Sw-motors.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ДВС: что это такое в машине

ДВС: что это такое в машине

Хотя по нашим дорогам уже можно встретить электрокары, но большинство начинающих водителей еще интересует, что такое ДВС в автомобиле, так именно такими агрегатами оснащено подавляющее число машин. Подробности узнаем далее.

Расшифровка ДВС

Под данной аббревиатурой скрывается двигатель внутреннего сгорания. Он может быть установлен не только в транспорте, но и в другой технике, например, газонокосилках, электрогенераторах, бензопилах и др. Подобное оборудование широко использует преимущества аппарата.

Двигатель внутреннего сгорания – это тепловое устройство, внутри которого энергия сгорающей топливной смеси переходит в механическую работу.

Такое устройство изобретено достаточно давно, а со второй половины прошлого века устанавливается на самоходный транспорт. Хотя конструкционно агрегат претерпел с тех пор много изменений, но принцип работы остался практически прежним.

Существует определенная градация таких моторов исходя из количества рабочих циклов:

  • двухтактные;
  • четырехтактные.

Конструкторы используют деление по методике приготовления топливной смеси:

  • карбюраторный;
  • инжекторный;
  • дизельный.

Первые два типа относятся к разновидностям с внешним топливообразованием, а последний – с внутренним типом топливообразования. Также внутри автомобильных движков энергия преобразовывается по-разному, что привело к возникновению турбинных, реактивных поршневых и комбинированных агрегатов.

Составные части

Автомобилистам, интересующимся своей техникой, желательно знать, из чего состоит ДВС. Современное устройство предполагает большое количество деталей. Они в комплексе влияют на производительность и эффективность работы всей силовой системы. К основным элементам относятся:

  • Блок цилиндров. Это базовая деталь установки, так как к ней привязываются остальные части. Внутри большинства цельных блоков обычно располагается 4 цилиндра. Также встречаются 6-ти, 8-ми и 12-ти цилиндровые авто. Реже количество бывает другим.
    Расположение полостей может быть линейным, V-образным и горизонтальным (опозитным).
  • Поршень. Внутри каждого из цилиндров компрессия создается поршнем, зафиксированным на шатуне. Он представляет собой полую цилиндрическую деталь из легких сплавов, перемещающуюся соосно.
  • Свечи. Если воспламенение не предполагается от сжатия топливной смеси, то для принудительного искрообразования должны стоять свечи. Они своевременно поджигают смесь, чтобы высвобождалась энергия.
  • Клапаны. Через них обеспечивается подача топлива и выпуск отработанных газов в выхлопную систему. Таким образом, они бывают впускные и выпускные. Как минимум одна пара задействована для каждого цилиндра.
  • Коленчатый вал. На нем крепятся шатуны с поршнями. Отбор мощности проводится от одного из хвостовиков коленвала. Благодаря этому элементу вращательное движение переводится в поступательное.

Так как вся система требует смазки, то снизу силовая установка имеет картер. В нем собирается масло, а за счет принудительной отправки часть его уходит на смазывание обратно.

ДВС: что это такое в машине?

Процессы преобразования энергии в силовой установке происходят множество раз в секунду. Таким образом удается двигать автомобиль, передавая вращение от коленвала посредством трансмиссии на ведущие оси машины.

Более подробно процесс включает несколько этапов. На первой стадии топливовоздушная смесь проникает из впускного клапана в камеру сгорания. Далее ее сжимает поршень до определенного объема. На этой стадии происходит искрообразование от свечи.

Воспламененная смесь при избыточной температуре обладает высоким давлением. За счет него обеспечивается создание усилия на торец поршня, толкая его от верхней точки сжатия вниз. Этот момент называется рабочим ходом. Соответственно шатун давит на коленвал и обеспечивает его вращение.

По инерции поршень снова идет вверх и в это время открываются выпускные клапаны. Из камеры сгорания удаляются продукты сгорания. Далее цикл повторяется снова.

Что такое ЕТО, или кратко о стандарте ежесменного технического обслуживания оборудования на «Протон-ПМ»

ПАО «Протон-ПМ» продолжает внедрять принципы бережливого производства, стремясь исключить все виды потерь и вовлечь в эту работу каждого сотрудника.

Оператор станков цеха 2 Семён Казымов проверяет станок по чек-листу

Благодарим редакцию газеты «Орбиты Протона» за предоставление данного материала.

Диспансеризация для станка

Так сложилось, что большинство временных потерь при изготовлении продукции приходится на простои оборудования по причине неисправности. Эта проблема ещё больше усугубилась после того как были введены санкции.

– Зачастую запасных частей для вышедшего из строя станка приходится ждать по несколько месяцев, – объясняет замначальника производства по операционной эффективности «Протон-ПМ» Павел Бахарев. – Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что многих поломок удалось бы избежать, если вовремя проводить визуальную диагностику станков.

В результате в 2019 году на первом участке цеха 2 был разработан и внедрён стандарт ежесменного технического обслуживания оборудования (ЕТО).

– Сначала работники отнеслись к нововведению отрицательно, как к ещё одной обязанности, – продолжает Павел Бахарев. – Но спустя полгода поняли, что исправный станок позволяет им выполнять сменное задание, а значит, и зарабатывать.

Что же такое ЕТО? В первую очередь это культура производства, бережное и внимательное отношение исполнителя к оборудованию, и только во вторую – своевременное техническое обслуживание и ремонт. Чтобы помочь сотрудникам, для каждого станка были разработаны визуальные стандарты и наглядные чек-листы с указанием контрольных точек проверки. По сути, это паспорт станка. В нём – вся информация, в том числе фотографии ответственных за его состояние.

Сверяясь с паспортом, оператор в начале и конце смены проверяет станок, контролируя уровень масла и эмульсии, температуру на датчиках и так далее. Результаты осмотра заносятся в журнал – своеобразную медкарту. В документе фиксируются и другие симптомы, которые наблюдаются в процессе работы. Это могут быть нетипичный звук, наличие посторонних примесей в эмульсии, вибрация. Записи в журналах проверяют лекари оборудования – сотрудники бюро ремонта станков цеха 79, которые на их основе планируют предупредительный ремонт и профилактику. Такой подход позволил значительно сократить количество поломок оборудования на участке.

– На отдельных единицах за полгода не зафиксировано простоев по причине ремонта, на других они сведены к минимуму, – делится главный механик предприятия Денис Каменских. – Но главное – то, что мы смогли изменить отношение исполнителей к оборудованию. Ведь все знают, что гораздо легче предупредить поломку, чем впоследствии приобретать запчасти на тысячи или даже миллионы рублей, ждать, когда их поставят и установят.

Сейчас стандарты ЕТО, внедрённые в цехе 2, транслируются и на другие производственные подразделения. Так, диспансеризацией оборудования уже озаботились в корпусе 30А – цехах 7 и 9.

Читать еще:  Асинхронный двигатель три скорости схема

SMED-шаги

Все, кто когда-либо занимался бережливым производством, знают, что такое SMED (от английского Single Minute Exchange of Dies – быстрая замена штампов). По сути, это система быстрой переналадки оборудования, представляющая собой способ сокращения временных издержек и потерь при переходе от изготовления одного вида продукции к другому.

– В Советском Союзе система быстрой переналадки была неотъемлемой частью научной организации труда, – делится Павел Бахарев. – Как и всё гениальное, она очень проста: необходимо выполнять максимальное количество операций, не останавливая обработку деталей на оборудовании. То есть подготовка технологии, заказ инструмента, выдача заготовок организованы, пока на станке выполняется предыдущая операция.

По его словам, работа в цехах нередко строится по принципу «закончи одну партию и только тогда приступай к следующей». Получается, что оператор останавливает станок, идёт к мастеру за технологией, затем отправляется за заготовками и инструментом, которые, к слову, ещё не начинали ему подбирать. Затем требуется настроить оборудование, найти управляющую программу, установить инструмент, выверить заготовку и только после этого рабочий сможет приступить к изготовлению детали.

– Назову цифры: переналадка станков S-80 в цехе 2 ранее, до того как мы внедрили принципы SMED, занимала более восьми часов, – продолжает Павел Бахарев. – Сегодня это время удалось сократить почти в восемь раз.

Что для этого было сделано? Пока оператор производит обработку деталей, наладчик либо мастер готовят технологии и управляющую программу, а инструментально-раздаточная кладовая собирает инструмент и так далее. В дополнение к этому сейчас внедряются быстропереналаживаемая оснастка и инструмент.

Пионером по внедрению принципов SMED на предприятии стал цех 2: здесь на первом и пятом участках отработаны основные принципы и подходы. Это позволит приступить к их внедрению в других производственных подразделениях, а также включить быструю переналадку в корпоративную программу повышения производительности труда.

Эндоскопия мотора: что это такое, зачем нужно и как делается

С развитием технологий покупка подержанного автомобиля становится чуть более простой задачей. О машине можно многое узнать по ее VIN еще до личной встречи, а диагностика перед покупкой давно не сводится к осмотру подвески, считыванию ошибок и замеру компрессии. Один из современных инструментов, позволяющих узнать больше об автомобиле, – это эндоскоп. Давайте разберемся, что это такое, зачем он нужен и как делают эндоскопию.

Что такое эндоскоп и эндоскопия?

Эндоскоп в технике – это прибор для осмотра внутренних полостей агрегатов. По сути, он представляет собой камеру с подсветкой, закрепленную на конце стержня. Вывод изображения с камеры производится либо на собственный экран эндоскопа, либо на подключаемое внешнее устройство – компьютер или смартфон. Соответственно, осмотр агрегата с использованием эндоскопа и называется эндоскопией. Эндоскопия может быть полезна при осмотре разных труднодоступных полостей в автомобиле вроде впускного тракта или турбины, но самое широкое применение она получила в диагностике состояния цилиндропоршневой группы и клапанов.

Как проводится эндоскопия?

Эндоскопия проводится на заглушенном и не прогретом двигателе. Для осмотра цилиндра выкручиваются свечи зажигания (или свечи накаливания, если речь идет о дизельном моторе), и зонд эндоскопа через свечной колодец погружается в цилиндр. В зависимости от цены и возможностей эндоскопа зонд может быть гибким или иметь возможность управления камерой, а также оснащаться не только обычной, но и инфракрасной подсветкой. Самыми широкими возможностями обладают именно эндоскопы с управляемой поворотной камерой: она позволяет детально изучить все интересующие области внутреннего пространства цилиндра.

Зачем нужна эндоскопия?

Эндоскопия – один из методов аппаратной диагностики двигателя, позволяющий получить много информации о его состоянии. Причем, в отличие от некоторых других методов диагностики, эндоскопия предоставляет не косвенные, а прямые данные об имеющихся проблемах: задирах, трещинах, деформациях, протечках и так далее. Давайте вкратце перечислим все, что может выявить эта процедура.

Одна из ключевых задач эндоскопии – оценка состояния цилиндропоршневой группы, поскольку один из главных показателей к капитальному ремонту двигателя – это как раз повреждения цилиндров и поршней. С помощью эндоскопа можно осмотреть стенки цилиндров на предмет наличия задиров, каверн, царапин и других дефектов, оценить состояние стенок в зоне перекладки поршня, а также наличие хонинговочной сетки, которое говорит об отсутствии значительного износа и нормальной работе цилиндропоршневой группы – в частности, поршневых колец. Кроме того, по состоянию цилиндра можно косвенно определить правдивость показания пробега на одометре: мотор с пробегом в 100 тысяч будет неизбежно отличаться от мотора с пробегом в 250. Однако для некоторых двигателей проверка эндоскопом крайне желательна из-за врожденных недостатков, проявляющихся даже на сравнительно небольших пробегах. Например, риски могут поджидать не только при покупке подержанной BMW или Subaru, но и при выборе некоторых автомобилей концерна Hyundai-Kia, где задиры порой возникают из-за проблем с катализатором.

Читать еще:  Что такое двигатель ленуара

Осмотр поршня позволяет прежде всего убедиться в его целостности – отсутствии трещин и признаков разрушения. Ну а внешнее состояние поршня позволяет судить о работе двигателя. Чистые сухие головки поршней без нагара и остатков несгоревшего топлива и масляного налета говорят о том, что двигатель исправен и работает нормально. При наличии дефектов можно определить и их причины: например, масло и нагар на поршне свидетельствуют о проблемах с поршневыми кольцами, остатки топлива – о неисправностях форсунок или зажигания, а коррозия и следы антифриза – о повреждении прокладки ГБЦ и протечке охлаждающей жидкости в цилиндр.

Следующий пункт осмотра – клапаны. Как и для поршней, для начала здесь оценивается целостность самих клапанов и отсутствие повреждений, а также состояние и геометрия седел клапанов. При отсутствии видимых проблем с «железом» можно оценить работу клапанного механизма и мотора в целом. О проблемах будет говорить обильный нагар на клапанах или масло на них, а следы масла вокруг седла клапана укажут на негерметичность сальников клапанов (маслосъемных колпачков). И если замена задубевших сальников – процедура несложная и не очень дорогая, то «шуба» на клапанах может говорить о более затратных проблемах с EGR, вентиляцией картера, опять-таки поршневыми кольцами и так далее.

На моторах с непосредственным впрыском при осмотре цилиндров эндоскопом можно также оценить состояние топливных форсунок. Если сопла форсунки покрыты нагаром или масляным налетом, это неизбежно влияет на качество распыла топлива, ухудшает качество и скорость его сгорания и повышает его расход. В крайнем случае избыточно льющая форсунка может даже стать причиной гидроудара. Исправная же форсунка, как и все остальное в камере сгорания, должна быть чистой и сухой.

Как выглядит процедура осмотра цилиндров эндоскопом?

Те, кто хочет взглянуть, как проводится осмотр цилиндров эндоскопом, могут обратиться к нашему практическому материалу. В нем показана разница между дешевым и дорогим эндоскопами, а также процесс и результаты эндоскопии конкретного автомобиля.

Что такое ето на двигателе

ВИДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ТМЗ 842

Надёжная работа двигателя и длительный срок его службы обеспечиваются своевременным проведением технического обслуживания. Выполнение работ обязательно в строго установленные сроки в течение всего периода эксплуатации.

Техническое обслуживание двигателя проводить одновременно с техническим обслуживанием машины.

Техническое обслуживание двигателя по периодичности и перечню выполняемых работ подразделяется на виды, перечисленные ниже.

Ежедневное техническое обслуживание (ЕТО) выполняется один раз в сутки по окончании суточной работы.

Техническое обслуживание №1 (ТО-1) проводится через каждые 250 часов работы двигателя.

Техническое обслуживание №2 (ТО-2) проводится через каждые 750 часов работы двигателя.

Сезонное техническое обслуживание проводится при переходе к зимней или летней эксплуатации.

Техническое обслуживание в начальный период эксплуатации проводится после первых 30 часов работы двигателя.

ЕЖЕДНЕВНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ (ЕТО) ДВИГАТЕЛЯ ТМЗ 842

Осмотреть двигатель, при необходимости очистить его от пыли и грязи. Отмеченные неисправности немедленно устранить.

Заполнить топливный бак топливом, не ожидая его охлаждения во избежание конденсации паров воды.

Проверить уровни охлаждающей жидкости и масла в системах двигателя, при необходимости долить.

В зимний период слить отстой из топливных фильтров грубой и тонкой очистки.

При наличии в составе транспортного средства (машины) сцепления ЯМЗ-15, ЯМЗ-151, ЯМЗ-151-10 проверить работу сцепления на транспортном средстве.

Проверить натяжение ремней в течение первых 50 часов работы двигателя, при необходимости отрегулировать.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ №1 (ТО-1) ДВИГАТЕЛЯ ТМЗ 842

Слить отстой из топливных фильтров грубой и тонкой очист-ки.

Проверить натяжение приводных ремней, при необходимо-

Заменить масло в системе смазки двигателя.

Сменить фильтрующие элементы масляного фильтра. Элементы подлежат замене ранее указанного срока при свечении сигнализатора засоренности масляного фильтра.

Промыть фильтр центробежной очистки масла.

Заменить масло в редукторе насоса забортной воды (для двигателей 8481.10-07, 8481.10-08). Для залива и контроля масла использовать отверстие А (рисунок 33). Уровень масла должен совпадать с нижней кромкой отверстия.

Для сцепления моделей ЯМЗ-15, ЯМЗ-151, ЯМЗ-151-10 проверить свободный ход муфты выключения сцепления, при необходимости отрегулировать.

Провести обслуживание фильтрующего элемента и бункера воздушного фильтра (очистить бункер от пыли). Обслуживание элемента и бункера провести ранее указанного срока при срабатывании сигнализации засоренности воздушного фильтра. Проверить крепление шланговых соединений в системе впуска воздуха, при необходимости подтянуть стяжные хомуты.

При первом с начала эксплуатации ТО-1 снять форсунки с двигателя и провести их техническое обслуживание. В дальнейшем обслуживание форсунок проводить при ТО-2.

Читать еще:  Двигатель xu7jp4 технические характеристики

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ №2 (ТО-2) ДВИГАТЕЛЯ ТМЗ 842

Выполнить все операции ТО-1.

Заменить фильтрующие элементы фильтра тонкой очистки топлива. При потере двигателем мощности фильтрующие элементы заменить, не дожидаясь проведения очередного ТО.

Снять форсунки с двигателя и провести их техническое обслуживание.

Проверить и, если необходимо, отрегулировать установку угла опережения впрыска топлива.

Проверить и, если необходимо, отрегулировать тепловые зазоры клапанов.

Проверить лёгкость вращения ротора турбокомпрессора, при необходимости провести техническое обслуживание турбокомпрессора.

Для сцепления моделей ЯМЗ-15, ЯМЗ-151, ЯМЗ-151-10 смазать муфту выключения сцепления и вал вилки выключения сцепления через три пресс-маслёнки, проверить полный и свободный ход муфты выключения сцепления, при необходимости отрегулировать.

Провести техническое обслуживание генератора.

Проверить (без демонтажа стартера с двигателя) плотность присоединения наконечников проводов к клеммам стартера и аккумуляторной батарее, а также их чистоту.

Дополнительно выполнить следующее.

Каждое четвертое ТО-2 (через 3000 часов) снять для проверки топливный насос высокого давления и, в случае необходимости, провести его регулировку.

Каждое четвертое ТО-2 (через 3000 часов) провести техническое обслуживание стартера.

Каждое пятое ТО-2 (через 3750 часов) заменить распылители топливных форсунок.

СЕЗОННОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Осенью при переходе на зимнюю эксплуатацию промыть фильтр-отстойник топлива.

Осенью при переходе на зимнюю эксплуатацию проверить узлы электрофакельного устройства.

Осенью и весной заменить масло и топливо на соответствующие предстоящему сезону.

Один раз в два года заменить охлаждающую жидкость, одновременно с заменой очистить и промыть защитные сетки водомасляного радиатора и охладителя наддувочного воздуха. При использовании в качестве охлаждающей жидкости воды очистить и промыть защитные сетки водомасляного радиатора и охладителя наддувочного воздуха один раз в год, осенью, при сезонном обслуживании. Для двигателей 8481.10-07, 8481.10-08 защитные сетки водомасляного радиатора и охладителя наддувочного воздуха промывать ежегодно весной, при первом ТО-1.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ЭКСПЛУАТАЦИИ ДВИГАТЕЛЯ ТМЗ 842

В течение первых 30 часов работы рекомендуется не нагружать двигатель до максимальной мощности, так как в нём происходит приработка деталей цилиндропоршневой группы и подшипников коленчатого вала. Двигатель подготавливается для принятия полной нагрузки.

После первых 30 часов работы провести следующие операции технического обслуживания:

Прогреть двигатель до температуры охлаждающей жидкости 75 – 85°С.

Заменить масло в системе смазки.

Промыть фильтр центробежной очистки масла.

Проверить и, при необходимости, отрегулировать установочный угол опережения впрыскивания топлива.

Отрегулировать зазоры клапанного механизма.

Отрегулировать натяжение приводных ремней.

РЕГУЛИРОВКА НАТЯЖЕНИЯ РЕМНЕЙ

Привод водяного насоса, вентилятора и генератора двигателя осуществляется клиновыми ремнями, от надёжной работы которых зависит и нормальная работа этих агрегатов. Поэтому при повседневном уходе за двигателем необходимо предохранять ремни от попадания масла и топлива, контролировать их натяжение и регулировать его. Особенно тщательно надо проверять натяжение ремней в течение первых 50 часов работы двигателя, так как в это время происходит их наибольшая вытяжка. Натяжение ремней должно быть всегда нормальным, поскольку как излишнее, так и недостаточное натяжение приводит к преждевременному выходу их из строя. Кроме того, чрезмерное натяжение ремней может послужить причиной разрушения шарикоподшипников.

Натяжение ремня следует проверять нажатием в середине ветви с усилием 40 Н (4 кгс). Нормально натянутый ремень должен прогибаться на величину, указанную в таблице 10.

Таблица 10 – Прогибы ремней

Размеры сечений ремней приведены на рисунке 51. Ремни сечения 11х10 применяются для привода водяного насоса и генератора (на некоторых моделях и для привода вентилятора), сечения 14х13 – для привода вентилятора.

Рисунок 51 – Сечения ремней

Схема ременных приводов агрегатов некоторых моделей двигателей приведена на рисунке 52. На этом же рисунке приведён пример замера прогиба.

Необходимо обратить внимание на то, что диапазон прогибов, приведённый в таблице 10, не означает допустимость такого разброса для комплекта ремней привода одного агрегата. Например, в двухременном приводе генератора не следует допускать прогиба одного ремня на величину 8 мм, а второго – 12 мм.

Новые ремни должны быть одной размерной группы по длине. Разность длин ремней в одном комплекте должна составлять не более 3 мм, для ремней длиной 1600 мм и свыше – не более 4 мм. В случае соблюдения данного требования разница прогибов для ремней одного комплекта составит допустимую величину, т.е. меньшую, чем диапазон прогибов.

Натяжение ремней генератора регулируется перемещением генератора относительно оси его крепления. Натяжение ремней привода водяного насоса, вентилятора (а также генератора при его установке в кронштейн – постель) обеспечивается перемещением шкивов натяжных устройств. После регулировки следует затянуть болты и гайки крепления генератора и натяжных устройств.

– шкив коленчатого вала;

– ремни привода вентилятора; 3 – шкив привода вентилятора; 4 – шкив натяжного устройства; 5 – болт-натяжитель;

    – ремни привода генератора;

    – шкив водяного насоса;

    – кронштейн натяжного устройства;

    – шкив натяжного устройства;

    – ремень привода водяного насоса

    Рисунок 52 – Ремни привода агрегатов

    При увеличенной вытяжке или обрыве одного из ремней комплекта привода одного агрегата необходимо заменить все ремни данного комплекта на новые.

    голоса
    Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector