Sw-motors.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Система курсовой устойчивости автомобиля

Система курсовой устойчивости автомобиля

Последнее обновление: 30.07.2021
4 комментария

Система курсовой устойчивости (ее еще называют антизаносной системой или системой динамической стабилизации) предназначена для сохранения устойчивости и управляемости автомобиля за счет заблаговременного определения и устранения критической ситуации.

Что такое система курсовой устойчивости

Другими словами, эта система служит для предотвращения и исправления ошибок водителя в управлении автомобилем, с тем, чтобы сохранять водителю возможность контролировать машину практически в любой дорожной ситуации.

Система курсовой устойчивости позволяет удерживать автомобиль в пределах заданной вами траектории при различных режимах движения.

Например, вы не рассчитали скорость на входе в поворот и вошли в него слишком быстро. Система поможет исправить ошибку, повернет и стабилизирует машину на повороте. В свободном качении, при ускорении, при торможении и на поворотах эта система поможет вести автомобиль по желаемой траектории и в нужном направлении.

Система курсовой устойчивости является системой активной безопасности и включает в себя следующие системы автомобиля:

  • антиблокировочную систему тормозов (ABS),
  • систему распределения тормозных усилий (EBD),
  • электронную блокировку дифференциала (EDS),
  • антипробуксовочную систему (ASR).

В зависимости от производителя системы курсовой устойчивости получили следующие наименования:

  • система ESP (Electronic Stability Programme) на большинстве автомобилей в Европе и Америке;
  • система ESC (Electronic Stability Control) на автомобилях Honda, Kia, Hyundai;
  • система DSC (Dynamic Stability Control) на автомобилях BMW, Jaguar, Rover;
  • система DTSC (Dynamic Stability Traction Control) на автомобилях Volvo;
  • система VSA (Vehicle Stability Assist) на автомобилях Honda, Acura;
  • система VSC (Vehicle Stability Control) на автомобилях Toyota;
  • система VDC (Vehicle Dynamic Control) на автомобилях Infiniti, Nissan, Subaru;
  • система VDIM (Vehicle Dynamics Integrated Management) на автомобилях Toyota.

Принцип действия системы курсовой устойчивости автомобиля на примере самой распространенной системы ESP.

Система ESP представляет собой комплекс, который включает в себя входные датчики, блок управления и гидравлический блок системы ABS/ASR со всеми компонентами.

Входные датчики фиксируют конкретные параметры автомобиля и преобразуют их в электрические сигналы. С помощью датчиков система динамической стабилизации оценивает действия водителя и параметры движения автомобиля.

Блок управления системы ESP принимает сигналы от датчиков и формирует управляющие воздействия на исполнительные устройства подконтрольных систем активной безопасности:

  • впускные и выпускные клапаны системы ABS;
  • переключающие и клапаны высокого давления системы ASR;
  • контрольные лампы системы ESP, системы ABS, тормозной системы.

В своей работе блок управления ESP взаимодействует с блоком управления системы управления двигателем и блоком управления автоматической коробки передач (если автомобиль оборудован автоматической трансмиссией).

Стабилизация движения автомобиля может достигаться несколькими способами:

  • подтормаживанием определенных колес;
  • изменением крутящего момента двигателя
  • изменением угла поворота передних колес (при наличии системы активного рулевого управления);
  • изменением степени демпфирования амортизаторов (при наличии адаптивной подвески)

В конструкции системы курсовой устойчивости могут быть реализованы следующие дополнительные функции (системы):

  • гидравлический усилитель тормозов;
  • система предотвращения опрокидывания;
  • система предотвращения столкновения;
  • система стабилизации автопоезда;
  • система повышения эффективности тормозов при нагреве;
  • система удаления влаги с тормозных дисков;
  • и др.

Все вышеперечисленные системы, в основном, не имеют своих конструктивных элементов, а являются программным расширением системы ESP.

Как работает система курсовой устойчивости

В общих чертах работу системы можно описать так. Как только какое-то колесо автомобиля начинает проскальзывать, что может привести к сносу или заносу, в то же мгновение система включается и подтормаживает одно из колес, что предотвращает дальнейшее скольжение. Сенсоры позволяют системе выяснить, отклоняется ли машина от курса, заданного водителем.

Происходит это так: при стабилизации автомобиля система анализирует управляющие действия водителя, такие как угол поворота рулевого колеса, положение педалей газа и тормоза, и сопоставляет их с реальным откликом автомобиля на эти действия, в первую очередь со скоростью автомобиля, скоростью изменения и величиной угла разворота автомобиля и величиной боковых ускорений.

Этой информации системе достаточно, чтобы определить начало разворота вокруг вертикальной оси или сноса с желаемой траектории.

Если реальные параметры движения автомобиля будут отличаться от рассчитанных по управляющим действиям водителя (в реальности автомобиль уходит от заданной водителем траектории), то система может вмешаться в процесс управления автомобилем, подтормаживая оба правых или левых колеса автомобиля и изменяя крутящий момент двигателя.

Своим вмешательством система стремится вернуть автомобиль на заданную водителем траекторию.

По сути, система курсовой устойчивости реагирует на критические ситуации, ставя и получая благодаря входным датчикам ответы на два вопроса:

  • куда намерен ехать водитель?
  • куда на самом деле едет автомобиль?
Читать еще:  Что такое центрифуга двигателя

Ответ на первый вопрос система получает от датчиков, определяющих угол поворота рулевого колеса и угловые скорости колес автомобиля. Ответ на второй вопрос дает измерение угла поворота автомобиля вокруг вертикальной оси и величина его поперечного ускорения.

Если датчики выдают разноречивую информацию, т.е. ответы на вопросы не совпадают, то существует вероятность возникновения критической ситуации, при которой необходимо вмешательство системы ESP.

Критическая ситуация на поворотах может проявиться в двух вариантах поведения автомобиля:

1. Недостаточная поворачиваемость автомобиля. Другое название — снос автомобиля, когда скользит передняя ось, и колеса не слушаются руля.

В этом случае система дозировано подтормаживает внутреннее заднее колесо по отношению к повороту, а также воздействует на системы управления работой двигателя и АККП (если автомобиль оборудован автоматической трансмиссией).

В результате добавления тормозной силы к заднему колесу, вектор сил, действующих на автомобиль, поворачивается в сторону поворота, и машина возвращается на заданную траекторию движения, вписываясь в поворот.

2. Избыточная поворачиваемость автомобиля. Другое название — занос, это когда скользит задняя ось, и задок стремится обогнать передок

В этом случае система дозировано подтормаживает переднее внешнее колесо и воздействует на системы управления работой двигателя и АККП (если автомобиль оборудован автоматической трансмиссией).

В результате вектор сил, действующих на автомобиль, поворачивается «наружу» поворота, тем самым предотвращая занос автомобиля и следующее за ним неуправляемое вращение вокруг вертикальной оси.

Еще одной распространенной ситуацией, в которой требуется вмешательство ESP, является объезд неожиданно возникшего на дороге препятствия. В случае если автомобиль не оборудован такой системой, события часто развиваются по следующему сценарию:

  • перед автомобилем неожиданно возникает препятствие;
  • чтобы избежать столкновения с ним, водитель резко поворачивает влево, а затем, чтобы возвратиться на ранее занимаемую полосу – вправо. В результате этих манипуляций возникает занос задних колес, переходящий в неуправляемое вращение автомобиля вокруг вертикальной оси.

Ситуация у автомобиля с системой ESP будет выглядеть несколько иначе. Предположим, что водитель пытается объехать препятствие. Действие ESP будет следующим:

По сигналам датчиков система распознает возникший неустойчивый режим движения автомобиля, производит необходимые вычисления и подтормаживает левое заднее колесо, способствуя тем самым повороту автомобиля.

Пока автомобиль движется по дуге влево, водитель начинает поворачивать рулевое колесо вправо. Чтобы способствовать повороту автомобиля вправо, система подтормаживает правое переднее колесо. Задние колеса при этом вращаются свободно, что препятствует возникновению заноса.

Система курсовой устойчивости может предотвратить возникновение заноса или сноса лучше любого водителя (ее еще называют антизаносной системой), но если при этом грубо не нарушены законы физики, т.е. в разумных пределах.

Законы физики никто не отменял – устойчивость автомобиля определяется сцеплением шин с дорожным покрытием, поэтому если на скользком повороте на большой скорости резко качнуть руль, то никакая система не спасет.

Машину нужно вести аккуратно. Так, как диктует здравый смысл и законы физики движения автомобиля. Для общего представления о движении автомобиля есть смысл ознакомиться с материалом статьи Как автомобиль поворачивает.

Электроника может подправить действия водителя, исправить небольшие ошибки. Но серьезных промахов в управлении, связанных с значительным превышением скорости, ни одна система исправить не сможет. Человеческий фактор всегда остается главным.

Автор: Сергей Довженко
Последняя редакция: 30.07.2021

Если есть желание поделиться прочитанным, ниже кнопки на выбор. Жмем, не стесняемся.

Система курсовой устойчивости vsc: как она нас спасает от заноса?

Уважаемые коллеги-автолюбители, курсовая устойчивость автомобиля что это такое? Есть такое явление, и сейчас рассмотрим именно то, что собой представляет система курсовой устойчивости vsc.

Мы с вами прекрасно знаем, что езда на машине может сопровождаться не только приятными впечатлениями, но и непредвиденными ситуациями, результатом которых в лучшем случае становится дорогой ремонт авто.

Конечно же, скажете вы, очень многое зависит от прокладки между рулём и передним сиденьем – водителя, который порой и не задается этим вопросом «курсовая устойчивость автомобиля что это такое?»

Чтобы предотвратить беду, автопроизводители, в расчете на дилетантов-наездников и женщин-блондинок, оснащают свои детища всевозможными электронными системами активной безопасности, призвание которых в недопущении аварийных ситуаций.

Рассмотрим одну из таких технологий, эффективно заботящуюся о том, чтобы машины ехали по задуманной нами траектории и не преподносили неприятных сюрпризов – заносов или чего-то похожего.

Читать еще:  406 двигатель перегрев что менять

Курсовая устойчивость автомобиля что это такое и в чем её отличие от динамической стабилизации

Пусть вас не вводит в заблуждение аббревиатура из латинских букв, следующая за вполне известным названием технологии. Дело в том, что одно и то же устройство, выпускаемое разными производителями автотехники, может иметь совершенно разные названия.

Так, к примеру, система курсовой устойчивости хорошо известна и как система динамической стабилизации, а аббревиатур, обозначающих её вообще бесчисленное количество – это и ESP, и ESC, и VSC, и VDC, и так далее. Тем не менее, её суть и принцип работы мало зависят от названия, отличия, конечно, могут быть, но они незначительны.

Когда работает система курсовой устойчивости VSC?

Итак, зачем же нам нужна система курсовой устойчивости? Как мы уже упомянули в начале статьи, главной её функцией является сохранение заданной траектории движения автомобиля. Представим ситуацию: конец осени, первые заморозки, вы, притопив педаль газа, едете по дороге, на которой вчерашние лужи уже успели покрыться коркой льда. Впереди небольшой поворот, и вы, не снижая скорости, входите в него, как вдруг одно из ведущих колёс (представим, что у Вас авто с задним приводом) попадает на лёд.

Если машина не оборудована VSC, то тогда последствия могут быть очень печальными – занос, снос с траектории, одним словом, ужас водителя. Но если машина имеет систему курсовой устойчивости и она активирована, то в этом случае вы даже ничего не заметите, разве что транспортное средство слегка вильнёт кормой. Вот такие дела.

Курсовая устойчивость: под контролем всё авто

Ну что, а теперь давайте углубимся в принцип работы и устройство системы курсовой устойчивости. Она относится к технологиям высокого уровня, а это значит, что под её контролем находятся другие системы и узлы автомобиля. Ключевыми элементами VSC являются такие:

  • комплект различных датчиков;
  • электронный блок управления;
  • исполнительные устройства.

Состояние машины отслеживается россыпью всевозможных датчиков, а именно: датчиком угла поворота руля, давления в тормозной магистрали, продольного и поперечного ускорения кузова, частоты вращения колёс и угловой скорости машины.

На основе полученной информации блок управления за доли секунды оценивает ситуацию, и если по его мнению автомобиль движется не так как того желает водитель, посылает сигналы исполнительным устройствам для исправления ситуации. В число устройств, которые могут подчиняться электронике VSC, входят:

  • клапаны антиблокировочной системы, встроенные в тормозную магистраль;
  • элементы антипробуксовочной системы;
  • блок управления двигателя;
  • электроника автоматической коробки передач (если, конечно, она имеется в машине);
  • активная система управления колёсами (также при наличии).

Следствием работы системы курсовой устойчивости может быть подтормаживание колёс, изменение режима работы мотора и коробки передач, перераспределение крутящего момента по осям или колёсам и так далее.

Всегда ли полезна VSC?

Кстати, несмотря на всю свою полезность, технология VSC имеет и своих противников. Считается, что для опытных водителей она не просто бесполезна, но и является лишней обузой. Возможно, в этом есть доля правды, и именно поэтому у многих автомобилей, оборудованных системой курсовой устойчивости, имеется кнопка для её выключения.

Иногда её деактивация позволяет решить сложную ситуацию нестандартным способом, например, добавить газу для выхода из заноса, или же просто дарит любителям активной езды возможность пощекотать свои нервы и насладиться настоящим драйвом за рулём.

Надеюсь вас уже не мучает вопрос: «курсовая устойчивость автомобиля что это такое»? Но как бы то ни было, друзья, всегда будьте внимательны на дорогах и не уповайте во всём на умную электронику машины.

Советую познакомиться, в рамках систем безопасности, с антипробуксовочная система ASR.

фактор устойчивости

Смотреть что такое «фактор устойчивости» в других словарях:

ФАКТОР УСТОЙЧИВОСТИ , — Mc Gugan, 1965, отношение площади распространения свиты или пачки (без существенных литологических изменений) к ее мощн. Геологический словарь: в 2 х томах. М.: Недра. Под редакцией К. Н. Паффенгольца и др.. 1978 … Геологическая энциклопедия

фактор устойчивости к лекарственным препаратам — Гликопротеин, неспецифически участвующий в обеспечении многофакторной резистентности организма к химическим препаратам; также интенсификация экспрессии генов, кодирующих Ф.у.л.п., известна в опухолевых клетках, при регенерации различных тканей и… … Справочник технического переводчика

фактор устойчивости к лекарственным препаратам — multidrug resistance factor фактор устойчивости к лекарственным препаратам. Гликопротеин, неспецифически участвующий в обеспечении многофакторной резистентности организма к химическим препаратам; также интенсификация экспрессии генов, кодирующих… … Молекулярная биология и генетика. Толковый словарь.

Читать еще:  Датчик температуры двигателя sandero

R-фактор R-плазмида фактор устойчивости — R фактор, R плазмида, фактор устойчивости * R фактар, R плазміда, фактар устойлівасці * R factor or R plasmid or resistance transfer f. or r. F. плазмида, ДНК которой придает бактерии устойчивость к антибиотикам (напр., стрептомицину),… … Генетика. Энциклопедический словарь

R-плазмида R-фактор фактор устойчивости — R плазмида, R фактор, фактор устойчивости * R плазміда, R фактар, фактар устойлівасці * R plasmid or resistance transfer f. or r. f. or r factor … Генетика. Энциклопедический словарь

фактор — factor фактор. Причина, движущая сила какого либо генетического процесса, явления, определяющая его как в целом, так и отдельные черты; в некоторых случаях понятие Ф. употребляют как синоним термина ген или используют для обозначения какого либо… … Молекулярная биология и генетика. Толковый словарь.

R-фактор — (фактор резистентности, лекарственной устойчивости) плазмида (см. Плазмиды), контролирующая устойчивость к антибиотикам и др. антибактер. препаратам (аминогликозидам, хлорамфениколу, эритромицину, пенициллинам, тетрациклинам, сульфаниламидным… … Словарь микробиологии

Резистентный фактор ф устойчивости — Резистентный фактор, ф. устойчивости * рэзістэнтны фактар, ф. устойлівасці * resistance factor тип (класс) эписом (см.), которые придают (обеспечивают) бактериям устойчивость к антибиотикам () … Генетика. Энциклопедический словарь

лекарственной устойчивости — См. R фактор (Источник: «Словарь терминов микробиологии») … Словарь микробиологии

ГЕННАЯ ИНЖЕНЕРИЯ — или технология рекомбинантных ДНК, изменение с помощью биохимических и генетических методик хромосомного материала основного наследственного вещества клеток. Хромосомный материал состоит из дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК). Биологи изолируют… … Энциклопедия Кольера

ВЛИЯНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ФАКТОРОВ НА ПОПЕРЕЧНУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ АВТОМОБИЛЯ

Потеря поперечной устойчивости наблюдается чаще всего во время торможения, так как при этом в контактах шин с дорогой дей­ствуют большие тормозные силы, вследствие чего колеса не могут без скольжения воспринимать даже небольшие попереч­ные силы. При блокировке колес их движение становится не­устойчивым.

Причиной нарушения устойчивости автомобиля при торможе­нии может быть неравномерное распределение тормозной силы между колесами, вызванное замасливанием фрикционных накладок или неправильной регулировкой тормозов. Неравномерность рас­пределения тормозных сил у передних колес, как правило, опас-

V//////?

Рпс. 87. Устойчивость автомобиля при торможении:

а — заторможено заднее правое колесо; б — неис­правен один из передних тормозов

Рис. 88. Устойчивость авто­мобиля при неправильной укладке груза:

а — блокированы передние ко­леса; б — блокированы задние колеса

нее, чем у задних. Если у автомобиля заторможено лишь одно заднее колесо, например, правое (на рис. 87, а оно условно заштри­ховано), а другое (левое) катится свободно, то автомобиль отклоня­тся вправо от прямолинейного движения. Расстояние sn от центра тяжести до заторможенного колеса при этом уменьшается, сле-.овательно, уменьшается также и поворачивающий момент, созда­ваемый силой инерции Ри.

При неисправности одного из передних тормозов (рис. 87, б) плечо «ц во время торможения увеличивается, что способствует дальнейшему отклонению автомобиля в сторону. Поэтому неис­правность передних тормозов опаснее, чем задних. J Такое же явление происходит в результате качения затормо­женных колес одной стороны автомобиля по скользкому участку дороги, а другой стороны — по покрытию с большим значением коэффициента ср.

Поперечная устойчивость при торможении может быть также нарушена из-за неправильной укладки груза в кузове. Если центр тяжести груза не совпадает с продольной осью автомобиля, то сила инерции Рш, возникающая при торможении, создает поворачи­вающий момент на плече sn (рис. 88, а). Если при этом блокиро­ваны передние колеса (на рис. 88, а они условно заштрихованы), то сила сцепления их с дорогой меньше, чем у задних колес, и поэтому во время торможения автомобиль под действием момента Pusn поворачивается относительно средней точки задней оси. Плечо sn в этом случае быстро уменьшается до нуля, и поворот автомобиля прекращается. Если же у автомобиля блокированы задние колеса (рис. 88, б), то автомобиль поворачивается отно­сительно средней точки передней оси, причем плечо sn непрерывно возрастает, что увеличивает опасность заноса.

Торможение автомобиля с неотъединенным от трансмиссии двигателем повышает поперечную устойчивость автомобиля, так как тормозную силу, вызванную трением в двигателе и трансмиссии, дифференциал распределяет поровну между задними колесами. Это уменьшает неравномерность распределения тормозных сил, возникающую из-за различных тормозных моментов или коэффи­циентов сцепления, и снижает склонность автомобиля к заносу.

4. Факторы, влияющие на устойчивость автомобиля

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector