следствие, приводит к ускорению процесса закоксовывания.

Основные причины образования нагара

  • Некачественное топливо
  • Попадание масла в камеры сгорания
  • Длительная работа непрогретого двигателя под нагрузкой

В результате отложения нагара на поршне, в поршневых канавках, кольца заклиниваются в канавках, и перестают пружинить.

К чему это приводит:

  • Снижение компрессии в цилиндрах
  • Увеличение количества газов, прорывающихся в картер
  • Слой нагара ухудшает отвод тепла от деталей цилиндро-поршневой группы
  • Отложение шлака в зоне клапанов нарушает герметичность сопряжения седло-клапан и приводит к прогоранию последнего
  • Увеличение количества масла, попадающего в камеру сгорания
  • Образование на внутренних стенках цилиндров образования царапин, задиров

Пока количество нагара небольшое и кольца не изношены, процесс будет происходить достаточно медленно.

Как только нагар начнет откладываться в канавках и кольца станут перемещаться с затруднением, количество отложений начнет увеличиваться достаточно быстро.

Внешние признаки закоксовывания поршневых колец.

  • Увеличение расхода масла без признаков подтекания
  • Повышенный расход топлива
  • Снижение мощности двигателя
  • Детонация при работе двигателя
  • Затрудненный пуск двигателя, особенно при низкой температуре окружающего воздуха
  • Увеличение расхода картерных газов, дым из сапуна
  • Сизый или синий цвет отработавших газов из выхлопной трубы

Как самостоятельно произвести раскоксовку поршневых колец

Необходимые инструменты и принадлежности

  • Специальный ключ для проворачивания коленчатого вала
  • Свечной ключ
  • Мерная емкость
  • Ветошь
  • Специальный шприц

Технология выполнения работ

  • Прогреть двигатель
  • Отключить модуль зажигания
  • Вывернуть свечи зажигания
  • Специальным ключом провернуть коленчатый вал так, чтобы поршни встали примерно на одном уровне. Проверить это можно при помощи прутка, вставляя его в свечные отверстия
  • С помощью шприца залить в цилиндры специальное средство в количестве, указанном в инструкции к данному средству.
  • Если закоксованность небольшая, можно провести экспресс-раскоксовку, оставив жидкость работать на 1 час
  • Ветошью закрыть свечные отверстия и оставить двигатель на 10-12 часов, периодически слегка проворачивая коленвал в разные стороны для того, чтобы средство лучше проникло в поршневые канавки
  • Через установленное время продуть цилиндры двигателя для удаления остатков средства
  • Установить свечи и высоковольтные провода на место
  • Запустить двигатель, дать поработать ха холостом ходу 5-10 минут
  • Произвести замену масла с промывкой
  • Заменить свечи зажигания
  • Произвести экспресс-обкатку двигателя на повышенных оборотах

Если закоксовка окажется достаточно сильной и специальные средства окажутся неэффективными, нужно будет произвести механическую очистку деталей.

  • Произвести разборку двигателя и извлечь поршни.
  • Замочить детали в керосине
  • Специальным шпателем или обломком поршневого кольца прочистить канавки
  • Если таким образом удалить отложения не удастся, то очистку нужно проводить на токарном станке
  • Произвести проточку внутренней поверхности цилиндров

Этот вид работ можно отнести к капитальному ремонту двигателя.

В заключение замечу, что применение специальных средств позволит значительно увеличить ресурс двигателя и отдалить капитальный ремонт.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector