Турбореактивный двигатель — плюсы и минусы
Турбореактивный двигатель — плюсы и минусы
Вид в небе полета самолетов, завораживает наблюдателей. Человеку, далекому от сложных формул и сил, толкающих в воздухе многотонную машину с огромной скоростью, не всегда понятны тонкости аэродинамики, физические процессы. Воздушные транспортные средства стали называть «реактивными» из-за турбореактивного двигателя (ТРД), который создали инженеры после войны. Простых людей интересует, есть ли в них недостатки и, какими плюсами наделены мощные моторы.
Краткий принцип работы реактивных движков
Экстремальные условия военного времени показали, что самолетам не хватает скорости, маневренности. Было много проблем с мощностью двигателей. Конструкторы мирного периода, принялись модернизировать в первую очередь силовой агрегат. Они поняли, что без хороших движков не осуществить мечту человечества – покорение космоса.
Скорость механическому телу придает смесь, когда она попадает в специальную камеру, сжигается. В результате сгорания образуются газы, давление выталкивает их наружу, выход происходит через круглый с поперечным сечением канал – сопло. Здесь и создается огромная сила, которая толкает двигатель с самолетом или ракетой в противоположном направлении от газовых выхлопов. Наглядным примером служит обычный воздушный шар. Если его отпустить надутый, но не завязанный, за счет вылетающего воздуха он начинает быстро двигаться. Инженеры придумали как управлять такими движениями.
Принцип работы движков в ракетах и самолетах один, они должны снабжаться кислородом, за счет которого топливо сжигается. В первом случае воздушные корабли в полет отправляются, имея в запасе химический элемент, во втором – поглощают из атмосферы. В компрессоре воздух сжимается и попадает в камеру сгорания.
Когда газ проходит через турбины, которые закреплены в конце сопла, они начинают вращаться. Специальные приспособления придают направление для перехода на следующую ступень и ускорения круговых движений. Газом, освобожденным из канала, создается реактивная сила. В самолетах для работы движка достаточно топлива, реактора и сопла. В ракетах турбины состоят из нескольких ступеней с лопатками, прикрепленными к общему валу, направляющими продукт сгорания.
Турбореактивный двигатель самолета
Какими достоинствами наделены турбореактивные двигатели
Активно развиваются технологии, появляются новые разработки, но двигатели с силой тяги, где горючее, сгорая преобразует внутреннюю энергию в кинетическую, остаются в производстве из-за множества положительных качеств. На этом принципе созданы более совершенные модели, они по-прежнему действуют в соответствии с законом сохранения импульсов. К достоинствам турбореактивных силовых агрегатов относятся:
- Простая конструктивная структура. Где основной составной частью служит реактор, здесь происходит сгорание топлива, создается высокая тепловая энергия, с её помощью передается аппарату реактивная тяга.
- Мало подвижных элементов. Усиливается функциональность дополнительными механизмами, они принудительно нагнетают воздух в простую по конструкции камеру сгорания. В состав воздухосборника входит, крутящийся винт и лопасти.
- Большая мощность. Удельным импульсом характеризуется уровень ускорения, передаваемого воздушным кораблям для развития скорости.
- Высокий КПД. Этот показатель намного выше по сравнению с другими моделями двигателей.
- Тягой можно управлять во время космического полета. Изменяя расход горючего, пилот снижает или увеличивает скорость, маневрирует, отключает или запускает силовой агрегат в автономном режиме, без взаимодействия с другими механизмами.
- Работа осуществляется в условиях низкого воздушного давления, а в безвоздушном пространстве без него, что является первой необходимостью для ракет.
Турбореактивные двигатели отлично зарекомендовали себя в самых трудных ситуациях.
С какими недостатками ведут борьбу конструкторы
Нет механизмов, совершенных во всем. Возможно, это является причиной, почему человек до сих пор не посетил соседние планеты. Древние ученые мечтали о создании вечного двигателя, современные конструкторы пытаются избавить силовые агрегаты от недостатков. К ним принадлежат:
- Шумы, переносимые с трудом человеческим ухом. Когда реактивный самолет взлетает, то создается грохот, приравненный к 120 дБ. Возле космических аппаратов не стоят даже испытатели, чтобы не подвергать организм контузии. Инженеры работают, но пока безуспешно над подобной проблемой.
- Расход горючего. Двигатели много потребляют топлива. Для вывода ракеты на орбиту массой 4000 тонн, необходимо установить не меньше 5 силовых агрегатов. Они создают скорость приблизительно 4 км/сек. Газов за один момент выходит около 10 т. Мгновенно сгорает по цистерне ракетного топлива.
- Ограничение ресурсов. Во время полета ракет, какой бы вид горючего не использовался, каждое выделяет определенный уровень энергии. Но его мало, чтобы покорять Галактику. Сейчас ведутся ядерные разработки, ученые мечтают с помощью этого перспективного направления, открыть туристические путешествия между планетами.
- Быстрый расход топлива. На длительные полеты необходим большой запас энергоносителей. Горючее весит больше чем сами самолеты или космические корабли.
- Летательные аппараты огромные по размерам и массе.
Если конструкторы смогли придумать аппарат, чтобы доставить астронавтов на Луну, возможно, скоро появится движок настолько мощный и компактный, который позволит посетить Марс.
Заключение
Турбореактивные двигатели используют не только в ракетах и самолетах. Развитие технологий не знает границ, движки такого типа стали внедрять в область:
- Автомобилестроения.
- Железнодорожного транспорта.
Силовые агрегаты с успехом зарекомендовали себя на ледоколах и гоночных болидах. Многое, что казалось фантастикой в прошлом веке, стало сейчас реальностью и обыденным явлением. Пока что, имеющиеся в наличии моторы, заставляют летать самолеты быстро и высоко. А сила тяги реактивных движков не зависит от точек опор, среды и иных тел.
Возможно, мечты нашего великого конструктора С. Королева исполнят его последователи. Ученые откроют новый вид топлива, разработают к нему двигатель, который сможет доставить путешественников на просторы Галактики, и вернуть их на Землю.
Как работает турбовентиляторный двигатель
На примере CFM56-7B
Наверно многие летали в отпуск, просто летали, и возможно задавались вопросом, как оно работает.
Небольшое познавательное видео (3 минуты), кому интересно.
Исходное видео: CFM International (русский перевод)
Век живи век учись. Совсем не так представлял.
Размещено через приложение ЯПлакалъ
Я подобные видосики для нефтянки рисую. Познавательно конечно — но оформление слабоватое ИМХО. Плят.. Всё больше 500 кб. Вот то что пролезло. Видео мне низя выкладывать ибо яйцен клац клац!
А пакеж. интересно
Размещено через приложение ЯПлакалъ
Надо было ему туда лопату дать и закрыть люк — пущай бы периодической очисткой емкости занимался! Иначе зачем внутрь лазить? Работает штука и пусть работает.
ЗЫ: Я тут со сварщика офигевал — емкость метр диаметром, 1,5 метра высотой, он в три погибели сложился и нутряк варил. Во работка.
Когда хотим повысить обороты, просто открываем кран с топливом?
Размещено через приложение ЯПлакалъ
Просто выбиваем днище у бочки с топливом!
Размещено через приложение ЯПлакалъ
А и не надо, главное — экономия топлива, а конкорды — это понты с адовым расходом топлива
Размещено через приложение ЯПлакалъ
Мы сюда деградировать приходим, особенно в пятницу, или где?
Ладно форсаж, его, видно даже днём, тем более слышно.
А вот на ТВД, газу даёшь, а винты, как крутились, так и крутятся. Звук только меняется. Бокин не даст соврать.
На ТВД при перемещении рукояток управления дросселем, увеличивается не только количество топлива, но и шаг винта (его производительность, если грубо). Мощность увеличили, нагрузку увеличили — скорость растёт — обороты те же. Как в случае с машиной — начинаешь ехать в горку — давишь сильнее педаль чтобы сохранить скорость — мощность выше при тех же оборотах.
Размещено через приложение ЯПлакалъ
Нет, не надо простыню пилить.
Тырнет богат талантами, которые, по простому рассказывают.
Мне, Тындекс, подсовывает всякие ссылки по интересам, ну вы знаете.
Буквально, час назад, наткнулся.
Это шЫдевр!
На первом абзаце, заплакал, на втором зарыдал, а под конец, сполз под стол и начал икать.
Может тему запилить?
Вот цитаты, для поднятия настроения в тяпницу:
«На сегодняшний день этот вид двигателей широко используется в наши дни. Самолеты, ракеты, необычные транспортные средства (летающий костюм железного человека) — все это двигается с помощью газотурбинных двигателей.»
«Как же он устроен? Проще говоря жидкий кислород, засасываясь в турбину, смешивается с топливом, которое сгорает в камере сгорания и в конце турбины (сопло), образует реактивную струю, толкающую тело».
«Компрессор состоит из нескольких турбин. Задача компрессора — это всасывать, а затем сжимать воздух, который попал через лопасти. Часть такого сжатого воздуха попадает в камеру сгорания. В ней нагретый воздух смешивается с топливом (керосин) и в результате воспламеняется».
«Далее этот мощный поток движется еще по одной турбине (задней), лопасти которой вращаются газами. Воздух нагретый до высоких температур выходит через выпускную систему (сопло). Высокая температура продолжает расти за счет эффекта дросселирования. Прошу заметить, что корпус турбины состоит из двух оболочек. В первой происходит весь процесс нагрева газа, а во второй происходит охлаждение за счет вентилятора».
«Вот мы и разобрали этот несложный процесс. Но в чем сложность? Она в том, что расчеты должны давать необходимые условия для поддержания этого процесса. Необходимые условия — это давление и высокая температура. Без этих условий двигатель погаснет».
Кстати, картинка прикреплена вполне нормальная.
Вот и я тоже хер чего понял после просмотра ))
А ведь кто-то этот двиг придумал с нуля и создал )) А я даже после видосика понять не могу как оно работает )) Абидна, ёпт ))
Хули непонятного? Воздух засасывается вентиляром, сжимается компрессором, подаётся в камеру сгорания. Туда впрыскивается топливо, оно сгорает, выходит через сопло, попутно вращая лопатки, которые через вал вращают вентилятор. Который, в свою очередь засасывает воздух. Ну, и тэдэ и тэпэ. У моего Антона вентилятора не было, там иначе было чуть-чуть. Но, принцип — одинаков.
Размещено через приложение ЯПлакалъ
Никогда не мог этого понять.
Да и сейчас не смог.
Размещено через приложение ЯПлакалъ
Хотите, по простому?
Вот накидал схемку. Это классический ТРД.
Цитата (art179 @ 25.12.2020 — 20:02) |
За ликбез спасибо. Ну а Игорь Негода поддаёт жидкого всегда весело и топя за безопасность! Знающие — в курсе 😉 |
Негода — псих с наглухо отбитыми инстинкатами самосохранения)))
Размещено через приложение ЯПлакалъ
Да ладно!
Обязательно найдутся одаренные, которые и в технических постах, приплетут политику.
Так-то, мир, и с наступающим!
как правило это посты про самолеты целиком, тут же более специализированная тема.
могу даже малость накинуть, двухконтурность ПД и CFM
и Вас с наступающими праздниками!))
Видео древнее, как говно мамонта.
Размещено через приложение ЯПлакалъ
на рисунке наглядно показано как летает самолёт.
Цитата (sonata82 @ 25.12.2020 — 23:22) |
Видео древнее, как говно мамонта. |
Размещено через приложение ЯПлакалъ
Старый добрый винт, по сути (80 %тяги). И кто-то будет называть НК-12 плохим или устаревшим. Его единственный недостаток — шумность.
Размещено через приложение ЯПлакалъ
Цитата (Levadelta @ 25.12.2020 — 22:46) |
Турбовентиляторный двигатель и их массовое производство- это одна из тех вещей, которые достойны названия «машина цивилизации» ,недавно один чувак такой пост делал ))) |
интересно, кто же мог сделать такой пост))
https://www.yaplakal.com/forum2/topic219161.
Очень интересно, только нихуя не понятно.
Размещено через приложение ЯПлакалъ
Первый шаг к пониманию принципа работы турбореактивных (турбовентиляторных) двигателей это осознание того, что сам процесс их работы является самоподдерживающимся.
Другими словами, следует понять, что турбину и компрессор не крутит никакое другое стороннее устройство, они сами крутят друг друга.
Если подойти и покрутить их они спойконо будут вращаться, что они и делают при малейшем дуновении ветра.
Турбина за счет расширения выходящих газов крутит компрессор, который нагнетает (повышает давление, сжимает) входящий в двигатель воздух, который в свою очередь проходя через камеру сгорания попадает в турбину.
Компрессор сжимает воздух, тот проходит через камеру сгорания, в которую подается керосин и давит на турбину заставляя ее вращаться. Вращаясь турбина крутит компрессор (и вентилятор если он есть), который сжимает воздух и т.д.
Выходящий воздух из турбины и Компрессора (или вентилятора) создает тягу.
Встречал неоднократно авиаторов, не понимающих принцип работы ТРД, и думающих, что эти компрессоры и турбины «что-то же крутит». Приходилось объяснять, что упрощенно турбореактивный двигатель это палка с набором вентиляторов.
Я обожаю отечественные самолёты, но «истина — дороже».
П.С. А насчёт, того, что Ил-62, вытеснил Ту-114.
Мне довелось, в детстве, и на том и на другом, слетать: Москва-Хабаровск.
Туполев, классный, красивый!
Особенно, когда на него со стороны смотреть.
А вот когда четыре НК-12, девять часов, за бортом рычат.
Спасибо, но Ил-62, мне сильно больше понравился. И думаю, не мне одному.
Вот!
Я, выше, писал, что среди кучи мусора обычных комментов, нет-нет, да и попадается бриллиант редкой огранки ценная, профессиональная информация .
П.С. Я, АПАшником, был недолго. Больше Метео и РСБН/ПРМГ.
Цитата (438vzlet @ 26.12.2020 — 00:08) |
Первый шаг к пониманию принципа работы турбореактивных (турбовентиляторных) двигателей это осознание того, что сам процесс их работы является самоподдерживающимся. Другими словами, следует понять, что турбину и компрессор не крутит никакое другое стороннее устройство, они сами крутят друг друга. Если подойти и покрутить их они спойконо будут вращаться, что они и делают при малейшем дуновении ветра. Турбина за счет расширения выходящих газов крутит компрессор, который нагнетает (повышает давление, сжимает) входящий в двигатель воздух, который в свою очередь проходя через камеру сгорания попадает в турбину. Компрессор сжимает воздух, тот проходит через камеру сгорания, в которую подается керосин и давит на турбину заставляя ее вращаться. Вращаясь турбина крутит компрессор (и вентилятор если он есть), который сжимает воздух и т.д. Выходящий воздух из турбины и Компрессора (или вентилятора) создает тягу. |
Вы, это, в предложении: «Выходящий воздух из турбины и Компрессора (или вентилятора) создает тягу«, уберите «компрессор» и «или», которая в скобочках. Скобочки тоже уберите.
Правильно будет: «Выходящий воздух из турбины и вентилятора, создает тягу«.
Если, конечно, речь, про двухконтурный, турбореактивный двигатель. Он же — турбовентиляторный.
Я, на первой странице, картинку прилепил. Она, хоть и из чумовой темы на дзене, но правильная.
Какую тягу, создаёт компрессор? Нарисуйте!
П.С. А у классического ТРД, вентилятора, и вовсе нет.
Цитата (kamazenok @ 25.12.2020 — 22:32) |
А чего далеко ходить? Вот сейчас, даже в таком, 100% нейтральном комменте, кто то шпалу кинул. Похоже, у вас, есть заклятый друг. Я поправил, но, как говорится : «Информация к размышлению» ©. |
у меня их тут дестятки))
если не больше
спокойно реагирую на это!
хорошо, что пост вышел и люди узнали толику нового, а я разбавил контент япа чем то технически интересным.
я наверно дурак, но последнее мне доставляет некое удовольствие.
Цитата (nt60 @ 25.12.2020 — 19:59) |
Так: «Уииииииии!» |
Нихуя.
ууУУУУУУУУ[big]УУУУУУУУУУУУУУУУУУУУ[/big]УУУУУУУУУУУУУУУУУУ
Не всем везёт жить рядом с испвталкой ))
Размещено через приложение ЯПлакалъ
И? В прошлом веке разработали-испытали-запустили. Что хотели сказать?
Размещено через приложение ЯПлакалъ
Вы, это, в предложении: «Выходящий воздух из турбины и Компрессора (или вентилятора) создает тягу«, уберите «компрессор» и «или», которая в скобочках. Скобочки тоже уберите.
Правильно будет: «Выходящий воздух из турбины и вентилятора, создает тягу«.
Если, конечно, речь, про двухконтурный, турбореактивный двигатель. Он же — турбовентиляторный.
Я, на первой странице, картинку прилепил. Она, хоть и из чумовой темы на дзене, но правильная.
Какую тягу, создаёт компрессор? Нарисуйте!
В чем вы легко можете убедиться разобрав, например, двигатель РД-33 от Миг-29, ну или если вам сложно, то АИ-25ТЛ от Л-39. Которые являются ДВУХКОНТУРНЫМИ, и в которых тяга создается также и КОМПРЕССОРОМ низкого давления.
Исходя из выше написанного не Вам учить меня теории реактивных двигателей, особенно учитывая, тот факт, что я их реально эксплуатировал в широком диапазоне высот и скоростей, а не видел их на картинках.
«Летали в отпуск» и «просто летали» — разные понятия. В отпуск — это на самолёте, со стюардесами, *мечтательно* к морю. А просто. Это буквально на днях со шконки со второго яруса. И никакой романтики.
Размещено через приложение ЯПлакалъ
Вы, это, в предложении: «Выходящий воздух из турбины и Компрессора (или вентилятора) создает тягу«, уберите «компрессор» и «или», которая в скобочках. Скобочки тоже уберите.
Правильно будет: «Выходящий воздух из турбины и вентилятора, создает тягу«.
Если, конечно, речь, про двухконтурный, турбореактивный двигатель. Он же — турбовентиляторный.
Я, на первой странице, картинку прилепил. Она, хоть и из чумовой темы на дзене, но правильная.
Какую тягу, создаёт компрессор? Нарисуйте!
В чем вы легко можете убедиться разобрав, например, двигатель РД-33 от Миг-29, ну или если вам сложно, то АИ-25ТЛ от Л-39. Которые являются ДВУХКОНТУРНЫМИ, и в которых тяга создается также и КОМПРЕССОРОМ низкого давления.
А вот из «Вики» (я понимаю, что так себе источник, но полностью согласен с цитатой):
«Турбореактивные двигатели (ТРД) обычно делятся на две категории: с высокой степенью двухконтурности (или турбовентиляторные) и ТРД с низкой степенью двухконтурности.
Меньшая степень двухконтурности обеспечивает большую скорость реактивной струи, которая необходима для достижения высоких, обычно сверхзвуковых, скоростей полёта. Она увеличивает удельный расход топлива.
Бóльшая степень двухконтурности обеспечивает меньшую скорость реактивной струи, истекающей из сопла. Это уменьшает удельный расход топлива, но также уменьшает максимальную скорость и увеличивает вес двигателя».
Упомянутый вами РД-33, разбирать не доводилось, у меня другие ВУСы, а видеть, да, На Краснодарском ремзаводе. Слышали про такой?
Принципиальных отличий, кроме другой степени двухконтурности, в сравнении, скажем, с Д-36, не заметил.
Может просветите?
И я, в курсе, что ДВУХКОНТУРНЫЙ (сохраняя вашу стилистику), отличается от классического ТРД, тем, что у него, тяга создаётся также и КОМПРЕССОРОМ низкого давления.
Я согласен, что двухконтурный, не станет, априори, турбовентиляторным, но турбовентиляторный, априори двухконтурный. Нет?
И если тема называется «Как работает турбовентиляторный двигатель», то давайте и будем рассматривать, вышеозначенный движок.
Большая советская энциклопедия (БСЭ)
Двухконтурный турбореактивный двигатель
Двухконтурный турбореактивный двигатель
Двухконтурный турбореактивный двигатель (ДТРД)
авиационный Воздушно-реактивный двигатель, в котором поступающий в него воздух делится на два потока, проходящих через внутренние и внешние контуры. Первый ДТРД с эжектором предложен в 1887 киевским изобретателем Ф. Р. Гешвендом. Первый ДТРД с вентилятором — в 1932 К. Э. Циолковским (См. Циолковский). В 1939 А. М. Люлька разработал проект ДТРД с компрессором и с разделением потоков воздуха на входе. В 1939 французский инженер Р. Аниксионназ и Р. Имберт предложили ДТРД с различным числом роторов вентилятора и компрессора внутреннего контура, как соединённых зубчатой передачей, так и механически не связанных. В 1947 советский инженер В. Ф. Павленко разработал проект ДТРД с разделением потоков воздуха за компрессором. ДТРД с теплообменником во внешнем контуре и с дополнительным газовым компрессором во внутреннем контуре между турбиной и реактивным соплом, предназначенным для снижения давления за турбиной ниже атмосферного, предложен в 1948 советский инженер М. Г. Дубинским, С. 3. Копелевым и А. О. Мацуком. В 1953 немецкий инженер К. Лейст получил патент на ДТРД с биротативным (т. е. имеющим внутренний и наружный ротор) компрессором внутреннего контура, у которого один из двух вращающихся в противоположном направлении роторов (наружный) несёт рабочие лопатки вентилятора внешнего контура. Тяга ДТРД складывается из сил реакции потоков воздуха и продуктов сгорания, получивших ускорение во внутреннем и внешнем контурах и вытекающих через два самостоятельных (рис. 1, а, в) или одно общее (рис. 1, б, г) Реактивное сопло. Внешний контур представляет собой кольцевой канал, в котором находится вентилятор или компрессор, располагающийся за турбокомпрессором (рис. 1, а) или перед ним (рис. 1, 6). Переднее расположение вентилятора даёт возможность использовать его для сжатия воздуха, поступающего во внутренний контур. ДТРД, у которых степень двухконтурности (отношение расходов воздуха через внешний и внутренний контур) больше единицы, принято называть турбовентиляторными двигателями. Степень двухконтурности различных типов ДТРД — от 0,5 до 8. Степень повышения давления воздуха в компрессоре внутреннего контура от 10 до 26, внешнего — от 1,5 до 2,5. Повышение температуры газа перед турбиной существенно улучшает характеристики ДТРД. У современных ДТРД она достигает 1600 К (см. Газотурбинный двигатель). Ротор ДТРД выполняется двухвальным, а иногда и трёхвальным (рис. 2) с разной частотой вращения каждого вала.
Основная особенность ДТРД состоит в том, что при одной и той же затрате энергии сообщается меньшее ускорение значительно большей массе воздуха, чем в обычном турбореактивном двигателе (См. Турбореактивный двигатель) (ТРД). Благодаря этому тяга на взлёте и в полёте с дозвуковой скоростью увеличивается, а удельный расход топлива уменьшается. У ДТРД со степенью двухконтурности 1 взлётная тяга на 25% больше, чем у ТРД, с такой же тягой на скорости 1000 км/ч и существенно меньший шум, создаваемый реактивной струей благодаря меньшей её скорости. ДТРД широко применяются в СССР и за рубежом на дозвуковых, преимущественно пассажирских самолётах (например, Ил-62, Ту-134, «Боинг-727») и самолётах с вертикальными пли укороченными взлётом и посадкой. С увеличением скорости полёта более 1000 км/ч тяга ДТРД резко уменьшается из-за малой скорости реактивной струи. Для увеличения этой скорости сжигается дополнительное количество топлива во внешнем контуре (рис. 1, в) или в общей смесительной камере (рис. 1, г). Это делает выгодным применение ДТРД и на сверхзвуковых самолётах (см. также Авиационный двигатель).
Лит.: Стечкин В.С., Теория реактивных двигателей, М., 1958; Клячкин А. Л., Теория воздушно-реактивных двигателей, М., 1969: High speed aerodynamics and jet propulsion, v. 12, L., 1959.
Рис. 1. Схемы двухконтурного турбореактивного двигателя; расположение вентилятора: а — заднее, б — переднее; сжигание дополнительного топлива: в — во внешнем контуре, г — в общей смесительной камере; 1 — вентилятор (компрессор) внешнего контура; 2 и 2 1 — компрессор и турбина низкого давления; 3 — 3 1 — компрессор и турбина высокого давления; 4 — камера сгорания внутреннего контура; 5 — камера сгорания внешнего контура; 6 — форсунки дополнительного топлива; 7-7 1 — реактивное сопло внутреннего и внешнего контура.
Рис. 2. Схема (а) и общий вид (б) трёхвального двухконтурного турбореактивного двигателя (ДТРД): 1 — вход воздуха во внешний контур; 2 — вход воздуха во внутренний контур; 3 — лопатки вентилятора; 4 и 4 1 — компрессор и турбина низкого давления; 5-5 1 -компрессор и турбина высокого давления; 6 — камера сгорания; 7 — турбина привода вентилятора; 8 — реактивное сопло.
Энциклопедия техники
(ТРДД), турбовентиляторный двигатель, — турбореактивный двигатель с внутренним и наружным контурами, в котором часть энергии сгорания топлива, подводимого во внутренний контур, преобразуется в механическую работу для привода вентилятора наружного контура. Внутренний контур содержит компрессор, турбины компрессора и вентилятора и камеру сгорания. Поток сжатого воздуха наружного контура и поток газа внутреннего контура, вытекающего из турбины вентилятора, используются для получения реактивной тяги с помощью отдельных реактивных сопел или одного общего сопла, в котором смешиваются потоки. Перед реактивными соплами ТРДД могут находиться форсажные камеры сгорания для увеличения тяги путём сжигания дополнительного топлива . Введение второго контура при отсутствии форсажа являет основным средством повышения экономичности ТРД вследствие уменьшения потерь энергии с отбрасываемой струёй, обусловленного уменьшением её среднемассовой скорости. Экономичность ТРДД зависит от параметров рабочего процесса и уменьшается с повышением скорости полёта. Поэтому нефорсированные ТРДД применяются в основном на дозвуковых пассажирских и транспортных самолётах, на которых они с 60-х гг. стали основным типом двигателя. ТРДД с форсажными камерами (ТРДДФ) широко применяются на сверхзвуковых самолетах для повышения экономичности при полёте с дозвуковой скоростью, а также для расширения диапазона изменения характеристик двигателя.
Важнейшим параметром ТРДД является степень двухконтурности т. Находящиеся в эксплуатации ТРДД дозвуковых самолётов имеют m = 0,5—2 и, как правило, смешение потоков в общем реактивном сопле, или m = 4—8 и раздельное истечение потоков (в этом случае вентилятор одноступенчатый).
Значения удельного расхода топлива в дозвуковом ТРДД находятся в пределах Суд = 0,08—0,058 кг/(Н(·)ч) при Маха числе полёта М(∞) = 0,8 на высоте H = 11 км. Меньшие значения относятся к ТРДД с большей степенью двухконтурности. ТРДД сверхзвуковых самолётов имеют при М(∞) = 2,2 и H = 11 км на нефорсированном режиме Суд = 0,13—0,14 кг/(Н(·)ч) и до 0,2 кг/(Н·ч) на полном форсаже.
Для ТРДД дозвуковых самолётов наибольший интерес представляет дроссельная характеристика на крейсерском режиме полёта , показывающая изменение экономичности двигателя в зависимости от режима его работы. На протекание дроссельной характеристики ТРДД сильно влияет значение степени двухконтурности на расчётном режиме mp. Для ТРДДФ сверхзвуковых манёвренных самолётов важны высотно-скоростные характеристики в полном диапазоне изменения условий полёта . Дросселирование здесь производится в основном изменением подачи форсажного топлива. Протекание высотно-скоростных характеристик ТРДД обеспечивается принятой программой регулирования, задающей закон изменения параметра регулирования в зависимости от внешних условий, например
nк = f(р*вх, Т*вх) или
nк = const,
где nк — частота вращения компрессора, р*вх и Т*вх — полное давление и температура торможения воздуха на входе в двигатель.
По конструкции ТРДД разделяются на одно-, двух- и трёхвальные, с передним и задним вентиляторами. Передний вентилятор работает всегда на оба контура, задний — только на наружный контур (свободная турбовентиляторная приставка). Наибольшее распространение получили двух- и трёхвальные ТРДД с передним вентилятором. Второе название ТРДД — турбовентиляторный двигатель — также нашло широкое распространение, но его чаще применяют, имея в виду ТРДД с большой степенью двухконтурности.
Впервые ТРДД был предложен А. М. Люлькой в 1937. Первые ТРДД для пассажирских самолётов были созданы во 2-й половине 50-х гг. (за рубежом — «Конуэй» английской фирмы «Роллс-Ройс», в СССР — Д-20П в ОКБ П. А. Соловьёва).
Смотреть значение Турбореактивный Двухконтурный Двигатель в других словарях
Двигатель — двигателя, м. 1. Машина, приводящая что-н. в движение; механизм, преобразующий какой-н. вид энергии в механическую работу (тех.). внутреннего сгорания. Электрический двигатель.
Толковый словарь Ушакова
Двигатель М. — 1. Устройство, преобразующее какой-л. вид энергии в механическую работу. 2. перен. Сила, способствующая росту, развитию чего-л.
Толковый словарь Ефремовой
Турбореактивный Прил. — 1. Приводимый в движение газовой турбиной и реактивным двигателем.
Толковый словарь Ефремовой
Двигатель — -я; м.
1. Машина, превращающая какой-л. вид энергии в механическую энергию. Паровой д. Д. внутреннего сгорания. Реактивный д.
2. чего. Сила, побуждающая к чему-л., содействующая.
Толковый словарь Кузнецова
Турбореактивный — -ая, -ое.
◊ Турбореакти́вный двигатель. Авиационный газотурбинный двигатель, в котором тяга создаётся струёй газов, вытекающих из реактивного сопла. Турбореакти́вный.
Толковый словарь Кузнецова
Бензиновый Двигатель — , самый распространенный ВИД ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ.
Научно-технический энциклопедический словарь
Ветровой Двигатель — , техническое приспособление, использующее силу ветра для выработки энергии, которая приводит в действие механизмы, либо для генерации электричества. Начиная с 1970 г.
Научно-технический энциклопедический словарь
Вечный Двигатель — , существует две теоретические формы вечного двигателя. В первой механизм работает бесконечно без притока ЭНЕРГИИ извне. Однако этот вид машины противоречит первому.
Научно-технический энциклопедический словарь
Двигатель — • (мотор), механизм, преобразующий энергию (такую как тепло или электричество) в полезную работу. Термин «мотор» иногда применяется к ДВИГАТЕЛЮ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ.
Научно-технический энциклопедический словарь
Двигатель Ванкеля — , двигатель внутреннего сгорания, в котором вместо поршней действуют роторы. Конструкция была разработана в 1950-х гг. немецким инженером Феликсом Ванкелем (1902-88). Каждый.
Научно-технический энциклопедический словарь
Двигатель Внутреннего Сгорания — , широко используемый в машинах и мотоциклах двигатель, внутри которого горючее сгорает так, что выделяемые при этом газы могут производить движение. Бывает двух видов.
Научно-технический энциклопедический словарь
Двигатель С Воспламенением От Сжатия — , см. ДИЗЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ.
Научно-технический энциклопедический словарь
Двухтактный Двигатель — , двигатель, в котором движение каждого поршня осуществляется в два этапа. Эта операция называется двухтактным циклом. Во многих малых бензиновых двигателях используется.
Научно-технический энциклопедический словарь
Дизельный Двигатель — , ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, в котором тепло для поджигания горючего получается путем сжатия воздуха. Этот тип двигателя был изобретен Рудольфом ДИЗЕЛЕМ в 1890-е.
Научно-технический энциклопедический словарь
Ионный Двигатель — , тип РАКЕТНОГО двигателя, который в качестве движущей силы использует не горячие газы, а ионы (ионный ракетный двигатель), испускаемые в электрическом поле атомами.
Научно-технический энциклопедический словарь
Корабельный Двигатель — , силовая установка, используемая для приведения в движение морских КОРАБЛЕЙ и в качестве вспомогательной установки в более маленьких плавающих суднах. В XIX и начале.
Научно-технический энциклопедический словарь
Линейный Двигатель — , тип ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ДВИГАТЕЛЯ, разработанный для мощных высокоскоростных поездов. В принципе похож на роторный электрический мотор, но вместо нескольких катушек (ротора).
Научно-технический энциклопедический словарь
Паровой Двигатель — , ДВИГАТЕЛЬ, приводимый в действие силой пара. Пар, получаемый путем нагрева воды, используют для движения. В некоторых двигателях сила пара заставляет двигаться поршни.
Научно-технический энциклопедический словарь
Поршневой Двигатель — , любой ДВИГАТЕЛЬ, в котором поршень совершает возвратно-поступательное движение, такой как ПАРОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ или ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, обычно спользуемый.
Научно-технический энциклопедический словарь
Прямоточный Воздушно-реактивный Двигатель — (ПВРД), авиационный РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, реактивный мотор, приводящий в движение летательный аппарат с помощью скоростного потока воздуха, сжимаемого в приемном устройстве.
Научно-технический энциклопедический словарь
Реактивный Двигатель — , двигатель, который обеспечивает продвижение вперед, быстро выпуская струю жидкости или газа в направлении, противоположном направлению движения. Чтобы создать высокоскоростной.
Научно-технический энциклопедический словарь
Солнечный Двигатель — (гелиотермический двигатель), устройство, превращающее СОЛНЕЧНУЮ ЭНЕРГИЮ в механическую РАБОТУ. Чаще всего используется для обеспечения РЕАКТИВНОЙ ТЯГИ для космического.
Научно-технический энциклопедический словарь
Стартовый Двигатель — , РАКЕТНЫЙ двигатель, который сообщает движение снаряду или космическому кораблю на первых стадиях полета, а затем отделяется и тем самым уменьшает собственный вес.
Научно-технический энциклопедический словарь
Тепловой Двигатель — , любой двигатель, который превращает тепловую энергию (обычно сжигаемого топлива) в полезную механическую энергию. Таким образом, все ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ.
Научно-технический энциклопедический словарь
Термоэлектрический Двигатель — , разновидность РАКЕТНОГО реактивного двигателя, сочетающего тепловую и электрическую энергию для разгона частиц до огромных скоростей. В дуговом РЕАКТИВНОМ ДВИГАТЕЛЕ.
Научно-технический энциклопедический словарь
Турбовентиляторный Двигатель — , ТУРБИННЫЙ двигатель, разработанный на основе ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ, но более эффективный. В нем имеется компрессор, нагнетающий воздух из воздухозаборника в.
Научно-технический энциклопедический словарь
Турбовинтовой Двигатель — , авиационный двигатель с пропеллером (воздушным винтом), который приводится в действие газовой ТУРБИНОЙ через передаточный механизм (редуктор). Турбина сжимает воздух.
Научно-технический энциклопедический словарь
Турбореактивный Двигатель — , авиационный двигатель (вид газовой ТУРБИНЫ), в котором энергия вырабатывается реактивной силой расширяющихся газов. Спереди в компрессор поступает воздух, нагнетается.
Научно-технический энциклопедический словарь
Четырехтактный Двигатель — , ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, работа каждого поршня которого делится на четыре такта, составляющие четырехтактный цикл, или цикл Отто, названный так в честь его.
Научно-технический энциклопедический словарь