Sw-motors.ru

Автомобильный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дополнительное образование детей в отрасли культуры и искусства (детская школа искусств)

Дополнительное образование детей в отрасли культуры и искусства (детская школа искусств)

Новоселова А.А., начальник юридического отдела ФГОУ ВПО «Российская академия музыки имени Гнесиных».

Основой профессионального образования в сфере культуры и искусства является развитая сеть учреждений дополнительного образования детей, к которой согласно законодательству Российской Федерации относятся детские школы искусств, кружки, студии, секции при Домах культуры или народного творчества и т.д. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», Типовому положению об учреждении дополнительного образования детей деятельность данной категории учреждений целиком ориентирована на общеэстетическое развитие подрастающего поколения. Подобную задачу выполняет и общеобразовательная школа, вводя в программы обучения предметы художественно-эстетической направленности (музыка, рисунок, хоровой класс, танец и т.д.).

В настоящее время в Российской Федерации в системе художественного образования функционируют 17,6 тысячи учреждений дополнительного образования детей, из них 95% являются муниципальными. Данная сеть охватывает 10,9 млн. детей и молодых людей от 5 до 18 лет, что составляет 49% от их общего количества.

Дополнительное образование детей, которое реализуется в кружках, творческих студиях, секциях, а также в общеобразовательных школах традиционно находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, поскольку целью данного образования является общеэстетическое развитие подрастающего поколения.

К учреждениям дополнительного образования детей относятся и детские школы искусств, составляющие одну треть от общего количества данных учреждений. В отличие от общеэстетического развития подрастающего поколения детской школой искусств (музыкального, художественного, хореографического) на протяжении целого столетия ставились иные цели и задачи.

Традиционно сложилось, что основная цель детской школы искусств — выявление талантливых детей и ранняя их профессионализация. Учебные программы детской школы искусств, сформированные и зарекомендовавшие себя на протяжении XX в., были направлены не столько на общеэстетическое воспитание подрастающего поколения, сколько на овладение детьми профессиональными навыками, необходимыми для поступления в средние специальные образовательные учреждения (музыкальные, художественные, хореографические училища). Поэтому традиционно система детских школ искусств относилась к отрасли культуры, отвечающей за государственную политику в этой сфере.

К сожалению, в настоящее время ведомственная принадлежность в ряде регионов признается не столь важной, что приводит к утрате методической и кадровой преемственности в цепи детская школа искусств — среднее профессиональное образование в области культуры и искусства.

Согласно статистике число детских школ искусств (музыкальных, художественных, хореографических) в 1985 г. составляло 5890, в 1990 г. — 6591, 2001 г. — 5837, 2005 г. — 5555, 2007 г. — 5477. Однако при сокращении общего количества детских школ искусств число обучающихся в 2007 г. составило 1336130 детей, тогда как в 2001 г. обучалось 1293430 детей. При явно положительной тенденции увеличения количества обучающихся в детских школах искусств настораживает заметное сокращение количества выпускников, многие из которых составляют основную часть будущих абитуриентов среднего специального образования в сфере культуры и искусства.

Количество детских школ искусств (музыкальных, художественных, хореографических) в 1985 — 2007 гг.

Например, в детских школах искусств в 2001 г. было 145368 выпускников, в 2002 г. — 148405, а в 2007 г. — 143563 выпускника. Согласно статистическим данным к выпускному классу остается только 50% обучающихся от количества поступивших в детскую школу искусств.

Причины могут быть разными — это и потеря интереса в получаемом образовании, отсутствие у родителей возможности приобрести дорогостоящий музыкальный инструмент, отсутствие у детей необходимых творческих способностей и, к сожалению, основные две причины, появившиеся в последние годы, — крайне низкий социальный статус работника сферы культуры и искусства в силу низкого уровня оплаты труда и ограниченного набора социальных льгот, а также зачастую отсутствие заинтересованности самого преподавателя в подготовке выпускника детской школы искусств, в том числе и будущего абитуриента среднего профессионального учебного заведения культуры и искусства, отвечающего необходимым для этого критериям.

Именно с целью сохранения методической и творческой связи между детской школой искусств и средним специальным образовательным учреждением отрасли культуры и искусства необходимо сохранить их ведомственную принадлежность. К сожалению, за последнее время в ряде регионов страны детские школы искусств перешли в ведение органов управления образованием. Среди таких регионов Вологодская область, Тюменская область, Калининградская область и др. В ряде регионов положительными факторами данного перехода явились улучшение материально-технического состояния детских школ искусств, повышение уровня оплаты труда педагогических работников. Однако при этом в деятельности детских школ искусств намечаются тенденции к разрушению связей с отраслью культуры и искусства, профессиональной направленности обучения и постепенное их приближение к целям и задачам клубной деятельности, кружков, творческих секций и т.д.

Но не только проблема ведомственной разобщенности детской школы искусств разрушает ее традиции. Статус детской школы искусств как учреждения дополнительного образования нивелирует раннюю профессиональную составляющую сущности реализуемого образования, при этом у преподавателя школы утрачивается нацеленность на подготовку из выпускника школы будущего абитуриента музыкального, хореографического или художественного училища, владеющего необходимыми навыками и умениями для продолжения образования. Таким образом, с переводом детской школы искусств в разряд дополнительного образования детей, основной задачей которого является удовлетворение запросов населения в общеэстетическом развитии, детские школы искусств перестают выполнять главную и важнейшую функцию — профессионального самоопределения детей и молодежи.

Разработанные в 2000-х годах на федеральном уровне Примерные учебные планы для детской школы искусств, в которых отражены необходимый перечень предметов и объем часов по ним, имеют, к сожалению, лишь рекомендательный характер, так как реализация учебного плана в детской школе искусств зависит от объемов финансирования, наличия педагогических кадров и состояния материально-технической базы образовательного учреждения.

Статус детской школы искусств как учреждения дополнительного образования детей не предполагает и выдачу выпускнику после окончания детской школы искусств документа государственного образца, кроме того, отсутствует даже примерная форма (образец) документа негосударственного образца об окончании школы. Что парадоксально, законодательством Российской Федерации предусмотрена процедура государственной аккредитации детской школы искусств, которая при оценке деятельности детской школы искусств должна учитывать и качество реализуемого образования. Однако процедура государственной аккредитации в основном проводится органами управления образованием субъектов Российской Федерации, представители которых не имеют профильного образования для отрасли культуры и искусств, и поэтому «оценить» качество реализуемого образования в конкретной детской школе искусств, по сути, является невозможным. Кроме этого, для оценки качества реализуемого образования детской школой искусств необходимы критерии, а они устанавливаются в каждом регионе индивидуально, при этом основной критерий — выполнение некоего стандарта в части перечня необходимых предметов и объема часов по ним — отсутствует по причине рекомендательного характера разработанных на федеральном уровне примерных учебных планов.

Аналогичная проблема возникла и при проведении аттестации педагогических и руководящих работников на высшую и первую квалификационные категории. Данная процедура согласно нормам законодательства должна проводиться органами управления образованием, в связи с чем возникает парадоксальная ситуация: аттестацию руководящих работников, преподавателей и концертмейстеров детских школ искусств в ряде регионов проводят непрофильные специалисты по неадаптированным к отрасли критериям.

Таким образом, отсутствие обязательных нормативов по реализации образовательного процесса в детских школах искусств (например, государственных требований), передача полномочий по проведению процедур государственной аккредитации и аттестации педагогических и руководящих работников органам управления образованием привели к следующим последствиям:

  • к формальному характеру государственной аккредитации детских школ искусств, не ставящей своей целью оценку качества реализуемых в детских школах искусств образовательных программ;
  • утрате традиционных методических связей среднего звена (музыкального или художественного училищ) с детской школой искусств;
  • резкому снижению на протяжении последних 10 лет качества подготовки абитуриентов, поступающих из детской школы искусств в среднее специальное образовательное учреждение;
  • отсутствию конкурсной ситуации при приеме абитуриентов в среднее специальное образовательное учреждение отрасли культуры и искусства по ряду специальностей.

Особенно остро стоит вопрос о подготовке профессиональных кадров в области музыкального искусства (исполнительства на духовых и струнных инструментах, теории музыки). В ряде регионов России в детских школах искусств закрываются хоровые отделения, исчезают оркестры духовых и народных инструментов.

Многие обозначенные проблемы детской школы искусств неразрывно связаны с нормами законодательства, а также с социально-экономическими условиями функционирования детской школы искусств, как, например:

  • нерешенность вопроса о продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) в детских школах искусств: при одинаковых затратах и условиях работы ставка заработной платы в младших классах детской школы искусств предполагает нагрузку 24 часа в неделю, а в старших классах — 18 часов. В то время как в учреждениях дополнительного образования детей системы Министерства образования и науки Российской Федерации норма часов за ставку заработной платы единая и составляет 18 часов;
  • вопрос о трудовых пенсиях в части отмены ограничения права на досрочное назначение трудовой пенсии преподавателям детской школы искусств;
  • рост родительской платы за обучение, не предусмотренной законодательством Российской Федерации, но становящейся нормированной и обязательной частью бюджетного финансирования в ряде регионов страны (Псковская область, Ростовская область, Калининградская область, Тюменская область и др.);
  • материально-техническое состояние детских школ искусств и методическое обеспечение (учебниками, хрестоматиями, учебными пособиями). Согласно статистике из общего количества детских школ искусств (5477) требуют капитального ремонта 2602 школы, при этом из 1939 детских школ искусств, расположенных в сельской местности, крайне необходим капитальный ремонт 903 школам.

С целью поддержки материально-технического обеспечения детских школ искусств в 2006 — 2007 гг. из резервного фонда Президента Российской Федерации были выделены средства на приобретение музыкальных инструментов. Безусловно, данный шаг способствовал обновлению парка музыкальных инструментов в детских школах искусств, но полностью проблему не решил.

Вышеназванные вопросы относительно функционирования и деятельности детских школ искусств должны не просто лишний раз обнажить наболевшие за последние годы у работников образовательных учреждений проблемы, но и решить их.

В настоящее время в Государственной Думе в стадии разработки находится проект федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты в части совершенствования государственной поддержки дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства.

Проект федерального закона разрабатывается в целях определения специфики функционирования детских школ искусств, имеющей многолетние традиции, но не отраженной в законодательных и нормативных актах в области образования.

Законопроект направлен на сохранение уникальной системы подготовки творческих кадров в сфере искусства, обозначенной в Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 — 2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 1244-р.

В настоящее время специфика детских школ искусств не отражена в Законе Российской Федерации «Об образовании» и Типовом положении об учреждении дополнительного образования детей.

При разработке законопроекта депутаты исходят из того, что деятельность детских школ искусств как образовательных учреждений должна строиться на основе программ, учебных планов, классно-урочной системы, с промежуточной и итоговой аттестацией, выпускными экзаменами и выдачей соответствующего итогового документа об окончании школы. Обучающиеся в этих школах наряду с получением общего художественно-эстетического образования приобретают навыки и знания, необходимые для получения в дальнейшем профессионального образования в этой сфере.

Читать еще:  В чем минус двигателя 1zz

Для законодательного закрепления специфики осуществления образовательного процесса в детских школах искусств необходимо:

во-первых, ввести новый тип образовательного учреждения;

во-вторых, ввести новый образовательный уровень — предпрофессиональное образование и новый вид образовательных программ — дополнительные внеуровневые общеобразовательные программы, которые подразделяются на общеразвивающие образовательные программы и предпрофессиональные образовательные программы;

в-третьих, установить требования к организации образовательного процесса при освоении предпрофессиональных образовательных программ, а также требования к приему граждан при поступлении в учреждения данного типа.

Также необходимо расширить полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования в части обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение предпрофессионального образования, посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации предпрофессиональных образовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников данных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, что позволит повысить уровень обучения в детских школах искусств.

Сохранение и развитие сети детских школ искусств как одной из важных составляющих образовательного пространства отрасли — одна из первоочередных задач и федеральных, и региональных органов исполнительной власти. Для любого специалиста очевидно, что утрата первого звена трехступенчатой модели образования в сфере культуры и искусства приведет к невосполнимой утрате завоеванных позиций отечественного образования в области культуры и искусства, признанного во всем мире.

Екатерина Мечетина: “Основная деятельность ДШИ – образование, а не досуг по интересам”

17.08.2020 22 комментария Просмотры: 12 383

17 августа 2020 года Комиссия Общественной палаты Российской Федерации по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия под председательством главы Комиссии И. Я. Великановой и зам.председателя Г. А. Заславского провела круглый стол по теме «Детские школы искусств: великие традиции и неопределённое будущее».

Ниже – текст моего выступления по проблеме внедрения ПФДО в ДШИ.

Добрый день, уважаемые коллеги.

Сегодня мы собрались для обсуждения нескольких разных тем, по каждой из которых практически у любого из здесь присутствующих есть что сказать. Поэтому я сразу скажу, что буду только рада, если кто-то меня дополнит по итогам сказанного, потому что моя сегодняшняя тема довольно обширна – речь пойдет о системе сертификатов ПФДО, ее внедрении в систему дополнительного образования детей и о ее применении на практике в ДШИ.

ПФДО расшифровывается как Персонифицированное финансирование дополнительного образования.

Вкратце, суть происходящего такова: уже несколько лет в стране происходит внедрение принципиально новой системы финансирования детского допобразования. Сейчас не столь важно, кто авторы этой системы и кто инициаторы ее внедрения. Важно, какое влияние она оказывает на реальную жизнь.

Итак, новая система заключается в следующем: каждому ребенку бесплатно выдается сертификат, дающий право на получение дополнительного образования; этот сертификат имеет конкретную стоимость, и в каждом конкретном регионе она своя; сертификат выдается сроком на один год (это важно).

Обратим внимание на аспект СТОИМОСТИ, заложенной в сертификате. Она невелика, она покрывает стоимость несложных групповых занятий кружкового типа. Мы сразу же сталкиваемся с ключевой проблемой применения сертификатов – в случае ДШИ, возьмем для начала их основные, полноценные предпрофессиональные программы – а мы ведь, к слову, помним, что по итогам широкого общественного обсуждения было признано на уровне рабочей группы Министерства культуры, что предпрофессиональные программы – это основной вид деятельности наших ДШИ; – так вот, в случае предпрофессиональных программ этот сертификат не применим, поскольку его стоимость намного меньше, чем стоимость учебной программы, в которой есть любые индивидуальные занятия.

Таким образом, за полноценную образовательную программу уже пришлось бы доплачивать – кому, родителям. Этот вопрос пока без ответа, а соотношение же условно такое – стоимость сертификата в неком регионе 7000 р в год, а предпрофессиональная программа там стоит 70 000 рублей.

Внедрение ПФДО влечет за собой последствия – школы будут вынуждены (или уже вынуждены) приспосабливаться к этим условиям, создавать для системы ПФДО специальные недорогие, а следовательно – упрощенные программы обучения, в ущерб объему и качеству.

Потому что ведь сложности возникли не только с предпрофессиональными программами. С ними понятно, что неприменимо ну просто никак. Но дело в том, что и многолетние общеразвивающие программы совершенно не совместимы с системой ПФДО. Их замена на некие краткосрочные программы со сроками реализации не более 1 года и сокращенными учебными планами также недопустима!

Необходимость сохранения многолетних общеразвивающих программ вызвана следующими факторами:

1.Сохранение существующей трехступенчатой системы образования в сфере искусств
2.Отсутствуют ФГТ для предпрофессиональных программ по ряду специальностей, в т.ч.:

  • сольное академическое пение
  • сольное народное пение
  • эстрадно-джазовое пение
  • сольное эстрадное пение
  • электронные инструменты

и некоторые другие.

Время, потерянное на обучение в системе ПФДО, не позволит талантливому ребенку в дальнейшем перейти на образование по предпрофессиональным программам. Фактически, ныне существующие общеразвивающие программы ДШИ при введении ПФДО низводятся до уровня кружковой работы, отсеивается значительный контингент детей, потенциально способных к дальнейшему образованию в сфере искусств.

Переводя на простой русский язык – после такого, с позволения сказать, образования, хотя по сути это досуг – ребенок уже ничем по этому профилю серьезно заниматься не сможет. Время уйдет.

А ведь Пунктом 2.1. Методических рекомендаций МК РФ предусматриваются, «при наличии достаточного уровня развития творческих способностей ребенка, возможности его перевода с дополнительной общеразвивающей программы в области искусств на обучение по предпрофессиональной программе в области искусств».

Кроме того, введение краткосрочных программ, по сути являющихся ознакомительно-досуговыми, допускает и разный уровень преподавателей. Уровень подготовки преподавателя ДШИ предполагает высшее профильное образование (музыкант, художник, дизайнер, хореограф) и педагогическое, тогда как для досуговой деятельности достаточно педагогического образования и начальные компетенции работы по предмету. Т.е. внедряется нерациональное использование кадровых ресурсов преподавателей ДШИ.

А еще, по условиям системы ПФДО и ее «Навигатора», невостребованные или маловостребованные населением программы автоматически убираются из списка. Так что у программ, например, по обучению игре на оркестровых духовых инструментах или редких народных инструментах мало шансов на «выживание».

Еще один важный момент. Если ребенок потратил свой сертификат на условный кружок хорового пения, то в футбольную секцию он уже бесплатно записаться не сможет. Как говорится, выводы делаем сами, куда нас заведет эта система.

Первые сигналы о происходящем начали поступать еще весной 2019 года из пилотных регионов по внедрению ПФДО – в частности, ХМАО. Тогда же Елена Александровна Ямпольская в рамках комитета по культуре ГД собрала круглый стол, где выступали представители региона, Михаил Викторович Лидский тогда также выступал, все помнят.

По итогам общественных обсуждений в свет вышел ряд документов:

  • письмо Комитета ГД по культуре от 15.05.2019, в котором было рекомендовано исключить ДШИ из эксперимента ПФДО;
  • совместное письмо министра просвещения О. Ю. Васильевой и министра культуры В. Р. Мединского от 20.06.2019 о возможности включения в проект ПФДО только общеразвивающих программ.

Позднее письмом Министра культуры Российской Федерации В. Р. Мединского от 22.07.2019 было указано о принятии мер по недопущению расширения практики реализации краткосрочных общеразвивающих программ в ущерб дополнительным предпрофессиональным и многолетним общеразвивающим программам в области искусств, являющихся приоритетными для ДШИ.
Казалось бы, вопрос исчерпан.

Далее, я приведу выдержки из письма из Нижегородской области, отправленного в том числе на имя губернатора. Под ним великое множество подписей преподавателей и директоров школ практически всех населенных пунктов региона.

«Министерством образования, науки и молодежной политики Нижегородской области, ответственным за внедрение на территории Нижегородской области системы ПФДО, принимаются показатели охвата детей дополнительным образованием до 80 % уже в 2020 году (по факту – 15 %), а к 2021 году 100% (!).

Нарушая федеральные нормативные правовые акты, минобразования НО были взяты откровенно завышенные показатели выполнения, заключены соглашения с органами местного самоуправления региона, при этом ни с одним из профильных министерств региона эти показатели согласованы не были. ДШИ оказались просто «заложниками» такой ситуации.

В июле 2020 года, преследуя цель по внедрению системы ПФДО в ДШИ, минобразования НО организовывает «вторую волну» ее внедрения, причем в кратчайшие сроки, продолжает оказывать сильнейшее давление на руководителей муниципальных районов и округов региона, обязывая выполнять взятые показатели, заставляет дробить многолетние программы, реализуемые ДШИ, на краткосрочные модули.

Вне сомнений, ДШИ с «готовым решением» по контингенту – самый лакомый кусок для этой цели (!) и решение такой глобальной проблемы.»
(конец цитаты)

Им вторят коллеги из Калининграда, обратившиеся ко мне в преддверии нашего сегодняшнего разговора:

«Учредителями ДШИ являются муниципалитеты. В регионе идет активное сокращение муниципальных заданий при необоснованном повышении требований к увеличению численности детей за счет краткосрочных (3-9 месяцев) общеразвивающих программ без учета запросов родителей, имеющихся кадровых и материальных ресурсов ДШИ. Отдельные муниципалитеты намерены объединить ДШИ с ДЮЦами.»

А еще в письме из Нижнего Новгорода звучат слова эмоциональные, но справедливые, я приведу их, поскольку под ними подпишется практически любой российский музыкант:

«Если процесс вовлечения ДШИ в ПФДО не пресечь раз и навсегда, то в недалёком будущем Нижегородская область лишится сначала выпускников ДШИ, затем профессиональных кадров в сфере искусства, потом учреждений культуры и искусства среднего и высшего профессионального образования и, наконец, самого института ДШИ, как основы фундамента отечественной системы художественного образования, сложившейся к середине XX века и не имеющей аналогов в мировом образовательном пространстве.»

Подобные письма идут из разных регионов страны, и география все ширится.

О проблемах можно еще долго говорить со всеми подробностями; но есть и предложения их решения. Они довольно очевидны:

  • исключить как предпрофессиональные, так и общеразвивающие программы, реализуемые в ДШИ, из системы ПФДО;
  • предусмотреть для ДШИ главенство распорядительных, нормативных документов и методических указаний Министерства культуры РФ и региональных органов управления культурой над требованиями органов управления образованием;
  • обеспечить ускоренный перевод ДШИ муниципального уровня в ведение органов управления культурой регионов.

Вывод из всего вышесказанного простой:

ДШИ с их особым правовым статусом необходимо оградить от подобного рода «экспериментов». Основная деятельность ДШИ – образовательная деятельность, полноценное системное ОБРАЗОВАНИЕ, а не развлечение или досуг по интересам.

Спасибо за ваше внимание! Возможно, коллеги захотят что-то добавить.

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. РАЗРАБОТАНЫ МНИИП объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения Москомархитектуры (канд.архит. А.В.Лебедев, канд.архит. А.А.Шапиро).

Читать еще:  Шевроле лачетти хэтчбек запуск двигателя

2. СОГЛАСОВАНЫ Московским департаментом образования и Комитетом по культуре Москвы.

3. ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению Архитектурно-техническим управлением Москомархитектуры (архит. Шалов Л.А., инж. Щипанов Ю.Б.).

4. УТВЕРЖДЕНЫ Указанием Москомархитектуры от 30.04.96 №11.

Настоящий документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Москомархитектуры.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящие Рекомендации разработаны в соответствии с Программой по разработке Московских городских строительных норм, рекомендаций, пособий и других нормативно-методических материалов по проектированию, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 01.11.94 г. № 992.

Рекомендации разработаны как дополнение к нормативным документам в строительстве, действующим на территории г. Москвы, и распространяются на проектирование сети и вновь строящихся и реконструируемых зданий детских музыкальных школ (ДМШ) и детских школ искусств (ДШИ).

Рекомендации содержат основные положения и требования к размещению, участкам, территориям, функциональным и архитектурно-планировочным решениям ДМШ и ДШИ. В них также определены принципы территориальной организации сетей и типология ДМШ и ДШИ, предложены сетевые расчетные показатели, даны функционально-планировочные схемы учреждений, состав и площади помещений.

Рекомендации разработаны в целях реализации «Программы развития культуры Москвы», утвержденной постановлением Правительства Москвы от 02.09.94 г. № 638, в которой укрепление материальной базы детских учреждений культуры является приоритетной задачей на ближайшие годы и перспективу.

Материалы Рекомендаций могут применяться для составления заданий на проектирование сетей и зданий детских музыкальных школ и школ искусств в конкретных градостроительных ситуациях Москвы с учетом уровня развития существующей материальной базы.

2. ССЫЛКИ НА НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

В настоящих рекомендациях приведены ссылки на следующие нормативные и методические документы:

2.1. ВСН 2.85 «Нормы проектирования планировки и застройки Москвы».

2.2. МГСН 1.01-94 «Временные нормы и правила проектирования и застройки Москвы».

2.3. СН 441-72* «Указания по проектированию ограждений площадок и участков предприятий, зданий и сооружений».

2.4. СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения».

2.5. Рекомендации по проектированию зданий детских школ искусств, Москва, Стройиздат, 1984 г.

2.6. Руководство по учету потребностей инвалидов при градостроительном и объемном проектировании для г. Москвы и ЛПЗП, Москва, НИАЦ АО «ГРАДО», 1995 г.

3. ВВЕДЕНИЕ

В Москве в настоящее время насчитывается 101 районная детская музыкальная школа с филиалами и 11 школ искусств с филиалами. Большая их часть размещается в приспособленных зданиях и помещениях жилых домов, бывших детских садов, общеобразовательных школ и домов пионеров и школьников (ДПШ). С начала 70-х годов было построено 14 зданий детских музыкальных школ по специальным проектам, в том числе две школы по индивидуальным, а остальные по типовым проектам трех модификаций. За редким исключением состав помещений, размеры их площадей и архитектурно-планировочные характеристики зданий ДМШ и ДШИ соответствуют современным требованиям учебно-педагогического процесса.

Исторически сложившаяся совокупность типов детских досуговых учреждений не является системным образованием. Она ведомственно и организационно разобщена, неупорядочена и разорвана функционально. Различные типы существующих учреждений фактически дублируют друг друга (например, ДПШ, ДШИ, ДМШ и ДХШ (детские художественные школы) являются обучающими учреждениями со сходным набором видов деятельности и услуг). Нивелирование различий между ними обедняет типологическую структуру и ограничивает возможность выбора учреждений, соответствующих интересам и способностям детей. Между тем, Москва, как крупнейший культурный центр, имеет богатые кадровые возможности для обеспечения максимального разнообразия типологии детских учреждений, но реализует их далеко не полностью. Все это отрицательно сказывается на массовости и действенности мероприятий по широкому эстетическому воспитанию школьников Москвы.

Основная цель разработки Рекомендаций состоит в определении специфических функционально-типологических и градостроительных характеристик детских музыкальных школ и школ искусств в общей системе детских внешкольных учреждений Москвы, а также требований к составу помещений, площадям и планировочным решениям зданий ДМШ и ДШИ.

Рекомендации освещают общие положения по системе и организации сети, функциональной структуре и архитектурно-планировочным решениям зданий детских школ искусств и музыкальных школ.

Требования к акустике и защите от шума залов и классных комнат для музыкального отделения изложены в приложении 3.

Требования к инженерному и технологическому оборудованию и устройствам, а также к обеспечению комфортных условий наблюдения и форме зрительных залов приведены в действующих нормативных документах, справочных пособиях и рекомендациях по проектированию культурных и зрелищных учреждений.

4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ДЕТСКИХ ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

4.1.1. Систему формируют внешкольные учреждения, ориентированные на обслуживание детей школьного возраста во внеучебное время.

4.1.2. Целью системы является обеспечение условий для социального и культурного развития образования детей школьного возраста.

4.1.3. Основными функциями системы являются:

развивающая (раскрытие врожденных склонностей ребенка и развитие их до уровня творческих способностей, формирование круга культурных интересов, обучение навыкам культурной деятельности, развитие потребности в самосовершенствовании и активной творческой деятельности, непрерывное повышение культурного потенциала);

коммуникативная (формирование у детей потребности в групповом и межличностном общении, обучение навыкам общения, организация сферы социального поиска);

обучающая (эстетическое и политехническое образование, освоение навыков и норм индивидуальной и коллективной деятельности, профессиональная ориентация и допрофессиональная и профессиональная подготовка);

обеспечивающая физическое развитие, коллективный отдых и развлечения.

4.1.4. Названные функции дифференцируются между отдельными видами детских учреждений, выступая в качестве профилирующих, определяющих их назначение; специализацию и тип. На этом основании формируется 6 типологических ряд учреждений, обеспечивающих непрерывность и восходящую направленность развития ребенка, последовательное включение в различные виды деятельности, соответствующие возрастному состоянию его психики и развивающие его способности.

4.1.5. Непрерывность и поступательность развития обеспечивается преимущественной ориентацией отдельных групп учреждений последовательно на поисковое, поисково-целевое и целевое поведение ребенка. В типологии это находит отражение в соответственном переходе от многопрофильных к однопрофильным, все более узко специализированным учреждениям.

4.1.6. Система детских внешкольных учреждений включается в общую систему культурного обслуживания Москвы как ее составная часть, ориентированная на обслуживание населения детско-подростковых возрастов.

4.1.7. Система детских внешкольных учреждений функционально связана с одной стороны — с системой образования, с другой — с институтом семьи, принимая на себя часть задач образования и социального воспитания, осуществляемых вне школы.

4.1.8. Зона влияния системы детских внешкольных учреждений охватывает территорию всей Москвы и ближайших поясов агломерации, обеспечивая преемственность и функциональные связи между городскими и местным учреждениями.

4.1.9. Формирование в Москве единой системы детских внешкольных учреждений осуществляется путем корректировки сложившейся типологии и функциональной структуры отдельных существующих учреждений, а также — создания новых типов учреждений, заполняющих «разрывы» в имеющемся наборе учреждений.

4.2. ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ДЕТСКИХ ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 1

4.2.1. Исходными объектами развивающей системы детских внешкольных учреждений являются многопрофильные и профильные детские клубы по месту жительства, кружки, студии и детские объединения при общеобразовательных школах и профессиональных клубах. Здесь происходит первичное знакомство со сферой культуры и освоение детьми навыков деятельности и группового общения. Эти объекты располагаются на уровне микрорайона с радиусом обслуживания до 10 минут пешеходной доступности (500-700м).

4.2.2. Следующим (по месту в системе) детским внешкольным учреждением, обеспечивающим приобщение к культуре, ориентацию в ее областях, знакомство с различными видами культурной деятельности и социальную адаптацию являются учреждения дополнительного образования — которые формируются на базе бывших Домов пионеров и школьников (ДПШ) — современных Центров детского творчества (ЦДТ). Сюда приходят дети с любым, практически с нулевым культурным потенциалом. В этих многопрофильных учреждениях предоставляется широкий набор деятельностей в сферах искусства, науки, техники, что позволяет детям путем смены занятий определиться в своих интересах и склонностях и сделать первичный выбор одной из сфер. Эти детские центры располагаются на уровне муниципальных округов (жилых районов) с радиусом обслуживания до 15 минут транспортно-пешеходной доступности (1 — 1,5 км).

4.2.3. Развитие структуры системы происходит по нескольким направлениям, формирующим отдельные группы учреждений, которые обеспечивают дальнейшую специализацию в ряде сфер: искусства, научно-технической и др.

Будучи наиболее массовыми учреждениями эстетического образования, ДШИ относятся к уровню муниципального округа с радиусом обслуживания до 15-минут пешком или на транспорте (т.е. до 1-1,5 км), что обеспечивает их пространственную доступность для детей всех возрастных групп.

Детские музыкальные, художественные, хореографические и другие школы и городские учреждения дополнительного образования являются объектами локально-городского значения, соответствующего рангу административного округа, и размещаются исходя из транспортной доступности в пределах 20 минут.

4.2.7. В рамках административного округа система детских внешкольных учреждений эстетического образования складывается из нескольких типологических групп, специализированных по областям искусства. Каждая из них включает учреждения трех уровней (п.п. 4.2.4, 4.2.5, 4.2.6) с последовательно углубляющейся степенью специализации и профессионализации. В пределах каждой из таких групп может происходить перераспределение нагрузок, отражающих особенности конкретной градостроительной и социально-демографической ситуации.

РИС. 1. ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТИ ДМШ И ДШИ В СИСТЕМЕ ДЕТСКИХ ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКВЫ

1. На схеме приоритетные направления деятельности многопрофильных центров творчества имеют следующие обозначения: Н-Т — научно-техническое, Х — художественное, ОГ — общегуманитарное, Э-Б — эколого-биологическое, Т-К — туристско-краеведческое, С — спортивное

2. Радиусы зон обслуживания даны в минутах транспортной (МТД) и пешеходной (МПД) доступности

5. ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТИ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ И ШКОЛ ИСКУССТВ

5.1. РАСЧЕТ СЕТИ

5.1.1. Определение общей потребности в ДМШ рекомендуется производить из расчета охвата этими учреждениями 1,5% детей школьного возраста, проживающих в зоне их обслуживания.

5.1.2. Для укрупненных расчетов сети ДМШ на ближайшую перспективу может применяться расчетный показатель 1,6 учащихся на 1000 жителей, соответствующий доле школьников в населении Москвы, равной 11%.

5.1.3. Расчет общей потребности и дефицита (или избытка) в ДМШ производится на более отдаленную перспективу в границах территории административного округа с учетом вместимости существующих и сохраняемых ДМШ и прогнозируемой на расчетный период демографии.

5.1.4. Избыточные вместимости ДМШ (включая объекты, расположенные в неприспособленных зданиях) следует использовать для развития сети ДШИ, путем их реконструкции и перепрофилирования.

5.1.5. Расчет потребности в ДШИ рекомендуется производить, исходя из охвата школьников этим видом учреждений в размере 5%.

5.1.6. Для укрупненных расчетов сети ДШИ может применяться расчетный показатель 6,6. учащихся на 1000 жителей (при сохранении существующей доли этой группы в населении Москвы, равной 11%).

5.1.7. Определение общей потребности и дефицита в ДШИ производится раздельно для каждого из отделений, по показателям, приведенным в табл. 1 , в расчете на постоянное население, проживающее в зоне 15 минутной доступности, и с учетом существующих в пределах зоны сохраняемых формирований (кружков, студий), реализующих одноименные виды занятий (контуром в табл. 1 выделены расчетные показатели: * — ДМШ и ** — ДШИ).

Полное меню
Основные ссылки

На правах рекламы:

Вернуться в «Каталог СНиП»

Рекомендации Рекомендации по проектированию сети и зданий детских внешкольных учреждений для г. Москвы. Выпуск 1 Детские музыкальные школы и школы искусств.

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
МОСКОМАРХИТЕКТУРА

РЕКОМЕНДАЦИИ
по проектированию сети и зданий
детских внешкольных учреждений
для г. Москвы

Читать еще:  Вибрация двигателя лачетти при оборотах

Детские музыкальные школы
и школы искусств

ПРЕДИСЛОВИЕ

1. РАЗРАБОТАНЫ МНИИП объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения Москомархитектуры (канд.архит. А.В.Лебедев, канд.архит. А.А.Шапиро).

2. СОГЛАСОВАНЫ Московским департаментом образования и Комитетом по культуре Москвы.

3. ПОДГОТОВЛЕНЫ к утверждению Архитектурно-техническим управлением Москомархитектуры (архит. Шалов Л.А., инж. Щипанов Ю.Б.).

4. УТВЕРЖДЕНЫ Указанием Москомархитектуры от 30.04.96 №11.

Настоящий документ не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Москомархитектуры.

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящие Рекомендации разработаны в соответствии с Программой по разработке Московских городских строительных норм, рекомендаций, пособий и других нормативно-методических материалов по проектированию, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 01.11.94 г. № 992.

Рекомендации разработаны как дополнение к нормативным документам в строительстве, действующим на территории г. Москвы, и распространяются на проектирование сети и вновь строящихся и реконструируемых зданий детских музыкальных школ (ДМШ) и детских школ искусств (ДШИ).

Рекомендации содержат основные положения и требования к размещению, участкам, территориям, функциональным и архитектурно-планировочным решениям ДМШ и ДШИ. В них также определены принципы территориальной организации сетей и типология ДМШ и ДШИ, предложены сетевые расчетные показатели, даны функционально-планировочные схемы учреждений, состав и площади помещений.

Рекомендации разработаны в целях реализации «Программы развития культуры Москвы», утвержденной постановлением Правительства Москвы от 02.09.94 г. № 638, в которой укрепление материальной базы детских учреждений культуры является приоритетной задачей на ближайшие годы и перспективу.

Материалы Рекомендаций могут применяться для составления заданий на проектирование сетей и зданий детских музыкальных школ и школ искусств в конкретных градостроительных ситуациях Москвы с учетом уровня развития существующей материальной базы.

2. ССЫЛКИ НА НОРМАТИВНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

В настоящих рекомендациях приведены ссылки на следующие нормативные и методические документы:

2.1. ВСН 2.85 «Нормы проектирования планировки и застройки Москвы».

2.2. МГСН 1.01-94 «Временные нормы и правила проектирования и застройки Москвы».

2.3. СН 441-72* «Указания по проектированию ограждений площадок и участков предприятий, зданий и сооружений».

2.4. СНиП 2.08.02-89* «Общественные здания и сооружения».

2.5. Рекомендации по проектированию зданий детских школ искусств, Москва, Стройиздат, 1984 г.

2.6. Руководство по учету потребностей инвалидов при градостроительном и объемном проектировании для г. Москвы и ЛПЗП, Москва, НИАЦ АО «ГРАДО», 1995 г.

3. ВВЕДЕНИЕ

В Москве в настоящее время насчитывается 101 районная детская музыкальная школа с филиалами и 11 школ искусств с филиалами. Большая их часть размещается в приспособленных зданиях и помещениях жилых домов, бывших детских садов, общеобразовательных школ и домов пионеров и школьников (ДПШ). С начала 70-х годов было построено 14 зданий детских музыкальных школ по специальным проектам, в том числе две школы по индивидуальным, а остальные по типовым проектам трех модификаций. За редким исключением состав помещений, размеры их площадей и архитектурно-планировочные характеристики зданий ДМШ и ДШИ соответствуют современным требованиям учебно-педагогического процесса.

Исторически сложившаяся совокупность типов детских досуговых учреждений не является системным образованием. Она ведомственно и организационно разобщена, неупорядочена и разорвана функционально. Различные типы существующих учреждений фактически дублируют друг друга (например, ДПШ, ДШИ, ДМШ и ДХШ (детские художественные школы) являются обучающими учреждениями со сходным набором видов деятельности и услуг). Нивелирование различий между ними обедняет типологическую структуру и ограничивает возможность выбора учреждений, соответствующих интересам и способностям детей. Между тем, Москва, как крупнейший культурный центр, имеет богатые кадровые возможности для обеспечения максимального разнообразия типологии детских учреждений, но реализует их далеко не полностью. Все это отрицательно сказывается на массовости и действенности мероприятий по широкому эстетическому воспитанию школьников Москвы.

Основная цель разработки Рекомендаций состоит в определении специфических функционально-типологических и градостроительных характеристик детских музыкальных школ и школ искусств в общей системе детских внешкольных учреждений Москвы, а также требований к составу помещений, площадям и планировочным решениям зданий ДМШ и ДШИ.

Рекомендации освещают общие положения по системе и организации сети, функциональной структуре и архитектурно-планировочным решениям зданий детских школ искусств и музыкальных школ.

Требования к акустике и защите от шума залов и классных комнат для музыкального отделения изложены в приложении 3.

Требования к инженерному и технологическому оборудованию и устройствам, а также к обеспечению комфортных условий наблюдения и форме зрительных залов приведены в действующих нормативных документах, справочных пособиях и рекомендациях по проектированию культурных и зрелищных учреждений.

4. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ДЕТСКИХ ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

4.1.1. Систему формируют внешкольные учреждения, ориентированные на обслуживание детей школьного возраста во внеучебное время.

4.1.2. Целью системы является обеспечение условий для социального и культурного развития образования детей школьного возраста.

4.1.3. Основными функциями системы являются:

развивающая (раскрытие врожденных склонностей ребенка и развитие их до уровня творческих способностей, формирование круга культурных интересов, обучение навыкам культурной деятельности, развитие потребности в самосовершенствовании и активной творческой деятельности, непрерывное повышение культурного потенциала);

коммуникативная (формирование у детей потребности в групповом и межличностном общении, обучение навыкам общения, организация сферы социального поиска);

обучающая (эстетическое и политехническое образование, освоение навыков и норм индивидуальной и коллективной деятельности, профессиональная ориентация и допрофессиональная и профессиональная подготовка);

обеспечивающая физическое развитие, коллективный отдых и развлечения.

4.1.4. Названные функции дифференцируются между отдельными видами детских учреждений, выступая в качестве профилирующих, определяющих их назначение; специализацию и тип. На этом основании формируется 6 типологических ряд учреждений, обеспечивающих непрерывность и восходящую направленность развития ребенка, последовательное включение в различные виды деятельности, соответствующие возрастному состоянию его психики и развивающие его способности.

4.1.5. Непрерывность и поступательность развития обеспечивается преимущественной ориентацией отдельных групп учреждений последовательно на поисковое, поисково-целевое и целевое поведение ребенка. В типологии это находит отражение в соответственном переходе от многопрофильных к однопрофильным, все более узко специализированным учреждениям.

4.1.6. Система детских внешкольных учреждений включается в общую систему культурного обслуживания Москвы как ее составная часть, ориентированная на обслуживание населения детско-подростковых возрастов.

4.1.7. Система детских внешкольных учреждений функционально связана с одной стороны — с системой образования, с другой — с институтом семьи, принимая на себя часть задач образования и социального воспитания, осуществляемых вне школы.

4.1.8. Зона влияния системы детских внешкольных учреждений охватывает территорию всей Москвы и ближайших поясов агломерации, обеспечивая преемственность и функциональные связи между городскими и местным учреждениями.

4.1.9. Формирование в Москве единой системы детских внешкольных учреждений осуществляется путем корректировки сложившейся типологии и функциональной структуры отдельных существующих учреждений, а также — создания новых типов учреждений, заполняющих «разрывы» в имеющемся наборе учреждений.

4.2. ФУНКЦИОНАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ ДЕТСКИХ ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 1

4.2.1. Исходными объектами развивающей системы детских внешкольных учреждений являются многопрофильные и профильные детские клубы по месту жительства, кружки, студии и детские объединения при общеобразовательных школах и профессиональных клубах. Здесь происходит первичное знакомство со сферой культуры и освоение детьми навыков деятельности и группового общения. Эти объекты располагаются на уровне микрорайона с радиусом обслуживания до 10 минут пешеходной доступности (500-700м).

4.2.2. Следующим (по месту в системе) детским внешкольным учреждением, обеспечивающим приобщение к культуре, ориентацию в ее областях, знакомство с различными видами культурной деятельности и социальную адаптацию являются учреждения дополнительного образования — которые формируются на базе бывших Домов пионеров и школьников (ДПШ) — современных Центров детского творчества (ЦДТ). Сюда приходят дети с любым, практически с нулевым культурным потенциалом. В этих многопрофильных учреждениях предоставляется широкий набор деятельностей в сферах искусства, науки, техники, что позволяет детям путем смены занятий определиться в своих интересах и склонностях и сделать первичный выбор одной из сфер. Эти детские центры располагаются на уровне муниципальных округов (жилых районов) с радиусом обслуживания до 15 минут транспортно-пешеходной доступности (1 — 1,5 км).

4.2.3. Развитие структуры системы происходит по нескольким направлениям, формирующим отдельные группы учреждений, которые обеспечивают дальнейшую специализацию в ряде сфер: искусства, научно-технической и др.

Будучи наиболее массовыми учреждениями эстетического образования, ДШИ относятся к уровню муниципального округа с радиусом обслуживания до 15-минут пешком или на транспорте (т.е. до 1-1,5 км), что обеспечивает их пространственную доступность для детей всех возрастных групп.

Детские музыкальные, художественные, хореографические и другие школы и городские учреждения дополнительного образования являются объектами локально-городского значения, соответствующего рангу административного округа, и размещаются исходя из транспортной доступности в пределах 20 минут.

4.2.7. В рамках административного округа система детских внешкольных учреждений эстетического образования складывается из нескольких типологических групп, специализированных по областям искусства. Каждая из них включает учреждения трех уровней (п.п. 4.2.4, 4.2.5, 4.2.6) с последовательно углубляющейся степенью специализации и профессионализации. В пределах каждой из таких групп может происходить перераспределение нагрузок, отражающих особенности конкретной градостроительной и социально-демографической ситуации.

РИС. 1. ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТИ ДМШ И ДШИ В СИСТЕМЕ ДЕТСКИХ ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МОСКВЫ

1. На схеме приоритетные направления деятельности многопрофильных центров творчества имеют следующие обозначения: Н-Т — научно-техническое, Х — художественное, ОГ — общегуманитарное, Э-Б — эколого-биологическое, Т-К — туристско-краеведческое, С — спортивное

2. Радиусы зон обслуживания даны в минутах транспортной (МТД) и пешеходной (МПД) доступности

5. ОРГАНИЗАЦИЯ СЕТИ ДЕТСКИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ШКОЛ И ШКОЛ ИСКУССТВ

5.1. РАСЧЕТ СЕТИ

5.1.1. Определение общей потребности в ДМШ рекомендуется производить из расчета охвата этими учреждениями 1,5% детей школьного возраста, проживающих в зоне их обслуживания.

5.1.2. Для укрупненных расчетов сети ДМШ на ближайшую перспективу может применяться расчетный показатель 1,6 учащихся на 1000 жителей, соответствующий доле школьников в населении Москвы, равной 11%.

5.1.3. Расчет общей потребности и дефицита (или избытка) в ДМШ производится на более отдаленную перспективу в границах территории административного округа с учетом вместимости существующих и сохраняемых ДМШ и прогнозируемой на расчетный период демографии.

5.1.4. Избыточные вместимости ДМШ (включая объекты, расположенные в неприспособленных зданиях) следует использовать для развития сети ДШИ, путем их реконструкции и перепрофилирования.

5.1.5. Расчет потребности в ДШИ рекомендуется производить, исходя из охвата школьников этим видом учреждений в размере 5%.

5.1.6. Для укрупненных расчетов сети ДШИ может применяться расчетный показатель 6,6. учащихся на 1000 жителей (при сохранении существующей доли этой группы в населении Москвы, равной 11%).

5.1.7. Определение общей потребности и дефицита в ДШИ производится раздельно для каждого из отделений, по показателям, приведенным в табл. 1 , в расчете на постоянное население, проживающее в зоне 15 минутной доступности, и с учетом существующих в пределах зоны сохраняемых формирований (кружков, студий), реализующих одноименные виды занятий (контуром в табл. 1 выделены расчетные показатели: * — ДМШ и ** — ДШИ).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector