Как выбрать диски для автомобиля
Как выбрать диски для автомобиля
Судить о состоянии дисков можно по их внешнему виду. Каждый владелец автомобиля мечтает, чтобы его машина была безупречной и самое главное безопасной.
Но вот незадача, если с покупкой шин автовладельцу приходится сталкиваться часто, то проблемно определиться, как выбрать диски для автомобиля?
Следует придерживаться некоторых критериев, и вы ни за что не промахнетесь.
Критерии при выборе дисков
Важным критерием является прочность дисков. Они должны испытывать большую нагрузку и остаться при этом целыми. Трамвайные пути или глубокие колеи в этом случае лучший тест для дисков, порой они не выдерживают и ломаются.
Не менее важным показателем оказывается масса дисков. Управляемость, плавность движения и скоростные показатели напрямую зависят от этого фактора. Чем легче диск, тем безупречнее эти показатели.
Принято считать, что если масса диска снизится хотя бы на один килограмм, то и загрузит машину можно еще на 50-60 килограмм.
Однако это не единственные критерии выбора, существует выбор в зависимости от вида дисков, ведь каждый из них имеет свои характеристики, формы, дизайн.
Выбирая диски, отталкивайтесь от потребностей и финансовых возможностей. Для красивого внешнего вида машины лучше всего подойдут литые легкосплавные диски.
Для спортивной и быстрой езды лучше всего кованые диски. А для ценителей машин, которым важна надежность, при этом они не обладают лишней суммой — идеальный выбор — это штампованные колеса.
Штампованные диски: преимущества и недостатки
Эти диски можно отнести к часто используемым, ведь они самые доступные в финансовом плане. Их производство не занимает много времени и средств.
Основной материал – это стальные листы, попадающие под пресс, который их штампует из двух частей: обода и внутренней части, а объединяются они между собой точечной сваркой.
Чтобы защитить диски от возможной коррозии их покрывают специальной краской, но некачественное выполнение этой процедуры может нарушить балансировку.
В отличие от других видов, эти диски поддаются ремонту, ведь изготовлены из мягкого металла и это считается их основным преимуществом.
Наши дороги насколько ужасны, что любые колдобины, открытые канализационные люки могут нарушить диск, поэтому его придется сдавать в ремонт или покупать, первое для любого кошелька получше.
Оказываясь в такой ситуации, штампованный диск принимает удар на себя и может погнуться, а на любом автосервисе вам его подправят, и он снова будет как новенький.
Но стоит ознакомиться и с недостатками этого вида дисков. Эти диски самые тяжелые, что утяжеляет работу подвески, при разгоне автомобиля увеличивается расход топлива.
Они больше всех подвержены порче метала, что сказывается на внешнем виде автомобиля в целом. Разумеется, их можно регулярно подкрашивать, чтобы привести в нормальное состояние, но все это временно, коррозия проявиться снова и нарушит целостность детали.
Что касается дизайнерских решений и уникальности, то в этом вопросе они тоже проигрывают. Единственное на чем можно сыграть – увеличение отверстий для доступа охлаждающего воздуха. И этот вопрос можно решить с помощью колпаков, которые придется регулярно менять, ведь они недолговечны.
Литые диски
Такая разновидность отличается от штампованных сразу же несколькими критериями — технологией производства, весом и уникальными дизайнерскими решениями.
В качестве материалов для их изготовления применяется алюминий, магниевые сплавы. Гравитационный, под давлением и с противодавлением – все это методы отлива, которые используются при их изготовлении, но ведь хочется лучшие диски на авто как выбрать такие?
Гравитационным литьём создаются диски из алюминия, а вот литье под давлением более дорогой способ, который подразумевает использование магниевых сплавов.
Такой способ изготовления дисков позволяет снизить их вес и тут же увеличить технические характеристик машины – экономия топлива, сбалансированная работа подвесок, большая скорость. При этом их стоимость увеличивается, но вполне в допустимых приделах 15-20%.
Прочность обеспечить может материал легкосплавных дисков и это возможно только с применением магниевых сплавов.
Если вы на дороге попали в большую яму и повредили диск, то профессионалы смогут его прокатать и сбалансировать, чтобы снова установить как новый диск.
Если преграда была серьезной и на диске появилась трещина, то этот диск уже не реанимировать.
Покупатели могут оценить уникальность дисков, подобрав себе что-то необычное. Легкость и красота стоит тех денег, которые выставлены за этот диск.
Чтобы и дальше наслаждаться легкостью в управлении машины не стоит гонять на убитых дорогах, только так можно сохранить литые диски, не сломать подвеску и не тратиться на дорогостоящий ремонт.
Кованные диски
Кованные диски создаются с использованием горячей штамповки. Технология производства отвечает за их прочность и внешний вид.
Волокнистая структура облегчает диск и он намного легче своих предшественников.
Технология изготовления таких дисков направлена на их облегчение и улучшение управления машинами, высоким качеством деталей и выдержкой больших нагрузок.
Многие автолюбители стремятся приобрести такие диски, ведь они ко всему прочему более защищены от коррозии позволяют со своей легкостью экономить на топливе.
Учитывая, что все дороги посыпаны всевозможными химикатами, то такие диски даже при таких условиях сохраняют свою долговечность.
Однако, и у такого безупречного на первый взгляд изделия существуют недостатки. Такая разновидность дисков обойдется владельцу дороже остальных.
Если сравнивать их с предыдущими, то разновидность дизайнерских решений не так уж велика и зависит это от технологии производства. Такие диски многие приобретают для спортивных автомобилей.
На этом разновидности дисков заканчиваются, но не стоит огорчаться, технологии идут вперед и возможно в скором будущем появиться что-то более совершенное.
На рынке появляются составные автомобильные диски.
Суть их производства в использовании сразу же нескольких технологий – обод создается с помощью кованной технологии, а вот внутренний диск с помощью литья.
Соединяются они болтами, что позволяет говорить о прочности обода, красоте диска и его качестве.
Литые и кованные диски позволяют работать тормозам более эффективно за счет своей продуваемости и высокой теплопроводности.
Советы при выборе дисков
При выборе дисков обязательно обратите внимание на ряд простых правил, которые стоит знать.
Фиксация легкосплавных дисков осуществляется с помощью болтов, которых может не оказаться в комплекте, тогда их придется приобретать по отдельности.
Этот момент важен, ведь если не определиться с длиной, то можно при вкручивании повредить барабанные тормоза или же длины болтов не хватить для фиксации колеса, а потерять его на дороге – это большой риск для жизни.
Если ваш автомобиль находиться на гарантии, то перед сменой диска необходимо проконсультироваться у дилеров. Аналог на замену должен иметь сертификат с отображенной информации о монтаже колеса.
Порой при смене диска необходимо консультироваться даже со страховыми компаниями.
При появлении царапины и сколов не стоит откладывать ремонт на последний момент, лучше сразу закрасить эпоксидной эмалью или особым лаком.
Многим ценителям быстрой езды следует обратить внимание на диски с тонкими спицами. Конструкция не только становиться легкой, но и жесткой. А вот для спокойной езды подойдут любые диски, представленные на рынке.
Не стоит ориентировать на один и тот же аналог, производители рекомендуют устанавливать различные варианты, тем более что это возможно.
Чаще всего стараются воспользоваться сервисом, где предоставляют установку колёс с малым вылетом. Чем обоснована такая любовь владельцев авто?
Просто машина становится более устойчивой и легко входит в поворот. Однако, с появлением такого преимущества появляется и недостаток – большая чувствительность, из-за чего руль может выбить из рук во время езды по неровной дороге.
При покупке дисков важным фактором выбора могут оказаться их параметры:
1. Диаметр обода колеса представлен в диапазоне 10–19 дюймов, но самые популярные модели 13–16-дюймовые.
2. Показатели ширины овода должны быть уже профиля где-то на 25–30%, если же этого не соблюдать, то ездовые характеристики машины могут ухудшиться.
3. Диаметр расположения отверстий крепления должен соответствовать штампованному практически до миллиметра, в противном случае колеса могут и самостоятельно открутиться во время езды.
4. Диаметр центрального отверстия должен соответствовать ступице оси или же предоставляться с комплектом переходных колец.
5. Вылет колес необходимо подсчитать для каждого случая отдельно. Если ступица выступает относительно середины овода, то вылет колеса должен быть положительным, если же она вогнута, то он должен быть нейтральным или отрицательным.
Если при выборе автомобильных дисков вы руководствуетесь только их внешним видом и стоимостью, то готовитесь стать постоянным посетителем автосервиса.
Во избежание этого обязательно учитывайте технологию производства и качественные характеристики, ведь неправильный выбор дисков может привести к плачевным последствиям.
Заключение
Выбирая себе диски вне зависимости от большого выбора, они должны быть качественными.
Поэтому не стоит приобретать изделия у сомнительного продавца, которые не может указать производителя, предоставить гарантию, вы можете оказаться жертвой мошенника, который легко создает подделки, ломающиеся при первой кочке.
Диски, купленные в не специализированном магазине, могут развалиться на дороге и порой привести к трагическим последствиям.
Поэтому не стоит скупиться на своей безопасности, лучше приобрести их немного дороже, но со всеми сертификатами и гарантиями. А вот какую разновидность покупать – это уже ваш выбор.
За небольшую сумму можно приобрести штампованные стальные, закрыв для красоты их колпаками и кататься на машине, периодически отправляя диски на ремонт.
Заплатив немного больше, можно приобрести качественные литые диски, но не стоит забывать, что это более хрупкое изделие, которое не любит скоростной езды особенно по нашим кривым и дырявым дорогам.
Если все-таки решите раскошелиться, то кованные диски порадуют вас своим качеством, легкостью управления машины, а также оригинальным дизайном.
Выбор за вами, но обязательно оцените все преимущества и недостатки, определите, с чем вы готовы столкнуться.
Конструкция и параметры колеса
Вылет
Вылет колеса — это расстояние между монтажной поверхностью, которой диск прилегает к ступице, и центральной плоскостью, которая проходит ровно посередине обода (см. рисунок справа).
Чем положительный вылет отличается от отрицательного?
- при положительном вылете плоскость прилегания находится перед центральной плоскостью; при монтаже такой диск садится глубже в колёсную арку
- при отрицательном вылете плоскость прилегания будет за центральной плоскостью; такое колесо выступает за арку
Можно ли поставить диск с вылетом, отличающимся от штатного?
Можно, однако отклонение не должно превышать 5-7 мм. Если вы решили утопить колесо в арку — проверьте, каким будет расстояние до элементов подвески и тормозной системы, и не будет ли колесо тереть подкрыльники при поворотах.
Что будет, если вылет слишком нестандартный?
С одной стороны — легче будет вертеть рулём. С другой — колёса крутить будете не только вы, но и малейшая неровность или перепад дорожного покрытия. Если вылет сильно отрицательный — колёса будет разворачивать наружу. Сильно положительный — разворачивает внутрь. Чем больше отклонение вылета — тем круче руль вырывает из рук.
Как нестандартный вылет влияет на подвеску?
Вес автомобиля главным образом приходится на амортизационные стойки. Чем дальше колесо от стойки — тем больше нагрузка на рычаги и подвеску в целом из-за возросшей длины плеча обката; длинную палку сломать легче, чем короткую, тут закономерность та же. При уменьшении вылета на 50 мм нагрузка на подвеску возрастает в 1,5 раза.
Сверловка
Сверловка — это расстояние между колёсными болтами. Фактически это окружность, проведённая посередине крепёжных отверстий. Обозначается аббревиатурой PCD — Pitch Circle Diameter.
Как обозначается сверловка?
После букв PCD следует обозначение типа 5/100 или 5х100. В данном случае 5 — это число отверстий, 100 — собственно PCD в миллиметрах. Прямо на диске можно без проблем определить PCD, если количество болтов чётное — надо измерить расстояние между центрами противоположных отверстий и умножить его на число пи. Если количество болтов нечётное — проще найти и посмотреть маркировку, выбитую на диске.
Что такое двойная сверловка?
Иногда диски делают с двойным набором отверстий. Такой диск более универсален.
Можно ли ставить диск с разницей PCD в доли миллиметра по сравнению со штатным значением?
Категорически запрещено. Такой диск встаёт на ступицу, болты реально затянуть, однако будет незаметный перекос. Неправильное положение колеса проявится мелкой вибрацией. Подвеска долго не прослужит, возникнет риск летального ДТП из-за внезапного разрушения диска на скорости.
Центральное отверстие
Главное, чтобы центральное отверстие налезало на ступицу. Если оно больше — не беда, так делается для повышения универсализма диска. В данном случае нужны переходные кольца под конкретную марку и модель авто, которые уменьшают центральное отверстие до требуемого диаметра. Кольцо обязательно для адекватной центровки колеса, без него будет вибрация на скорости и быстрый износ подвески. Если оно пластиковое — это нормально, потому что основная нагрузка ложится на болты. Если диск с креплением на 6 отверстий — можно обойтись без переходника.
Ширина диска
Ширина колёсного диска — это расстояние в дюймах между внутренними поверхностями бортиков. Чаще всего ширина прямо зависит от диаметра — чем больше диск, тем он шире.
Ширина диска важна для определения допустимого диапазона ширины шины. Слишком широкая шина после установки будет сжата ободом с обеих сторон, контактное пятно из-за выпуклости протектора сузится, что спровоцирует ускоренный износ центральных рёбер и проблемы со сцеплением. Слишком узкая шина будет слабо прилегать к ободу, из-за чего может спустить или разбортироваться на ходу.
Ещё есть важный момент с профилем резины — низкопрофильные покрышки из-за жёстких боковин плохо адаптируются к ширине диска, поэтому диапазон допустимых значений ширины при низком профиле более ограничен, чем при высоком.
Диаметр диска
Как и ширина, диаметр измеряется в дюймах. Порой люди называют его радиусом, это неправильно. Ошибка пошла со времён появления первых радиальных шин, которые обозначались буквой R, что и вызывает нынче путаницу, потому что «диагоналок» уже почти не осталось. На всякий случай напомним, что шина берётся строго под диаметр диска. Разница даже в полдюйма недопустима.
Внешний диаметр колеса
При изменениях конфигурации шина-диск нужно строго следить за тем, чтобы внешний диаметр колеса оставался прежним. Любое существенное отклонение в ту или иную сторону заставит врать спидометр и одометр, перегрузит ходовую и внесёт разлад в работу двигателя. Если автомобиль не из прошлого века — электроника может сойти с ума и нарушить важные настройки. Так что лучше не надо. Если вам нужен какой-нибудь экстремальный тюнинг своего авто с изменением внешнего диаметра — обязательно проконсультируйтесь с грамотными специалистами.
Как быть, если вы желаете увеличить диаметр диска и поставить низкий профиль? Есть правило расчёта параметров шины, при которых внешний диаметр останется прежним:
- при увеличении диаметра на один дюйм нужно добавить 20 мм к ширине шины и снизить профиль на 10.
Допустим, сейчас вы катаетесь на 14-дюймовых дисках и шинах 175/70. Для дисков 15» нужна шина 195/60.
Крепление
Если вы меняете штамповки на литьё — нужны новые, длинные болты, потому что литые диски имеют более толстые стенки. Нужно подбирать болты так, чтобы они затягивались минимум на восемь оборотов. Перед затяжкой смажьте кончик болта литолом, однако не более капельки, чтобы сохранить должный уровень трения. Затягивать нужно крепко, но с чувством, прыгать по баллонному ключу не надо. Чтобы болты не раскрутились — дотяните их через 100-200 км.
Проследите, чтобы форма посадочных отверстий совпадала с формой болтов. Нельзя сферические болты ввинчивать в конусовидные отверстия, и наоборот.
Перестановка
Вряд ли найдётся полностью симметричный автомобиль, поэтому вес распределяется на шины по-разному. К тому же, у каждого свои дороги и свой стиль вождения. Логично, что шины с течением времени будут точиться по-разному. Для профилактики неравномерного износа нужно менять колёса местами в среднем через каждые 10 тыс. км пробега. Порядок перестановки — на рисунке, он зависит от привода автомобиля.
Способы перестановки шин
Если на вашей машине стоят разноширокие колёса — понятное дело, что менять надо правые с левыми на той же оси.
Колесные диски — типы, маркировка
Типы дисков
Колесные диски делятся на две большие группы: стальные и сделанные из легких сплавов.
1. Стальные диски
2. Легкосплавные диски
Стальные диски, точнее, их части, штампуют из листа, а потом эти части соединяют сваркой. Получается предельно дешево и достаточно качественно — именно поэтому подавляющее большинство автомобилей на заводском конвейере оснащают стальными.
+ невысокая цена;
+ довольно высокая прочность и возможность восстановления даже в случае очень сильного смятия закраин.
— большая масса;
— невысокая точность изготовления (а значит, возможны проблемы с балансировкой) и устаревший дизайн;
— невысокая коррозионная стойкость, во многом обусловленная качеством покрытия. При этом самая низкая коррозионная стойкость у дисков, покрытых эмалью и электрофорезом.
Легкосплавные диски по многим свойствам лучше стальных. Они допускают любые игры с дизайном, у них высочайшая точность изготовления, они прекрасно отводят тепло от тормозного узла, но главное — они легкие (чем легче диски, тем меньше общая масса неподрессоренных частей автомобиля, а значит, тем лучше). Это общие достоинства. Уточненно же судить об их плюсах и минусах можно, лишь учитывая, каким способом и из какого именно сплава они сделаны — тут много нюансов, колесо колесу рознь.
По способу изготовления легкосплавные диски делятся на литые и кованые.
Литой диск имеет зернистую внутреннюю структуру металла, и в этом его основной минус: при долгой езде по колдобинам в металле идет процесс накопления микротрещин (невидимых и потому опасных), которые рано или поздно проявят себя — от сильного удара диск может расколоться.
— литой диск требует серьезной защиты поверхности, без этого он быстро покрывается белесой оксидной пленкой и теряет товарный вид;
— литой диск довольно хрупкий: при очень сильном ударе раскалывается, что на высокой скорости чрезвычайно опасно. Чтобы обеспечить достаточную механическую прочность, приходится увеличивать толщину стенок, а это снижает столь желанный выигрыш в весе.
Кованый диск. Ковка обеспечивает исключительно высокую прочность и жесткость конструкции. Кованый диск держит сильнейшие удары; в крайнем случае он не лопается, как литой, а гнется без образования трещин, что, безусловно, безопаснее. Кроме того, он очень легкий. Сравните: стальной штампованный диск, допустим, для 7-й модели ВМW весит 9 кг, литой алюминиевый — 7,8 кг, а кованый алюминиевый — 6,8 кг. Помять его теоретически можно, но скорее разлетится подвеска, чем помнется закраина кованого колеса.
Коррозионная стойкость кованого диска значительно выше, чем литого, а значит, ниже требования к защите поверхности. Если бы не высокая стоимость, обусловленная сложностью технологии, кованые диски, наверное, давно бы вытеснили все остальные — по большинству характеристик кованым нет равных.
Льют и куют диски из алюминиевых и магниевых сплавов. Если расположить легкосплавные диски в порядке «от минуса к плюсу» по чисто техническим параметрам, то ряд будет таким: литой магниевый (легкий, но капризный, быстро растрескивается), литой алюминиевый (нормальный по совокупности качеств), кованый алюминиевый (прочный и легкий) и кованый магниевый (сверхпрочный и легкий). Но при выборе дисков, понятно, не только технические параметры играют роль. Советуем сразу отбросить крайности: магниевые диски, как литые, так и кованые, — большая редкость, их, как правило, делают только на заказ для спортивных машин.
Маркировка дисков.
На диске должно быть указано:
— Товарный знак или наименование производителя.
— Дата изготовления. Обычно год и неделя. Например: 0407 означает, что диск выпущен в 4-ю неделю 2007 года.
— Вылет колеса (некоторые американские фирмы почему-то игнорируют это требование; европейцы указывают вылет всегда).
– SAE, ISO, TUV — клеймо контролирующего органа. Маркировка свидетельствует о соответствии колес международным правилам или стандартам (по-русски ОТК, многие фирмы клеймят свою продукцию не сухими буквенно-цифровыми индексами, а птичками, цветочками и прочим художеством).
— Отдельное клеймо рентгеноконтроля (как правило, для литых, говорящее об отсутствии внутренних дефектов — раковин).
– MAX LOAD 2000LB — очень часто встречается обозначение максимальной нагрузки на колесо (обозначают в килограммах или фунтах). Например, максимальная нагрузка 2000 фунтов (908кг).
Кроме этого на диске может быть указано:
— PCD 100/4 – присоединительные размеры;
— MAX PSI 50 COLD – означает, что для данного диска давление в шине не должно превышать 50 футов на квадратный дюйм (3,5кгс/кв.см). словo COLD (холодный) напоминает, что измерять давление следует в холодной шине.
— Номер плавки.
— Способ производства. Если диск кованый — FORGED («Кованый»). Эта надпись не предусмотрена никакими стандартами, выбивается на диске исключительно для престижа.
Полный размер, по которому специалист или Вы сами сможете понять, подходит данный диск на тот или иной автомобиль. Схема колесного диска выглядит следующим образом: 6,5JxR15 ET33 4*98 D58.1.
6,5 — ширина обода в дюймах. Стандартный ряд: 3,5; 4,0; 4,5; 5,0; 5,5; 6,0; 6,5 и 7,0 дюймов; тюнинговые, спортивные и внедорожные машины могут иметь колеса и шире.
Использование как слишком широких, так и слишком узких дисков (относительно ширины профиля шины) нежелательно: нарушается проектный профиль шины (боковины либо сжаты закраинами обода, либо растянуты на нем), из-за чего ухудшаются ее ездовые характеристики — реакция на поворот, сопротивление уводу, боковая жесткость. Допустимое отклонение ширины обода от нормы составляет 0,5-1,0 дюйма для дисков с монтажным диаметром до 14 дюймов; и 1,0-1,5 дюйма — для дисков с диаметром 15 дюймов и более. Но лучше, конечно, брать диск точно под шину.
J — расшифровка этих символов довольно сложна. Эти символы служебные, они важны не для потребителя, а для производителя и продавца. Мы коротко коснемся их лишь потому, что, будучи внесенными в размерную надпись, они привлекают внимание покупателя и вызывают массу вопросов. Расшифровка — в каталогах. J — закодированная информация о конструктивных особенностях бортовых закраин обода (углы наклона, радиусы, закругления и т.п.). В зависимости от конкретной конструкции может быть написано JJ, JK, K или L. H2 — закодированная информация о форме кольцевых выступов (хампов) на полках обода, которые удерживают бескамерную шину от соскакивания с диска. Конструкций хампов много. Есть простой хамп H (Hump), двойной H2, плоский FH (Flat Hump) ассиметричный AH (Asymmetric Hump), комбинированный CH (Combi Hump). Иногда обходятся и без хампов; на ободе делают специальную полку SL (Special Ledge), параметры которой выверены так, что шина надежно держится, ни за что, кроме закраины обода, не «цепляясь».
15 — монтажный диаметр обода в дюймах. Стандартный ряд для легковых машин и внедорожников: 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18 и 19 дюймов.
ET33 — вылет колеса в миллиметрах. Может обозначаться как OFFSET или DEPORT. Это расстояние между продольной плоскостью симметрии обода и крепежной (привалочной) плоскостью колеса. Вылет может быть нулевым, положительным (ступица диска выпячена наружу относительно середины обода) и отрицательным (ступица утоплена). Для каждой модели автомобиля вылет рассчитывается так, чтобы обеспечивались оптимальная устойчивость и управляемость машины, а также наименьшая нагрузка на подшипники ступиц. Немцы обозначают вылет ET (допустим, ET30 (мм), если его величина положительная, или ET-30, если отрицательная), французы — DEPORT, производители из других стран обычно пользуются английским OFFSET.
Установка на автомобиль дисков с нештатным вылетом:
— уменьшение вылета делает колею колес шире; хотя это немного и повышает устойчивость автомобиля и придает ему «стильный гоночный вид», но вместе с тем резко перегружает подшипники ступиц и подвеску.
— увеличение вылета, т.е. сужение колеи, как правило, невозможно — диск упрется в тормозные механизмы.
Для установки «неродных» дисков с неправильны выносом (но правильной сверловкой) необходимо наличие проставки между привалочной плоскостью диска и ступицей – для корректировки вылета.
4*98 — PCD (Pitch Circle Diameter). Цифра 4 — количество крепежных отверстий для болтов или гаек. Отверстия крепления колеса располагаются на различных диаметрах с жестким позиционным допуском, по отношению к центральному отверстию.
Поскольку отверстия крепления делают с солидным допуском в плюс по диаметру, можно ошибиться в выборе PCD, если он отличается от штатного на пару миллиметров.
Например, на ступицу с PCD100/4 часто надевают колесо PCD98/4 (98 мм от 100 на глаз не отличишь). Это недопустимо. В этом случае из всех гаек (или болтов) только одна будет затянута полностью; остальные же отверстия «уведет» и крепеж останется недотянутым или затянутым с перекосом — посадка колеса на ступицу будет неполной. На ходу такое колесо будет «бить», кроме того, не полностью затянутые гайки будут откручиваться сами собой.
При необходимости PCD можно рассчитать, измерив расстояние между центрами соседних отверстий (S). Это можно сделать обычной линейкой не снимая колеса с автомобиля.
У дисков с тремя крепёжными болтами (или гайками), для получения значения PCD, расстояние S нужно разделить на коэффициент 0.8658.
![]() | ![]() | ![]() |
4 отверстия PCD = S / 0,7071 | 5 отверстий PCD = S / 0,5878 | 6 отверстий PCD = S / 0,5 |
Существуют диски с большим количеством крепежных отверстий, что называется двойной сверловкой. Двойная сверловка 5×100/114,3 подразумевает, что на диске присутствует 10 отверстий, 5 из которых рассчитаны на сверловку 100, а 5 на сверловку 114,3. Устанавливать такие диски можно как на автомобили с размерами 5х100, так и на машины с дисками 5х114,3.
D58.1 — Диаметр центрального отверстия (DIA)
Диаметр центрального отверстия, который измеряется со стороны привалочной плоскости, должен соответствовать диаметру посадочного цилиндра на ступице автомобиля. Точное сопряжение этих размеров обеспечивает предварительное центрирование колеса на ступице, что облегчает установку болтов. Окончательное центрирование осуществляется по коническим или сферическим поверхностям в отверстиях крепления диска колеса болтами или гайками.
При покупке «неродных» дисков центральное отверстие может оказаться больше положенного. Производители запчастей часто делают отверстие заведомо увеличенного диаметра и снабжают диск набором переходных колец, что позволяет использовать его на разных моделях автомобилей. Колесо в этом случае центрируют по PCD.
При установке колеса затягивайте элементы крепления в очередности, показанной на схеме.
![]() | ![]() | ![]() |
4 отверстия | 5 отверстий | 6 отверстий |
Шиномонтаж со скидкой до 100%.
Внимание! Заказ и доставка более 2-3 комплектов колес новому клиенту без предварительной оплаты невозможны.
Виды колесных дисков
Сегодня доступны несколько вариантов колесных дисков, которые принято делить как по способу их изготовления, так и по материалу, из которого они изготовлены.
Основные типы колесных дисков бывают:
- Штампованными (штамповка/стальные);
- Литыми (легкосплавные/литье);
- Коваными (ковка);
- Составными (разборные/сборные);
- Другие виды.
Штампованные диски являются самыми доступными по цене, а также самыми тяжелыми по весу. Остальные варианты относятся к категории легкосплавных дисков, которые весят меньше и стоят дороже.
По дизайну самый широкий выбор имеют литые диски , в то время как самыми прочными являются кованые. Среди литых дисков наиболее дорогими являются составные диски.
Давайте разбираться, какие плюсы и минусы имеет каждый вариант.
Штампованные диски
Такие диски являются наиболее простым и дешевым вариантом, который обычно ставится автопроизводителем на бюджетные автомобили в целях снижения конечной стоимости.
Изготовление
Штампованные колеса производят из стали, для изготовления используется метод штампования.
Плюсы
Среди основных преимуществ стальных дисков можно выделить низкую стоимость, достаточную прочность, а также высокую ремонтопригодность (что достаточно важно при активной эксплуатации ТС на дорогах с плохим покрытием).
Минусы
- Большой вес по сравнению с аналогами, практически полное отсутствие выбора в плане дизайна, а также низкую антикоррозионную стойкость.
- Увеличенная масса штампованных дисков является причиной повышенного расхода топлива, снижения динамики, ухудшения управляемости, а также преждевременного выхода из строя отдельных элементов ходовой части. Также в ряде случаев страдает комфорт водителя и пассажиров.
- На практике владельцам приходится осуществлять регулярную покраску штампованных дисков, а также использовать пластмассовые колпаки для улучшения внешнего вида колес и автомобиля в целом.
Конечно, исключения бывают (например, фирменные 5-спицевые «штампы» на моделях Opel или дорогостоящие оригинальные колпаки, весьма удачно имитирующие литые диски), однако в большинстве случаев штампованный диск выглядит стандартно.
Литые диски
Эти колесные диски обозначаются cast, являются наиболее распространенным вариантом и часто ассоциируются с таким понятием, как «кастомизация».
Сегодня можно приобрести дешевые литые диски неизвестных производителей (по стоимости такие колеса не дороже качественной штамповки), средние по цене «массовые» решения известных брендов или дорогостоящие оригинальные заводские диски для автомобилей из среднего и премиального сегмента. Отдельного внимания также заслуживают эксклюзивные решения и тюнинг-колеса.
Изготовление
Основным материалом изготовления для таких дисков служат различные алюминиевые сплавы. Реже используется титановый или магниевый сплав (актуально для дорогостоящих версий). Литой диск изготавливается методом заливки сплава в специальную форму. Далее материал остывает, после чего извлекается из формы и проходит несколько этапов механической обработки.
Еще добавим, что сегодня в арсенале у производителей имеются и более совершенные технологии изготовления литых дисков. Например, литье под давлением. При таком изготовлении расславленный алюминий, который залит в форму, также дополнительно подвергают определенному давлению. Результат — уменьшение пористости материала. Благодаря давлению образуется более цельная мелкозернистая структура, что делает материал заметно прочнее.
Еще одним способом является технология «flow forming». В основе лежит способ механической раскатки обода прямо на горячей заготовке. Метод раскатки позволяет добиться высокой прочности одновременно со снижением общей массы. Кстати, способ напоминает технологию производства кованых дисков. Единственным минусом можно считать то, что литье, которое изготавливается описанными выше способами, стоит намного дороже обычных литых колес.
Плюсы
- Среди основных преимуществ качественных литых дисков можно выделить небольшой вес и достаточную прочность, что позволяет снизить расход топлива, улучшить разгон автомобиля и его управляемость, повысить комфорт и уменьшить нагрузку на подвеску.
- Также можно выделить широчайший выбор литых дисков в плане дизайна и размеров, что позволяет подобрать подходящий вариант практически на любой автомобиль. Более того, подбор дисков на авто можно осуществить с учетом целого ряда требований, пожеланий и индивидуальных предпочтений самого заказчика.
Минусы
- Ремонт литых дисков не отличается хорошей ремонтопригодностью;
- Высокая вероятность потери внешнего вида в результате мелких механических повреждений, после нахождения колес в агрессивной среде и т.д.
- Прежде всего, литые диски не мнутся (в отличие от штамповки), а попросту раскалываются. Например, литье в результате попадания в яму может как сразу расколоться, так и постепенно накапливать микротрещины. Именно во втором случае есть опасность последующего раскола диска даже после незначительного удара.
- Также литые колеса отличают средние показатели и характеристики по ряду основных параметров. Еще на практике автолюбители отмечают, что использование литых колес по сравнению со штампованными дисками в определенных ситуациях может стать причиной выхода из строя деталей подвески, а также повреждения шин.
Например, если штампованное колесо попадает в яму, оно сминается, но не лопается. При этом часть энергии удара приходится именно на диск, а не на подвеску. В случае с литым диском энергия передается на ходовую часть автомобиля. Если же диск от удара раскололся, часто острые края в буквальном смысле слова разрывают и саму шину.
Кованые диски
Указанный тип колес обозначается forged, является самым прочным и легким по сравнению с аналогами. Обычно устанавливаются на мощные серийные авто и спорткары, а также активно используются в профессиональном автоспорте. Еще ковка весьма востребована в качестве решения в рамках всевозможных эксклюзивных проектов и гражданского тюнинга.
Изготовление
Технология производства кованых дисков фактически является штампованием разогретой цельной заготовки (болванки), после чего выполняется последующая механическая обработка.
Как правило, материалом является алюминий, реже могут быть использованы другие сплавы.
Еще отметим, что кованые диски также могут быть произведены по технологии, которая предполагает вырезание диска из болванки на специальном станке. Данный тип ковки менее прочный, чем кованые диски, изготовленные традиционным способом, однако их прочность все равно намного выше, чем у литых колес.
Как правило, данный способ позволяет изготовить эксклюзивные решения по индивидуальному заказу, уникальные «дизайнерские» кованые диски, лимитированные серии колес и т.д. При этом настоящие спортивные кованые диски изготавливаются исключительно штампованием под высоким давлением. Дело в том, что только традиционный способ штамповки под прессом позволяет придать алюминиевому сплаву самую высокую прочность.
Плюсы
Среди основных плюсов кованых дисков можно выделить высочайшую прочность и низкий вес. При этом производители даже с учетом высокой сложности изготовления и ограничений все равно имеют возможность создавать стильные кованые колеса, которые не уступают литым по внешнему виду. Единственным нюансом является более узкий выбор моделей.
Минусы
- С учетом того, что процесс изготовления кованых колес сложный, дизайн ковки не имеет такого количества различных вариантов, как литье.
- К серьезным недостаткам относят высокую стоимость и низкую ремонтопригодность. На практике, кованые диски в одном случае могут треснуть (по аналогии с литыми колесами), а в другом всего лишь погнуться подобно штамповке. Так или иначе, но нагрузки, которые выдерживают кованые колеса, намного выше по сравнению даже с самым качественным литьем.
Разборные диски
Разборные колесные диски (аналогичные термины — составные/комбинированные/сборные диски) обычно имеют обозначение 2-piece или же 3-piece. Указанные диски являются не цельными, а представляют собой сборную конструкцию из 2 или 3 составных частей. Такие колеса зачастую используются в качестве решений для тюнинга автомобиля.
Изготовление
Как правило, центральная часть диска, которая включает в себя спицы и ступицу, изготовлена методом отливки. Это значит, что в плане дизайна, как и в случае с любым другим литьем, нет никаких ограничений. Также для придания большей прочности может быть применена ковка, однако такое решение используется заметно реже.
Плюсы
- Обод составного диска зачастую кованый, что делает его очень прочным. Крепление центральной части к ободу реализовано при помощи болтов из титана. В результате общая конструкция получается стильной по дизайну, легкой и прочной.
- Ремонтопригодность комбинированных дисков выше, чем у других легкосплавных аналогов. Часто удается заменить только поврежденную часть, а не весь диск целиком.
Минусы
К минусам таких колес можно отнести их высокую стоимость, которая зачастую может быть на одной отметке или даже выше, чем качественная ковка. Обратите внимание, составные диски, особенно с учетом особенностей их производства, не могут стоить дешево. Если на рынке встречаются бюджетные варианты таких колес, то обычно это низкосортная подделка.
Особенности
Еще добавим, что сборные диски могут состоять как из двух частей, так и из трех. В трехсоставном варианте обод имеет как внутреннюю часть, так внешнюю. Это дает возможность производителю гибко менять определенные параметры диска: ширина обода, вылет, глубина полки.
Также автолюбители в разных странах практикуют замену одних составных частей дисков на другие, что позволяет собрать колеса с учетом не только целевого назначения, но и ряда индивидуальных предпочтений.
Другие виды дисков
Напоследок отметим, что выше были рассмотрены основные виды и типы колесных дисков. Однако и это еще не все. Также следует отметить спицованные колеса, которые устанавливаются на различные варианты ретро-автомобилей и другой колесной техники.
Еще существуют композитные диски, которые ставятся на суперкары (среди других материалов используется пластик и карбон), а также кастом-диски в рамках различных индивидуальных проектов.
Так или иначе, в рамках данной статьи их мы рассматривать не будем, так как основное внимание было уделено исключительно массовым продуктам.
Новости
При подборе колесных дисков автолюбители сталкиваются с такими понятиями как вылет, сверловка, разболтовка диска и т.д.…
Виды колесных дисков Сегодня доступны несколько вариантов колесных дисков, которые принято делить как по способу их…
По словам компании-производителя новые диски имеют в 2 раза больший запас прочности относительно обычных моделей и…
Стоимость ремонта кованого диска оговаривается индивидуально. Изготовление кованых дисков базируется на использовании тех же материалов, что и…