Принцип работы турбины на дизельном двигателе
Принцип работы турбины на дизельном двигателе
Воплощение идеи по использованию выхлопных газов с целью разгона ротора позволила увеличить мощность дизельного мотора примерно на 30%. Мотор, на который установлен турбонаддув, называется турбодизелем.
Устройство турбины дизельного двигателя
Турбокомпрессор выполняет задачу по нагнетанию воздуха под давлением в цилиндры мотора: чем больше будет воздуха, тем больше топлива силовой агрегат сможет сжечь, что, в свою очередь, приведет к увеличению мощности двигателя без увеличения объема имеющихся цилиндров.
Чтобы выполнять возложенные функции с необходимой эффективностью, турбонаддув имеет особую конструкция, состоящую из двух элементов:
- турбины;
- компрессора.
Главная функция компрессора заключается в усилении поступления воздуха в топливную систему. Составные части компрессора находятся в алюминиевом корпусе. Внутри него располагается ротор, закрепленный на оси турбины. Вращаясь, ротор вбирает воздух: большая скорость вращения приводит к большему количеству попавшего внутрь воздуха. Для набора скорости существует турбина.
Турбина состоит из корпуса с ротором внутри. Поскольку все элементы устройства взаимодействуют с газами высокой температуры, они изготавливаются из специальных материалов, невосприимчивых к такому воздействию.
Как работает турбина на дизельном двигателе
Ротор и ось, на которой он закреплен, вращаются в разных направлениях. Частота вращения довольно велика, поэтому элементы плотно прижимаются друг к другу.
Принцип работы турбины на дизельном двигателе следующий:
- компрессор обеспечивает поступление воздуха из окружающей среды, который смешивается с дизельным топливом и затем направляется в цилиндры;
- топливно-воздушная смесь загорается, начинают двигаться поршни. По ходу этого процесса образуются газы, поступающие в выпускной коллектор;
- скорость движения газов, оказавшихся в корпусе, значительно возрастает. Вступая во взаимодействие с ротором, они приводят его во вращающееся положение;
- вращение передается компрессорному ротору (за это отвечает вал), который снова втягивает новую порцию воздуха.
Таким образом, принцип работы основывается на взаимосвязи: чем сильнее вращается ротор, тем больше поступает воздуха, но при этом ротор увеличивает скорость вращения, если количество воздуха возрастает.
Как работает турбонаддув
Чтобы разобраться в работе турбонаддува, для начала следует уяснить понятия турбоподхвата и турбоямы.
Турбоподхват – ситуация, когда набравший скорость ротор увеличивает поступление воздуха в цилиндры, следствием чего становится повышение мощности двигателя.
Турбояма – момент небольшой задержки, наблюдаемый в работе турбины при увеличении количества поступившего горючего, что достигается нажатием на педаль газа. Задержка вызвана временем, которое нужно ротору для его разгона газами.
Турбонаддув увеличивает давление отработанных газов за счет более интенсивной работы двигателя. В то же самое время повышается и давление наддува: этот процесс требует контроля и регулировки, поскольку при достижении высоких значений велика вероятность поломки. Функции регулировки давления возложены на клапан, контролем предельно возможных значений занимаются мембрана и пружина с определенными значениями жесткости (когда достигается максимально допустимая величина, мембрана открывает клапан).
Работа турбины дизельного двигателя также требует контроля давления:
- компрессор через клапан, дабы снизить давление, сбрасывает лишний забранный воздух;
- когда давление поступившего воздуха достигает максимально допустимой величины, клапан выпускает газы, и ротор вращается с требуемой скоростью, а компрессор всегда забирает только нужное количество воздуха.
Минусы использования турбокомпрессора
Казалось бы, установка турбодизеля влечет за собой сплошные преимущества, но это не так. У устройства есть определенные недостатки:
- возрастает расход топлива, что особенно ощущается при неправильной регулировке системы;
- температура в процессе сжатия повышается, что может привести к детонации. Чтобы избежать такой неприятности, необходим монтаж регуляторов, охладителей и ряда других элементов.
Турбированный мотор: правила эксплуатации
Чтобы дизельная турбина работала с максимальным КПД и как можно дольше не выходила из строя, нужно придерживаться определенных правил в процессе эксплуатации автомобиля:
- придерживаться графика замены масла, что позволит не допустить засорения маслопровода абразивами;
- использовать качественное моторное масло, соответствующее по характеристикам в паспорте двигателя;
- не трогаться сразу после включения мотора – движок должен быть прогрет;
- сразу после прекращения движения не выключать двигатель, дав ему хотя бы 10 секунд поработать на холостых оборотах.
Как работает турбина: видео
Дизельный двигатель – плюсы и минусы
Почему к дизельному двигателю отношение у нашего автолюбителя порой весьма неоднозначное? С чем связан стереотип, мол, «с ним хлопот не оберешься»? Чтобы разобраться в отрицательных сторонах и достоинствах дизеля, надо знать устройство мотора или хотя бы бегло в нем ориентироваться. Итак, приступим к анализу. И начнем мы с самых азов и очевидных вещей, постепенно двигаясь от простого к более сложному.
Фактор горючего
Если кто помнит, в советскую эпоху и в первой половине 90-х солярка стоила дешевле бензина, и обзаводиться дизелями было не только престижно, но и экономически выгодно. Однако вскоре нефтетрейдеры смекнули: в условиях начинающего российского капитализма топливо в цене лучше для них будет уравнять независимо от себестоимости его видов. И уравняли. С тех пор мало что изменилось: ДТ сегодня стоит дороже Аи92, но дешевле Аи95. Правда, качество солярки за четверть века заметно улучшилось, хотя европейскому уровню она по-прежнему соответствует отнюдь не всегда. К тому же осталась другая проблема – застывание топлива при отрицательных температурах. Раньше для предотвращения данного явления водители в него добавляли керосин, теперь – депрессорную присадку «антигель». Сегодня в подобных ситуациях используется и т.н. зимняя солярка; правда, в силу ограниченного спроса ее можно встретить далеко не на каждой заправке. К тому же она заметно дороже, из-за чего порой недобросовестные продавцы реализуют поддельный нефтепродукт. И если в стужу вас угораздит залить «левое» горючее, имеется реальный шанс остаться обездвиженным.
Итак, сезонность дизтоплива и встречающиеся проблемы с его качеством – «минусы» дизельного двигателя. В России оба фактора одинаково актуальны, особенно если учесть особую чувствительность современных дизелей к чистоте солярки.
Причинно-следственные связи
Как известно, системная проблема автоматически тянет за собой цепь последствий. В связи с этим перечислим более детальные и конкретные «минусы» дизельного двигателя.
- В целом более шумная работа.
- Априори более дорогая средняя стоимость запчастей.
- Более частое и затратное ТО (включая замену масла и иных рабочих жидкостей).
- Из-за медленного прогрева вместительного салона зимой необходима установка автономного отопителя.
- Узкий рабочий диапазон требует большего числа ступеней КПП по сравнению с ТС, работающем на бензине.
- Недопустимость абсолютного опустошения топливного бака (попадание воздуха в лучшем случае чревато прокачкой, в худшем – поломкой).
- Из-за потери мощности вследствие засорения топливопроводов, выхлопов, фильтров менее быстроходен по сравнению с бензиновым агрегатом.
- Относительно высокая вероятность выхода из строя топливного насоса высокого давления и форсунок. Это грозит ремонтом, который «потянет» минимум на 30% их первоначальной стоимости. Или заменой, а топливная аппаратура в дизелях недешева (до 25% цены авто). Ресурс форсунок и ТНВД зависит от степени их технологичности, а также товарного бренда (Bosch, Delphi, Denso, Siemens, пр.).
- Грамотный дизелист по-прежнему считается большой редкостью в российской глубинке, а за сложное устройство современного дизеля вкупе с топливной системой дилетант не возьмется.
Несмотря на слухи, дизеля подлежат капремонту не хуже бензиновых моторов. Другое дело, надлежит иметь в виду, что если речь идет об авто с пробегом, которым владелец собирается еще попользоваться, то с отдельными типами блока цилиндров придется повозиться.
Дело в том, что иногда встречаются изделия, где блок с головкой совмещен в цельной неразборной конструкции. Это вынуждает искать специализированные СТОА, на которых возьмутся сделать соответствующую проточку. Вопрос не праздный, ибо даже в областных центрах далеко не каждая мастерская обладает должным станочным потенциалом.
Турбированный дизельный двигатель: «плюсы» и «минусы»
Большинство дизелей оборудованы турбиной. При правильной эксплуатации комплект турбонаддува служит 100-150 тыс. км. Зачем он нужен? В век тотального цейтнота и суперскоростей народу приходится гнаться за возможностью увеличения мощности. Но необходимо учитывать, что данная мера повлечет усиленный износ подвижных деталей и сокращение их рабочего ресурса. Посему это палка о двух концах.
Для форсажа устанавливают турбокомпрессоры, срок эксплуатации которых относительно недолог даже при четком соблюдении периодичности обслуживания. Там используются специальные моторные масла, особый воздухофильтр. Кроме того, турбина низкого давления подчас становится виновницей «турбоямы» (провала мощности на невысоких оборотах).
Турбодвигатель не так экономичен, как обычный, атмосферный дизель (при равной кубатуре последний расходует на 20-50% горючего меньше, нежели турбированный). Система весьма болезненно реагирует на износ поршневой группы. Рост давления картерных газов пагубно отражается на функционировании турбины. В подобных условиях рано или поздно наступит масляное голодание с последующей неисправностью турбонаддува. Причем, такое повреждение запросто приведет к поломке двигателя в целом, а турбированные дизели хуже поддаются ремонту, нежели атмосферные.
Как правило, турбоустановка требует байпасов, а также иных приспособлений, стабилизирующих и регулирующих давление, усложняет принципиальную схему. В свою очередь, снижается надежность устройства.
И (внимание!) сверхнормативное потребление смазки по причине проблем с турбиной нередко заканчивается выходом из строя силовой установки.
Дизельный парадокс
Дизель – это всегда прямой впрыск горючего. Из-за того, что в дизельных цилиндрах создается супервысокое давление, поршневая группа испытывает усиленные ударные нагрузки. Да и вообще условия и параметры, в которых функционируют дизельные установки, более критические. Этим объясняется тот нюанс, что они, например, сильнее подвержены вибрации. Однако фокус заключается в том, что на степени надежности это никак не отражается, ибо конструктивное совершенство обеспечивает изначально высокий уровень прочности моторных элементов.
Вот почему такие «движки» при грамотном обслуживании нередко проходят более внушительный километраж, нежели их бензиновые родственники.
Не бывает худа без добра
Да и вообще, все не так уж плохо. Настал момент напомнить и «плюсы» дизельного двигателя.
- Высокая степень безопасности дизельного топлива по сравнению с бензином.
- Небольшой расход топлива (на 30-35% экономичнее бензинового).
- Более сильный крутящий момент, особенно на низких оборотах.
- Максимально простой и рациональный принцип действия.
- Большая «живучесть» и ресурсоемкость.
- Отсутствие системы зажигания.
- Оптимальная экологичность.
Как видим, преимуществ у детища Рудольфа Дизеля не так уж много, но они своей значимостью в целом перевешивают отрицательные моменты. Из этого следует, что «плюсы» и «минусы» дизельного двигателя распределяются примерно поровну. Окончательное «за или «против» обусловливается комплексом конкретных факторов. Впрочем, есть порода автолюбителей, которая помешана на дизеле. Пусть дорого, пусть, хлопотно, пусть рискованно. Но все равно им подавай только его! Они буквально балдеют от звука работающего двигателя, солярного выхлопа, слегка жестковатой, но самодостаточной тяги, уверенной проходимости дизеля.
Справедливости ради необходимо заметить, что разработчики двигателей нового поколения неустанно трудятся над модернизацией автомобильных дизельных установок. Сегодня на дорогах России можно встретить как допотопные «коптилки» со 100%-й механической регулировкой угла впрыска и его длительности, так и экземпляры с электронной топливной аппаратурой. Чаще всего употребляется вполне надежная (с некоторыми оговорками) система Common Rail.
Вместо послесловия
Если вспомнить историю развития дизеля, то конструкторам на определенном этапе исследований удалось предотвратить возможность мотора «пойти вразнос», т.е. его саморазрушения. Прежде это являлось довольно распространенным явлением и доставляло автомобилистам немало бед. Суть его в бесконтрольном увеличении оборотов, заканчивавшимся полным выходом двигателя из строя. Сегодняшние системы управления узлами и механизмами не допускают таких аварийных инцидентов.
Как бы то ни было, применение дизельного двигателя больше подходит для интенсивной езды: большегрузных перевозок с прицепом или движения по бездорожью, либо пассажироперевозок в салонах повышенной вместимости. Главным образом хозяевами аппаратов на солярке становятся рачительные граждане, предпочитающие простор. Для собственников же бусиков и джипов, использующих их в качестве средства заработка, альтернативы дизелю вообще не существует.
А вот для неэкстремальной езды по сухим твердым дорогам использование дизельного привода будет неоправданным хотя бы потому, что окупать себя он будет очень долго, вдобавок со временем дадут о себе знать неудобства в обслуживании. Посему не следует переплачивать, приобретая новый «дизелек», если вы не планируете ежегодно покрывать на нем более 100 тыс. км. Все что меньше – для него не расстояние.
И не забывайте: недостатки дизеля лучше всего минимизируются на мощной сервисной базе, с достаточно цивилизованной дорожно-автомобильной инфраструктурой и при хорошей обеспеченности владельца ТС.
Если материал был для вас интересен или полезен, опубликуйте его на своей странице в социальной сети:
Как грамотно пользоваться турбированным двигателем
Известно ли вам, дорогой читатель, что практически все владельцы автомобилей с турбодвигателем допускают ошибки в процессе его эксплуатации? Бензиновый турбированный двигатель — это не шутки, и знать, как им управлять, дело важное. Например, уделить тщательное внимание рекомендуется системе впуска или смазки, так как в ряде случаев именно они и становятся камнем преткновения для нормального функционирования мотора.
Правильно эксплуатировать турбодвигатель означает, что нужно всегда следить за уровнем и качеством заливаемого масла, правильно запускать и останавливать мотор, а также соблюдать другие важные правила.
Бензиновый двигатель с двойным турбонаддувом
Уровень масла
Советов о том, как эксплуатировать турбодвигатель, много. Начнём с уровня масла. Его обязательно всегда держать под контролем, так как такому мотору масляное голодание не рекомендуется. Смазка в турбодвигателе имеет большое значение, так как благодаря ей эффективно работают подшипники и другие важные элементы. Не стоит говорить о том, что если уровень масла падает, то подшипники нужного количества масла не получают, а следовательно, быстрее изнашиваются и выходят из строя.
Проверять наличие рекомендуемого уровня смазки турбодвигателя обязательно и при обнаружении дефицита обязательно нужно масло долить. Не помешает и выяснить причину, по которой масло так быстро расходуется. Может быть, вышел из строя масляный насос или другая важная деталь? Поэтому в таком случае нужно быть предельно внимательными и сразу же поломку исправить.
Не жми на газ часто при запуске!
Следующий совет подразумевает не увлекаться педалью газа, когда заводится такой двигатель. Долго держать ногу на педали нельзя, так как турбодвигателю, для того чтобы достичь нормального давления, достаточно нескольких секунд. Если же она будет работать впустую, даже несколько секунд, то может быстро выйти из строя.
Это не относится к тем владельцам автомобилей, у которых установлена штатная система запуска/остановки Start&Stop, зарекомендовавшая себя только с лучшей стороны.
На видео — устройство и неисправности турбины:
Качество масла
Да, это очень важно: если на автомобиль с обычным двигателем масло должно заливаться от производителя, то в нашем случае тем более. Здесь экономить не то что не рекомендуется, а запрещается. Известно, что эксплуатация двигателя с плохим и низким качеством масла равносильно смертельному приговору. Нужно заливать такое масло, которое указывает производитель.
Кроме того, следует помнить, что масла, рекомендованные производителем для турбированных двигателей, отличаются по своим характеристикам от смазки, предназначенной для обычного мотора. Почему? Да потому, что в процессе эксплуатации турбины смазка подвергается куда более сильному воздействию больших температур и нагрузок. В обычном же атмосферном моторе таких сильных нагрузок на масло нет.
Отметим и то, что смешивать различные сорта масла также не рекомендуется. В частности, доливать в двигатель масло одной группы вязкости, когда там было другое, запрещается. Даже марку масла желательно не менять, а всё время использовать одно и то же. Поверьте, так можно значительно увеличить срок службы турбодвигателя. Так что, помните — масло для турбированного двигателя должно быть самым лучшим!
На видео — принцип работы и эксплуатации турбины:
Если турбодвигатель побывал в ремонте
Возможно, что турбодвигатель вашего автомобиля побывал в ремонте. В этом случае обязательно нужно его проверить на состояние масла, которое должно быть к тому же чистым. Затем необходимо проверить коленчатый вал, при заглушённом моторе. Нужно убедиться, что масло циркулирует под давлением по масляной системе. Запустите теперь двигатель и дайте ему поработать на холостом ходе минут пять или десять, чтобы убедиться в его нормальном функционировании.
Дизель
Если у вашего автомобиля турбированный дизельный двигатель, то следует тщательно проверять его на качество топлива. В случае если будет заливаться топливо низкого качества, есть большая вероятность того, что топливная система быстро засорится, что, в свою очередь, скажется на потере мощности. В этом же случае турбина, дабы восполнить пробел в оборотах, будет работать на пределе и опять же быстро выйдет из строя.
Что же можно посоветовать? Конечно же, заправляться на тех АЗС, которые вызывают больше всего доверия. Если же в качестве топлива вы неуверены, рекомендуется его дополнительно отфильтровать.
На видео — турбина дизельного двигателя:
Вообще, к автомобилю нужно относиться бережно. Опять же автомобиля с турбодвигателем это касается ещё больше. Если вы будете следить за ним, не давать ему плохого масла и топлива, он обязательно вас отблагодарит, значительно повысив мощность работы и длительность эксплуатации.
Способы запуска и остановки турбодвигателя
Нужно знать и как запускать такой двигатель при низких температурах. Прежде чем его запустить, рекомендуется двигатель провернуть несколько раз. А уже только потом его полностью завести и дать поработать на холостом ходе. Это даст возможность маслу начать циркулировать и заполнять систему, дабы предотвратить возникновение перегрузок.
Есть некоторые секреты, касающиеся и остановки турбодвигателя. Прежде чем его заглушить, дайте ему немного остыть. Кстати, это касается и обычных двигателей. Как известно, во время высоких нагрузок двигатель работает на пиковых оборотах и температура внутри бывает очень высокой. В этом случае резкое выключение способно создать температурный перепад, что непременно отрицательно отразится на сроке службы турбинного агрегата. Ресурс длительной работы мотора сводится в таком случае к нулю.
У турбодвигателя за счёт того же ресурса больше лошадиных сил и мощности, но это ведёт и к большим нагрузкам. Отсюда и вытекают все последствия: износ мотора и его составляющих и многое другое. Если с турбированным двигателем всё в порядке, он без проблем «осилит» все 150 тыс. километров.
На видео — как работает турбированный двигатель TSI:
Грамотная манера езды
Правильная манера езды также очень важна для турбированного двигателя. Нельзя забывать о том, что турбина — это агрегат, который постоянно работает при высоких нагрузках. Означает же это, что ездить на нём длительное время при низких оборотах двигателя нельзя. Рекомендуется даже давать такому двигателю возможность хоть раз в неделю поработать на полную катушку, то есть на высоких оборотах. Можно таким образом не только активировать процесс очистки системы наддува компрессора, но и значительно продлить срок эксплуатации. Очень важно избегать и длительной езды на высоких оборотах, так как в этом случае турбина может и «перекрутиться».
Средние обороты в процессе езды на турбодвигателе — то, что надо.
Избегать нужно также и длительной работы мотора на холостых оборотах. Почему? А знаете ли вы, что если он будет работать на холостых оборотах более получаса, то может и выйти из строя? А всё дело в том, что при таком режиме работы мотора есть большая вероятность засорения турбины или закоксовки. Маслоотводящая трубка засоряется или возможен подсос масла в цилиндры двигателя, что также приводит к выходу из строя различных элементов цилиндро-поршневой группы.
Недостатки турбированного двигателя
Как бы мы ни хвалили турбодвигатели, есть у них и недостатки. Минусы турбированных двигателей — это не просто какие-то незначительные ляпы, оставшиеся после их производства, а реальные составляющие. К примеру, один из самых явных минусов — это повышенный расход топлива. Но, хотя недостаток этот и существенный, всё же он имеет и положительные стороны. В частности, чем больше такой двигатель съедает топлива, тем он становится мощнее. Например, турбодвигатель в 1,4 литра выдаёт (вдумайтесь!) на целых 70% больше лошадиных сил, чем тот же атмосферный.
Внешний вид турбины
Особенности турбированного двигателя также вынуждают постоянно следить за качеством масла. Минусом в этом случае является тот факт, что заливать масло надо не только в сам двигатель, а ещё в турбину. И дело здесь даже не в расходе масла, который не столь уж будет велик, так как в турбину заливается всего-то около литра, но вот постоянное слежение за качеством смазки и регулярная замена масла дают о себе знать.
Следующим недостатком является высокая восприимчивость к качеству топлива. И бензин, и дизельное топливо (а оно ещё больше) должны быть высокой очистки. Если случайно залить в стандартный двигатель, к примеру, бензин ниже А-92, то ничего страшного не случится. Да, это не рекомендуется делать часто, но мотор выдержит. А вот с турбированным двигателем не всё так просто. Это приведёт сразу же к проблеме, которая оборачивается дорогостоящим и внушительным ремонтом.
Именно дорогой ремонт является следующим недостатком турбированных двигателей. Как вы думаете, какова цена ремонта сегодня в России? Она колеблется в пределах 60–70 тыс. рублей, а это, согласитесь, немало.
Но при всём этом работа турбированного двигателя на голову выше работы обычного, так как намного эффективнее и мощнее. Обладателям автомобилей с таким мотором можно только позавидовать. Следите за «сердцем» своей машины, и оно обеспечит высокоэффективный режим работы всегда и на любой дороге.
Что такое турбина? Как проверить турбину дизельного двигателя?
Турбированные двигателя появились сравнительно недавно, однако их эволюция настолько стремительна, что они потихоньку вытесняют своих «собратьев», лишенных этой полезной и популярной системы под названием турбонаддув.
К сожалению, больше мощности — не значит меньше проблем, я бы сказал, наоборот. Современные турбомоторы хоть и доведены до совершенства, все же имеют массу недостатков и также уязвимы как и простые «атмосферники». В этой статье я расскажу о том, что такое турбодвигатель, о наиболее распространенных «болячках» турбированных моторов, а также о том как распознать и диагностировать неисправность двигателя с турбонаддувом.
Для начала несколько слов о том, что такое турбина и как она работает
Практически у всех турбированных двигателей одинаковый принцип. Первые турбокомпрессоры устанавливали исключительно на большегрузные авто, а также на гоночные авто еще в начале прошлого века. Как вы понимаете, тогда вес и конструкция турбин оставляли желать лучшего, чего не скажешь о современных экземплярах. Турбокомпрессоры нового поколения компактны и просты в установке, а их эффективность в разы выше их предшественников. Но, как и все в этом мире, в один прекрасный день турбокомпрессор начинает «барахлить», двигатель теряет былую мощность и производительность, в итоге у вас появляется новая «головная боль».
Практические все турбины имеют улиткообразную форму корпуса. Воздушные каналы корпуса сужаются на выходе, что способствует увеличению давления и скорости вращения. По воздушным каналам движутся отработанные газы, которые поступают из выпускного коллектора. Двигаясь по каналам они набирают большую скорость и воздействуют на лепестки, которые вращаясь под давлением выхлопных газов, раскручивают ротор. Ротор, вращаясь раскручивает крыльчатку турбонаддува, которая закачивает воздух и подает его в камеру сгорания под высоким давлением. А как вы знаете из школьного курса физики, чем больше воздуха, тем крепче будет горение.
Из-за высокого давления, которое создается при нагнетании воздуха, турбина нуждается в охлаждении, роль радиатора для турбины выполняет интеркулер. Турбина использует систему смазки двигателя, которая подается по специальному контуру. Масло, кроме смазки осуществляет охлаждение турбины.
Теперь когда мы разобрались с тем, что такое турбина и как она устроена, предлагаю рассмотреть основные признаки неисправности турбокомпрессора.
Признаки неисправной турбины:
- Плохая тяга, ухудшение динамики;
- Двигатель долго набирает обороты;
- Голубоватый или сизый дым из выхлопной;
- Появление характерного запаха горелого масла;
- Перерасход масла;
- Свист или другой шум из-под капота;
- Плавающие холостые обороты.
Как проверить турбину дизельного двигателя?
Проверка выполняется с использованием спецоборудования, в первую очередь проверяется датчик давления воздуха, который подается в коллектор, поскольку очень часто причина кроется именно в нем. Проверка турбины, как правило, выполняется на СТО. К специальному разъему подключают прибор диагностики и производят считывание информации о работе датчика.
Второе место требующее особого внимания в случае поломки турбины — выход из турбокомпрессора. К этому выходу подключают специальный прибор оснащенный манометром после чего снимают замеры. По результатам измерения делается заключение о состоянии турбины.
Как проверить турбину на дизельном двигателе в домашних условиях?
Если у вас нет времени или желания ехать в сервисный центр для диагностики турбокомпрессора, можно попробовать произвести самостоятельную проверку турбины.
- Первым делом необходимо произвести визуальный осмотр. Обратите внимание на цвет дыма, он не должен быть голубым, черным или сизым. Если из выхлопной идет белый дым, можно предположить, что забились воздушные каналы или сливной маслопровод. В таком случае двигатель начнет «есть» масло. Черный дым или копоть могут свидетельствовать об утечке в системе подачи воздуха. Дым сизого цвета может свидетельствовать об утечке масла в турбине, скорее всего оно проникает в камеру(ы) сгорания двигателя. Чтобы проверить так ли это снимите воздушный фильтр и проверьте, нет ли на его поверхности масла.
- Вторым пунктом проводится проверка турбированного двигателя после предварительного прогрева. Для этой проверки потребуется помощник. Найдите патрубок, ведущий от турбины к впускному коллектору двигателя, затем рукой попытайтесь пережать его. Помощник в это время должен резко нажать на «газ» и подержать педаль в таком положении около 3-х сек. После этого он также резко должен отпустить педаль. Вы тем временем, держась за патрубок, должны ощутить, как он начинает раздуваться от большого воздушного давления. Сделайте несколько таких циклов, резко то нажимая, то отпуская педаль газа. В случае если патрубок не раздувается — с турбиной проблемы, если наоборот — турбина, скорее всего, полностью исправна.
- Внимательно осмотрите сам турбокомпрессор, на нем не должно быть следов масла, копоти или подтеканий. Отключите патрубок, который соединяет впускной коллектор и турбину, проверьте, нет ли в нем следов масла, он должен быть полностью сухим. Если вы обнаружили масляные следы, скорее всего турбина «умерла».
Рекомендую к просмотру видео о правилах эксплуатации турбины в мороз!
Текст: https://ford-master.ru/
Что такое турбонаддув и как он работает? Принцип работы турбонаддува дизельного двигателя
Чтобы увеличить мощность двигателя внутреннего сгорания, производители разработали специальный агрегат. Его мощность зависит от его рабочего объема и наличия топливно-воздушной смеси, которая подается в цилиндры. Это устройство называется турбонаддувом, а ниже мы рассмотрим виды турбонаддува.
Виды турбонаддува
1) Резонансный (здесь используется кинетическая энергия именно воздуха во впускном коллекторе);
2) Механический турбонаддув (нагнетание воздуха идет с помощью компрессора, который приводится в действие от двигателя);
3) Газотурбинный (здесь идет использование энергии отработанных газов).
Особенность работы резонансного наддува
В данном случае нагнетатель не применяют. Повышение давления воздуха происходит за счет четко выверенной формы и длины впускного коллектора. Работа его очень проста и подробного рассмотрения не подлежит.
Особенность работы механического наддува
Использование компрессора является одним из способов увеличения подачи воздуха в цилиндры двигателя. Механический нагнетатель воздуха для автомобиля работает следующим образом: компрессор запускается в действие от шкива коленчатого вала, что и вызывает нагнетание воздуха, как только двигатель начинает работать.
Преимущество этой системы в том, что воздух нагнетается на любых режимах работы силового агрегата. При минимальных оборотах также происходит нагнетание. Давление начинает увеличиваться с ростом оборотов коленвала.
Минус такого оборудования в том, чтобы обеспечить работу нагнетателя расходуется часть мощности двигателя машины. Следовательно, снижается его КПД.
Что представляет собой газотурбинный наддув
Принцип работы этого устройства достаточно не сложный. На одном валу находятся крыльчатка-нагнетатель и крыльчатка-турбина. Все турбин вращается в своей улитке. Газы, газов, проходящих из выпускного коллектора через одну из улиток и вращают крыльчатку-турбину. Обороты с помощью общего вала передаются второй крыльчатке, которая способствует повышению давления атмосферного воздуха, который проходит через вторую улитку.
Турбонаддув плюсы и минусы
Повышается КПД и двигатель автомобиля становится более экономичным. Это все происходит по той причине, что система приводится в действие за счет энергии отработавших газов.
Основным плюсом является экологичность оборудования. Турбонаддув способствует обеспечению более полного сгорания топлива. Он помогает снизить температуру камеры сгорания, что и приводит к снижению образования оксида азота.
Недостатки турбированного двигателя
В первую очередь, такое устройство требует бережного отношения к себе. Дело в том, что масло к подшипникам компрессора подается под давлением во время работы двигателя автомобиля. Поэтому, если сразу заглушить мотор и выключить зажигание, велика вероятность того, что у вас перегреется компрессор или вообще выйдет из строя. Чтобы избежать подобных поломок, дайте двигателю пару минут поработать на холостых оборотах. Только после этого глушите его.
Силовой агрегат с наддувом потребляет больше топлива. Связано это с большим количеством воздуха, загнанного в цилиндры. Сжигается больше топлива, но при этом массовая доля горючего из расчета на единицу мощности в час всегда меньше, чем у самого мотора, не имеет турбонаддув.
Ограничение диапазона эффективной работы турбокомпрессора также значительный минус. Здесь происходит очень медленный отклик турбины на нажатие педали газа. Система турбонаддува хорошо и качественно работает в довольно узком диапазоне частоты вращения коленвала. Он же полностью зависит от размеров турбины. Чтобы решить подобную проблему, производители устанавливают двойной турбонаддув, то есть две турбины с разным диаметром крыльчатками. Порой променяют и две совершенно одинаковые турбины. Это для того, когда первая турбина теряет свои качества, ее подхватывает вторая. Для уменьшения инерции и эффекта турбоямы, производители стараются максимально снизить вес валов.
как работает турбина в автомобиле видео
Принцип работы турбонаддува дизельного двигателя
И так, как работает турбонаддув в дизельном двигателе? Работа турбированного дизельного двигателя основана на применении энергии выхлопных газов. Например, отработанные газы после покидания цилиндра попадают на крыльчатку турбины, вращая ее.
Если сравнивать с атмосферными дизелями, то в турбокомпрессорных агрегатах воздух в цилиндры подается под высоким давлением. В итоге получается, что объем воздуха, который попадает в цилиндр за один цикл, увеличивается.
Турбонаддув дизельного двигателя менее экономичный. Система такого наддува восприимчива к истощению поршневой группы. Увеличение давления картерных газов значительно снижает ресурс турбины. Такие турбины требуют применения специальных сортов масел и тщательного соблюдения рекомендованных производителем сроков обслуживании.
Принцип работы турбонаддува бензинового двигателя
И так, как работает турбонаддув в бензиновом двигателе? Использование системы турбонаддува двигателя, в основном основывается на использовании энергии, выделяемой при сгорании газа. Уже отработанные газы начинают вращать колесо турбины. Оно же ведет в обращение компрессионное колесо через вал ротора. Компрессорное колесо приступает к сжатию воздуха, отправляя его в систему. Нагретый воздух при сжатии, поступает в цилиндр двигателя.
Несмотря на то, что турбонаддув не связан с коленвалом двигателя, качество работы зависит от количества оборотов двигателя. Чем выше частота вращения, тем больше энергии отработанных газов. В этом случае турбина начинает вращаться быстрее, а в цилиндр поступает необходимое количество сжатого воздуха. Так что теперь вы знаете, что такое турбонаддув в автомобиле и как он работает!
Если статья понравилась, делимся в соцсетях и оставляем комментарии!