Бортовой компьютер – что это такое, для чего нужен, плюсы и минусы, особенности разных видов
Бортовой компьютер – что это такое, для чего нужен, плюсы и минусы, особенности разных видов
Электроника плотно вошла в нашу жизнь, современные автомобили оснащены мини ПК, которые носят название бортовой компьютер. С его помощью можно не только рассчитать расстояние и скорость передвижения, но и узнать о проблемах в работе автомобиля. Главное, правильно его выбрать и установить.
Что такое бортовой компьютер?
«Мозг» автомобиля представляет собой электронное устройство небольшого размера, которое может регистрировать и контролировать все процессы, происходящие внутри. Бортовой компьютер – это важный прибор, имеющий дисплей, на котором отображается разная информация о текущем состоянии автомобиля. Информация этого устройства на СТО поможет мастеру быстрее, и точнее выявить причину проблемы, что сэкономит время и деньги. Некоторые видели такое устройство как бортовой компьютер на велосипед. Внешне он напоминает БК для авто, но имеет меньше функций.
Для чего нужен бортовой компьютер?
Устройство является важным элементом современных автомобилей. Для того чтобы подтвердить эту информацию, нужно понимать что показывает бортовой компьютер. К основным параметрам можно отнести:
- расход топлива;
- скорость передвижения;
- температура жидкости охлаждения;
- уровень давления масла;
- температура внутри авто и на улице, другое.
Многие из параметров можно вычислить самостоятельно, но для тех, кто хочет оперативно отслеживать показатели как раз, и существуют подобные компьютеры. При появлении даже малейших сбоев бортовой компьютер оповестит водителя, что поможет легко и быстро ликвидировать проблему. В современных моделях есть данные, которые не являются критически необходимыми, но их использование поможет скорректировать стиль вождения и улучшить показатели экономичности топлива.
Плюсы и минусы бортовых компьютеров
Устройство имеет положительные и отрицательные стороны. К достоинствам бортового компьютера можно отнести получение некоторых возможностей:
- проверку степени опасности поломки в автомобиле;
- определение качества залитого топлива;
- проверку количества топлива;
- способность просчета маршрута;
- информирование водителя о надобности использования ремня безопасности;
- совместную работу с камерой заднего вида.
Бортовые компьютеры для автомобилей имеют и некоторые недоработки производителей, которые можно отнести к недостаткам. Среди часто встречающихся минусов можно выделить:
- недостаточную освещенность дисплея;
- плохой шрифт текста;
- порой некорректную работу прибора;
- сложность настройки.
Виды бортовых компьютеров
Благодаря популярности в настоящее время на рынке можно найти бортовые компьютеры для следующих видов авто:
- карбюраторных;
- дизельных;
- инжекторных.
Первый вариант самый простой, а вот последний имеет наибольшее количество функций. Кроме этого, бортовой компьютер-навигатор и другие виды разделяют на такие категории:
- Универсальные. Подходят для любых авто. Их устанавливают на переднее стекло или на кронштейне заднего.
- Типовые. Их изготавливают под определенный вид автомобиля.
Маршрутный бортовой компьютер
Подобные устройства наделены меньшей функциональностью, если сравнивать с современными бортовыми системами. После установки происходит синхронизация со штатным сервисным прибором. Изначально маршрутный компьютер использовался, чтобы получить параметры авто во время движения, а уже более современные версии имеют систему спутниковой навигации GPS. Устройство имеет простой графический дисплей, на котором кроме маршрута и карт местности выводятся некоторые параметры:
- скорость перемещения;
- мгновенный и средний расход топлива;
- расход в разных режимах движения;
- время в пути и пройденный километраж;
- текущая дата, время и температура.
Сервисный бортовой компьютер
Как полностью самостоятельная система диагностический вариант – редкость. Представляет он собой устройство, используемое для диагностики и определения проблем в функционировании узлов и механизмов. Во время эксплуатации авто все данные занесенные на сервер прибора и читаются диагностической системой, которая уже определяет необходимость ремонта. Показания бортового компьютера этого вида позволяют получать информацию об:
- функционировании двигателя;
- состоянии тормозной системы;
- уровне масла в разных узлах;
- состоянии электросистемы.
Управляющий бортовой компьютер
Прибор соединяет в себе возможности компьютера и навигатора. Его оснащают датчиками и механизмами, выполняющими разные функции, например:
- управление зажиганием;
- контроль траты топлива;
- слежение за функционированием коробки передач;
- управление двухсторонней связью;
- расчет давления масла;
- отслеживание напряжения сети;
- управление круиз- и климат-контролем;
- голосовое сообщение о корректировке движения;
- чтение и сброс ошибок ЭБУ.
Бортовое устройство может иметь еще более расширенный функционал, все зависит от модели. Все варианты оснащены ЖК-дисплеем с сенсорным или обычным экраном. Часто качественные приборы практически не отличаются от ПК, потому что имеют накопитель и микросхемы для флэшки.
Универсальный бортовой компьютер
Это устройство соединяет в себе все предыдущие варианты. Универсальный автомобильный бортовой компьютер наделен функциями:
- маршрутными;
- диагностическими;
- управляющими и другими.
Проблемой является то, что при поломке подобного бортового компьютера, могут пострадать другие электронные механизмы, взаимодействующие с ним. Ценовой диапазон этих приборов зависит от количества функций. В большинстве случаев универсальные устройства устанавливают на автомобилях люкс-класса. Представленный на рынке ассортимент позволяет подобрать такой компьютер для авто любого вида и года выпуска.
Как выбрать бортовой компьютер?
Для того чтобы устройство работало корректно, важно подобрать подходящий под модель автомобиля вариант, потому что каждый имеет свои параметры. Вычислительное устройство выбирается следующим образом:
- Нужно найти под капотом автомобиля название блока управления.
- Определить тип двигателя и какие параметры нужны от компьютера.
- Понять какой тип установки подходит: специальный под определенный вид авто или универсальный для крепления на панель или стекло.
- Рабочая температура прибора должна быть в пределах региона, где будет находиться авто.
Функции бортового компьютера
Для приобретения подходящего устройства, важно знать модель блока управления, благодаря этой информации подобрать подходящий прибор не составит труда. Самый простой бортовой компьютер на машину должен быть оснащен следующими функциями:
- измерение расхода топлива на 100 км;
- показ температуры двигателя;
- измерение пройденного расстояния;
- показ количества оборотов двигателя за минуту.
Помимо этого могут присутствовать и следующие функции:
- контроль уровня масла;
- уровень заряда аккумулятора;
- расчет скорости и времени движения;
- просмотр видео и прослушивание музыки.
Рейтинг бортовых компьютеров
На рынке есть много разных производителей этой техники. Современный рейтинг выглядит так:
- Multitronics MPC-800. Бортовик без дисплея. Крепление универсальное, информация показывается на экране синхронизированного смартфона или планшета.
- Штат X1-G. Многофункциональный минимализм. Рассчитан на модели ВАЗ. В наличии только самые важные функции. Устанавливается вмето заглушки на панели.
- Multitronics RIF-500. Многофункциональный бортовой компьютер, подходящий для многих современных авто. Можно установить в гнездо 1DIN магнитолы.
- Орион БК-135. Современный дизайн, устройство наделено графическим экраном. Благодаря небольшой толщине, есть много мест где его можно разместить. Считается диагностическим сканером.
- Multitronics CL-590. Благодаря уникальному дизайну монтируются в дефлекторы автомобиля. Имеет ЖК дисплей и легкость настройки. Подходит для многих авто.
- Multitronics VG1031UPL. Золотая середина в соотношении цены и качества. Экран небольшого размера, информация – основная.
- Престиж V55-CAN PLUS. Имеет широкий спектр возможностей при небольших размерах. Бортовой ПК, в котором совмещается малогабаритный корпус с информативным экраном.
Как пользоваться бортовым компьютером?
Для того чтобы использовать функции этого устройства, нужно знать как:
- Подключить диагностический компьютер.
- Настроить прибор.
- Использовать по назначению БК.
Как подключить бортовой компьютер?
Прибор предназначенный для считывания информации и передачи ее на дисплей монтируется просто. Установка бортового компьютера включает этапы:
- При отсутствии заводского компьютера нужно найти, где располагается диагностическая колодка.
- Подключают в него напрямую устройство или делают это через переходник.
- Помимо этого можно сделать простое соединение. Для этого находят пару контактов для питания и линию, отвечающую за диагностику.
Как настроить бортовой компьютер?
После подключения важно разобраться, как правильно ввести нужные параметры. Большая часть маршрутных компьютеров работает в двух режимах:
- пользователь;
- установка.
Настройка бортового компьютера осуществляется с помощью второго режима. Происходит это следующим образом:
- Выясняют тип используемого блока управления. Исходя из этого, выбирают ручной или автоматический вариант.
- Нужно понять, как включить бортовой компьютер. Для этого следует нажать на самую большую кнопку на панели.
- После этого в настройку вносят режим для определения количества горючего и его расхода.
- При осуществлении перехода в режим пользователя, нужно определиться, какие данные должны выводиться на дисплей.
- Важно установить правильную температуру для активации вентилятора системы охлаждения двигателя.
- Следует настроить яркость, дату и время на БК.
Как убрать ошибки с бортового компьютера?
Проблемы в работе устройства могут появиться по разным причинам. Перед тем, как искать способ их устранения, нужно разобраться, почему они появились. Без необходимости «мозги» автомобиля не рекомендуется обновлять. Управление бортовым компьютером обнуляется так:
- двигатель прогревают до рабочей температуры;
- от аккумулятора отсоединяется плюсовая клемма;
- ждут 15 мин.;
- возвращают клемму на место;
- ключ размещают в замке зажигания;
- проводят его поворот до включения всех указателей на приборной доске;
- оставляют на 2 мин.;
- возвращают в исходное положение;
- запускают двигатель и оставляют его работать на холостых оборотах;
- при надобности все действия повторяют еще несколько раз.
Автомобильные бортовые компьютеры
Бортовой компьютер в автомобиле нельзя отнести к предметам первой необходимости, однако это очень полезное устройство. Он и топливо поможет сэкономить, и о поломках предупредит, и предоставит кучу разнообразной информации о состоянии автомобиля. Стоят бортовые компьютеры недорого и часто окупают свою цену, спасая владельца от дополнительных трат на эвакуатор или автосервис.
Сегодня во многих автомобилях есть штатные бортовые компьютеры, однако они менее функциональны. Встроенные «компы» могут показать расход топлива, время поездки, забортную температуру, но ничего не скажут о неисправностях или техническом состоянии автомобиля. Часть альтернативных борткомпьютеров это умеют. Тем более есть смысл приобрести бортовой компьютер владельцам большинства отечественных машин и дешевых иномарок: у них нет штатного устройства и даже расход топлива приходится считать по чекам с заправки.
Возможности бортовых компьютеров
Сегодня топовые модели борткомпов имеют по нескольку сотен функций. Конечно, часть из них на практике бесполезны и используются редко, но такая цифра красноречиво говорит о возможностях этого типа устройств.
Бортовые компьютеры показывают сразу несколько параметров
Все функции можно поделить на несколько видов. Во-первых, вывод мгновенных параметров. Это текущее время, скорость автомобиля, обороты двигателя, температура охлаждающей жидкости, температура в салоне и на улице, остаток топлива в баке, бортовое напряжение и т. д. Во многих автомобилях подобная информация не выводится на приборную панель, а если и выводится, то с большей погрешностью. Кроме того, бортовой компьютер можно настроить, а приборную панель нет. Скажем, вы установили колеса размерностью больше, чем штатная. После этого спидометр непременно будет искажать информацию о скорости, тогда как бортовой компьютер можно откалибровать.
Во-вторых, индикация маршрутных параметров. С бортовым компьютером становится доступной информация о мгновенном расходе топлива, среднем расходе на 100 км, расходе топлива за текущую поездку, времени поездки, пройденном пути. Некоторые модели могут предсказывать запас пути на имеющемся топливе, рекомендовать среднюю скорость, подсчитывать время стояния в пробке.
В-третьих, отображение технических параметров. Производители постоянно сокращают количество информации, выводимой на приборную панель. На некоторых автомобилях кроме количества бензина ничего и не отображается. Бортовой компьютер же покажет и температуру охлаждающей жидкости, и напряжение бортовой сети, и массу других параметров.
Наконец, диагностика. В большинстве случаев бортовые компьютеры позволяют считывать коды ошибок электронного блока управления (ЭБУ) и сигнализировать о разного рода поломках. Конечно, профессиональный автосервис бортовой компьютер не заменит, но в некоторых случаях может подсказать владельцу тип неисправности или узел, который необходимо проверить.
Совместимость
Для карбюраторной машины подойдет и простенький «комп»
Идиллию в использовании автомобильных бортовых компьютеров разрушают проблемы совместимости — далеко не каждый «комп» подойдет для каждого автомобиля. Так, на карбюраторных машинах бортовой компьютер не то чтобы совсем бесполезен, но играет куда меньшую роль, чем на инжекторных. Как не трудно догадаться, связано это с тем, что в карбюраторных автомобилях мало электроники и датчиков, а также нет единого блока управления, который бы собирал и обратывал информацию. Так что функций в «компе» на карбюраторном автомобиле будет немного: тахометр, вольтметр, часы, термометр, октан-корректор и несколько других, менее значимых. Бортовой компьютер в карбюраторный автомобиль имеет смысл устанавливать, если на приборной панели нет тахометра или вольтметра — «комп» легко может заменить эти устройства. С этим справится даже самый дешевый гаджет. Если у вас карбюраторная машина — покупать дорогой компьютер нет смысла.
Во всей красе бортовые компьютеры проявляют себя на инжекторных автомобилях — тут в их распоряжении куча датчиков и электронный блок управления. Однако не все так просто. Производителей машин много, и каждый старается использовать уникальные блоки управления и протоколы передачи информации, причем они часто меняются. Изготовителям бортовых компьютеров постоянно приходится адаптировать свои устройства к «железу» различных авто. Иногда это получается, иногда нет.
Немного помогло производителям борткомпьютеров введение единого 16-контактного диагностического разъема OBD-2. Для автомобилей американского рынка этот разъем стал обязательным с 1996 года, европейского — с 2001-го, однако некоторые производители начали ставить его еще раньше. Сегодня работа с ЭБУ по стандарту OBD-2 — обязательная функция любого борткомпьютера. Впрочем, наличие в автомобиле разъема OBD-2 вовсе не гарантирует совместимость. У некоторых производителей слишком низкая, для бортовых компьютеров, скорость работы по этому стандарту или свой собственный «язык», который понимают не все гаджеты.
OBD-2 — хороший протокол. Он позволяет бортовому компьютеру добираться до многих диагностических функций ЭБУ, получать от него информацию с различных датчиков и считывать коды ошибок. Кроме того, по OBD-2 к бортовому компьютеру можно подключить автомобиль с дизельным двигателем.
Лучше OBD-2 может быть только оригинальный (то есть тот, который использует производитель) протокол передачи данных. Но рассчитывать на его поддержку в «компе» можно только владельцам популярных и широко распространенных автомобилей. В зависимости от модели борткомпьютера это могут от 1 до 20-30 машин. Подключение по оригинальному протоколу лучше, чем по OBD-2. Во-первых, оно проще, достаточно только воткнуть шнур в диагностический разъем ЭБУ. Во-вторых, быстрее, а скорость работы важна для борткомпьютеров. В-третьих, по оригинальному протоколу доступно больше параметров и способов диагностики. В некоторых случаях вообще можно управлять ЭБУ, например вручную задавать температуру включения вентилятора охлаждения (естественно, это актуально для автомобилей, у которых этой функцией заведует ЭБУ).
Даже если с вашим автомобилем бортовые компьютеры отказываются работать и по оригинальному протоколу, и по OBD-2, не стоит расстраиваться — к бензиновому инжекторному автомобилю бортовой компьютер всегда можно подключить в так называемом универсальном режиме. ЭБУ в этом подключении никак не задействован, компьютер напрямую подсоединяется к датчику скорости и к форсунке. Перед работой компьютер нужно настроить, а именно — указать производительность форсунки. Работает система так: «комп» отслеживает время открытия форсунки, умножает на производительность и на основе этих данных рассчитывает параметры, связанные с расходом бензина. Средняя скорость считается по датчику скорости. Однако диагностика и считывание кодов ошибок при таком подключении невозможны, поэтому этот способ применяют только в крайнем случае.
Установка
Компьютер на стекле
Чаще всего бортовые компьютеры поставляются в виде небольших квадратных или прямоугольных коробочек с монохромным дисплеем. Их с помощью присоски или липучки можно прикрепить в любом месте автомобиля: на торпедо, лобовое стекло, внутрисалонное зеркало, приборную панель. Это самый простой способ установки, но и самый неэстетичный. Компьютеры очень редко гармонично вписываются в салон автомобиля, кроме того, в некоторых моделях нужно как-то маскировать провода.
Куда привлекательнее смотрятся компьютеры, предназначенные для установки в стандартный однодиновый разъем. У них и дисплей обычно больше, и внешний вид симпатичнее. Но есть и неудобство — если однодиновый разъем в автомобиле один, то бортовой компьютер можно установить только за счет магнитолы, что сложно назвать приемлемым вариантом.
Редко, но можно встретить компьютеры, предназначенные для установки в конкретное место определенного автомобиля. Например, вместо часов или штатного борткомпьютера. Это идеальный вариант: и смотрится гармонично, и место для магнитолы не «расходуется». Однако в нашей стране такие решения можно найти разве что для отечественных автомобилей.
Компьютер в «штатном» месте ВАЗ-2114
Производители и цены
Лидером российского рынка бортовых компьютеров является компания Multitronics. Ее устройства зарекомендовали себя как надежные и очень функциональные (количество функции уже более 200). Правда, топовые гаджеты дорогие — до 6000 рублей, зато есть в модельном ряду и примитивные устройства стоимостью 500-800 рублей — покупатель может выбирать.
Примерно в таком ценовом диапазоне находится и продукция других компаний, среди которых можно выделить «ШТАТ» и Gamma.
Установка и подключение бортового компьютера на ВАЗ-2109
Бортовой компьютер в автомобиле — не острая необходимость, но полезный для автовладельца девайс, с помощью которого можно узнать техническую информацию о состоянии некоторых систем машины в режиме реального времени. БК на отечественных автомобилях ВАЗ 2109 — 2115 может быть установлен в случае, если автомобиль обладает системой впрыска топлива.
Зачем нужен бортовой компьютер?
В прошлых статьях мы уже говорили, что такое бортовой компьютер, для чего он нужен и каких видов они бывают. Но позволю себе повториться, чтобы вы чётко осознавали все плюсы наличия бортового компьютера, а минусы – пожалуй, их нет, разве что трата денег на покупку и всё.
Возьмем, к примеру, бортовой компьютер ШТАТ 115×24. Имея данную модель в своём наличии, вы можете:
- выставить температуру запуска вентилятора радиатора; данная функция очень полезна, например, в зимний период времени, когда вы можете контролировать температуру охлаждающей жидкости, тем самым следить за температурой радиатора печки.
- очень полезна функция сушки и прогрева свечей перед запуском двигателя.
- функция сброса настроек и корректировок ЭБУ нужна для перехода на бензин с более высоким или низким октановым числом (с 92 на 95 и наоборот), так же данная функция нужна для сброса настроек после длительной поездки с повышенной нагрузкой на двигатель.
- возможность чтения ошибок позволяет следить за состоянием автомобиля, вовремя менять нерабочие датчики, элементы.
Установка и подключение бортового компьютера на ВАЗ-2109
Бортовой компьютер в автомобиле — не острая необходимость, но полезный для автовладельца девайс, с помощью которого можно узнать техническую информацию о состоянии некоторых систем машины в режиме реального времени. БК на отечественных автомобилях ВАЗ 2109 — 2115 может быть установлен в случае, если автомобиль обладает системой впрыска топлива.
Инструкция по установке бортового компьютера
В данной статье мы рассмотрим процесс установки бортового компьютера «Престиж» с функцией диагностики и чтения ошибок.
Для работы нам понадобятся:
- Отвёртки,
- бортовой компьютер,
- провод длиной 1м.
Снимаем заглушку на центрально торпеде и ищем в ней 9-ти контактную колодку проводов. Данная колодка должна быть присутствовать на всех автомобилях нашей модели. Остаётся только подсоединить колодку к компьютеру и всё, но нам нужно провести к-линию.
Как провести К-линию?
- Берём наш провод и устанавливаем его во второй контакт нашей колодки.
- Противоположный конец провода кидаем под панель приборов в низ до диагностической колодки (для удобства можно отвернуть правую боковую панель).
- Протянув провод до диагностической колодки, подключаем его в гнездо «М» если у вас колодка ЕВРО-2 или в 7-е гнездо, если у вас колодка ЕВРО-3 (очень часто встречается, что диагностическая колодка на евро-3 установлена на авто вверх ногами, учтите это)
- Теперь подключаем бортовой компьютер, вставляем его в штатное место и проверяем его.
Установка и настройка устройства
После покупки необходимо установить компьютер на ваз 21099. Это легко осуществить, если на вашей машине стоит высокая или европанель. В этих передних панелях есть специально отведенные посадочные места для БК на центральной консоли, закрытые заглушками. Мы рассмотрим монтаж бортового компьютера на примере установки прибора Multitronics C340 на автомобиль Ваз 21099 с высокой передней панелью. Порядок действий.
- Для начала отсоединяем клемму «-» от аккумуляторной батареи.
- Затем снимаем заглушку на передней панели.
- После этого ищем колодку для диагностики — в машинах с высокой панелью она находится под торпедой, со стороны переднего пассажира.
- Втыкаем штырь длинного одиночного белого провода в разъем «М» диагностической колодки. Противоположный конец этого провода вставляем в разъем «2» колодки переходника, входящей в комплект устройства.
- Если в машине есть колодка иммобилизатора, но сам прибор отсутствует, нужно установить перемычку между 9 и 18 контактами иммобилизатора.
- Соединяем синим проводом разъем «6» колодки переходника с проводкой лампы подсветки прикуривателя.
- Подключаем конец зеленого провода к разъему «8» колодки переходника, а другой конец к 11 контакту белой 13 контактной колодки комбинации приборов.
- Соединяем 4-клеммную колодку из комплекта БК с ответной частью, расположенной в центральной консоли, возле гнезда аудиосистемы.
- Далее соединяем колодку переходника с 4-клеммной колодкой так, как указано на схеме.
- Вставляем корпус прибора на положенное ему место. Все, компьютер на Ваз 21099 установлен, осталось проверить, работает ли он.
Компьютер должен заработать через несколько секунд после установки. Отобразится это включением дисплея. Затем прибор должен перейти в ждущий режим. Не забудьте надеть отрицательную клемму на аккумулятор перед проверкой устройства!
После пуска двигателя компьютер Ваз 21099 инжектор должен автоматически определить протокол ЭБУ. Если этого не произошло, нужно выключить зажигание и выбрать его вручную. После этого необходимо снова завести двигатель и проверить правильность следующих параметров:
- температура двигателя;
- обороты коленвала;
- положение дроссельной заслонки;
- мгновенный расход топлива.
Ошибки при подключении/эксплуатации бортового компьютера
Ошибка:«Нет связи с контролёром» или «обрыв к-линии».
Данная ошибка свидетельствует о том, что к-линия не подключена или произошёл обрыв контакта. Проверьте провод, по схеме, описанной выше. Скорее всего вылетел контакт с диагностической колодки.
Ошибка:Неправильные показания датчика забортной температуры.
Если у вас температура за бортом -40, то это свидетельствует о том, что произошёл обрыв провода к датчику температуры, или такого датчика вообще нет. Если температура например -25, а на улице всего -10, то вам нужно заменить датчик на исправный.
Монтаж устройства
Отечественная модель ВАЗ 2114 оснащена местом для монтажа БК. Оно закрыто контрольной заглушкой, которую необходимо аккуратно снять. Облегчает установочные работы наличие специального комплекта проводов, имеющих разъем с девятью контактами. Его нужно подсоединить к соответствующему входу устройства. Основное взаимодействие аппарата и машины активируется путем подсоединения коричневого провода к гнезду «М» (Евро 2) либо «7» (Евро 3). Обратный конец провода внедряется во входное гнездо устройства. Тестируется работа компьютера, если все нормально, монтаж можно считать оконченным.
При необходимости демонтажа БК, производятся следующие манипуляции:
- Обесточивается система, снятием клеммы с аккумулятора;
- Демонтируется панель управления магнитолы, вместе с ней;
- Через образовавшееся окошко, рассоединяются крепления БК;
- Устройство извлекается с предварительным отключением всех подсоединенных приборов;
- Магнитола и панель монтируются на место.
Описание
ВАЗ-2109 сходившие с конвейера никогда не имели штатного бортового маршрутного компьютера. К счастью существуют модели БК разработанные специально для этой популярной марки. Это, к примеру БК-10 и БК-36 .
бортовой компьютер ваз 2109 карбюратор, бортовой компьютер ваз 21093 карбюратор, бортовой компьютер на ваз 2109, бортовой компьютер ваз 2109 инжектор, бортовой компьютер штат ваз 2109, установка бортового компьютера ваз 2109
Первые авто ВАЗ 2109 появились в 1987 году и прожили на конвейере до 2011 года. Уже в 1990-м году появилась модификация ВАЗ 21093, которая в первую очередь отличалась большей мощностью и улучшенным дизайном.
В том же 1990 году появилась полноценная модель ВАЗ 21099, с кузовом седан, который длиннее на 20 сантиметров. Также в машины своя облицовка радиатора, немного изменен капот и передние крылья, а в салоне новая панель с тахометром. Со временем эти изменения перекочевали на все семейство «Самара».
В практичном салоне все предстоит так: низкая приборная панель, передние кресла с подголовниками, при этом они содержат регулировку крепления ремней безопасности по высоте. Более новая модель содержит «высокую» приборную панель, улучшенный интерьер сидений и дверей, с замахом на престижность. Задние сиденья «девятки» складываются, трансформируя автомобиль в грузопассажирский вариант.
Комплектация «Люкс» имеет тахометр и маршрутный компьютер, также предусмотрена противоугонная система, электроблокировка дверей и стеклоподъемники с электроуправлением. Интересно, что система контроля напоминает о не пристегнутом ремне безопасности, незакрытой двери, об оставленном ключе зажигания и даже о работоспособности некоторых отдельных узлов автомобиля ВАЗ 2109. В 1995году был проведен рестайлинг, который по общему счету больших изменений во внешности и дизайне не принес.
Как считывать коды неисправностей в авто ВАЗ 2109
При считывании кодов поломок лампой контакт В, в колодке диагностики, соединить с «массой», с которой соединен контакт А.
Маркировка контактов в колодке диагностики авто ВАЗ 2109
На фото показана маркировка контактов колодки ВАЗ 2109, такая же маркировка и колодки ВАЗ 21093. А — соединяется с массой; В – служит для подачи сигнала на ЭБУ; управляет электробензонасосом контакт – G; выдается информация контактом М. При соединении контактов А и В ключ в замке зажигания на авто нужно повернуть в положение зажигания – I, двигатель при этом работать не должен. Лампа «CHECK ENGINE» в этих условиях должна высветить вспышками подряд три раза код 12. Порядок операции такой:
- Вспышка.
- От одной до двух секунд пауза.
- Вспышка.
- Вспышка.
- Пауза длиной две – три секунды.
- Это еще нужно выполнить два раза.
Код «12» указывает на работу системы, что говорит о том, что поломки в самой системе диагностики. После того, как высветился код «12», коды неисправностей три раза высвечивает лампа «CHECK ENGINE», при их наличии, если неисправностей нет, высвечивается код «12». Когда в памяти ЭБУ хранится несколько кодов неисправностей, каждый должен высвечиваться три раза.
Совет: По окончании диагностики контакты А и В на устройстве можно размыкать через 10 секунд после выключения зажигания на авто ВАЗ 2109.
В таблице приведены коды ошибок ЭБУ на авто ВАЗ 2109
Код | Наименование неисправности |
12 | Исправность в диагностической цепи лампы для контроля |
14 | Повышенный уровень сигнала датчика, указывающего температуру охлаждающей жидкости |
15 | Пониженный уровень сигнала датчика, указывающего температуру охлаждающей жидкости |
16 | Увеличение напряжения в бортовой сети |
17 | Понижение напряжения в бортовой сети |
19 | Неправильный сигнал в датчике положения коленчатого вала |
21 | Повышение напряжения в сигнале датчика, указывающего положение дроссельной заслонки |
22 | Уменьшенное напряжение в сигнале датчика положения дроссельной заслонки |
24 | Отсутствие сигнала на датчике скорости автомобиля |
27 | Повышенный уровень в сигнале СО-потенциометра |
28 | Пониженный уровень в сигнале СО-потенциометра |
33 | Неправильный сигнал в датчике массового расхода воздуха (на выходе датчика появилась высокая частота сигнала) |
34 | Пониженная частота сигнала, образуемая на выходе датчика, указывающего массовый расход воздуха |
35 | Колебания частоты вращения холостого хода |
43 | Ошибочный сигнал датчика детонации |
51 | Ошибка в постоянно программируемом запоминающем устройстве (ППЗУ) |
52 | Ошибка в электронном блоке управления (ОУЗ) |
53 | Ошибка, возникающая в электронном программируемом запоминающем устройстве (ЭПЗУ) |
61 | Ошибка в связи с иммобилайзером |
При считывании кодов могут обнаруживаться неожиданные коды. В этом случае предполагается, что они созданы непостоянной поломкой и могут помочь в диагностике системы.
Взаимодействие с устройством
Начнем с того, что в продаже представлены различные варианты. При этом многие из них имеют четырехразрядный цифровой дисплей (зачастую монохромный). Наличие такого дисплея несколько осложняет взаимодействие водителя с БК, так как нужно привыкать к разным сокращениям и пиктограммам.
Если просто, способ отображения информации на таких дисплеях сначала может вызывать некоторые затруднения. Например, «ПР.ОСТ» будет означать, какой пробег предполагается на имеющемся остатке топлива и т.д.
Что касается способов управления устройством, зачастую это происходит при помощи кнопок, которых может быть две или больше (в зависимости от типа, производителя, модели БК и других особенностей). Как правило, при помощи кнопок имеется возможность менять яркость подсветки дисплея, управлять режимами работы, вносить свои коррективы и т.д.
БК обычно реагирует на короткие и длительные нажатия кнопок, что позволяет осуществлять навигацию по условному меню, изменять параметры, заходить в подразделы.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как сделать впрыск воды в двигатель своими руками. Из этой статьи вы узнаете, для чего нужен впрыск воды в мотор, а также как реализовать данную инсталляцию самому.
Отметим, что такая особенность управления также может осложнить взаимодействие с ботовым компьютером, особенно на этапе ознакомления с устройством. По этой причине рекомендуем отдельно изучить инструкцию и всегда иметь мануал под рукой.
Что умеет бортовой компьютер Multitronics
Для чего нужен
Визитной карточкой БК является большое количество функций и настроек, позволяющее реализовать запросы любого пользователя, возможность самостоятельно группировать параметры на дисплее, большое количество различных предупреждений, подаваемых и в голосовой форме, возможность подключить парктроник.
Дополнительной особенностью является возможность диагностики автомобилей. При загорании лампы Check Engine бортовой компьютер считывает код неисправности, производит расшифровку и позволяет сбросить появившуюся ошибку. Диагностика возможна для большинства машин отечественного и импортного производства.
Маршрутный бортовой компьютер обладает возможностью произвольной калибровки бака по 2 точкам (полный и пустой бак) в режиме чтения остатка уровня топлива по данным ЭБУ. Он поддерживает самостоятельное обновление программного обеспечения с помощью опционального кабеля или K-Line адаптера.
Поддержка большого количества оригинальных и универсальных протоколов диагностики позволяет установить БК не только на наши автомобили, но также на многие иномарки. Поддерживается чтение и сброс кодов неисправностей множества дополнительных систем (ABS, ESP). При возникновении ошибки в ЭБУ он сразу предупредит о факте ее возникновения. Таким образом, водитель будет проинформирован о нештатной работе систем авто.
Какие функции выполняет
- за счет встроенной диагностики немедленно предупредят о неисправности;
- позволят настроить до 15 различных голосовых предупреждений с одновременным ведением журнала;
- уникальные функции контроля за качеством топлива позволят избежать внеплановых ремонтов и выбрать качественную заправку;
- контроль расхода топлива, с использованием функции «Эконометр» позволит соблюдать экономичный стиль вождения или вести поездку строго по лимиту времени;
- просмотр статистики поездок (скорость, пройденное расстояние, количество израсходованного топлива) позволит планировать затраты на автомобиль.
- голосовое и текстовое сопровождение всех режимов с расшифровкой неисправностей (звук можно отключить);
- поддержка более 60 протоколов инжекторных и дизельных машин (код ошибки можно узнать из инструкции к прибору, если он выпущен именно для вашего автомобиля);
- 1, 4, 7 или 9 параметров на дисплее одновременно (мультидисплей);
- возможность представления параметров в виде графиков или стрелочных приборов;
- журнал поездок и заправок;
- возможность подключения переднего и заднего парктроников;
- возможность наблюдения мгновенных параметров в виде графиков;
- самописец с функцией «Обратный отсчет».
Многие автолюбители хотят знать, как влияет БК на разряд аккумулятора машины. Ведь он постоянно работает, а значит потребляет энергию. Во время работы двигателя — это никаким образом не повлияет на аккумулятор. А во время стоянки, при неработающем моторе, он потребляет по минимуму энергии. Если сравнить со включенной авто сигнализацией, то потребление тока из БК намного меньше. Т.е. он минимальным образом влияет на разряд АКБ.